1 проектная деятельность учащихся и родителей как способ взаимодействия семьи и школы

Обновлено: 05.07.2024

Проектная деятельность учащихся и родителей как способ взаимодействия семьи и школы

«Проектная деятельность учащихся и родителей как способ взаимодействия

Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я

(Древняя китайская мудрость).

Что представляет собой проектная деятельность?

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической

практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям ХХI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире

Цель проектного обучения:

1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проекта. Позволить каждому увидеть себя как человека способного и компетентного. Развить у каждого позитивный образ себя и других. Развить у учащихся умение истинно оценивать себя. 2. Обеспечить механизм развития критического мышления ребёнка, умение искать путь решения проблемы. 3. Развивать у учащихся исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации), наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, развивать мышление.

Желание самого ребёнка благоприятная среда грамотный доброжелательный

– консультант посильная помощь взрослых

Для успешных занятий проектной деятельностью необходимо наличие обязательных условий:

Функции метода проекта

Воспитание познавательного интереса. Формирование глубоких , прочных и действенных знаний. Создание положительной мотивации учения. Развитие интеллекта. Формирование умений и навыков самообразования.

Метод проекта

Этапы работы над проектом

2. Формулирование темы и целей деятельности

3. Подготовительный этап

Дети знакомятся со спецификой проектной деятельности. В ходе этого этапа происходит распределение детей на инициативные группы.

Разрабатывается общий план деятельности, определяются основные разделы проекта, результатом которого является определённый продукт.

4. Собственно проектная деятельность

5. Практическое применение

Осуществляется разработка основных разделов проекта.

Это в основном обучающий этап, в ходе которого дети приучаются анализировать положительные и отрицательные стороны своей деятельности.

Подведение итогов всей работы в целом.

Учебный проект- специально организованный педагогом и самостоятельно

выполняемый обучающимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием творческого продукта.

Анкета для учеников

Любишь ли ты исследовать, открывать что-то новое? С кем бы ты хотел сотрудничать? По какой теме ты хотел бы узнать как много больше?

Результаты анкетирования учеников 4 Б класса

Папка исследователя (А

Задать себе вопросы

Спросить у другого человека

Посмотреть в компьютере

Посмотреть в книгах

Какие умения могут формироваться у детей в процессе проектной

В процессе проектной деятельности у детей формируются следующие умения

Умения в решении проблем

Участие в проектной деятельности погружает ребёнка в атмосферу,

требующую рассуждать, грамотно излагать свои мысли, применять знания. (Самосовершенствование)

« Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу

Главная идея организации проектной деятельности:

Типология проектов

Межпредметные (интегрированные) проекты

Исследовательский проект – это исследование какой-либо проблемы по правилам научного исследования. Творческий проект предполагает максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт – альманахи, совместная газета и сочинение, театрализация, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства. Ролево-игровые проекты – участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения с придуманными участниками, ситуациями. Информационные проект – это сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет).

Типология проектов

Мини-проекты – укладываются в 1 урок или часть урока. Краткосрочные – рассчитаны на 4-6 уроков. Средней продолжительности – укладываются в 1-2 месяца.

Формы продуктов проектной деятельности

Справочник газета, журнал, учебное пособие Альбом, гербарий Игра, сценарий Костюм, макет, модель, сувенир Мультимедийный продукт и др.

Продукты проектной деятельности:

Формы презентации проектов

Демонстрация медиа-презентации, коллажа. макета, журнала; Защита докладов; Сюжетно- ролевая игра; Инсценировка; Демонстрация учебного пособия.

Участники проектной деятельности

Педагог Ученик Родители

Роль учителя

Роль ученика

Роль родителей

Роль родителей

Помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей- важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности.. Поэтому держим за спиной свои "помогающие ручки", включаем силу воли и играем только помогающую роль - помочь найти ВМЕСТЕ информацию в книгах, сводить в библиотеку, поискать в Интернете, помочь отобрать главное, помочь оформить аккуратно результаты поиска. Главное слово для родителей “ ПОМОЧЬ", но не "СДЕЛАТЬ ВМЕСТО".

Родители могут выступать одновременно в нескольких ролях

Отслеживают выполнение плана

Решают оперативные вопросы

Обеспечивают режим работы, отдыха, питания

Участвуют в подготовке презентации

Этапы проектной деятельности

Выбор темы проекта; выдвижение первоначальных идей; выбор лучшей идеи; планирование проектной деятельности; оценка и самооценка проекта. Презентация проекта.

Какова же роль родителей на каждом этапе выполнения проекта

I этап: помочь ребёнку выдвинуть как можно больше идей; записать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбце. II этап: выбор и формулировка темы проектной работы. III этап: обсуждение возможных результатов работы по теме проекта в

III этап: обсуждение возможных результатов работы по теме проекта в

IV этап: Родители могут посоветовать дополнить или убрать какие-то источники, которые не совсем подходят к выбранной теме. Взрослые посодействуют ребёнку в передвижении до библиотеки, музея, выставок, помогут сориентироваться в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации по теме проекта. Источником информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, беседа, а так же книги, периодические издания, интернет.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми

Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

V этап:

Детям может потребоваться помощь в редакционной правке, грамматическом и стилистическом контроле. По результатам выполнения проекта готовится отчёт и публичная презентация. На этом этапе родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение детей перед выступлением.

Анкета для родителей

Знаете ли вы о проектной деятельности? Нужно ли в школе заниматься проектной работой? С какого класса нужно организовывать работу в этом направлении. Нужна ли вам информациями по данной теме? Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок занимался проектами? Окажете ли вы ему помощь?

Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь – это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Вот почему важно уже в младшем школьном возрасте вовлечь детей в активную познавательную деятельность.

Родительское собрание на тему "Проектная деятельность" с участием учащихся подготовивших проект на тему "Народная кукла".

ВложениеРазмер
Родительское собрание по теме "Проектная деятельность" 51.28 КБ

Предварительный просмотр:

МО Красногорский район, поселок Архангельское

МБОУ Архангельская СОШ имени А. Н. Косыгина

Подготовила и провела:

учитель начальных классов Никишова Е. А.

2012 – 2013 учебный год

- совместная проектная деятельность учащихся и родителей как способ взаимодействия семьи и школы, направленная на изменение отношений между родителями и учащимися, между родителями и учителем, между родителями и родителями в;

- развитие личности, его творческого потенциала через практические и теоретические знания , умение отбирать нужный материал;

- научить применять полученные знания и умения в практической самостоятельной и творческой деятельности;

- изучение истории возникновения народной куклы;

- изучение видов кукол;

- изучение технологии изготовления народных кукол;

- мастер-класс по изготовлению бумажных кукол;

2) пробудить интерес родителей и детей к русской культуре и традиционной народной кукле;

3) воспитание чувства патриотизма, уважения к национальным традициям.

Распределение тем мини-проектов между учащимися.

Родители со своими детьми садятся за парты расставленные полукругом. На столах заготовки, шаблоны, необходимые материалы.

Тезис понимания метода проектов : “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” Чтобы организовать учебно-воспитательный процесс глубже, шире, необходимо участие не только учеников и учителя, но и их родителей, а также при осуществлении проекта может проводиться поисковая, творческая работа.

Суть – стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предлагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.

Проектную деятельность часто подменяют групповой работой, внеклассными мероприятиями.

Цель проектного обучения:

  1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проекта.
  1. Позволить каждому увидеть себя как человека способного и компетентного.
  2. Развить у каждого позитивный образ себя и других.
  3. Развить у учащихся умение истинно оценивать себя.
  1. Развить у учащихся “командный дух” и “чувство локтя”; вдохновлять на развитие коммуникабельности и умение сотрудничать.
  2. Обеспечить механизм развития критического мышления ребёнка, умение искать путь решения проблемы.
  3. Развивать у учащихся исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации), наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, развивать аналитическое мышление.

Поэтому в работе над проектом у учеников должен быть определённый набор качеств и умений:

  1. качества: самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность;
  2. умения: исследовательские, оценочные, информационные, презентационные, рефлексивные.

Зададим себе вопрос: готовы ли дети младшего возраста к такой деятельности? Развиты ли у них необходимые для работы качества и умения? Ответ: конечно же, нет. Но это не значит, что ученики не должны включаться в проектную деятельность. Наблюдения показывают, что ребёнок, не обладая достаточными умениями и качествами, вовлекается в выполнение какой-либо деятельности, тем самым развивает необходимые для выполнения этой деятельности умения и качества. Так же исследовательские умения ребёнка не могут, если он не будет вовлечён в исследовательский процесс.

- помощь в выборе темы проекта;

- отслеживание выполнения плана;

- контроль за поэтапным выполнением.

Роль родителей в проектной деятельности

Ещё одним условием, также достаточно необходимым для работы в проекте, особенно в младшем школьном возраста, является помощь со стороны родителей, включённость родителей в работу. Итак, третий субъект проектной деятельности в начальной школе, я считаю – это родители.

Важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

“Если ваш ребёнок участвует в работе над проектом, то какова ваша роль?”

Участие в проектной деятельности – сложный труд и для ученика, и для родителя. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача родителя - знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится к вам за помощью. ПОМНИТЕ: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др.

Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку!

Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных этапов:

  1. выбор темы проекта;
  2. выдвижение первоначальных идей;
  3. выбор лучшей идеи;
  4. планирование проектной деятельности;
  5. оценка и самооценка проекта.
  6. презентация проекта.

Рассмотрим, какова же роль родителей на каждом этапе выполнения проекта?

На этапе выдвижения первоначальных идей и выбора лучшей из них возможные действия родителей:

  1. помочь ребёнку выдвинуть как можно больше идей;
  2. записать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбце.

Пусть эти идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше выбор.

Следующий этап: выбор и формулировка темы проектной работы.

Возможные действия родителей: помочь выбрать лучшую идею и обосновать выбор.

Затем идёт формулировка задачи проекта. Возможные действия родителей: может потребоваться помощь в правильной формулировке задачи проекта.

При разработке плана и структуры выполнения проекта возможные действия родителей проявляются в том, что они помогают спланировать работу с учётом занятости детей. Потребуется также помощь в корректировке плана проектной работы, определение сроков её выполнения с учётом особенностей личного расписания детей. Особое внимание со стороны родителей требует определение промежуточных сроков работы.

На следующем этапе идёт обсуждение возможных результатов работы по теме проекта в соответствии с конкретными частными задачами. Здесь возможные действия родителей таковы: прикинуть с детьми возможные выходы по каждой задаче, разбить объём работы на небольшие части и определить срок выполнения каждой.

Затем исполнители проекта составляют программу и календарный план выполнения работ. Здесь родители могут помочь скорректировать план с учётом личной занятости детей и помочь создать условия для выполнения этого плана.

Очень важна помощь родителей на следующем этапе работы - изучение необходимого материала по теме проекта. Посмотрев список подобранной литературы, родители могут посоветовать дополнить или убрать какие-то источники, которые не совсем подходят к выбранной теме. Взрослые посодействуют ребёнку в передвижении до библиотеки, музея, выставок, помогут сориентироваться в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации по теме проекта. Источником информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, беседа, а так же книги, периодические издания, Интернет.

При распределении конкретных заданий и заданий между участниками проектной группы тоже может понадобиться вмешательство взрослых (ситуация несправедливого распределения обязанностей, объяснение обязанностей).

На этапе подготовки выводов по результатам работы над проектом детям может потребоваться помощь в редакционной правке, грамматическом и стилистическом контроле.

По результатам выполнения проекта готовится отчёт и публичная презентация. На этом этапе родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение детей перед выступлением.

И, наконец, работа по проекту заканчивается оценкой его результатов и самого процесса. Родители дают советы, которые помогут скорректировать деятельность детей в следующем проекте. Обсуждают с детьми, что уже можно было сделать самим, без помощи родителей.

Таким образом, в ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они:

  1. решают оперативные вопросы;
  2. помогают в предварительной оценке проекта;
  3. участвуют в подготовке презентации;
  4. обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.

Нельзя не остановиться ещё на одном очень важном, на мой взгляд, положительном моменте вовлечения родителей в работу над проектом. Стало очевидным, что совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников.

  1. Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей.
  2. Огромное значение имеет положительное общение детей (во время работы над проектом) из неполных и проблемных семей. Встречи, общение с родителями одноклассников может сделать для ребёнка гораздо больше, чем беседы и нравоучения.

В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми, их родителями у них формируется значимое отношение к понятию “семья”.

  1. Прослушивание проектных работ разработанных учащимися

Кукла - одна из интереснейших страниц в истории культуры, ей уже больше 30-ти веков. Кукла, повторяя человека и отталкиваясь от него, связана с ним физическими, психологическими и мировоззренческими связями. Кукла - это характер и настроение, и даже, если угодно, душа и судьба. Не вещь, а друг, компаньон, почти родня.

Сегодня создание кукол становится всё более популярным занятием. В кругах мастеров уже определились различные творческие направления. Есть кукла сувенирная, есть ростовая, есть характерная и ещё много других.

На нашей выставке представлены куклы, выполненные в разной технике.Мир кукол – позитивный и радостный. Но самое загадочное свойство кукольных персонажей – это положительное эмоциональное начало. Глядя на них, понимаешь, что в них привлекает людей: это искренность, наивность и простое человеческое тепло.

Уже доказано, что даже простое созерцание авторских кукол положительно влияет на самочувствие и настроение человека. Позитив, радость, хороший настрой, а для некоторых даже спасение от депрессии, именно за этим идут люди на кукольные выставки.

2. Практическая работа:

3. Мастер класс по изготовлению куклы из ниток: Ильина Кристина.

4. Рефлексия по первому вопросу.

Мне бы очень хотелось услышать ваше мнение по теме собрания, пожелания, замечания, предложения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для родительского собрания в начальных классах.

( древняя китайская мудрость ).

( древняя китайская мудрость ).

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям ХХ I века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире

Метод проектов не является принципиально новым

в педагогической практике,

но вместе с тем его относят

к педагогическим технологиям

ХХ I века

как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире

1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проекта. Позволить каждому увидеть себя как человека способного и компетентного. Развить у каждого позитивный образ себя и других. Развить у учащихся умение истинно оценивать себя. 2 . Обеспечить механизм развития критического мышления ребёнка, умение искать путь решения проблемы. 3 . Развивать у учащихся исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации), наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, развивать мышление.

1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проекта.

  • Позволить каждому увидеть себя как человека способного и компетентного.
  • Развить у каждого позитивный образ себя и других.
  • Развить у учащихсяумение истинно оценивать себя.

2 . Обеспечить механизм развития критического мышления ребёнка, умение искать путь решения проблемы.

3 . Развивать у учащихся исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации), наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, развивать мышление.

Этапы работы над проектом

  • Организационный момент
  • Организационный момент
  • Организационный момент
  • Организационный момент
  • Организационный момент

Дети знакомятся со спецификой проектной деятельности.

В ходе этого этапа происходит распределение детей на инициативные группы.

2. Формулирование темы и целей деятельности

3. Подготовительный этап

Разрабатывается общий план деятельности, определяются основные разделы проекта, результатом которого является определённый продукт.

4. Собственно проектная деятельность Осуществляется разработка основных разделов проекта. 5. Практическое применение 6. Самоанализ Это в основном обучающий этап, в ходе которого дети приучаются анализировать положительные и отрицательные стороны своей деятельности. 7. Рефлексия Подведение итогов всей работы в целом.

4. Собственно проектная деятельность

Осуществляется разработка основных разделов проекта.

5. Практическое применение

6. Самоанализ

Это в основном обучающий этап, в ходе которого дети приучаются анализировать положительные и отрицательные стороны своей деятельности.

7. Рефлексия

Подведение итогов всей работы в целом.

Анкета для учеников

Результаты анкетирования учеников 4 класса

Папка исследователя (А.И. Савенков) Подумать Задать себе вопросы Спросить у другого человека Посмотреть в компьютере Провести эксперимент Посмотреть в книгах Понаблюдать

Папка исследователя (А.И. Савенков)

Задать себе вопросы

Спросить у другого человека

Посмотреть в компьютере

Провести эксперимент

Понаблюдать

 Какие умения могут формироваться у детей в процессе проектной деятельности?

Какие умения могут формироваться у детей в процессе проектной деятельности?

В процессе проектной деятельности у детей формируются следующие умения: Умения в решении проблем Исследовательские умения Техноло гические коммуникативные рефлексивные информационные

В процессе проектной деятельности у детей формируются следующие умения:

Умения в решении проблем

Исследовательские умения

коммуникативные

рефлексивные

информационные

 Участие в проектной деятельности погружает ребёнка в атмосферу, требующую рассуждать, грамотно излагать свои мысли, применять знания. ( Самосовершенствование )

Участие в проектной деятельности погружает ребёнка в атмосферу, требующую рассуждать, грамотно излагать свои мысли, применять знания. ( Самосовершенствование )

Типология проектов

  • Исследовательский проект – это исследование какой-либо проблемы по правилам научного исследования.
  • Творческий проект предполагает максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт – альманахи, совместная газета и сочинение, театрализация, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства.
  • Ролево-игровые проекты – участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения с придуманными участниками, ситуациями.
  • Информационные проект – это сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет).

Типология проектов

  • Мини-проекты – укладываются в 1 урок или часть урока.

Краткосрочные – рассчитаны на 4-6 уроков.

Средней продолжительности – укладываются в 1-2 месяца.

Формы продуктов проектной деятельности Справочник газета, журнал, учебное пособие Альбом, гербарий Игра, сценарий Костюм, макет, модель, сувенир Мультимедийный продукт и др.

Формы продуктов проектной деятельности

Продукты проектной деятельности:

Формы презентации проектов

  • Демонстрация медиа-презентации, коллажа. макета, журнала;
  • Защита докладов;
  • Сюжетно- ролевая игра;
  • Инсценировка;
  • Демонстрация учебного пособия.

Участники проектной деятельности Педагог Ученик Родители

Участники проектной деятельности

Роль учителя

Роль ученика

Роль ученика

Роль родителей

Роль родителей

Помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей- важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности.. Поэтому держим за спиной свои

Помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей- важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности..

Поэтому держим за спиной свои "помогающие ручки", включаем силу воли и играем только помогающую роль - помочь найти ВМЕСТЕ информацию в книгах, сводить в библиотеку, поискать в Интернете, помочь отобрать главное, помочь оформить аккуратно результаты поиска.

Главное слово для родителей “

ПОМОЧЬ", но не "СДЕЛАТЬ ВМЕСТО ".

Отслеживают выполнение плана Консультируют Решают оперативные вопросы Родители могут выступать одновременно в нескольких ролях Обеспечивают режим работы, отдыха, питания Участвуют в подготовке презентации

Отслеживают

выполнение плана

Консультируют

оперативные вопросы

Родители могут выступать одновременно в нескольких ролях

Обеспечивают

режим работы,

отдыха, питания

в подготовке

презентации

I этап:

  • помочь ребёнку выдвинутькак можно больше идей;
  • записать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбце.

II этап:

  • выбор и формулировка темы проектной работы.

III этап:

IV этап:

Родители могут посоветовать дополнить или убрать какие-то источники , которые не совсем подходят к выбранной теме. Взрослые посодействуют ребёнку в передвижении до библиотеки, музея, выставок, помогут сориентироваться в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации по теме проекта. Источником информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, беседа , а так же книги, периодические издания, интернет.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности .

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми.

Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Современные программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности .

Детям может потребоваться помощь в редакционной правке, грамматическом и стилистическом контроле. По результатам выполнения проекта готовится отчёт и публичная презентация. На этом этапе родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение детей перед выступлением.

Детям может потребоваться помощь в редакционной правке, грамматическом и стилистическом контроле.

По результатам выполнения проекта готовится отчёт и публичная презентация. На этом этапе родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение детей перед выступлением.

Анкета для родителей Знаете ли вы о проектной деятельности? Нужно ли в школе заниматься проектной работой? С какого класса нужно организовывать работу в этом направлении. Нужна ли вам информациями по данной теме? Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок занимался проектами? Окажете ли вы ему помощь?

Анкета для родителей

Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой .

Образно говоря, окружающая жизнь – это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания.

Вот почему важно уже в младшем школьном возрасте вовлечь детей в активную познавательную деятельность.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Проектная деятельность как средство взаимодействия семьи и школы

Учитель начальных классов

Автозаводского района

Домашенкова Ольга Юрьевна

Образование: высшее психологическое

Квалификационная категория: -

Педагогический стаж 3 года

Стаж учителем начальных классов 3 года

Контактные телефоны: 8 952 761 34 13

Нижний Новгород

Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) привело к кардинальной перестройке организационной, методической деятельности, как на уровне управления образования, так и на уровне организации образовательного процесса в отдельно взятом классе начальной школы. Изменились функциональные обязанности участников системы образования, порядок взаимодействия между ними, в частности взаимодействия с родительской общественностью.

Сегодня родители стали активными участниками образовательного процесса: они могут влиять на содержание и расписание внеурочной деятельности, помогать в организации внеучебной деятельности класса и принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на уроках. Изменилась форма проведения родительских собраний: из пассивных слушателей родители учащихся превращаются в активных участников дискуссий, тренингов и т. п.

Семья теперь должна быть не только потребителем и заказчиком в системе образования, но и главным партнером школы в развитии личности ребенка, активным участником образовательного процесса. Педагог в свою очередь должен учитывать все факторы, существующие в семье и оказывающие влияние на образование и развитие личности ребенка.

Специально организованное содержательное общение учителя, учащихся, родителей является эффективным для развития самоопределения ребенка; формирования его активной позиции. Сотрудничество школы с родителями, привлечение их к взаимодействию способствует понимаю того, что воспитание - это искусство, которое требует умения, а также большого желания его познать, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.

Таким образом, важно правильно выстроить взаимодействие с родителями, как равноправными участниками образовательного процесса.

Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества на основе современных инновационных технологий. Одним из эффективных средств организации взаимодействия школы и семьи считается проектная деятельность.

Начальным этапом вхождения в проектную деятельность является младший школьный возраст. В это время у ребенка начинает закладываться фундамент дальнейшего овладения ею. Метод проектов – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать собственные знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Кроме того, проектная деятельность является средством развития личности ребенка, привития интереса к познавательной деятельности.

Среди личностных результатов проектной деятельности школьников можно выделить приобретаемые ими умения:

Исследовательские (выдвижение идей, предположений, установление причинно-следственных связей, поиск вариантов решения проблемы, осмысление результатов)

Кооперативные (партнерское общение, взаимодействие с участниками проекта, помощь, компромисс, решение)

Коммуникативные (вступать в диалог, задавать вопросы, запрашивать информацию)

Рефлексивные (осмысление собственной деятельности, ее результатов, осуществление самооценки, процесса и итога работы).

Тема является актуальной в настоящее время т.к. сегодня многие семьи беспокоит, прежде всего, экономическое благополучие, родители большую часть дня проводят на работе, и дома предпочитают обсуждать другие проблемы, все чаще уклоняясь от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов школы. Именно проектная деятельность решает важную проблему в современное время - сближение ребёнка и его родителей, помогает преодолеть дефицит их общения. В процессе проектирования формируются их общие интересы и ценности. Ребенок становится интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется яркими красками, появляется эмоциональная близость.

В процессе проектной деятельности учитель, ученик и родители становятся равноправными партнерами, которые идут к одной общей цели. А для детей очень важно осуществлять эту работу не как очередное задание, а как увлекательное мероприятие. Работая вместе с ребёнком над проектом, мы не просто помогаем ему выполнить работу, а становимся главными помощниками, советчиками, друзьями для ребёнка. Ведь одним из главных условий личностного развития ребенка является поддержка активности личности. Таким образом, метод проектов позволяет родителям стать активными деятелями образовательного процесса.

Проектная работа требует от ученика немалой затраты энергии, приложения самых разнообразных качеств личности: активности, целеустремленности, любознательности. Создание проекта является очень трудоемким процессом для всех его участников. Так какие же составляющие необходимы для плодотворной работы ученика, учителя и родителя? Что важно для каждой стороны?

Со стороны учителя:

Осуществление обзора форм и методов осуществления проектной деятельности

Чуткое руководство процессом.

Тесный контакт с родителями для обсуждения каждого этапа работы ребенка.

Знакомство учеников с новыми вариантами оформления работы и конечного продукта.

Со стороны родителя:

Осведомленность об этапах, требованиях и результате выполнения работы.

Проявление заинтересованности, похвала, поощрение, подбадривание, стимулирование.

Оказание направляющей помощи в моменты затруднения.

При организации проектной деятельности взрослые члены семьи могут играть разные роли, но редкий родитель готов к этому сразу, без подготовки. Организация обучения родителей осуществляется учителем через вполне традиционные методы (выступления на родительских собраниях, индивидуальные беседы).

Родители должны понимать, для чего мы осуществляем проектную деятельность. Какую роль она играет в образовании и воспитании наших детей. Ведь далеко не каждый родитель вникает в суть образовательных стандартов. Они пока далеки от этого. Поэтому перед педагогом стоит важная задача - объяснить родителям, как важна проектная деятельность в образовательном процессе, а так же каких результатов мы можем достигнуть совместными усилиями.

Вместе с тем, родители должны представлять существенную типологию проектов: исследовательские, информационные, творческие, социальные, игровые и помощь, которую они окажут ребенку в зависимости от типа реализуемого проекта. Важно, когда педагог и родители не берут на себя выполнение работы детей над проектом, а выступают в качестве активных помощников, то есть контролируют, мотивируют, наблюдают, направляют.

Этапами проектной деятельности могут быть следующие:

выбор темы проекта;

определение цели и задач проекта (определение вопросов, которые важно исследовать в рамках выбранной темы);

планирование проекта (распределение заданий по группам в соответствии с определенными направлениями, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации);

реализация проекта (самостоятельная работа учеников по индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам; сбор информации, её анализ и обобщение фактов, материальное оформление проекта);

проведение промежуточных обсуждений полученной информации в форме докладов или дискуссий)

коллективное обсуждение, формулировка выводов;

оценка и самооценка выполненной работы.

Помощь родителей не только приветствуется, но и просто необходима на всех этапах организации проектной деятельности.

Нельзя не отметить, что проектная деятельность оказывает влияние и на педагога. В процессе проектирование педагог постоянно находится в поиске оптимальных путей достижения желаемого результата, раскрывает возможности для педагогического творчества. Проектирование изменяет мировоззрение педагога, не допуская применения стандартных шаблонных действий, требует ежедневного творческого и личностного роста. А настоящий педагог, который любит и ценит свою работу, всегда будет отдаваться ей полностью.

В школе я работаю три года. И как молодому специалисту, мне интересно находиться в постоянном профессиональном поиске, открывать новые горизонты. Проектная деятельность помогает мне развиваться творчески и духовно, поэтому я стараюсь использовать этот метод в своей практике как можно чаще. Разумеется, опыт приходит с годами. Но, всё-таки, постараюсь поделиться результатами слаженной работы учащихся и родителей нашего класса.

Работая первый год со своим классом, я старалась, прежде всего, найти контакт с каждой семьёй обучающегося. Все семьи разные, поэтому здесь мне помог индивидуальный подход. Родители должны чувствовать, что учитель любит детей такими, какие они есть, со всеми плюсами и минусами. Проработав три года, я поняла, что контакт между учителем и родителями возможен только тогда, когда обе стороны осознают, что у них есть общая цель – хорошее образование и воспитание детей. А эту цель можно достичь только общими усилиями.

Первое время мы работали над краткосрочными проектами, но эта деятельность сразу заняла особое место в жизни нашего класса. Попытки использовать метод проектов на уроках, во внеурочное время, во внеклассной работе оказались успешными. Дети и родители с большим удовольствием принимали участие в работе над проектами.

Откровенно говоря, иногда родители проявляли даже большую инициативу, чем дети. Они предлагали темы, разные варианты структуры работы, её оформления, а также презентации. Получать отклик и поддержку в лице родителей для учителя просто бесценно.

Результатом проектной деятельности в нашем классе стали многие замечательные работы, выполненные ребятами, при поддержке их родителей. Отрадно, что результатом проектной деятельности становятся самые разнообразные продукты, которые в дальнейшем используются учителем как дидактический материал. В первый год мы работали над простыми проектами, которые не затрачивали много сил и времени. Постепенно усложняли себе задачу, выбирая более широкие темы, в которых мы не только работали с поиском и обработкой информации, но и проявляли творческие способности.

Вот лишь некоторые из них:

Наблюдая за работой детей, я обратила внимание на то, что им особенно интересна творческая работа в рамках проекта. А детская заинтересованность является важным условием развития познавательных способностей. В творчестве отражается уникальное видение мира, свойственное данному ребенку.

Цель проекта: формирование нравственных основ, патриотического мировоззрения и гражданской позиции учащихся.

Формирование интереса к истории Отечества, своего края, города, расширение представлений об истории малой родины;

Развитие исследовательских навыков, творческих способностей учащихся;

Воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию Отечества, воспитание гражданина;

Создание условий для самовыражения, самореализации каждого члена классного коллектива;

Объединение усилий учителя, учащихся и родителей для совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка;

Сплочение коллектива для совместной творческой деятельности.

Необходимо отметить, что дети, как главные создатели данного проекта, поставили перед собой свои цели и задачи.

Цель проекта: познакомиться поближе с нашим городом, узнать о его достопримечательностях и поделиться новыми знаниями с другими.

Сбор информации о нашем городе;

Изучение главных достопримечательностей города;

Создание макета города;

Презентация проекта в младших классах.

Я считаю, что эта тема является актуальной не только для детей, но и для общества в целом. Ведь в настоящее время даже взрослые имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая её неважной. Поэтому и дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к своей малой Родине.

При организации деятельности детей, были пройдены следующие этапы работы над проектом:

определение темы, постановка цели и задачи;

определение методов и приёмов работы;

подбор методической и художественной литературы, демонстрационного материала;

подбор материала для творческого труда;

подготовка презентации проекта.

Наш проект имеет несколько направленностей: исследовательский, информационный, творческий, социальный.

Постановка проблемы и обоснование необходимости проекта:

В настоящее время современные дети мало интересуются историей Отечества, своего края, города. Наш проект поможет расширить представление детей об истории своей малой родины. Ведь очень важно и полезно знать в каком городе ты живешь.

Механизм реализации:

Этап 1. Сбор информации о нашем городе.

Этап 2. Создание модели города.

После того, как мы отобрали самую значимую информацию по каждому району, настало время творчества. Приняли решение создать макет города из подручных материалов. На этом этапе перед нами возникла проблемная ситуация. Как же творчески изобразить наш город? Некоторые дети предлагали оформить карту города, многие девочки изъявили желание зарисовать наш город, где каждый район будет обозначать свой цвет. Но ведь нам было важно показать особенность каждого района. Так, после выдвижения различных предложений и вариантов детьми, мы решили снова разделиться на команды, каждой из которых достался свой район. В каждом районе выделили главную достопримечательность и создали её модель. Материалы для изготовления были самыми различными. Здесь мы опять не обошлись без помощи родителей. Дети приносили очень креативные работы. Это били памятники, заводы, церкви и многое другое. Готовые поделки в виде отдельных районов дети принесли в класс, и мы объединили свои работы в единую модель города. Общими усилиями изобразили реки и мосты. Прикрепили надписи названий рек, мостов и районов. На этом данный этап работы был завершен. У нас получился макет города. Очень ценно то, что почти каждый ученик внёс вклад в оформление работы. Дети и родители работали слаженно и дружно. Эта деятельность очень сплотила всех нас.

Этап 4. Делимся новыми знаниями с другими.

Нами была проведена исследовательская работа. Дети многое узнали о Нижнем Новгороде и его достопримечательностях.

Нами была проделана творческая работа. Мы создали макет города. Каждый район отличается своей ценностью.

Провели презентацию нашего проекта в других классах и более близко познакомили детей с нашим городом.

Подводя итоги проделанной работы, можно сказать, что группы рассматривали историю города с разных сторон. Нами была проделана трудоемкая работа. Все классы, в которых мы побывали не остались равнодушны. Дети и учителя встречали нас приветливо и слушали с большим интересом. Поставленные задачи были решены.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что проектная деятельность младших школьников способствует созданию оптимальных условий для самообразования, повышает познавательную мотивацию учащихся, приобщает их к изучению дополнительной литературы, освоению компьютерных технологий, а также воспитывает чувство самостоятельности, коллективизма, гордости; сближает детей и родителей, семью и школу.

Модернизация российского образования предполагает отведение семье исключительной роли в решении задач воспитания, развития и оздоровления ребенка. Успешное решение задач воспитания и развития детей возможно только при объединении усилий семьи и образовательного учреждения.

Одна из основных задач работы школы – повышение педагогической культуры, просвещение родителей, привлечение их к совместной деятельности с педагогическим коллективом с целью создания единого образовательного пространства. В работе над проблемой взаимодействия школы и семьи возникают вопросы: Как помочь родителям в воспитании детей? Каким содержанием наполнить работу в этом направлении?

В своей профессиональной деятельности я как педагог поставила перед собой задачу проводить работу с родителями с учетом новых форм взаимодействия, создавать между ними и ребенком интересную атмосферу творческого общения, взаимопонимания и поддержки. Для решения этих вопросов я стала использовать инновационную форму взаимодействия – проектную деятельность. Данная форма работы направлена на организацию совместной творческой деятельности родителей и ребенка, а значит активное общение между ними.

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели. Проектная деятельность развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, ориентироваться в информационном пространстве, работать в коллективе, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.

Анализируя различные формы взаимодействия детей и родителей, и педагогов, мы искали такие формы, которые позволили бы развивать у детей самостоятельность в решении проблем, умение организовывать свою деятельность. Формы, которые бы не оставляли родителей равнодушными слушателями, а делали бы их равноправными, заинтересованными участниками.

И именно поэтому мы решили использовать во взаимодействии с родителями инновационное направление – проектную деятельность, которая как раз и позволяет решить следующие задачи:

- увлечь родителей жизнью детей в начальной школе, их интересами и заботами;

- развитие у детей самостоятельности в решении проблем;

- умение организовать свою деятельность;

- помочь родителям выстраивать свои отношения с детьми (к активному продуктивному партнерству).

Использование проектного метода предполагает:

- развитие свободной творческой личности ребенка;

- полноценное интеллектуальное развитие;

- ребенок при помощи взрослых познает мир, учится взаимодействовать с ним;

- развитие познавательной активности;

- формирование коммуникативных навыков.

Для того чтобы вовлечь родителей в процесс проектирования необходимо было провести подготовительную работу:

- анкетирование родителей и обучаемых;

- систематизация информации по данной теме;

- создание презентации по данной теме;

- разработка памяток-буклетов по данной теме;

По результатам анализа анкет было выявлено, что родители в нашем классе слышали о проектной деятельности, хотят получить информацию, окажут помощь детям, но хотят получить подробную информацию по теме.

Родителей проинформировали об этапах создания проекта и их возможной деятельности.

Помогает в обеспечении проекта.

Оказывают помощь в подготовке презентации.

Рассказали о возможной поддержке детей.

1. Мотивационная поддержка.

2. Информационная поддержка.

3. Организационная поддержка.

4. Техническая поддержка.

5. Поддержка в самооценке проекта.

Помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности и организованности. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом.

Как правило, первыми помощниками педагога становятся родители учащихся, которые сами являются учителями.

Проектный метод наиболее эффективен в работе с семьей, так как он позволяет родителям, детям, педагогам не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат совместного труда, способствует эмоциональному сближению детей, педагогов, родителей в процессе совместной деятельности, формированию целостного чувственного опыта.

В заключение хочется сказать об эффективности проводимых мероприятий, так как мы видим, как у родителей проявляется искренний интерес к жизни своих детей, желание принять в ней участие, стать близким другом своему ребенку.

Читайте также: