Функции педагогического такта кратко

Обновлено: 05.07.2024

Физическая техника речи — результат правильного дыхания, чёткой дикции, нормального голосоведения.

Мы прежде всего должны позаботиться, чтобы нас могли легко и без напряжения слышать. Для этого необходима внешняя организация речи, отвечающая следующим требованиям.

Старайтесь быть тактичными и следите за тем, чтобы словами и их смысл не обидеть других людей. Так, в широком обществе, которого вы не знаете, не стоит рассказывать истории, например, о то.

-->Магазин детских колготок -->

Рассматривая понятие педагогического такта, следует заметить, что слово такт означает чувство меры, умение соблюдать правила пристойности.

Тактичный человек - это морально воспитанный человек. В сложных жизненных ситуациях он сохраняет уважение к себе и к другим людям, внимательный и доброжелательный к ним.

Педагогический такт отличается от общего тем, что имеет целью не только свойства учителя, но и умение выбрать правильные, морально оправданы средства воздействия на учащихся.

Педагогический такт - это моральное поведение учителя, которая включает предвидения всех объективных последствий поступка, предсказания его восприятия воспитанниками, выражение высокой гуманности, отзывчивости, заботы о учениках, это лучший способ установления доброжелательных отношений с ними при любых обстоятельствах.

Чтобы быть тактичным, учитель должен придерживаться ряда требований к своему поведению, в частности:

- уметь оценить ситуацию, когда она требует тактичного вмешательства (если учитель вынужден поставить ученика в неудобное положение; случайно задел самолюбие; ученика надо выручать из неудобного положения)

- добиваться максимума информации о причинах противоречий и учитывать ее недостаточность при решении сложных случаев (Например, ребенок начал хуже учиться, потому что в семье кто-то заболел)

- учитывать характер отношений ученика с родителями;

- учитывать индивидуальность ученика, характер ситуации;

- уметь предвидеть, как воздействие на одного ученика воспримет класс (если класс воспримет негативно, то воспитательного воздействия не произойдет).

Педагогический такт - не единичны поступки учителя, а стиль поведения.

Он является результатом духовной зрелости учителя, большой работы над собой.

Педагогический такт предполагает наличие у педагога таких черт:

- гуманное отношение к детям;

- внимательность и наблюдательность, умение видеть моральную сторону своих и чужих действий;

- умение управлять собой и сдерживать негативные эмоции;

- выдержка, самообладание и способность даже в остро конфликтных ситуациях принимать педагогически целесообразные решения;

- умение предвидеть все возможные последствия своих слов и поступков;

- творческое мышление, смелость в решении нравственных проблем. К сожалению, иногда можно встретиться с бестактным поведением учителя.

Ее можно объяснить не только неэтичностью, невниманием к проблемам педагогической морали, но и отсутствием опыта. Ведь педагогический такт - это педагогический подход к ученикам. Это умение, но особое, профессиональное, вроде умения художника скомпоновать картину или к умению актера вжиться в образ. Поэтому определение педагогического такта и сфера применения самого термина в теории и педагогической практике основываются на трех точках зрения:

1) педагогический такт - это введение во взаимоотношения с учениками общечеловеческого такта (педагог понимает, что в общении с учениками следует быть тактичным, поэтому ведет себя так же тактично, как и в обычной жизни.

2) педагогический такт - это психологическое свойство личности учителя, его характерологическая черта (то есть, учитель ведет себя тактично не столько потому, что осознает необходимость такого поведения, а потому, что тактичность является основной чертой его личности, он просто не может быть другим)

3) педагогический такт - один из компонентов мастерства учителя (умение педагога во каждой конкретной ситуации выбирать правильный вариант решение, устанавливать оптимальные взаимоотношения с школьниками).

Согласно двух первых точек зрения педагогический такт рассматривается среди таких свойств как любовь к детям, вежливое отношение к ним, уважение к их достоинства, чуткость, внимательность, доброжелательность, самообладание и т.п. В третьем случае педагогический такт можно трактовать как специальное профессиональное умение учителя установить и поддерживать нужные взаимоотношения с учениками. В таком понимания педагогический такт является по сути педагогической тактикой. В чем же разница между педагогическим тактом и тактикой учителя?

Педагогический такт всегда рассматривается в положительном смысле.

Сказать "плохой педагогический такт" - это все равно, что сказать "плохая вежливость "," плохая любовь к детям ". А педагогическая тактика может иметь сложную градацию от лучшей - до худшего, от самой совершенной - к примитивной. Каждый учитель, так или иначе, прибегает к какой-то тактики в отношениях с учениками, но педагогического такта у него может и не быть.

К примеру, запугивание, угрозы, крик, наказание с целью подчинения учеников - это тоже своеобразная тактика, но педагогический такт здесь отсутствует. А может быть и наоборот. Учитель внимательно относится к ученикам, доброжелательный, а контакта с детьми нет. На уроках отсутствует дисциплина, его задач никто не выполняет, никто не уважает. Такт в такого учителя есть, а тактика - несовершенна, малый запас тактических приемов. Итак, если речь идет о самой личности учителя, его характерологические черты, его отношение к ученикам, чуткость, внимательность - уместно употреблять понятие педагогического такта. А если речь идет впрок средств воздействия на учащихся, об умении пользоваться ими - употребляется термин "Педагогическая тактика". Конечно, идеальным для учителя является сочетание такта и умение выбирать нужную тактику. Педагогическая тактика индивидуальна. Ее трудно свести с инструкциями.

Можно привести лишь несколько общих советов:

- воспитательные средства использовать в меру, чувствовать, когда нужно прекратить шутить или сердиться;

- избегать оскорблений (оскорбленный ученик не воспринимает от учителя советов, требований, создается психологический барьер)

- поведение учителя во время индивидуальной беседы с учеником - это показатель мастерства учителя;

- помочь ученику воспринять неудовлетворительную оценку как временную неудачу;

- наше плохое настроение - причина многих бестактности;

- замечание, сделанное в остроумной форме, воспринимается лучше и чаще и охотнее берется во внимание.

В общем, педагогическая тактика предполагает гибкость в поведении учителя.

Для этого педагог может оперировать различными стилями педагогического руководства (Авторитарным, демократическим, либеральным), по-разному вести себя на уроке и во внеурочное время (на уроке - корректный, требовательный, суховатый, а после занятий - непринужденный, доброжелательный), выбирать различные ролевые позиции:

"Отца", "ребенка" ли "взрослого". Обычная позиция педагога - "взрослый" (Деловое взаимодействие, учитель советуется с детьми, обсуждают общие дела).

Позиция "ребенка" может проявляться в игре, когда нужно, чтобы ученик проявлял смелость, самостоятельность. "Отец" - учит, направляет, оценивает, осуждает, всегда все знает, склонен к нотациям, требовательный. Такая позиция является нежелательной для постоянного использования, поскольку тормозит развитие учащихся, а когда ученик начинает считать себя взрослым - приводит к конфликтам.

Итак, педагогический такт и эффективная тактика учителя являются неотъемлемыми составляющими искусного педагогического общения. Тактичность и умение выбирать верную тактику - это результат постоянной работы педагога над собой, его творческих поисков, стремление к самосовершенствованию и профессиональному росту.

Профессиональную этику мы понимаем, как гармонию нравственных чувств, сознания и поведения специалиста, которые целостно проявляются в его культуре общения с учениками, с другими людьми, в его педагогическом такте.

Необходимым качеством для учителя является педагогический такт - интуитивное чувство меры, помогающее дозировать воздействия и уравновешивать одно средство другим. Тактика поведения учителя состоит в выборе стиля и тона в зависимости от времени и места педагогического действия, а также от возможных последствий применения тех или иных методов.

Педагогический такт — это умение педагога держать себя с достоинством и выдержкой в педагогическом коллективе, с обучающимися и их родителями, а также способность соблюсти меру своего влияния на детей, умение найти подход к ним и построить оптимальные воспитательные отношения с учетом признанных принципов воспитания.

Признаки и элементы педагогического такта.

Главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности учителя, нахождение меры в отношениях учителя и обучающихся в процессе общения. Такт относится к моральным регуляторам педагогического процесса и основывается на нравственно-психологических качествах учителя.

Основные элементы педагогического такта:

  • требовательность и уважительность к воспитаннику;
  • умение видеть и слышать обучающегося, сопереживать ему;
  • деловой тон общения;
  • внимательность, чуткость педагога.

Профессиональный такт проявляется:

  • во внешнем облике педагога;
  • в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
  • в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;
  • в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к обучающимся;
  • в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
  • в самокритичной оценке своего труда.

Тактичный педагог приходит вовремя на работу, деловые встречи; своевременно возвращает то, что брал взаймы у коллег, обучающихся, их родителей; не повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб окружающим. Педагогический такт характеризуется обоснованностью и гибкостью применения методов, форм и приемов педагогического воздействия. Он не терпит шаблона и формализма. Основа такта — выдержка и уравновешенность педагога.

Психологи утверждают, что там, где гибкость педагогической тактики заменяется резким окриком или многословием раздражения, и гневливостью, происходит подмена профессиональной педагогической деятельности выражением педагогической несостоятельности. Это как если бы врач вместо оказания помощи больному избил бы его.

Следует также отметить, что, используя такие методы стимулирования, как наказание и поощрение, учитель особо должен быть тактичным по отношению к каждому обучающемуся. При применении наказания очень важно, как можно больше проявлять уважения и одновременно требовательности к воспитаннику.

Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастает духовная близость между педагогами и учащимися, зарождается доверие. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важны особая внимательность и справедливость.

Нетерпение, торопливость в равной степени недопустимы как в воспитании. Так и в перевоспитании детей. Ведь сложность формирования личности в том и заключается, что это длительный, непрерывный процесс который не может быть ограничен ни местом, ни временем, он не терпит нарочитости и неискренности и не дает результатов от прямолинейного, разового воздействия. Много косвенных незримых для воспитуемого усилий потребуется со стороны педагога, чтобы, к примеру, в ребенке с эгоистическими, потребительскими наклонностями сформировались коллективистские навыки, чтобы искоренить жадность, чтобы привить трудолюбие, воспитать доброту, отзывчивость.

Педагогический такт - это показатель культуры и профессионального мастерства воспитателя. Это важнейшая черта его поведения, проявляющаяся в выдержке, самообладании, гуманности, оптимизма, доброжелательности, уважения к детям, культуре общения с ними, умении ориентироваться в быстроменяющихся педагогических ситуациях и принимать правильное решение. Педагогический такт характеризует стиль работы воспитателя как мастера своего дела. Он умеет регулировать поведение детей, воздействуя на них так, что они всегда уверены в его доброжелательности и справедливости.

Отсутствие педагогического такта обычно нарушает нормальные отношения воспитателя с детьми. Тот, кто не обладает чувством так та, не имеет должного авторитета, ибо способен сорваться, отчитать, наказать, сказать резкое слово, и дети обычно внутренне сопротивляются требованиям такого воспитателя.

Воспитатель, обладающий педагогическим тактом, никогда не повышает голоса, а дети слушают его. Воспитатель не выработавший этого в себе качества, то и дело покрикивает, а толку мало; себя взвинчивает, а дети будто и не слышат его. Всегда надо помнить: чем меньше замечаний, тем значительнее вес воспитательского слова.

Постепенно находясь с детьми, вы управляете ими в целом и каждым из них в отдельности. Ясно, что обращения ко всем детям сразу и к каждому в отдельности имеют свои отличия. Если, к примеру, вы обращаетесь ко всей группе сразу, то вполне возможен официальный тон, мобилизующий и не допускающий возражений. В нем стремление собрать детей на безоговорочное выполнение распоряжения. А вот по отношении одному из воспитанников такой тон далеко не всегда уместен.

Обращение один на один требует большой интимности, доверительности. Оно может иметь тысяча оттенков: указание, вопроса, просьбы, замечания, шутки, иронии. Добродушного подтрунивания и т. д. Общение воспитателя с кем-либо из детей осуществляется на более близких дистанциях, чем со всей группой сразу. Контакт с одним всегда требует глубокого понимания ребенка, его настроения в данную минуту, побудительных мотивов его действий. Учета конкретного случая, важно ведь не принудить, а убедить его.

Если воспитатель раб своего настроения, то воспитание для него всегда дело трудное. Он не может быть последовательным в своих требованиях, а отношения с детьми строит в зависимости от своих субъективных эмоциональных оценок. Все это признак дефицита культуры, выражающийся в неумении управлять собой.

Возможно ли чтобы педагог всегда был бесстрастно спокоен и официален с детьми? Конечно, нет. Маленький ребенок, которому воспитатель заменяет маму в её отсутствии нуждается в искреннем, материнском отношении. А искрение отношения, как известно, предполагает и искренность чувств. Общеизвестно, что дети чутко улавливают фальшь, искусственность, наигранность в общении с детьми, и в этих случаях нельзя рассчитывать на ответное искреннее отношение к себе. Пусть дети видят, что воспитатель вместе с ними радуется, смеётся, печалится, даже иногда сердится. Что ему присуща вся гамма человеческих чувств, не окультивированных сдержанностью. Молчаливое осуждение или удивление, одобрение или улыбка часто производят на ребенка большой эффект, чем замечание. Но важно, чтобы воспитатель всегда помнил: проявление чувств требует большой культуры.

Перед воспитателем открыты разнообразные пути и самообразования: ежедневная добросовестная подготовка к рабочему дню, которая всегда связана с чтением педагогической литературы, изучением методических материалов, разработкой планов, конспектов, активное участие в педагогических советах, методических объединениях, семинарах, коллективных просмотрах педагогического процесса, заимствование передового опыта. Шефства над молодыми воспитателями, самостоятельная работа с книгой. Изучение классиков педагогики, постоянное знакомство с политическими событиями страны. Все это формирует идейную, педагогическую убежденность, содействует профессиональному росту.

Список литературы

1. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / Сост. О.В. Сухомлинская. — М.: Педагогика 1990. — 288 с.

2. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии: пед. соч.: в 6 т. / Сост. С.Ф. Егоров. — М.: Просвещение, 1990. — Т. 5.3.

3. И.П. Подласый Педагогика. Книга 1: Общие основы: учебник в 3 книгах/ 2-е издание, исправленное и дополненное. — Москва: Владос, 2008. — 527 с.

Одни педагоги считают, что педагогический такт — это природная способность педагога влиять на воспитанников; другие — что это составная часть общей культуры педагога; третьи — что это отличное знание своего предмета и методики его изложения. Определенная доля истины есть в каждом из этих определений педагогического такта. Не вызывает сомнения, что одним преподавателям легче овладеть педагогическим тактом, чем другим, но считать, что это их врожденное качество, было бы неправильно. Так же неправильно отождествлять педагогический такт с общей культурой поведения педагога или с его общим и методическим образованием. К. Д. Ушинский педагогический такт называл психологическим тактом.

Актуальность проекта продиктована тем, что выработка технологического подхода к применению педагогического такта, позволит поставить в центр воспитательной работы добрые человеческие отношения воспитателя с воспитанниками, их сотрудничество, основывающееся на фундаменте духовной общности. Отдельной строкой в постановке задачи стоит раскрытие понятия и структуры педагогического такта, а также свойств и качеств педагога, которые способствуют успешному овладению педагогическим мастерством.

Объект проекта: теоретические аспекты педагогического такта.

Предметом проекта: процесс создания перечня компонентов составляющих педагогический такт, что будут актуальны современным требованиям.

1. Изучить основные определения понятие о педагогическом такте.

2. Рассмотреть основные черты педагогического такта.

3. Рассмотреть компоненты составляющие педагогического такта.

Глава I Теоретические аспекты понятия педагогического такта

1.1. Понятие о педагогическом такте

В психологической и педагогической литературе имеются различные определения педагогического такта и, кроме этого, данное понятие возможно раскрыть путём перечисления его основных признаков.

Все определения и описания свойств педагогического такта могут быть разделены на три основных вида, в каждом из которых на первый план выдвигаются определё нные признаки:

"Такт - это чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход к кому- чему-либо, создающее уменье держать себя подобающим образом"

Педагогический такт - это умение педагога быстро находить в каждом конкретном случае своих отношений с воспитанниками в процессе их обучения и воспитания, правильный и потому наиболее эффективный способ воздействия на их сознание, чувства и волю для достижения поставленной цели без риска уронить свой авторитет и потерять благоприятное отношение к себе воспитанников.

На психологическую природу педагогического такта, в своё время указывал ещё К. Д. Ушинский говоря, что: "Педагогический такт. есть в сущности своей не более, чем такт психологический. ". Из этого следует, что педагогический такт есть разновидность такта психологического, его специальное развитие в области профессиональной педагогики.

Высокая степень значения морально-психологического облика педагога, как основы педагогического такта неоднократно подчеркивалась в трудах А. С. Макаренко. "Тот знаменитый педагогический такт, о котором так много пишут, должен заключаться в искренности вашего мнения. Я не позволю себе ничего скрывать в мысли, я говорю то, что я на самом деле думаю"

Одни педагоги считают, что педагогический такт - это природная способность педагога влиять на воспитанников; другие - что это составная часть общей культуры педагога; третьи - что это отличное знание своего предмета и методики его изложения. Определенная доля истины есть в каждом из этих определений педагогического такта. Не вызывает сомнения, что одним преподавателям легче овладеть педагогическим тактом, чем другим, но считать, что это их врожденное качество, было бы неправильно.

Есть и более общая трактовка:

"Педагогический такт -это профессиональное качество педагога, с помощью которого он в каждом конкретном случае применяет к воспитанникам наиболее эффективный способ воспитательного влияния. "

Существует множество определений педагогического такта, - выше перечислены только несколько их вариантов. Тем не менее попытка свести всё многообразие определений педагогического такта к "сухой", универсальной формуле может привести к необоснованному сужению этого понятия (например, такт как только форма вежливого обращения или такт как чувство меры). Группа из приведё нных выше определений наиболее полно отражает и правильно различные характеристики этого психологического явления без тенденции к упрощению или напротив: чрезмерно расширенному его пониманию.

Раскрывая функцию педагогического такта, как своеобразного регулятора педагогического процесса следует обратить внимание на то, чем именно руководствуется тот или иной педагог, при определении объёма в указании воспитанникам домашних учебных заданий, степени насыщенности занятия учебным материалом, при учёте его трудности, возрастных особенностей воспитанников, при оценке уровня подготовки воспитанников.

Чаще всего педагогический такт определяется как соблюдение разумной меры во всей учебно-воспитательной работе с воспитанниками. Теряется чувство меры - теряется и педагогический такт.

Помимо "чувства меры", отдельным компонентом педагогического такта, обеспечивающим его функциональность будет умение педагога осуществить глубокое воспитательное влияние на личность школьника. Такой результат будет закономерным, в случае, если педагог умеет владеть своим голосом, в полной мере использует эмоционально-экспрессивную и эстетическую функцию речи, формы мимической выразительности процесса общения.

Так, если перед пелагогом стоит задача по коррекции педагогического процесса, повышению эффективности его контроля и регулирования, то решения этой задачи он добивается при помощи педагогического такта, как одного из важных средств педагогического воздействия.

Невольно напрашивается вывод о том, что такт помогает педагогу регулировать педагогический процесс, позволяя точно и своевременно учитывать возрастные, индивидуальные особенности детей, их психическое состояние, и самое главное - их отношение к учебным занятиям в процессе учебной работы. [1]

Педагогический такт как форма взаимоотношений с воспитанниками определяется многими сторонами личности педагога, его убеждениями, культурой поведения, общим и специальным образованием, запасом соответствующих умений и навыков. Овладеть педагогическим тактом, не владея педагогическим мастерством в целом, невозможно. Педагогический такт не усваивается путем заучивания, запоминания и тренировки. Он является следствием творчества педагога, показателем гибкости его ума. Педагогический такт педагога не бывает стереотипным.

1.2. Основные черты педагогического такта

Основными признаками педагогического такта являются : требовательность, без грубости и мелочной придирчивости; естественность, простота общения, не допускающая фамильярности и панибратства; принципиальность и настойчивость, без упрямства; внимательность и чуткость к людям, без подчеркивания этого; юмор и ирония, без насмешливости; требовательность, без подавления и унижения личности; обучение студентов, без подчеркивания своего превосходства в знаниях, навыках, умениях; выслушивание обучаемых, без выражения безразличия; серьезность подхода к ответу обучаемых, независимо от его правильности и грамотности; умение преподавателей проводить педагогический такт, не теряя самообладания в любых, даже самых острых ситуациях, должно стать обязанностью каждого преподавателя.

В числе основных составляющих педагогического такта, следует назвать:

-предъявление разумных требований к воспитаннику, основанных на чувстве его собственного достоинства;

-индивидуальный подход к воспитанникам является одной из основных предпосылок тактичности педагога. Тактичный педагог должен знать, что молчит и никак не проявляет своего отношения к их ответу. Важно также знать, что с воспитанниками разных типов темпераментов нужен разный тон в разговоре (с флегматиком - твердый, с холериком - спокойный, с меланхоликом - мягкий). Чем лучше педагог будет знать особенности своих воспитанников, тем меньше будет допускать бестактности в отношениях с ними;

-доброжелательность и сотрудничество с воспитанниками. Воспитанниками могут болезненно реагировать на то, как относится к ним педагог, особенно тогда, когда они любят и уважают его. Их может обидеть не только окрик, незаслуженный упрек, несправедливая отметка и т. п., но и просто невнимательность, нежелание выслушать, откликнуться на их просьбы, даже подойти или посмотреть в их сторону. Педагог должен не только объяснять воспитанником новый материал, но и уметь слушать их. Это тоже относится к области педагогического такта;

- доверие. Педагогический такт предусматривает наличие у педагога веры в способности воспитанников. Каждый воспитанник должен быть уверен, что успех в учебе зависит только от его желаниями старательности. Дети не всегда могут адекватно оценивать свои силы и возможности. Они опираются на оценки взрослых, в частности на оценки педагогов, которым они доверяют больше, чем себе. Поэтому педагог должен очень осторожно подходить к оценке их способностей.

- проявление гибкости, изобретательности, юмора. Педагог обязан мудро строить тактику взаимодействия с детьми, что обусловлено разноплановыми ролями педагогической деятельности педагога. На занятиях - четкость, корректность, строгость, если коллектив не готов к уроку. Во внеучебной работе - непринужденность, задушевность, которые особенно необходимы в индивидуальной беседе, походе, экскурсии.

Психологи утверждают, что там, где гибкость педагогической тактики заменяется резким окриком или многословием раздражения, и гневливостью, происходит подмена профессиональной педагогической деятельности выражением педагогической несостоятельности. Это как если бы врач вместо оказания помощи больному избил бы его.

- владение техникой общения;

- проявление терпения, воли, самообладания.

На этих качествах, как на фундаменте базируется способность педагога управлять не только своим поведением, но и регулировать педагогический процесс. В. А. Сухомлинский выразил своё отношение к этим чертам педагогического такта следующим образом :

- умение предвидеть результаты воздействия.

Педагогический такт требует от педагога умения предвидеть, как его замечание, отметку, требование и т. п. воспримут воспитанники, которым они адресованы. Педагог должен понять настроение, чувства и переживания воспитанников прежде, чем применить к ним тот или иной метод воздействия. К детям следует относиться с такой же, а во многих случаях еще с большей осторожностью и деликатностью, чем к взрослым. Педагогический такт чаще всего нарушают именно те педагоги, которые почему-то считают, что дети легко переносят их крик, грубый тон, пренебрежительный жест и т. п.

Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастают доверительные отношения между педагогами и воспитанниками. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важны особая внимательность и справедливость.

Вывод по I главе

Процесс педагогического общения требует от педагога компетентного решения многообразных коммуникативных задач различного уровня проблемности. В свою очередь такт должен страховать его от профессиональных ошибок.

Педагогический такт воспитывается, приобретается вместе с мастерством. Он - результат духовной зрелости педагога, большой работы над собой по приобретению специальных знаний и выработке умений общения с детьми. Большое значение в формировании правильного стиля общения имеют выдержка, самообладание, справедливость, творческий подход к опыту других, развитие педагогической техники, чувство юмора. При этом педагог должен всегда уважать человека в своих воспитанников и беречь собственное достоинство.

Как показывает педагогический опыт, именно наличие такта позволяет педагогу строить общение на положительных эмоциях, устанавливать и поддерживать психологический контакт с детьми.

Глава II Практическая часть

Такт как профессиональное качество педагога представляет собой интегративное образование. Как педагогическая категория такт имеет сложную структуру. Основными его компонентами выступают психологический, нравственно-этический, эстетический, инструментальный или технологический. [3]

Психологический компонент такта предполагает учет личностного своеобразия субъектов общения, что играет существенную роль в нормализации межличностных отношений. Психологический аспект педагогического такта во многом зависит от эмоциональных и волевых качеств педагога, таких как наблюдательность, чувствительность, воображение, терпение, выдержка и т. д.

Нравственно-этический компонент педагогического такта составляет коммуникативную основу педагогического общения. В данном случае от педагога требуется соблюдение принципов и правил профессиональной этики и этикета.

Нормой его поведенческих реакций должна выступать человечность, уважительность, вежливость, корректность, обязательность, деликатность, предупредительность, порядочность, внимание, забота, соучастие и сострадание. Значительную роль играют при этом социальные установки педагога, его нравственно-этические взгляды и убеждения, ибо именно ими руководствуется педагог, оказывая воздействие на своих воспитанников.

Эстетический аспект педагогического такта связан с высокой культурой поведения педагога, артистизмом его манер, творческой импровизацией по ходу взаимодействия, а также умелым и уместным использованием чувства юмора, зачастую помогающего педагогу найти бесконфликтный выход из сложной ситуации. Вершиной владения педагогом эстетическими основами педагогического такта являются не просто правильные поступки, а те действия, которые не лишены оригинальности, изящества, остроумия без какого-либо саркастического подтекста. В этом случае общение с педагогом становится для детей интересным и эмоционально привлекательным.

Инструментальный или технологический компонент педагогического такта обусловлен мерой выбора педагогом профессиональных средств, форм и методов взаимодействия со школьниками, что в свою очередь влияет на воспитательную эффективность педагогического процесса. В одних случаях это может быть доверительный разговор с ребенком на основе убеждения, в другом - предоставление воспитаннику свободы выбора, в третьем - частота межличностных контактов с воспитанникам и использование приемов внушения и т. д. От умело подобранных в соответствии с ситуаций методов и приемов воздействия на воспитанников и зависит успешность реализации учебно-воспитательных целей, поставленных педагогом изначально.

Вывод по II главе

Если исходить из того, что главным регулятором человеческого общения является мораль, то доминантой педагогического такта выступает нравственно-этическая мера, воспринимаемая воспитанниками как доброта, принципиальность, справедливость, внимание, деликатность, предупредительность, великодушие. Именно эти личностные проявления педагога способствуют гармонизации взаимоотношений с детьми в самых сложных ситуациях. Уважая воспитанников, педагог должен уметь показывать свое уважение педагогически целесообразно, т. е. применять к воспитанником воспитательные методы и приемы оптимально, ненавязчиво, деликатно.

В то же время уважение, душевная теплота и доброжелательность не исключают требовательности со стороны педагога, а предполагают ее. Требовательность к личности воспитанника должна увеличиваться и усложняться по мере возрастания уважения к ней, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей школьника. [4]

1. Интерес и любовь к детям;

3. Чуткость, отзывчивость;

5. Гуманность, человечность;

10. Уравновешенность, выдержка;

11. Оптимизм, чувство юмора;

12. Коммуникативная компетентность;

13. Организаторские способности.

А основными компонентами педагогического такта выступают психологический, нравственно-этический, эстетический, инструментальный или технологический

Таким образом, были изучены основные определения понятие о педагогическом такте, рассмотрены основные черты педагогического такта, качества личности педагога, необходимые для проявления педагогического такта.

Нами рассмотрен перечень критериев составляющих педагогический такт.

Список использованной литературы

Понятие педагогической технологии Понятие педагогической технологии Смысл понятия педагогической (образовательной) технологии в сфере образования (в частности, технологий.

Понятие нравственных ценностей, игр-драматизаций и их характеристика В условиях реализации ФГОС дошкольного образования, определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:.

Игра — понятие многогранное Игра – понятие многогранное. Игра ребенка-это жизненная лаборатория. С. Т. Шацкий Уникален мир детства. У него своя лексика, свой фольклор,.

Понятие о досуговой деятельности в методической литературе Досуг представляет собой часть свободного времени человека, которая тратится на отдых или на развитие личности, это важная часть жизни и.

Педагогический такт как критерий профессионализма учителя

В современных условиях перед педагогической наукой и практикой стоит задача переосмыслить с гуманно-демократических позиций сущность и технологические подходы к применению педагогического такта, поставить в центр воспитательной работы добрые человеческие отношения воспитателя с воспитанниками, их деловое сотрудничество на фундаменте духовной общности. Сегодня как никогда такие проблемы становятся актуальны. Это связано с развитием демократического общества в нашей стране, при котором на первый план выходит человек как личность, человек, требующий к себе внимания и доброжелательного отношения.

Весьма актуальными для повышения эффективности педагогического процесса является раскрытие свойств и качеств личности учителя, позволяющих успешно овладевать технологиями применения такта в учебной и воспитательной работе, выявлять условия, при которых педагогические умения учителя перерастают в его профессиональную привычку тактичного воздействия на воспитанников. Следует принять во внимание, что тактичность имеет воспитательное значение не только в деятельности учителя, в общении родителей с детьми, но и во всех видах деятельности.

В определении темы данной работы важную роль сыграли сложные противоречия, имеющие место в современной сфере образования и воспитания подрастающего поколения. В числе этих противоречий – несоответствие между отживающими представлениями, понятиями, концепциями, практической организацией формирования всесторонне развитой, культурной, гуманной личности и новыми, возрастающими требованиями к образованию молодежи; противоречие между бурным ростом научных знаний в обществе и ограниченностью возможностей выработки у учащихся в процессе обучения и воспитания компетентности в сфере культуры жизненного самоопределения; противоречие между нравственно-эмоциональной культурой учителя и его умением любить детей, строить отношения с ними на гуманистической основе; противоречие между правом ученика на незнание, на ошибки в поведении и предъявляемыми к нему этическими требованиями, которые воспринимаются учеником как посягательство на его достоинство; противоречия между требованиями к профессиональной подготовке учителя и достигнутым ее уровнем и др.

Педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики.

- иногда такт отождествляют с качествами воспитанности, и тогда данное понятие приравнивается к понятию вежливости,

- тактичность – это выражение отношения учителя к делу обучения и воспитания,

- педагогический такт – это специфический инструмент влияния, требующий наличия профессиональных педагогических качеств: мастерства, творческого потенциала, нравственных чувств.

Педагогический такт – результат творчества воспитателя, его нравственное поведение, которое основывается на нормах гуманности, на предвидении последствий предполагаемого действия и включает наиболее целесообразный, безболезненный путь воспитания, а также ответственность воспитателя за предпринимаемые действия. Тактичность выступает требованием нравственной жизни и свидетельствует о педагогическом мастерстве воспитателя.

Вопросы теории и технологии педагогического такта глубоко и содержательно освещены в гуманно-личностной концепции Ш.А.Амонашвили. Эта концепция включает идеи, научные и духовные ценности, систематизированный и обобщенный передовой опыт гуманистического воспитания. Педагогический такт характеризуется как личностно ориентированное воздействие на ребенка, включающее искусство любви к детям, свободу выбора, радость общения и познания. В этом воздействии и взаимодействии воспитателя с воспитанником ведущая роль отводится духовно-нравственному становлению личности, формированию в ребенке благородного человека путем возвышения его души, развития ума, стремления к прекрасному.

Педагогический такт применяется в определенных условиях как составная часть целостного системного подхода к воспитанию, осуществляемого в соответствии с поставленной целью и требованием воспроизведения всех элементов системы. Такой такт означает воздействие на личность ребенка по каналам разума, чувств, воли и деятельности, а также воздействие на воспитательный коллектив. Главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности учителя. Такт относится к моральным регуляторам педагогического процесса и основывается на нравственно-психологических качествах учителя.

Основными элементами педагогического такта являются:

●требовательность и уважительность к воспитаннику;

● умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему;

●деловой тон общения;

●внимательность, чуткость педагога.

Профессиональный такт проявляется:

- во внешнем облике педагога;

- в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;

- в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;

- в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся;

- в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

- в самокритичной оценке своего труда.

Основа такта – выдержка и уравновешенность педагога. Главная отличительная черта тактичного руководителя творческого коллектива, как педагога – высокая требовательность и искреннее уважение к людям.

Проявления такта разнообразны. Это и умелый выбор места разговора с виновником происшествия, и выбор времени для беседы, и ее тон. Это и проявления повышенного внимания к более слабым или по каким-либо причинам отстающим ученикам. Это и тактичное оценивание успехов учащихся и корректное комментирование допущенных ошибок и многое другое. Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастают доверительные отношения между учителями и учащимися.

Авторитетом пользуются учителя высоконравственные, с гуманистической направленностью личности, милосердные, эмпатийные, умеющие сочувствовать другому, понять его и в то же время деловые, справедливые, принципиальные, трудолюбивые, оптимистически настроенные. У таких педагогов ученик получает заряд уверенности, находит поддержку своей инициативе в разных делах. Это все – общечеловеческие качества и свойства безотносительно к какой-либо профессии.

Педагогический такт – чисто профессиональное качество учителя. Педагогический такт есть профессиональная, психолого-педагогическая особенность поведения учителя во взаимоотношениях с учащимися, соответствующая целям и задачам воспитания и проявляющаяся

● в творческой, педагогически оправданной изобретательности, находчивости,

● чутком и требовательном отношении к учащимся.

Взаимоотношения учителя с коллегами, родителями и детьми, основанные на осознании профессионального долга и чувстве ответственности, составляют сущность педагогического такта, который есть одновременно и чувство меры, и сознательная дозировка действия, и способность проконтролировать его и, если это необходимо, уравновесить одно средство другим. Тактика поведения учителя в любом случае состоит в том, чтобы, предвидя его последствия, выбрать соответствующие стиль и тон, время и место педагогического действия, а также провести своевременную их корректировку.

Педагогом-мастером может быть только тот, кто посвятил свою жизнь детям, кто сам обладает теми качествами, которые он прививает своим ученикам. Новое поколение может воспитать только по-новому мыслящий и творчески работающий педагог.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что педагогический такт и культура учителя представляет собой целостную систему элементов, которая выражается в гармоничном сочетании морального сознания, эмоциональной культуры, нравственных убеждений и нравственного поведения. Высшим уровнем педагогического такта учителя является выработанная, сформированная воспитанием и образованием, самосовершенствованием и самообразованием способность и готовность строить свое поведение и профессиональную деятельность в соответствии с системой ценностных ориентаций, общественно принятых норм, идеалов и требований, профессионального долга и моральной ответственности за результаты своего труда.

Читайте также: