Функция целеполагания и регулирования жизни общества и деятельности человека кратко

Обновлено: 07.07.2024

Духовная жизнь общества -сфера общественной жизни, определяющая специфику определенного общества. Данная сфера включает в себя духовные образования, культуру и все ее формы, все уровни общественного сознания, привычки и настроения общества.

Духовная жизнь общества определяется не только культурой, но ее можно назвать ядром такой сферы жизни. Многие основы духовной жизни общества в целом представляют собой элементы культуры – это правовая, художественная, мировоззренческая и нравственная культуры.

Также важнейшим элементом духовной жизни общества можно назвать религию.

Во многом развитие культуры зависит от исторического этапа развития общества.

Особенность культуры заключается в том, что она одновременно выступает в роли средства развития общества и личности, и результатом этого развития.

Культура – это фундамент духовной жизни любого общества, так как она является способом организации и осуществления человеческой жизнедеятельности.

Культура развивается и функционирует в системе социальных ценностей и норм, через специализированные учреждения и организации.

Среди всех видов культур следует выделить духовную культуру. Специфика духовной культуры заключается в том, что ее можно назвать отображением духовного бытия – духовная культура нарастает на основе общественного бытия и влияет на все его сферы.

Ее проявление происходит через освоение норм и ценностей предшествующего поколения и через процесс развития новых ценностей.

Разновидности культуры

1.Народной культурой называют культуру широких народных масс.

Особенность этого вида культуры заключается в том, что она формируется с момента образования определенного национального государства. Ее основой можно назвать самодеятельное творчество нации и опыт масс. Зачастую это традиции и обычаи.

2.элитарная зачастую формируется в высших слоях классового общества. Это происходит с момента закрепления их высокого положения в обществе.К элитарной культуре относят конкретный стиль жизни, сферу услуг и профессиональное искусство. Элитарная культура отсоединяется от народной культуры, и формирует свои традиции и ценности.

3.Массовая культура стала возможной с конца 19 века. Это обусловлено тем, что появилась возможность получения образования для широких масс и распространения элементов элитарной культуры. Культурный уровень широких масс стал подниматься. Таким образом, массовая культура образована на стыке народной и элитарной культур.

Духовная жизнь - это сфера деятельности человека и общества, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых.

Функции культуры в обществе: 1.Функция накопления, хранения и передачи культурных ценностей. Эта функция позволяет человеку определить свое место в мире и, используя накопленные о нем знания, развиваться от низшего к высшему. Ее обеспечивают механизмы культурных традиций. Благодаря им культура сохраняет накопленное веками наследие, которое остается неизменным фундаментом творческих поисков человечества.

2.Функция целеполагания и регулирования жизни общества и деятельности человека. В рамках этой функции культура создает ценности и ориентиры общества, закрепляет достигнутое и становится основой для дальнейшего развития. Созданные культурой цели и образцы являются перспективой и проектом человеческой деятельности. Эти же культурные ценности утверждаются в качестве норм и требований общества ко всем своим членам, регулируя их жизнь и деятельность

3.Функция социализации. Эта функция дает возможность каждому конкретному человеку усваивать определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему действовать в качестве полноправного члена общества. Люди, исключенные из культурных процессов, в большинстве своем не мoгут адаптироваться к жизни в человеческом обществе.

4.Коммуникативная функция. Эта функция культуры обеспечивает взаимодействие между людьми и общностями, способствует процессам интеграции и единства человеческой культуры. Особенно наглядной она становится в coвременном мире, когда на наших глазах создается единое культурное пространство человечества.

Культура и человеческая деятельность

Чтобы материальные предметы оставались явлениями культуры, они должны поддерживаться или воспроизводиться человеческой деятельностью. Следовательно, материальные объекты мира культуры не только созданы человеком, но неотделимы от человеческой деятельности вообще.

Это единство присуще и явлениям, принадлежащим к духовной культуре. Но чтобы эти творения человека стали доступны другим людям, они должны быть объективированы, то есть материализованы в действиях человека, в языке, устном или письменном, воплощены в каких-то иных материальных формах (например, на полотне художника, на пленке аудио- или видеокассеты).

культура в своем предметном бытии зависит от человеческой деятельности, является ее продуктом, результатом. Деятельность завершается, реализуется, овеществляется в предметах культуры.

И в то же время предметы культуры остаются таковыми не вне деятельности, не за ее пределами, а в самой деятельности человека. Истинное бытие культуры деятельностно, процессуально. И оно включает в себя ее предметное бытие. Культура вообще неотделима от человеческой деятельности.

Произведения искусства, научные открытия, технические новации — все это продукты творческого труда. Его специфика в том, что художник, ученый опирается на все предшествующее развитие культуры и в кооперации с современниками продолжает процесс культуротворчества.

Бытие культуры — это бытие человека как субъекта, это его субъективная активность, деятельность, это созданный им материальный и духовный мир, это их единство и взаимосвязь.

человек творит культуру и одновременно культура творит человека.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Что такое целеполагание

Всем привет! На связи Людмила. На что вы готовы пойти ради 1 000 000 $? Наверное, на многое! А впахивать как сивый мерин на протяжении 10 лет ради этих денег готовы? А если бы вы узнали, что как только заработаете первый миллион, у вас его украдут в этот же день и вы опять прежний человек, стали бы горбатиться годы? А если вы будете знать, что этот миллион станет причиной вашей гибели, стали бы его зарабатывать? Получается, уже не на многое вы готовы ради миллиона долларов! В жизни человека цель не всегда оправдывает средства и достижение цели зависит от обстоятельств. В этой статье поговорим, что такое целеполагание и для чего оно нам нужно.

Определение

Целеполагание – это осознанность своих действий для постановки целей и их достижения. В процессе полагания целей важно знать, куда ты движешься.

А вот тут важно разобраться, что же такое цели.

Цель – это реальный или идеальный предмет стремления человека, на который направлены действия или волевой процесс.

Понимаю, что определения могут грузить и тяжело восприниматься, но без них никуда. Итак, человек к чему-то стремится, а процесс целеполагания определяет, к чему, как и каким образом он это делает.

Чтобы проще было понять, можно еще сказать, что вы рисуете мысленную модель результата и прокладываете к нему шаги.

Для чего нужно целеполагание в жизни: примеры

Ни для кого не секрет, что успешный человек резко отличается от неудачника. Почему? Одна из первых причин – неумение последним ставить цели и добиваться их. Успешный всегда четко знает, чего хочет от жизни, и он делает все, чтобы этого достичь.

Есть одна народная мудрость: “Если у вас нет целей, вам придется работать на выполнение чужих”.

Целеполагание дает возможности добиться в жизни большего. Оно помогает упорядочить действия, эффективно добиваться результата и тратить на его достижение минимум усилий.

Объясню, почему минимум. Дело в том, что усердная работа не всегда залог успеха. Много работать – не значит загребать деньги руками. Люди, которые умеют ставить цели и достигать их, используют не все свои ресурсы, а только те, что нужны для выполнения конкретного дела. Они не распыляются на все и сразу.

❗ПРИГЛАШАЮ ВАС В СВОЙ TELEGRAM-КАНАЛ ПО ДЕНЬГАМ❗

Как-то холодным осенним вечером я лежал в студенческом общежитии №17, и мою юную голову не покидали мысли. Как же разбогатеть? Как не работать всю жизнь на дядю, путешествовать, наслаждаться жизнью и делать то, что тебе нравится, а не то, что хотят другие?

Мыслей было много, а потом я уснул. Это был интересный путь длиною в 8 лет. Путь тренировок, попыток, непонимания со стороны окружающих. Но у меня получилось, пусть и с фиг знает какой попытки.

Получилось создать пассивный доход, получилось раскрутить этот блог, получилось создать капитал в инвестициях в 40+ тыс. $, приобрести недвижимость и спортивную машину. А также полгода прожить на Бали и путешествовать.

Приглашаю вас развиваться вместе со мной! 😉

Мы сейчас говорим с вами о характеристике лидера. Лидеры интуитивно справляются с задачей ставить цели и достигать их. Но как быть с обычным жителем нашей страны, который тоже хочет освоить этот процесс? Как пощупать это целеполагание, узнать его проявления? Чтобы узнать, для чего оно нужно, приведу несколько примеров.

Пример 1. Элементарно в образовательном процессе – изучение букв в первом классе. Цель: учимся писать прописную “Ж”. Суть целеполагания: узнать, из каких элементов состоит “ж” → понять, с какой стороны начинаем ее писать → выяснить, в чем сложность буквы → понять, как писать сложный элемент → запомнить все соединения с “ж” → научиться писать слова с “ж” → научиться использовать ее в предложениях.

Пример 3. Нужно купить стиральную машинку. Организация маленьких шагов к достижению результата: определиться с требованиями к технике → определить подходящую модель → каждый месяц откладывать определенную сумму или взять кредит → забронировать, пока накапливаете или оформляете кредит → купить.

В управлении людьми этот процесс немного усложняется. Здесь уже иногда нужно трансформировать цели лидера в цели подчиненных. Нужно использовать определенные подходы и приемы менеджмента, чтобы достигать эффективных результатов.

В каких сферах нужно

Навык правильно ставить цели и добиваться их необходим всем и каждому, везде и всюду. Давайте подробнее рассмотрим, где этот процесс часто используется и действительно ли без него никуда:

  1. В педагогике. Без этого процесса трудно представить воспитательную деятельность в садиках и школах. Планирование деятельности – это большая часть государственных работников образования. А это и является процессом целеполагания – когда от маленьких умений школьников выстраивается педагогический план “шажков” к большим умениям.
  2. В спорте. Это качество в занятиях спортом очень важно, без него не будет известных спортсменов. Когда постепенно удлиняется дистанция бега, увеличивается масса гирь, усложняются гимнастические трюки или ребенок с нуля учится быть хорошим пловцом. Формировать новые цели для спортсменов помогает тренер, именно он устанавливает уровни развития.
  3. В бизнесе. Бизнесмены – люди дела. В этой сфере важно, начиная дело, видеть его результат – это и есть целеполагание. И успешный тот бизнесмен, кто знает, какие этапы нужно пройти, чтобы достичь поставленной цели. Есть люди, в которых уже заложена способность к целеполаганию. Часто они и занимают лидерские позиции в бизнесе.
  4. В психологии. Путь изменения себя, понимания других тоже проходит через целеполагание. Личностный рост происходит по определенной стратегии: например, чтобы пойти на пробежку, человек раньше идет спать, готовит заранее одежду и пьет кофе. Это элементарный пример, но он показывает, что любое начинание состоит из маленьких шагов.
  5. В проектировании. Любое проектирование – это прогнозирование конкретного результата и программа его достижения. Проекты достигаются поэтапно – вот вам и целеполагание того, кто составляет эти проекты.
  6. В отношениях. Неосознанно мы применяем элементы этого понятия. Решил парень закадрить девушку – это конечный результат. Что для этого делает? Сегодня приглашение в кафе, завтра букет роз с запиской, послезавтра – с работы встретить, через неделю – прийти в гости и так далее по возрастающей.
  7. В обществознании. В обществе, устройстве государства также важно использовать структуру достижения целей. Все большие социальные группы должны подчиняться определенным правилам. Если у президента нет курса на достижение конкретной цели, если люди не подчиняются принятым законам, то бедное то государство.

Роль целеполагания бесценна в любом обществе и любой группе. Это комплексный процесс. Его сложность в том, чтобы превратить неосознанные желания в четкие установки и создание плана реализации. Человек без цели просто плывет по течению и ничего особо не достигает.

Методики целеполагания

Умными людьми была придумана организация целеполагания, чтобы нам с вами было легче. Для этого выделены несколько видов методик. Они учитывают специфику занятия человека и помогают быть эффективным с наименьшими затратами ресурсов.

SMART

Постановка целей по SMART

Методика SMART

Название метода – это аббревиатура, в которой зашифрована технология целеполагания. В этом методе важно четко определить инструменты и ресурсы для результата.

  • Specific – конкретная цель, которая указывает на результат. Например, “заработать деньги на BMW X5”.
  • Measurable – цель приводит к результату, в котором можно измерить качество или количество. Например, количество – “заработать 15 000 $”, “увеличить продажи на 5%”. Качество (определенный эталон) – “все потолки натяжные”, “последний iPhone” и т. д.
  • Achievable – цели можно достичь, результаты и ресурсы реальные.
  • Relevant – результат цели должен быть актуальным. Не должно быть так: пока вы накопите 10 000 $ на ремонт дома, стройматериалы уже станут дороже в 2 раза и придется еще годы накапливать.
  • Time-bound – цель должна быть срочной, ограниченной во времени достижения.

Для этого нужно выполнить такие действия:

S: конкретизация результата (пристроить веранду) →

R: обоснование необходимости цели (чтобы холодный воздух не поступал в помещение) →

A: оценка и прогноз степени достижения результата (сделаю в сжатые сроки, потрачу определенную сумму) →

M: определение показателей цели и ее критериев оценки (сегодня заливаю фундамент, через неделю выгоняю стены, на это потрачу столько-то, отделка, как у дяди Феди) →

T: сроки достижения полной цели (полностью выстрою и отделаю веранду за месяц).

Метод Брайана Трейси

Трейси написал увлекательную книгу “Управляй своим временем и удвой результаты”. В нем он описал разработанный метод работы с целеполаганием. Алгоритм его авторского метода очень похож на SMART, но немного отличается.

По этому методу нужно:

  1. Написать 10 целей на ближайший год так, как если бы они уже были достигнуты.
  2. Из всех выписанных целей выбрать самую важную, которая может реально изменить вашу жизнь.
  3. Написать ее на другом листе бумаги.
  4. Проработать по методу SMART.

Метод Г. Архангельского

Это проектный метод, функция которого – помочь человеку четко сформулировать задачу, когда условия постоянно изменяются. Он состоит из таких стадий:

  • Определение “рамки” своей цели: четкие ценности, система приоритетов, сферы жизни под влиянием этих ценностей, закономерности влияния ценностей на сферы жизни.
  • Конкретизация цели так, чтобы она не входила в противоречие с ценностями и жизненными принципами.
  • Цели распределяются по уровням достижения, текущие задачи сравниваются с ценностями. В СМАРТ-технологии все наоборот: цель разбивается на задачи.
  • Создание временного диапазона для достижения результата специально под цель.
  • Задачи делятся на “мягкие” и “жесткие”. Мягкие – учет контекста, выполнение в назначенное время (неделя, месяц). Жесткие – запланированные к определенной дате.

Также узнайте, чем цель отличается от задачи. Так вы не будете путаться в этих понятиях и сможете быстрее добиться успеха.

Интеллект-карты

Это, как мне кажется, самый простой метод достижения поставленных целей. Он часто используется на тренингах и без специальной подготовки, каких-то условий. Каждый человек может использовать его в жизни.

Карта целеполагания состоит из таких составляющих:

  1. Главная цель первого уровня, например, “выступать в Большом театре”.
  2. Цели второго уровня – необходимости для достижения главной. “Пойти учиться на актера”, “ходить на кастинги”, “учить большие тексты”.
  3. Цели третьего уровня – расщепляем предыдущие. Например, для “пойти учиться” – “узнать, какие вступительные экзамены”, “особенности поступления”, “расписание подачи документов”. Некоторые можно решить сразу же, а некоторые можно распределить на цели четвертого уровня.

Такую “мыслекарту” можно представить в виде таблицы или схемы, как, например, тут:

Интеллект-карта

Мыслекарта для цели “подарить подарок”

Кстати, встречала интеллект-карты не только по постановке целей, но и по решению проблем для руководителей.

Эти карты строятся на основе логического мышления человека. Они помогают не только “разложить все по полочкам”, но и развивают креативность, память, ведь схематически запоминать легче.

Интеллект-карта для цели “переезд в новый офис”

Структура целеполагания

Мы уже узнали, что такое целеполагание и чем оно характеризуется. Немного научно получилось, но без этого никуда.

Структура этого процесса имеет значение для психологов, коучей и управленцев. Попробую для вас описать ее понятным языком в виде списка:

  1. Осознание главных целей в своей жизни, к которым человек стремится и которые опираются на ценности человека.
  2. Определение своих возможностей – здесь важны все ресурсы, какие только есть у человека.
  3. Подбор механизмов мотивации – того, что будет стимулировать к достижению результата, даже когда ничего не хочется и смысл жизни найти сложно.
  4. Осознанный анализ, проблематизация, потребности и возможности – это и есть “разбор” целей на мелкие шажки.
  5. Представление идеального результата – практическое достижение цели, что вы почувствуете после ее достижения, какие “плюшки” у вас появятся.
  6. Планирование – регулирование представленных маленьких шажков.
  7. Поиск ресурсов – это и материальные, и моральные источники силы, финансов для результата.
  8. Реализация. Здесь дело за малым – деятельность с помощью найденных ресурсов.
  9. Контроль или самоконтроль. Обращаю внимание на этот пункт, так как для любого эффективного выполнения дела нужна подотчетность. С самоконтролем сложнее – если вы сами себе подотчетны, то нужны немалые усилия воли для контроля себя же.
  10. Достижение цели. И вот долгожданная награда – результат!

Вот такая модель целеполагания, его костяк. Используется на всех консультациях и тренингах, тренировках руководителей предприятий.

Тренинг по целеполаганию

Нужно ли обучаться целеполаганию? Слушайте, вы даже не представляете себе, сколько классных, способных людей не достигают своих целей, топчутся на одном месте годы только из-за того, что их не научили азам целеполагания! Я тоже продолжаю учиться личной эффективности с помощью разных направлений психологии и коучинга.

  1. Научиться ставить цели.
  2. Делать гораздо больше за минимум времени.
  3. Вооружиться позитивом на пути к цели.
  4. Мечтать и реализовывать мечты.
  5. Двигаться вперед.
  6. Вдохновляться.

Также на нашем блоге вы можете посмотреть подборку из 10+ бесплатных и платных курсов по целеполаганию.

Ошибки в целеполагании

Далеко не все люди умеют ставить цели. Это мешает быть продуктивным в своей жизни. Вот почему еще школьников необходимо обучать целеполаганию. Рассмотрим основные ошибки, которые мешают эффективности:

  1. Нельзя измерить цель. Она должна быть конкретной, а не где-то, о чем-то. Ее нужно количественно или качественно измерить. Пример: вы решили похудеть. Но как понять на сколько? Измерение – или в сантиметрах на талии или в сброшенных килограммах. Тогда это достижимо.
  2. Нереальная цель. Реальное достижение – одно из главных условий, и это не новое в целеполагании. Пример: вы затеяли генеральную уборку и у вас в распоряжении 2 часа до важной встречи. Реально успеть в 5-комнатной квартире? Я думаю, нет. Ставьте реальные цели.
  3. Неправильные приоритеты. Человек не может определить, что ему нужно делать в первую очередь. Пример: для того чтобы написать статью, нужно сначала определить техническое задание, а не писать обо всем и ни о чем.
  4. Неправильное планирование. Без точного плана сложно выполнить большое дело. Пример: вы делаете ремонт и сначала клеите обои, потом шпаклюется потолок, потом крепятся плинтуса – сплошной беспорядок. Правильное планирование решит вопрос времени и качества сделанной работы.
  5. Нет анализа ошибок. Невозможно все время делать правильно. Но если человек не делает работу над ошибками, он будет натыкаться на те же грабли несколько раз и ставить неправильные цели.

Заключение

Работа над собой продолжается. Сегодня мы рассмотрели очень важную и одновременно сложную тему – целеполагание. Очень хочется, чтобы конкретных, эффективных и целеустремленных людей было больше.

Попробуйте уже сегодня определить цель и по одному из методов ее рассмотреть, расписать и действовать. Я уверена, у вас получится очень хороший результат и в довольно короткие сроки.

Практикуйте методы целеполагания, достигайте результатов, стремитесь к большим целям в жизни, изменяйтесь и действуйте! Желаю вам с позитивным настроем делать максимум, а ресурсов тратить минимум. Пишите свои мысли по поводу этой темы в комментариях, а мы прощаемся до новых тем!

С Уважением, Людмила Редькина

Привет! Я профессиональный психолог и в каждую статью вкладываю душу и частичку своего опыта. Все советы, написанные мной для этого блога, помогут вам стать чуточку лучше. Очень рада делиться с вами своими идеями, верю, что вместе мы изменим этот мир в лучшую сторону! Подробнее обо мне вы можете прочитать в разделе "Об авторах".

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ — первичная фаза управления, выработки и принятия решений, заключающаяся в постановке генеральной цели и совокупности целей (дерева целей) в соответствии с сущностью и характером решаемых проблем, назначением (миссией) системы, стратегическими установками.
Формулировка студентки - "стать профессиональным экономистом, журналистом".

Целеполагание — практическое осмысление своей деятельности человеком с точки зрения формирования (постановки) целей и их реализации (достижения) наиболее экономичными (рентабельными) средствами. Часто понимается как эффективное управление временным ресурсом, обусловленным деятельностью человека, или как процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для осуществления идеи.

умение планировать рабочее время с учётом ближних и дальних перспектив, с учётом важности задач;
способность к выявлению оптимальных путей в решении задач;
умение правильно устанавливать цели и достигать их.
Результатом целеполагания в производстве и сервисе является увеличение производительности труда и снижение совокупной стоимости владения решением. .

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ — первичная фаза управления, выработки и принятия решений, заключающаяся в постановке генеральной цели и совокупности целей (дерева целей) в соответствии с сущностью и характером решаемых проблем, назначением (миссией) системы, стратегическими установками

На пути к достижению цели, решению поставленной задачи необходимо правильно планировать свои действия, выбирать наиболее рентабельный путь и четко следовать намеченному плану. Подобная методика действия называется целеполаганием и применяется в любой сфере жизни.

Содержание статьи

Что такое целеполагание

Целеполагание является основой многих сфер жизни человека – от педагогики и саморазвития до ведения бизнеса и планирования семьи, социальной адаптации в обществе. Есть и глобальные сферы, в которых действия основываются на целеполагании – формирование внутренней и внешней политики государства, экономического развития. На вопрос о том, что такое целеполагание, разные люди могут ответить по-разному. Но есть общие правила, своеобразный алгоритм формирования этого понятия, знание которого может быть полезным каждому из нас. Тот, кто знает основы этой науки, тактики движения вперед, сможет гораздо быстрее достигать своей цели, решать самые сложные жизненные и карьерные задачи.

Общее понятие целеполагания

Целеполагание – один из терминов социологии. В основе понятия лежат определенные системы ценностей, индивидуальные для каждого направления и человека. Именно на их основе формируется путь, ведущий к решению поставленной задачи, достижению цели.

По своей сути, целеполагание – это выбор рационального пути, иногда для достижения не одной цели, а нескольких, конфликтующих между собой или однотипных. Очень важно найти решение, которое позволит избежать ошибок, контролировать все происходящее, не допускать появления непредвиденных осложнений и обстоятельств. Методика используется в самых разных областях:

  • педагогике,
  • бизнесе,
  • саморазвитии,
  • государственной деятельности,
  • управлении,
  • экономике.

Пренебрежение целеполаганием, нежелание тратить время на рассмотрение всех аспектов решаемой задачи, поиск рационального пути всегда оборачивается проигрышем, промахом и неудачей. Действительно, на разработку тактики действий может уйти много времени – определение важности задачи, рассмотрение ее с разных аспектов, поиск оптимальных путей, выбор одного из них, как самого быстрого или эффективного, выбор команды для ее решения и расстановка сил. Пройти каждый из этих этапов целеполагания, значит обеспечить успех мероприятия – это важно понимать.

Функции целеполагания

Жизнь – это управление, причем не важно в чем – в собственном развитии, в обучении других, в управлении государством или предприятием, компанией. В основе управления всегда лежит целеполагание, основными функциями которого являются:

  • постановка одной или нескольких целей,
  • определение тактики их достижения,
  • распределение ресурсов и основных задач,
  • координирование деятельности.

Подобное планирование значительно упрощает задачу, делает ее более доступной, сокращает временные затраты на ее решение. При необходимости можно вносить корректировки в разработанную тактику достижения цели, своевременно оповещая о них всех участников процесса, и не меняя кардинально весь план.

Использование целеполагания в любой сфере деятельности помогает одновременно анализировать большие объемы информации, составлять прогнозы и находить оптимальные, безошибочные пути к достижению цели, улучшать результаты и получать дополнительные возможности.

Целеполагание в педагогике

Определяющий элемент педагогики – цель, то есть целеполагание является его неотъемлемой частью. Педагогическая деятельность невозможна без определения основных целей, выделения среди них значимых и второстепенных, между которыми обязательно есть взаимосвязь, то есть, каждый урок основан на целеполагании.

При формировании направления пути педагог учитывает не только узконаправленные цели своего предмета, но и запросы общества, определенные особенности социализации, характерные для конкретного социума, потребности и детей, и их родителей, рассматривает свои возможности и оценивает их. Педагогическое целеполагание обязательно включает следующие этапы:

  • диагностика процесса воспитания конкретного детского коллектива,
  • анализ результатов предпринятых мер и своей деятельности,
  • моделирование основных задач и целей,
  • формирование коллективного процесса целеполагания,
  • составление и корректировка намеченной программы действий.

В основе всех трудов одного из лучших педагогов – Макаренко А. С лежит целеполагание. По его мнению, педагог должен четко осознавать, какие из целей воспитательного процесса являются близкими, средними и дальними, какие из них дают оптимальные перспективы для развития ученика, и использовать этот анализ в своей работе.

Бизнес и целеполагание

В бизнесе, управлении целеполагание является своеобразным искусством стратегического характера. Тактика ведения дел гораздо важнее практики, и это доказано реальными примерами успешного развития предприятий самых разных направлений, включая и финансовый или информационный менеджмент, и производство продукции.

Начальная задача целеполагания в бизнесе – определение краткосрочных и долгосрочных задач, выделение из них наиболее значимых и поиск путей их решения. Это делается на основе того, что хочет получить руководитель или группа руководителей от развития своего дела (предприятия, бизнеса). После того, как основные цели определены, начинается этап разработки стратегии их достижения:

  • анализ ресурсов предприятия,
  • выявление влияющих внешних факторов,
  • оценка реальных возможностей конкретного бизнеса,
  • мониторинг возможного риска,
  • разработка систем контроля над основными целями,
  • гармонизация стратегии с учетом специфики нескольких задач.

Основой целеполагания в бизнесе является формирование мышления о том, каких целей нужно достичь, а не о том, как их достичь быстрее. Моментальный успех должен настораживать и указывать на то, что путь не был четко продуман, не была использована методика целеполагания.

Целеполагание в саморазвитии

В саморазвитии целеполагание является частью психологии. Основными его функциями становятся процессы формирования своего личного расписания, в том числе и рабочего, основанные на том, каких именно целей нужно достичь и какие задачи необходимо решить. Очень важно развивать способность находить рациональные пути даже в мелочах, стратегическое мышление, даже в домашних делах, тогда и карьерные станут решаться гораздо быстрее.

Целеполагание – основа любой деятельности, и понимание, осознавание этого поможет определить, что нужно в данный момент для того, чтобы развиваться и достигать желаемых вершин. Кроме этого, в процессе целеполагания определяется личностная мотивация к совершению тех или иных действий, их целесообразность, степень важности для саморазвития.

И специалисты в области личностного роста, и психологи рекомендуют вести письменную фиксацию плана по саморазвитию. Это служит не только основой индивидуального целеполагания, но и своеобразной мотивацией к действию. Не стоит использовать в качестве руководства к действию чей-то опыт, ведь человек индивидуален, как и его цели, желания и стремления. Необходимо следовать той тактике, которая была разработана, при необходимости корректируя ее при появлении новых задач.

История и целеполагание

Целеполагание лежит и в основе развития мира, цивилизации, всех государств без исключения, так как является базой управленческой, педагогической и экономической деятельности. Ни одна страна не сможет развиваться, если ее правительство не обозначит основные цели, способствующие повышению ее уровня в любом направлении, и не разработает тактику деятельности, ведущую к их достижению.

Особенности государственного целеполагания заключаются в том, что оно должно быть одобрено не только руководящим звеном, но и народом, ведь основные задачи ведут к решению простых проблем:

  • повышению уровня жизни,
  • улучшению инфраструктуры,
  • экономическому развитию,
  • повышению темпов производства.

Государственное целеполагание – процесс наиболее сложный, так как на него оказывают влияние значимые негативные факторы – огромное количество субъективных мнений, множество изменчивых и противоречивых задач, периодическая неопределенность в функционировании государства, его зависимость от внешних факторов и влияния мировой политики, экономики, кризисные ситуации и природные катаклизмы.

Государственное целеполагание формируется в виде древа целей, в качестве питательной среды для которого указывается общество. Специалисты называют именно его образователем древа и координатором целеполагания в развитии страны, определителем степени важности каждой из поставленных, обозначенных задач.

Читайте также: