Глоссарий по теме технология мониторинга здоровьесберегающей деятельности современной школы

Обновлено: 05.07.2024

Технология- это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным-педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели; итоговой диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.

Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость.

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)- 1) системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;2) качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов; 3) технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании- технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым- содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании - классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду. Всвязи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Приложение 2

Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании- технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании- технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.

Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду- технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель- становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий- учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка- технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий- обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов- технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Технологии валеологического просвещения родителей- задача данных технологий- обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Коммунальное государственное учреждение

Мониторинг использования здоровьесберегающих технологий

в начальной школе

учитель начальных классов

Трудченкова Наталья Александровна

2012-2013 учебный год

Мониторинг использования здоровьесберегающих технологий

в начальных классах

Человек – высшее творение природы. Но для того, чтобы наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать по крайней мере одному требованию: быть здоровым.

В современном обществе, в XXI веке, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе к ребенку, к его знаниям и способностям. Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мир приоритетные позиции. Это и понятно, поскольку любой стране нужны личности не только творческие, гармонично развитые, активные, но и здоровые. Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе любого школьного учреждения.

Здоровый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован. В школьном возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и детей.

Учеными доказано, что 75 %болезней взрослых заработаны в детские годы. Думая о будущем детей, надо особо подчеркнуть младший школьный возраст как самый важный.

Работу по сохранению и укреплению здоровья учащихся начальных классов, а также воспитание потребности в здоровом образе жизни, (т.к. только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой,) мы - учителя начинаем с проведения первоначального мониторинга.

Автор: Воробьева Светлана Витальевна
Должность: заместитель директора
Учебное заведение: МБОУ "Лянторская СОШ №3"
Населённый пункт: город Лянтор, ХМАО-Югра
Наименование материала: программа
Тема: Мониторинг здоровьесберегающей деятельности
Раздел: среднее образование

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Здоровый ребёнок - счастливое

детство - высокий жизненный

старт- таков главный девиз

профессиональной деятельности

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

«Если приоритет здорового образа жизни будет в полной мере реализован в школе,

формированием

современной

-
это динамическая скрининг диагностика физического развития, функциональных резервов организма, нейродинамических показателей нервной системы, психического состояния, индивидуальных конституциональных особенностей, адаптивных (резервных) возможностей, образа жизни и среды, в которой происходит учебная и трудовая деятельность участников образовательного процесса.
Мониторинг

ЦЕЛЬ МОНИТОРИНГА

Создание системы непрерывного наблюдения, измерения и оценки состояния

здоровья участников образовательного процесса и определение основных приоритетов

дальнейшего развития деятельности образовательного учреждения по

здоровьесбережению
.
ЗАДАЧИ

Разработать механизм взаимодействия структурных подразделений по оценке

состояния здоровья.

Разработать диагностический инструментарий.

Выявить уровень состояния здоровья школьников 1 -11-х классов.

Обеспечить условия для повышения уровня здоровья обучающихся.

Оценить эффективность использования здоровьесберегающих педагогических

Определение

приоритетов

дальнейшего

деятельности

образовательного

здоровьесбережению

эффективном

мониторинга

образовательного

воспитательного процесса.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Создание банка данных о состоянии здоровья обучающихся.

Использование

возможностей

психолого-медико-педагогической

службы в пропаганде здорового образа жизни.

Повышение количества обучающихся, обладающих высоким уровнем

Разработка и внедрение системы мер по сохранению и укреплению

образовательного

Объект мониторинга:

Здоровьесберегающая деятельность в образовательном учреждении.

Предмет мониторинга:

Здоровье обучающихся.
Программа рассчитана на учебный год. Отслеживание результатов деятельности ведется ежегодно по заданному алгоритму.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И ЭТАПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

МОНИТОРИНГА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1 этап- определение целей, подготовка плана проведения исследования
Постановка цели мониторинга. Разработка нормативной базы : приказ о проведении мониторинга и создании рабочей группы. Постановка цели мониторинга. Разработка нормативной базы : приказ о проведении мониторинга и создании рабочей группы. Определение содержания мониторинга: концепция мониторинга, инструментарий, сроки, исполнители, определение объекта и предмета мониторинга. Выделение объекта мониторинга, его анализ и классификация. Определение содержания мониторинга: концепция мониторинга, инструментарий, сроки, исполнители, определение объекта и предмета мониторинга. Выделение объекта мониторинга, его анализ и классификация. Определение формы и объема мониторинга, времени на его обработку и реализацию. Определение формы и объема мониторинга, времени на его обработку и реализацию. Указание возможных потребителей информации. Указание возможных потребителей информации. Определение решений, которые могут быть приняты на основе полученной информации. Определение решений, которые могут быть приняты на основе полученной информации.
2 этап- разработка инструментария
Инструментарий дает возможность сбора информации в соответствии с оптимально выработанными критериями эффективности исследуемого направления. Инструментарий дает возможность сбора информации в соответствии с оптимально выработанными критериями эффективности исследуемого направления. Для каждого критерия вырабатывается система показателей, характеризующих наличие и уровень развития данного критерия. Критериями являются: максимальная широта охвата поля возможных проблем, результатов; возможность использования в практике управления; простота и надежность определения. Для каждого критерия вырабатывается система показателей, характеризующих наличие и уровень развития данного критерия. Критериями являются: максимальная широта охвата поля возможных проблем, результатов; возможность использования в практике управления; простота и надежность определения. Проведение стартовых диагностик. Анализ состояния здоровья обучающихся. Оформление аналитических и статистических отчетов о состоянии здоровья обучающихся в школе. Проведение стартовых диагностик. Анализ состояния здоровья обучающихся. Оформление аналитических и статистических отчетов о состоянии здоровья обучающихся в школе.
3 этап- сбор информации

Сбор информации в соответствии с разработанным инструментарием. Процесс должен опираться на объективные данные. Сбор информации в соответствии с разработанным инструментарием. Процесс должен опираться на объективные данные. Выработка плана работы по коррекции. Разработка плана работы Совета здоровья по пропаганде здорового образа жизни. Координация предметных программ по вопросам сохранения здоровья обучающихся. Выработка плана работы по коррекции. Разработка плана работы Совета здоровья по пропаганде здорового образа жизни. Координация предметных программ по вопросам сохранения здоровья обучающихся. Отслеживание результатов функционирования системы предполагает не только констатацию ее состояния, но и изучение изменений, которые в ней происходят. Отслеживание результатов функционирования системы предполагает не только констатацию ее состояния, но и изучение изменений, которые в ней происходят.
4 этап- обработка и анализ полученных результатов
Обработка и анализ полученных результатов. Работа психолого-педагогического консилиума. Обработка и анализ полученных результатов. Работа психолого-педагогического консилиума. Систематизация полученной информации. Анализ имеющихся данных. Проведение промежуточных диагностик. Систематизация полученной информации. Анализ имеющихся данных. Проведение промежуточных диагностик. Получение данных, позволяющих прогнозировать будущее системы, возможные изменения в путях достижения поставленных целей. Коррекционная работа. Внедрение здоровье сберегающих технологий. Получение данных, позволяющих прогнозировать будущее системы, возможные изменения в путях достижения поставленных целей. Коррекционная работа. Внедрение здоровье сберегающих технологий. Проведение итоговых диагностик. Оценка эффективности школьной инфраструктуры в здоровьесбережении детей и сотрудников школы. Выявление наиболее эффективных технологий здоровьесбережения. Проведение итоговых диагностик. Оценка эффективности школьной инфраструктуры в здоровьесбережении детей и сотрудников школы. Выявление наиболее эффективных технологий здоровьесбережения.
5 этап- анализ и управленческое решение


Информационный
- структуризация, накопление и распространение информации. 
Базовый

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОУ

ВИДЫ МОНИТОРИНГА

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОУ

Информационный

Информационный

Управленческий

Управленческий

УРОВНИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГА ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ
Мониторинг здоровья обучающихся и мониторинг состояния здоровьесберегающей работы в школе осуществляет служба мониторинга в составе:  Заместитель директора.  Педагоги-психологи.  Учителя-логопеды.  Социальные педагоги.  Медицинская сестра.  Педиатр.  Учителя физической культуры.
Задачи
,
стоящие перед службой мониторинга
:  Получить статистические срезы показателей здоровья и численности соответствующих групп здоровья для оценки общей картины здоровья обучающихся школы, с целью планирования оздоровительной деятельности.  Оценить эффективность лечебно-профилактической работы.  Выявить факторы риска, влияющие на коллективное здоровье детей.
Директор школы,

администрация

школы
анализ состояния здоровья обучающихся; принятие управленческих решений; подбор педагогических и вспомогательных кадров; организация методической работы; планирование здоровьесберегающей работы школы на новый учебный год; организация методической работы с классными руководителями; контроль за деятельностью классных руководителей.
Психолого-медико-

педагогическая

служба
изучение состояния здоровья школьников, причин и тенденций; изучение адаптации обучающихся; разработка и проведение индивидуальных и групповых занятий с обучающимися; индивидуальные консультации классных руководителей; осуществление работы с родителями (родительские собрания, индивидуальные консультации).
Классные

руководители и

учителя предметники
планирование здоровьесберегающей работы с классом; организация индивидуальной работы с обучающимися; выбор форм и методов работы с классом , с учетом состояния здоровья и психологических особенностей группы.
Родительская

Критерии оценивания

Исполнитель

Оценка социально-

психологической

физического развития

и функционального

(физического

здоровья)
• Д л и н а , м а с с а т е л а , окружность грудной клетки. • Ур о в е н ь ф и з и ч е с к о г о развития. • Оценка группы здоровья, у р о в н я ф и з и ч е с к о й подготовленности (скорость, сила, скоростно-силовые качества, выно сливо сть, гибкость, координация). Медицинские работники Учителя физической культуры
Психо-эмоциональное

состояние
• Ур о в е н ь л и ч н о с т н о й , реактивной и школьной тревожности. • Уровень стрессоустойчивости, м ы ш л е н и е , и н т е л л е к т, память и её виды, внимание, личностные свойства. Психологи
Квалификационная

характеристика

здоровьесберегающего

типа
• Материально-технические условия. • Кадровое обеспечение. • Медицинское обслуживание. • Организация питания. • Организация физического воспитания. • В з а и м о о т н о ш е н и я с родителями. • Внешние связи. Руководители ОУ

здоровья
обучающихся являются показатели их физического состояния, уровни общей и острой заболеваемости.
Параметры отслеживания

результатов

Диагностический инструментарий

Состояние здоровья детей, подростков и молодёжи в России вызывает обоснованную тревогу не только у работников системы образования и здравоохранения, но и у всего общества в целом.

Практически во всех регионах России в среднем по стране более 35% дошкольников, 60% школьников имеют хронические заболевания и нуждаются в стационарном лечении. Лидирующее положение занимают болезни опорно-двигательного аппарата – 60-70%, причина – слабое развитие мышечного аппарата. В школу поступают практически здоровыми 75% детей, а заканчивают её здоровым лишь каждый десятый выпускник.

Если забота о здоровье является одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива и происходит на профессиональной основе, можно говорить о реализации в школе здоровьесберегающей педагогики. Если эти вопросы игнорируются, оставаясь красивыми фразами в планах и отчётах, если не организована целенаправленная работа по защите здоровья учащихся и педагогов от многочисленных негативных факторов окружающей среды, то разрушающий здоровье “эффект”, причём для всех субъектов образовательного процесса неизбежен.

Здоровьесберегающая педагогика, главная отличительная особенность которой – приоритет здоровья среди других направлений воспитательной работы школы. Она включает последовательное формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием всеми педагогами здоровьесберегающих технологий, чтобы полученное учащимися образование происходило без ущерба для здоровья. Воспитание культуры здоровья, под которой мы понимаем не только грамотность в вопросах здоровья, достигаемую в результате обучения, но и практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни.

Глава I. Современная школа и здоровье учащихся.

Состояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества и государства.

Что такое здоровье? На бытовом уровне понятием “здоровья” обозначают не только отсутствие болезни – смысл этого слова во многом перекликается с представлением о силе, о способности приспособиться к разным условиям жизни и ситуациям.

Согласно официальному определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие.

Практически здоровыми можно считать не более 10% школьников.

Очень быстрыми темпами ухудшается здоровье у школьниц. За последние 10 лет число здоровых девушек выпускниц уменьшилось более чем в 3 раза. Почти треть юношей по медицинским показаниям не годятся для службы в Вооружённых силах, а те, которые призваны годными, редко отличаются хорошим здоровьем.

Диспансеризация выпускников школ России показала, что из 100 человек до 60 доживет лишь 40 человек.

Задача школы – подготовить учащихся к дальнейшей, успешной и счастливой жизни, не достижимой без достаточного уровня здоровья.

Задача здоровьесберегающей педагогики – обеспечить выпускнику высокий уровень реального здоровья, сформировать культуру здоровья, умения заботиться и бережно относиться к своему здоровью и к здоровью других людей.

1. Работа школы по нейтрализации воздействия внешних факторов.

I. Медика-социальные и медикj-гигиенические факторы.

1. Низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья.

Рождаясь здоровым, самого здоровья человек не ощущает до тех пор, пока не возникнут серьезные признаки его нарушения. Почувствовав болезнь и получив облегчение от врача, он всё больше склоняется к убеждению о зависимости своего здоровья от медицины. Такой подход освобождает самого человека от необходимости “работать над собой”, жить в постоянном режиме ограничении и нагрузок.

2. “Забалтывание” проблемы здоровья.

Существует такой психологический феномен: обсуждая какую либо проблему человек снимает часть внутреннего напряжения возникшего в связи с этой проблемой. В результате реальная деятельность в направлении решения возникшей проблемы подменяется рассуждением на эту тему.

3. Сужение понятия здоровья.

Основным фактором, обуславливающим здоровье человека, является образ жизни (50-55%), влияние экологических факторов оценивается примерно в 20-25% всех воздействий, 20%составляет наследственные факторы и 10% приходится на долю недостатков и дефектов здравоохранения.

4. Отсутствие целостной и непрерывной системы формирования культуры здоровья населения.

На различных этапах развития, человек получает информацию о здоровье в семье, школе, больнице, из средств массовой информации и т.д. Информация эта отрывочна, случайна, не носит системного характера, противоречива и нередко исходит от некомпетентных людей.

Существующая просветительская работа по вопросам здоровья чаще всего ориентирует на лечение, а не на предупреждение заболевания.

Отсутствует мода на здоровье.

Недостаточно внимания уделяется вопросам формирования культуры отдыха.

5. Микросоциальные факторы: семья, окружение, образ жизни.

Именно ближайшее окружение подростка: его друзья, приятели, оказывают сильное влияние на формирование привычек, в том числе вредных. Только доверительные взаимоотношения в семье позволят родителям предупредить совершение ошибок.

II. Воздействие неблагоприятных для здоровья экологических факторов.

Чем слабее и незащищённее организм ребёнка, тем тяжелее последствия для его здоровья от воздействия вредных факторов окружающей среды. Отсюда – рост аллергических проявлений, заболеваний дыхательной системы, нарушение обмена веществ, снижение иммунитета, и т.д.

Задача школы по защите здоровья учащихся от неблагоприятных экологических факторов:

Проводить информационно – просветительскую работу с учащимися – повышение их уровня грамотности в вопросах защиты от вредных привычек и факторов природной среды.

Воспитательная работа по формированию экологической культуры школьников

“Наращивание” защитных ресурсов организма, позволяющих противостоять внешним факторам воздействия (витаминопрофилактика, закаливание, проветривание классных комнат, грамотное озеленение территории и помещений школы и т.д.).

Гигиенические факторы: шум, освещённость, воздушная среда, размер и дизайн помещений, используемые стройматериалы, мебель (размер, размещение), Видеоэкранные средства, пищеблок (качество пищи, организация питания), качество питьевой воды, экологическое состояние прилегающей территории, сантехническое оборудование.

  • Объём учебной нагрузки, её соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника
  • Расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году
  • Организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток)
  • Объём физической нагрузки по дням, за неделю, за месяц.
  • Особенности устава школы и норм школьной жизни
  • Стиль управления администрации, характер отношений “по вертикали”
  • Психологический климат пед.коллектива, характер отношений “по горизонтали”
  • Интегрированность школы в окружающий социум, влияние администрации посёлка, района и других организаций на жизнь школы
  • Наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся
  • Психологический климат на уроке, наличие эмоциональных разрядок
  • Стиль педагогического общения учителя с учащимися
  • Характер проведения опросов, экзаменов, проблема оценок
  • Степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам
  • Особенности работы с “трудными подростками”
  • Соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников
  • Степень ограничений в свободе эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе)
  • Личностные, психологические особенности учителя, его характера
  • Состояние здоровья учителя, его образ жизни
  • Способность к психоэмоциональным переключениям
  • Инновационная деятельность учителя
  • Подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий

Это те направления, работая по которым можно и нужно превратить “здоровьеразрушающую” систему общего образования в “здоровьесберегающую”.

Глава II. Здоровьесберегающие технологии и современная система образования

2.1. Принципы и отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий

В числе главных недостатков современной системы образования в России – её авторитарность. Сковывается инициатива, снижается самооценка, формируется состояние хронического стресса. Это ведёт к агрессивности. Чем больше на уроках проявлений авторитаризма, тем в меньшей степени технология может быть названа здоровьесберегающей.

Творческий характер – крайне необходимое условие здоровьесбережения.

Ученик, для которого школа - тяжелое испытание, каждодневно оставляет в её стенах частичку своего здоровья.

Важный принцип здоровьесбережения состоит в умении учитывать индивидуальные особенности и состояние здоровья каждого ученика. Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными требованиями являются физкультминутки.

При выполнении упражнений с пользой необходимо учитывать определённые условия:

Состав упражнений физкультминутки должен зависеть от особенностей урока (какой это предмет, каково состояние учащихся, в какой вид деятельности учащиеся были включены до этого и т.д.)

Эмоциональная составляющая физкультминутки - от выраженной экспрессии до спокойной релаксации

  1. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов предполагает, что всё происходящее в образовательном учреждении должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся и учителей
  2. Принцип триединого представления о здоровье. Единство здоровья физического, психического, духовно-нравственного
  3. Принцип непрерывности и преемственности определяет необходимость проводить эту работу каждый день и на каждом уроке.
  4. Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся.
  5. Комплексный междисциплинарный подход – основа эффективной работы по охране здоровья человека. Только тесное взаимодействие педагогов, психологов и врачей является условием достижения намеченных результатов здоровьесберегающих программ.
  6. Принцип медика – психологической компетентности учителя. Эффективно работающий педагог – всегда и хороший психолог.
  7. Принцип гармоничного сочетания обучающих здоровьесберегающих технологий путём разведения понятий
    1. Обучение здоровью
    2. Воспитание культуры здоровья
    3. Формирование здоровья

    Приоритет: признание школой задачи заботы о здоровье учащихся и педагогов.

    Ответственность: каждый, связанный со школой человек, должен нести ответственность за решение вопросов здоровьесбережения.

    Гигиена: соблюдение СанПиНов.

    Профилактика: школьная программа здоровья и реализация на практике мероприятий по профилактике основных “школьных” заболеваний.

    Урок: Здоровьесберегающие требования к уроку.

    Обучение: обеспечения необходимого уровня грамотности школьников и педагогов по вопросам здоровья.

    Валеология: создания условий, позволяющих укреплять и восстанавливать здоровье учащихся и педагогов (фитобар, тренажёрный зал, кабинет физиотерапии, психологической разгрузки и т.п.)

    • Традиционная - приоритет отдаётся медика – гигиеническим технологиям, при которых основные задачи решают врачи, а педагоги выполняют их рекомендации;
    • Точечная – отдельные действия, мероприятия, таковыми могут быть – оформление стендов, проведение дней здоровья, праздников здоровья и т.п.
    • Создание рабочей группы (учителя, родители, специалисты школы)
    • Разработка предварительного проекта ( постановка целей, задач, оценка имеющихся ресурсов: материально-финансовых, кадровых)
    • Ресурсы, необходимые для реализации проекта: обучение педагогов, активизация родительского комитета, сотрудничество со специалистами (медработники)
    • Распределение сфер ответственности, обязанностей и задач каждого участника проекта.
    • Разработка программы (программа “Здоровье” приложение1) диагностики состояния здоровья, мониторинг, анализ полученных результатов (приложение2).

    Глава III. Планирование работы учителя и школы в сфере охраны здоровья учащихся.

    1. Здоровьесберегающая среда образовательного учреждения:

    - Административный контроль за соблюдением требований СанПиНов (мониторинг состояния содержания помещения школы, школьной мебели, оборудования);

    - Мероприятия по организации качественного питания учащихся;

    - Повышения уровня материально-технической базы образовательного учреждения (в том числе обеспеченность спортивным оборудованием и инвентарём)

    1. Организация полноценной и эффективной работы с учащимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т.п.);
    2. Организация групп ЛФК;
    3. Контроль за соблюдением рекомендаций по объёму двигательной активности учащихся (организация динамических перемен, физкультурных пауз на уроках, динамические паузы в начальной школе и т.д.);
    4. Создание условий и организация работы спортивных секций;
    5. Регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий
    • Лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактика вредных привычек;
    • Проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т.п.;
    • Создание школьной программы
    • Лекции, семинары, консультации по вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторов положительно и отрицательно влияющих на здоровье ребёнка
    • Привлечение педагогов и родителей к совместному планированию и проведению работы по воспитанию здорового образа жизни, профилактика вредных привычек.
    • Мониторинг состояния здоровья учащихся (по данным медицинского осмотра), доступность сведений для каждого педагога, ведение документации по оценке здоровья учащихся;

    Глава IV. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры.

    • Проведения комплексной диагностики физического здоровья учащихся;
    • Организация учебных занятий со здоровьесберегающей направленностью;
    • Пропаганда здорового образа жизни;
    • Применение физических упражнений для профилактики заболеваний;
    • Применение комплексов упражнений лечебной физической культуры с детьми, имеющими различные заболевании.

    Диагностика заболеваний показала, что самыми распространёнными заболеваниями являются заболевания органов дыхания, ослабленное зрение, заболевание опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, плоскостопие).

    • Уровень физического развития; соответствие биологического возраста календарному;
    • Уровень физической подготовленности;
    • Нервно-психологическое развитие ребёнка (психические функции, поведение);
    • Степень сопротивляемости и устойчивости организма к болезням;
    • Адаптация (приспособление) к меняющимся внешним условиям;
    • Улучшение (динамика) состояния здоровья.

    Организация учебных занятий со здоровьесберегающей направленностью предполагает более тесное сотрудничество преподавателя физической культуры и врача. При планировании подобных занятий большая часть учебного времени (30%) отводится на занятия с применением комплекса упражнений лечебной физкультуры.

    Урочные занятия имеют чёткую структуру: подготовительную часть, основную и заключительную

    Основными в подготовительной части являются:

    - упражнения в движении, направленные на профилактику плоскостопия (ходьба на разных частях стопы, по канату, по гимнастической скамейке и др.);

    - беговые упражнения не высокой интенсивности.

    - дыхательная гимнастика (комплексы упражнений, игры с элементами дыхательной гимнастики).

    • С предметами (гимнастической палкой, скакалкой, мячами, медицинболами)
    • В положении лёжа (на гимнастической скамейке, коврике, матах)
    • В положении стоя (у гимнастической стенке, без предмета, в парах)

    В заключительной части (5-7мин.) используются игры на внимание, упражнения в движении в сочетании с дыхательной гимнастикой, выполняющиеся в медленном темпе, объясняется домашнее задание.

    Заключение.

    Сохранение здоровья ребёнка, его социальная адаптация является делом актуальным и сложным. Надо широко использовать Здоровьесберегающие технологии для того, чтобы учителя, дети и родители жили в состоянии эмоционального комфорта и высокого интереса к познанию, для того чтобы ученик школы был здоров и социально адаптирован, сохранив любознательность и доверие для дальнейшего обучения.

    Из выше сказанного и понимая особую актуальность проблемы, была выбрана эта тема, так как сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование здорового образа жизни и воспитание культуры здоровья является главной задачей школы.

    Здоровый ребёнок – главная проблема ближайшего и отдалённого будущего. Поэтому весь потенциал, все перспективы социального и экономического развития должны быть направлены на сохранение здоровья детей как физического, так и интеллектуального.

    В.А.Сухомлинский писал: “Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе – плохое состояние здоровья, поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, учителя и врача.

    К статье прилагается: программа “Здоровье” (Приложение 1), таблицы мониторинга состояния здоровья учащихся (Приложение 2).

    Читайте также: