Функциональная стилистика как основа речевой работы в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

В настоящее время к культуре речи предъявляются высокие требования. Речь должна быть не только правильной в орфоэпическом, лексическом и грамматическом отношении, но и хорошей, стилистически целесообразной и дифференцированной. Поэтому внимание лингвистов, методистов и преподавателей школ и вузов все больше привлекает изучение функциональных стилей речи. Именно на базе функциональной стилистики может быть построена действительно научная, культура речи ."-писала Кожина М.Н. в своей работе "О специфике художественной речи в аспекте функциональной стилистики". ибо продолжала она,-всерьез определять нормы речи можно лишь путем всестороннего изучения законов функционирования единиц языка не вообще в речи(поскольку"речи вообще не существует), а в различных ее разновидностях."

Необходимость изучения русского языка в функционально-стилистичеком аспекте общепризнанна многими лингвистами. Однако методика функционально-стилистической работы в школе еще недостаточно разработана.

Эта необходимость зафиксирована в программе по русскому языку и не

Функциональная стилистика, как наука изучает прежде всего различные виды речи, их обусловленность различными целями высказывания.

Школьная стилистика представляет собой практически направленную часть

функциональной стилистики, которая, учитывая практическую необходимость и доступность стилистической теории, дает учащимся минимум знаний и содействует формированию стилистически дифференцированной речи.

Школьная стилистика учит речевому мастерству, развивает мышление, эмоциональную сферу и т.д. Педагоги стремятся сочетать сознательный и интуитивный подходы в обучении речи:стилистический анализ образца и подражание ему.

Проблемой изучения функциональной стилистики в средней школе занимались многие лингвисты.Такие как: Кожина М.Н.,Иконников С.Н., Барлас, Л.С.Панов Б.Т.,Пешковский А.М.,Пленкин Н.А.,Пустовалов П.С.,Розенталь Д.Э.,Бабайцева М.,Сенкевич М.П.,Котомарова В.Г. и другие.

Они начинали свои экспериментальные исследования по определению содержания и методов стилистической работы на уроках русского языка.

Разработка вопросов осодержании методов обучения стилистики имеет

важное значение и теоретическое и практическое. Обучение должно быть нацелено на активное владение детьми образной речью, хотя школа и не готовит писателей, поэтому задача уроков русского языка стимулировать творчество учащихся, развивать их наблюдательность,творческое воображение, вдумчивое обращение со всеми средствами языка, научить выразительно говорить и писать сочинения с использованием разнообразных стилей речи. А это необходимо каждому культурному

1 глава "ПОНЯТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СТИЛИСТИКИ".

Функциональная стилистика-это наука, которая изучает закономерности функционирования языка в различных разновидностях речи, соответствующих тем или иным сферам человеческой деятельности и общения.

Она исследует специфику и системность стилей и других речевых разновидностей: жанровых, ситуативных и т. д.. В ее задачи входит изучение реализации потенциальных возможностей языка в зависимости от целей и задач общения, характера содержания, типа мышления и различных ситуативных особенностей общения в той или иной социальной сфере. Функциональная стилистика имеет свои средства. К функционально-стилистическим средствам относятся книжные элементы (слова типа "ибо, полагать, утрировать, вследствие", такие конструкции, как причастный оборот и др.)и разговорные элементы(словосочетания типа "что правда, то правда" и др.). Функционально-стилистические средства имеют ограниченную (функциональными стилями) область применения. Правильность и целесообразность употребляемых речевых средств во многом определяются данной речевой ситуацией, данным контекстом, функционально-стилистической принадлежностью произведения, а также языковой нормой.

Большое внимание изучению функциональных стилей речи уделяли такие лингвисты, как В.В.Виноградов, Л.И Скворцов, О.А.Крылова, В.В. Одинцов и др.. Проблема функциональных стилей стоит сейчас в центре внимания многих языковедов. Одни из которых , как исследователи придерживаются мнения, что существует

единая система языка, а различие (речевое) функциональных стилей есть различие в использовании этой системы. Другие считают, что существуют разные совокупности текстов (функциональные стили) различие которых связано не только с различием самой системы средств общения, реализованной в функциональном стиле. Однако все

исследователи считали основным видом функциональ-стилистического расслоения литературного языка функциональные стили, называя их также стилями языка, стилями речи, функционально-речевыми стилями и т.д..

Функциональные стили - это объективные категории языка, его разновидности (в которых реализуются его основные функции), исторически сложившиеся, общественно осознанные, социально обусловленные, соответствующие тем или иным сферам человеческой деятельности.

Каждый из функциональных стилей реализуется в двух формах: устной и письменной, что зависит от формы общения-непосредованной или опосредованной письменными документами. Для различных стилей в разной степени характерна та или иная форма общения. Так для разговорного стиля более типична устная форма(прямой контакт участников общения), а например, для научного и официально-делового -письменная. В основу классификации стилей кладут различные принципы: эспрессивно-эмоциональный, эспрессивно-жанровый, функционально-стилистический.

Дерба Л.В. говорил: «Литературный язык должен быть представлен в виде концентрических кругов - основного и целого ряда дополнительных, каждый из которых должен заключать в себя обозначения тех же понятий, что и в основном круге, но с тем или иным дополнительным оттенком, а также обозначения таких понятий, которых нет в основном круге, но которые имеют данный дополнительный оттенок".

В первый круг войдут под стили функциональных стилей. совпадающие обычно с жанрами письменности ,подстиль (жанр) официальных правительственных и дипломатических документов, юридической литературы, рекламных произведений и т. д..

При анализе языка и стиля произведения необходимо исходить из этой специфики. Т.е. из общих требований, предъявляемых к языку произведений данного функционального стиля (например, речевые стандарты характерные для официально-делового стиля и вполне допустимые там, неуместны в художественной литературе; черты

разговорного стиля, уместные в очерке, окажутся инородными в деловом документе и т.д.) В пределах разных функциональных стилей могут быть употреблены различные синонимические средства выражения, так или иначе соотнесенные друг с другом.

Л.Г.Барлас предложил основные подходы к ведению функциональных стилей. Он отметил, что слово "функциональный" имеет двойной смысл: его производят и от слова "функция" и от слова "функционирование". В первом случае выделение функциональных стилей основывают на присущих языку функциях, во втором- на особенностях функционирования языка в разных сферах общения. Различия в классификациях функциональных стилей в значительной мере объясняются тем, что одни ученые при выделении стилей делают упор на сферы общения, а другие - на функции, а также тем, что сами функции и особенно сферы общения понимают то более широко, то более узко. Попытку уточнить характер языковых функций с помощью использования категорий теории информации предпринимали ряд лингвистов (в Р.Г. Пиотровский "Очерках по стилистике"Л.1966г.) Наиболее развернутая классификация в этом плане принадлежала И.В.Арнольду.

Итак, функциональный речевой стиль-это важнейшая разновидность речи, отличающаяся системой языковых средств, направленных на выполнение определенных функций в соответствующей типизированной сфере человеческой деятельности.

ИЗУЧЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СТИЛЕЙ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ.

Вопрос о месте стилистической работы в курсе русского языка-важнейший вопрос методики стилистики. Специальных уроков на изучение стилистики отводится мало, но они необходимы для успешной практической работы. Для детей предлагаются утвержденные Министерством образования Р.Ф. программы для 5-9 классов к несколько ныне действующим параллельным стабильным комплектам учебников по русскому языку , входящих в федеральный перечень таких авторов, как М.Т.Барановой, ТА Ладыженской, Н.М. Шанского,, В.В. Бабайцевой, А.П. Еремеевой, Е.И. Никитиной, М.М. Разумовской, С.И. Львова, Г.А.Богдановой и др.

Например , в 7 классе отводят два урока в начале учебного года на то, чтобы привести в систему разрозненные знания о стилях речи, о функционировании в них известных учащимся языковых средствах. Учащиеся получают элементарное понятие о функциональных стилях, что создает прочную ориентировочную основу для дальнейшей работы. Стилистическая работа прежде всего проводится на уроках фонетики, лексики, графики и развития речи. Чтобы найти для нее место и время на этих уроках, необходимо особый дидактический материал и особые комбинированные упражнения, .которые сочитались бы грамматически, стилистически и орфографически. В системе работы должны быть реализованы не только методы работы по обучению грамматике, пунктуации, орфографии, но и методы обучения стилистике, развития стилистически дифференцированной речи и навыков редактирования (стилистически усовершенствования текста).В своей работе я рассмотрю некоторые пути работы над функциональными стилями, методы обучения стилистике и стилистические приемы в применяемые на уроках в7-8 классах

Например, к стилистическим приемам относятся такие выразительные средства языка и речи, которые в теории литературы обычно называютсяя фигурами речи (градация. инверсия, синтаксический параллелизм, риторический вопрос, повторение, умолчание, эллипсис, антетиза ), и многие другие, которые не входят в перечень Синтаксических фигур: конструкции с именительным представлениями (Москва! Как она мне дорога!)

Вопросно-ответная форма изложения, необоснованная прямая речь, парные синонимы, отдаление определения от определяемого слова, расчленение предложения на части (парцелляции) и др..

Характеризуя содержание работы по стилистике, необходимо выделить важнейшие стилистические умения, которые следует формировать у учащихся, придерживаясь строго функционально-стилистического подхода, т.к. каждый стиль требует не только обще речевых умений, но и стилистических .В 7-8 классах на уроках развития речи у учащихся формируются следующие умения:

Выразительно читать текст публицистического стиля, фиксировать главное содержание прочитанного в виде тезисов, Анализировать тексты. Определять стиль речи; находить в тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля речи; определять прямой и обратный порядок слов в предложениях текста; выделять в текстах описания состояния человека; находить части текста и отдельные языковые средства, передающие оценку предметов, действий, состояний и пр..

Для 8 класса –умения находить в молодежных газетах репортажи и портретные очерки, определять их тему, основную мысль; находить в них части, представляющие собой повествование, рассуждение , разные виды описания и определять их роль; находить характерные для данного стиля языковые и речевые средства воздействия на читателя. Создавать устные письменные высказывания разговорного, художественного и публицистического стилей речи, раскрывая в них свое отношение к предмету речи, оценивая явления и поступки людей; писать заметку в газету, рекламные аннотации. Вести в 8 классе репортажи о школьной жизни, об открытии или посещении памятников истории и культуры, о каком-либо интересном событии, спортивном мероприятии, писать автобиографию; совершенствовать написанное с учетом стиля речи; повышать выразительность речи, используя в высказываниях разговорного, художественного и публицистического стилей экспрессивные языковые и речевые средства , в том числе обратный порядок слов.

На основе элементарного представления о функциональных стилях речи строится изучение языковых средств в функционально- стилистическом аспекте. Рассмотрим некоторые пути работы над функциональными стилями на уроках синтаксиса в 7-8 классах ( на примере научного стиля).

Побудительные предложения встречаются в функции наставления, например у Б. Всесвятского о цветке.

Если в художественной литературе и в публицистической речи широко используется определения – эпитеты, то в научной – только логические определения. Функция образной конкретизации несвойственна.

При изучении дополнения показываем, что для научного стиля характерны страдательные обороты, например:

При изучении членов предложения учащиеся узнают, что для научного стиля типичны сказуемые, выраженные глаголами в настоящем времени, что связано с отвлечённым характером научного изложения. Настоящие время глагола здесь никакого конкретного времени не обозначает, рассуждение ведется вне времени:

При изучении порядка слов отмечается, что в научной речи господствует прямой порядок слов. Инверсия используется лишь для связи предложений и смыслового выделения наиболее значимых слов.

В таком же направлении проводится работа и над другими функциональными стилями при изучении синтаксиса.

Стилистические свойства речи, особенно рельефно обнаруживаются при сопоставлении. Метод стилистического анализа может реализоваться в упражнениях, требующих сопоставления языковых средств и контекстов. Например, ученикам предлагается задание: Сопоставьте два варианта фразы и определите, какой из них более всего уместен в научном стиле. Выражению какой стилевой черты служит это средство?

Второй вариант соответствует требованиям точности, специально подчеркнутой логичности научного изложения. Вот пример еще одного упражнения, где учащимся в порядке эксперимента заменяют использованное в тексте слово или синтаксическую конструкцию синонимическим средством и определяют, удачен ли выбранный автором вариант:

Устраните из предложения обобщающие слова и указания на признак деления. Какие стилевые черты научной речи нарушаются в результате такой переработки.

Редактирование как метод обучения стилистике способствует формированию синтетических, творческих умений. Он направлен на усвоение речевой структуры различных стилей и развитие навыков целесообразного использования языковых средств. Этот метод реализуется в разнообразных упражнениях, требующих подчинения структуры речи функциональному стилю, содержанию цели и различным условиям высказывания. По способам правки можно выделить следующие виды упражнений: 1) замена слов и конструкций синонимическими; 2) введение в текст речевых элементов; 3) устранение из текста речевых элементов; 4) упрощение предложений…Редактирование может иметь форму творческого диктанта. Интересно проходит правка текста.

Конструирование предложений развивает у школьников умение использовать характерные для разных стилей речи функциональные типы предложений, наполнять их лексическими и фразеологическими средствами в соответствии с содержанием и целями высказывания, готовить рабочие материалы к сочинению на указанную тему. Учащиеся обогащают свою речь стилистическими средствами синтаксиса. Конструирование предложений проводится как в устной, так и в письменной форме. Этот вид работы подготавливается упражнениями в стилистическом анализе и редактировании. Например, задание детям:

1) К следующему публицистическому тексту добавьте предложение, используя стилистический прием-множественность однородных членов. Передайте свое эмоциональное отношение к русскому языку.

2) К данному тексту добавьте одно-два предложения той же конструкции, что и предыдущие, чтобы создать синтаксический параллелизм и ярче выразить нашу оценку величия поэта.

Стилистические этюды- более сложный тип упражнения и вместе с тем эффективный метод обучения. Их цель- научить самостоятельно строить предложения, высказывания, принадлежащие к различным стилям речи, находить наиболее целесообразные изобразительно-выразительные средства и формы стилистической организации речи . От стилистических этюдов следует отличать сочинения-миниатюры с грамматическим заданием, которые не ориентируют учащихся на решение каких-либо стилистических задач. Приведу пример. При изучении сказуемого дети уже познакомились со стилистическим приемом-заменой сказуемых, выраженных прошедшим временем глагола, глаголами настоящего времени. После этого дети писали этюд.

Изложение-миниатюра со стилистическим заданием тоже используется как метод обучения, но надо помнить , что для них надо отбирать такие тексты, в которых отчетливо ощущается функциональная значимость изучаемых языковых средств, а также стилистическая целесообразность речевых средств, избранных автором. Изложения-миниатюры, близкие к тексту, практикуются при передаче художественных и публицистических текстов. Например, детям предлагается при изложении ввести в текст краткое описание внешности героя, дать оценку его поступков, сделать вывод из содержания и т. д. В настоящее время существует большое разнообразие дидактического материала с дифференцированным подходом в обучении, которые помогают учителю в полной мере реализовать поставленные программой задачи по системному изучению функциональных стилей речи. Я в своей работе привела лишь несколько подобных видов таких заданий, которые применяются для обучения стилистики в 7-8 классах.

Л.Г.Барлас. Русский язык. Стилистика.М.1978.

Ю.А.Бельчиков. Анализ языка и стиля публицистических произведений. М.Г.У. 1962.

Р.А Будагов. Литературные языки и языковые стили. М.1967

В.В. Виноградов.Стилистика. Теория поэтической речи. М. 1963..

С.Н. Иконников. Стилистика в курсе русского языка. М. 1977.

М.Н. Кожина. Стилистика русского языка. М.1977.

М.Н. Кожина.О специфике художественной речи в аспекте функциональной стилистики. Пермь.!966.

В.Г. Костоморов. Русский язык на газетной полосе. М 1971.

Т.Г. Ладыженская. Система работы по развитию связной речи. М. 1975.

Б.Т. Панов. Работа по стилистике при изучении синтаксиса. М. 1967.

А.М. Пешковский. Вопросы методики родного языка. Л.1930.

Р.Г. Пиотровский. Очерки по стилистике. Л. 1960.

Н.А. Пленкин. Стилистика русского языка. М. 1975.

П.С. Пустовалов. Развитие функциональных стилей.М.1968.

М.М. Разумовская. Русский язык 7-8 класс. М. Дрофа 200

Д.Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка. М. 1974.

Л.М. Рыбченкова. Программно-методические материалы. Русский язык. М. 2002.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

РОЛЬ РАБОТЫ ПО СТИЛИСТИКЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования второго поколения нацеливает школу на развитие речи и культуры русской речи у учащегося.

Младший школьный возраст характеризуется повышенной сензитивностью для усвоения лексики, осмысления соотношения формы и содержания языковых единиц – это период интенсивного формирования языковой способности, особого чутья ребенка к явлениям языка.

Выполнение словарно-стилистических упражнений, анализ текстов учебников русского языка и литературного чтения будет способствовать формирующейся у детей потребности выражать свои мысли и чувства в адекватной форме, использовать стилистические ресурсы в различных ситуациях общения.

Поскольку данных о специальных исследованиях по формированию функционально-стилистических умений у младших школьников чрезвычайно мало, данная проблема остается в науке одной из малоразработанных. На наш взгляд, выработка функционально-стилистических умений на уроках русского языка должна органически связывается с изучением материала по лексике и грамматике.

В работе по стилистике выделяют три тесно связанных между собой этапа:

1) пропедевтический - преимущественно практическое ознакомление с основными стилистическими понятиями и развитие первоначальных стилистических умений в младших классах;

2) систематический - теоретико-практическое освоение опорных стилистических понятий и развитие у школьников стилистических умений в V – VIII классах школы;

3) повторение, углубление и обобщение изученного в стилях и стилистических средствах языка в IX классе.

В связи с тем, что нас интересует пропедевтический этап в обучении стилистике, на начальной ступени обучения, рассмотрим, какие стилистические умения формируются (отметим, что все умения формируются только на практической основе, без теоретического материала и введения сложной терминологии):

синонимы, синонимический ряд;

эмоционально-оценочная лексика, сфера ее употребления;

научный стиль, его лексические приметы;

художественный текст, его отличительные признаки;

слова общеупотребительные и книжные;

деловой стиль, его характерные приметы;

жанры делового стиля.

Весь пропедевтический этап в обучении стилистике распадается еще на несколько периодов:

Интуитивно-практическое ознакомление учащихся с основными стилистическими понятиями (1-2 классы).

Развитие начальных стилистических умений (2-3 классы).

Систематическое формирование у школьников функционально-стилистических умений (3-4 классы).

В школьном курсе русского языка на начальной ступени обучения стилистика изучается совместно с фонетикой, лексикой и грамматикой и включает в том числе работу по культуре речи.

Занятия по культуре речи и стилистике, как правило, носят хотя и обязательный, но попутный характер: рассматривая то или иное лексическое или грамматическое средство языка, учитель при этом может указать на его стилистические качества.

Подобные замечания могут даваться также во время работы по орфографии и пунктуации. О стилистических достоинствах текста заходит речь при рассмотрении исходного материала для выполнения письменных работ (прежде всего обучающего изложения) и при анализе. Опора на стилистику необходима и на занятиях по литературному чтению и, особенно, в процессе анализа художественного текста.

Работа по стилистике должна быть органической частью каждого урока русского языка в начальных классах в отдельности и системы уроков в целом.

Методисты отмечают, что существует необходимость выстроить систему обучения стилистике в школе, как единого процесса, направленного на овладение опорными знаниями и умениями по стилистике и выявить тот круг приемов и упражнений, который будет наиболее эффективным при формировании коммуникативных стилистических умений.

Пленкин, Н.А. Предупреждение стилистических ошибок на уроках русского языка: Пособ. для учителя. - М. - Л.: Просвещение, 1964. - 151 с.

Слайды и текст этой презентации

Функциональная стилистика как основа речевой работы в школеРаботу выполнили студентки 2ПОБ НАЧ-кз (1 гр):Киселева К.Кожевникова Д.Лычкова Ю.Повышева

Функциональная стилистика как основа речевой работы в школе

Работу выполнили студентки 2ПОБ НАЧ-кз (1 гр):
Киселева К.
Кожевникова Д.
Лычкова Ю.
Повышева А.

Литература Методика обучения русскому языку и литературному чтению: учебник и практикум для акад. Бакалавриата / под ред.

Методика обучения русскому языку и литературному чтению: учебник и практикум для акад. Бакалавриата / под ред. Т.И. Зиновьевой. – М., Юрайт. 2018. – С. 291 - 304.

Стилистика как наукаСтилистика - это учение о стилях, лингвистическая наука, описывающая функциональную сторону языковой системы в ее

Стилистика как наука

Стилистика - это учение о стилях, лингвистическая наука, описывающая функциональную сторону языковой системы в ее современном состоянии и диахронии(рассмотрение исторического развития языковых явлений в целом как предмет лингвистического изучения), объясняющая закономерности использования языка в процессе речи.

Наталья Дмитриевна Десяева.
Доктор педагогических наук, профессор

Маргарита Николаевна Кожина
советский и российский лингвист,
доктор филологических наук, профессор

Направления стилистикиСтилистика ресурсовизучает изобразительно – выразительные средства языка Функциональная стилистикаизучает закономерности функционирования языкаСтилистика художественной речиизучает особенности индивидуального

Стилистика ресурсов
изучает изобразительно – выразительные средства языка

Функциональная стилистика
изучает закономерности функционирования языка

Стилистика художественной речи
изучает особенности индивидуального стиля писателя, специализации языковых единиц в художественном тексте

Стилистика текста
рассматривает структуру текста, текстовые единицы

Практическая стилистика
изучает нормы использования языковых средств

Задача учителя состоит в том, чтобы опираясь на имеющийся у детей речевой опыт, закрепить в их сознании сам факт существования стилевых разновидностей речи.

Осознанию учащимся подлежат признаки речевой ситуация:
Где проходит общение
С кем мы общаемся
Зачем мы говорим, с какой целью

Учёт особенности речи школьниковРебёнок, поступающий в школу, владеет средствами языка в пределах разговорного стиля, используя устную речьПодготовку

Учёт особенности речи школьников

Ребёнок, поступающий в школу, владеет средствами языка в пределах разговорного стиля, используя устную речь
Подготовку следует начать с противопоставления разговорной и книжной речи
Далее ознакомление с другими стилями, начиная с разговорного

Разговорный стиль – функциональная разновидность литературного языка обслуживающая сферу неофициального бытового общенияПриобретающийся представления учащихся:Разговорный стиль используется в

Разговорный стиль – функциональная разновидность литературного языка обслуживающая сферу неофициального бытового общения

Приобретающийся представления учащихся:
Разговорный стиль используется в условиях беседы
Задача собеседников состоит в эмоциональном обмене впечатлениями
Высказывания отличаются свободой выбора слов и выражений
Средства разговорного стиля (общеупотребительная лексика, суффиксы с эмоциональной окраской, удвоение слов, употребление личных местоимений, глагольный характер речи, преобладание неполных и инфинитивных предложений, свободный порядок слов в предложении )

Усвоение школьниками представлений о разговорном стиле обеспечивается системой упражнений по стилистике.Наличие ведущей идеиОхват всех основных типов упражненийПоследовательностьПреемственностьПерспективностьПостепенное

Усвоение школьниками представлений о разговорном стиле обеспечивается системой упражнений по стилистике.

Наличие ведущей идеи

Охват всех основных типов упражнений

Постепенное повышение самостоятельности учащихся

Система стилистических упражнений, разработанная В.И. Капинос, Н.Н. Сергеевой, М.С. СоловейчикI группа упражнений – анализ текста разговорного

Система стилистических упражнений, разработанная В.И. Капинос, Н.Н. Сергеевой, М.С. Соловейчик

I группа упражнений – анализ текста разговорного стиля с целью выявления его признаков.

II группа упражнений – направлена формирование речевых умений.

III группа упражнений – формирование целого комплекса речевых умений в процессе создания оригинального устного или письменного высказывания.

Научный стиль – функциональная разновидность языка, обслуживающая науку как деятельностьОсобенности:предварительное обдумывание высказывания;логическая последовательность изложения;монологический характер;строгий отбор языковых

Научный стиль – функциональная разновидность языка, обслуживающая науку как деятельность

Особенности:
предварительное обдумывание высказывания;
логическая последовательность изложения;
монологический характер;
строгий отбор языковых средств;
стремление к точности, сжатости, однозначности при сохранении информативности;
тяготение к соблюдению установленных норм.

Научный стиль представлен тремя подстилямиСобственно научныйхарактерен для диссертации, научной статьи, научного доклада, научной дискуссии и др.Научно-учебныйхарактерен для

Научный стиль представлен тремя подстилями

Собственно научный
характерен для диссертации, научной статьи, научного доклада, научной дискуссии и др.

Научно-учебный
характерен для школьных учебников, речи учителя.

Научно-популярный
обслуживает процессы распространения научной информации в доступной форме самому широкому кругу людей.

Признаки собственно научного подстиляОтвлеченно-обобщенный характерОбъективностьЯсность изложенияПодчеркнутая логичность

Признаки собственно научного подстиля

В речи школьников научно-учебный подстиль представлен следующими жанрами:

Именно этот подстиль обслуживает сферу учебной деятельности, ежедневной речевой практики младших школьников.

В период начального обучения школьники получают следующие представления о научно-учебной речи:

Используется в учебниках, речи учителя;
Задача – обмен научными сведениями;
Высказывание имеет общественный характер;
Языковыми средствами являются термины, книжные слова с обобщенным и отвлеченным значением, глаголы в форме 3-го лица настоящего времени со значение постоянного действия и др.
Методисты: О. Л. Соболева, Г. С. Щеголева и др. рекомендуют проводить сочинения на лингвистическую тему в научно-учебном стиле.

Целью научно-популярной речи является ознакомление адресата с определённой областью знаний, формирование общих представлений о явлении и познавательного

Целью научно-популярной речи является ознакомление адресата с определённой областью знаний, формирование общих представлений о явлении и познавательного интереса.

Особенности научно-популярной речи:
строгая логика изложения;
общедоступный характер изложения и легкость восприятия;
использование эмоционально-экспрессивных средств речи.

Стоит уделять внимание научно-популярной речи, но во внеурочной деятельности.

Официально-деловой стиль – это функциональная разновидность языка, обслуживающая сферу административного общения в области права, деловых отношений между

Официально-деловой стиль – это функциональная разновидность языка, обслуживающая сферу административного общения в области права, деловых отношений между людьми и учреждениями.

Особые черты официально-делового стиля:

высокая степень стандартизации

Учащиеся знакомятся с жанрами делового стиля:
объявление, которое является обязательным компонентом образовательной среды школы;
деловое письмо (деловая записка) как речевой жанр усваивается в сопоставлении с жанром личного письма (личной записки);
деловая запись как жанр усваивается в ежедневной практике ведения ученического дневника;
инструкция как жанр усваивается практически в процессе чтения, применения, создания инструктивных предписаний.

Публицистический стиль - это функциональная разновидность языка, обслуживающая сферу общественных отношений, публицистику как жанр литературы. Учащиеся получают

Публицистический стиль - это функциональная разновидность языка, обслуживающая сферу общественных отношений, публицистику как жанр литературы.

Учащиеся получают о публицистическом стиле следующие представления:
используется в СМИ;
задача – сообщить информацию, сформировать и др.;
эмоциональность как средство передачи отношения автора к предмету речи;
языковые особенности - сочетание книжной и разговорной речи.

Художественный стиль. Язык художественной литературы является функциональной разновидностью русского литературного языка, соотносится с ним как частное и

Художественный стиль. Язык художественной литературы является функциональной разновидностью русского литературного языка, соотносится с ним как частное и целое.

Основные направления ознакомления с художественным стилем речи:
На уроках литературного чтения в процессе чтения и анализа тщательно отобранных худ. произведений;
На уроках русского языка в процессе анализа специально отобранных текстов-образцов, написания изложений и сочинений;
Во внеурочной деятельности на занятиях кружка, либо факультатива.

Представления учащихся о художественном стилеХудожественный стиль используется в художественных произведениях;Его задача – нарисовать живую картину, изобразить предмет,

Представления учащихся о художественном стиле

Художественный стиль используется в художественных произведениях;
Его задача – нарисовать живую картину, изобразить предмет, событие, передать чувства;
Высказывание конкретно, образно;
Языковые особенности:
слова с конкретным значением, слова в переносном значении, эмоционально-оценочные слова, слова со значением признака предмета, действия;
глаголы совершенного вида с приставкой за- со значением начала действия, глаголы в форме настоящего времени вместо прошедшего, 2-го лица вместо 1-го;
вопросительные, восклицательные предложения, с однородными членами и др.

Главная задача учителя – содействовать формированию у учащихся целостности представления об уникальности художественного стиля, который использует элементы

Главная задача учителя – содействовать формированию у учащихся целостности представления об уникальности художественного стиля, который использует элементы всех стилей, отличается многообразием индивидуальных авторских средств.

Я сильный, умный, я волшебный волк. Я мчусь над землей и болотом, синие леса мимо глаз пропускаю, озера хвостом заметаю. У меня быстрые ноги, широкий лоб, чуткие уши, а глаза, похожие на человеческие, видят любую даль, освещают любую тьму.
Я легко несу свою ношу – Ивана-царевича и Елену Прекрасную. Выручу их из беды. Убегу от погони. Я смотрю только вперед, но вижу и то, что сзади.
Я не просто волк, я Серый Волк. Я спасу, помогу, уберегу от беды!
(Саша Ф.)

Знание стилистических ошибок обеспечивает учителю возможность грамотно организовывать работу в направлении их предупреждения и исправления.

Классификация стилистических ошибок М.Н. Кожиной1 группа – ошибки, связанные со слабым владением ресурсами русского языка:бедность словаря и

Классификация стилистических ошибок
М.Н. Кожиной

1 группа – ошибки, связанные со слабым владением ресурсами русского языка:
бедность словаря и фразеологии (тавтология);
употребление штампов;
слова-паразиты;
немотивированное исп-е сниженной лексики (просторечия, диалектизм);
однообразие синтаксических конструкций;
отсутствие необходимых образных средств.

2 группа – ошибки, обнаруживающие неразвитость языкового стилистического чутья:

немотивированное употребление экспрессивных средств;
смешение разностильной лексики;
неблагозвучие (скопление гласных, согласных, повторение одинаковых в звуковом отношении частей слов).

3 группа – ошибки, связанные с нарушением норм функциональных стилей:
злоупотребление канцеляризмами (слова и выражения, характерные для официально-делового стиля);
злоупотребление терминами в ненаучных текстах.

4 группа – нарушение требований, связанных с широким контекстом (общей функционально-стилевой целостности произведения, которая определяется темой сочинения, избранным аспектом ее раскрытия, характером заголовка).

Знакомство младших школьников со стилями речи, стилистическими понятиями и выполнение соответствующих упражнений имеет большое значение для овладения ими выразительными ресурсами русского языка. Именно в начальных классах стилем речи определяется та задача, которую решают учащиеся, строя высказывание определённого стиля: разговорного, официально-делового, публицистического, научного или художественного. Усвоение основных стилистических понятий в начальной школе (стили речи, речевые жанры, стилистическая ошибка, стилистические средства языка) даёт школьникам более полное представление о языке. Они узнают, что языковые факты могут изучаться не только с фонетической, грамматической, словообразовательной точек зрения, но и с точки зрения их функционирования в определённых стилях и жанрах, то есть с учётом их предназначения в речи.

Оценить 7044 0

Изучение стилистики в начальных классах

Знакомство младших школьников со стилями речи, стилистическими понятиями и выполнение соответствующих упражнений имеет большое значение для овладения ими выразительными ресурсами русского языка. Именно в начальных классах стилем речи определяется та задача, которую решают учащиеся, строя высказывание определённого стиля: разговорного, официально-делового, публицистического, научного или художественного. Усвоение основных стилистических понятий в начальной школе (стили речи, речевые жанры, стилистическая ошибка, стилистические средства языка) даёт школьникам более полное представление о языке. Они узнают, что языковые факты могут изучаться не только с фонетической, грамматической, словообразовательной точек зрения, но и с точки зрения их функционирования в определённых стилях и жанрах, то есть с учётом их предназначения в речи.

Можно выделить следующие виды упражнений по стилистике.

III. Упражнения, в которых ученикам требуется из газет, книг, журналов и так далее подобрать тексты различной стилевой принадлежности, охарактеризовать их и попытаться объяснить целесообразность используемых в них средств.

IV. Упражнения, предусматривающие употребление учащимися стилистических средств в собственной речи, в различных ее жанрах и разновидностях. В процессе выполнения упражнений этого вида можно проследить, в какой степени оказались эффективными упражнения других типов, насколько они помогли сформировать у детей те или иные стилистические умения. Задания упражнений здесь могут быть различными: от составления словосочетаний и предложений, преследующих определенную цель до написания сочинений того или иного жанра.

V. Упражнения на редактирование, где необходимым условием успешной работы является рассмотрение наблюдаемых явлений в контексте.

Исходя из того, что на уроках русского языка в начальной школе выделяется минимальное количество времени на изучение основ стилистики, мы предлагаем углубить стилистическую работу на уроках русского языка и чтения, а также использовать в работе над стилистикой материал всех других изучаемых в начальной школе учебных предметов.

Читайте также: