Фронтальная проверка в школе что проверяют

Обновлено: 30.06.2024


1. Выполнение учебного плана и программы.
Количество уроков по учебному плану, дано фактически. Есть ли отставание, его причины. Как будет ликвидировано.
Выполнение практической части программы.
Система самостоятельных творческих работ, контрольных работ.
Их количество, качество выполнения учащимися.

Формирование интереса к знаниям, к учению.
Как работает учитель над развитием мышления и речи учащихся.
Использование технических средств в обучении.
Осуществление связи обучения с жизнью, с трудом.
Дополнительные занятия. Организация взаимопомощи в учебе.
Контроль и его результаты.

Кружки, клубы по интересам. Предметные вечера, олимпиады, конкурсы. Выпуск специальных газет, бюллетеней и т.д. Результативность внеклассной работы. Влияние ее на качество знаний учащихся.

Какие методические вопросы не решены.

Всего обучается______ человек, из них учится на
" 5" _____" 4" _____" 3" _____" 2" _____
Получили переэкзаменовку и задание на осень _____
Оставлены на второй год _____
Снижена оценка по поведению _____
Предложения по улучшению работы администрацией школы.

Выполнение учебных программ.

Выполнение общих требований программ (из объясн. записок)

Качество выполнения теоретической части

Качество выполнения практической части

Уровень осуществления практической части

Уровень формирования общеучебных навыков

Спец. умения и навыки

Соблюдение норм оценок ЗУН

ПРОВЕРКА КЛАССНЫХ ЖУРНАЛОВ.


ЖУРНАЛ КЛАССА


Периодичность проверки
Выполнение программы (количество часов, которое должно быть дано фактически).
Выполнение практической части программы (экскурсии, лабораторные работы, предметные уроки, уроки внеклассного чтения).
Система письменных работ (подготовка к к/р, место самостоятельных работ, количество).
Организация повторения.
Объем и характер домашних заданий.
Текущий учет знаний.
Тематический учет знаний.
Зачеты.
Система контроля за знаниями неуспевающих.
Объективность выставления итоговых оценок.
Посещаемость учащихся и ее учет.
Оформление журнала.
Кто из представителей.
Общие выводы.

НОРМЫ ОЦЕНОК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.


Русский язык
Контрольный диктант.

  • исключение из правил
  • повторение одной и той же буквы (букваарь)
  • перенос слов
  • единичный пропуск буквы на конце слова.
  • две негрубые ошибки + одна ошибка.

Первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.

Выставление оценок за контрольный диктант.
“5” - не ставится при 3-х исправлениях, но при 1 негрубой ошибке можно.
“4” - 2 орфогр. и 2 пункт. ошибки или 1 орфогр. и 3 пункт.
“3” - 3 - 4 орфогр. и 4 пункт., а также при 5 орфогр. ошибках допускается “3”.
“2” - более 5 - 8 орфогр. ошибок.
“1” - более 8 орфогр. ошибок.
Оценки за грамматические знания.
“5” - все верно.
“4” - не менее 3/4 верно.
“3” - не менее 1/2 верно.
“2” - не выполнено больше половины.
“1” - не сделано ни одно задание.
Оценки за словарный диктант (строже к/диктанта)
“5” - нет ошибок
“4” - 1 - 2 ошибки
“3” - 3 - 4 ошибки. При количестве 15 - 20 слов.
“2” - 5 - 7 ошибок
“1” - более 7 ошибок.
Количество слов для словарного диктанта.
1класс - 7 - 8 слов
2 класс - 10 -12 слов
3 класс - 12 - 15 слов
4 класс - до 20 слов
Оценки за контрольное списывание.
“5” - нет ошибок
“4” - 1 - 2 ошибки или 1 исправление (1 класс)
1 ошибка или 1 исправление (2 - 4 класс)
“3” - 3 ошибки и 1 исправление (1 класс)
2 ошибки и 1 исправление (2 - 4 класс)
“2” - 4 ошибки (1 класс)
3 ошибки (2 - 4 класс)
Математика
Контрольная работа. Примеры.
“5” - без ошибок
“4” - 1 - 2 ошибки
“3” - 2 - 3 ошибки
“2” - 4 и более ошибок .
Контрольная работа. Задачи.
“5” - без ошибок
“4” - 1 - 2 негрубые ошибки
“3” - 2 - 3 ошибки (более 1/2 работы сделано верно)
“2” - 3 и более ошибок.
Комбинированная контрольная работа.
“5” - без ошибок
“4” - 1 - 2 ошибки, но не в задаче
“3” - 2 - 3 ошибки, 3 - 4 негрубые ошибки, но ход решения задачи верен
“2” - не решена задача или более 4 грубых ошибок.
АНАЛИЗ
письменных работ по русскому языку.
На последнем методическом объединении учителей начальных классов совместно с учителями - словесниками 5-х классов следует обсудить результаты итогового диктанта, типичные ошибки третьеклассников и их причины. Учителям - предметникам необходимо знать пробелы в знаниях учащихся и включить вопросы, слабоусвоенные учащимися на конце учебного года и повторение в начале учебного года.
Оценка “5” ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии письма. В третьем классе допускается выставление отличной оценки при одном исправлении графического характера.
Оценка “4” ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от каллиграфических норм.
Оценка “3” ставится за диктант если в нем допущено 3 - 5 орфографических ошибок, работа написана небрежно.
Оценка “2” ставится за диктант, в котором более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
Оценка “1” ставится за диктант, в котором 8 орфографических ошибок.
Ошибкой в диктанте следует считать:

  • написание правил орфографии при письме слов;
  • пропуск и искажение букв в словах;
  • замену слов;
  • отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
  • неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).

За ошибку в диктанте не считаются:

  • ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались (такие орфограммы учителю следует оговорить с учащимися перед письменной работой, выписать трудное для них по написанию слово на доске);
  • единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
  • единичный случай замены одного слова без искажения смысла.

За одну ошибку в диктанте считается:

  • два исправления;
  • две пунктуационные ошибки;
  • повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове “ножи” дважды написано в конце “ы”. Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.

Негрубыми ошибками считаются следующие:

  • повторение одной и той же буквы в слове;
  • недописанное слово;
  • перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
  • дважды записанное слово, одно и то же в предложении.

При выполнении грамматических заданий следует руководствоваться следующими нормами оценок:
Оценка “5” ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы.
Оценка “4” ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий.
Оценка “3” ставится если ученик обнаруживает усвоение определенной части изученного материала; в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий.
Оценка “2” ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.
Оценка “1” ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.
При оценке текущих и итоговых проверочных работ учащихся, представляющих собой списывание текста с учебника или доски, применяются следующие нормы оценок:
Оценка “5” ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы.
Оценка “4” ставится, если в работе допущено: 1 - 2 орфографических ошибки и 1 исправление (1 класс); 1 орфографическая ошибка и 1 исправление (2 - 3 классы).
Оценка “3” ставится если в работе допущено: 3 ошибки и 1 исправление (1 класс); 2 ошибки и 1 исправление (2 - 3 классы);
Оценка “2” ставится, если в работе допущено: 4 ошибки (1 класс); 3 ошибки (2 - 3 классы).
Оценка “1” ставится, если в работе допущено: ошибок более, чем принято для выставления оценки “2”.
Словарные диктанты проводятся в качестве текущих в рабочих тетрадях, в качестве проверочных - в контрольных. Списки таких слов даны в программе каждого класса, а также в конце учебника “Русский язык”.
ПРИМЕРНЫЕ ЦЕЛИ ПОСЕЩЕНИЯ УРОКОВ.
Цель: проанализировать эффективность методических приемов учителя, формирующих прочность знаний учащихся.
Программа:1. Выяснить, учит ли учитель отбирать из суммы фактов главное основное.

Цель: определить результативность организации методов и приемов контроля за усвоением знаний учащимися.
Программа:1. Определяет ли учитель цель контроля, т.е. ЗУН и другие результаты обучения, которые планировались к достижению при изучении темы, курса, раздела.

Цель: проанализировать эффективность использования межпредметных связей (МПС) для достижения глубины знаний.
Программа:1. Проверить, обеспечивает ли учитель смежные предметы, согласовано ли выделяет межпредметные проблемы, задания.

Цель: определить, какие приемы использует учитель для поддержания активного внимания учащихся на протяжении всего урока.
Программа: 1. Выяснить, четко ли учитель формирует цель и задачи предстоящих занятий, добиваясь их понимания каждым учеником.

Цель: проверить на сколько целесообразно использует дидактический и раздаточный материал, с какой целью.
Программа: 1. Выяснить, на каких этапах урока учитель использует дидактический и раздаточный материал, с какой целью.

Цель: проанализировать эффективность использования на уроке форм и методов обучения.
Программа:1. Посмотреть, правильно ли видит учитель место урока в системе других по теме.

Цель: выявить и оценить эффективность педагогического поиска учителя по совершенствованию урока.
Программа: 1. Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя, способствующих успешному решению задач реформы школы.

Цель: проверить эффективность использования на уроке ТСО.
Программа: 1. Выявить, способствует ли ТСО повышению интереса учащихся к изучаемой цели.

Цель: проанализировать деятельность учителя по привитию навыков культуры умственного труда.
Программа: 1. Посмотреть, приучает ли учитель планировать вид работы, ставить цели, выбирать для их осуществления наиболее рациональные пути и средства.

Цель: определить результативность работы учителя по развитию устной речи учащихся.
Программа: 1. Познакомиться с работой учителя по усложнению смысловой функциональной речи.

Цель: определить эффективность методического приема мыслительной деятельности учащихся, использование при опросе и учете знаний.
Программа: 1.Выявить, требует ли учитель от учащихся осознанности, последовательности изложения.

Цель: проанализировать работу по предупреждению неуспеваемости.
Программа:1. Посмотреть, разделяет ли учитель сложные задачи для слабоуспевающих на отдельные дозы, подзадачи, этапы и т.д.

Цель: выявить оптимальные сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной форм организации учебной деятельности учащихся.
Программа: 1. Определить соответствие использования индивидуальной формы работы характеру изучаемого материала.

УРОК В СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ.

  • формирование понятий, законов;
  • выработка умений, навыков по предмету;
  • формирование навыков учебного труда.

2.Воспитание учащихся на уроке:

  • комплексное воспитание, всестороннее развитие;
  • НОТ: обучение умению ставить цель, выделять существенное, главное планировать работу, осуществлять самоконтроль, подводить итоги, работать в оптимальном темпе, беречь время.
  • полнота (в соответствии с программой);
  • научность
  • связь с жизнью;
  • доступность(но, высокая степень трудности);
  • опора на межпредметные связи;
  • систематичность и последовательность (опора на логику учебника)
  • место урока в системе уроков по теме;
  • оптимальные формы организации: классная, групповая, индивидуальная;
  • целенаправленное разнообразие структуры урока;
  • завершенность всех видов работ;
  • дифференцированные наборы заданий;
  • рациональные формы обратной связи: учитель - ученик;
  • отсутствие шаблона;
  • разумная плотность урока (без рабочих пауз), экономия времени.
  • соответствие методов содержанию, их направленность на решение задач комплексного подхода к обучению и воспитанию;
  • методы, направленные на формирование познавательных интересов положительного отношения к учению (использование эффекта новизны сравнения, парадоксальности, познавательного спора, занимательности, игры и др. );
  • методы, активизирующие мышление;
  • методика, самостоятельных работ.
  • выработка навыков НОТ (через методы);
  • использование внеклассного чтения, реализация внеурочных знаний учащихся;
  • характер вопросов, их логическая нагрузка (требует ли выделения существенного сравнения, анализа, установления причинно - следственных связей, доказательства, обобщения, рецензирования, применения знаний на практике, аргументации, иллюстрации и т.д.).
  • педагогический такт и самоконтроль учителя (культура общения, контакт с классом, находчивость, решительность, деловитость учителя, чувство юмора, культура речи, современный внешний вид);
  • санитарно - гигиенический режим (состояние помещения, чистота, проветренность, температура и т.д., расписание и др.);
  • психологический режим (мобилизирующее начало урока, эмоциональный настрой, организация взаимопомощи, дисциплинированность, взаимная доброжелательность и т.д.);
  • предупреждение перегрузки, дифференцированность домашних заданий и дифференцированная работа на уроке;
  • учебно - материальное обеспечение урока (необходимая и достаточная материальная база, эффективность ее использования);
  • рабочее место учителя и ученика;
  • рабочий темп урока (не расхолаживающий, но не завышенный);
  • влияние организации урока на обучение и воспитание.
  • выполнение поставленных целей;
  • объем знаний, умений, навыков;
  • их прочность, действенность;
  • осознанность;
  • преемственность;
  • результативность письменных работ;
  • продвижение учеников в умственном развитии, в самообразовании и самовоспитании. Формирование ответственного отношения к делу.

ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТРОЕНИЮ УРОКА.

ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЙ НА УРОКЕ.

а) степень усвоения учащимися основных понятий, фактов, социальных умений и навыков;
б) оценка ожидаемых изменений в развитии интереса к учению, воли, эмоции, общеучебных умений и навыков, умение выделять главное, планировать ответ, работать с книгой, картой, осуществлять самоконтроль, в должном темпе читать и писать;
в) оценка ожидаемых изменений воспитанности школьника.
Недостатки: учителям не удаются два типа уроков:
а) уроки объяснения нового материала;
б) уроки повторения.
Не отводится большая часть времени на объяснение и первичное закрепление нового материала, нет системы подготовительных упражнений, объяснение проходит скоротечно, не организовано достаточное количество практических действий, нет реализации дидактических целей, плохо реализуются упражнения учебника, учебник используется на 20%, учителя берут более легкие упражнения. Обратить внимание на работу с учебником.
При решении задач преобладают фронтальные методы.
Преемственность: учителя средних классов не знают программы начальных классов.
ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.
Цель: изучение социальных, психологических, биологических особенностей школьников, их образованности и воспитанности, особенностей интеллекта, воли, эмоций, основных отношений и круга общения личности, характера и успешности деятельности.
Содержание:

Лысенко Светлана Геннадьевна


Югорский политехнический колледж

Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе.

При фронтальной форме организации контроля на вопросы учителя по сравнительно небольшому объему материала краткие ответы, обычно с места, дают многие учащиеся. Эта форма контроля позволяет удачно сочетать проверку с задачами повторения и закрепления пройденного материала, вызывая повышенную активность учеников.

При умелом применении фронтального опроса за сравнительно небольшое время удается осуществить проверку знаний у значительной части класса. Фронтальный контроль может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. Преимущество фронтального контроля в том, что он держит в напряжении весь коллектив, ученики знают, что в любую секунду они могут быть спрошены, их внимание сосредоточено, мысли сконцентрированы вокруг той работы, которая ведётся. Поэтому фронтальный опрос является, конечно, более совершенной формой проверки. Однако и ему присущи недостатки, которые особенно сказываются в тех случаях, когда требуется проверить умения учащихся в монологической и диалогической устной речи.

Предлагаю три приема фронтального контроля знаний. Задания предлагаются всей группе одновременно. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество применения первичных умений, степень закрепления в памяти. По типу контроль – внешний, со стороны преподавателя.

Данный прием имеет несколько положительных моментов:

-быстро и просто проверить большое количество студентов;

-у студента нет возможности списать, спросить, он отвечает самостоятельно;

-легко разработать систему оценивания.

В процессе обучения каждый педагог должен стремиться применять на своих занятиях разнообразные формы контроля, начиная от самостоятельных работ и заканчивая играми. Ведь использование и применение таких форм контроля определяет не только более качественное усвоение информации учащимися, но и способствует развитию творческих способностей, моделирует окружающую обстановку, дает дополнительную информацию, побуждает интерес и активизирует работу учащихся.

Формы контроля знаний и умений учащихся – многочисленные, т.к. каждый учитель вправе придумать и провести собственные, кажущиеся ему наилучшими, контрольные задания. Надеюсь, что представленные мной приемы, помогут разнообразить работу с учащимися.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тематический и фронтальный контроль в структуре контроля воспитательно-образовательного процесса

Подготовила : ст арший воспитатель МДОУ № 4

Деятельность старшего воспитателя ДОУ подчинена определённой системе организации:

Как старший воспитатель МДОУ № 4 в работе с педагогами (кадрами) я достаточно времени уделяю контролю воспитательно-образовательного процесса.

Контроль в ДОУ осуществляется на основе нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность ДОУ, годового и месячного плана работы, локальных актов и документов (инструкции, правила, циклограмма приказов и др.):

Контроль воспитательно-образовательного процесса обычно проходит по алгоритму:

Алгоритм контроля

В работе используются следующие формы контроля:

Формы контроля

Тематический контроль является одной из форм контроля, применяемого в методической работе ДОУ и охватывающий определённые объекты.

Тематический контроль помогает собрать наиболее полную информацию, своевременно внести корректировку в деятельность конкретных педагогов определённой группы или педагогического коллектива в целом.

Цель ТК – изучение выполнения программы по конкретным разделам, привлечение внимания коллектива к определённым задачам методического и воспитательного характера.

ТК проводится 2-3 раза в год по темам педсоветов.

ТК может быть итоговым. Данный вид контроля является разновидностью тематического и даёт возможность подвести итоги работы педколлектива за определённый промежуток времени.

Итоговый ТК планируется в таких видах :

- на квартал (для оценки уровня содержания работы, анализа реализации задач);

- на полугодие (если запланирован педсовет по итогам работы);

- на учебный год (для выявления уровня решения годовых задач согласно ожидаемым результатам в конце года; этот вид контроля проводится до педсовета или других форм подведения итогов работы за год).

Контроль по итогам учебного года состоит из таких элементов:

- усвоение детьми программы;

- условия, созданные для педагогической деятельности;

- уровень мастерства педагогов.

ТК может быть персональным.

Персональный контроль, как разновидность ТК, планируется:

- с целью изучения работы и распространения ППО воспитателей, которые имеют высокий уровень профмастерства;

- с целью выявления состояния работы по устранению недостатков в учебно-воспитательной работе по определённой теме.

План ТК сообщается воспитателям за 1-2 месяца до его проведения и напоминается за 2 недели до ТК. Это побуждает педагогов к самоанализу и самооценки своей деятельности.

В контроле используются следующие методы:

· Наблюдение (изучение, исследование);

· Анализ (выявление причин, определение тенденций развития);

· Беседа (деловой разговор на какую-либо тему, обмен мнениями);

· Изучение документации (тщательное обследование с целью ознакомления, выяснения чего-либо);

· Анкетирование (способ исследования путём опроса);

· Проверка ЗУН воспитанников (для выявления степени обученности).

Тематический контроль осуществляется по следующему алгоритму/плану :

1. Определение названия тематического контроля, его цели, сроков проведения.

2. Разработка плана и графика ТК (который доводится до сведения педагогов за 2 недели для самоанализа). План, т.е. содержание ТК рассмотрим ниже.

3. Подготовка руководителя, ст. воспитателя к проведению ТК (подбор и анализ метод.рекомендаций по теме, подбор диагностических методик, составление вопросников и схем для фиксирования хода результатов).

4. Распределение обязанностей, вопросов к изучению, определение сроков выполнения работ.

5. Фактическое выполнение ТК в установленные сроки (сбор информации).

6. Анализ собранного материала.

7. Выработка рекомендаций и путей исправление недостатков.

8. Подведение итогов (составление Аналитической справки).

9. Проверка исполнения рекомендаций.

Материалы ТК хранятся в методическом кабинете ДОУ 5 лет.

План ТК может быть построен по следующей форме:

Направление работы

Методы (выбрать любые методы из названных, согласно теме тематического контроля)

Реализация содержания программы по образовательным областям

- анализ диагностических карт;

- обследование детей по заданным стандартам;

- беседы с детьми, анализ деятельности детей;

- анализ самостоятельной деятельности детей;

Оценка профессионального мастерства воспитателя

- Анализ проведённых занятий;

- выявление эффективности методов и приёмов работы с детьми;

- анализ планов воспитательно-образовательной работы по изучаемому вопросу;

- собеседование с воспитателями;

- формы организации детского коллектива;

- анализ РППС (компетентность воспитателя при её создании).

Создание условий в группе, ДОУ

- анализ РППС (условий для организации педпроцесса по контролируемому направлению, наличие разнообразных пособий)

Планирование работы ВОП

- анализ перспективно-календарного плана, соответствие планирования возрастным особенностям детей, Типовой образовательной программе дошкольного образования;

Взаимодействие с родителями

- Анализ наглядной информации для родителей в группе;

- посещение родительских собраний;

Аналитическая справка составляется по пунктам плана ТК, которая заслушивается на педсовете, где принимаются решения по коррекции воспитательно-образовательного процесса, рекомендации выносятся в проект решения.

Выводы и предложения по результатам контроля могут быть изложены в таблице, с которой воспитатели знакомятся и в дальнейшем по намеченным срокам исправляют недочёты, выполняют рекомендации:

- Нужно профсоюзное собрание созывать! – шумела в учительской начальной школы Клавдия Ивановна, - Я понимаю, включили в план проверки географа и математика, но Ирину-то, Витальевну зачем?! По закону, не имеют права устраивать фронтальную для молодого специалиста, не проработавшему в школе трех лет! А Ирина – второй год в школе! – и старая учительница с шумом захлопнула журнал.

Проверка нагрянула в лице трех дам. Четвертым был шофер, и в тот же вечер, изрядно выпивший, шатался по селу в обнимку с Олегом Степановичем.

Рано утром две деловитые инспекторши, ароматные, в модных костюмах, прошествовали в классы. Одна к старенькому географу, другая в кабинет к математичке, которая, и без того громогласная, от волнения стала говорить еще громче.

Третья дама из районного управления образованием, методист со стажем, коренастая, с фиолетовыми кудрями на голове, неторопливо ступила в начальную школу. Скользнула взглядом по молоденькой учительнице, что застыла у стены, и потребовала у Галины Гавриловны журнал и тетради третьего класса. Сомова со всех ног бросилась исполнять распоряжение.

Маленькая школа притихла, как перед грозой. Пока шли уроки, проверяющая закрылась в учительской, закопалась в бумаги. Она черкала что-то у себя в блокноте, и строгое, сосредоточенное выражение не сходило у нее с ее болезненно-одутловатого лица.

Мрачная Клавдия Ивановна и смятенная Ирина Витальевна старались из своих классов не выходить, даже на переменах. Зато Галина Гавриловна находила повод за поводом, чтобы заглянуть в учительскую, подобострастно интересовалась у гостьи, не нужно ли ей чего.

Уроки закончились, и фиолетовая дама, поджав лиловые губы, пригласила учителей начальной школы в опустевший класс.
Сама методист заняла место за столом, Ирина легко поместилась за партой второклассников, Галина Гавриловна, откинув крышку, тоже втиснулась за парту. Клавдия Ивановна принесла для себя стул из своего класса.
- Так… - зловеще уронила методист, и разбор того, как молодая учительница ведет документацию, начался.

Ошибок (довольно мелких, а то и вовсе не ошибок, как сказала потом Клавдия Ивановна) Фиолетовая дама навыискивала немало. Дотошно учла все неточности в ведении журнала, в тетрадных записях учеников. Уроки подследственная учительница вела с отклонениями от нормы, а уроки трудового обучения – вообще по неведомой, самовольной программе. Отсутствие необходимых материалов – не повод, чтобы искажать учебный процесс! На уроках рисования предлагала фантастические, не имеющие отношения к программе темы! Нет такого в программе, и быть не может!

Больше всего досталось Ирине Витальевне за минутки чистописания. Учительница додумалась ставить за три строчки отдельную оценку!

Довод Клавдии Ивановны, что почерк детей после этого заметно улучшился, был отметен, как несущественный.
- Не положено! – припечатала Фиолетовая.

… Уроки прошли, как во сне. Дети косились на тетку, что устроилась на стуле рядом с последней партой, и наперебой тянули руки. Дисциплина была сверхидеальной. Хронический непоседа Артем на каждой перемене делал по десять кругов по ограде, чтобы разрядиться. Потом, будто набрав в рот воды, весь урок сидел, притаившись. Только черные глазенки поблескивали.

Неля Лапина никогда не говорила так четко и красиво. Старались все. И у Ирины Витальевны снова набегали слезы на глаза. Уже не от обиды и страха, их будто смыло бессонной ночью, а от любви и благодарности к своим ученикам.

Четвертый урок методист велела отменить и оставить ее наедине с детьми. Ирина Витальевна приходила в себя в учительской, положив руки на стол и уронив на них голову, совершенно без сил.

Наконец в коридоре зашумели, затопали. Методист вошла с блеском в очах, помолодевшая.
- Так! – произнесла она торжественно, - Сегодня в пять, пожалуйста, на общее совещание. Не опоздайте.
Каблуки ее, оббитые железом, застучали по пустому коридору.

Хотя Ирина поспала часок после обеда, в голове у нее шумело. Ее слегка морозило.
Класс, в который входили взбудораженные учителя, показался Ирине едва знакомым, хотя бывала она тут не один раз.

Когда все расселись, явилась перед учителями Зоя Тимофеевна, в каком-то балахоне. После нее выступали инспекторши. Хвалили математичку, зря она так нервничала. Географа пожурили за отставание по программе, одобрили за оформление класса и географической площадки.

Совещание шло ровно, пока не выступила сцену Фиолетовая. Речь ее была не слишком длинной, но очень эмоциональной, и четко делилась на две части.

В первой методист, не переводя дыхания, перечислила все упомянутые ранее недостатки. Перед второй сделала паузу, будто переключилась на другой канал.

- Но! Вы бы видели, как эта молодая учительница ведет уроки! Как ее любят дети! Они говорят о ней взахлеб! Оказывается, - Фиолетовая посмотрела в бумажку, - Ирина Витальевна ходит с ними в походы, играет на переменах, ведет кукольный театр, проводит выставки. Дети показали мне свои работы, сделанные на уроках трудового обучения. Таких у старшеклассников в районном Доме детского творчества нет! Учитель с выдумкой, творчески относится к занятиям. На уроках применяется система сигнальных карточек, она…

Что-что? Какая система? Ирина широко открыла глаза. Она впервые в жизни слышала, по каким передовым технологиям она, оказывается, работает. Все делалось ею интуитивно, на ощупь, чтобы детям было понятно и интересно, а это, оказывается, разработки Шаталова, Амонашвили и прочих.… Уф, Ирину больше не знобило, напротив, стало жарко.

Ирина глянула мельком на Гарцеву, что сидела у стены. Та, слушая доклад, подалась вперед, по ее лицу и шее гуляли багровые пятна…

Совещание закончилось, к Ирине стали подходить учителя. Приплясывал рядом Юрич, приобняла Клавдия Ивановна. Ирина чувствовала себя именинницей. Она заставила себя не смотреть в сторону окна, около которого стоял Игорь. Смотрит ли он в ее сторону, не смотрит ли совсем – не нужно знать. Хватит ей на сегодня потрясений.

Читайте также: