Геоэкологическое районирование план урока

Обновлено: 03.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок географии в 10-м классе.

Тема: " Мы узнаем о географическом

ресурсоведении и геоэкологии "

Чикаренко Василий Федорович , преподаватель географии

1 . Дать определение понятиям “ географическое ресурсоведение ”, “геоэкология ” . 2.Продолжить формирование у школьников представлений и знаний об использовании различных видов ресурсов; 3.Познакомить учеников с загрязнением разных сред, 4.Рассмотреть основные причины исчезновения лесов.. 5. Развивать умение работать по дешифровке материал

Образовательная : познакомить учащихся с проблемами изучения ресурсов.

Развивающая : продолжить формирование у учащихся умения работать с различными источниками информации, анализировать, сравнивать, обобщать картографические и статистические данные.

Воспитательная : развивать навыки работы учащихся в группе. Воспитывать организованность и самостоятельность. В целях экологического воспитания показать влияние лесоразработок на окружающую среду .Воспитывать интерес к географии родной страны, её экономике и экологии.

Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия) 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Что включает окружающая среда.

Мониторинг окружающей среды.

Структура и форма антропогенного воздействия.

Какие возможны выводы.

Понятия: антропогенное воздействие , охрана окружающей среды

Время: 40 минут.

География 10 класс. Учебник Алексеев, Николина, Липкина.

Технические средства обучения и материальное обеспечение.

Карты, проектор и экран.

Новый материал

В географической науке в последнее время оформились два взаимосвязанных направления ресурсоведческое и геоэкологическое.

Мы не можем сразу дать определения. Начнем с географической разминки:

Я раздаю карточки с названиями:

природа; географическая оболочка; географическая среда общества; окружающая среда человека. И прошу построится по глобальности понятий. Через некоторое время на помощь спешат ученики с определениями этих понятий и становятся рядом.

Природа — материальный мир Вселенной, в сущности — основной объект изучения естественных наук.

Географическая оболочка - это комплексная оболочка земного шара, где соприкасаются и взаимно друг в друга проникают и взаимодействуют литосфера, гидросфера, биосфера и атмосфера.

Географическая среда - это та часть земной природы, с которой человеческое общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном этапе исторического развития.

Окружающая среда человека — это среда обитания и деятельности человека, весь окружающий человека мир, включая и природную, и антропогенную среду .

Природа - Географическая оболочка - Географическая среда - Окружающая среда человека.

Предлагаю ученикам самим написать определение, даю возможность высказаться. Даю определение:

Географнческое pecypсовeдeине изучает размещение и структуру отдельных видов природных ресурсов и их комплексов, вопросы их охраны, воспроизводства, экономической оценки, рационального использования и ресурсообеспеченности.

Ученые, представляющие это направление, разработали различные классификации природных ресурсов, предложили концепции пpupoднo-peсурсного пoтенциала, ресурсных циклов , территориальных сочетаний природных ресурсов, природно-технических (геотехнических) систем и др. К онцепция природно-ресурсного потенциала , заключающаяся в совокупности всех природных ресурсов, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности человека. Одним из первых эту концепцию сформулировал Николай Солнцев .

Природноресурсный потенциал (ПРП) территории это совокупность ее природных ресурсов, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности с учетом научно-технического прогресса. ПРП характеризуется двумя главными показателями размерами и структурой, которая включает минерально-сырьевой, земельный, водный и другие частные потенциалы.

Ресурсообеспеченность - это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения.

Ресурсный цикл позволяет про следить последовательные стадии кpyгoвopoта природных ресурсов: выявление, извлечение, переработку, потребление, возвращение отходов обратно в окружающую среду . Примерами ресурсных циклов мoгут служить: цикл энергоресурсов и энергии, цикл металлорудных ресурсов и металлов, цикл лесных ресурсов и лесоматериалов.

Они участвуют также в составлении кадастров природных ресурсов, их экономической оценке.

Эту концепцию ресурсных циклов разработал в 1975 году советский эконом-географ Игорь Комар . Он считал, что обмен между обществом и природой происходит циклически, т.е. данная концепция позволяет проследить стадии круговорота природных ресурсов, начиная от их выявления, заканчивая возращением обратно в окружающую среду в виде отходов.

Геоэкология с географических позиций изучает процессы и явления, возникающие в окружающей природной среде в результате aнтропогенного вмешательства в нее. К числу концепций геоэкологии относятся, например, концепция мониторинга окружающей среды , концепция эколого-географической экспертизы.

Мониторинг (от лат. тoпitoг надзирающий) система наблюдений за coстоянием окружающей среды (гидросферы, атмосферы , почвенно-растительного покрова, а также технических систем) с целью ее контроля. охраны и прогноза. Различают глобальный, региональный и локальный уровни мониторинга.

Экстенсивный путь освоения – вовлечение в хозяйство новых территорий и дешевые природные ресурсы.

Интенсивный путь освоения – более полная переработка сырья, повторное использование отходов производств и потребления, применение малоотходной технологии.

Главный вывод. Взаимодействие общества и природы в наши дни стало одной из главных общечеловеческих проблем. Антропoгенные изменения широко затронули географическую оболочку планеты, способствуя не только пpoгpeccy, но и росту загрязнения окружающей среды. истощению природных ресурсов, обострению экологических проблем. Поэтому совершенствование природопользования, проведение научно обоснованной экологической политики; одна из важнейших задач, стоящих перед человечеством. (Итоговое задание 10.)

Дополнительный текст:

Недавно американские географы, изучавшие космические снимки, пришли к выводу о том, что 48 млн км2 земной суши (или почти 1/3 ее) не несут никаких видимых следов человеческой деятельности. В Северной Америке следы деятельности человека не про слеживаются на 38% территории, в пределах CHГ на 34%, в зарубежной Азии на 19%, а в зарубежной Европе на 3%. Антарктика практически вся остается нетронутой.

В Средние века люди извлекали из земной коры лишь 18 химических элементов и их соединений, в ХУII в. 25, в ХУIII в. 29, в XIX в.47, в начале ХХ в. 54, во второй половине ХХ в. более 80.

Согласно подсчетам ученых, за всю историю человечества из недр Земли было извлечено более 200 млрд т угля, более 100 млрд Т нефти, 50 млрд т железной руды, 2 млрд Т бокситов, 300 млн Т медной руды, свыше 100 тыс. Т золота. Из этого количества на последние зоо лет приходится (за исключением золота) от 50 до 90% всей добычи.

Процесс опустынивания протекает со скоростью при мерно 7 км 2В час, или 6,9 млн га в год. Кроме тoгo, ежегодно более 20 млн га земель в пустынных и полупустынных районах приходят в состояние сильной деградации.

В 80x гг. ежегодно вырубалось более 11 млн гa тропических лесов и еще 4,5 млн гa подвергалось выборочной вырубке (15,5 млн гa это почти в 4 раза больше площади Швейцарии). Каждую минуту исчезает 1415 гa таких лесов. В первой половине 90x гг. в пределах южного лесного пояса было вырублено еще 65 млн гa лесов.

В 1970 г. в Африке насчитывалось примерно 5 млн слонов, В 1980 г. их осталось уже 1,3 млн, но затем и это количество сильно сократилось. В Азии от прежнего поголовья слонов сохранилось лишь 15 тыс. Основные причины такой катастрофической убыли охота и браконьерство (из-за слоновьих бивней), разрушение среды мест обитания животных.

Рефлексия: я порошу встать тех, кто положительно может ответить на мои вопросы:

1. На этом уроке у меня была необходимость вспомнить уже изученный материал. 2. На этом уроке у меня была необходимость действовать. 3. Я сотрудничал с другими участниками урока.

4. Мне приходилось логически мыслить.

5. Я узнал что-то новое. 6. При необходимости я, сумею воспроизвести определения, не зазубривая их.

7. Я догадался , зачем мы сейчас поднимались.

Д.З. стр. 49-51 подготовить материалы, иллюстрирующие возможности человечества в рациональном природопользовании.

Дополнительный материал для распечатки для географической разминки

материальный мир Вселенной, в сущности — основной объект изучения естественных наук.

Географическая оболочка

Это комплексная оболочка земного шара, где соприкасаются и взаимодействуют литосфера, гидросфера, биосфера и атмосфера. это та часть земной природы, с которой человеческое общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности.

это среда обитания и деятельности человека, весь окружающий человека мир, включая и природную, и антропогенную среду .






1) Нужно зарегистрироваться/авторизоваться на сайте.
2) Добавить материал (публикацию) на сайт. ссылка на добавление материала.
В топе показаны авторы, у которых самое большое количество публикаций. Подробная инструкция для публикации материала

Нажмите, чтобы узнать подробности

2. Провожу индивидуальный опрос по оценке ПГП стран мира (на каждого 1 мин.).

- воспитывать любовь к природе и к красоте окружающего мира;

- прививать любовь к предмету;

2. Найдите соответствие (опрос провожу по рядам, по очереди).

1. Географическая оболочка

2. Природная зона

4. Антропогенный ландшафт

6. А.Гумбольдт, В.В. Докучаев, В.И.Вернадский

8. Закономерности географической оболочки

9. Ритмичность географической оболочки

A. Неэффективное использование, без надлежащий уход, а также сильно расчлененные с труднопроходимым рельефом.

B. Целостность, круговорот веществ и энергии, ритмичность, зональность

D. Заложены основы учения о географической оболочке.

E. Самый большой природный комплекс

F. Совокупность явлений, равномерно повторяющихся в одно и тоже время в одном направлении.

G. Отрасль науки, исследующую состав и структуру

ландшафта, закономерности его развития и изменений.

Р. Ландшафт измененный в результате деятельности человека

М. Это понятие тесно взаимосвязано с растительным покровом.

3. «Прежде всего, необходимо отметить, что Земля – одна из планет Солнечной системы, способная предоставить человеку все необходимые условия для его жизни, существования и дальнейшего развития. Но в последнее время в природе стали происходить изменения, представляющие опасность и для планеты и для ее населения. Наибольшую опасность представляют промышленные города и мегаполисы.

Человек издавна преобразует природную среду: строит города, заводы, прокладывает дороги, изменяет природные условия в окружающей среде. Важно научиться преобразовывать ландшафт, чтобы он обеспечивал комфортные условия жизни. Посмотрите внимательно на окружающую среду города, в котором вы живете с этой точки зрения. Город представляет собой особый мир. Особую среду обитания человека – городскую среду. Городская среда – сложное образование продукт взаимодействия природы и человеческой деятельности. Изучением городской среды, ее основных компонентов и факторов, влияющих на них, историей формирования занимается новая научная область - урбоэкология или эко

4. Лекция под конспект (по презентации и по учебнику).

5. Просмотр видеофильма (обсуждение).



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Географическое ресурсоведение и геоэкология"

Географическое ресурсоведение и геоэкология

В современной географии оформилось два взаимосвязанных направления: ресурсоведческое и геоэкологическое.

Современная география


В настоящее время существует ряд основополагающих концепций этого направления. Одной из них является концепция природно-ресурсного потенциала, заключающаяся в совокупности всех природных ресурсов, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности человека. Одним из первых эту концепцию сформулировал Николай Солнцев.

Еще одной концепцией этого направления является концепция ресурсных циклов. Эту концепцию разработал в 1975 году советский эконом-географ Игорь Комар. Он считал, что обмен между обществом и природой происходит циклически, т.е. данная концепция позволяет проследить стадии круговорота природных ресурсов, начиная от их выявления, заканчивая возращением обратно в окружающую среду в виде отходов.

Концепции географического ресурсоведения


В настоящее время ученые, которые работают в направлении географического ресурсоведения, занимаются вопросами экономической оценки природных ресурсов, а также составлением их кадастров.

В современной географии геоэкологию толкуют как науку, которая изучает негативное влияние деятельности человека на окружающую среду. В этом направлении также выделяют ряд концепций. Одна из них – концепция мониторинга окружающей среды. Это система мер по наблюдению за состоянием окружающей среды, а также оценки и прогнозированию ее изменения под антропогенным воздействием.

Как видно, современное общество и окружающая среда находится в тесной взаимосвязи. Однако, такая взаимосвязь способствует не только развитию общества, но и росту загрязнения окружающей среды. Перед человечеством стоит важнейшая задача – не только разработать, но следовать принципам рационального природопользования для того, чтобы сохранить окружающую среду и в последующем существовать с ней в тесной гармоничной взаимосвязи.

Вам не понравилось видео. Спасибо за то что поделились своим мнением!


Описание

Тема урока: Геоэкологическое районирование

Написать комментарий

Комментарии

ЕГЭ 2020. География. Вебинар №12. Социально-экономическая география Европы. Начало

География. 9 класс /04.09.2020/

ЕГЭ 2020. География. Социально-экономическая география Европы. Италия

5 класс 13.05.2020 Математика. Русский язык. Английский язык. География

Домашнее Задание. 5 класс: география, русский язык, литература. Выпуск от 1.04.2020

География. 7 класс. Литосферные плиты /15.10.2020/

ЕГЭ 2020. География. Социально-экономическая география Европы. Франция

География. 9 класс /05.10.2020/

География. 9 класс. Климатические ресурсы Казахстана /23.11.2020/

Досрочный вариант ЕГЭ 2020 | География ЕГЭ | Умскул

География. 10 класс. Глобальные экологические проблемы /20.12.2020/

Онлайн-школа СПбГУ 2020/2021. География России. 19 декабря 2020

2020 - ВсОШ - Липецкая область - География

География // Олимпиада школьников СПбГУ (зима 2019/2020)

Видео Разбор Олимпиада География региональный этап Марков Д С 2020

7-класс География 31.03.2020(Онлайн школа)

Население и география культур Америки. Видеоурок 14. География 11 класс

Как сдать на максимум, если только начал готовиться? | География ОГЭ 2020 | УМСКУЛ

10 класс, ЕМН, география, Физико географическое районирование Историко культурное районирование

ЕГЭ2020. ГЕОГРАФИЯ. Повторение сложных тем из ЕГЭ по географии 2020

ЕГЭ 2020. География. Вебинар №9. Административно-территориальное деление России, задание №25 из ЕГЭ

География // Олимпиада школьников СПбГУ (осень 2020/2021)

ЕГЭ 2020. География. Вебинар №8. Обзор политической карты мира. Задание № 24

ЕГЭ 2020. География. Земля как планета. Начало

ГЕОГРАФИЯДАН ҰБТ-ҒА ДАЙЫНДЫҚ. 2020-2015 CHALLENGE. 2-КҮН. ГЕОГРАФИЯ 2019 НҰСҚАСЫ

География. 7 класс. Тектонические движения литосферы /21.10.2020/

ЕГЭ 2020. География. Вебинар №7. Картография. Задание №28 из ЕГЭ. Построение профиля

ЕГЭ 2020. География. Вебинар №11. Метеорология. Продолжение. Разбор ДЗ. Задания №2 и №4

2 класс / Разбор олимпиады по математике. Зима 2019

Подготовка к Всероссийской олимпиаде по математике. Оценка+пример. 10-11 классы

Основной тур Олимпиада Заврики по математике 2 класс с 22 апреля по 13 мая 2019 год

Разбор олимпиады 1988 года

Международная олимпиада по математике в Хорезме

Подготовка к Всероссийской олимпиаде по математике. Геометрия. 10-11 классы

Подготовка к Всероссийской олимпиаде по математике. Тренировочная олимпиада. 8 класс

Международная олимпиада по математике Bricsmath от Учи.ру. Разбор задач пробного тура

Математика | Подготовка к олимпиаде 2017 | Сезон IV | 6 класс

Абсолютный победитель Всероссийской олимпиады по физике учится в Череповце

Математика | Подготовка к олимпиаде 2018 | Сезон VIII | 4 класс

Разбор заданий олимпиады "Физтех" по математике. 11 класс. Все варианты.

Разбор регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Математика. 11 класс

Математика | Подготовка к олимпиаде 2017 | Сезон IV | 9 класс

Разбор регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике, 9 класс

Математика | Подготовка к олимпиаде 2018 | Сезон VIII | 7 класс

Разбор регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике, 11 класс

Разбор регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Математика. 10 класс

Анатолий Вассерман - Олимпиада по математике

Подготовка к Всероссийской олимпиаде по математике. Алгебра. 10-11 классы

Встреча сборной России с Международной олимпиады по математике

Олимпиада по математике

Всероссийская олимпиада школьников по математике

Место встречи - Победитель всероссийской олимпиады по физике и математике

Разбор 1 тура олимпиады по математике 7 класс

Подготовка к Всероссийской олимпиаде по математике. Алгебра-2. 10-11 классы

Создано Все об алиэкспресс.
© 2022 Олимпиады школьников!. Все права защищены

Читайте также: