Голубая стрекоза анализ кратко

Обновлено: 05.07.2024

Произведение относится к лирической прозе писателя, повествующей о событиях Первой мировой войны, в которой автор участвует в качестве военного корреспондента.

Композиционная структура рассказа состоит из двух частей, при этом повествовательная составляющая осуществляется автором от первого лица, тем самым акцентируется внимание на достоверность литературного содержания. Отличительной особенностью композиции является прием линейного сюжета в виде хронологической последовательности событий, изображенных одно за другим.

Первая часть рассказа излагает авторские впечатления от происходящих военных событий, ощущения собственной ненужности и огромного желания оказания помощи воюющим.

Во второй части рассказа повествуется об истории, произошедшей с автором, в которой он участвует в спасении раненого молодого бойца, оказывающегося при смерти. Совсем юный парнишка умоляет отнести его носилки к бегущему ручью, где он наблюдает кружащуюся в воздухе голубую стрекозу, символизирующую для юноши будущую жизнь. Благодаря увиденному глотку воздуха в молодом человеке просыпаются силы к борьбе за собственную жизнь, благодаря целебным качествам окружающей природы.

В качестве средств художественной выразительности, усиливающих ощущения душевного состояния повествователя используются многочисленные сравнения, развернутые метафоры, а при описании легкости, светлости окружающей природы применяются олицетворения, позволяющие прочувствовать искренность и чистоту природного пейзажа. Кроме того, для характеристики раненого юноши и подчеркивания его глубоких человеческих качеств писатель прибегает к художественному приему лексического повтора, который вызывает у читательской аудитории неподдельные чувства жалости и трепетного сострадания.

Смысловая нагрузка рассказа демонстрирует авторский замысел, заключающийся в необходимости связи человека с природой, позволяющей проявлять искренние чувства сопереживания и восхищения жизнью.

Другие сочинения: ← Анализ рассказа Еж↑ ПришвинГерои произведения Кладовая солнца →

Пришвин. Все произведения

  • Берестяная трубочка
  • Вася Веселкин
  • Выскочка
  • Голубая стрекоза
  • Женьшень
  • Журка
  • Золотой луг
  • Изобретатель
  • Кладовая солнца
  • Кладовая солнца по главам
  • Корабельная чаща
  • Курица на столбах
  • Лесная капель
  • Лисичкин хлеб
  • Лягушонок
  • Москва-река
  • Моя родина
  • Паутинка
  • Первая охота
  • Пиковая дама
  • Синий лапоть
  • Таинственный ящик
  • Утята и ребята


по литературе в 7 классе

Тема: «Осуждение войны в рассказе

Оформление класса: на доске портрет писателя, тема, эпиграф; на столе выставка книг М. Пришвина, столы для групп расставлены тупым углом к учителю.

Оборудование: компьютер, презентация урока.

I
Организационный момент
.

Добрый день, ребята. Сегодня у нас немного необычный урок – мы встречаем гостей, давайте улыбнемся – поприветствуем друг друга.

II
Вступительное слово учителя с элементами беседы.
Есть в литературе писатели, открыть которых для себя можно в любом возрасте – в детстве, в юности, будучи зрелым человеком. Одним из таких художников слова является Михаил Михайлович Пришвин. Имя это знакомо каждому. В этом году читающая Россия 4 февраля отметила юбилей писателя – 140 лет со дня рождения.

— Посмотрите на портрет писателя… Что вы можете сказать об этом человеке? / У него удивительно проницательные глаза, взгляд мудрого человека. (Дети замечают доброту, спокойствие, даже говорят о том, что он прожил долгую жизнь)

— С какими произведениями Пришвина вы уже знакомы, читали? Кем выступает в них писатель? (знатоком леса, родного края Родины)

— На перемене вы посмотрели выставку книг М Пришвина. Какая, на ваш взгляд, основная тема творчества Пришвина? (Природа)

Да, он понимал и разговор деревьев, и птичий язык, мог ощущать движение и дыхание листвы каждой травинки и цветка. Вы только вслушайтесь в необыкновенно лиричные пришвинские строки:

Слайды 3, 4, 5, 6 (учитель комментирует каждый отрывок).

Можно бесконечно цитировать пришвинские строки, восхищаясь их выразительностью, яркостью, образностью! На первый взгляд, его рассказы просты и понятны. Но за этой простотой скрывается мудрый философ, большой гуманист и тончайший знаток человеческой души.

Итак, откройте тетради, запишите тему нашего урока.

Дома вы прочитали рассказ, выполнили опережающие задания.

— Какое настроение вызывает название рассказа? (Легкое, веселое, светлое, от него как будто веет теплом и солнцем)

— О чем, судя по названию, должен был бы рассказывать автор в нем? (О природе, о голубой стрекозе)

— Он на самом деле о природе? (Нет, он о войне)

Какое впечатление произвел на вас рассказ? (
Дети говорят о том, что они не ожидали, что рассказ будет таким серьёзным. Он как будто бы и о природе, но в то же время рисует картину войны. Произведение обычно нравится детям. Особенно их радует то, что все герои остались живы)
Прежде чем обратиться к строкам рассказа, нам нужно узнать его предисторию, в какое время было создано произведение.

IV
Художественный анализ произведения
. (На этом этапе используются разные формы и методы работы с учащимися: беседа, выборочное чтение, сжатый пересказ, составление плана – групповая форма, индивидуальные задания дифференцированного характера)

— Еще раз, ребята, скажите, о чем это произведение? Какова его тема? (О войне, о том, как спасали раненых на войне

— Можно сказать, что события изображены в хронологической последовательности, события следуют одно за другим? (Об-ся отмечают, что последовательность не нарушается)

Это признак линейного сюжета, новое понятие для вас, запишите.

— На какие условные части можно разделить рассказ? (На 2 части. В 1-ой речь идет о самом рассказчике, о том, как он, попав на фронт корреспондентом, не сразу, но почувствовал себя нужным. Во 2-ой – о спасении умирающего

Дома, чтобы понять, усвоить содержание, вы должны были эти части озаглавить словами текста – цитатами и по каждой части составить развернутый план. (1-ая группа работала над 1-ой ч., 2-ая – над 2-ой.) Что у вас получилось?

Ответы обучающихся. Реализация опережающих групповых заданий.

Примерный план.

— Ребята, для чего вы составляли план? Что в нем отражается? (микротемы рассказа)

Чтобы осмыслить, раскрыть роль рассказчика, давайте выразительно прочитаем первую часть. (Подготовленный учащийся читает)

Индивидуальные задания

(предлагается как опережающие)

а) перечитать первую часть, найти в ней выразительные средства, которые помогают передать душевное состояние героя-рассказчика, изменения в его поведении; объяснить их;

б) перечитать описание внешности раненого бойца, найти выразительные средства, которые помогают создать образ этого героя, выявить отношение автора к нему;

в) перечитать во 2-й части описание природы, найти в нем выразительные средства, объяснить их функцию.

Выразительное чтение 1-ой части рассказа. Беседа. Запись в тетради выразительных средств.

— Для чего автор дает портрет Максима Максимовича? (Он помогает показать, почему происходят изменения в нашем герое, как повлиял на рассказчика старый капитан)

-Итак, война участники войны учат героя — повествователя, помогают осознать, найти свое место на войне. Шаг за шагом в нем происходят изменения.

— Для чего же автор избрал такой композиционный прием, как повествование от 1-го лица. (Чтобы мы поверили ему. Подчеркивается достоверность описываемых событий)

Слайды 11, 12, 13.

— Посмотрите на эти иллюстрации. Кто на них изображен? Как вы думаете, какие чувства они испытывают? (Слайды с изображениями раненых, им больно, страшно

Раненые есть и в нашем рассказе, потому что без них война немыслима. Прочтите описание внешности раненого бойца.

— Итак, в описании раненого бойца, почти мальчика, автор чаще всего прибегает к лексическим повторам, чтобы обратить внимание читателя на возраст этого героя и его страдания. Какое чувство хочет вызвать в читателе автор? (Сострадание, сопереживание, жалость. Автор ждёт душевной чуткости от читателя, активной позиции)

— Ребята, а вы не задумывались над тем, что когда у нас что-то не ладится, или просто нет настроения, яркое солнце, голубое небо, легкие облака помогают нам обрести душевное равновесие?

Инд. задание №3.

Выявление функции пейзажа.

— А теперь представьте, на фоне этой прекрасной природы лежит умирающий мальчик, получивший тяжелое ранение. Как соотносятся эти два описания? Как называется эта стилистическая фигура? (Они противопоставлены, автор противопоставляет природу миру людей, обвиняя последних в развязывании жестоких войн, в гибели мальчиков. Природе чужды человеческие страсти, вражда)

— Как вы думаете, кто или что помогло спасти раненого? (Ответы могут быть разными. В спасении раненого большую роль сыграл герой-рассказчик, взявший на себя обязанности медперсонала. Помогли его душевная чуткость, внимание к умирающему, желание облегчить страдания раненого, доставить радость в последние, может быть, минуты жизни. Он вернул ему мир, покой. Это дало силы для борьбы со смертью. С другой стороны, и природа в полном смысле слова вылечила его)

— Чем голубая стрекоза была для раненого? (Частичкой детства, родного дома, мира)

— Какие однокоренные слова повторяются, чтобы показать, как раненый воспринимает стрекозу? (Улыбка, улыбнулся)

— Прочитайте высказывания. Как они соотносятся с нашим уроком?

— Как же относится автор к войне? (Учащиеся говорят о негативном отношении М.Пришвина к войне, он осуждает войну, всем произведением показывая, что понятия природа и смерть, человек и война несовместимы)

Своим произведением, небольшим рассказом М. Пришвин воспитывает чувство причастности к природе, чувство особой ответственности перед ней на Земле, где человек выступает не только созидательно, но и нередко, к сожалению, разрушительно.

Я буду рада, если после сегодняшнего урока вас заинтересует творчество Пришвина, в вашем сознании закрепится за М. Пришвиным определение не только певца природы, но и защитника мира, осуждающего войну, говорящего на языке своих произведений – нет войне!

— Выставление оценок. Благодарность всем.

Домашнее задание

Читайте краткое содержание других рассказов Михаила Пришвина:

  1. Автор. Молодой писатель. Влюбленный в природу человек. Сострадательный и честный.
  2. Раненый. Молодой солдат. Любовался стрекозой.
  1. На фронте
  2. Старый капитан
  3. Помощь раненым
  4. На берегу ручья
  5. Летающая стрекоза
  6. Отражение в ручье
  7. Спасенная жизнь
  1. Писатель был на фронте и помогал раненым.
  2. Молодой раненый попросил отнести его на берег ручья.
  3. Он слушал журчанье воды и наблюдал за стрекозой.
  4. Раненый не видел стрекозы, но автор заметил ее отражение в ручье.
  5. Он показал отражение раненому и тот улыбнулся.
  6. Раненого спасли доктора, и шум лесного ручья.

Общение с природой может придать сил и вылечить человека.

Чему учит рассказ "Голубая стрекоза"

Рассказ учит любить природу и любоваться ее чудесами. Учит состраданию и милосердию. Учит верить в лучшее, никогда не терять надежды.

Отзыв на рассказ "Голубая стрекоза"

Меня очень тронула эта история. Раненый мальчик хотел видеть стрекозу, не зная, выживет ли он. Он радовался шуму воды и летающему насекомому, которые для него олицетворяли родную землю. И может быть именно эта тесная связь с природой помогла ему выжить.

Пословицы к рассказу "Голубая стрекоза"

Надеждою жив человек.

Читать краткое содержание, пересказ рассказа "Голубая стрекоза"

В 1914 году писатель оказался на фронте. Он ходил среди разрывающихся снарядов и удивлялся куропаткам. Старый капитан Максим Максимыч обругал его и завел в блиндаж, где угостил щами. Потом послал писателя помогать носить раненых.

Один раненый, почти мальчик, все просил воды, но не пил. Он требовал ручья и писатель с другим санитаром отнесли раненого на берег ручья.

Раненый слушал журчанье ручья и улыбался. Он увидел стрекозу и обрадовался. Раненый часто впадал в забытье, а придя в себя спрашивал у писателя, летает ли еще голубая стрекоза. Тот отвечал, что летает.

Но вдруг раненый не увидел стрекозы и решил, что писатель обманул его. Писатель сам не видел в небе стрекозы, но заметил ее отражение в ручье. Просто на фоне неба стрекозы не было видно. Он показал отражение раненому и тот улыбнулся.

Раненого спасли, и сделали это не только доктора, но и лесной ручей, с летающей над ним стрекозой.

История создания

Направление

Произведение реалистично. Конечно, натурализм не был характерен для творческого гения писателя, но некоторые эпизоды произведения можно отнести и к этому направлению.

Перед читателями рассказ. В нём чётко прослеживается дух войны, отображена надежда, без которой сложно представить жизнь людей.

Мальчик был болен. Его сложно спасти. Но стрекоза, пролетавшая мимо, стала откровением. Мальчику захотелось жить, и он победил недуг.

Главные герои и характеристики

В произведении показан мальчик, который являлся больным; он выздоровел, когда поверил в светлое будущее.

Стрекоза – насекомое, но в тексте оно вдохновило ребенка на борьбу с болезнью.

Проблематика

В произведении отражены некоторые важные проблемы: война, болезни и смерть детей, поиски смысла и надежды.

Основная мысль

Надежда – то, что может стать в жизни каждого человека путеводной звездой. Её никогда не стоит терять.

Чему учит

Надеяться и бороться за жизнь и счастье всегда необходимо. Только так можно жить, а не существовать.

Произведение относится к лирической прозе писателя, повествующей о событиях Первой мировой войны, в которой автор участвует в качестве военного корреспондента.

Композиционная структура рассказа состоит из двух частей, при этом повествовательная составляющая осуществляется автором от первого лица, тем самым акцентируется внимание на достоверность литературного содержания. Отличительной особенностью композиции является прием линейного сюжета в виде хронологической последовательности событий, изображенных одно за другим.

Первая часть рассказа излагает авторские впечатления от происходящих военных событий, ощущения собственной ненужности и огромного желания оказания помощи воюющим.

Во второй части рассказа повествуется об истории, произошедшей с автором, в которой он участвует в спасении раненого молодого бойца, оказывающегося при смерти. Совсем юный парнишка умоляет отнести его носилки к бегущему ручью, где он наблюдает кружащуюся в воздухе голубую стрекозу, символизирующую для юноши будущую жизнь. Благодаря увиденному глотку воздуха в молодом человеке просыпаются силы к борьбе за собственную жизнь, благодаря целебным качествам окружающей природы.

В качестве средств художественной выразительности, усиливающих ощущения душевного состояния повествователя используются многочисленные сравнения, развернутые метафоры, а при описании легкости, светлости окружающей природы применяются олицетворения, позволяющие прочувствовать искренность и чистоту природного пейзажа. Кроме того, для характеристики раненого юноши и подчеркивания его глубоких человеческих качеств писатель прибегает к художественному приему лексического повтора, который вызывает у читательской аудитории неподдельные чувства жалости и трепетного сострадания.

Смысловая нагрузка рассказа демонстрирует авторский замысел, заключающийся в необходимости связи человека с природой, позволяющей проявлять искренние чувства сопереживания и восхищения жизнью.

Анализ произведения Голубая стрекоза

Несколько интересных сочинений

Можно сказать, что сны главной героини в произведении являются отражением идеалов автора.

Вместе с резким Базаровым молодое поколение представляет Аркадий Кирсанов. Это юный человек, который изо всех сил ищет признание в окружающем мире.

Все давно уже знают, что после зимы обязательно наступает весна. У кого – то она ассоциируется с новой жизнью, с приближением лета, а у кого-то со слякотью и грязью

Образ мечтателя, однажды появившись в творчестве Достоевского, остался там навсегда. Он стал своего рода символом и отличительной чертой произведений Федора Сергеевича.

Читайте также: