Формы распространения ппо которые можно использовать в детском саду

Обновлено: 06.07.2024

Егорова Наталия Викторовна, старший воспитатель

г. Чебоксары, Чувашская Республика

Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта в ДОО

Методические рекомендации, представленные в статье, помогут старшему воспитателю ДОО грамотно и последовательно организовать и систематизировать свою профессиональную деятельность по выявлению, обобщению и распространению передового опыта педагогических работников.

Ключевые слова:

методическая работа в ДОО, передовой педагогический опыт, профессиональная компетентность.

Современный период развития сферы образования характеризуется стандартизацией его качества. В связи с этим возникает потребность существенного обновления содержания образования, достижения нового качества на основе инновационных процессов и творчества по приоритетным направлениям педагогической практики.

Следовательно, повышение требований к личностной и профессиональной компетентности педагогических работников, организующих образовательную деятельность в ДОУ.

Важнейшим ресурсом и источником развития системы дошкольного образования являются:

— достижения современной педагогической и психологической науки;

— передовой опыт образовательной деятельности.

Передовой педагогический опыт

– это
отвечающий современным требованиям, открывающий возможности постоянного совершенствования, нередко оригинальный по содержанию, логике, методам и приемам образец педагогической деятельности, который приносит лучшие по сравнению с массовой практикой результаты; высокое мастерство,итог личного, локального эксперимента педагога.
Выявление, изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта является важной частью методической работы ДОО.

Роль старшего воспитателя в обобщении опыта работы очень велика, так как именно он должен увидеть ППО в незаметном ежедневном труде педагога, осмыслить его, проанализировать, какими средствами, с помощью каких методов и приемов достигаются высокие результаты.

Как правило, в большинстве образовательных организаций это наиболее труднореализуемый раздел методической работы с кадрами.

Этапы работы с передовым педагогическим опытом

Выявление передового педагогического опыта (ППО), изучение, обобщение, распространение, внедрение ППО.

Выявление (обнаружение) передового педагогического опыта.

Любой передовой педагогический опыт должен быть источником решения какой-либо педагогической проблемы,

например, связанной с недостаточным уровнем развития речи, мышления, памяти и других психических процессов у детей; осуществлением индивидуального и дифференцированного подхода. Именно такой опыт, в первую очередь подлежит диссеминации (
от лат. disseminatio сеяние, распространение
).

Выявление педагогического опыта старшим воспитателем предполагает:

а) оценку деятельности педагогов ДОУ с помощью диагностической программы наблюдения;

б) выявление воспитателей, получающих устойчивые положительные результаты;

в) сбор информации о деятельности данных педагогов и выявление факторов, способствующих достижениям.

Критерии (признаки) передового педагогического опыта

1. Актуальность опыта. Соответствие тенденциям общественного развития, социальному заказу

(соответствие федеральным нормативно-правовым документам, региональной образовательной политике).

2. Высокие количественные и главным образом устойчивые качественные показатели результатов образовательной деятельности.

— высокая социальная адаптивность дошкольников;

— образованность детей (полнота и прочность знаний, система знаний и мера их обобщенности, умение переносить знание в новую ситуацию, наличие соответствующих умений и навыков);

— познавательная активность, любознательность, стремление к самостоятельности в приобретении знаний;

3. Оптимальность педагогического опыта

— достижение наилучших результатов при наименьшей экономной затрате сил и времени педагогов и детей.

которая прослеживается в педагогических идеях, приемах, средствах, методах педагогического взаимодействия по сравнению с общепринятыми в практике.

5. Стабильность, стойкость опыта, его продолжительное функционирование

(сохранение заданного уровня результатов на протяжении достаточно длительного времени, при изменяющихся условиях). Даже значительные успехи педагога, которые существовали на протяжении короткого срока и во времени не повторялись, тяжело отнести к передовому опыту.

6. Репрезентативность

— возможность повторения и творческого использования опыта одного педагога другими, расширение этого опыта до массового.

7. Перспективность опыта

. Передовой опыт всегда имеет будущее, перспектива его развития должна быть очевидна.

8. Научная обоснованность опыта.

Передовой опыт может быть или результатом творческих теоретических поисков педагога, или его находкой в процессе попыток и ошибок. Но в любом случае такой опыт всегда будет иметь научную основу. Одна из задач обобщения передового педагогического опыта и заключается в том, чтобы дать ему научное толкование.

При наличии выше перечисленных признаков опыт следует причислять к передовому опыту.

Изучение передового педагогического опыта.

Терегулов Ф.Ш. считает, что каждому этапу работы с педагогическим опытом соответствуют свои критерии.

Изучение какого-либо конкретного опыта не может быть спонтанным.

Старший воспитатель намечает график посещений данного педагога, планомерное наблюдение за его деятельностью, чтобы убедиться, что успехи являются результатом определённой системы использования интересных, эффективных приёмов, то есть положительные результаты его работы неслучайны и стабильны.

Основанием для внесения в план изучения того или иного объекта является востребованность данного опыта для учреждения.

Объективные предпосылки изучения передового опыта:

Работа над новой годовой задачей, новой проблемой, в результате которой необходимо заранее выявить, что положительного уже наработано в коллективе.

В ходе оперативного контроля или тематических, фронтальных проверок были отмечены высокие результаты в реализации Программы по какому-то разделу, значительные достижения в воспитании и обучении дошкольников.

В своей диагностической анкете педагог указал, что может поделиться опытом по определенной проблеме.

В качестве опыта могут выступать:

  • педагогическая технология или ее элементы;
  • авторские программы;
  • система методических приемов;
  • эффективные средства обучения (пособия, карточки, тренажеры);
  • эффективная система оценки знаний и др.

Чтобы выявить, изучить опыт педагога и, обобщив его, сделать полезным для других, нужно составить план изучения ППО.

Обобщение передового педагогического опыта

в рамках профессионального сообщества – вид методической деятельности, предполагающий обоснованное, систематизированное описание содержания работы по определенной проблеме, показ наиболее устойчивых, характерных, повторяющихся приемов, подходов, форм организации работы, убедительно свидетельствующих о том, почему данные методы и приёмы являются оптимальными; научное осмысление опыта.

Существуют следующие основные формы обобщения опыта

:
открытые педагогические мероприятия, рассказ, описание (доклад).
При организации открытого показа педагогам

предлагается просмотреть отдельные приёмы, формы организации детей, которые стали для данного воспитателя устоявшейся нормой, проверенным способом достижения высоких результатов. Данное мероприятие предполагает определенную подготовку, которая поможет интересно организовать обсуждение увиденного.

используется при организации выступления на педсовете, семинаре, консультации и других формах методической работы, где непосредственно в живом изложении педагог поделится концентрированной информацией, приведёт примеры, обозначит проблемы, причины, по которым могут возникнуть трудности в овладении технологией опыта.

Одна из самых сложных форм обобщения материала – это описание собственного опыта работы.

Описание (доклад) предполагает более глубокий аналитический уровень обобщения опыта, раскрывает систему работы, истоки опыта и пути его становления.

Роль старшего воспитателя на данном этапе работы предполагает оказание помощи педагогу в анализе и формулировке результатов, подборе наиболее эффективных материалов, отражающих опыт (аудио- и видеозаписи, фотографии и др.).

Для учета ППО в ДОО следует ежегодно заполнять (пополнять) соответствующую информационную карту учета передового педагогического опыта.

  • Распространение передового педагогического опыта

После обобщения педагогом положительных результатов по одному из направлений профессиональной деятельности, ему следует помочь определить пути распространения собственного опыта.

Распространение опыта должно последовательно осуществляться на различных уровнях:

локальном (внутри ДОО), муниципальном, республиканском (региональным), федеральном и т.д.

Формы распространения ППО:

Перед началом следующего мероприятия организуется беседа, направленная на анализ результатов практической деятельности собравшихся. В конце учебного года руководитель ШПО посещает слушателей и анализирует степень овладения ими материалом.

– одна из основных форм распространения опыта, предполагающая рассказ педагога о результатах своей профессиональной деятельности и показ на детях или моделирование на взрослых использования отдельных инновационных приёмов и способов организации детей;

– моделирование различных подходов к решению одной и той же или сходных образовательных задач, демонстрируемых последовательно разными педагогами. Данная форма методической работы может быть организована как с детьми, так и со взрослыми, исполняющими роли детей.

. В качестве материала могут выступать конспекты цикла занятий по теме, перспективные планы работы, авторские дидактические игры и наглядные пособия.

в процессе которого организуется:

Внедрение передового педагогического опыта

может быть организовано в каждой образовательной организации независимо от качественного состава кадров. В связи с этим старшему воспитателю необходимо периодически оформлять в методическом кабинете выставки имеющегося отечественного и зарубежного передового опыта работы, с аннотацией и рекомендациями по его внедрению.

ППО коллег помогает воспитателю изучить новые подходы к работе с детьми, выделить их из массовой практики. В то же время он пробуждает инициативу, творчество, способствует разработке собственного опыта, совершенствованию профессионального мастерства. Передовой опыт зарождается в массовой практике и является в какой-то степени ее итогом.

С педагогами, которые будут внедрять опыт, составляется перспективный план работы, включающий изучение теории вопроса и определение форм и видов работы, которые будут внедряться.

Список литературы:





Педагогический опыт. Формы, методы, технологии обобщения и презентации педагогического опыта

Мастерство, эрудиция, опыт, качество никогда не приходят сами собой. Качество – всегда результат количества – прочитанного, осмысленного, проверенного на практике.

Педагог в современную эпоху не может работать, руководствуясь лишь собственной интуицией и опытом.

Накопленный опыт, если он не сочетается с повседневным самообразованием, повышением педагогической эрудиции, овладением новыми знаниями, может со временем стать тормозом на пути к требованиям, предъявляемым жизнью.

Изучение и обобщение педагогического опыта – вид методической деятельности, предполагающий выбор и изучение какого-либо конкретного опыта, осмысление, анализ и обоснование, обобщенное систематизированное его описание.

Выделяют три основных подхода в трактовке педагогического опыта:

  • как образец хорошей работы;
  • как деятельность, воплощающая в жизнь выводы научных исследований, благодаря чему достигаются принципиально новые результаты;
  • как новаторство с его педагогическими находками, открытиями нового, оригинального знания.

То есть обобщить опыт своей работы могут педагоги, имеющие любой стаж работы.

  • Одно из высших проявлений педагогической культуры
  • Состоявшаяся практика в различных формах
  • Средство фиксации, хранения и передачи информации о результатах педагогической деятельности повышения эффективности образовательного процесса
  • Средство целенаправленного повышения эффективности образовательного процесса

К передовому педагогическому опыту в более узком смысле относят такую практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, то, что иначе называется новаторством.

Между простым мастерством и новаторством часто бывает трудно провести границу, потому что, овладев известными в науке принципами и методами, педагог обычно не останавливается на достигнутом. Находя и используя всё новые и новые оригинальные приёмы или по-новому, эффективно сочетая старые, педагог-мастер постепенно становится подлинным новатором. Из этого следует, что распространять и внедрять в практику нужно любой положительный опыт, но особенно глубоко и всесторонне анализировать, обобщать и распространять опыт педагогов-новаторов.

В педагогическом словаре под редакцией Г.М. Коджаспирова педагогический опыт определяется как «активное освоение и реализация педагогом в практике законов и принципов педагогики с учётом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности; передовой опыт характеризуется тем, что педагог получает лучшие результаты за счёт усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса.

Классификация передового педагогического опыта:

  • Комплексный (взята за основу широта содержания)
  • Коллективный, групповой и индивидуальный, в зависимости от того, кто является его автором.
  • Дающий высокие результаты по признаку эффективности
  • Исследовательский, частично поисковый, репродуктивный — определяется по степени новизны. поисковом опыте вносятся элементы нового в известный опыт., исследовательский (новаторский) — это когда педагог предполагает новые пути решения учебно-воспитательных задач, экспериментально доказывая их.
  • Эмпирический, научно-теоретический — определяется по степени научной обоснованности
  • Психолого-педагогический, практический — определяется по характеру научной обоснованности.
  • Длительный, кратковременный — по продолжительности во времени

Классификация передового педагогического опыта

  • 0. профессию лучше оставить
  • 1. педагог – стажер (после ВУЗа)
  • 2. педагог
  • 3. педагог – мастер
  • 4. педагог – новатор
  • 5.Педагог – исследователь
  • 6. Педагог – суперпрофессионал

Критерии (показатели) отбора передового педагогического опыта

Педагог, не создавший нового, но грамотно и эффективно использовавший ранее достигнутое, может служить образцом для подражания и быть передовым для тех, кто не достиг еще требуемого уровня в своей работе.

При этом двигаясь в ногу со временем, применяя новые технологии, не следует разрушать старого, именно того, что многократно себя оправдало.

Работа по изучению, обобщению и распространению ППО — это не временная кампания, не эпизодическое мероприятие, проводимое раз в году в виде педагогических чтений, а обязательный элемент повседневной деятельности педагогов.

Основные этапы работы по изучению и обобщению ППО (по Р.Г. Амосову):

  • Определить цель изучения опыта
  • Сопоставить план изучения опыта
  • Выдвинуть гипотезу, объясняющую продуктивность данного опыта
  • Зафиксировать все условия, в которых развивается процесс
  • Обобщить сходные формы ППО и выведение достоверных количественных и качественных характеристик
  • Провести анализ полученных результатов, учёт вклада в полученный результат всех звеньев образовательного процесса.

Первое, с чего следует начать обобщение педагогического опыта нужно определиться с выбором темы. Возьмите ту, которая на ваш взгляд более важная и полезная, по которой у вас больше всего материалов (наглядные пособия, методические разработки и т.д.). Поэтому очень важно сохранять и накапливать материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, анкеты обучающихся, свои наблюдения за духовным развитием обучающихся и т.п.

Тема должна быть сформулирована конкретно, с использованием корректных педагогических и психологических терминов.

Затем необходимо определиться с формой, в которой будет представлен ваш опыт.

Выделяются три вида обобщения педагогического опыта: рассказ, показ, описание. Наибольшее затруднение у педагогов-практиков вызывает описание своего педагогического опыта: подготовка требует более длительного времени, больше требований предъявляется к письменному варианту, чем к устному изложению. Описание — наиболее высокий, аналитический уровень обобщения.

Формы обобщения и распространения:

  • доклад (на ПЦК, педсовете, педчтениях и т.д.);
  • статья (в журнале, сборниках и т.д.);
  • наглядные формы (проведение мастер-классов, открытых занятий, массовых мероприятий);
  • рабочие планы, конспекты занятий с методическими выводами;
  • отчёт об опытно – экспериментальной работе (если она ведётся);
  • тематическая выставка методических материалов из опыта работы (стенды, альбомы, дидактические материалы, наглядные пособия).

Опыт и мастерство.

Педагогическое мастерство – высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей, добивающемуся с помощью системы педагогических средств наилучших результатов в обучении, развитии и воспитании обучающихся ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ — ПОКАЗАТЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

1. Передовой педагогический опыт – это отвечающий современным требованиям, открывающий возможности постоянного совершенствования, нередко оригинальный по содержанию, логике, методам и приемам образец педагогической деятельности, который приносит лучшие по сравнению с массовой практикой результаты; высокое мастерство, итог личного, локального эксперимента педагога.

Выявление, изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта является важной частью методической работы ДОО.

Роль старшего воспитателя в обобщении опыта работы очень велика, так как именно он должен увидеть ППО в незаметном ежедневном труде педагога, осмыслить его, проанализировать, какими средствами, с помощью каких методов и приемов достигаются высокие результаты.

Распространение педагогического опыта – процесс, направленный на то, чтобы донести идеи, методы осуществления или результаты опыта инновационной педагогической деятельности до целевой аудитории, апробирование данного опыта другими педагогами и внесение в него необходимых корректив.

· Распространение передового педагогического опыта

После обобщения педагогом положительных результатов по одному из направлений профессиональной деятельности, ему следует помочь определить пути распространения собственного опыта.

Распространение опыта должно последовательно осуществляться на различных уровнях: локальном (внутри ДОО, муниципальном, республиканском (региональным, федеральном и т. д.

Внедрение - наиболее важный и наименее изученный этап в системе распространения передового опыта.

Можно хорошо изучить и обобщить, даже успешно пропагандировать и в приказном порядке заставлять его применять, и все же успеха не достичь. Внедрение нелегко дается воспитателю ДО, он требует творческих усилий, способности к трансформации и преодоления трудностей, большого желания и силы воли, настойчивости и умения анализировать свои ошибки и неудачи. Неудачи в начале, даже при самой тщательной подготовке, неизбежны. Нужны навыки, приспособления, отработки приема с учетом своих индивидуальных данных.

Внедрение передового педагогического опыта

может быть организовано в каждой образовательной организации независимо от качественного состава кадров. В связи с этим старшему воспитателю необходимо периодически оформлять в методическом кабинете выставки имеющегося отечественного и зарубежного передового опыта работы, с аннотацией и рекомендациями по его внедрению.

ППО коллег помогает воспитателю изучить новые подходы к работе с детьми, выделить их из массовой практики. В то же время он пробуждает инициативу, творчество, способствует разработке собственного опыта, совершенствованию профессионального мастерства. Передовой опыт зарождается в массовой практике и является в какой-то степени ее итогом.

С педагогами, которые будут внедрять опыт, составляется перспективный план работы, включающий изучение теории вопроса и определение форм и видов работы, которые будут внедряться.

Общая технология внедрения передового педагогического опыта в практику может быть кратко выражена в следующей последовательности:

- Ознакомление педагогов с передовым опытом, разъяснение его преимуществ по сравнению с традиционными методами;

- Создание благоприятных условий для развития творчества педагогов, показ приемов работы на практике;

- Организация практической работы с применением интерактивных методик;

- Организация педагогического направления введенных рациональных методов работы;

- Моральное и материальное поощрение носителя передового педагогического опыта.

2. Распространение опыта может проводиться в различных формах:

Устная форма представления опыта осуществляется путем организации выступлений перед педагогическим коллективом с рассказом об опыте. Это может сделать педагог дошкольного образования, руководитель ДОУ, опыт которого обобщен. Выступления организуются на педсоветах, заседаниях методических объединений, научно-практических конференциях, педагогических чтениях.

Практическая форма представления опыта – это демонстрация опыта во время открытого занятия, мероприятия, мастер – класса и т. д. Его эффективность как средства распространения опыта будет выше, если целевая установка четко сформулирована (показ идеи обобщенного опыта, ее пропаганда) и будет заранее доведена до сведения воспитателей. Именно эти идеи и должны потом стать предметом коллективного обсуждения педагогов.

Печатная форма. Опыт педагога может быть описан в стенной газете, методическом бюллетене, статьях городских газет, научных работах; возможно издание в ДОО рукописных сборников из опыта работы воспитателя, интернет сайтах.

Существуют следующие основные формы обобщения опыта : открытые педагогические мероприятия, рассказ, описание (доклад).

При организации открытого показа педагогам предлагается просмотреть отдельные приёмы, формы организации детей, которые стали для данного воспитателя устоявшейся нормой, проверенным способом достижения высоких результатов. Данное мероприятие предполагает определенную подготовку, которая поможет интересно организовать обсуждение увиденного.

Рассказ используется при организации выступления на педсовете, семинаре, консультации и других формах методической работы, где непосредственно в живом изложении педагог поделится концентрированной информацией, приведёт примеры, обозначит проблемы, причины, по которым могут возникнуть трудности в овладении технологией опыта.

Одна из самых сложных форм обобщения материала – это описание собственного опыта работы.

Описание (доклад) предполагает более глубокий аналитический уровень обобщения опыта, раскрывает систему работы, истоки опыта и пути его становления.

Роль старшего воспитателя на данном этапе работы предполагает оказание помощи педагогу в анализе и формулировке результатов, подборе наиболее эффективных материалов, отражающих опыт (аудио- и видеозаписи, фотографии и др.).

Для учета ППО в ДОО следует ежегодно заполнять (пополнять) соответствующую информационную карту учета передового педагогического опыта.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Анализ форм распространения ППО

Научные конференции (англ. Academic conference ) — форма организации научной деятельности, при которой ученые (реже студенты) собираются для обсуждения вопросов, посвященных какой-либо определенной теме. По своему статусу конференция занимает промежуточное положение между семинаром и конгрессом.

Конференция проводится в несколько этапов :

2. 1-й организационный этап.

3. Информационный этап.

4. 2-й организационный этап.

5. Собственно конференция.

педагогические чтения, рукописи, аудиозаписи, видеофильмы

Материалы педагогических чтений, содержат авторские методики, инновационный опыт, новые образовательные технологии, вопросы дидактики, методики, психологии, организации внеурочной работы, работы с семьей, профилактики правонарушений, здоровья, безопасности жизнедеятельности, могут быть использованы педагогами для самообразования, в учебной деятельности, работе с родителями и обучающимися.

важнейшие особенности мастер-класса , а именно :

1. новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы;

2. метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями ;

3. создание условий для включения всех в активную деятельность;

4. постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций;

5. приемы, раскрывающие творческий потенциал как Мастера , так и участников мастер-класса ;

6. формы, методы , технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам;

7. представление возможности каждому участнику отнестись к предлагаемому методическому материалу ;

8. процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание;

9. форма взаимодействия - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

конкурс видео мастер-классов

Видео-мастер-класс – это отснятый видеоматериал для учебных, воспитательных, методических целей, который методически грамотно выстроен, учитывает все требования к организации образовательного процесса с точки зрения преподаваемого предмета, психологии, управления процессом обучения, безопасности жизнедеятельности, коммуникативной культуры и т.д.

Требования к внешнему оформлению:

–​ культура оформления видеоматериала (краткие сведения об учреждении и авторе ролика, ссылки на используемые информационные источники);

–​ соответствие заявленному жанру;

–​ техническая оригинальность исполнения;

–​ дизайнерская оригинальность исполнения (использование оригинальных шрифтов, спецэффектов);

–​ соблюдение основных дизайнерских правил (соблюдение полей, центра, пропорций, грамотное цветовое и композиционное решение);

–​ яркая эмоциональность представления материала.

Публикации в специализированных изданиях, статьи в методические журналы, сборники, буклеты, выступления в СМИ, размещение материалов на образовательных сайтах.

работа на Интернет-сайте

Сейчас уже все понимают, что Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Интернет – это массовый и оперативный источник информации. Воспитатель может найти различную информацию в сети по проблеме, которая подлежит в данный период времени обсуждению, значимость информации в сети Интернет именно в том , что всегда можно воспользоваться , если это необходимо, самой свежей информацией или подобрать определенный дайджест по той или иной проблеме.

дистанционный сетевой семинар

Сетевой семинар – это форма организации обучения в виде интерактивного учебного занятия, проводимого с помощью средств 2 телекоммуникаций и других возможностей интернета.

Сетевые (удаленные, виртуальные) семинары отличаются тем, что участники разделены во времени и в пространстве.

При проведении сетевых семинаров реализуются все три уровня семинарских занятий: просеминары(занятия, подготавливающее, подводящее к семинару) семинары, спецсеминары.

апробация программно-методических комплексов, методик, дидактических средств новаторского типа

Программно - методический комплекс (ПМК) – комплект дидактических, программно-методических материалов для организации образовательного процесса по конкретной образовательной программе.

Примерный перечень программно-методического комплекса:

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей

Сборник методических материалов:

* методические разработки отдельных тем и занятий;
* методическое пособие для педагога

* методические рекомендации по организации образовательного процесса

* тематические папки
* справочники информационных материалов

* описание учебных занятий и мероприятий

* описание учебных комплексов

* методики работы с детским объединением

Сборник дидактических материалов:

* рабочая тетрадь обучающегося

* понятийные словари-справочники
* электронные пособия

* тематическая подборка материала – текстового и наглядно-иллюстративного
* иллюстративные альбомы к темам занятий

Педагогический опыт в широком смысле – это такое мастерство педагогов, которое дает стабильно высокие результаты в обучении и воспитании учащихся; в развитии конкретного педагога, воспитателя, руководителя; в самосовершенствовании профессионально-педагогической компетенции педагогических работников образовательных учреждений.

Педагогический опыт в узком смысле означает такую педагогическую практику, которая творчески использует все лучшее из теории, вносит новизну и прокладывает дорогу неизвестному, позволяющему совершенствовать качество и результаты образовательно-воспитательной деятельности.

Изучение, обобщение и распространение педагогического опыта является одним из наиболее трудоемких и сложных направлений в должностных обязанностях методистов и, как правило, в большинстве дошкольных учреждений это наиболее труднореализуемый раздел методической работы с кадрами.

Выявление образцов педагогической деятельности или педагогического опыта

- анализ результатов мониторинга качества образования дошкольников;

- просмотр занятий в образовательном учреждении;

- оперативный и тематический контроль;

- конкурсы профессионального мастерства, конференции, семинары, другое.

- анализ анкет педагогов.

Изучение педагогического опыта

1. Анализ документов: исследование результатов педагогической деятельности на основе мониторинга знаний дошкольников; сравнение документов (различного характера) автора опыта с существующими рекомендациями с целью выявления нетрадиционных сторон в его педагогической деятельности; учебно-методических, дидактических материалов; материалов аттестации и др.

2. Анкетирование: социологическое исследование значимости изучаемого опыта для коллег, родителей (возможно, но необязательно).

3. Анализ: выделение в конкретном опыте общих признаков и составляющих компонентов в их взаимосвязи.

4. Наблюдение: сбор информации при наблюдении

5. Сравнение: метод исследования, сущность которого состоит в том, что проводится сравнение каждого с каждым из данного ряда.

6. Метод самооценки: метод оценки педагога самого себя, своих возможностей, качеств, мастерства среди других людей.

7. Диагностика: установление состояния диагностируемых объектов и др.

Обобщение педагогического опыта, его описание, уровни (практический, научный, методический).

Соотнесение уровней и формы обобщения:

1. Практический, формы обобщения: открытый урок, семинар-практикум, творческий отчет, выставка, реферат, справка.

2. Методический, формы обобщения: педагогические чтения, мастер-классы, авторская школа, видео, другое.

3. Научный, формы обобщения: публикации, статьи, тезисы, в сборниках научно-практических конференций, монографии, другое.

Распространение опыта проводится в различных формах и осуществляется на различных уровнях: внутри МАДОУ, муниципальный, областной, всероссийский и т.д.

Методы распространения:

- Выступление на педагогическом совете, может сопровождаться демонстрацией наглядного материала (детские работы, дидактические игры и т.п.);

- Мастер-класс – одна из основных форм распространения опыта, предполагающая рассказ педагога о своей творческой лаборатории и показ на детях или моделирование на взрослых использования отдельных инновационных приёмов и способов организации детей;

- Показ-панорама – моделирование различных подходов к решению одной и той же или сходных учебно-воспитательных задач, демонстрируемых последовательно разными педагогами. Это может проводиться с детьми, с которыми работали по данным технологиям, или на взрослых, исполняющих роли детей;

- Представление материалов в методическом кабинете.

Формы распространения ППО:

Банк педагогического опыта,

Печатные способы распространения ПО (публикации в газете, брошюры и т.п.),

Общественная презентация опыта,

Заседания методического объединения,

авторский сайт, блог,

брошюры, плакаты с методической направленностью,

видеоматериалы (фильм методической направленности),

пакет документов (методические рекомендации),

портфолио с приложениями,

информационное сопровождение деятельности ОУ-партнеров,

создание консультационного пункта,

выставка (виртуальная или реальная).

Официальная информация МВД России

В сети Интернет распространяются призывы к проведению 6 марта несанкционированных публичных мероприятий в ряде субъектов Российской Федерации.

Руководством Министерства внутренних дел Российской Федерации даны поручения руководителям территориальных органов МВД России о реализации комплекса дополнительных мероприятий по обеспечению правопорядка на обслуживаемой территории.

МВД России предупреждает, что все попытки проведения акций, не согласованных в установленном порядке с органами исполнительной власти, будут незамедлительно пресечены, а их организаторы и участники привлечены к ответственности. Лица, допустившие провокационные выпады или агрессивные действия по отношению к сотрудникам правоохранительных органов, будут незамедлительно задержаны и понесут наказание, предусмотренное законом.

МВД России призывает граждан не реагировать на провокационные заявления организаторов несанкционированных публичных мероприятий, воздержаться от посещения районов, заявленных ими как места проведения акций, предостеречь от необдуманных поступков своих родственников, знакомых, несовершеннолетних детей.

Городское методическое объединение руководителей ШМО
Колова Л.В.

Формы распространения педагогического передового и положительного опыта.

Распространение опыта работы - комплекс мероприятий достаточных по объему и содержанию, обеспечивающих преемственность инновационного и передового педагогического опыта, его внедрение в массовую практику.

Распространение опыта может проводиться в различных формах: устная;
практическая;
печатная;
наглядная.

Устная форма представления опыта осуществляется путем организации выступлений перед педагогическим коллективом с рассказом об опыте. Это может сделать методист городского управления образования, руководитель школы, руководитель МО, сам учитель, опыт которого обобщен. Выступления организуются на педсоветах, заседаниях методических объединений, научно-практических конференциях, педагогических чтениях.

Практическая форма представления опыта – это демонстрация опыта во время открытого урока, внеклассного мероприятия, мастер – класса и т. д. Его эффективность как средства распространения опыта будет выше, если целевая установка четко сформулирована (показ идеи обобщенного опыта, ее пропаганда) и будет заранее доведена до сведения учителей. Именно эти идеи и должны потом стать предметом коллективного обсуждения педагогов.

Печатная форма. Опыт учителя может быть описан в стенной газете, методическом бюллетене, статьях городских газет, научных работах; возможно издание в школе рукописных сборников из опыта работы учителя, интернет сайтах.

Формы распространения передового педагогического опыта

Читайте также: