Гимнастика для глаз как здоровьесберегающая технология в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Зачем внедрять здоровьесберегающие технологии

Соблюдение гигиенических правил зрительной работы

В утренние часы, когда недостаточно естественного освещения (самого благоприятного), необходимо включать источники искусственного света.

Естественный свет должен падать с левой стороны.

Если не хватает естественного и дополнительного освещения, возможна организация индивидуального освещения на столе ребенка. Если ученик левша, свет должен падать с правой стороны.

Нельзя занавешивать окна шторами (даже прозрачными), поскольку весь солнечный свет должен попадать в кабинет по максимуму. Декоративные элементы можно разместить над или между окнами.

Необходимо следить за чистотой стекол: немытые окна задерживают до 30% солнечного света. В холодное время года стекла в учебных комнатах нужно мыть хотя бы изнутри.

Переизбыток света влияет негативнее, чем его недостаток, поэтому важно использовать вертикальные жалюзи, чтобы перенаправлять слепящие лучи.

Учебные пособия следует выбирать без глянца, бликующих поверхностей.

Цветочные горшки можно ставить на подоконники, но они должны быть величиной не более 30 см и располагаться в углах, а не в рабочей зоне.

Большинство правил гигиены, за исключением специфических условий, прописаны в СанПиНах.

Правильная посадка за столом

Для уменьшения зрительного напряжения на общеобразовательных занятиях ребенок должен сидеть по давно установленным правилам:

Туловище находится в вертикальном положении.

Голова слегка наклонена вперед.

Плечевой пояс горизонтален и параллелен краю стола.

Руки свободно лежат на столе.

Ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и опираются всей ступней на пол или подставку.

Спина опирается в пояснице на спинку стула.

Стол и стул соответствуют росту ребенка (стул заходит на 6-8 см за край стола). Высота стола должна быть на 2-3 см выше локтя опущенной руки ребенка в положении сидя.

Как правильно сидеть за компьютером?

Как правильно сидеть за компьютером.jpg


Cкачать инфографику

Введение офтальмологических пауз

Игровая коррекционная физкультминутка

Напоминает пальчиковую гимнастику. Пример стихотворной инструкции:

Один, два, три, четыре, пять — начинаем мы играть.

Мы закроем быстро глазки и отроем их опять.

Чтобы время не терять, будем мы теперь моргать.

А теперь нам надо встать, один пальчик вверх поднять,

Посмотреть вначале вверх, а потом на пальчик.

Руку вытянем вперед. Только не на наоборот.

Но из виду не теряем, к глазкам пальчик приближаем.

Дети с нарушением зрения. Учебное пособие для общеобразовательных организаций

В учебном пособии представлены наиболее значимые аспекты психолого-педагогической характеристики обучающихся с нарушением зрения (слепые и слабовидящие дети), психофизиологические особенности развития таких детей, определяющие их особые образовательные потребности, описаны специальные образовательные условия для их обучения и варианты организации инклюзивного образования с учётом структуры имеющихся нарушений и на основе требований к содержанию, результатам и условиям реализации коррекционно-образовательного процесса обучения, регламентируемых ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

Офтальмологическая пауза с предметами

Предмет для гимнастики лучше выбирать в зависимости от темы занятия. Он должен быть крупным, ярким, приближенным к ребенку на расстоянии вытянутой руки. Нельзя, чтобы предмет сливался с одеждой учителя. Предмет или изображение находится в руках у педагога. Учитель продумывает стихотворение и действия так, чтобы дети следили за движущимся предметом.

Если в классе есть дети с нарушениями зрения, то проведение офтальмологических пауз должно согласовываться с врачом-офтальмологом.

Комплексы по словесным инструкциям

Существуют комплексы упражнений с использованием интерактивных досок, однако это бесполезное явление, поскольку во время гимнастики ребенок должен отдохнуть от нагрузки на зрение.

Упражнения на зрительных тренажерах

Зрительные тренажеры появились в классах благодаря разработке офтальмолога Владимира Базарного. Система создавалась с учетом оптических условий и требований.

Проводить различные виды зрительных гимнастик нужно как можно чаще. С детьми, имеющими проблемы со зрением (близорукость, дальнозоркость, астигматизм и т.д.) — 6-8 раз в день. Дети с низкой остротой зрения во время гимнастики должны быть максимально приближены к педагогу. Ребенок с окклюзией проводит гимнастику с заклеенным глазом. Другим детям с проблемами зрения лучше снимать очки — но все, конечно, должно быть сугубо индивидуально, с учетом особенностей патологии. Например, если при косоглазии из-за снятия очков увеличивается угол косоглазия, то во время гимнастики снимать очки не нужно.

Главная цель гимнастики — натренировать зрительные мышцы: привести в действие те, которые были бездеятельные и дать отдохнуть мышцам, выполнявшим основную работу. Зрительная гимнастика, в комплексе с другими здоровьесберегающими технологиями, помогает сохранить и скорректировать зрение.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Детская гимнастика для глаз в стихах

Каждый человек воспринимает и изучает окружающий мир с помощью пяти чувств или сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.

Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даром природы. 90% информации человек воспринимает из внешнего мира благодаря зрению. Для любой деятельности: учеба, отдых, повседневная жизнь, необходимо хорошее зрение.

Каждый человек должен понимать, что зрение важно оберегать и сохранять. Дети в этом отношении гораздо восприимчивее к разным воздействиям. Развитию зрения в детском возрасте необходимо уделять особое внимание.

Для этого существует гимнастика для глаз. Но дети с гораздо большей охотой делают ее, когда гимнастика связана со стихотворным ритмом. Чтобы дети могли проявить свою активность, рекомендуем все занятия с ними проводить в игровой форме.

Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек. Вот именно о стихотворных вариантах мы сегодня и поговорим.

1) игровая коррекционная физминутка;

3) по зрительным тренажёрам;

4) комплексы по словесным инструкциям.

Можно после гимнастики для глаз использовать для снятия напряжения гримасы, артикуляционную гимнастику.

А сейчас именно стихи, под которые можно проводить детскую гимнастику для глаз.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом

Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!

Посмотреть влево. Посмотреть вправо.
Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.
Поднять взгляд вверх. Опустить взгляд вниз.
Быстро поморгать.

Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Красный, синий, голубой,
Не угнаться за тобой.
Посмотреть влево- вправо.
Посмотреть вниз — вверх
Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево — вниз
Зажмурить глаза, потом помигать 10 раз, Повторить 2 раза.

Осень по опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью поводила.
Пожелтел орешник и зарделись клены,
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Утешает осень: не жалейте лета,
Посмотрите – осень в золото одета!

Круговые движения глазами : налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево — вниз
Посмотреть влево – вправо.
Посмотреть вверх – вниз.
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз. (повторить 2 раза).

Ах, как листики летят,
Всеми красками горят
Лист кленовый, лист резной,
Разноцветный, расписной.
Шу-шу-шу, шу- шу- шу.
Как я листиком шуршу.
Но подул вдруг ветерок,
Закружился наш листок,
Полетел над головой
Красный, желтый, золотой.
Шу-шу-шу, шу-шу-шу.
Как листиком шуршу.
Под ногами у ребят
Листья весело шуршат,
Будем мы сейчас гулять
И букеты собирать
Шу-шу-шу, шу-шу-шу.
Как я листиком шуршу.

Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.
Посмотреть влево – вправо.
Посмотреть вверх – вниз.
Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.
Посмотреть влево – вправо.
Посмотреть вверх – вниз.
Посмотреть вниз.
Посмотреть вверх.
Посмотреть влево – вправо.
Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем.

Вот стоит большая елка,
Вот такой высоты.
У нее большие ветки.
Вот такой ширины.
Есть на елке даже шишки,
А внизу – берлога мишки.
Зиму спит там косолапый
И сосет в берлоге лапу.

Выполняют движения глазами.
Посмотреть снизу вверх.
Посмотреть слева направо.
Посмотреть вверх.
Посмотреть вниз.
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.

Ослик ходит выбирает,
Что сначала съесть не знает.
Наверху созрела слива,
А внизу растет крапива,
Слева – свекла, справа – брюква,
Слева – тыква, справа – клюква,
Снизу – свежая трава,
Сверху – сочная ботва.
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слег.

Обвести глазами круг.
Посмотреть вверх.
Посмотреть вниз.
Посмотреть влево- вправо
Влево — вправо.
Посмотреть вниз.
Посмотреть вверх.
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, (Повторить 2 раза.)

http://gllaza.ru/wp-content/uploads/2013/10/2013-10-25_201937.jpg

Упражнения для снятия усталости глаз

1. Потереть ладонью о ладонь. Закрыть глаза и положить ладони на них.
2. Руки скрестить перед собой, кисти сжать в кулак, большой палец вверх. Глаза закрыть и провести три раза большим пальцем левой руки по правой стороне, а правой рукой – по левой стороне надбровных дуг от переносицы до конца бровей.

Профилактические упражнения для глаз

Руки за спинку, головки назад
Руки за спинку, головки назад.
(Закрыть глаза, расслабиться.)
Глазки пускай в потолок поглядят.
(Открыть глаза, посмотреть вверх.)
Головки опустим — на парту гляди.
(Вниз.)
И снова наверх – где там муха летит?
(Вверх.)
Глазами повертим, поищем ее.
(По сторонам.)
И снова читаем. Немного еще.

Комплекс специальных упражнений для глаз. Рекомендуется делать при долгой зрительной активности.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4—5 раз.

В среднем темпе проделать 3—4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 1—2 раза.

Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1—4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4—5 раз.

Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1—4. До усталости глаза не доводить. Открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4—5 раз.

Не поворачивая головы, посмотреть направо, зафиксировать взгляд на счет 1—4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1—6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 3—4 раза.

Перевести взгляд быстро по диагонали: направо-вверх ~ налево-вниз, потом прямо вдаль на счет 1—6. Затем налево-вверх — направо-вниз и посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4—5 раз.

Комплексы общеразвивающих упражнений, выполняемых в сочетании с движениями глаз

1. Исходное положение (И. п.)— основная стойка, руки спереди в замок. Поднять руки вверх, прогнуться — вдох, опустить руки — выдох. Смотреть на руки. Повторить 4—6 раз.

2. И. п.— стоя, руки вперед. Круговые движения руками в одном и в другом направлении — 10—15с. Сопровождать взглядом движения рук. Выполнять круговые движения 5с. в левую сторону, затем 5с. в правую.

3. И. п.- то же. Одну руку поднимать, другую – опускать, затем наоборот – 20-15с. Сопровождать движение рук взглядом.

4. И. п.- основная стойка. Поднять руки вверх, затем опустить.Смотреть сначала на левую кисть, затем на правую. Менять направление взгляда после каждого движения. Выполнять движения глазами в одном и другом направлении 10—15с.

5. И. п.— стоя, руки вперед. Вращать кисти в левую сторону, смотреть на левую кисть 10с, затем в правую — смотреть на правую кисть.

6. И. п.- основная стойка. Повернуть голову направо, затем налево. Повторить 6-8 раз в каждую сторону. Смотреть на какой-либо предмет.

7. И. п.— то же. Поднять голову, затем опустить, не изменяя взгляда. Повторить 6-8 раз. Смотреть на какой-либо предмет.

Приведенные упражнения полезно сочетать с вращательными движениями головы, ее наклонами вперед, назад и в стороны. Эти движения нужно делать в медленном темпе и с большей амплитудой.

Гимнастика для глаз по методу Г. А. Шичко.

Упражнения чуть упрощены, адаптированы для детей. Но от этого их эффективность не снижается.

Простые игры-упражнения для зрения:

Наша дрессированная муха Зеленуха умеет выполнять команды. Посмотрим?

а) Глазками передвигаем муху из одного домика в другой: вверх, вправо, влево, влево, вниз… Где, в каком домике наша муха?

б) Закрыли глаза и мысленно двигаемся следом за мухой.

в) Управляем мухой молча (Направление задает логопед движениями рук)

Развести пальчики и начать вращать. Левый пальчик – по часовой стрелке, а правый – против часовой стрелки. Следить глазами за своими пальчиками. Потом вращение в обратную сторону.

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Выполнила : Воспитатель детского сада №12 Козлова Е.Д

Солнечный мой заинька,

Прыгни на ладошку.

Солнечный мой заинька,

Маленький, как крошка.

Прыг на носик, на плечо.

Ой, как стало горячо!

Прыг на лобик, и опять

На плече давай скакать.

Вот закрыли мы глаза,

А солнышко играет:

Щечки теплыми лучами

Дети вытягивают вперед ладошку.

Ставят на ладонь указательный палец другой руки.

Прослеживают взглядом движение пальца, которым медленно прикасаются сначала к носу, вновь отводя вперед, затем последовательно дотрагиваются до одного плеча, лба и другого плеча, каждый раз отводя палец перед собой.

Голова все время находится в фиксированном положении.

Закрывают глаза ладонями.

По использованию художественного слова гимнастики для глаз можно разделить на те, которые имеют стихотворное сопровождение и те, которые проводятся без него.

По использованию дополнительных атрибутов

Воспитатель берет зайчика в руки и читает стихотворение:

Зайка вправо поскакал,

Каждый зайку увидал.

Зайка влево поскакал,

Каждый взглядом увидал.

Зайка – вправо, зайка – влево.

Ах, какой зайчонок смелый!

Дети прослеживают движения зайчика взглядом, голова остается в фиксированном положении.


Нарушение зрения у детей большая социально-гигиеническая проблема. Все работы с детьми осуществляются по принципу играя - лечимся.

Содержимое разработки

1 Причины нарушения зрения школьников

2 Зрительная гимнастика на уроках

3 Рекомендации по сохранению зрения школьников

1 Причины нарушения зрения школьников

Зрение дает людям 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира.

Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение.

Потеря зрения, особенно в детском возрасте - это трагедия.

Поскольку организм ребенка очень восприимчив ко всякого рода воздействиям, именно в детском возрасте зрению должно быть уделено особое внимание.

Возможные причины нарушения зрения:

Перенапряжение зрительного органа.

Неправильная осанка, вызывающая неправильное положение головы и снижение кровоснабжения мозга.

Длительный просмотр телевизора и частые игры за компьютером.

Чтение в неправильном положении или при неправильном освещении.

Нарушение зрения у детей большая социально-гигиеническая проблема. Зрительные расстройства связаны не только с условиями зрительной

работы, но и с другими широкими социальными и бытовыми условиями. Это такие факторы, как питание, в частности витаминная недостаточность, природные условия, климат.

Установлена связь между нарушениями зрения и состоянием здоровья. Имеет значение рост и развитие самого органа зрения, наследственная предрасположенность и др. Немаловажную роль играет и состояние нервной системы. Большое напряжение н. с. и раздражительность также может служить предрасположенностью к развитию зрительных расстройств.

Другими словами, нельзя выделить один какой-нибудь фактор, влияющий

на развитие нарушений зрения. Можно только думать о преобладающем значении того или иного фактора в конкретных условиях.

Исходя из этого положения, надо рассматривать нарушения зрения у

детей как большую, сложную проблему.

2 Зрительная гимнастика на уроках

Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-3 минуты

Задачи: способствовать оздоровительному эффекту в процессе использования предлагаемых упражнений; предупредить зрительно-психогенное и зрительно-вегетативное утомление у школьников.


Профилактические упражнения для глаз.

- Исходное положение - сидя за партой.

-Закрыть глаза, отдых 10-15 секунд. Открыть глаза. Повторить 2,3 раза.

-Движения глазными яблоками: вправо-вверх; влево-вверх, вправо-вниз, влево-вниз. Повторить 3,4 раза.

-Глаза закрыть, отдых 10-15 секунд.

- Самомассаж. Потереть ладони. Закрыть глаза, положить ладони на глаза, пальцы вместе. Держать 3-5 секунд. Ладони на стол, открыть глаза.

- Закрыть глаза, отдых 10-15 секунд. Открыть глаза. Повторить 2, 3 раза.

-Посмотреть вдаль, закрыть глаза на 5,6 секунд. Открыть, посмотреть на кончик носа. Закрыть глаза на 5, 6 секунд, открыть глаза. Повторить 2,3 раза. - Самомассаж. Закрыть глаза и делать легкие круговые движения подушечками двух пальцев, поглаживая надбровные дуги 20-30 секунд. Закрыть глаза. Отдых 10-15 секунд. Открыть глаза.

- Закрыть глаза, отдых 10-15 секунд. Открыть глаза, повторить 2,3 раза.

- Закрыть глаза. Выполнить круговые движения глазными яблоками с закрытыми глазами вправо и влево. Повторить 2,3 раза в каждую сторону.

- Поморгать глазами. Повторить 5,6 раз.

Упражнения для снятия зрительного утомления

1. Зажмурить глаза. Открыть глаза (5 раз).

2. Круговые движения глазами. Головой не вращать (10 раз).

3. Не поворачивая головы, отвести глаза как можно дальше влево. Не моргать. Посмотреть прямо. Несколько раз моргнуть. Закрыть глаза и отдохнуть. То же самое вправо (2-3 раза).

4. Смотреть на какой-либо предмет, находящийся перед собой, и поворачивать голову вправо и влево, не отрывая взгляда от этого предмета (2-3 раза).

5. Смотреть в окно вдаль в течение 1 минуты.

6. Поморгать 10-15 с. Отдохнуть, закрыв глаза.

Упражнения для снятия зрительного утомления:

Мы на небо посмотрели - смотреть вверх

Намочились лица, - вытирать лицо

Туфли - посмотрите - посмотреть на туфли

Мокрыми стали - показать руками

Плечами дружно поведем - трясти плечами

И все капельки стряхнем

От дождя убежим - бег на месте

Под кусточком посидим - присесть

Закрыть глаза, подумать о чем-нибудь приятном. Открыть, поморгать ими, как бабочка крыльями машет.

Большими и указательными пальчиками обеих рук сдавливаем кожу между бровей от переносицы к вискам.

4. Глазодвигательный тренинг.

Если смотришь на предмет и не видишь, есть он или нет. На него ты не смотри, Глаза скорее отводи, Легко и быстро поморгай, Вправо, влево взгляд бросай, Снова глянешь на предмет — Изображенья четче нет!

Очень важно обращать внимание ребят на настроение, с которым они выполняют упражнения физкультминутки. Радостное, приподнятое настроение освежает, дает заряд энергии.

Смотрим вверх-вниз с максимальной амплитудой.

Чертим круг по часовой стрелке и обратно.

Рисуем глазами диагонали.

Рисуем взглядом квадрат.

Взгляд идет по дуге – выпуклой и вогнутой.

Обводим взглядом ромб.

Рисуем глазами бантики.

Рисуем букву S – сначала в горизонтальном положении, потом в вертикальном.

Чертим глазами вертикальные дуги, сначала по часовой стрелке, потом – против.

Переводим взгляд из одного угла в другой по диагоналям квадрата.

Сводим зрачки к переносице изо всех сил, приблизив палец к носу.

Часто-часто моргаем веками – как бабочка машет крылышками.

Рисование носом. Садимся прямо, закрываем глаза, представляем, что наш нос – это карандаш. Которым можно выводить буквы или рисунки. Медленно опускаем и поднимаем голову, очерчивая им любое угодное вам послание. Упражнение не только помогает расслабить глаза, но и снимает усталость с шеи.


Сквозь пальцы. Перед лицом ставим согнутые в локтях руки, смотря через пальцы вдаль переводим взгляд из стороны в сторону, не фокусируясь на определенном объекте.



3 Рекомендации по сохранению зрения школьников

Все работы с детьми осуществляются по принципу играя - лечимся.

Все мероприятия в классах профилактики глазной патологии должны

быть не насильственными, не навязчивыми, непродолжительными, занимательными и игровыми с учетом психо-эмоционального состояния ребенка.

Учебно-физкультурные оздоровительные мероприятия в классах проводятся по принципу ограничения зрительного напряжения и усиления физической и слуховой нагрузки.

В процессе урока должна быть физкультура для глаз (специальные упражнения). Осуществлять контроль за правильной посадкой.

Не реже чем один раз в месяц пересаживать учащихся, меняя ряды

Проводить беседы с родителями о режиме отдыха и занятий детей дома.

Особую опасность в жизни современного школьника представляет компьютер


.

Работа за компьютером – это, как правило, длительная сидячая работа, которая может привести к различным проблемам со здоровьем, таким как снижение зрения, боли в спине и мышцах кистей рук. Чтобы значительно уменьшить риск получения серьезных заболеваний соблюдайте правила работы за компьютером). Немаловажное значение имеет посадка за компьютером



-80%

Читайте также: