Гендерно нейтральный детский сад что это

Обновлено: 02.07.2024

Воспитатели не столько поощряют детей на те или иные виды деятельности, сколько стараются не втискивать своих подопечных в узкие поведенческие рамки, свойственные их полу, или же деликатно переключают их внимание с конкретных вещей.

Они приходят к выводу о том, что навязываемые культурой гендерные стереотипы — которые связаны с повышенным риском психических и физических проблем со здоровьем — укореняются в сознании детей в возрасте от 10 до 14 лет. Исследование показало, что из-за этих стереотипов девочки в большей степени рискуют подвергнуться физическому и сексуальному насилию, вступить в брак в юношеском возрасте и заработать ВИЧ. В случае мальчиков риски могут заключаться в злоупотреблении запрещенными веществами и самоубийстве.

Правительство Швеции, которая занимает четвертое место в рейтинге стран мира по уровню равноправия полов, направляет согласованные усилия на то, чтобы равенство нашло отражение в Законе об образовании.

Действуя в соответствии с новой поправкой 1998 года, требующей, чтобы школы избегали гендерных стереотипов, Лотта Раджалин (Lotta Rajalin) создала в старом городе Стокгольма свой первый гендерно нейтральный детский сад для детей в возрасте от одного до пяти лет.

Специальные меры, предпринимаемые в школах Раджалин, гарантируют, что все истории, песни и инсценировки подвергаются тщательному отбору и переписываются, чтобы включить в себя нестандартные семьи (одиноких родителей или однополые пары), а также героинь, влюбляющих в себя принцев.

Учителя отдают предпочтение нетрадиционным сюжетным поворотам, чтобы убедиться, что тем самым они избегают гендерных стереотипов.

Возможно, самое главное отличие этих дошкольных учреждений состоит в том, как воспитатели здесь относятся к каждому ребенку.

Чтобы выявить какие бы то ни было бессознательные пристрастия, свойственные им при работе с девочками и мальчиками, воспитатели снимали свое общение с детьми на камеру, а затем оценивали собственную реакцию на детей разных полов.

Они обнаружили, что в беседах с девочками и мальчиками использовали разные интонации и терпели хулиганство в мальчиках, тогда как в девочках считали его недопустимым. Точно так же они чаще стремились утешить плачущую девочку, в то время как плачущему мальчику советовали поскорее забыть о его огорчении.

С помощью гендерно нейтрального обучения Раджалин надеется открыть этот круг возможностей для всех детей в процессе их самоопределения.

После небольшого структурированного наблюдения за детьми в одном из дошкольных учреждений Раджалин Бен Кенворд (Ben Kenward), специалист по психологии Уппсальского университета (Швеция) и Университета Оксфорд Брукс (Англия), обнаружил, что эти дети в меньшей степени подвержены влиянию гендерных стереотипов по сравнению с контрольной группой детей из типичного шведского дошкольного учреждения.

Между тем меры, направленные на сохранение гендерной нейтральности, за прошедшие годы нередко становились объектом критики.

Хотя Эберхард непоколебим в своих убеждениях, он говорит, что гендерно нейтральное обучение вряд ли окажет негативное воздействие на детей младшего возраста в долгосрочной перспективе.

По его мнению, Швеции вместо этого следовало бы решать проблему гендерного неравенства в реальном мире.

Однако Раджалин считает, что внедрение гендерно нейтральных методов и привлечение к работе с детьми воспитателей разных этнических групп, религий, полов и сексуальной ориентации лучше подготовит их к тонкостям реального мира. По ее словам, это повысит их уверенность в себе и сделает их более успешными в жизни.

Профессор психологии Филипп Хванг (Philip Hwang) из Гетеборгского университета в этом не уверен. Он полагает, что гендерно нейтральные дошкольные учреждения Раджалин безвредны, но переоценены.

Даже Кенворд, который с оптимизмом оценивает способность гендерно нейтральной педагогики создавать равные возможности для детей обоих полов, не знает, какими будут долгосрочные последствия.

Шведские гендерно-нейтральные дошкольные учреждения образования способствуют успешности детей - вывод, сделанный в статье психологического журнала "Experimental Child Psychology".



В статье говорится, что дети, которые посещали гендерно-нейтральное дошкольное учреждение, с большей вероятностью будут играть с незнакомыми детьми противоположного пола и менее подвержены влиянию гендерных стереотипов, по сравнению с детьми, обучающимися в других дошкольных учреждениях.





Лотта Раджалин объясняет, что в ее школах девочки и мальчики могут заниматься любыми видами деятельности, могут быть такими же грязными или аккуратными, шумными или пассивными, такими как им подходит. Усилия, вероятно, окупаются. Например, тестирование показало, что эти дети с меньшей вероятностью делают выбор в соответствии с культурными нормами, когда показывают изображения мальчиков или девочек, джинсов или платьев. Они делают свой выбор, а не выбор, навязанный общественными стереотипами.


Однако это не просто язык, который отличается от языка других детей. Книги и игрушки были тщательно отобраны, для того чтобы избежать традиционных представлений о полах и их ролях.




В многочисленных исследованиях изучалось, что гендерные различия в классе одинаково вредны, как и для мальчиков так и девочек. Нейтральные по признаку пола детские сады пока еще редки, даже в стране, которая считается четвертой по величине общества с гендерным равенством в мире. Исследователи в Уппсале опросили 80 детей в возрасте от 3 до 6 лет: 30 из них были зачислены в гендерно-нейтральную школу и 50 в два других учреждения такого же типа.

Вердикт детских психологов и экспертов по гендерным вопросам делится – с высокой поддержки до сомнений. Хотя некоторые родители выбрали школы специально для своих детей гендерно-нейтральную политику, принятие такого подхода может быть сложным для других личностей.

Воспитание современного ребенка — это не просто набор действий, обеспечивающих его базовые потребности и объясняющих ему разницу между добром и злом. Сегодня пестование ребенка требует от нас немалых знаний и усилий: мы должны быть ему и любящими родителями, и психологами, и педагогами, и педиатрами, и даже специалистами по этике. Новые формы воспитания разнообразны. Одна из них — это гендерно-нейтральное воспитание. Мы решили разобраться, что же это такое и какой путь проделали родители, чтобы прийти к решению растить ребенка без гендерного давления. Спонсором этого материала выступил бренд Happy Baby, который, как и мы, хочет понимать, что вообще представляет собой родительство в XXI веке. Отрадно, что среди наших партнеров есть такие вдумчивые проекты.


Что такое гендер (для любителей теории и истории)

Мы хотим узнать пол младенца до рождения, чтобы как следует подготовиться. Мы точно знаем, что быть мамой девочки — это вообще не то же самое, что быть мамой мальчика. Мы миллионы лет живем с пониманием того, что мужчины и женщины — существа разного пола, и глупо было бы взять и решить вдруг, что это не так. Долгое время даже считалось, что мужчины и женщины мыслят по-разному и желают разного, у них разные стремления и мечты, поэтому воспитание мальчиков и девочек требует принципиально разного подхода. Однако эту точку зрения полностью опровергают последние научные исследования. Как раз сейчас мы наблюдаем, как происходит развенчание мифа о гендерных стереотипах, и тут теряются даже прогрессивные и адекватные родители.

Что такое гендерный нейтралитет и в каких странах он развит

Понятие гендера сегодня во многом является механизмом преодоления патриархальности (идеологии господства мужчин над женщинами) и андроцентризма (от греч. andros — мужчина). Эти понятия традиционно были сущностными характеристиками нашей цивилизации, и сейчас, благодаря феминизму, переживают свой кризис.

Понятие гендерно-нейтрального воспитания тоже тесно связано с феминизмом, но ровно в той степени, в которой с ним связаны многие другие важные социокультурные вопросы современной повестки: от равноправия до инклюзивности. Точно так же, как с феминизмом связано и включенное, осознанное родительство, которое основано на воспитании индивидуальности, внимании к личности и на отношении к ребенку как к равному.

Среди основных постулатов такого подхода значатся уважение личного пространства, а также прав и желаний маленького человека. Все это сформировало, в том числе, понятие гендерного нейтралитета — подхода к воспитанию, при котором ребенку не навязываются традиционные гендерные стереотипы.

И результаты уже есть. Вот выводы исследования, опубликованные в журнале Experimental Child Psychology: дети, которые посещали гендерно-нейтральное дошкольное учреждение, более успешны, они с большей вероятностью будут играть с незнакомыми детьми противоположного пола и менее подвержены влиянию гендерных стереотипов, по сравнению с детьми, обучающимися в других дошкольных учреждениях.

Николайгарден — первый в Швеции детский сад, сертифицированный ЛГБТ-сообществом, сюда также принимают детей иммигрантов. Уже несколько лет подряд Швеция (наравне с другими скандинавскими странами) возглавляет рейтинг стран Евросоюза по показателям гендерного равноправия (Россия в прошлом году была на 75-м месте, опередив Японию и Китай).

Все больше врачей, психологов и активистов по всему миру выступают с инициативами по пересмотру гендерных вопросов. Андрогинность (явление, при котором индивид проявляет одновременно, но не обязательно в равной степени, и мужские, и женские качества) перестает быть непонятным и пугающим словом, а исследуется, и довольно серьезно. По словам психологов, примерно три процента населения Земли не стали бы относить себя ни к мужскому, ни к женскому полу, если бы людям дали эту возможность. Еще Юнг считал, что психика человека от природы андрогинна. Сейчас андрогинность много изучает американский психолог Сандра Бум, которая разработала опросник половых ролей и классифицировала всех индивидуумов на четыре категории: маскулинные, феминные, андрогинные и неопределенные (не имеющие ярко выраженных ни феминных, ни маскулинных черт). Согласно этой теории, личность, имеющая только характеристики своего природного пола, менее адаптирована к жизни.

Гендерно-нейтральное воспитание в России

Мифы о гендерно-нейтральном воспитании

Любые глобальные перемены в обществе проявляют себя, в том числе в формате фанатизма, радикальных подходов и перегибов, которые заставляют нас воспринимать их критично, категорично, а порой и вовсе вызывают страх. А наш мозг устроен так, что если нам непонятно и страшно, то это по определению плохо. После чего мозг придумывает нашим опасениям аргументированные обоснования. Вот наиболее распространенные мифы о гендерно-нейтральном воспитании, которые собрал проект Makeout:

  • Миф: это воспитание бесполых людей
  • Реальность: это воспитание людей, которые смогут сделать свой собственный выбор, когда будут к этому готовы.
  • Миф: это воспитание геев и лесбиянок
  • Реальность: последние исследования доказывают, что ориентация обусловлена биологически, и не зависит ни от воспитания, ни от социального окружения
  • Миф: это сделает девочек мужеподобными, а мальчиков женоподобными
  • Реальность: это воспитание нейтрально и призывает к разнообразию и выражению своей идентичности вне рамок и стереотипов

Добавим к этим мифам самые частые аргументы противников гендерно-нейтрального воспитания:

  • дети все равно столкнутся с реальным миром, в котором гендерная концепция сильнее;
  • дети прекрасно видят свои гениталии, и родители не смогут это скрыть;
  • сами мама и папа четко гендерно разделены, не странно ли, что при этом они воспитывают детей без гендера;
  • детям важно осознавать свой пол, это является частью их нормального психологического созревания.

Ответим на все сразу. Гендерно-нейтральное воспитание основано на идее уважения личности маленького человека и желании дать ему возможность самостоятельного выбора во всем — в том числе в вопросах гендера (не биологического пола, что важно, а именно гендера — о разнице мы уже писали выше). Родители, выбравшие гендерно-нейтральное воспитание, чаще всего просто хотят избежать устаревших гендерных стереотипов, являются противниками домостроя, поддерживают феминистские ценности. Потому что сначала мы с вами запрещаем мальчикам играть в куклы, а потом удивляемся, что они не хотят быть включенными отцами. Мы учим девочек быть мягкими и покладистыми, а потом недоумеваем, почему так много лет они были жертвами абьюза и молчали.

Гендерно-нейтральное воспитание — это вовсе не про то, что девочка не должна носить розовое, а мальчик, наоборот, должен. Это про то, что девочка может играть в футбол, а мальчик может плакать — и ни то, ни другое не сделает их хуже. Это про желание показать ребенку все возможности и про умение поддержать его собственный выбор. Это концепция, которая поддерживает инклюзивность, индивидуальность, возможность быть другим — не таким как все. Это про принятие своего ребенка таким, какой он есть. Согласно статистике TransActive, более 85 процентов детей, воспитанных гендер-нейтрально, являются гетеросексуалами и воспринимают себя сообразно со своим биологическим полом.

Что делают родители, которые хотят воспитывать детей в атмосфере гендерного нейтралитета:

  • не навязывают выбор вещей определенного цвета.
  • предоставляют свободу в выборе игрушек и занятий.
  • Кто из известных родителей воспитывает детей в гендерно-нейтральном подходе

девочка и мальчик

Гендерно-нейтральное воспитание даёт ребёнку возможность опробовать себя в разных социальных ролях и выбрать ту, которая будет соотноситься с его характером и личными пожеланиями (или не выбирать вовсе — такая опция тоже есть). О том, почему это настолько важно, рассказываем в этой статье.

Долгое время существовал миф о том, что женщины и мужчины различаются по строению мозга. Считалось, что они мыслят по-разному и желают разного, у них разные стремления и мечты, поэтому воспитание мальчиков и девочек требует принципиально разного подхода. Но в 2015 году этот миф развенчала коллаборация учёных-нейрофизиологов из США, Израиля, Германии и Швейцарии.

Разные биологические виды

Большинство детей решили, что воспитанная свиньями корова всё равно будет мычать, а воспитанная мужчинами девочка — играть с куклами. И если с коровой всё понятно и резонно (потому что корова — отдельный от свиньи вид, и мычание заложено в ней на физиологическом уровне), то с девочкой не всё так просто. Однако для детей тяга к куклам и платьицам видится такой же физиологией, как мычание для коровы.

Мышление детей очень специфично. Дети усугубляют и утрируют, и даже небольшой толчок в сторону гендерно-различного воспитания приводит к тому, что они начинают считать девочек и мальчиков совершенно разными биологическими видами. Это нормально — людям проще жить, когда они обобщают и каталогизируют.

По этой же причине так плохо работают мотивационные картинки с учёными-женщинами, призывающие девочек идти в науку. Из-за навязанных с детства стереотипов девочки помнят об этих учёных как об ассистентках или лаборантках.

Стоит только бросить зёрнышко гендерных стереотипов в плодородную почву детского разума, как из неё немедленно полезут сорняки, причисляющие девочек и мальчиков к разным видам. И выполоть почву может только её владелец, как только осознает всю ошибочность своих суждений.

Почему гендерно-нейтральное воспитание — это не страшно

● Гендерно-нейтральное воспитание не превратит ребёнка в трансгендера. Трансгендерами являются 2–5% от человеческой популяции. Опять же, это не зависит от воспитания. Как и в случае с гомосексуальностью, это обуславливается генетически, химически и физиологически. В этом плане показательна история Брюса-Бренды Реймера — мальчика, который получил травму пениса во время обрезания, и которого после этого воспитывали как девочку. Брюс не был трансгендером, поэтому ему было дискомфортно в теле женщины. Со временем вернулся к своей изначальной гендерной идентичности, женился и усыновил детей, даже несмотря на то, что его растили девочкой.

Согласно статистике TransActive, более 85% детей, воспитанных гендер-нейтрально, являются гетеросексуалами и воспринимают себя сообразно со своим биологическим полом.

● Гендерно-нейтральное воспитание не выступает против феминности или маскулинности. Напротив — оно позволяет девочкам быть маскулинными, а мальчикам — феминными, если им этого хочется, или сочетать в себе оба этих признака. Грубо говоря, нейтральное родительство не требует отобрать у девочек кукол, а у мальчиков — машинки. Оно предлагает положить перед ребёнком и куклы, и машинки, и динозавров, и что угодно ещё, чтобы он мог сделать выбор в зависимости от своих личных предпочтений, а не от навязанных обществом установок.

Времена изменились

Отличающихся часто травят и не любят, особенно в жёсткой школьной среде. Родители всеми силами пытаются защитить своих детей от этого — и попытка сделать их такими, как все, тоже является защитной мерой. Но все люди разные. Каждый ребёнок, вне зависимости от пола, обладает уникальной личностью: в чём-то он силён, в чём-то слаб, в чём-то лучше других, в чём-то хуже.

Однажды вам придётся сделать выбор. Чего вы хотите, чтобы ребёнок жил в гармонии с самим собой, занимался действительно интересными ему вещами, одевался так, как захочет, и вёл себя так, как ему комфортно, или следовать устаревшим и навязанным гендерным стереотипам?

Читайте также: