Главными целями интеграции деятельности детского сада и школы по предшкольной подготовке являются

Обновлено: 05.07.2024

Как отмечается в утвержденном президентом РФ Медведевым Д.А. документе “НАША НОВАЯ ШКОЛА” “… главные задачи современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире…”

Сегодня, несмотря на некоторые позитивные сдвиги, положение дел в образовании оставляет желать лучшего. “Надо прямо сказать: с передовых позиций мы уже “откатились”. Что нужно, чтобы современное образование соответствовало требованиям времени?

В первую очередь необходимо создание новой школы.

Надо заметить: успешный школьник –
Это сначала – успешный дошкольник.
Детский сад – это старт, а не только развлеченье.
Учим мыслить, рассуждать – это важные уменья
Пригодятся всем не раз, кто шагает в первый класс.

На сегодняшний день – главная потребность общества и государства – в качественном дошкольном образовании. Это определено в Приоритетных направлениях образовательной системы РФ и как следствие сегодня стоит задача: выравнивание стартовых возможностей детей, идущих в 1 класс. Следовательно, необходимо предшкольное образование. А значит, ПРЕДШКОЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ НЕОБХОДИМО РАССМАТРИВАТЬ КАК ПЕРВЫЙ ЭТАП ВСЕОБЩЕГО ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.

2. Задачи предшкольного образования

Задачи наши велики:
Ведь цель у нас – ученики,
Способные общаться,
Успешно обучаться:

  • подготовть детей к обучению именно в школе (т.е работе в коллективе, общению со взрослыми, сверстниками;
  • мотивационная готовность
  • подготовить детей к обучению как новому для них виду деятельности
  • познавательно-речевая готовность

3. Содержание предшкольного образования

Под содержанием предшкольного образования понимаются сферы деятельности, которые в том или ином объеме усваиваются старшими дошкольниками. Предшкольная подготовка обеспечивает полноценное личностное развитие. А именно:

  • социальное развитие: личностная готовность к адекватному участию в жизни окружающих ребенка социальных групп
  • познавательное развитие: собственно знания, умения и другие психологические компоненты, обеспечивающие познавательную деятельность
  • культурное развитие: совокупность знаний и умений, владение которыми диктуется социальными группами.

Самый главный результат –
Дать ребенку в школу старт

Результат предшкольного образования – это готовность ребенка к дальнейшему развитию – социальному, личностному, познавательному.

4. Программа предшкольного образования

Программа предшкольного образования ориентирована на сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Сегодня отмечается у первоклассников трудности в обучении: медлительность, недостаточное развитие памяти, связной речи. Графические навыки формируются достаточно длительное время. Куда идут корни? В дошкольное обучение, в предшкольную подготовку. Исследования доктора мед.наук Кольцовой Л.А. показали взаимосвязь развития моторики руки с уровнем развития речи у детей. На сегодняшний день есть такие упражнения, которые влияют на развитие мозга, улучшают память, координацию движений, графические навыки.

I. Создание адаптивной образовательной среды:

Природный материал: горох, орехи, шишки, фасоль, каштаны, камни, песок. Бытовой материал: шестигранные карандаши, пуговицы, шнурки.

II. Использование педагогических технологий в соответствии с возрастными особенностями

Почему подчас на занятиях в детском саду, а затем и в школе наблюдается утомление детей, задержка развития, а порой и потеря здоровья? Ответ таков: односторонний подход к организации занятий. Как это проявляется? Воспитатель, педагог на занятиях сосредотачивается на умственных нагрузках, а физический компонент отсутствует. По оценкам различных специалистов у современных детей отмечается замедленное развитие по сравнению с данными 10 – 20 летней давности. Поэтому мы в детском саду, предшкольной подготовке, начальной школе используем здоровьесберегающие педагогические технологии, основанные на научной теории “сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения” врача офтальмолога В.Ф. Базарного. В.Ф.Базарный – доктор медицинских наук, руководитель научно-внедренческой лаборатории, занимается 30 лет вопросами здоровья детей в школьной среде. Разработана методика на основе научной теории “Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения” :

1. Офтальмологические тренажеры:

Воспитатель, а затем и учитель в школе работают с детьми по офтальмологическому тренажеру В.Ф.Базарного по схеме расслабления и активизации глазных мышц (Приложение, рис. 1,2).



2. Режим динамических поз (парты-конторки):

Обучение в режиме динамических поз: чередование сидения и стояния. Часть занятия ребенок сидит за партой, другую часть – стоит за конторкой (Приложение, рис.3).


3. Использование простого карандаша, чернильниц и перьевых ручек

(Март – апрель) для развития вегетативных ритмов, т.к. чередование нажима с волосяной линией гармонично с пульсом человека, что препятствует появлению признаков стенокардии в школьном возрасте (Приложение, рис.4).


4. Программа “Кислородный коктейль”

Содействует общему улучшению обменных процессов в организме, концентрации внимания, улучшению памяти, усиливает иммунитет, улучшает зрение, успокаивает и стабилизирует нервную систему (Приложение, рис.5).


III. Совместная познавательная деятельность детей и педагогов

Цель: действия старших дошкольников должны становиться более активными, творческими и самостоятельными.

Чтоб активным дошкольнику быть
Надо ребенка в работу включить.
Пусть проблему сами найдут
К этому их педагоги ведут.
Но главное надо не забывать –
Это дошкольник – с ним нужно играть.

Функция педагогов в совместной деятельности меняется от возраста детей. На данном этапе важно полноценное включение ребенка в деятельность: воспитатель, педагог, организовывает работу так, чтобы они сами додумались до решения ключевой проблемы, сами могли предположить, как действовать. То есть действия дошкольника становятся более активными, творческими, самостоятельными. Этому помогает создание проблемной ситуации. Но главное помнить: игра – ведущий вид деятельности. (Приложение, рис.6). Согласно определению М.Монтессори “Развитие – это рост степени самостоятельности”. Самостоятельность – главный критерий оценки уровня сформированности общеучебных навыков.


Уровни сформированности общеучебных навыков

I уровень – уровень сформированности навыка, на котором ребенок действует под руководством взрослого

II уровень – самостоятельная деятельность по образцу. Ребенок может самостоятельно определять последовательность действий в знакомой ситуации

III уровень – способность организовать деятельность партнера, группы

5. Эффективность образования

Для осуществления непрерывности и преемственности можно выделить 4 линии развития предшкольного образования (которые и будут определять внутреннюю готовность к школьному обучению):

– линия формирования произвольного поведения;
– линия овладения средствами познавательной деятельности;
– линия перехода от эгоцентризма к децентризму;
– линия мотивационной готовности.

Важный фактор эффективности – в преемственности и непрерывности.

Непрерывность образования в школе реализуется в шесть этапов:

1 этап – работа с детскими садами включает в себя:

– экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу;
– проведение учащимися школы концертов в детском саду;
– участие в совместных мероприятиях: конкурсах рисунков и стихов, праздниках, соревнованиях и т.д.

2 этап – работа с детьми включает в себя:

– занятия с воспитателями по определенным программам;
– занятия 1 раз в неделю с учителем, психологом и логопедом в классе “здоровье” c детьми, посещающими детский сад;
– занятия во второй половине дня по программе “завтра в школу” с детьми, не посещающими детский сад;
– занятия художественно-эстетического цикла по выбору.

3 этап – работа с родителями.

4 этап – дни открытых дверей.

5 этап – первые дни ребенка в школе (1–15 сентября).

6 этап – коррекционно-развивающий.

6. Педагогическая диагностика готовности старших дошкольников к обучению в школе

В 2009 федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования регламентировал три группы результатов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

о работе по преемственности

между детским садом и школой

1. Общие положения

Преемственность между детским садом и школой предполагает ориентацию, направленность работы дошкольного учреждения на требования, предъявляемые к ребёнку, учет педагогами школы достигнутого общего уровня развития дошкольника.

В осуществлении преемственности важно обратить внимание на выполнение педагогом возложенных на него функций (оздоровительных, организаторских, воспитательных и т. д.), на знание педагогики, психологии, методик воспитания и обучения, его эрудированность.

2. Цели и задачи:

Главные цели интеграции деятельности детского сада и школы:

- формирование у детей умения учиться,

- создание условий, при которых обучение становится для ребенка благом, основной формой его самовыражения;

- для дошкольного образования - раннее развитие комплекса личностных качеств и свойств, обеспечивающих легкий, естественный переход ребенка в школу.

Основные задачи сотрудничества детского сада и школы:

- улучшение подготовки 5-6 летних детей к школе;

- обеспечение естественности перехода из детского сада в школу и обеспечение быстрой адаптации;

- углубление интереса к жизни школы;

- обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи, помощь семье в новой ситуации, возникающей при поступлении ребенка в школу;

- установление связи между программами, формами и методами работы детского сада и школы;

- установление связи в физическом, умственном, нравственном, трудовом и эстетическом развитии;

- установление связи в развитии личности ребенка в целом;

- преемственность содержания образования и воспитания в детском саду и в школе.

3. Форма работы школы и детского сада:

- педагогические советы, семинары, круглые столы педагогов детского сада, педагогов школы и родителей по актуальным вопросам преемственности;

- планирование и осуществление совместной практической деятельности педагогов и учителей с детьми–дошкольниками и первоклассниками (праздники, выставки, спортивные соревнования);

- психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;

- взаимодействие медицинских работников, методиста детского сада и психолога школы;

- совместное со школой комплектование КПП из выпускников детского сада и проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

- встречи родителей с будущим учителем КПП;

- анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

- посещение воспитателями детских садов уроков в школе, а учителями школ занятий в детском саду с последующим обсуждением, вынесением рекомендаций;

- совместные тематические совещания учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений с участием руководителей учреждений;

- проведение родительских собраний в старших группах с участием учителей и воспитателей;

- изучение воспитателем и учителем программ детского сада, программы КПП и 1 класса с целью выявления, какими знаниями овладели дети в дошкольном учреждении;

- организация различных мероприятий по подготовке детей к школе с участием родителей;

- беседы учителей с воспитателями о детях, уходящих I сентября в школу (устная характеристика детей, состояние здоровья детей группы, характер коллективных взаимоотношений, усвоение детьми правил поведения, об отношении детей к старшим, о развитии познавательных интересов, о волевом развитии, а также о развитии интеллекта: пытливости, любознательности, критичности и т. д.)

- совместная подготовка к конференциям, организация выставок;

- проведение Дня открытых дверей.

Цель: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования.

Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования.

Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника.

Обеспечить условия для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности.

Преемственность учебных планов и программ дошкольного и школьного начального образования.

Пояснительная записка

Школа и детский сад нацелена на реализацию комплекса образовательных задач, которые исходят из двух взаимодействующих целей – подготовить ребёнка дошкольного возраста к обучению в школе и в начальной школе заложить базу для дальнейшего активного обучения.

Готовность к обучению в начальной школе предполагает физиологическую зрелость и психологическую готовность, готовность к обучению в основной школе - наличие способности обучаться.

Организация работы по предшкольному обучению детей старшего дошкольного возраста осуществляется по следующим направлениям:

работа с детьми;

работа с родителями.

Организационно-методическое обеспечение включает:

Совместные педагогические советы по вопросам преемственности.

Совместные заседания МО по вопросам эффективности работы учителей и воспитателей ДОУ по подготовке детей к обучению в школе.

Взаимопосещения занятий. Изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей.

Разработку и создание единой системы диагностических методик “предшкольного” образования.

Работа с детьми включает:

Организацию адаптационных занятий с детьми.

Совместную работу по отслеживанию развития детей, определению “школьной зрелости”.

Совместное проведение праздников, спортивных мероприятий.

Система взаимодействия педагога и родителей включает:

Совместное проведение родительских собраний.

Проведение дней открытых дверей.

Посещение уроков и адаптационных занятий родителями.

Открытые занятия педагогов дополнительного образования.

Консультации психолога и учителя.

Организация экскурсий по школе.

Привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.

Взаимодействие ДОУ и школы в процессе подготовки детей к школьному обучению предполагает создание комплекса условий, обеспечивающих формирование готовности ребенка к школе на основе единых требований. Значимым направлением работы по преемственности является проведение адаптационных занятий. Адаптационные занятия позволяют преодолеть последствия имеющегося у ребенка негативного опыта общения с социумом и предполагают более легкую адаптацию к условиям школы.

Такая целенаправленная работа по подготовке детей к школе должна способствовать:

Созданию и совершенствованию благоприятных условий для обеспечения:

личностного развития ребенка;

укрепления психического и физического здоровья;

целостного восприятия картины окружающего мира;

формирования социально-нравственных норм и готовности к школьному обучению;

преодоления разноуровневой подготовки.

Созданию единой системы диагностических методик за достигнутым уровнем развития детей и дальнейшего прогнозирования его развития.

Совершенствованию форм организации учебно-воспитательного процесса и методов обучения в ДОУ и начальной школе.

Обеспечению более успешной адаптации детей к обучению в начальных классах, сохранению желания дошкольников учиться и развиваться

Для педагогов организация работы по предшкольному образованию дает возможность лучше понять детей и выстроить свою работу в соответствии с их развитием.

План работы по преемственности детского сада и школы

Педагогические мероприятия

Наименование мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

Утверждение Положения о преемственности работы школы и детского сада. Утверждение программы и плана. Планирование совместной работы.

заведующая детским садом

администрация, педагоги начальной школы, заведующая и воспитатели ДОУ

Сбор информации для составления социального паспорта семей воспитанников .

Оформление карт здоровья на каждого ребёнка выпускника детского сада.

Индивидуальные консультации методиста и педагога-психолога школы с целью выявления талантливых детей

-посещение уроков в классе КПП и 1 классе воспитателями детского сада;

-посещение занятий в дошкольной группе учителями начальных классов

педагоги школы, воспитатели ДОУ

Мониторинг готовности воспитанников дошкольной группы к школьному обучению.

культурные мероприятия

Наименование мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

Праздник "Новогодняя сказка"

Воспитатель КПП и ДОУ

Выпускной "Скоро в школу"

Физкультурно-оздоровительные мероприятия

Наименование мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

"Неделя зимних подвижных игр"

Работа с детьми

Наименование мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

Экскурсия в школьную библиотеку

Индивидуальная работа с детьми, требующими индивидуального педагогического подхода

Педагоги школы, воспитатели ДОУ

педагоги школы, воспитатели ДОУ

педагоги школы, воспитатели ДОУ

педагоги школы, воспитатели ДОУ

Экскурсия по территории школы, посещение игровых площадок..

педагоги школы, воспитатели ДОУ

Работа с родителями

Наименование мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

Презентация о школе.

администрация школы и ДОУ

День открытых дверей для родителей

администрация школы и ДОУ

Анкетирование родителей и детей "Чтение в вашей семье". Памятки для родителей и детей "Как развить у ребенка любовь к чтению?"

воспитатели ДОУ и учителя школы

Индивидуальная работа с родителями проблемных детей.

Тематическая консультация "Непослушные дети".

сотрудники правоохранительных органов

Родительское собрание старшей и подготовительной групп с участием учителей начальной школы на тему "Подготовка к школе"

Круглый стол: «Будущий, первоклассник–какой он?

педагоги, родители, воспитатели, администрация)

Оформление информационных материалов для родителей по подготовке детей к школе:

Критерии готовности ребенка к школьному обучению.

Личностная готовность - ребенок готов к школьному обучению, если школа привлекает его не внешней стороной (атрибуты: портфель, тетради), а возможностью получить новые знания.

Интеллектуальная готовность - наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интерес к знаниям. Способность понять связи между явлениями, воспроизвести образец.

Социально-психологическая готовность - умение общаться со взрослыми и сверстниками. Умение: войти в другое общество (детское), действовать вместе с другими, подчиняться интересам группы.

Физиологическая готовность - уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья .

Учебные материалы по предшкольной подготовке.

Учебные материалы для предшкольной подготовки представлены предметными комплектами. В каждый комплект входят азбука-тетрадь, дидактические материалы, учебник-хрестоматия, мультимедийно-анимационные электронные пособия и методическое руководство.

Развитие речи и готовность к овладению грамотой.

1. Одним из важнейших критериев готовности ребенка к школе является развитие фонематического слуха, которое включает: - умение выделять заданный звук в потоке речи; - умение определять позицию звука в словах (в начале, в середине, в конце); - владение навыками звукового разбора слов: различие гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных, твердых и мягких согласных.

2. Умение членить слова на слоги.

3. Умение составлять предложения из 3-4 слов.

4. Умение использовать обобщающие понятия, подбирать определения к существительному.

5. Умение составлять рассказы по серии картинок, по сюжетной картинке, рассказ на заданную тему.

6. Умение составлять рассказы о предметах (по плану, предложенному взрослым).

7. Самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов.

Развитие элементарных математических представлений и готовность к обучению математике .

1.Счет и отсчет предметов заданного количества.

2. Владение прямым и обратным счетом в пределах десяти.

3. Умение называть предыдущее и последующее число от заданного.

4. Знание состава чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел.

5. Знание цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

6. Знание знаков +, -, =, умение пользоваться арифметическими знаками действий.

7. Умение соотносить цифру и число предметов.

8. Способность составлять и решать задачи на сложение и вычитание.

9. Знание геометрических фигур: круг, квадрат, четырехугольник.

10. Умение делить круг, квадрат на две и четыре части.

11. Умение ориентироваться на листке клетчатой бумаги.

Кругозор ребенка и готовность к усвоению знаний.

1. Умение называть домашний адрес, телефон, полные имена родителей и состав семьи.

2. Иметь общие понятия о различных видах деятельности взрослых.

3. Знать правила поведения в общественных местах и на улице.

4. Иметь общие понятия о временах года и сезонных явлениях.

5. Знать название месяцев, дней недели и их последовательность.

Занятия, полезные для ребенка в период подготовки его к школе :

Развитие мелких мышц руки: работа с конструкторами разного типа; работа с ножницами, с пластилином; рисование в альбомах (карандашами, красками).

Развитие познавательных способностей (развитие памяти, внимания, восприятия, мышления).

Материалы развивающих упражнений для занятий с детьми: Играем, учимся, развиваемся ; Игры на формирование мыслительных способностей ; Рисуем по клеткам ; Штриховка ; Дорисуй вторую половину ; Графические диктанты ; Ориентировка в пространстве ; Закрась одинаковые картинки.

Вышеназванные знания, навыки и умения реализуются через образовательной области, каждая из которых содержит самостоятельные разделы, имеющие свое целевое направление.

В учебно-методическом комплексе программы предлагаются новые подходы к планированию организованной учебной деятельности, что обеспечивает творческий подход педагогов на интеграцию образовательных областей и выбор современных образовательных технологий.

В содержании каждой образовательной области определены ожидаемые результаты по уровню освоения базовых знаний, умений и навыков детей старшего дошкольного возраста.

Программа предусматривает решение задач преемственности между детским садом и начальной школой на основе отбора содержания и определения условий успешной адаптации детей к школьному обучению .

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ между детским садом и школой предполагает ориентацию, направленность работы дошкольного учреждения на требования, предъявляемые в школе и, наоборот, - учет учите­лем достигнутого общего уровня развития дошкольника, сформиро­ванно нравственного поведения, волевой, личностной сферы ребенка.

Преемственность может рассматриваться как внутренняя связь, которая выражается в учебной деятельности обучаемых (дошколь­ников и школьников), и внешняя, связанная с деятельностью обу­чающих (воспитателей и учителей).

Главная цель интеграции деятельности детского сада и школы - развить в ребенке добрые чувства, глубокий ум и здо­ровое тело. Но специфическое приоритетное направление для начальной школы - формирование у детей умения учиться, созда­ние условий, при которых обучение становится для ребенка бла­гом, основной формой его самовыражения; для дошкольного - ран­нее развитие комплекса личностных качеств и свойств, обеспечи­вающих легкий, естественный переход ребенка в школу.

Проблема преемственности в воспитании и обучении дошколь­ников и младших школьников рассматривалась в работах Н.К.Круп­ской, А.В.Запорожца, Л.А.Венгера, , А.А.Люблинской, А.М.Леушиной, В.Д.Лысенко, А.П.Усовой и др.

Основными задачи преемственности являются: 1. Установление связи между программами, формами и методами работы детского сада и школы. 2. Установление связи в физическом, умственном, нравственном, трудовом и эстетическом развитии. 3. Установление связи в развитии личности ребенка в целом. 4. Сформированность активно-положительного отношения к детям со стороны педагогов и родителей. 5. Осуществление преемственности детского сада и школы в фор­мировании общеучебных умений и навыков. 6. Преемственность содержания образования и воспитания в дет­ском саду и первом классе школы.

Наиболее действенными формами работы школы и детского сада являются:

1. посещение воспитателями детских садов уроков в школе, а учителями школ занятий в детском саду с последующим обсужде­нием, вынесением рекомендаций;

2. совместные тематические совещания учителей начальных клас­сов и воспитателей дошкольных учреждений с участием руководи­телей учреждений;

3. проведение родительских собраний в старших группах с учас­тием учителей и воспитателей;

4. изучение воспитателем и учителем программ детского сада и I класса с целью выявления, какими знаниями, умениями и на­выками овладели дети в дошкольном учреждении. организация различных мероприятий по подготовке детей к школе с участием родителей;

5. беседы учителей с воспитателями о детях, уходящих I сен­тября в школу, устная характеристика о слабых и сильных де­тях, о состоянии здоровья детей группы, о характере коллек­тивных взаимоотношений, об усвоении детьми правил поведения и т.д.;

6. совместная подготовка к конференциям, организация выставок;

7. взаимопосещения утренников и концертов.

лектории для родителей, педагогические консультации; семинары;открытые занятия и беседы с родителями о результатах, которые дети достигли, выставки детских работ, информация о специальной литературе; совместные праздники; встречи учителей с родителями будущих первоклассников.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ между детским садом и школой предполагает ориентацию, направленность работы дошкольного учреждения на требования, предъявляемые в школе и, наоборот, - учет учите­лем достигнутого общего уровня развития дошкольника, сформиро­ванно нравственного поведения, волевой, личностной сферы ребенка.




Преемственность может рассматриваться как внутренняя связь, которая выражается в учебной деятельности обучаемых (дошколь­ников и школьников), и внешняя, связанная с деятельностью обу­чающих (воспитателей и учителей).

Главная цель интеграции деятельности детского сада и школы - развить в ребенке добрые чувства, глубокий ум и здо­ровое тело. Но специфическое приоритетное направление для начальной школы - формирование у детей умения учиться, созда­ние условий, при которых обучение становится для ребенка бла­гом, основной формой его самовыражения; для дошкольного - ран­нее развитие комплекса личностных качеств и свойств, обеспечи­вающих легкий, естественный переход ребенка в школу.

Проблема преемственности в воспитании и обучении дошколь­ников и младших школьников рассматривалась в работах Н.К.Круп­ской, А.В.Запорожца, Л.А.Венгера, , А.А.Люблинской, А.М.Леушиной, В.Д.Лысенко, А.П.Усовой и др.

Основными задачи преемственности являются: 1. Установление связи между программами, формами и методами работы детского сада и школы. 2. Установление связи в физическом, умственном, нравственном, трудовом и эстетическом развитии. 3. Установление связи в развитии личности ребенка в целом. 4. Сформированность активно-положительного отношения к детям со стороны педагогов и родителей. 5. Осуществление преемственности детского сада и школы в фор­мировании общеучебных умений и навыков. 6. Преемственность содержания образования и воспитания в дет­ском саду и первом классе школы.

Наиболее действенными формами работы школы и детского сада являются:

1. посещение воспитателями детских садов уроков в школе, а учителями школ занятий в детском саду с последующим обсужде­нием, вынесением рекомендаций;

2. совместные тематические совещания учителей начальных клас­сов и воспитателей дошкольных учреждений с участием руководи­телей учреждений;

3. проведение родительских собраний в старших группах с учас­тием учителей и воспитателей;

4. изучение воспитателем и учителем программ детского сада и I класса с целью выявления, какими знаниями, умениями и на­выками овладели дети в дошкольном учреждении. организация различных мероприятий по подготовке детей к школе с участием родителей;

5. беседы учителей с воспитателями о детях, уходящих I сен­тября в школу, устная характеристика о слабых и сильных де­тях, о состоянии здоровья детей группы, о характере коллек­тивных взаимоотношений, об усвоении детьми правил поведения и т.д.;

6. совместная подготовка к конференциям, организация выставок;

7. взаимопосещения утренников и концертов.

лектории для родителей, педагогические консультации; семинары;открытые занятия и беседы с родителями о результатах, которые дети достигли, выставки детских работ, информация о специальной литературе; совместные праздники; встречи учителей с родителями будущих первоклассников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.

- обеспечить систему непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.

- создание благоприятных условий в детскому саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ДОКУЧАЕВСКА ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

«Преемственность дошкольного и школьного образования:


Подготовила:

старший воспитатель

Степаненко С.В.

Актуальность. Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы. Таким образом, преемственность должна строиться:

- на учете возрастных и психологических особенностей детей 5 – 8 лет;

- на единых целях воспитания и обучения детей;

- на единстве требований взрослых (педагогов, психологов, родителей), согласующих с выбранной образовательной программой.

- создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.

- обеспечить систему непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.

- создание благоприятных условий в детскому саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.

- увлечь детей детского сада перспективой школьного обучения, вызвать желание учиться в школе.

-Способствовать укреплению и сохранению здоровья дошкольников, готовящихся к обучению в школе.

-Всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.

-Создание благоприятных условий для психического и личностного развития ребенка.

Вид проекта: творческий смешанного типа.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, выпускники детского сада (учащиеся 1 класса начальной школы МОУ № 5), педагоги и специалисты ДОУ, учителя начальной школы, родители.

Этапы развития проекта:

1 этап проекта – создание развивающей среды

2 этап – создание у дошкольников мотивации к обучению в школе

3 этап – встречи с выпускниками и учителями

Длительность: 1 год.

Пояснительная записка.

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии малыша: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться.

Преемственность в работе школы и дошкольного учреждения, предусматривает использование всех форм преемственности: изучение программ, сложных звеньев, взаимный обмен опытом, дальнейший поиск оптимальных путей усовершенствования педагогической работы, формирования у детей интереса к занятиям, учебной деятельности

Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному развитию детей. Это объясняется такими объективными причинами, как научно-технический прогресс; увеличение потока информации; изменения, происходящие в нашем обществе, совершенствование содержания и повышение значимости образования; переход на обучение с шестилетнего возраста.

Результаты передового педагогического опыта убеждают в том, что эти требования закономерны, а выполнение их возможно, если учебно-воспитательная работа в детском саду и школе будет представлять единый развивающий процесс.

Решить проблемы преемственности возможно лишь тогда, когда будет реализована единая линия развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, только тогда две ступени образования будут действовать в тесной взаимосвязи. В концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) преемственность рассматривается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы образования: целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребенка.

Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешность реализации этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов в детском саду. Проблема развития познавательного интереса ребенка решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях.

Чему нужно научить ребенка в детском саду, кроме программных требований к знаниям и умениям? Размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать выводы. Необходимо учить подмечать закономерности, сходство и различие, давать упражнения, направленные на развитие внимания, наблюдательности, памяти, задания логического характера, которые тесно связаны с такими приемами логического мышления, как анализ, сравнение, синтез, обобщение. Размышление одного ребенка способствует развитию этого умения у других.

Успешность обучения детей в школе связана не только с наличием у дошкольников определенного объема знаний. Школьное обучение основные требования предъявляет прежде всего к умственной деятельности. В связи с этим уровень развития умственных способностей - один из важных факторов обучения детей в школе.

При выпуске из детского учреждения воспитатели детского сада дают полную психологическую характеристику на каждого ребенка и рекомендации учителю для дальнейшей работы. Такая работа позволяет положительно решать вопросы преемственности в работе детского сада и школы. Высокое качество знаний учащихся начальных классов свидетельствует о правильности выбранного пути.

1 этап проекта – создание развивающей среды

В пространстве группы выделено место, где можно реализовать жизненно важные потребности в движении, так как от двигательной активности во многом зависит развитие моторики, физических качеств, состояние здоровья, настроение.

Игровая площадка обеспечивает условия для обогащения творческого потенциала, активизации механизмов самовыражения, сотворчества, импровизации и воображения.

2 этап – создание у дошкольников мотивации к обучению в школе

Реализация данного этапа проходит через чтение книг о школьной жизни, школьниках, их поступках, что дополнительно позволяет обогатить, активизировать словарный запас, а так же показать школьную жизнь с интересной стороны. Экскурсии в школу.





3 этап – встречи с выпускниками и учителями

Традициями в нашем садике стали встречи с выпускниками, совместное проведение праздников, прогулок, посещение уроков, беседы будущих выпускников с учителями.

Родители стали занимать более активные позиции в осуществлении подготовке детей к школе. По их инициативе мы запланировали ряд мероприятий.

Результаты реализации проекта:

Речь детей стала более связной, выразительной, расширился их словарный запас.

Дети научились выражать свои чувства и понимать чувства других, стали более уверенными в себе, научились преодолевать робость, сопереживать.

У детей, родителей, выпускников появился интерес к сотрудничеству, партнерству.

Адаптационный период у первоклассников прошел благоприятно.

У учителя начальной школы появилась мотивация к взаимодействию с ДОУ.

Перспективы развития проекта:

- Привлечение к работе в проекте специалистов школы: педагога-психолога

План работы по реализации проекта

Мероприятие

Категория участников

Сроки выполне-ния

Исполнители

Итоговый документ

Согласование и утверждение плана по реализации преемственности в работе детского сада и школы

Читайте также: