Генезис любви как чувства кратко

Обновлено: 02.07.2024

Никто точно не знает, что такое любовь, зато известно, что хотя бы раз в жизни практически каждый человек испытывал романтическую любовь. Романтическая — это любовь между партнерами, и в этой статье мы расскажем о ней.

Любовь связана с положительными эмоциями и повышает уровень счастья и удовлетворенности жизнью, но в то же время она может негативно влиять на человека — вызывать стресс, ревность, стыд, печаль, депрессию, особенно во время разрыва отношений.

Исследователи говорят, что у любви есть разные фазы и разные составляющие. Ранняя фаза любви отличается от поздней, но это всё еще любовь.

За любовь отвечают половые гормоны и нейромедиаторы

По мнению американского антрополога Хелен Фишер , романтическую любовь можно разделить на три категории : вожделение, влечение и привязанность. И у каждой категории свой набор гормонов и нейромедиаторов:

  • Вожделение, или похоть, — тестостерон и эстроген. На этом этапе человеку хочется получить сексуальное удовлетворение. Эволюционно это связано с потребностью передать гены и сохранить свой вид, которая есть у всех живых существ. Гипоталамус в головном мозге стимулирует выработку половых гормонов — тестостерона и эстрогена. Тестостерон повышает либидо у мужчин и женщин, а эстроген может влиять на сексуальное влечение во время овуляции.
  • Влечение, или притяжение, — дофамин и норадреналин. Дофамин высвобождается, когда люди делают то, что им нравится, в случае с отношениями — проводят время с близкими людьми и занимаются сексом. Норадреналин, который связан с дофамином, вызывает бодрость и эйфорию, что может привести к снижению аппетита и бессоннице. Это то самое состояние, когда человек настолько влюблен, что не может спать. На этом этапе снижен уровень серотонина, как бывает у людей с обсессивно-компульсивным расстройством — ученые думают, что влечение не просто так похоже на некоторое помешательство.
  • Привязанность — окситоцин и вазопрессин. Привязанность — главное в длительных отношениях. Считается, что вожделение и влечение связаны с романтической стороной отношений, а привязанность уже ближе к дружбе и той связи, что бывает между родителями и младенцами. Можно сказать, что привязанность — это близость между людьми, а подпитывается она окситоцином.

Иногда люди думают, что гормоны выделяются только на ранней стадии любви, которую называют страстью или влюбленностью, но на самом деле они сопровождают нас все этапы отношений — просто каждый раз разные.

Окситоцин выделяется у женщин во время родов и когда они кормят ребенка грудью. Но дело не только в этом: у женщин, которые рожают с помощью кесарева сечения или отказываются от грудного вскармливания, всё равно формируется эмоциональная связь с ребенком. Такая же связь есть у младенцев и их отцов, бабушек, дедушек и приемных родителей.

Есть данные , что просто присутствие младенца высвобождает окситоцин у взрослых, то есть младенцы практически заставляют любить их. Конечно, всё происходит куда сложнее, чем мы описываем: у кого-то выделяется больше окситоцина, у кого-то — меньше, а иногда психологические установки оказываются сильнее.

Любовь никуда не уходит, а трансформируется в более зрелую

Итак, любовь может состоять из вожделения, влечения и привязанности, но необязательно. У одних людей всё заканчивается, когда проходит сексуальное влечение, у других, наоборот, начинается с дружеской привязанности, а только потом появляется влечение.

Универсальной схемы нет, но обычно уровень серотонина возвращается к норме в течение первого года отношений — это значит, что уменьшаются страсть, навязчивое влечение и эйфория.

Зато в это время начинает повышаться уровень окситоцина, который связан с более спокойной и зрелой формой любви. Окситоцин помогает укрепить связь между людьми, а еще повышает иммунный ответ. По мнению Ричарда Шварца, профессора психиатрии Гарвардской медицинской школы, люди в зрелых отношениях реже страдают инсультами, сердечными приступами и депрессией и чаще выживают после серьезных операций и рака. А опрос 130 000 мужчин показал , что женатые люди чувствуют себя более здоровыми, чем неженатые, в разводе или вдовцы.

Иногда люди разделяют эти этапы на влюбленность и любовь, но по сути это всё любовь, просто в разных формах. А еще люди могут думать, что с уменьшением влечения уходит и любовь, но она не уходит, а трансформируется в другую форму. Не все об этом знают, поэтому разрывают одни отношения и переходят к другим, но сталкиваются с тем же самым: на ранних стадиях любовь ощущается сильнее, затем переходит в более спокойную и зрелую форму.

— В психологии моменты трансформации любви называются кризисами. Как у детей бывают кризисы, когда они переходят из одного этапа жизни в другой, так и в парах.

Кризисы есть в любых отношениях, и это нормально. К нам на прием как-то пришел мужчина, у которого был третий брак. С первой женой он развелся через десять лет отношений, со второй женой также развелся через десять лет. Когда с третьей женой через десять лет начались проблемы, он понял, что дело не в нем или жене, а в том, что в семье случаются кризисы и нужно разбираться с ними, а не менять партнера — потому что с другим партнером будет то же самое.

Во время кризисов возникает чувство, что я больше не люблю этого человека, а он не любит меня. Люди жили, у них всё было хорошо, но вдруг другой человек как будто стал чужим, с ним сложно общаться и просто быть рядом.

И тогда встает вопрос: это любовь ушла, мы друг другу больше не подходим или в отношениях проблемы, которые всё же можно решить? Если люди выбирают первый вариант, пара распадается, если же второй — отношения продолжают развиваться.

Кризисы возникают в разные периоды, например, через год отношений, через три года, через десять лет, а еще по разным причинам — рождение ребенка, смена работы, переезд, пандемия коронавируса.

Люди боятся одиночества и выбирают партнеров по образу родителей

Любовь — это не только гормоны и нейромедиаторы, но и психология человека.

Люди время от времени чувствуют себя одинокими и вступают в отношения, чтобы избавиться от этого чувства . И именно страх одиночества удерживает людей вместе, даже когда им объективно лучше расстаться. Кроме страха быть одинокими сейчас, люди боятся состариться в одиночестве, это чувство может даже становиться мотивацией к рождению детей.

Психология влияет и на то, кого люди выбирают себе в партнеры. Например, психолог и психиатр Зигмунд Фрейд считал, что любовь и сексуальность тесно связаны друг с другом, а мальчики и девочки могут испытывать влечение к матерям и отцам. Конечно, теории Фрейда очень спорны, но и в современной психологии считается, что во взрослом возрасте люди выбирают партнеров по образу родителей .

Дело в том, что люди скорее вступят в отношения с понятным им человеком. Если они привыкли, например, к созависимым отношениям в семье и не видели ничего другого, они, возможно, будут искать партнера, с которым смогут повторить этот сценарий.

При этом сам человек может этого не понимать: ему будет казаться, что он выбрал совсем другого человека. Он заметит это, но не сразу: первые годы отношений он будет повторять привычную схему.

Любовь — это не эмоция, а физиологическая потребность

Некоторые исследователи считают, что современные представления о любви — ошибочны, а любовь — это не эмоция, а физиологическая потребность . Такая же, как голод, жажда, сон или секс.

Любовь как потребность возникла в процессе эволюции и нужна человеку для выживания, например, без любви матери и отца младенцы не смогли бы выжить. Когда человек вырастает, родительская любовь сменяется любовью партнера, но в любом случае это всё еще потребность, которая нужна для выживания и продолжения вида.

Так как романтическая любовь и родительская любовь — это формы одной и той же любви, партнеры могут искать в отношениях то, что получали или не получали от родителей.

Но ошибочно думать, что если человек любит, то он догадается, что другому нужно, потому что даже матери не всегда понимают, что хотят их дети. Люди выражают любовь так, как понимают, иногда это совпадает с представлениями партнера, иногда — нет.

Для одних любовь — это подарки, цветы и деньги, для других — поглаженные рубашки утром и горячий ужин вечером, для кого-то еще — совместный досуг и моральная поддержка. И единственный способ получать ту любовь, которая человеку нужна, и отдавать ту любовь, которую хочет партнер, — это договориться, как это будет. Но это самое сложное сложно, потому что люди не умеют говорить и боятся, что их не поймут или осудят.

Любовью можно управлять

Обычно люди думают, что любовь — это то, что происходит непроизвольно и ее нельзя контролировать, но это не так. Некоторые исследования показывают , что любовь можно регулировать — усиливать или подавлять.

Например, женщине в отношениях вдруг начинает нравиться другой мужчина. С точки зрения психологии это происходит из-за того, что она чего-то недополучает в своих отношениях, например внимания. А другой мужчина оказывает ей его — дарит цветы, говорит комплименты. Как только она начнет получать это от своего партнера, интерес к другому мужчине пройдет.

Мы уже говорили, что символы любви для всех разные, поэтому не нужно думать, что всем женщинам нужны цветы, а мужчинам — еда и секс. В отношениях можно недополучать чего угодно, например общения, а другой человек дает это, и так возникает влюбленность.

  • отвлечься от другого человека на работу, хобби или просто погрузившись в компьютерную игру. Так человек может снизить интенсивность эмоций;
  • провести переоценку ситуации. Например, перестать думать о влюбленности в другого человека как об измене, а воспринимать это как сигнал что-то изменить в своих отношениях;
  • повлиять на ситуацию. Здесь можно избегать или, наоборот, создавать определенные ситуации, которые могут изменить личные ощущения или отношения с другим человеком. Например, если возникла влюбленность к коллеге на работе, можно сменить работу.

Люди могут влиять на любовь, и именно от них зависит, будет ли развиваться влюбленность в другого человека или отношения с их партнерами.

— Любовь можно развивать, более того — это нужно делать. Когда люди живут в семьях, отношения часто превращаются в набор дел, которые они выполняют рядом друг с другом. Чтобы в быту осталось место любви, ею нужно заниматься. Лучший способ это сделать — найти совместное занятие, но не бытовое, а для удовольствия.

Но здесь важно договариваться, а не прогибаться: если мужчина любит байдарки и турпоходы, а женщина ненавидит спать в палатке и есть еду из котелка, но соглашается на это, чтобы быть рядом, — ничего хорошего из этого не получится.

Лучше, если это будет так: мужчина любит байдарки, женщина — собак, и они выясняют, что обоим нравится волейбол. Время от времени он сплавляется на байдарках, она ездит на собачьи выставки, а вместе они играют на волейбольной площадке — в одной команде. Это важно: даже на уровне игры быть друг за друга.

Также здорово продолжать устраивать свидания, приносить друг другу маленькие удовольствия, но и об этом тоже нужно договариваться.

Получается, развивать любовь — это всегда про совместное удовольствие, а не про дела. Дела всегда найдутся, а удовольствие нужно получать, ведь с него отношения и начинались.

Второй этап — изучение предмета любви. Всестороннее исследование партнера, повышенная чувствительность ко всем его поведенческим проявлениям, внешнему виду, суждениям. Здесь еще нет любви, присутствует только доброжелательный интерес к личности партнера и неосознанная симпатия, обусловленная восхищением.

Пятый этап — вторая кристаллизация чувств. Получение подтверждения наличия ответной любви направляет процесс самоисследования и саморазвития личности в сторону выделения и культивирования в себе лучших качеств и достоинств, которыми она уже обладает, которые хочет видеть в себе и которыми ее наделяет предмет любви. Вторая кристаллизация чувств — это личностный рост в направлении взращивания в себе тех достоинств, которые сделают человека неотразимым, избранным, любимым.

Итак, на пятом этапе развития любви происходит интенсивный личностный рост носителя чувства любви в контексте построения отношений со значимым Другим.

Отношения любви — это зона ближайшего развития личности,прежде всего в аспекте формирования способности к самореализации и самоактуализации. При в общем позитивной оценке кристаллизации, имеющей крайностью идеализацию образа партнера, необходимо учитывать и возможные негативные последствия этого процесса. Идеализация может стать причиной серьезных нарушений межличностных отношений и общения с партнером в том случае, когда идеализированный образ вступает в противоречие с реальными качествами партнера (т.е. выходит за пределы обозначенной выше зоны ближайшего развития) или когда кристаллизация не сопровождается реальной работой личности по самостроительству.

Проблема последующих стадий развития отношений любви имеет два возможных варианта решения. Сторонники первого исходят из бытийной сущности любви и рассматривают ее развитие как результат активной творческой работы личности, как искусство создания условий для личностного роста и самореализации каждого из партнеров (Фромм, Маслоу). Приверженцы второго варианта считают более вероятным сценарий развития любви от глубокой страстной влюбленности к охлаждению, привыканию, однообразию и, наконец, к возникновению негативных установок и раздражению в отношении партнера (В.И. Зацепин, С В. Ковалев). Признавая вариативность и разнообразие развития любви в браке, И.М. Сеченов говорил о таких формах любви на поздних стадиях жизненного цикла, как платоническая любовь (минимальная представленность компонента страсти, эроса), любовь-обладание и любовь по привычке. Последняя форма любви, вероятно, представляет собой компенсаторное поведение, направленное на решение важной задачи в старости — сохранения стабильности мира на фоне утраты прежних физических и социальных возможностей. Невротическая любовь, в отличие от любви здоровой личности, неразборчива, не насыщаема и навязчива. Неразборчивость невротической любви проявляется в том, что ее носителю хочется, чтобы его любили все.

Психологически адекватный путь удовлетворения потребности человека быть принятым людьми и признанным как личность лежит в сфере выбора жизненных целей, обеспечивающих возможности самореализации личности в профессиональной, социальной активности, в межличностных и семейных отношениях.

Искажения чувства любви связаны с детско-родительскими отношениями. По мнению Фромма [1990], патологические формы любви возникаютв результате переноса невротической личностью на партнера ожиданий и чувств, связанных с фиксацией на образе отца или матери. Он выделял специфику влияния каждого из родителей на формирование способности любить и утверждал, что личность матери и отца, супружеские отношения по-разному влияют на способность детей любить и быть любимыми.

Важнее в этом плане все-таки мать — она дает образец безусловной, принимающей любви. Если ребенок сталкивается с низким уровнем материнского принятия или даже отвержением, то в дальнейшем вероятность возникновения проблем установления эмоциональных связей в отношениях с супругом и собственными детьми резко возрастает.

Низкий уровень принятия ребенка отцом, воплощающим социальные требования, ожидания и оценки ребенка, приводит к формированию чувства неполноценности, неуверенности, низкой социальной компетентности [Адлер, 1990].

Эмоциональная холодность и дистанцированность в супружеских отношениях даже при условии внешнего благополучия семьи и заботы родителей о ребенке создает дефицит переживания им чувства безопасности, рождает тревожность и лишает ребенка возможности наблюдать образец аффективно-положительных искренних отношений.

Маниакальная любовь — это своего рода компенсаторная, защитная реакция на ненасыщаемую потребность в любви. Любовь-преследование легко оборачивается своей противоположностью, кумир низвергается с пьедестала, невротическая личность вновь переживает отвержение, повторяя травмирующую ситуацию отвержения родительского, и все повторяется по кругу.

В случае нарушения детско-родительских отношений, согласно Фромму, можно наблюдать следующие виды отклонений в любви: любовь нарциссическую, невротическую, псевдолюбовь в формах сентиментальной (любовь-поклонение) или маниакальной (любовь-преследование)

Невротическая любовь (в узком смысле слова, поскольку все перечисленные виды любви, безусловно, относятся к невротической) представляет собой искажение отношений между партнерами вследствие проекции собственных проблем на партнера либо на детей, выступающих в таком случае лишь как средство достижения человеком собственных целей, инструментом разрешения его проблем.

. Р. Стернберг предложил трехкомпонентную теорию любви. Графическую ее модель у него представляет треугольник, в котором каждая из вершин символизирует компонент любви.

Первая вершина — интимность, чувство симпатии, связи и близости с любимым человеком, предполагающая близость чувств, интересов, ценностей и убеждений.

Вторая вершина треугольника — страсть как эротическое, физическое, сексуальное влечение к партнеру.

Третья — решение/обязательство. Решение означает выбор личности именно этого партнера в качестве предмета любви. Обязательство предполагает принятие личностью на себя обязательства любить и быть верным партнеру в долговременной перспективе.

Указанные три компонента составляют чувство любви в различных пропорциях страсти, эротического влечения, близости, симпатии и обязательств, которое можно представить сообразным треугольником. В зависимости от соотношения всех компонентов можно говорить о различных видах любви.

Совершенная любовь предполагает гармоничное сочетание всех трех компонентов: близости, страсти и обязательств. Романтическая определяется преобладанием близости, симпатии и страсти. Любовь-дружба выступает как сочетание близости и обязательств. Слепая любовь — это страсть, подкрепленная обязательствами. В случае доминирования лишь одного из компонентов, в соответствии с теорией Стернберга, мы наблюдаем страстную влюбленность (страсть), симпатию (интимность, близость) и пустую любовь (обязательства).

Проблема генезиса и развития любви — одна из наименее разработанных в психологии эмоций. Здесь можно выделить функциональный и собственно онтогенетический аспект.

Как рождается любовь?

Второй этап — изучение предмета любви. Всестороннее исследование партнера, повышенная чувствительность ко всем его поведенческим проявлениям, внешнему виду, суждениям. Здесь еще нет любви, присутствует только доброжелательный интерес к личности партнера и неосознанная симпатия, обусловленная восхищением.

Пятый этап — вторая кристаллизация чувств. Получение подтверждения наличия ответной любви направляет процесс самоисследования и саморазвития личности в сторону выделения и культивирования в себе лучших качеств и достоинств, которыми она уже обладает, которые хочет видеть в себе и которыми ее наделяет предмет любви. Вторая кристаллизация чувств — это личностный рост в направлении взращивания в себе тех достоинств, которые сделают человека неотразимым, избранным, любимым. Итак, на пятом этапе развития любви происходит интенсивный личностный рост носителя чувства любви в контексте построения отношений со значимым Другим.

Шестой этап — развитие отношений любви в сторону достижения полной близости и единства с ее объектом.

При в общем позитивной оценке кристаллизации, имеющей крайностью идеализацию образа партнера, необходимо учитывать и возможные негативные последствия этого процесса. Идеализация может стать причиной серьезных нарушений межличностных отношений и общения с партнером в том случае, когда идеализированный образ вступает в противоречие с реальными качествами партнера (т.е. выходит за пределы обозначенной выше зоны ближайшего развития) или когда кристаллизация не сопровождается реальной работой личности по самостроительству.

Проблема последующих стадий развития отношений любви имеет два возможных варианта решения. Сторонники первого исходят из бытийной сущности любви и рассматривают ее развитие как результат активной творческой работы личности, как искусство создания условий для личностного роста и самореализации каждого из партнеров (Фромм, Маслоу). Приверженцы второго варианта считают более вероятным сценарий развития любви от глубокой страстной влюбленности к охлаждению, привыканию, однообразию и, наконец, к возникновению негативных установок и раздражению в отношении партнера (В.И. Зацепин, СВ. Ковалев). Признавая вариативность и разнообразие развития любви в браке, И.М. Сеченов говорил о таких формах любви на поздних стадиях жизненного цикла, как платоническая любовь (минимальная представленность компонента страсти, эроса), любовь-обладание и любовь по привычке. Последняя форма любви, вероятно, представляет собой компенсаторное поведение, направленное на решение важной задачи в старости — сохранения стабильности мира на фоне утраты прежних физических и социальных возможностей.

§ 4. Искажения и нарушения чувства любви

Материнская, родительская любовь — первый вид любви, который познает человек. Дефицит и нарушения родительской любви, дисгармоничность детско-родительских отношений являются причиной искажений и нарушений развития способности человека любить сначала в детском возрасте — в форме нарушений привязанности, — а затем и во взрослом — собственно любви (Э. Фромм, К. Хорни, А. Маслоу, Дж. Боулби, Э. Эриксон, Й. Лангмейер, З. Матейчек).

Психологически адекватный путь удовлетворения потребности человека быть принятым людьми и признанным как личность лежит в сфере выбора жизненных целей, обеспечивающих возможности самореализации личности в профессиональной, социальной активности, в межличностных и семейных отношениях.

Искажения чувства любви связаны с детско-родительскими отношениями. По мнению Фромма [1990], патологические формы любви возникают в результате переноса невротической личностью на партнера ожиданий и чувств, связанных с фиксацией на образе отца или матери. Он выделял специфику влияния каждого из родителей на формирование способности любить и утверждал, что личность матери и отца, супружеские отношения по- разному влияют на способность детей любить и быть любимыми. Важнее в этом плане все-таки мать — она дает образец безусловной, принимающей любви. Если ребенок сталкивается с низким уровнем материнского принятия или даже отвержением, то в дальнейшем вероятность возникновения проблем установления эмоциональных связей в отношениях с супругом и собственными детьми резко возрастает. Низкий уровень принятия ребенка отцом, воплощающим социальные требования, ожидания и оценки ребенка, приводит к формированию чувства неполноценности, неуверенности, низкой социальной компетентности [Адлер, 1990]. Эмоциональная холодность и дистанцированность в супружеских отношениях даже при условии внешнего благополучия семьи и заботы родителей о ребенке создает дефицит переживания им чувства безопасности, рождает тревожность и лишает ребенка возможности наблюдать образец аффективно-положительных искренних отношений любви.

В случае нарушения детско-родительских отношений, согласно Фромму, можно наблюдать следующие виды отклонений в любви: любовь нарциссическую, невротическую, псевдолюбовь в формах сентиментальной (любовь-поклонение) или маниакальной (любовь-преследование) любви.

Невротическая любовь (в узком смысле слова, поскольку все перечисленные виды любви, безусловно, относятся к невротической) представляет собой искажение отношений между партнерами вследствие проекции собственных проблем на партнера либо на детей, выступающих в таком случае лишь как средство достижения человеком собственных целей, инструментом разрешения его проблем.

Р. Стернберг предложил трехкомпонентную теорию любви. Графическую ее модель у него представляет треугольник, в котором каждая из вершин символизирует компонент любви. Первая вершина — интимность, чувство симпатии, связи и близости с любимым человеком, предполагающая близость чувств, интересов, ценностей и убеждений. Вторая вершина треугольника — страсть как эротическое, физическое, сексуальное влечение к партнеру. Третья — решение/обязательство. Решение означает выбор личности именно этого партнера в качестве предмета любви. Обязательство предполагает принятие личностью на себя обязательства любить и быть верным партнеру в долговременной перспективе. Указанные три компонента составляют чувство любви в различных пропорциях страсти, эротического влечения, близости, симпатии и обязательств, которое можно представить сообразным треугольником. В зависимости от соотношения всех компонентов можно говорить о различных видах любви. Совершенная любовь предполагает гармоничное сочетание всех трех компонентов: близости, страсти и обязательств. Романтическая определяется преобладанием близости, симпатии и страсти. Любовь-дружба выступает как сочетание близости и обязательств. Слепая любовь — это страсть, подкрепленная обязательствами. В случае доминирования лишь одного из компонентов, в соответствии с теорией Стернберга, мы наблюдаем страстную влюбленность (страсть), симпатию (интимность, близость) и пустую любовь (обязательства).

§ 5. Виды любви

И.С. Кон [1989] выделяет шесть видов любви:

По мнению Кона, можно говорить о межполовых различиях в предпочтении того или иного вида любви: женщины более склонны к любви-дружбе, бескорыстной любви, а также прагматической, в то время как мужчины больше склонны к эротической и гедонистической любви. Маниакальная любовь является уделом невротической личности, а также часто наблюдается в подростковом и юношеском возрасте в период становления способности любить.

Предложенная Столиным и Спиваковской трехмерная модель отношений любви включает три измерения: симпатия/антипатия, уважение/презрение, близость/дальность.

Основные функции и факторы возникновения любви

фактор возникновения любви




В первую очередь стоит обозначить основные функции, которые выделяют любовь из массы других чувств:

  • забота по отношению к объекту влюбленности;
  • уважение, так как без него отношения станут эксплуатационными;
  • стремление защитить от неурядиц;
  • стремление к поиску компромиссов, умение прощать;
  • получение наслаждения влюбленными друг другом даже при молчании.

Любовь — это в первую очередь химическая реакция. Когда человек смотрит на своего партнера, в его мозгу начинает выделяться дофамин.

формирование любви

Ключевую роль в формировании любви играет гормон окситоцин. Он заставляет человека чувствовать удовлетворение рядом со своим партнером, уменьшает чувство страха. Важен он и в сексуальной жизни, так как отвечает за формирование привязанности.

Среди главных факторов образования чувства любви можно выделить:

  • влечение на сексуальной почве;
  • похожие интересы;
  • регулярная помощь друг другу;
  • совместное горе;
  • долгая дружба.

Этапы развития чувств согласно психологии любви

этапы развития чувств

Исследователями выделяются следующие этапы развития любви:

  1. Влюбленность. Человек очарован, идеализирует своего партнера, отрицая его негативные качества. И все из-за действия гормонов.
  2. Привыкание. Действие гормонов начинает слабеть. Партнеры ищут возможности для удовлетворения личных интересов. Проявляются первые ссоры.
  3. Отвращение. Характеризуется регулярными конфликтами, требуется выработка компромиссов, иначе отношения перестанут существовать.
  4. Смирение. Влюбленные начинают видеть иные стороны друг друга, проявляется истинное доверие.
  5. Изучение. Происходит обозначение ролей и уточнение нюансов личной жизни, вроде периодичности поездок к родственникам.
  6. Близость. Партнеры начинают сильно доверять друг другу.
  7. Сомнения. Влюбленные начинают думать, что их жизнь без этих отношений могла бы сложиться иначе.
  8. Любовь. Если отношения остаются, то это — истинная любовь, полная взаимопонимания, свободная, но с полной отдачей себя взамен на истинность чувств партнера.

Первая любовь — это начало взаимоотношений между личностями. Именно тогда начинают проявляться первые эмоции и формируется сильная привязанность. Цель всего этого — выработка приемлемой стратегии поведения для будущих отношений. Порой переживания оказываются настолько сильными, что не отпускают человека всю жизнь.

психология любви

Вот какую психологию любви рисуют исследователи. На текущий момент это одно из самых загадочных явлений, так как в нем задействуется как психика человека, так и его организм, посредством синтеза гормонов. Мужчины склонны искать любви из-за желания покорять и быть доминантными в отношениях, женщинам же больше важна эмоциональная окраска. Все это позволяет наполнять свою жизнь смыслом и яркими переживаниями.

Читайте также: