Гимнастика корригирующая как здоровьесберегающая технология в доу

Обновлено: 08.07.2024

Дошкольное воспитание играет значительную роль в жизни общества, создавая условия для дальнейшего развития человека, а гармоничное развитие невозможно без физического воспитания. Корригирующая гимнастика - это один из видов лечебной гимнастики, необходимый каждому ребенку.

Содержимое публикации

Корригирующая гимнастика как здоровьесберегающая технология.

Дошкольное воспитание играет значительную роль в жизни общества, создавая условия для дальнейшего развития человека, а гармоничное развитие невозможно без физического воспитания.

Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля умственной нагрузки и в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития. Поэтому, снизить утомляемость, перегрузку я помогаю детям с помощью корригирующей гимнастики.

Корригирующая гимнастика - это один из видов лечебной гимнастики, необходимый каждому ребенку. Корригировать - значит исправлять. Для этого в своей работе я использую следующие виды корригирующих упражнений:

коррекционные занятия (упражнения, направленные на исправление каких-то конкретных нарушений в работе детского организма, например, плоскостопия);

закаливание (если не считать прогулки, то закаливание - солевое, фитотерапия);

ленивая гимнастика (упражнения, которые выполняются лёжа, сидя, без резких движений сильных физических нагрузок);

физкультминутки (проводятся регулярно в перерывах на занятиях, чтобы дети не только передохнули, но и поработали на укрепление организма);

профилактическая гимнастика, утренняя и дыхательная гимнастика.

Каждое утро в детском саду с детьми я начинаю с утренней гимнастики. Утренняя, корригирующая гимнастика благотворно действует на центральную нервную систему. Во время гимнастики в работающих мышцах возникают раздражения, передающиеся в головной мозг. Эти нервные импульсы возбуждают жизнедеятельность клеток коры больших полушарий. Поэтому после гимнастики появляется чувство бодрости, повышается работоспособность.

Комплексы дыхательной гимнастики для детей на занятиях способствуют выработке правильного дыхания, предупреждению простудных заболеваний.Дыхательную гимнастику обязательно провожу каждый день в хорошо проветренном помещении, в любое удобное время дня, исключая 20 - 30 минут до еды и сна и 1 час после приема пищи. Основные правила, которые я, используя при поведении дыхательной гимнастики это: учитываю состояние каждого ребенка, при необходимости делаю паузы, меняю темп выполнения на более медленный, вначале сама показываю упражнение,

а потом предлагаю детям его выполнить, в игровой форме.

Корригирующая гимнастика после дневного сна (в постели) направлена на постепенный переход детей от сна к бодрствованию. Сон играет важнейшую роль в режиме дня ребёнка. От того, как проснётся малыш, зависит его настроение, состояние здоровья. Поэтому я стараюсь организовать правильное пробуждение, включая, как правило, включают такие элементы, как потягивание, поочерёдное поднимание и опускание рук и ног, элементы пальчиковой гимнастики, массаж сухой варежкой. Самым главным правилом для себя я поставила - исключать резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение. Целями проведения таких занятий является:

подъём мышечного тонуса;

профилактика простудных заболеваний;

укрепление дыхательного аппарата;

предотвращение развития проблем с осанкой, плоскостопия;

воспитание привычки разминать тело после пробуждения.

Для этого я использую различные приемы:

1.Сюжетность пробуждения. Например, к нам в гости пришла медведица и просит о помощи: её сынок Мишка никак не может проснуться, а ему нужно идти на помощь к маме для сбора малины на зиму - надо показать своим примером, как быстро восстановить организм после сна. Кроме этого, мы выполняем те или иные действия с ребятами под рифмовки и короткие присказки.

2.Музыкальность. Тихая, расслабляющая музыка, включённая чуть громче, чем перед сном, помогает восстановлению малышей любого возраста.

Систематическое использование корригирующих упражнений в режиме двигательной активности детей положительно влияет на укрепление мышечного корсета.

Еще одним из видов корригирующих упражнений используемых мною в работе – это закаливание. Основные средства закаливания - солнце, воздух и вода, босохождение. Я использую еще один из видов закаливание - это солевое. Цель его – это выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным повторением воздействия того или иного фактора (холод, тепло и т.п.) и постепенного повышения его дозировки. Это полоскание горла перед прогулкой солевым раствором (специально приготовленным медсестрой).

В результате у детей повышаются защитные силы организма к действию неблагоприятных метеорологических факторов; благотворное воздействие на сердечно – сосудистую систему, на улучшение качественного состава крови, на обмен веществ, на противостояние организма различным заболеваниям.

Таким образом, можно сделать вывод, что здоровье, особенно в наших климатических условиях, является главной ценностью человека. Не случайно на первое место все современные программы для дошкольных учреждений ставят задачу воспитания у детей ответственного отношения к собственному здоровью.

И именно мы в ответе за воспитание здорового, сильного и красиво сложенного молодого поколения.

Корригирующая гимнастика как здоровьесберегающая технология

Многолетние наблюдения врачей подтверждают огромную пользу для сохранения и коррекции осанки оздоровительной гимнастики, если выполнять ее систематически, а не от случая к случаю. Она — обязательное условие укрепления здоровья, развития физических качеств, воспитания воли.

Корригирующая гимнастика – одна из разновидностей лечебно-оздоровительной гимнастики, которая проводится для исправления дефектов опорно-двигательного аппарата и лечения их начальных форм, профилактики нарушения осанки, искривления позвоночника, плоскостопие и др. В детском возрасте в период роста организма корригирующая гимнастика применяется с наибольшим успехом.

Для проведения занятий корригирующей гимнастикой необходимо выполнять следующие условия:

1. Наличие помещения: спортивного зала, кабинета оздоровительной гимнастики.

2. Наличие коврика для занятий.

3. продолжительность занятия – 10–40 мин. (в зависимости от возраста ребенка)

4. ежедневное выполнение комплекса специальных физических упражнений.

5. Желание и терпение.


Корригирующая гимнастика - это не просто вид лечебно-оздоровительной гимнастики, это супер физкультурный вид. Кому-то он нужен с самого рождения, кому-то позже или только в старости. Ведь корригировать - значит исправлять. А исправлять в своей фигуре и, тем более, в здоровье почти каждому есть что. И вот в этом огромную пользу оказывают гимнастические упражнения. Следует помнить, что корригирующие гимнастические упражнения дают результаты только тогда, когда они проводятся правильно, систематически, длительно и беспрерывно.

Корригирующая гимнастика оказывает :

•общеукрепляющее воздействие на организм ребенка

•осуществляет своевременную профилактику и коррекцию опорно-двигательного аппарата

•способствует общему укреплению мышц туловища

•укрепляет мышцы, формирующие свод стопы

•воспитывает и закрепляет навык правильной осанки

•формирует правильный свод стопы

•развивает и совершенствует двигательные навыки детей

Корригирующая гимнастика, в основном, направлена на исправление осанки, плоскостопия. Хотя исправлять, корригировать с помощью гимнастики можно гораздо больше. Средствами корригирующей гимнастики являются разнообразные общие развивающие упражнения, упражнения корригирующего характера с предметами и без них, дыхательные упражнения, а так же подвижные игры, плавание, упражнения на специальных тренажерах.

К сожалению, с самого раннего возраста ребенок привыкает к неправильной осанке, что, в свою очередь, приводит к возникновению различных искривлений позвоночника. Эти искривления не только деформируют туловище, грудную клетку, ноги, но и препятствуют нормальному функционированию различных органов и систем организма. Переход от здоровья к болезни происходит через усиление напряжения или перенапряжение. Чем раньше будет возможность предусмотреть такой исход, тем больше вероятности сохранить здоровье.

Особое внимание уделяется профилактике заболеваний позвоночника. В корригирующих комплексах используются упражнения, направленные на укрепление и тонизирование мышц, улучшения осанки, гибкости позвоночника и чувства равновесия, укрепление мышц спины и подвижности суставов, а также упражнения для профилактики плоскостопия.

Наш образ жизни требует не только сильных мышц, но и мышц, способных длительное время поддерживать статическое напряжение. Такую способность мышц следует развивать с детского возраста. С этой целью рекомендуется систематическое включение комплексов упражнений корригирующей гимнастики.




Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников

Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников. Предлагаю вашему.

Технология моделирования в образовательном процессе ДОУ В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому.

Технология организации труда в детском саду

Технология организации труда в детском саду Технология организации труда в природе чаще всего включает пять этапов: 1. Теоретическое осмысление работы. Воспитатель разъ­ясняет содержание.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Чистопольского муниципального

района Республики Татарстан

КОРРИГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА – ЭФФЕКТИВНАЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Мастер-класса для педагогов

Цель : повышение компетентности педагогов в вопросах использования современных здоровьесберегающих образовательных технологий.

1) расширить знания педагогов по вопросам технологии сохранения и стимулирования здоровья с учетом требований ФГОС ДО;

раскрыть значение здоровьесберегающих технологий;

познакомить с методикой проведения корригирующей гимнастики;

поделиться личным опытом работы по сохранению здоровья дошкольников;

распространить педагогический опыт по применению здоровьесберегающих технологий;

познакомить педагогов с элементами здоровьесберегающих технологий с целью повышения их профессиональной компетентности.

Ожидаемые результаты у детей. Формирование осанки (предотвращение дефектов осанки; приобретение стойких структурных основ осанки; укрепление мышц способствующих правильному положению позвоночника и стопы); развитие органов дыхания; развитие опорно-двигательного аппарата (укрепление двигательного аппарата; стимулирование роста костей).

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям. Уверена: каждый из вас постоянно находится в поиске новых эффективных подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей. Меня всегда интересует тема использования нестандартного спортивного оборудования как эффективного средства приобщения детей к здоровому образу жизни. Своими наработками хочу поделиться сегодня с вами.

Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

В своей практике я давно использую корригирующую гимнастику, как эффективную технологию сохранения и стимулирования здоровья дошкольников . Многим хорошо известны комплексы корригирующей гимнастики для детей как вид коррекции искривления позвоночника и плоскостопия. Действительно, корригирующая гимнастика для детей, в-основном, направлена на исправление осанки и решает проблемы позвоночника. Хотя, как вид лечебной гимнастики, может решать гораздо более широкий круг проблем и корригировать с ее помощью можно гораздо больше.

Корригировать — значит исправлять. А исправлять в фигуре и здоровье современного ребенка, к сожалению, есть что. При организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми, мы, педагоги, должны четко представлять, какие упражнения и в каких ситуациях можно использовать как элементы корригирующей гимнастики.

Коррегирующая гимнастика - это система индивидуальных заданий, направленных на развитие и коррекцию конкретных видов движений и мышц.

Цель корригирующей гимнастики после сна :

1.Способствовать пробуждению после дневного сна.

2.Предотвращать простудные заболевания.

3.Укрепить свод стопы, позвоночник и дыхательный тракт.

4.Воспитывать бережное отношение к своему телу.

5.Дать заряд бодрости на вторую половину дня, поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью физических упражнений.

Примерная схема проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна выглядит так: гимнастика в постели, упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и нарушений осанки.

В комплекс гимнастики после сна входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия (хождение по корригирующим дорожкам), воспитания правильной осанки, обширное умывание.

Методика проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна не сложная.

1.Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки, громкость которой медленно нарастает.

2.Гимнастика в постели может включать такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики. Важно исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели около 2-3 минут.

3.Затем дети переходят в групповую комнату, где выполняют ходьбу (на носках, пятках, с высоким поднятием колен, в полуприсяде, в полном присяде, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, по корригирующим дорожкам) или комплекс упражнений направленных на профилактику плоскостопия. При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений, но и за осанкой и дыханием детей. Длительность этой части гимнастики 2-3 минуты.

Затем - на массажном коврике около кроватей, вместе с игрушкой-подушкой дети выполняют упражнения по профилактике плоскостопия: хождение на носочках, с высоким подниманием колен, на внутренней и внешней стороне стопы и т.д.

После чего переходят в проветренную до 20-22 градусов групповую комнату и продолжают профилактическую ходьбу по корригирующим дорожкам, а также 3-4 упражнения направленную на коррекцию осанки. Упражнения выполняются как с тренажерами, так и без них.

Заканчивается гимнастика дыхательными упражнениями, например:

Дыхательная гимнастика улучшает кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом. После упражнений дети переходят к закаливающим процедурам.

Корригирующая гимнастика рассчитана на большую самостоятельность: дети должны помнить упражнения, их последовательность и осознанно выполнять комплекс. Так, у детей прививается потребность в выполнении физических упражнений, а значит, осуществляется забота о сохранении здоровья малышей.

Список литературы

1. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства //Дошкольное воспитание. -2004.-№ 1.-С. 114-117.


Корригирующая гимнастика –. одна из разновидностей лечебно-оздоровительной гимнастики которая проводится для исправления дефектов опорно-двигательного аппарата и лечения их начальных форм, профилактики нарушения осанки, искривления позвоночника, плоскостопие и др. В детском возрасте в период роста организма корригирующая гимнастика применяется с наибольшим успехом. Корригирующая гимнастика –. одна из разновидностей лечебно-оздоровительной гимнастики которая проводится для исправления дефектов опорно-двигательного аппарата и лечения их начальных форм, профилактики нарушения осанки, искривления позвоночника, плоскостопие и др. В детском возрасте в период роста организма корригирующая гимнастика применяется с наибольшим успехом.


Корригирующие упражнения имеют большое значение не только для укрепления мышц тела и разностороннего физического развития. Они воздействуют на сердечно-сосудистую систему, дыхательную и нервную системы. Выполняя упражнения для рук, ног, туловища, дети учатся управлять своими движениями, производить их ловко, координировано, с заданной амплитудой в определенном направлении, темпе, ритме. Корригирующие упражнения имеют большое значение не только для укрепления мышц тела и разностороннего физического развития. Они воздействуют на сердечно-сосудистую систему, дыхательную и нервную системы. Выполняя упражнения для рук, ног, туловища, дети учатся управлять своими движениями, производить их ловко, координировано, с заданной амплитудой в определенном направлении, темпе, ритме. Корригирующая гимнастика встречается во всех режимных моментах в ДОУ. корригирующие гимнастические упражнения дают результаты только тогда, когда они проводятся правильно, систематически, длительно и беспрерывно.


Корригирующая гимнастика Корригирующая гимнастика оказывает: общеукрепляющее воздействие на организм ребенка •осуществляет своевременную профилактику и коррекцию опорно-двигательного аппарата •способствует общему укреплению мышц туловища •укрепляет мышцы, формирующие свод стопы •воспитывает и закрепляет навык правильной осанки •формирует правильный свод стопы •развивает и совершенствует двигательные навыки детей


Корригирующая гимнастика направлена на профилактику осанки, плоскостопия, зрения. Хотя исправлять, корригировать с помощью гимнастики можно гораздо больше. Средствами корригирующей гимнастики являются разнообразные общие развивающие упражнения, упражнения корригирующего характера с предметами и без них, дыхательные упражнения, а так же подвижные игры, плавание, упражнения на специальных тренажерах. Корригирующая гимнастика направлена на профилактику осанки, плоскостопия, зрения. Хотя исправлять, корригировать с помощью гимнастики можно гораздо больше. Средствами корригирующей гимнастики являются разнообразные общие развивающие упражнения, упражнения корригирующего характера с предметами и без них, дыхательные упражнения, а так же подвижные игры, плавание, упражнения на специальных тренажерах.


Коррегирующая гимнастика с элементами йоги


Коррегирующие упражнения для глаз


Бодрящая гимнастика после сна Цель корригирующей гимнастики. Способствовать пробуждению после дневного сна. Тонизировать весь организм, воздействуя на биологически активные точки. Предотвращать простудные заболевания. Укрепить дыхательный тракт. Воспитывать бережное отношение к своему телу. Дать заряд бодрости на вторую половину дня.


Цель: Поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастно – воздушных ванн и физических упражнений. Воспитывать положительно – эмоциональный настрой на процесс пробуждения после сна. Развитие у детей двигательного воображения, формирование осмысленной моторики. Задачи Оздоровительные: укреплять опорно-двигательный аппарат; совершенствовать и развивать координацию движений; повысить жизненный тонус; укрепить иммунитет; тренировать терморегуляционный аппарат. Обучающие: учить детей дышать через нос; упражнять в плавном свободном выдохе; формировать умения выполнять движения по показу взрослого. Воспитательные: воспитывать привычку здорового образа жизни


Варианты бодрящей гимнастики. Гимнастика игрового характера; Гимнастика с использованием тренажёров или спортивного комплекса. Самостоятельная гимнастика. Дыхательная гимнастика стоя у постели или в групповой комнате. Лечебно – восстановительная гимнастика. Музыкально –ритмическая.


Главное правило – Главное правило – исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжения мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели – около 2-3 минут.




Читайте также: