Годовой план по нетрадиционному рисованию в детском саду

Обновлено: 06.07.2024

Педагогическая диагностика проводится 3 раза в год (первичная в сентябре, промежуточная в январе, итоговая в мае).
Цель проведения диагностики:
1. Выявить уровень художественного развития детей
2. Выявить возможности свободного выбора ребёнком вида и характера деятельности, материалов, замысла, способов изображения
Характер диагностики: естественный педагогический.
Обследование проводится по следующим направлениям:
1. Цветовое восприятие: ребёнок видит яркость и нарядность цвета и его оттенков

2. Рисование предметное: ребёнок изображает предметы путём создания отчётливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования знакомых материалов и инструментов
3. Рисование сюжетное: ребёнок передаёт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, используя знакомые нетрадиционные техники
4. Рисование декоративное: ребёнок украшает силуэт предмета с помощью знакомых нетрадиционных техник
Методика проведения:
• Оборудуется место для подгруппового занятия с детьми
• На столе размещаются различные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми
• Предложить детям назвать всё, что они видят, рассказать, как можно пользоваться, и выбрать, что они будут использовать в работе для реализации своего замысла.
• По ходу фиксировать: выбор ребёнка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов техник, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.
Для анализа была разработана система показателей, сведённая в таблицу для удобства фиксации наблюдений.
Уровни овладения навыками и умениями в рисовании с использованием нетрадиционных техник
Низкий (1 балл)
• интерес к восприятию особенностей предметов неустойчив, слабо выражен
• эмоциональный отклик возникает только при активном побуждении взрослого
• ребёнок видит общие признаки предметов, их некоторые характерные особенности
• узнаёт и радуется знакомым образам в рисунке
• основным свойством при узнавании является форма, а уже затем – цвет
• ребёнок рисует только при активной помощи взрослого
• знает изобразительные материалы и инструменты, но не хватает умения пользоваться ими
• не достаточно освоены технические навыки и умения
Средний (2 балла)
• у ребёнка есть интерес к восприятию эстетического в окружающем
• он выделяет основные признаки объектов, сезонные изменения, внешние признаки эмоциональных состояний
• знает способы изображения некоторых предметов и явлений
• правильно пользуется материалами и инструментами
• владеет простыми нетрадиционными техниками с частичной помощью взрослого
• проявляет интерес к освоению новых техник
• проявляет самостоятельность
Высокий (3 балла)
• ребёнок видит средства выразительности: яркость и нарядность цвета, некоторые его оттенки
• быстро усваивает приёмы работы в новых нетрадиционных техниках
• владеет основными изобразительными и техническими навыками рисования
• передаёт в рисунках некоторое сходство с реальным объектом
• обогащает образ выразительными деталями, цветом, используя знания о нетрадиционных техниках
• умеет создать яркий нарядный узор
• может самостоятельно выбрать тему рисования и получить результат, пользуясь нетрадиционными техниками
• может объективно оценивать свою и чужую работу(для детей старшего дошкольного возраста)

Материально-техническая база:
- групповая комната (учебная доска, столы).
- альбомы с образцами и схемами
- рабочий материал.
Внешние условия:
- организация выставок.

Перечень используемого рабочего материала:
- цветной картон;
- салфетки;
- восковые мелки;
- краски, гуашь, кисти;
- альбомы для рисования;
- свечи;
- карандаши цветные;
- трубочки для коктейлей;
- ватные палочки.

1 Диагностика Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
2 Ранняя осень. Паучок. (Оттиск пробкой) Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальной активности.
3 Яблоня с золотыми яблоками. (Рисование поролоновыми тычками) Учить создавать сказочный образ, рисовать развесистые деревья, передавая разветвлённость кроны фруктовых деревьев
Закреплять умения рисовать нетрадиционными методами рисования (рисование поролоновыми тычками). Учить красиво располагать изображение на листе.
4 Цветы в вазе. (Печатание природным материалом) Познакомить с нетрадиционной техникой Печатка (накладывание краски на небольшие листочки и отпечатывание). Развивать художественно-творческие способности. Развивать умение подбирать краски по цветовой гамме. Развитие мелкой моторики рук. Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставить радость своей работой. Формировать композиционные навыки.

5 Осеннее дерево. (Кляксография и набрызг) Обучать передавать в рисунке строение дерева - ствол (кистью, ветки разной длины (нетрадиционной техникой: при помощи трубочки из под сока). Закреплять навыки рисования листвы с помощью зубной щетки и стеки (нетрадиционная техника рисования – набрызг). Совершенствовать технические навыки. Развивать воображение; творческое мышление. Воспитывать положительное отношение к природе и желание заботиться о ней. Вызывать эмоциональный отклик на новые способы рисования.

6 Астры. (Рисование пластиковой вилкой) Продолжать учить детей рисовать с натуры.
Учить видеть красоту сочетания теплых тонов букета, понимать эстетическую ценность.
Развивать чувство ритма, эстетический вкус, творческое воображение.
Закреплять умение передавать красоту букета посредством густо разведенной гуаши, используя нетрадиционный способ рисования – пластиковой вилкой, приём прокручивания кости при рисовании серединок.

7 Фруктовые деревья. (Печатание природным материалом, рисование пальчиками) Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму, развивать цветовое восприятие, развивать умение использовать нетрадиционные рисования, совершенствовать развитию мелкой моторики пальцев рук и кистей, вызвать положительный отклик на результаты своего труда.
8 Природа отражается в воде. (Монотипия, рисование по сырому листу.) Совершенствовать технику рисования акварелью. Расширить возможности способа рисования по-мокрому с получением отпечатков, как выразительно-изобразительного средства в детской живописи. Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию. Закреплять технику рисования деревьев. Развивать творческое воображение. Развивать интерес к природе и отображению представлений в изобразительной деятельности.

11 Дождливая поздняя осень. (Рисование свечой, тонирование бумаги) • Развивать представление о том, что через подбор красок можно передавать в рисунке определенную погоду и настроение, характерные для дождливой поздней осени.
• Познакомить детей с новым способом выразительного изображения колорита поздней осени, используя рисование восковой свечой.
• Формировать навыки влажного тонирования бумаги акварелью, а так же отпечатывание раскрашенных краской засушенных листьев.
• Развивать эмоционально-эстетические чувства, воображение и творческую активность
• Воспитывать интерес к пейзажной живописи и к самому процессу рисования.
12 Волшебная страна – подводное царство. (Рисование по мокрому листу) Учить детей рисовать нетрадиционным способом “по мокрому” листу. Развивать разнонаправленные, слитные, плавные движения руки, зрительный контроль за ними. Учить передавать композицию в сюжетном рисунке. Воспитывать воображение и творчество.

13 Снегирь. (Восковые мелки + акварель) Развивать у детей творческие способности, воображение. Закреплять умение работать кистью и красками, аккуратно закрашивать белый лист бумаги. Воспитывать бережное отношение к птицам, заботиться и подкармливать их.
14 Кактус. (Кляксография) Закреплять умение использовать технику изображения "кляксография"; развивать творчество, интерес к окружающему миру.

15 Морозные узоры. (Монотипия) Упражнять в использовании техники изображения "монотипия", используя целлофан. Вызвать у детей интерес к изобразительной деятельности. Развивать творческие способности. Воспитывать усидчивость, аккуратность.

16 Дед Мороз. (Рисование солью) Научить новому приёму оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объёмности изображения. Закрепить умения рисовать фигуру изображаемого персонажа, передавая форму частей, их расположение, относительную величину. Развивать воображение, творческие способности. Воспитывать аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца.

17 Метель. (Набрызг) Развивать умение строить композицию рисунка, устанавливать связь музыки с живописью для выражения своих чувств в рисунке. Закрепить навыки рисования наклонных веток деревьев концом кисти. Побуждать детей к самостоятельности, творчеству, эмоциональному отклику, развивать эстетические чувства (радость, восторг).

18 Хрустальный замок Снежной Королевы. (Рисование солью) Закреплять умение располагать узор в соответствии с заданной формой, придумывать детали рисунка по своему желанию; совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами.
19 Подарим друг другу радость. (Цветная пена, оттиск пенопластом, ватными палочками) Развивать умение правильно выражать свои эмоции и чувства посредством мимики, пантомимики; снятие напряжения, развитие коммуникативных навыков.
Создание условий для овладения нетрадиционными техниками рисования: цветная пена, оттиск пенопластом, ватными палочками.
20 Пушистые котята. (Тычок жёсткой полусухой кистью) Закреплять умение держать кисть, углублять представления о цвете и геометрических формах, формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму; развивающие: развивать цветовое восприятие, мелкую моторику кистей рук; воспитательные: воспитывать сострадание и любовь к животным.

21 Рисунок ветра. (Выдувание) Учить рисованию нетрадиционному приему рисования: рисование выдыхательным воздухом.
22 Царевна - лебедь (Рисование ладошкой) Учить рисовать ладошкой, смешивать краски. Развивать художественно-творческие способности, развивать фантазию и чувство композиции.
23 Цветы для Дюймовочки. (Рисование штампами) Уточнить знания детей о садовых цветах. Развивать у детей навыки тактильного ощущения. Закреплять навыки и умения, полученные на предыдущей НОД рисовать с помощью печатей - штампов (картофель, луковица) и различных предметов (пластиковая вилка, ватная палочка и поролоновый шарик).
24 Сказочные рыбки. (Пуантилизм) Учить рисовать туловище рыбы и чешую точками.
Учить нажимать на ватный тампон, оставляя отпечаток круглой формы.
Развивать знания детей о внешних признаках рыб.
Воспитывать интерес к изобразительной деятельности.

25 Тюльпаны. (Рисование вилкой и пальцем) Развитие творческих способностей детей.
Развитие творческого воображения, мышления. Воспитание интереса к творчеству в целом и к нетрадиционным видам творчества. Совершенствовать умения композиционно располагать детали на листе бумаги.
26 Ветка мимозы. (Пластилинография, пуантилизм) Совершенствовать умение использовать ватные палочки и пластилин для создания образа; развивать творческие способности, интерес к изобразительной деятельности.
27 Подснежники. (Монотипия) Продолжать совершенствовать технику рисования – монотипия.
28 Букет сирени. (Рисование мятой бумагой) Закреплять знание жанровых особенностей натюрморта и пейзажа. Учить передавать характерные особенности цветов сирени, используя прием накладывания краски в несколько слоев (каждый следующий слой светлее предыдущего. Развивать цветовосприятие и чувство композиции, эстетическое восприятие мира природы и произведений изобразительного искусства.
Воспитывать навыки адекватной самооценки своей деятельности.

29 Весна. (Оттиск, отпечатки листьев) Дать понятие о поставленной задаче и ее выполнении самостоятельно; развиватьтворческие способности детей через использование нетрадиционных техник рисования; воспитывать эстетическое отношение к природе и ее изображению;развивать воображение, чувство композиции, вызвать у детей радость от проделанной деятельности.
Продолжать совершенствовать техники рисования: оттиск, отпечатки листьев.
30 Закат солнца (Рисование по сырому листу) Создать условия для свободного экспериментирования с акварелью. Учить изображать небо способом цветовой растяжки "по мокрому". Развивать чувство цвета, формы, композиции. Воспитывать желание восхищаться явлениями природы.

33 Незабудки (Рисование по сырому листу) Развивать мелкую моторику рук, глазомер, зрительное восприятие, фантазию, творчество. Расширить представление детей о полевых растениях, об охране природы. Формировать чувство ответственности.
34 Улей для почёлок (Отпечаток) Продолжать знакомить детей с вариантами использования нетрадиционных техник рисования. Продолжать совершенствовать умение работать с гуашью. Закреплять умение создавать декоративный рисунок. Воспитывать аккуратность при выполнении работы. Закреплять знания в умении правильно определять геометрическую форму, ее цвет, размер, группировать фигуры по размеру и цвету.

35 Плюшевый медвежонок (Тычок жёсткой полусухой кистью, паролоном) Побуждать детей передавать в рисунке образ знакомой с детства игрушки; закреплять умение изображать форму частей, их относительную величину, расположение,цвет.
Продолжать учить рисовать крупно, распологать изображение в соответствии с размером листа.
Развивать творческое воображение детей, создавать условия для развития творческих способностей.
36 Итоговая диагностика
Итоговая выставка рисунков за год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования "Фантазеры"на 2017-2018 учебный год. Для детей 2 группы раннего развития.

Нетрадиционная техника рисования

Составила: Бичахчан Светлана Александровна

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,

которые питают источник творческой мысли. Другими словами,

В. А. Сухомлинский

Целевой раздел

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Именно взрослые должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Актуальность. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие материала для кружковой работы, его высокое качество, разнообразие способов рисования, поможет ребёнку увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного сложней. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. А главное, нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру.

Программа разработана в соответствии с действующими Федеральными государственными образовательными стандартами.

Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной).

Цель: Развивать потенциальные способности, заложенные в ребенке, интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность.

- формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;

-развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;

- формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;

- развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

- закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;

- знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

- воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;

- воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

Работа по программе придерживается общедидактических и частно-методических принципов и методов обучения, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:

Системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;

Наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала;

Цикличность построения занятия – занятия составлены на основе предыдущего занятия;

Доступность – комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);

Принцип гуманности – комплекс занятий составлен на основе;

Глубокого знания и понимания физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей; созданы условия для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения;

Проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;

Принцип сознательности и активности- обучение, опирается на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям;

Развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на детей 3-4лет, продолжительность обучающей программы 1 год. Кружок посещают дети второй младшей группы.

Содержательный раздел

Форма проведения занятий: групповая.

Периодичность занятий – два раза в неделю во вторую половину дня. Длительность занятий: вторая младшая группа 10-15 минут. Занятия кружка начинаются с сентября и заканчиваются в мае.

Занятия проходят во второй половине дня.

Продолжительность учебного года по программе устанавливается в соответствии с годовым календарным учебным графиком.

Продолжительность каникул в течение учебного года устанавливается в соответствии с годовым календарным учебным графиком.

Предполагаемый результат:

дети научатся различать, называть и применять на практике нетрадиционные способы рисования;

научатся приемам работы кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом;

дети научатся различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические фигуры;

у детей разовьется мелкая моторика рук;

сформируется способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить Красоту;

разовьется творчество и фантазия, наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление и любознательность;

появится любовь и уважение к изобразительному искусству;

сформируется художественный вкус и чувство гармонии

сформируются навыки самостоятельности.

Методы и приемы обучения:

словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснение, пояснение);

наглядные (показ педагогом, демонстрация, рассматривание);

практические (самостоятельная продуктивная деятельность детей, экспериментирование)

Формы проведения итогов реализации рабочей программы:

Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей;

Тематические выставки в ДОУ;

Проведение открытого мероприятия;

Проведение мастер-класса среди педагогов

Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.

Программа может быть успешно реализована при наличии следующих

материалов и оборудования:

-Наборов разнофактурной бумаги, ткани.

Дополнительного материала (природного, бытового, бросового).

Инструментов для художественного творчества.

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют принципы:

Гуманистической направленности воспитания: создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспи­танникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативны­ми, стремящимися к самостоятельности и творчеству.

Творческого подхода: креативность организация воспитательно-образовательного процесса.

Вариативности: использования образовательного материала, позволяющего развивать творче­ство в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.

Уважительного отношения к результатам детского творчества.

Индивидуализации: дифференцированный подход в обучении к каждому воспитаннику.

Возрастные особенности детей 3 – 4 лет

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребёнка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении – дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания ребёнок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Ребенок умеет держать карандаш и свободно им манипулирует, хорошо копирует. Соблюдает пропорции фигур, линии рисует относительно параллельными. Обводит по контурам.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

В ходе реализации данной программы дети знакомятся со следующими нетрадиционными техниками рисования:

(Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки на бумагу).

(Задачи: закреплять знания детей о симметрии и ассиметрии. Совершенствовать умения и навыки в нетрадиционных изобразительных техниках. Развивать воображение, пространственное мышление).

рисование по мокрой бумаге;

(Материалы: бумага для акварели, акварельные краски, кисти, акварельные карандаши или мелки, влажная чистая ткань.

Способ получения изображения: хорошо смочить лист водой, по мокрому листу нанести тон акварельной краски, промокнуть лист чуть влажной ткань, рассмотреть с ребенком изображения различных цветов, обговорить форму, цвет. Хорошо смочить кисть, набрать достаточное количество краски. По мокрой бумаге, слегка касаясь листа кистью, наносим изображение выбранного предмета (например, цветка), как бы капаем краской на бумагу, придерживаясь формы и цвета, дорисовываем нужные элементы.)

рисование путем разбрызгивание краски;

(Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика.

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу, оттиски штампов различных видов)

рисование жесткой кистью (тычок)

(Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть или тычок, сделанный при помощи карандаша и поролона, гуашь, бумага, на которой нарисован контур предмета или животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь тычок или кисть, и ударяет по бумаге, держа вертикально. Таким образом, заполняется весь контур или шаблон.)

рисование ладошками

(Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге.)

рисование трафаретом

(Вариант 1. Сначала вырежем трафарет. Затем, прижав пальцем к листу бумаги, обведем по контуру частыми и лёгкими прикосновениями тампона.


Книги, вебинары

Вы знаете, что по ФГОС существует общеобразовательная программа для дошкольников? Хотите, чтобы ваш малыш в детском саду получил прекрасное творческое развитие? Надеюсь, все ответят положительно, не так ли? Тогда прочтите эту статью и познакомьтесь с нетрадиционными методами рисования для детских садов. Прежде чем я предложу план по нетрадиционному рисованию для воспитателей, педагогов и родителей, как всегда хочу познакомить вас с литературой, которая стала для меня незаменимым помощником.

Существует достаточное количество литературы, позволяющее педагогам освоить и разнообразить методы рисования.

бабочки

Цель и задачи занятий

Основной целью занятий в ДОУ является развитие фантазии, творческих способностей, неповторимости, индивидуальности у ребят. В ребенке необходимо вселить веру и уверенность в то, что он родился для того чтобы делать добро, творить красоту и приносить радость людям.

Для того чтобы дети хорошо усвоили умения и навыки по нетрадиционному рисованию, необходимо учитывать возраст детей, их индивидуальные качества, интересы и желания.

рисование при помощи пера

Педагоги, используя перспективный план должны:

  • учить ребят выбору материала для нетрадиционного рисования;
  • помочь малышам овладению различным техническим навыкам;
  • нетрадиционными техниками привить интерес к рисованию;
  • развить их фантазию, творчество;
  • научить детей выбору тематики;
  • развить чувство коллективизма, дружбы и помощи друг другу;
  • учить сопереживанию настроения, которое передано в рисунке.

Приемы и методы обучения

  • создание игровой ситуации;
  • показ педагога;
  • сравнение техник;
  • последовательность работы;
  • диагностика педагога.

Используя нетрадиционные техники рисования, применяются загадки, игры, стихи.

Применяя этот метод нужно использовать:

  1. бумажные листы;
  2. гуашь;
  3. трафареты;
  4. кисточку с недлинным ворсом;
  5. тампон;
  6. стекло или пластик;
  7. нитки;
  8. щетку и стеку;
  9. крупу;
  10. подносы;
  11. использованные фломастеры;
  12. штампы, печати, листья, растения.

Средняя группа

План занятий для среднего возраста

В средней группе необходимо начать занятия с рисования ладошками или пальчиками. Эта техника им хорошо знакома и очень нравится. Затем необходимо постепенно вести рисование палочками из ваты, губкой, смятой бумагой, пипеткой, трафаретом. А также делать штамп пенопластом, применить монотипию и набрызг. Ученые считают, что программа способов рисования в этом возрасте деток должна познакомить с ниткографией и кляксографией.

рисование при помощи клякс

На первых занятиях необходимо знакомить детей с особенностями той или иной техники, лишь потом создавать образы или интересные сюжеты. Поскольку план работы осуществляется в средней группе, на занятиях необходимо пользоваться игровыми приемами, художественным словом, пальчиковыми играми, физкультминутками, подвижными играми, музыкальным проигрыванием.

План занятий в старшей группе

Развить у детей представление художественного образа через формы природы.

Воспитать эстетическое отношение к природе, представляя ее образ в личном творчестве. Расширить знания детей о внешнем мире, показать внешний вид красной смородины.

Знакомить детей с мыльными пузырями. Продолжать обучению с гуашью.

Научить детей способности отражать в картине осенние признаки, которые соответствуют поэтическим строкам. Использовать разные методы рисования деревьев (пятно, которое замкнуто контуром, изображенное ладошкой, кулачком дерево).

Расширить кругозор детей о сложных предметах, развить умение нахождения взаимосвязи главного и второстепенного. Научить ребят смотреть с разных сторон на одну и ту же форму и помочь увидеть разнообразие предметов, развить фантазию. Способам изображения различных объектов обучать приемом рисования готовых образцов различных геометрических форм.

Знакомить детей монотипией (отпечатки), рисованием нитками. Показать возможности и особенности рисования этими способами.

Обучить новому приему рисования: посыпать соль по мокрой краске для придания изображения объемности.

Продолжать развивать воображение деток.

Повторить с детьми знания о пейзаже.

В подготовительной группе педагогам предстоит делать почти то же самое, что и для средней группы. Только к детям подготовительной группы предъявляются более сложные требования, но рабочая программа по технике нетрадиционного рисования у них одна и та же.

одуванчики набрызг

Если вы не согласны со мной, то предлагайте свой план, который я могу опубликовать на этом блоге. Буду очень рада новым вариантам планирования, давайте делиться опытом! Кстати, если вы предлагаете план, статью, разработку занятий и т.д. для публикации, то вы не только опубликуетесь в СМИ, но ещё и получите вознаграждение в денежном эквиваленте)).

Но вернёмся к заключению.

Таким образом, дети получат дополнительное образование по рисованию до поступления в школу, и общеобразовательная программа с учетом требований по ФГОС поможет в развитии и воспитании творческих способностей дошкольников.

автор блога

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:


Крик о помощи — май месяц в детском саду

нетрадиционное рисование

План по нетрадиционному рисованию в дошкольных учреждениях: приемы и методы

Использование нетрадиционных техник рисования даёт возможность развивать у детей художественное, а не шаблонное мышление. Даже, скорее, художественно-образное, которое напрямую связано с творческими способностями и наблюдательностью, а также духовными качествами. И неважно, насколько хорошо ребёнок владеет техникой рисования, ведь основным здесь будет научить детей выкладывать на бумагу свои мысли и чувства, а при помощи различных красок передавать своё настроение.

Нетрадиционные материалы и техники, которые используются в изобразительной деятельности, способствуют развитию у ребёнка не только образного мышления, но и самоконтроля, усидчивости, внимания, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, тактильного и эстетического восприятия, а также мелкой моторики рук.

Содержание направлено на достижение цели: развитие художественно – творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности нетрадиционными техниками и способами изображения и решения следующих задач:

  • формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
  • развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
  • формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;
  • развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
  • закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;
  • знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
  • воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
  • воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.

Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию; совершенствуется речь, в том числе ее звуковая сторона.

Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет

В этом возрасте у детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма.

Этот возраст - ключевой в развитии воображения. Нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяют каждому ребенку более полно раскрыть свои чувства и способности. При использовании этих приемов ребенок учится не бояться проявлять свою фантазию, так как они не обращают ребенка к стандарту, не вводят его в какие-то рамки. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, благодаря рисованию он постигает, иногда моделирует действительность, легче воспринимает болезненные для него образы и события. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Освоение нетрадиционных методов рисования, позволяет наполнить занятие положительными эмоциями, сделать каждое занятие праздником. Нетрадиционные методы рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе. Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изобразительной деятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время.

В результате использования нетрадиционных способов рисования дети приобретают знания, умения, навыки изобразительной деятельности; учатся чувствовать и применять цвет, форму, линию, материал как средство выражения образа; не только замечать прекрасное в жизни, но и отражать это в своем творчестве; а также самостоятельно осуществляют поиск нешаблонных путей решения художественного образа. При использовании различных способов рисования осуществляется развитие чувственно-двигательной координации. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам.

Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных.

1.2. Планируемые результаты освоения Программы (целевые ориентиры):

(для детей 5-6 лет):

  • проявилась творческая активность при выборе нетрадиционных способов изображения;
  • повысились качественные характеристики детских работ: рисунки стали более содержательные, композиционно грамотные, образно-выразительные;
  • повысился уровень коммуникативных способностей детей при творческом взаимодействии с педагогом и сверстниками; повысился у воспитанников уровень представлений о произведениях живописи и предметах народно-прикладного творчества.

(для детей 6-7лет):

  • сравнивают предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях;
  • плавно и ритмично изображают формообразующие линии;
  • изображают предметы по памяти;
  • используют цвет для создания различных образов;
  • создают композиции на листах бумаги разной формы;
  • передают настроение в творческой работе;
  • используют разные приёмы нетрадиционного рисования;
  • развёрнуто комментируют свою творческую работу.

II. Содержательный раздел

Формы работы: коллективное творчество, самостоятельная и игровая деятельность, ситуации общения; игровые обучающие ситуации; интегрированные занятия с элементами кооперации; творческие мастерские.

Способы: Тампонирование, рисование по мокрому, рисование солью, крупами, песком, граттаж, рисование, расческой, зубной щеткой, пеной для бритья и т.д.

Наглядные методы: наблюдение (натуральных объектов в реальных условиях и в групповых условиях), иллюстрация (фото, рисунки, схемы, плакаты),

Практические методы: упражнения, синхронное рисование, показ воспитателем новой техники рисования, прием пассивных движений с неуверенными детьми, экспериментирование с художественным материалом и техниками (смешивание красок, сочетание в рисунке разных техник, использование новых материалов; творческие игры).

Средства: общение взрослых и детей, художественная литература, культурная языковая среда, изобразительное искусство, музыка, театр, ИКТ.

III. Организационный раздел

Занятия проводятся 2 раза в неделю, 8 занятий в месяц (в сентябре – 4 занятия, в январе – 6 занятий).

Количество занятий– 66 в год.

Длительность занятия для детей 5-6 лет – 25 минут.

Длительность занятия для детей 6-7 лет – 25-30 минут.

1. Дубровская, Н.В. Приглашение к творчеству: Обучение дошкольников технике аппликации и коллажа: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.

2. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

4. Куцакова, Л.В., Мерзлякова, С. И. Воспитание ребёнка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: В мире прекрасного.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

6. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006.

7. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006.

8. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. – Отв. ред. Комарова Т.С. Ярославль: Академия Развития, 2006.

9. Программа воспитания и обучения в детском саду. – Отв. ред. Васильева М.А. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

10. Рисование с детьми дошкольного возраста. /Под ред. Казаковой Р.Г. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

10. Соломенникова, О.А. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

11. Фатеева, А.А. Рисуем без кисточки. Ярославль: Академия Развития, 2006.

Альбомные листы, гуашь, акварель, восковые мелки, цветные карандаши, кисти для рисования, для клея, клей-карандаш, клей ПВА, художественный и природный материалы.
Цель проведения диагностики

  • выявить уровень овладения техникой изображения нетрадиционным способом (материалом), умением их сочетать;
  • выявить умение создавать сюжет, наполненный выразительными образами с использованием нетрадиционных техник и средств изображения.

1. Уровень овладения детьми техническими навыками.

Низкий – ребенок не соблюдает технологию и последовательность выполнения выбранного нетрадиционного способа изображения.

Средний – ребенок владеет разными нетрадиционными техниками, но выбирает технику случайно, техника не в полной мере раскрывает замысел, или ребенок прибегает к помощи педагога.

Высокий – ребенок владеет разными нетрадиционными техниками, сочетает их, использует их для полного раскрытия своего замысла.

2. Уровень овладения детьми создания художественного образа.

Низкий – образного решения нет или используется бедное изолированное образное решение.

Средний – образное решение строится на отдельных не характерных деталях, выразительность приглушена стереотипами.

Высокий - образ создается через характерные особенности, и дополнительные штрихи и акценты, передано эмоциональное состояние.

3. Уровень овладения детьми композиционными навыками.

Низкий – изображение не соразмерно картинной плоскости, перспектива не прослеживается, композиция отсутствует.

Средний - изображение соразмерно картинной плоскости, есть простая перспектива.

Высокий - композиция интересная, найдены выразительные решения, пространство листа используется полностью и гармонично.

4. Уровень овладения детьми живописным решением пространства листа.

Низкий – живописное решение отсутствует (встречается редко);

Средний– цветная среда монотонна и не выразительна, не включена как средство раскрытия образов.

Высокий – живописная композиция включена в образный и смысловой строй работы, дополняет и обогащает эмоциональную выразительность решения темы.

5. Оригинальность рисунка.

Низкий – типичное содержание и стереотипное исполнение.

Средний - отражение событий с личной интерпретацией и индивидуальным способом исполнения.

Высокий - есть элементы фантазийного, необычного; необычность содержания и исполнения, неповторимость, исключительность рисунка по различным параметрам, в том числе и особое художественное видение.

Читайте также: