Гребенщикова т в педагогическая поддержка эмоционально экспрессивного развития детей в доу

Обновлено: 06.07.2024

Ощепкова Екатерина Сергеевна (Институт языкознания РАН, Москва, Россия)
Картушина Наталья Александровна (Университет Осло, Осло, Норвегия)
Бухаленкова Дарья Алексеевна (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ))

Аннотация

Актуальность. Как речь, так и аффективная сфера имеют критически важное значение для развития ребенка, его академической успешности. Необходимо изучать взаимосвязь этих психических функций, поскольку это дает новые возможности для развития дошкольников.

Цель. Обзор классических и современных исследований отечественных и зарубежных ученых о видах взаимосвязи речевого и эмоционального развития у детей дошкольного возраста.

Методика. Критический анализ литературы по теме эмоционального и речевого развития и их связи.

Результаты. На основании проанализированных работ делается вывод о тесной связи и взаимодействии эмоциональной и языковой сферы ребенка в процессе онтогенеза. Особенное внимание уделяется взаимосвязи эмоциональной компетентности ребенка (умении распознавать и называть эмоции) и уровнем развития лексического аспекта, особенно знанием слов, связанных с аффективной сферой. Другой значительной областью пересечения языка и эмоций стала сфера общения, которая у ребенка тем успешнее, чем лучше развиты у него как речь, так и эмоции. В качестве интерпретации предлагается несколько подходов — как культурно-исторический подход Л.С. Выготского, так и современные когнитивные модели.

Выводы. Данный анализ позволяет ознакомиться с новейшими отечественными и зарубежными работами в области взаимосвязи речи и эмоций детей и увидеть возможности для практического применения изложенных подходов. В частности, оценить вклад речевых функций в эмоциональную регуляцию и саморегуляцию ребенка, а также усовершенствовать развитие эмоционального словаря детей.

Полная версия статьи доступна по ссылке РИНЦ.

Литература

Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец: у истоков общения. М.: Педагогика, 1999.

Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А., Веракса А.Н., Якупова В.А. Связь теории сознания и регуляторных функций в старшем дошкольном возрасте // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Психология. Педагогика. Серия 16. 2018. № 8. С. 293–311. DOI: 10.21638/11701/spbu16.2018.306

Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2008.

Баенская Е.Р. Ранние этапы аффективного развития в норме и патологии. М.: Издательство УРАО, 2001.

Брангье Ж.К. Беседы с Жаном Пиаже. Беседа шестая (май-июнь 1969): Знание и аффективность // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 6. С. 92–94.

Бучнева Е.Ю., Селезнева Ю.В., Чуприна Д.А. Детский театр и эмоциональный интеллект старших дошкольников: сборник методических материалов. Ростов-на-Дону: Foundation, 2020.

Веракса А.Н., Бухаленкова Д.А., Ощепкова Е.С. Взаимосвязь понимания эмоций и смысловых аспектов нарратива дошкольников // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. 2019. № 4. С. 76–84. DOI: 10.22204/2410-4639-2019-104-04-76-84

Веракса Н.Е., Дьяченко О.М. Способы регуляции поведения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1996. № 3. С. 14–27.

Верхотурова Н.Ю. К проблеме генезиса эмоциональной регуляции поведения в детском возрасте // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 8. С. 264–273.

Воронин С. В. Основы фоносемантики. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1982.

Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.

Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН, 1960.

Гребенщикова Т.В. Педагогическая поддержка эмоционально-экспрессивного развития детей в дошкольном образовательном учреждении. Дисс… канд. пед. наук. Новокузнецк, 2011.

Доброва Г.Р. Вариативность речевого развития детей. М.: Языки славянской культуры, 2018.

Дубровина И.В. Психологические проблемы воспитания детей и школьников в условиях информационного общества // Национальный психологический журнал. 2018. Т. 29. № 1 С. 6–16.

Журавлев А.П. Звук и смысл. М.: Просвещение, 1991.

Карабанова О.А. В поисках оптимального стиля родительского воспитания // Национальный психологический журнал. 2019. № 3. С. 71–79.

Кравцов Г. Принцип единства аффекта и интеллекта как основа личностного подхода в обучении детей // Вопросы психологии. 1996. № 6. С. 53–64.

Лепская Н.И. Язык ребенка. Онтогенез речевой коммуникации. М.: РГГУ. 2017.

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.

Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009.

Листик Е.М. Развитие способности к распознаванию эмоций в старшем дошкольном возрасте: дисс. . канд. психол. наук. М., 2003.

Микляева Н.В., Виноградова Н.А., Князев Е.А., Маринюк А.А., Степанова О.А., Юганова И.В., Красильников И.В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования. М.: Юрайт, 2019.

Ощепкова Е.С., Бухаленкова Д.А., Якупова В.А. Развитие связной устной речи в старшем дошкольном возрасте // Современное дошкольное образование: теория и практика. 2020. Т. 99. № 3. С. 32–39. (2020б) DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10072

Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. М.: Академический проект, 2006.

Сергиенко Е.А., Лебедева Е.И., Прусакова О.А. Модель психического в онтогенезе человека. М.: Ин-т психологии РАН, 2009.

Ушакова, Т. Н. Речь: истоки и принципы развития. М.: ПЕР СЭ, 2017.

Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Принципы и навыки психогигиены эмоциональной жизни // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1996. № 1. С. 7–14.

Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи: учеб. пособие. М.: Владос, 2000.

Шахнарович А.М. Детская речь в зеркале психолингвистики: Лексика. Семантика. Грамматика. М.: Ин-т языкознания РАН, 1999.

Щетинина А.М. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека // Вопросы психологии. 1984. № 3. С. 60–66.

Agnoli, S. et al. (2012). The interaction between emotional intelligence and cognitive ability in predicting scholastic performance in school-aged children. Personality and Individual Differences, 5, 660–665.

Aznar, A., & Tenenbaum, H. (2013). Spanish parents' emotion talk and their children's understanding of emotion. Frontiers in Psychology, 4, 670. DOI: 10.3389/fpsyg.2013.00670

Beck, L., Kumschick, I.R., Eid, M., & Klann-Delius, G. (2012). Relationship between language competence and emotional competence in middle childhood. Emotion, 12, 503–514. DOI: 10.1037/a0026320

Bohlmann, N.L., Maier, M.F., & Palacios, N. (2015). Bidirectionality in self-regulation and expressive vocabulary: Comparisons between monolingual and dual language learners in preschool. Child Development, 86, 1094–1111. DOI: 10.1111/cdev.12375

Bosacki, S.L., & Moore, C. (2004). Preschoolers' understanding of simple and complex emotions: Links with gender and language. Sex roles, 50, 659–675. DOI: 0.1023/B:SERS.0000027568.26966.27

Brooks, J.A., Shablack, H., Gendron, M., Satpute, A.B., Parrish, M.H., & Lindquist, K.A. (2017). The role of language in the experience and perception of emotion: A neuroimaging meta-analysis. Social Cognitive and Affective Neuroscience, 12, 169–183. DOI: 10.1093/scan/nsw121

Brown, J.R., & Dunn, J. (1996). Continuities in emotion understanding from three to six years. Child development, 67, 789–802.

Bullock, M., & Russell, J.A. (1984). Preschool children's interpretation of facial expressions of emotion. International Journal of Behavioral Development, 7, 193–214.

Calkins, S.D., & Bell, M.A.E. (2010). Child development at the intersection of emotion and cognition. W.: American Psychological Association.

Carpenter, J.L., & Drabick, D.A. (2011). Co-occurrence of linguistic and behavioural difficulties in early childhood: A developmental psychopathology perspective. Early Child Development and Care, 181, 1021–1045. DOI: 10.1080/03004430.2010.509795

Cassidy, J., Parke, R.D., Butkovsky, L. & Braungart, J.M. (1992). Family-peer connections: The roles of emotional expressiveness within the family and children's understanding of emotions. Child development, 63, 3, 603–618.

Clark, E.V. (2009). First Language acquisition. C.: Cambridge university press.

Cohen, J.S., & Mendez, J.L. (2009). Emotion regulation, language ability, and the stability of preschool children's peer play behavior. Early Education and Development, 20, 1016–1037. DOI: 10.1080/10409280903305716

Cole, P.M., Dennis, T.A., Smith-Simon, K.E., & Cohen, L.H. (2009). Preschoolers' emotion regulation strategy understanding: Relations with emotion socialization and child self-regulation. Social Development, 18, 324–352. DOI: 10.1111/j.1467-9507.2008.00503.x

Conti-Ramsden, G., Mok, P.L.H., Pickles, A., & Durkin, K. (2013). Adolescents with a history of specific language impairment (SLI): Strengths and difficulties in social, emotional and behavioral functioning. Research in Developmental Disabilities, 34, 4161–4169. DOI: 10.1016/j.ridd.2013.08.043

Day, K.L., & Smith, C.L. (2013). Understanding the role of private speech in children's emotion regulation. Early Childhood Research Quarterly, 28, 405–414. DOI: 10.1016/j.ecresq.2012.10.003

De Stasio, S., Fiorilli, C., & Di Chiacchio, C. (2014). Effects of verbal ability and fluid intelligence on children's emotion understanding. International Journal of Psychology, 49, 409–414. DOI: 10.1002/ijop.12032

Denham, S.A., Zoller, D., & Couchoud, E.A. (1994). Socialization of preschoolers' emotion understanding. Developmental psychology, 30, 928–936. DOI: 10.1037//0012-1649.30.6.928

Dunn, J., Bretherton, I., & Munn, P. (1987). Conversations about feeling states between mothers and their young children. Developmental psychology, 23, 132–139. DOI: 10.1037/0012-1649.23.1.132

Dunn, J., Brown, J., & Beardsall, L. (1991). Family talk about feeling states and children's later understanding of others' emotions. Developmental psychology, 27, 448–455.

Dunn, L.M., & Dunn, D.M. (2007). PPVT-4: Peabody picture vocabulary test Minneapolis. MN.: Pearson Assessments.

Etkind, E.G. (1985). The matter of verse. Paris: Institut d’etudes slaves.

Farina, E., Albanese, O., & Pons, F. (2007). Making inferences and individual differences in emotion understanding. Psychology of language and communication, 11, 3–19.

Fisher, K.W., Shaver, P.R., & Carnochan, P. (1990). How emotions develop and how they organize development. Cognition and Emotion, 4, 81–127. DOI: 10.1080/02699939008407142

Galasyuk, I.N., Lavrova, M.A., Suleymanova, E.V., & Kiselev, S.Y. (2019). Parent Responsiveness and its Role in Neurocognitive and Socioemotional Development of One-Year-Old Preterm Infant. Psychology in Russia: State of the Art, 12, 86–104. DOI: 10.11621/pir.2019.0307

Gil, S., Aguert, M., Bigot, L.L., Lacroix, A., & Laval, V. (2014). Children’s understanding of others’ emotional states: Inferences from extralinguistic or paralinguistic cues? International Journal of Behavioral Development, 6, 539-549. DOI: 10.1177/0165025414535123

Grazzani, I. et al. (2018). The relation between emotion understanding and theory of mind in children aged 3 to 8: The key role of language. Frontiers in psychology, 9, 724. DOI: 10.3389/fpsyg.2018.00724

Hale, C.M., & Tager-Flusberg, H. (2003). The influence of language on theory of mind: A training study. Developmental science, 6, 3, 346–359. DOI: 10.1111/1467-7687.00289

Harris, P.L., de Rosnay, M., Pons, F. (2005). Language and Children's Understanding of Mental States. Current Directions in Psychological Science, 14, 69-73. DOI: 10.1111/j.0963-7214.2005.00337.x

Izard, C.E., & Malatesta, C.Z. (1987). Perspectives on emotional development I: Differential emotions theory of early emotional development. Wiley & Sons.

Lindquist, K.A. (2009). Language is Powerful. Emotion Review, 1, 16–18. DOI: 10.1177/1754073908097177

Montroy, J.J., Bowles, R.P., Skibbe, L.E., McClelland, M.M., & Morrison, F.J (2016). The development of self-regulation across early childhood. Developmental Psychology, 52, 1744–1762. DOI: 10.1037/dev0000159

Pekrun, R., & Linnenbrink-Garcia, L. (2014). International handbook of emotions in education. N.Y.: Routledge. DOI: 10.4324/9780203148211

Pianta, R., LaParo, K., & Hamre, B. (2008). Classroom Assessment Scoring System PreK manual. Baltimore, MD: Brookes.

Pons, F., & Harris, P. (2000). Test of emotion comprehension: TEC. University of Oxford.

Pons, F., Harris, P.L., & de Rosnay, M. (2004). Emotion comprehension between 3 and 11 years: Developmental periods and hierarchical organization. European Journal of Developmental Psychology, 1, 127–152. DOI: 10.1080/17405620344000022

Pons, F., Lawson, J., Harris, P.L., & De Rosnay, M. (2003). Individual differences in children's emotion understanding: Effects of age and language. Scandinavian journal of psychology, 44, 347-353. DOI: 10.1111/1467-9450.00354

Premack, D., & Woodruff, G. (1978). Does the chimpanzee have a “Theory of Mind”? Behavioral and Brain Sciences, 4, 515–526. DOI: 10.1017/S0140525X00076512

Ridgeway, D., Waters, E., & Kuczaj, S.A. (1985). Acquisition of emotion-descriptive language: Receptive and productive vocabulary norms for ages 18 months to 6 years. Developmental Psychology, 21, 901–908. DOI: 10.1037/0012-1649.21.5.901

Roberts, W.L., & Strayer, J. (1987). Parents' responses to the emotional distress of their children: Relations with children's competence. Developmental Psychology, 23, 415–422. DOI: 10.1037/0012-1649.23.3.415

Saltzman, J.A. et al. (2018). Development of appetite self-regulation: Integrating perspectives from attachment and family systems theory. Child Development Perspectives, 12, 51–57. DOI: 10.1111/cdep.12254

Streubel, B., Gunzenhauser, C., Grosse, G., & Saalbach, H. (2020). Emotion-specific vocabulary and its contribution to emotion understanding in 4-to 9-year-old children // Journal of Experimental Child Psychology, 193, 104790. DOI: 10.1016/j.jecp.2019.104790

Tenenbaum, H.R., Louis, A., Brooks, P.J., & Dunne, G. (2008). The effects of explanatory conversations on children's emotion understanding. British Journal of Developmental Psychology, 26, 249-263. DOI: 10.1348/026151007X231057

Thompson, R.A. (1991). Emotional Regulation and Emotional Development. Educational Psychology Review, 3, 269–307. DOI: 10.1007/BF01319934

Vallotton, C., & Ayoub, C. (2011). Use your words: The role of language in the development of toddlers’ self-regulation. Early Childhood Research Quarterly, 26, 169–181. DOI: 10.1016/j.ecresq.2010.09.002

Wareham, P., & Salmon, K. (2006). Mother–child reminiscing about everyday experiences: Implications for psychological interventions in the preschool years. Clinical Psychology Review, 26, 535-554. DOI: 10.1016/j.cpr.2006.05.001

Wellman, H.M. (1992). The MIT Press series in learning, development, and conceptual change. The child's theory of mind. London: The MIT Press.

Поступила: 12.04.2021

Принята к публикации: 20.05.2021

Дата публикации в журнале: 15.09.2021

Ключевые слова: эмоциональное развитие; речевое развитие; онтогенез; теория сознания

Доступно в on-line версии с: 15.09.2021

Ощепкова Е. С., Картушина Н. А., Бухаленкова Д. А. Связь развития речи и эмоций у детей дошкольного возраста: теоретический обзор. // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. 2021. № 3. c.260-287

Гребенщикова Т. В. Педагогическая поддержка эмоционально-экспрессивного развития детей в дошкольном образовательном учреждении : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : специальность 13.00.01 / Гребенщикова Татьяна Валерьевна; [Кузбас. гос. пед. акад.]. - Новокузнецк, 2011. - 22 с. ; 21 см. - Библиогр.: с. 21-22 (9 назв.)

Купить

Реферат по теме Педагогическая поддержка эмоционально-экспрессивного развития детей в дошкольном образовательном учреждении : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : специальность 13.00.01

Курсовая по теме Педагогическая поддержка эмоционально-экспрессивного развития детей в дошкольном образовательном учреждении : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : специальность 13.00.01

ВКР/Диплом по теме Педагогическая поддержка эмоционально-экспрессивного развития детей в дошкольном образовательном учреждении : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : специальность 13.00.01

Диссертация по теме Педагогическая поддержка эмоционально-экспрессивного развития детей в дошкольном образовательном учреждении : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : специальность 13.00.01

Заработать на знаниях по теме Педагогическая поддержка эмоционально-экспрессивного развития детей в дошкольном образовательном учреждении : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : специальность 13.00.01

Помогите сайту стать лучше, ответьте на несколько вопросов про книгу:
Педагогическая поддержка эмоционально-экспрессивного развития детей в дошкольном образовательном учреждении : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : специальность 13.00.01

Пожалуйста, авторизуйтесь

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Общая педагогика, история педагогики и образования . Диссертация Педагогическая поддержка эмоционально-экспрессивного развития детей в дошкольном образовательном учреждении : диссертация . кандидата педагогических наук : 13.00.01, Новокузнецк, 2011

v 4.8.3 от 28.01.2022

Если Вы получили файл pdf с ошибками или не правильный, то напишите нам [email protected] и мы выполним возврат средств.
Если платили картой, то возврат денег только на ту карту, с которой осуществлялась оплата.

Читайте также: