Грамадства як сістэма план канспект урока 10 класс

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Автор: Занько Екатерина Владимировна, учитель истории и обществознания АОУ школы №9 г. Долгопрудного Московской области

Сформировать у учащихся представления о гражданстве, как важной правовой категории и об основаниях его приобретения;

Рассмотреть правила приема в гражданство и основания прекращения гражданства.

Развивать умения и анализировать документы, сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

Основные понятия: государство, гражданство, паспорт, натурализация, апатрид,.

Учащиеся должны уметь:

- соотносить понятие гражданин, человек, гражданство;

-соотносить положение граждан и не граждан в государстве;

- называть способы приобретение гражданства и основания прекращения, опираясь на текст Конституции РФ;

Проверка д/з. Гражданство РФ.

Объяснение нового материала.

А)Способы получения гражданства

Б) Институт гражданства в РФ

В) Порядок получения гражданства

3. Практическая часть. Закрепление изученного

Повторение изученного

На прошлом уроке мы познакомились с понятием Гражданство , правами и обязанностями граждан РФ.

Кто такой гражданин?

И что такое гражданство?

Как соотносятся между собой права и обязанности граждан?

Почему государство наделяет граждан больше правами, чем обязанностями?

Какие права граждан вы знаете? А какие обязанности?

Может ли иностранный турист, приехавший в Россию из другой страны стать президентом Российской Федерации или принять участие в любых иных выборах в качестве кандидата? Почему?

Какие права одинаковы у российских и иностранных граждан? А какие отличаются?

Какой документ подтверждает наличие гражданства у человека?

Объяснение нового материала.

В современном мире большинство населения принадлежит к какому-либо государству. Сегодня на уроке мы коснемся вопроса о получении гражданства, принципах гражданства РФ, порядке получения гражданства РФ

А) Презентация. Способы получения гражданства ( запись в тетрадь)

1. По рождению.

На сегодняшний день в большинстве стран используют оба принципа применительно к конкретной ситуации.

Задача: 1.В Москве был найден маленький мальчик. Кто является его родителями и где они – неизвестно. Гражданином какого государства будет мальчик? Ответ: Ребенок, который находится на территории РФ и его родители неизвестны, становится российским гражданином, если родители не объявятся в течение шести месяцев.

2.Какое гражданство получит ребенок, если один из родителей гражданин РФ, а другой-лицо без гражданства? Ответ: гражданство РФ

2.Вступление в гражданство по желанию

Натурализация- процедура вступления в гражданство.

3. выбор гражданства при изменении границ государств;( Крым 2014)

4. Оптация- переход населения какой-либо территории из одного гражданства в другое в связи с передачей территории, на которой оно проживает, одним государством другому; (Кёнигсберг 1945) применяется и для того, чтобы дать возможность жителям территорий, изменивших свою государственную принадлежность, самостоятельно сделать выбор между сохранением прежнего гражданства (если государство прежнего гражданства продолжает существовать) или обретением гражданства государства, к которому отошла территория их проживания.

5. дарование гражданства лицу главой государства за какие-либо заслуги;

6. переход гражданства по наследству.( Например, в Литве и Румынии- для потомков граждан, проживавших на территории до 1940 года)

7. Восстановление в гражданстве (или повторное укоренение) – предоставление российского гражданства лицам, ранее им обладавшим. Восстановление в гражданстве производится так же, как и прием в гражданство - в общем порядке (указом Президента РФ), за исключением требования о сроке непрерывного проживания в Российской Федерации. Он при восстановлении сокращен до трех лет.

Апатрид-лицо без гражданства.

Для вступления в гражданство предусмотрена сдача тестов на получение гражданства. В них включаются вопросы, касающиеся знания языка, законов, истории и культуры государства.

В некоторых странах такие тесты бывают довольно необычны.

Видеофрагмент. 05:11-07:07

Б) Работа с конституцией. Институт гражданства в РФ.

Ст.6 КРФ. Какие принципы гражданства содержит документ?

Единство и равенство граждан

Поощрение приобретения гражданства

Невозможность прекращения гражданства в случае проживания за рубежом

Запрет на лишение гражданства, высылку и выдачу граждан

Гарантия прав и свобод граждан

В)работа с учебником. Порядок получения гражданства стр. 230( посл. Абзац)

Составление опорного конспекта

А теперь узнаем, как вы поняли материал. Вам будут предложены несколько знаков-ассоциаций. Что стоит за ними? Занесите их в нужный столбик.

Практическая часть. Закрепление изученного

Сейчас мы с вами выступим в роли юристов и с тем знанием, которое вы получили на уроке, разрешим жизненные ситуации.

23 марта 2001 г. в Киеве родился Евгений Петров. Его отец является гражданином РФ, а мать – лицом без гражданства. Гражданином какого государства будет являться Евгений?

В семье гражданки РФ и гражданина Франции, проживающих на территории РФ, родился сын. Используя обществоведческие знания, объясните, как может быть решён вопрос о гражданстве сына. Приведите три возможных способа решения этого вопроса.

В период пребывания в США обоих родителей - граждан России Поповых родился ребенок. Родители получили американские документы, удостоверяющие принадлежность ребенка к гражданству США.

Чье гражданство получает этот ребенок по законодательству РФ?

Ирина К. вышла замуж за гражданина Аргентины. Несколько лет она прожила на родине супруга. Однако брак распался, Ирина возвратилась домой. Может ли ей быть отказано в российском гражданстве?

Сергей Кузнецов является российским гражданином. Получив повестку в армию, он решил отказаться от гражданства, мотивируя это тем, что желает уехать учиться в другую страну. Он подал заявление о выходе из гражданства, но ему было в этом отказано. Возмущенный тем, что принцип добровольности нарушен, молодой человек пришел к адвокату за советом. Объясните ситуацию Сергею с точки зрения закона. Если затрудняетесь ответить, то используйте статью 20 закона “О гражданстве РФ”.

Ответ: Одной из обязанностью граждан РФ является служба в армии и в соответствие с пунктом а) ст. 20 Сергей имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство.

Петр Иванович Николаев, имеющий 3-летнюю дочь Ирину, которую он обязан содержать по закону, обратился в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ. Николаев собирается стать гражданином государства, с которым у РФ нет международного договора о правовой помощи. Ходатайство Николаева о выходе из гражданства было отклонено.

– Как же так? – возмущался Николаев. – Я не являюсь обвиняемым по уголовному делу, в отношении меня не вынесен приговор суда, я не получил повестку о прохождении военной службы. Почему же мне отказали в удовлетворении ходатайства? Если затрудняетесь ответить, то используйте статью 20 закона “О гражданстве РФ”.

Ответ: Николаеву отказано в соответствии с пунктом в) ст. 20, так как нет гарантий, что он приобретет гражданство данного государства.

Образовательная: сформировать представление о гражданстве как важной правовой категории, которая обозначает взаимосвязь человека и государства; объяснить порядок приобретения гражданства; рассмотреть правила приема в гражданство РФ и основания для прекращения гражданства

Развивающая: развивать умения анализировать документы, сравнивать, сопоставлять, делать выводы; умения, необходимые для применения полученных знаний при решения практических задач, выборе форм поведения и способов защиты прав и интересов личности.

Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, четкой гражданской позиции, способствовать воспитанию правовой культуры учащихся,

Тип урока: Изучение нового материала

Формы урока: фронтальная, групповой урок-практикум.

Методы обучения: объяснительно-иллюстрированный

Форма контроля: выполнение заданий учащимися в группах

Основной учебник: Боголюбов Л.Н, Городецкая Н.И., Матвеев А.И. Обществознание,10класс: учебник для общеобразовательных учреждений, М: Просвещение,2014.

Оборудование: компьютер и проектор, Конституция РФ.

Основные понятия: Гражданин, Гражданство, Конституция, Декларация.

1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

С добрым утром!
Начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроках не скучать,
А работать и читать!

ІІ . Проверка домашнего задания

1) Терминологический диктант

  1. Правосознание – это отношение людей к праву, действующему законодательству и юридической практике.
  2. Знание права – знание норм Конституции РФ, содержания важных федеральных законов.
  3. Правовая идеология – отношение к правовым знаниям. Их оценка с точки зрения определенной системы.
  4. Правовая культура личности – уровень знания права каждым из нас, уважительное отношение к праву.
  5. Правовая культура общества – уровень развития правосознания и правовой активности общества.
  6. Правовой нигилизм – недооценка роли права, неуважение к праву.
  7. Правовое поведение –поведение, соответствующе правовым нормам.
  8. Правовое воспитание - система мер воздействия, направленных на выработку высокого уровня правосознания и правовой культуры.
  9. Уровни правосознания : научное, профессиональное, обыденное.
  10. Виды правомерного поведения: социально активное, конформистское, маргинальное.

2) Прочитайте текст и выполните задания 1—4.

В правильном ответе могут быть указаны следующие примеры:

- В значительной степени правосознание влияет и на соблюдение законов. Если человек знает законы, в большинстве случаев он их постарается не нарушать.

- Как форма общественного сознания оно оказывает корректирующее воздействие на сознание отдельных индивидов и таким образом способствует повышению его уровня, приближению индивидуального правосознания к общественному.

- Соблюдение требований законодательства находится в прямой зависимости от уровня правосознания всех членов общества, их культурности.

- Правосознание играет важную роль и при решении компетентными органами конкретных юридических дел в процессе применения правовых норм.

- В настоящее время без наличия соответствующей нормы права правосознание не может быть основанием при принятии решений по юридическим делам, и тем более когда речь идет о привлечении к уголовной ответственности, то есть оно не используется в качестве источника права.

3) Подумайте.Согласны ли вы с мнением французского юриста Ж. Карбонье: «Если человек обладает развитым правосознанием, то так уж нужна ему информация о законе? При таком правосознании гражданин сумеет понять, что является законным?

Подведение итогов проверки дом задания

ІІІ. Изучение нового материала

1) Я хочу начать второй блок урока с поэтической минутки.

Но твой ли он? тобой ли сказан?

Ты мог бы правильней судить:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

А что такое гражданин?

Отечества достойный сын.

Ах! будет с нас купцов, кадетов,

Мещан, чиновников, дворян,

Довольно даже нам поэтов,

Но нужно, нужно граждан нам!

Но где ж они? Кто не сенатор,

Не сочинитель, не герой,

Кто гражданин страны родной?

Где ты? откликнись? Нет ответа.

И даже чужд душе поэта

Его могучий идеал!

Кто написал эти строки?

Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

2) О чем мы должны сегодня узнать.

- Кто может быть гражданином РФ

ГРАЖДАНИН - человек, принадлежащий к населению какого-то государства

- сознательный член общества

4) Принципы гражданства. Приложение 2.

5) Основания приобретения гражданства схема стр 230

6) Работа в группах

1 приобретение гражданства по рождению стр12

2. прием в гражданство в общем порядке стр 13

3. прием в гражданство в упрощенном порядке стр14

7) Учитель..При изменении Государственной границы Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором Российской Федерации. Вопрос : Как вы думаете, кто принимает решение о приеме в гражданство?

(Статья 89 Конституции РФ.)

Вопрос о приеме в российское гражданство решает Президент РФ,

- подготовительную работу и исполнение решения осуществляет Минстерство

внутренних дел, а за границей - Министерство иностранных дел.

- Если человек получил гражданство, ему выдается паспорт гражданина

РФ. Этот порядок называется натурализацией.

Российский гражданин не может быть лишен гражданства . В то же

время он может выйти из российского гражданства, подав соответствую щее

ходатайство. Ему может быть отказано в следующих случаях:

- если он получил повестку о призыве на срочную службу в армии;

- если он привлечен к уголовной ответственности или осужден за

- если у него есть обязательства перед другими лицами,

например, платит алименты, а он уезжает в ту страну, с которой у

России нет договора о правовой помощи, и, следовательно, исполнение

этого обязательства не будет обеспечено .

IV. Первичное закрепление

-- Российский морской лайнер на пути к острову Барбадос сделал

остановку в порту одного из государств Южной Америки. Многие

иностранные пассажиры завершили здесь свое путешествие. Когда судно

отчалило от берега, матросы обнаружили на палубе колыбель с грудным

ребенком. В записке на испанском языке была просьба позаботиться о

( Да. Судно-это территория государства. Если оба родителя неизвестны-

то он становится гражданином РФ )

-- Бывшие советские граждане супруги М., проживавшие в г. Москве,

выехали в 1975 году на постоянное место жительства в США и потеряли

советское гражданство. В 1976 году у них родился сын Борис, который в

1994 году обратился в Посольство РФ в США с просьбой получения

российского гражданства. Имеет ли он на это право?

( Нет не имеет, т.к не проживал на территории России, но если остались близкие

Родственники, то может получить )

--- Семья граждан Ф., имеющая двух детей, 7 и 15 лет, оформила документы

для выезда на постоянное место жительства в США и на выход

из российского гражданства. Однако 15-летняя дочь Ф. Юлия категорически

отказалась менять гражданство России на гражданство США и уезжать из России.

Имеет ли она возможность добиться своей цели?

(Да. Для изменения гражданства лиц, достигших 15 лет, требуется

их согласие. Место жительства граждан, достигших 14 лет, уже не

обязательно определяется по месту жительства родителей, и, следовательно,

Юлия может избрать другое место жительства, то есть остаться в России.)

2)Учитель .. Историю тысячелетиями создавали наши предки, они формировали

государственность, по крупицам собирали земли, оттачивали русский язык,

преумножали культуру, выковывали русский характер. То, что досталось нам

от прошлых поколений, добыто трудом и кровью миллионов людей. Чувство

собственного достоинства и уверенность в себе невозможны без уважения

к своему Отечеству. И наша с вами задача сделать жизнь еще лучше.

Каким вы видите гражданина будущего? Как его воспитать?

Раздаются чистые листы бумаги и дети должны сделать мини – проекты.

Дорогие ребята! Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

  1. Сегодня я узнал…
  2. Было интересно…
  3. Было трудно…
  4. Меня удивило…
  5. Мне захотелось…

VI. Заключительный этап.

ДОМ ЗАД . параг. 22

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились

Благодарю всех учащихся этого замечательного класса за хорошую работу, а также всем учителям, которые сегодня присутствовали у нас на уроке. Спасибо всем. До свидания!

Урок разработан для обучающихся 10 классов, изучающих право на профильном уровне (2 часа), по технологии развития критического мышления на основе системно-деятельностного подхода.

ВложениеРазмер
urok_uskova.docx 23.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по праву в 10 классе (профильный уровень – 2 часа)

Учитель: Ускова Наталья Юрьевна ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Суходол Сергиевского района Самарской области.

Дата проведения урока: 11 апреля 2014 г.

Цель урока: формирование правового сознания и правовой культуры старшеклассников на основе осмысления конституционного понятия органов власти РФ, ее признаков, структуры и компетенций.

Планируемые образовательные результаты. У ченик после изучения темы раскрывает понятие органов власти РФ, перечисляет ее признаки, называет ее структуру и перечисляет компетенции по кластеру, умеет соотносить органы власти и их компетенции.

- определяет их структуру

- перечисляет их компетенции

- приводит в соответствие орган и полномочия

- формирует цели предстоящей деятельности

- планирует предстоящую деятельность

- владеет способами сотрудничества;

- выделяет основные смысловые единицы текста

- преобразует практическую задачу в познавательную,

- самостоятельно контролирует свое время и управляет им,

- владеет устной и письменной речью

- осознаёт своё знание и незнание

- обогащает собственный социо-культурный опыт

- осознает значение активной гражданской позиции.

Программное содержание: органы государственной власти РФ и ее признаки, структура, компетенции.

Мировоззренческая идея: знание компетенций и структуры органов государственной власти РФ - основа реализации своего конституционного права на участие в управлении делами государства и формирования активной гражданской позиции, повышения уровня правовой культуры и правового сознания гражданина РФ.

Основные понятия: органы государственной власти и их признаки, система органов государственной власти, компетенции органов государственной власти

План изучения нового материала:

  1. Понятие и признаки государственной власти.
  2. Президент РФ и его компетенции.
  3. Федеральное собрание РФ и его компетенции.
  4. Исполнительная власть РФ и ее компетенции.
  5. Судебная власть РФ. Прокуратура РФ и их компетенции.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: традиционный

Мезансцена урока: класс делится на 4 группы по 5 человек, парты расставлены парно.

Оборудование: рабочие папки с раздаточным материалом (текст Конституции, заготовленные формы кластеров), документ-камера, клей, ножницы, компьютеры с выходом в интернет, медиапроектор.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока в 10 классе на тему "Черты характера". Раздел 1b. УМК Spotlight 10 класс.

План-конспект урока

на тему "Character qualities" ("Черты характера")

в 10 классе

Урок по плану - №5

Урок в теме - №5

Тема: Черты характера

Активизировать лексику по теме "Черты характера";

Закрепить грамматику по теме "Present Simple";

Научиться составлять рассказ-описание о своём друге с использованием лексики по теме.

Развивающие

Развивать диалогическую речь;

Воспитательные

Воспитать уважительное отношение к своему близкому окружению, своим друзьям и одноклассникам.

Описывать характера друга с использованием лексики по теме;

Совершенствовать навыки говорения.

Тип урока: совершенствования знаний, умений и навыков.

Приемы работы: парные, индивидуальные.

Оборудование урока: УМК "Spotlight" 10 под редакцией Ю.Е. Ваулиной, Дж. Дули; аудио к тексту.

Новые слова:

Продолжительность урока: 45 минут.

Организационный момент (3 мин)

Teacher: Hello, dear pupils.

Ps: Hello, teacher.

Teacher: I'm glad to see you. How are you doing today?

Ps: I'm good, thank you. And you?

Teacher: I'm very well. Thank you. Sit down, please.

Teacher: Tell me, please, what day is it today?

Teacher: Yes, you're right. And what date is it today?

Teacher: And do you remember what month is it now?

Teacher: Very good. How clever you are!

Фонетическая зарядка. Введение в тему (5 мин)

Teacher: Look at the board. Here you can see a short poem. Read please and share how you understand it.

'' A memory lasts forever.

Never does it die.

True friends stay together.

And never say goodbye.''

Ps: I think this poem is about best friends.

Teacher: Right you are. So, how do you think what we are going to talk about?

Ps: About best friends and what makes them special to us.

Teacher: Great. Today we are going to discuss what qualities a true friends should have and what do you look for in a friend.

3. Изучение нового материала (20 мин)

Teacher: Open your books on p. 12 ex. 2. Look at the dictionary entries of the qualities below. Which do you look for in a friend? Which do you try to avoid. Discuss in pairs.

(Ученики устно составляют диалоги по примеру)

Например:

P1: To me a good friend should be loyal and dedicated. What do you think?

P2: I agree . and supportive too. but a good friend shouldn't be selfish or dishonest.

Teacher: Good job, pupils. Now look at the dialogue in ex. 3 p. 12. Read the first two exchanges and answer the questions.

Ps: I think the relationship between Kim and Julie is bad. Kim is offended at Julie. The dialogue is about discussing their complaints.

Teacher: Thank you for your opinion. Let's listen the text and know.

(Ученики слушают аудио и следят по тексту)

Teacher: So, pupils, look at the ex. 4a on p. 13. Use the words/phrases in columns to make as many true statements as possible.

Ps: Kim feels angry with Julie.

Kim says Julie is selfish.

Laura thinks Kim isn't being fair.

Laura wants to rent a DVD.

Teacher: Great job. So, pupils, which expression does Kim use to tell Laura she is annoyed?

Ps: Kim tells Laura that she is annoyed by using the phrase '' I've had enough''.

Teacher: Right you are.

Физкультминутка

Ps: Look left, right
Look up, look down
Look around.
Look at your nose
Look at that rose
Close your eyes
Open, wink and smile.
Your eyes are happy again.

4. Обобщение, систематизация и применение знаний (10 мин)

Teacher: Now, pupils look at the ex. 6a on p. 14. Read the list of statements. Which do you agree with? Give reasons.

P1: I can make friends easily because I am a sociable and easy-going person,

P2: I agree that friends should never be selfish because true friends should be supportive and reliable.

P3: I agree that friends help us to express ourselves as their support; common interests make us more confident.

P4: I don't agree that friends will always help out with money as it's not about friendship and we don't earn ourselves yet etc.

5. Рефлексия, оценка знаний (5 мин)

Teacher: It was very interesting to work with you, pupils. You're so active and clever!

Teacher: I'm very glad you like the lesson. Now, smile those pupils who think their work was great, stand up those who think their work could be better and put your hands up those who think they were not very active today.

Ps: (ученики оценивают свою работу на уроке)

6. Итоги урока. Домашнее задание (2 мин)

Teacher: Thank you for your active work, pupils. Your marks for today are.

Урок английского языка, как и любой урок, всегда нацелен на получение новых знаний и закрепление навыков, полученных на предыдущих уроках. При составлении плана урока английского языка, преподаватель учитывает множество факторов: возраст учеников, уровень подготовки, численность группы, цель обучения и других. И тем не менее, существует ряд рекомендаций, которые следует соблюдать при проведении любого урока английского языка.

План урока английского языка

Советы, как сделать урок английского интересным

Перечислим 10 правил, наличие которых в плане урока английского языка, сделает его интересным, познавательным и эффективным.

План-конспект урока по английскому языку

План-конспект урока по английскому языку составляется учителем для каждого занятия, с учетом всех возможных вариантов развития хода урока. Но в то же время, для каждого учителя, творческая составляющая и спонтанные решения возникающих вопросов являются неотъемлемой частью любого урока английского языка.

Цели урока:

Задачи урока:

  1. активизация лексико-грамматических навыков, а так же навыков понимания английских слов на слух.
  2. активизация навыков активного употребления усвоенного лексического материала (устной речи).
  3. развитие памяти и внимания.

Ход урока

T: Hello! How are you?

2. Фонетическая разминка

Учитель проговаривает стихотворение, четко произнося отдельные слова и показывая соответствующие картинки. Затем показывает картинки детям, которые должны правильно и четко назвать их. Отрабатываются звуки [ æ ], [ t ], [ au ], [ k ] [ h ].

3. Поверка домашнего задания

(В качестве домашнего задания нужно было принести рисунки (картинки) любимых игрушек на карточках одинакового размера)

T: What pictures do you have?

P: I have a lego car (a truck, a teddy bear, a ball, a train, a doll)

T: Let’s listen to the song about colours.

Red, red, red is a bed

Blue, blue, blue is a shoe

Black, black, black is a sack,

Brown, brown, brown is a crown

White, white, white is a kite

Green, green, green is a bean

And a yellow-yellow duck drives a yellow-yellow truck.

Песенка сопровождается соответствующими картинками (слайды презентации).

P: ( Are listening).

5. Работа с лексикой песни.

T: (показывая поочередно разноцветные карточки): Let's repeat: What colour is it?

P: Red (blue, black, yellow etc.)

6. Активное употребление пройденного материала.

T: Say, what colour your toys are. For example, I have a yellow duck, and you?

P: I have a white ball (a green car, a yellow teddy bear etc.)

(Учитель собирает карточки с игрушками, отбирает порядка 10 шт, показывает классу, кладет их вниз картинкой на стол. Выбирается один человек (P), который берет любую картинку. Класс не видит, что на ней нарисовано. Задача – угадать, что и какого цвета в руках у водящего)

P1: You have a white cat.
P: No
P2: You have a red train.
P: No, not red
P2: You have a black train.
P: Yes.
Etc.

8. Домашнее задание

T: Write down your home task.

Придумайте 7 предложений – какие у вас есть игрушки, называя их цвет.

Программа обучения онлайн-самоучителя Lim English разработана опытными методологами и может использоваться для обучения на уроках английского языка.

Читайте также: