Функциональная грамотность как приоритетный планируемый результат обучения в начальной школе

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Идова Анастасия Геннадьевна

Населенный пункт: Красноярский край, г. Норильск

В отличие от простой грамотности, как возможности личности читать, осознавать, оформлять краткие тексты и совершать простые арифметические операции, функциональная грамотность является другим уровнем познаний. Основы функциональной грамотности закладываются уже на первых годах учебы (1 - 4 классы), когда идет упор на стимулирование речевой деятельности: ученик учится читать, слушать, писать, говорить, считать. Все в комплексе влияет на развитие общеучебных навыков (развивающих интеллект, выполняющих оценивание, организационные качества), что в итоге и обеспечивает появление функциональной грамотности.

Учитель, преподающий с первого по четвертый класс, должен обеспечить наличие у своего ученика комплекса важных компетенций, повлиять на его потребности в необходимости саморазвиваться, работать над самообразованием, уметь творчески самосовершенствоваться, быть готовым обучаться в условиях последующих образовательных этапов.

Функциональная грамотность – это понятие, которое характеризует возможности человека пользоваться приобретенными в процессе своей жизнедеятельности знаниями, способностями и навыками, в случае необходимости находить пути решения задач, относящихся к разным отраслям занятости человека, а также социальных вопросов, обычного ежедневного общения.

Признаки человека, являющегося функционально грамотным следующие: он может быть самостоятельным, способен познавать, комфортно жить в обществе людей, проявляя качества, относящиеся к главным компетенциям.

Компоненты основного понятия: знание основных критерий, правил, требований; усвоение учеником базовых понятий, умений, необходимых для решения жизненных задач; умение быстро адаптироваться к изменению условий; быть способным находить решения из конфликтных ситуаций, работая со сведениями; уметь общаться в деловом стиле; знать и применять правила относительно своей же безопасности в отношении своей личности; готовность быть способным и ориентированным в ценностях, уставах современного общества; использовать особенности жизни в целях своих требований; выполнять самообразование на основе сделанного выбора.

Условиями для обеспечения наличия, а также развития у учеников младших классов функциональной грамотности, достижения ими базовых и предметных качеств является выполнение таких требований:

  • ¾ обеспечение процесса учебы в форме деятельности, что и будет одной из достигаемых функций учебы по любому из преподаваемых предметов в начальной школе. Акцент должен быть сделан на обеспечение способности самостоятельно учиться. Из этого следует, что проблема данной темы имеет деятельностный характер. Ученик должен искать механизмы и возможности результативной и быстрой адаптации в рамках современного мира;
  • ¾ разрабатывать учебную программу с учетом индивидуальных требований и интересов учеников, что требует внимательно подготовки. Так, уже новый Стандарт разработан с учетом этого требования;
  • ¾ сами ученики должны активно участвовать в процессе изучения нового материала;
  • ¾ процесс учебы должен быть направленным на развитие таких качеств, как самостоятельность, ответственность за свои поступки;
  • ¾ на уроках должна применяться и работа в группах, как одна из форм работ. Также, чтобы прийти к эффективному результату относительно развития функциональной грамотности у детей, уроки должны быть с учетом активных, рабочих, личностно-ориентированных технологий, ориентированных на развитие. К ним относятся такие технологии:
  • проблемно-диалогическая относительно нового, что позволяет сформировать умения организовывать, проявлять интеллект, в особенности относительно самообучения;
  • формирования умения правильного чтения и этого умения, как вида деятельности, что является основой для развития коммуникативных качеств;
  • проектирование, что важно для обеспечения организационных, интеллектуальных, оценочных и коммуникативных умений. Для достижения таких целей можно использовать такие задания, как делать плакаты, модели, исследования, выставки, что впоследствии должно перейти в показ полученных результатов.
  • ¾ обучение с учебными ситуациями, в которых задача процесса образования заключается в обеспечении условий, влияющих на действия ребенка;
  • ¾ дифференциация процесса обучения по уровням, в результате чего могут происходить изменения в стиле работы ученика и учителя. Это может быть вариант ученик-партнер, когда он имеет право на принятие своего решения. Примером служит ситуация, когда он может определить содержание образования, необходимость в уровне его достижения. В таком случае учитель должен помочь ребенку выбрать необходимое ему решение и после этого помочь его выполнить. Используются и другие эффективные варианты в стилях работы на уроках;
  • ¾ информационные и коммуникационные технологии. Их применение должно повлиять на появление у учащегося таких важных способностей, как умение анализировать информацию, выполнять обобщения, делать синтез информации, сравнивать;
  • ¾ оценка достижений ученика. Учащийся должен видеть свой результат работы, стремиться к улучшению своих достижений через более прилежное их выполнение заданий, проявление своих способностей.

Сегодняшнюю ситуацию в мире нельзя назвать стабильной, в его условиях необходимо быть функционально грамотным, и это является первостепенным в процессе обучения. Такой подход позволит людям быть активными в культурной, социальной, политической, а также экономической сфере деятельности.

В начальной школе главное – научить и развивать качество мышления при пользовании логических приемов. К ним также относится способность выполнять сравнение, анализ, синтез, обобщение. Также ученик должен уметь выполнять классификацию, логическое умозаключение, ограничение.

Для того чтобы школьник младших классов был функционально грамотным, ему рекомендуется давать задачи по делению соответственно логическим приемам. Это говорит о том, что проявлять себя учащийся может в процессе самого действия.

Исходя из значимости того, что ученик осваивает навыки писать, читать, требуется постоянно использовать разные методы занятий, а также виды работы с детьми. Примером может быть 5 минут для прочтения текста на каждом уроке, речевые тренировки, диктанты, другие виды работы на занятии. Также полезный способ активизации критического мыслительного процесса в процессе чтения. В основе технологии – трехфазовая структура занятия, в которой есть вызов, осмысление и последующая рефлексия.

Так, например большинству детей в начальных классах присуще позволять ошибки при применении новых орфографических либо грамматических правил. По мере укрепления изученного материала эти пробелы в знаниях восполняются.

Так для того чтобы у обучающихся появилась необходимость в познании правила следует придерживаться следующих принципов:

- Ознакомление с правилом хорошо осуществляется в условиях проблемного обучения.

- Вся система орфографических работ основывается на проблемных способах.

- Для того чтобы учащийся умело не только лишь учил правило, но и видел орфограмму необходимо использовать такие приемы как:

-Письмо с проговариванием.

-Письмо под диктовку с предварительной подготовкой.

-Письмо по памяти.

-Работа над ошибками,

Правда ли, что в алфавите после буквы Б следует сразу В?

Правда ли, что и у мягкого знака есть звук?

Правда ли, что есть твердые и мягкие согласные?

Правда, что не все деревья остаются осенью без листьев?

Такие вопросы эффективны для учителя, так как помогают оценить работу учеников. При этом и дети могут определить, на сколько они осведомлены в вопросе, понять и оценить трудности, а после стараться устранить их, скоординировать работу для достижения нужного результата.

Например, пример чтения с остановками полезен тем, что использование такого метода дает возможность сделать паузу и акцентировать внимание на смысле прочтенного. Благодаря этому повышается качество процесса чтения, у ребенка формируется образ на основе представляемой информации. Анализ дает возможность подумать, выполнить сравнение. Для стимулирования ребенка работать в полную силу своих возможностей необходимо вызвать у него желание познавать. Если он поверит в то, что может преодолевать трудности, ему в дальнейшем будет проще. Причина и в виде деятельности. Не каждая из них стимулирует развитие способностей, а лишь та, которая позволяет ощутить положительные эмоции, которая дает возможность получить удовольствие от процесса и достигнутого результата.

Свои знания учащиеся могут успешно применять и на других уроках: литературного чтения, математике и т.д.

1. Работа над решенной задачей.

2. Решение задач различными способами.

3. Правильно организованный способ анализа задачи – от требования или от условия к требованию.

4. Представлять ситуацию, описанную в задаче.

5. Самостоятельное составление задач учащимися.

6. Решение задач с недостающими данными.

7. Изменение вопроса задачи.

8. Составление различных выражений по данным задачи и объяснение. Выбрать те выражения, которые являются ответом на вопрос задачи.

9.Объяснение готового решения задачи.

10.Использование приема сравнения задач и их решений.

11. Запись двух решений на доске – одного верного и другого неверного.

12. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.

13. Закончить решение задачи.

14. Какой вопрос и какое действие лишнее в решении задачи (или, наоборот, восстановить пропущенный вопрос и действие в задаче).

15. Составление аналогичной задачи с измененными данными.

16. Решение обратных задач.

Дерево – функционально грамотная личность

Вода – педагогические технологии

Яблочки – ключевые компетенции

Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием).

Как без полива дерево не даст плоды, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности младших школьников.

Примеры для создания комфортного ощущения процесса обучения:

  1. Одобрять работу ученика на уроках, хвалить его, направлять на появления хороших оценочных суждений.
  2. Создавать доверительные отношения в классе, давать уверенность в то, что все получится.
  3. Организовывать работу, а не поведение.
  4. Стимулировать положительные оценки по выполненным работам, результатам работы.

Сегодняшняя ситуация на уроках в младших классах – отказ от пассивного слушания информации, подаваемой учителем. Важно, чтобы ученик говорил, высказывал свое мнения, умел аргументировать свои утверждения. Это можно делать в рамках диалога в работах в разных по величине группах. Учитель должен уметь организовать диалог. Вести, направлять беседу в группах в соответствии с темой урока. Такая мера будет самым правильным шагом в его действиях, как педагога. К данному вопросу следует подходить со всей ответственностью, внимательностью. Результаты бесед обязательно будут по причине того, что:

  • ¾ ученики будут представлять окружающим свое понимание темы;
  • ¾ появится понимание того, что у каждого человека может быть своя идея и ими следует правильно пользоваться.

Из сказанного следует, что на формирование функциональной грамотности у человека первостепенное значение оказывает период его обучения в младшей школе. При этом следует обращать внимание на важность тщательной подготовки к планируемому уроку. В нем должны учитываться требования программы, а также необходимость детей быть активными в познавательном процессе. Ученику важно проявлять активность в мышлении, умении представлять, выражать свои мысли, делать предположения и аргументировать сказанное. Комплекс мер позволит обеспечить позитивное отношение к учебе, процессу познания, что будет проявляться не только в процессе дальнейшего обучения в школе, ВУЗе, но и в труде, отдыхе, в повседневной жизни.

О функциональной грамотности сегодня говорят всё больше. И это логично: мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней. Если раньше одним из главных показателей успешности ученика начальных классов была скорость его чтения, то сейчас учителя руководствуются такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность. Всё это имеет прямое отношение к функциональной грамотности.

– Сегодня у государства есть запрос на формирование функциональной грамотности учеников: Россия стремится попасть в международные рейтинги школьного образования – такие, как PISA или PIRLS. Однако механизма системного обучения школьников функциональной грамотности нет – существуют только печатные методички, в которых учителю предлагается в том числе самому придумывать задания. Для учителей, и так чрезвычайно перегруженных, это практически нереально, – рассказывает руководитель направления продвижения Яндекс.Учебника Ирина Савицкая.

Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт. Такой навык формируется на каждом из предметов, не только в рамках русского языка и литературного чтения. Осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем, важно в рамках каждого из школьных предметов: математики, окружающего мира и так далее.

Сегодня большая часть учебников учит детей решать задачи, исходя из явной информации. Но в обычной жизни в любом тексте есть и другой уровень, неявный. Например, когда мы рассматриваем билет в театр, в первую очередь в глаза бросается время спектакля, адрес театра – всё это явная информация. А вот когда мы, извлекая её, прикидываем, во сколько нам нужно выйти из дома, чтобы быть вовремя – это уже неявная для читателя информация. Другой пример – туристическая брошюра, в которой есть обычный текст, курсив или жирный шрифт, графики, схемы, таблицы. Можно читать её внимательно, а можно сфокусироваться на своей цели и извлечь конкретную информацию – например, цену билетов в музей, возможные варианты посещения музеев исходя из их расположения и так далее.

– Как показывают тесты PISA, PIRLS, федеральные и региональные мониторинги, большой процент детей сегодня не может свободно ориентироваться в тексте, – рассказывает заместитель директора Центра оценки качества образования г. Красноярска Любовь Рябинина. – Из-за этого у них возникают проблемы в понимании текста и в учебе в целом. Проблема нередко переносится и во взрослую жизнь, ведь без специальных заданий ориентироваться в тексте учится только часть людей: либо случайным образом, либо на основе дополнительного ресурса.

Но заданий, которые развивают функциональную грамотность ребенка, к сожалению, не так много. Это связано с тем, что их разработка достаточно сложна, в ней нужно учесть много факторов. Задания должны быть не только привязаны к реальности, но и соответствовать возрасту детей и их когнитивным особенностям. Они должны быть системными, содержать много фактов – в том числе и тех, которые, возможно, не понадобятся ребенку для ее решения, но будут интересны в принципе.

– Для формирования функциональной грамотности в начальной школе важно, чтобы задания, которые получают дети, были близки их опыту и окружению, – отмечает учитель начальных классов московской школы № 1576 Татьяна Громова. – То есть токари и детали, изготавливаемые на станках, явно проигрывают дронам и Minecraft. Близкая тема вдохновляет ребенка узнавать, потому что знания могут быть сразу применены в реальной жизни – в той же игре. Например, недавно, решая задачу про 3D-принтеры, мы с классом начали фантазировать: сколько пластика нужно для изготовления разных предметов. Ребята с интересом вычисляли.

Зачем вообще учителю заниматься развитием функциональной грамотности у детей? Разумеется, это важно для будущего детей, их востребованности на рынке труда и общего успеха в жизни. А, кроме того, на формирование таких знаний нацелена современная российская система образования: среди ее задач – выйти на высокие позиции в мировых рейтингах, проверяющих функциональную грамотность школьников, наподобие PISA или PIRLS. Участие в таких рейтингах – показатель того, что система образования трансформируется, отвечая на вызовы времени.

Задания по работе с информацией в Яндекс.Учебнике – межпредметные, поэтому их можно будет выдавать и на русском языке, и на математике, и на окружающем мире, и на любом другом предмете. При этом курс разбит по годам обучения: для 1-х и 2-х классов и для 3-х и 4-х классов.

Задания дополняются обучающим курсом и вебинарами для учителей на тему функциональной грамотности. Это прекрасная возможность для педагогов, которые хотели начать заниматься функциональной грамотностью, но не знали, как к ней подступиться: специалисты Яндекс.Учебника расскажут о функциональной грамотности в принципе, помогут включить полезные задания в привычную ежедневную рутину, сопоставить их с темами программы и возможностями учеников.

В заданиях Яндекс.Учебника есть все, чтобы начать обучать учеников функциональной грамотности. Интересные тексты с лишней и недостающей информацией, красочные брошюры и картинки, графики, объявления – в общем, все, что может попадаться им на глаза и находиться в зоне их внимания в повседневной жизни. Появление таких заданий на бесплатной массовой платформе поможет большему количеству учителей даже в самых удаленных регионах безболезненно начать системную работу над функциональной грамотностью своих учеников.

Особенности задания в Яндекс.Учебнике:
  • Косвенные подсказки. При первой ошибке в задании ребенку предлагается подсказка с подтекстом: она советует, на что обратить внимание, и дает ученику возможность еще раз испытать себя.
  • Задания разделены на блоки. В разных блоках по работе с информацией дети делают задания на ориентацию на странице, в тексте, на извлечение информации, на поиск недостающей информации.
  • Задания системно развивают определенный навык. Например, на один и тот же тест есть несколько заданий, усложняющихся и расширяющихся от первого к последнему. В конце каждого блока для каждого года обучения есть обобщающие задания, в которых воссоздана некоторая условно реальная ситуация, и в ней ребенку нужно проявить умения из текущего блока и блоков, которые были до этого.

Примеры карточек

В карточках для первого класса задания озвучиваются. На прочтении инструкции можно сэкономить время, если ребенок хорошо усваивает материал на слух. Также можно слушать и просматривать текст, а можно читать вместе с диктором или самому.


2-й класс




3-й класс


4-й класс

Четвероклассники в одном из заданий стартовой работы расположат фигурки фотографа и туриста на схеме. Задание проверяет, насколько дети умеют синтезировать информацию, полученную из разных источников. Чтобы правильно расположить фигурки, нужно не только рассмотреть фотографию и прочитать текст, но и проанализировать схему. Только после этого ученики смогут ответить, с какой позиции снимал фотограф, а с какой путешественники рассматривали соборы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление с мастер - классом на совещании руководителей образовательных учреждений Тайшетского района.

 Формирование функциональной грамотности младших школьников Васюкова Вера Владимировна учитель начальных классов МКОУ Шелеховская СОШ

Формирование функциональной грамотности

младших школьников

Васюкова Вера Владимировна учитель начальных классов МКОУ Шелеховская СОШ

Функциональная грамотность как приоритетный планируемый результат обучения в начальной школе.

Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребенка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми.

Первым этапом этого процесса является курс литературного чтения в начальных классах.

Программа ориентирована на достижение целей, определенных в ФГОС НОО.

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.


 В начальных классах закладываются основы функциональной грамотности, идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности: чтению и письму, говорению и слушанию. учителю необходимо научить ученика ориентироваться в потоке информации, обучить его способам мыслительной деятельности.

В начальных классах закладываются основы функциональной грамотности, идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности: чтению и письму, говорению и слушанию.

учителю необходимо научить ученика ориентироваться в потоке информации, обучить его способам мыслительной деятельности.

 три типа

Функциональная грамотность как результат обучения формируется посредством каждого школьного предмета.

Функциональная грамотность

как результат

обучения

формируется посредством каждого школьного предмета.

Условия достижения данной цели: - обучение носит деятельностный, практико-ориентированный характер; - используются СО технологии .

Условия достижения данной цели:

- обучение носит деятельностный, практико-ориентированный характер;

- используются СО технологии .

Педагогические технологии

Основные формы и методы развития функциональной грамотности

парах;




Функциональная грамотность – это базовое образование личности,

которое представлено определенными показателями

Как видите, функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности, которое представлено определенными показателями. Ребенок, который завершает обучение в первом школьном звене, должен обладать: — готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования;

— возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;

— способностью строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;

— совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее.

 Функциональная грамотность базируется на расширении и углублении практического опыта учащегося . Сущность грамотности — не сами знания , а четыре главные способности школьника: Принципиально важно также понимание того, что функциональная грамотность базируется на расширении и углублении практического опыта учащегося. Сущность грамотности — не сами знания, а четыре главные способности школьника: применять полученные знания, добывать новые знания и оценивать свое знание-незнание, готовность к самообразованию.

Функциональная грамотность базируется на

расширении и углублении практического опыта учащегося .

Сущность грамотности — не сами знания , а четыре главные способности школьника:

Принципиально важно также понимание того, что функциональная грамотность базируется на расширении и углублении практического опыта учащегося. Сущность грамотности — не сами знания, а четыре главные способности школьника: применять полученные знания, добывать новые знания и оценивать свое знание-незнание, готовность к самообразованию.

Формирование функциональной грамотности младших школьников через объединение творческих инициатив педагогов и непрерывное совершенствование профессионального учительского мастерства.

Цель нашей работы:

Совершенствование системы муниципальной методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в области формирования функциональной грамотности учащихся.

Первым обоснованием выбранной темы послужил:

А) обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;

В) воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

5. Внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников…

7. Формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков…

8. Создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов…

10. Формирование системы профессиональных конкурсов в целях… профессионального и карьерного роста.

На пути к поставленной цели нам с вами предстоит решить аналогичные задачи:

• развитие профессионального мастерства педагогов в области формирования функциональной грамотности учащихся;

• совершенствование системы непрерывного повышения квалификации педагогов по формированию функциональной грамотности младших школьников;

• тиражирование опыта педагогической деятельности учителей начальных классов по темам самообразования;

• оказание методической поддержки молодым специалистам, учителям, проходящим аттестацию и участвующим в профессиональных конкурсах;

• организация демонстрации авторских разработок, диагностического инструментария, участия в вебинарах и онлайн-конференциях;

• внедрение инновационных образовательных технологий в практику современного преподавания.

Вторым обоснованием выбранной темы стал Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования”. Согласно части III. Требования к условиям реализации программы начального общего образования, а именно, пункта 34.2. … в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: …

формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию;

Сформированностью ФГ занимается и Международная программы по оценке образовательных достижений учащихся в разных странах мира.

Современному учителю необходимо включать в программу саморазвития темы, связанные с формированием функциональной грамотности младших школьников. Ведь изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов. Какие же умения и качества необходимы человеку XXI века? Человек должен быть функционально грамотным.

Функциональная грамотность есть определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, т. е. ее смысл состоит в приближении образовательной деятельности к жизни.

Направленность обучения на обогащение знаниями без развития способности их использовать приводит к одностороннему развитию личности. Анализ достижений младших школьников РФ в соответствии с требованиями ФГОС обращает внимание на недостатки нашего сегодняшнего образования. Большинство выпускников начальной школы недостаточно владеют смысловым чтением, не справляются с задачами на интерпретацию информации, не умеют высказывать предположения, строить доказательства, затрудняются в решении задач, требующих анализа, обобщения, отличаются низкой сформированностью умения работать с моделями.

Сложившаяся ситуация - следствие устоявшейся тенденции строить процесс начального обучения преимущественно на воспроизведении заученного, но часто не осмысленного материала. Около 70% заданий являются репродуктивными, предполагающими запомнить и воспроизвести предложенный учебный материал.

Изменить ситуацию возможно лишь сформировав в человеке основы ФГ.

Функционально грамотная личность – это человек:

– ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, и интересами, умеющий соотносить и координировать свои действия с действиями других людей;

– способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;

– умеющий отвечать за свои решения;

– способный нести ответственность за себя и своих близких;

– владеющий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;

– обладающий набором компетенций в различных областях знаний;

– для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное явление;

– легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;

– понимающий, что жизнь среди людей – это поиск постоянных компромиссов и необходимость искать общее решение;

– хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;

– владеющий современными информационными технологиями.

Основные направления формирования функциональной грамотности : математическая, читательская, естественно-научная, финансовая, глобальные компетенции, креативное мышление.

ФГ включает в себя интегративные и предметные компоненты. Сущность интегративных компонентов проявляется в том, что они сопровождают любой предметный компонент функциональной грамотности. Рассмотрим подробнее.

Информационная грамотность включает :

- осознание необходимости расширения своего информационного поля;

- способность ориентироваться в информационном потоке, правильно оценивать надежность, достоверность, целесообразность информации;

- совокупность умений, обеспечивающих эффективный поиск, отбор, интерпретацию и применение информации в соответствии с учебной задачей или житейской проблемой.

Читательская грамотность – совокупность умений и навыков, отражающих:

- потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития;

- готовность к смысловому чтению — восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации;

- способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях.

1 и 2 задания формируют умение находить информацию в тексте, давать ответы на открытые вопросы и устанавливать истину.

3 и 4 задания формируют умение интерпретировать текст.

5 и 6 задания формируют умение рефлексии и оценки.

Коммуникативная грамотность – сложное интегративное образование, которое включает:

- способность к успешной коммуникативной деятельности с учетом особенностей учебной и жизненной ситуации и культуры речевого общения;

- готовность к целесообразному использованию языковых средств при создании устных и письменных высказываний (текстов) разных типов и жанров, в том числе описаний, повествований, рассуждений, доказательств, инструктивных высказываний и пр. ;

- потребность в анализе и оценке своей коммуникативной деятельности, стремление к ее совершенствованию.

Социальная грамотность включает :

- готовность успешно социализироваться в изменяющемся обществе, приспосабливаться к различным социальным ситуациям, в том числе, экстремальным;

- способность предвидеть последствия своего поведения, оценивать возможность корректировать ситуацию, элементарно проектировать способы реализации в будущем своих желаний, интересов и свое развитие;

- совокупность способностей, умений и навыков, обеспечивающих становление и развитие этой готовности;

- наличие качеств личности, обеспечивающих ответственность за свою деятельность и поведение, целеустремленность, дисциплинированность, элементы рефлексивных качеств.

Формирование ФГ невозможно без развития в детях креативности.

• Креативность – это смекалка, способность человека в определенных критических случаях находить ту самую лазейку, которая позволяет выровнять ситуацию и достигнуть желаемого результата;

• Креативность – это смелость при решении задач, с риском провалиться или получить негативную оценку окружающих;

• Креативность – это способность мозга выдавать нестандартное решение.

И в заключении. Формируя ФГ, учителю следует быть организатором самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом. А профессиональные умения педагога должны быть направлены на диагностику работы учеников и своевременное оказание квалифицированной помощи по устранению намечающихся трудностей в познании и применении знаний. А эта роль требует от учителя высокого уровня мастерства.

Читайте также: