Глобализация как предмет социально философского анализа кратко

Обновлено: 20.05.2024




До этого времени в мире одновременно сосуществовало множество мир-систем. Эти мир-системы подразделяются на три типа: минисистемы, мир-экономикии мир-империи. Минисистемы были характерны для первобытных обществ. Для сложных аграрных обществ характерны мир-экономики и мир-империи.

Мир-экономики представляют собой системы обществ, объединенных тесными экономическим связями, выступающие в качестве определенных эволюционирующих единиц, но не объединенные в единое политическое образование. Все докапиталистические мир-экономики рано или поздно превращались в мир-империи через их политическое объединение под властью одного государства. Единственное исключение из этого правила — это средневековая европейская мир-экономика, которая превратились не в мир-империю, а в современную капиталистическую мир-систему.Эта капиталистическая мировая экономика затем расширилась и охватила весь земной шар, абсорбируя в этом процессе все существующие мировые империи. Вследствие этого к концу девятнадцатого века впервые за все время существовала только одна историческая система на земном шаре. И мы сегодня еще находимся в этой ситуации. Глобализация – это капитализация современного мира, эксплуатация золотым миллиардом полупериферии и периферии современного человечества. Неудивительно, что автор мир-системной концепции глобализации Валлерстайн, является в наши дни активным участником движения антиглобалистов.

ИТАК,

Ø предметом философии истории является изучение предельных оснований, наиболее общих закономерностей развития общества (социодинамики);

Ø источниками социодинамики являются противоречия между природой и обществом; производством и потреблением; духовным потенциалом общества и особенностями его реализации;

Ø факторами социодинамики являются: геоклиматический, демографический, технико-технологический; духовный, глобализационный;

Ø субъективный фактор социодинамики раскрывает механизм воздействия людей на объективные условия их жизни, выявляет сущность движущих сил истории, которыми являются лидер, элиты, массы, народ, человечество;

Ø линейные и циклические концепции истории упрощают картину исторического процесса, а их аргументация не выдерживает критической проверки и более точным зрительным образом социодинамики являются не прямая линия или круг, а спираль;

Ø общественно-экономическая формация– исторически определенный тип общества, возникший на базе определенного способа производства материальных благ;

Ø выделяются первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая общественно-экономические формации;

Ø цивилизация может пониматься трояко: как идеал прогрессивного развития человечества как единого целого; как этап развития человечества как единого целого, который идет на смену дикости и варварству; как качественно различные и уникальные этнические или исторические общественные образования;

Ø аграрная, индустриальная и постиндустриальная цивилизации являются тремя технико-технологическими типами цивилизации;

Ø техника является искусством (мастерством) создания человеком предметов труда, быта, духовного мира; системой искусственно созданных средств и орудий производства и быта, а также приемов и операций, умением и искусством осуществления трудового процесса;

Ø система хозяйствования является процессом производства, распределения, обмена и потребления благ;

Ø философия экономики изучает предельные и наиболее общие основания хозяйствования;

Ø глобализация является объективным и субъективным процессом социально-природного, технико-экономического, информационно-коммуникативного, политико-духовного, цивилизационно-культурного формирования мира как целого, субъектом которого является единое человечество;

Ø цивилизационный выбор Беларуси определяется мировыми тенденциями развития и историческими традициями белорусского народа и его государственности.

Контрольные вопросы для самопроверки (первый уровень самоконтроля)

1.Что является предметом философии истории?

2. Каковы источники и факторы социодинамики?

3. Чем характеризуются геоклиматический, демографический, технико-технологический, духовный, глобализационный факторы социодинамики?

4. Кто является субъектом социально-исторического процесса?

5. Чем отличаются друг от друга линейные и циклические концепции истории?

6. Что такое общественно-экономическая формацияи каковы ее типы?

7. Что такое цивилизация?

8. Какие типы цивилизации выделяются по технико-технологическому критерию?

9. Каковы главные особенности постиндустриальной(информационной) цивилизации?

10. Что такое техника и технология?

11. какие проблемы изучает философия техники?

12. Каковы характеристики системы хозяйствования?

13. Что изучает философия экономики?

14. Каковы объективные и субъективные свойства процесса глобализации?

15. Чем определяется цивилизационный выбор Беларуси в условиях глобализации?

[1] К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Изд. 2. – Т. 3. – С. 383.

До этого времени в мире одновременно сосуществовало множество мир-систем. Эти мир-системы подразделяются на три типа: минисистемы, мир-экономикии мир-империи. Минисистемы были характерны для первобытных обществ. Для сложных аграрных обществ характерны мир-экономики и мир-империи.

Мир-экономики представляют собой системы обществ, объединенных тесными экономическим связями, выступающие в качестве определенных эволюционирующих единиц, но не объединенные в единое политическое образование. Все докапиталистические мир-экономики рано или поздно превращались в мир-империи через их политическое объединение под властью одного государства. Единственное исключение из этого правила — это средневековая европейская мир-экономика, которая превратились не в мир-империю, а в современную капиталистическую мир-систему.Эта капиталистическая мировая экономика затем расширилась и охватила весь земной шар, абсорбируя в этом процессе все существующие мировые империи. Вследствие этого к концу девятнадцатого века впервые за все время существовала только одна историческая система на земном шаре. И мы сегодня еще находимся в этой ситуации. Глобализация – это капитализация современного мира, эксплуатация золотым миллиардом полупериферии и периферии современного человечества. Неудивительно, что автор мир-системной концепции глобализации Валлерстайн, является в наши дни активным участником движения антиглобалистов.

ИТАК,

Ø предметом философии истории является изучение предельных оснований, наиболее общих закономерностей развития общества (социодинамики);

Ø источниками социодинамики являются противоречия между природой и обществом; производством и потреблением; духовным потенциалом общества и особенностями его реализации;

Ø факторами социодинамики являются: геоклиматический, демографический, технико-технологический; духовный, глобализационный;

Ø субъективный фактор социодинамики раскрывает механизм воздействия людей на объективные условия их жизни, выявляет сущность движущих сил истории, которыми являются лидер, элиты, массы, народ, человечество;

Ø линейные и циклические концепции истории упрощают картину исторического процесса, а их аргументация не выдерживает критической проверки и более точным зрительным образом социодинамики являются не прямая линия или круг, а спираль;

Ø общественно-экономическая формация– исторически определенный тип общества, возникший на базе определенного способа производства материальных благ;

Ø выделяются первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая общественно-экономические формации;

Ø цивилизация может пониматься трояко: как идеал прогрессивного развития человечества как единого целого; как этап развития человечества как единого целого, который идет на смену дикости и варварству; как качественно различные и уникальные этнические или исторические общественные образования;

Ø аграрная, индустриальная и постиндустриальная цивилизации являются тремя технико-технологическими типами цивилизации;

Ø техника является искусством (мастерством) создания человеком предметов труда, быта, духовного мира; системой искусственно созданных средств и орудий производства и быта, а также приемов и операций, умением и искусством осуществления трудового процесса;

Ø система хозяйствования является процессом производства, распределения, обмена и потребления благ;

Ø философия экономики изучает предельные и наиболее общие основания хозяйствования;

Ø глобализация является объективным и субъективным процессом социально-природного, технико-экономического, информационно-коммуникативного, политико-духовного, цивилизационно-культурного формирования мира как целого, субъектом которого является единое человечество;

Ø цивилизационный выбор Беларуси определяется мировыми тенденциями развития и историческими традициями белорусского народа и его государственности.

Контрольные вопросы для самопроверки (первый уровень самоконтроля)

1.Что является предметом философии истории?

2. Каковы источники и факторы социодинамики?

3. Чем характеризуются геоклиматический, демографический, технико-технологический, духовный, глобализационный факторы социодинамики?

4. Кто является субъектом социально-исторического процесса?

5. Чем отличаются друг от друга линейные и циклические концепции истории?

6. Что такое общественно-экономическая формацияи каковы ее типы?

7. Что такое цивилизация?

8. Какие типы цивилизации выделяются по технико-технологическому критерию?

9. Каковы главные особенности постиндустриальной(информационной) цивилизации?

10. Что такое техника и технология?

11. какие проблемы изучает философия техники?

12. Каковы характеристики системы хозяйствования?

13. Что изучает философия экономики?

14. Каковы объективные и субъективные свойства процесса глобализации?

15. Чем определяется цивилизационный выбор Беларуси в условиях глобализации?

Читайте также: