Формы организации внеурочной деятельности в начальной школе пашкова

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Формы внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Цель организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО - создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.

Внеурочная деятельность образовательного учреждения направлена на достижение воспитательных результатов:

приобретение учащимися социального опыта;

формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены:

личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные).

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач :

обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

оптимизировать учебную нагрузку учащихся;

улучшить условия для развития ребенка;

учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.

Структура внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность в начальной школе осуществляется через:

учебный план образовательного учреждения;

дополнительные образовательные программы общеобразовательного учреждения;

образовательные программы учреждений дополнительного образования детей;

Направления, виды и формы внеурочной деятельности.

Согласно ФГОС НОО Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. ФГОС НОО Российской Федерации определяет основные направления внеурочной деятельности.

Направления, виды и формы внеурочной деятельности очень тесно взаимосвязаны между собой.

Формы организации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО второго поколения.

Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.

В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков. Внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Согласно требованиям Стандарта:

Внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям развития личности:

  • спортивно-оздоровительное,
  • духовно-нравственное,
  • социальное,
  • общекультурное,
  • общеинтеллектуальное.

Пять направлений внеурочной деятельности реализуются в её 9 видах :

  • 1) игровая деятельность;
  • 2) познавательная деятельность;
  • 3) проблемно-ценностное общение;
  • 4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое
  • общение);
  • 5) художественное творчество;
  • 6) социальное творчество (социально преобразующая
  • добровольческая деятельность);
  • 7) трудовая (производственная) деятельность;
  • 8) спортивно-оздоровительная деятельность;
  • 9) туристско-краеведческая деятельность

Формы внеурочной деятельности:

Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой.

Спортивно-оздоровительное направление создает условия для полноценного физического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, формировать привычку к закаливанию и физической культуре.

Ведущие формы деятельности:

  • Спортивно-массовые и физкультурно -оздоровительные общешкольные мероприятия: школьные спортивные турниры, соревнования, Дни здоровья
  • Утренняя зарядка, физкультминутки на уроках, организация оздоровительных перемен и прогулок на свежем воздухе
  • Контроль за соблюдением санитарно -гигиенических требований
  • Оформление уголков по технике безопасности, проведение инструктажей

Целью духовно-нравственного направления является освоение детьми духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике.

Ведущие формы деятельности:

  • Беседы, игры нравственного и духовно -нравственного содержания
  • Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей
  • Проведение совместных праздников школы и общественности
  • Экскурсии, целевые прогулки
  • Детская благотворительность
  • Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей)

Социальное направление помогает детям освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, игровые, художественные, двигательные умения, развить активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству.

Ведущие формы деятельности:

Общекультурная деятельность ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков.

Ведущие формы деятельности:

  • Культпоходы в музеи, библиотеки, выставки
  • Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы
  • Кружки художественного творчества
  • Праздничное оформление школы и класса

Общеинтеллектуальное направление предназначено помочь детям освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить познавательную активность, любознательность.

Ведущие формы деятельности:

  • Викторины, познавательные игры
  • Детские исследовательские проекты
  • Внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны)
  • Предметные недели , праздники, уроки Знаний, конкурсы

Уровни результатов внеурочной деятельности

Первый уровень (школьник знает и понимает общественную жизнь - 1 класс) – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень (школьник ценит общественную жизнь - 2 - 3 класс) – формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).

Третий уровень (школьник самостоятельно действует в общественной жизни - 4 класс) – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Методический конструктор внеурочной деятельности

(составители Д.В.Григорьев, П.В.Степанов)

Преимущественные формы достижения результата

1. Приобретение школьником социальных знаний

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

1. Приобретение школьником социальных знаний

Викторины, познавательные игры, познавательные беседы.

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Дидактический театр, общественный смотр знаний.

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны)

3. Проблемно-ценностное общение

1. Приобретение школьником социальных знаний

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Дебаты, тематический диспут

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов

4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)

1. Приобретение школьником социальных знаний

Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки.

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы.

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Школьные благотворительные концерты, выставки, фестивали

5. Художественное творчество

1. Приобретение школьником социальных знаний

Кружки художественного творчества.

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе.

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Социальные проекты на основе художественной деятельности

6. Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность)

1. Приобретение школьником социальных знаний

Социальная проба (инициативное участие ребенка в социальной акции, организованной взрослыми).

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

КТД (коллективно-творческое дело).

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

7. Трудовая (производственная) деятельность

1. Приобретение школьником социальных знаний

ЛЕГО - конструирование, кружки технического творчества, кружки домашних ремесел.

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Субботник, детская производственная бригада.

1. Приобретение школьником социальных знаний

Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах.

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Школьные спортивные турниры.

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Социально значимые спортивные и оздоровительные акции-проекты.

9. Туристско-краеведческая деятельность

1. Приобретение школьником социальных знаний

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Понимая взаимосвязь результатов и форм организации внеурочной деятельности школьников, педагоги смогут:

- разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с четким представлением о результате;

- подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые смогут гарантировать достижение результата определенного уровня;

- выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;

- оценивать качество программ внеурочной деятельности;

- диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности.

Данные формы внеурочной деятельности в начальной школе должны способствовать формированию:

- эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях;

- установки на безопасный, здоровый образ жизни;

- способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

- умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- умения активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

- логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений;

  • умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- способности использования начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений;

- значимости чтения для личного развития;

- формирования представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений;

- уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

- навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формы организации внеурочной деятельности в начальной школе.

 Какие существуют формы организации внеурочной деятельности? Внеурочная деятельность организуется в таких формах как экскурсии, кружки, секции, клубы, круглые столы, конференции, диспуты, мастерские, факультативы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и других. Кто определяет формы организации внеурочной деятельности ? Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

Какие существуют формы организации внеурочной деятельности?

Внеурочная деятельность организуется в таких формах как экскурсии, кружки, секции, клубы, круглые столы, конференции, диспуты, мастерские, факультативы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и других.

Кто определяет формы организации внеурочной деятельности ?

Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

Форма в педагогике Способ существования учебно-воспитательного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма прежде всего связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления. Форма – это внешнее выражение какого-либо содержания; это структура, система организации чего-либо. Форма есть совокупность приемов и средств. (Е.В. Титова). Типы форм воспитательной работы различаются между собой по определенным признакам: целевой направленности, позиции участников, воспитательным возможностям.

Форма в педагогике

Формы и результат

Форма добровольного объединения детей, оптимальная форма организации внеурочной деятельности в начальной школе. Это среда общения и совместной деятельности. Может быть и по предмету .

Особенность кружка состоит в форме выражения итога, результата.

Чаще всего он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах, выставках и т.д.

На базе кружков могут созданы клубы, научные общества и школы, профильные группы.

Клуб Форма объединения детей на основе совпадения интересов, стремления к общению. Принципы клуба: Добровольность членства; Самоуправление; Единство цели; Совместная деятельность в непосредственном контакте детей друг с другом. Клуб может иметь: - Устав; - Программу; - Эмблему; - Девиз и другие внешние атрибуты.

Форма объединения детей на основе совпадения интересов, стремления к общению.

Принципы клуба:

  • Добровольность членства;
  • Самоуправление;
  • Единство цели;
  • Совместная деятельность в непосредственном контакте детей друг с другом.

Клуб может иметь:

- Девиз и другие внешние атрибуты.

Клуб Возглавляется клуб Советом, избираемым общим собранием членов клуба. Вместе с тем состав клуба не отличается обязательным постоянством. Клубы различаются по масштабам деятельности: Многопрофильные и однопрофильные по преобладающим видам деятельности. Учебные, дискуссионные, творческие, досуговые по степени организованности; Официальные и неформальные по возрастному признаку членов клуба; Одновозрастные и разновозрастные по временному фактору; Постоянные и временные. Результатами деятельности клуба является: наличие у детей способов, приемов, техник мышления, деятельности, культуры рефлексии, поведения.

Возглавляется клуб Советом, избираемым общим собранием членов клуба. Вместе с тем состав клуба не отличается обязательным постоянством.

Клубы различаются по масштабам деятельности:

  • Многопрофильные и однопрофильные по преобладающим видам деятельности.
  • Учебные, дискуссионные, творческие, досуговые по степени организованности;
  • Официальные и неформальные по возрастному признаку членов клуба;
  • Одновозрастные и разновозрастные по временному фактору;
  • Постоянные и временные.

Результатами деятельности клуба является: наличие у детей способов, приемов, техник мышления, деятельности, культуры рефлексии, поведения.

Секция Форма объединения детей для занятия физической культурой и спортом (шахматная секция, секция дзюдо и т.д.) Секция – среда формирования физической культуры и здорового образа жизни. Отличительные признаки: Специфические образовательные задачи; Принадлежность содержания деятельности к определенному виду спорта; Ориентированность на умения и достижение уровня мастерства в овладении определенным видом спорта; Демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений детей (конкурсы, соревнования, состязания).

Форма объединения детей для занятия физической культурой и спортом (шахматная секция, секция дзюдо и т.д.)

Секция – среда формирования физической культуры и здорового образа жизни.

Отличительные признаки:

  • Специфические образовательные задачи;
  • Принадлежность содержания деятельности к определенному виду спорта;
  • Ориентированность на умения и достижение уровня мастерства в овладении определенным видом спорта;
  • Демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений детей (конкурсы, соревнования, состязания).

Секция Принципы организации работы секции: Всесторонности; Сознательности и активности; Постепенности; Повторяемости; Наглядности; Индивидуализации. Занятия в секции должны носить регулярный характер. Результат деятельности секции – появление у ребенка техники спортивного мастерства.

Принципы организации работы секции:

  • Всесторонности;
  • Сознательности и активности;
  • Постепенности;
  • Повторяемости;
  • Наглядности;
  • Индивидуализации.

Занятия в секции должны носить регулярный характер.

Результат деятельности секции – появление у ребенка техники спортивного мастерства.

Секция Занятия в секции должны носить регулярный характер. Тренировочные занятия включают в себя следующие методы обучения спортивной технике: Словесный (рассказ, объяснение, лекция, беседа, анализ и обсуждение своих действий и действий противника и т.п.) Наглядность упражнений (показ отдельных упражнений, учебные фильмы, видеофильмы, макеты игровых площадок и полей для демонстрации тактических схем и т.д.) Методы практических упражнений включают в себя две группы: методы, направленные на освоение спортивной техники (разучивание упражнений в целом и по частям) Методы, направленные на развитие двигательных качеств (повторный, переменный, интервальный, соревновательный и др.).

Занятия в секции должны носить регулярный характер.

Тренировочные занятия включают в себя следующие методы обучения спортивной технике:

  • Словесный (рассказ, объяснение, лекция, беседа, анализ и обсуждение своих действий и действий противника и т.п.)
  • Наглядность упражнений (показ отдельных упражнений, учебные фильмы, видеофильмы, макеты игровых площадок и полей для демонстрации тактических схем и т.д.)
  • Методы практических упражнений включают в себя две группы: методы, направленные на освоение спортивной техники (разучивание упражнений в целом и по частям)
  • Методы, направленные на развитие двигательных качеств (повторный, переменный, интервальный, соревновательный и др.).

Студия Форма добровольного объединения детей для занятий творчеством в определенном виде деятельности. Отличительные особенности: Общие задачи. Единые ценности совместной деятельности. Эмоциональный характер межличностных отношений. Цели деятельности: Развитие художественных и творческих особенностей детей. Выявление ранней творческой одаренности. Поддержка и развитие творческих способностей. Виды: театр-студия, киностудия, музыкально-хореографическая студия и т.п.

Форма добровольного объединения детей для занятий творчеством в определенном виде деятельности.

Отличительные особенности:

  • Общие задачи.
  • Единые ценности совместной деятельности.
  • Эмоциональный характер межличностных отношений.

Цели деятельности:

  • Развитие художественных и творческих особенностей детей.
  • Выявление ранней творческой одаренности.
  • Поддержка и развитие творческих способностей.

Виды: театр-студия, киностудия, музыкально-хореографическая студия и т.п.

Театр Форма добровольного объединения детей, где разделение труда, ролей, видов деятельности определяется индивидуальными способностями и единым стремлением добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене. Театр – объединение, которое может организовывать свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности и его актуализации (фольклорный театр, театр моды и пр.)

Форма добровольного объединения детей, где разделение труда, ролей, видов деятельности определяется индивидуальными способностями и единым стремлением добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене.

Театр – объединение, которое может организовывать свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности и его актуализации (фольклорный театр, театр моды и пр.)

ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Основные задачи общества: диагностика одаренных детей и подростков; раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-поисковой деятельности; формирование системы научных взглядов учащихся; создание условий, способствующих повышению уровня образованности учащихся; развитие личности, способной к самоактуализации в постоянно изменяющихся социокультурных условиях; воспитание активной гражданской позиции, высоких нравственных качеств и духовной культуры; участие в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях, семинарах; содействие эффективности профориентации

Сичинская Н. М.

г. Челябинск, МБОУ гимназия № 10

ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (п.16) определены направления развития личности, по которым осуществляется внеурочная деятельность в начальной школе, а именно: спортивно-оздоровительное направление; духовно-нравственное; социальное; общеинтеллектуальное; общекультурное. При этом формы реализации внеурочной деятельности очень разнообразны. Дадим характеристику некоторых форм организации внеурочной деятельности в начальной общеобразовательной школе.

Для организации внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению рекомендуются следующие формы как в семье, так в общеобразовательной школе, в учреждениях дополнительного образования детей и т.д. Это могут быть:

- утренняя зарядка, динамические паузы во время урока, перемены, динамические паузы между уроками;

- прогулки, спортивно-оздоровительные часы, свободная деятельность в ГПД, физкультурные праздники и соревнования, факультативы, кружки подвижных, народных, оздоровительных игр;

- прогулки, совместная со взрослыми или самостоятельная двигательная деятельность;

- детские спортивные секции, кружки;

- разные виды спортивно-оздоровительной деятельности (в соответствии с программой лагеря).

Духовно-нравственное направление включает широкий спектр видов деятельности. Именно внеурочная работа даёт детям реальную возможность познакомиться с искусством шире.

Формы организации по духовно-нравственному направлению:

- лоскутная пластика, мягкая игрушка; плоскостная и объёмная флористика, коллаж; роспись по камням, дереву;

- бумажная пластика, холодный батик, витраж, работа с кожей, с соломкой и др.;

- кружки технического творчества (лего-конструирование), домашних ремесел;

- посещение художественных выставок, музеев, кино, фестивалей искусств, спектаклей в классе, школе, театре, художественные акции школьников в окружающем школу социуме;

- игры – миниатюры, инсценирование сюжетов из истории, диалоги на темы, чтение и просмотр красочных познавательных программ;

- компьютерные игры (специально отобранные специалистом);

- игра на инструменте;

- прослушивание музыкальных произведений и т. д

Общеинтеллектуальное направление , отмечает Степанов П. В. реализуется через такие формы как познавательные беседы, предметные факультативы, детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т.п.), школьный музей-клуб и др. Общеинтеллектуальное направление базируется на организации научно-познавательной и проектной деятельности обучающихся.

В рамках работы клуба любителей книги или вечеров семейного чтения можно проводить социально ориентированные акции по сбору книг для библиотеки сельской школы, находящейся в глубинке.

В кружках по предметам школьники могут изготавливать наглядные пособия или раздаточный материал для учебных занятий в школе и передавать их в дар учителям и ученикам. Деятельность предметных факультативов может стать социально ориентированной, если его члены возьмут индивидуальное шефство над неуспевающими школьниками младших классов.

Деятельность членов научного общества учащихся рекомендуется в этой связи ориентировать на исследование окружающего их микросоциума, его злободневных проблем и способов их решения.

Самостоятельная или управляемая проектная деятельность младших школьников помогает реализовать их творческий потенциал. Любые попытки тематически ограничить проектную деятельность учащихся рамками учебного предмета или организационно – рамками урока (мини-проекты учащихся как форма самостоятельной работы) являются подменой идей использования метода проектов в образовательном процессе. Время урока можно использовать для организации работы над определением тематического поля, проблемы и цели проекта (проектов) учащихся, а также для презентации результатов проекта (проектов). Каждый учащийся реализует в проекте свой опыт, выполняя или принимая участие в групповых проектах хотя бы один раз в год. Поэтому в разных возрастных группах учащимся необходимо предлагать несколько вариантов организации работы над проектом, например: в рамках специального учебного модуля; в рамках имитации проектной деятельности учащихся (например, вне урока); в ходе работы детей над реальным проектом.

В процессе проектной деятельности младший школьник использует полученные знания, выбирает определённые учебные действия. В процессе работы над проектом к младшему школьнику предъявляются определённые требования.

В основу организации внеурочной деятельности в рамках социального направления по утверждению Степанова П. В. может быть положена общественно-полезная деятельность.

Проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями по праву стоит во главе угла идейного и нравственного воспитания и является основной проблемой воспитания в целом. Важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим, целенаправленно формировать мотивационно-потребностную сферу растущего человека.

Направление внеурочной работы, связанное с общественно-полезной деятельностью, может быть представлено следующими видами деятельности: социальное творчество, волонтёрская деятельность, трудовая деятельность и др. с учетом имеющихся в распоряжении ресурсов, желаемых результатов и специфики образовательного учреждения. Общественно - полезная деятельность школьников уже в начальных классах должна учить детей самостоятельности в организации собственной индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.

При создании образовательной программы ОУ необходимо учитывать требования ФГОС НОО, где общественно-полезная деятельность включена в одно из направлений внеурочной деятельности.

По мнению Степанова П.В., перечисленные формы внеурочной деятельности в начальной школе должны способствовать формированию:

- целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур и народов;

- эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- установки на безопасный, здоровый образ жизни;

- способности принимать и сохранять цели и задачи учебной

- умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- умения активно использовать речевые средства для решения

коммуникативных и познавательных задач;

- способности осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;

- логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- умения договариваться о распределении функций и ролей в

совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- способности использования начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

- пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки;

- значимости чтения для личного развития; формирования представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений;

- уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

- навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;

- умений организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность .

В начальной школе более приемлемы следующие формы организации внеурочной деятельности, которые очень чётко определят федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: экскурсии, кружки, секции, “круглые столы”, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.

Экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др. Одна из задач экскурсии – выработать у экскурсантов отношение к теме экскурсии, деятельности исторических лиц, событиям, фактам, в целом к материалу экскурсии и дать ей свою оценку. Дать оценку – значит составить представление о ком-либо, чем-либо, определить значение, характер, роль кого-нибудь или чего-нибудь, признать чьи-то достоинства, положительные качества.

Кружок – форма добровольного объединения детей, оптимальная форма организации внеурочной деятельности в начальной школе. Кружок выполняет функции расширения, углубления, компенсации предметных знаний; приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширения коммуникативного опыта; организации детского досуга и отдыха.

Важным элементом кружка, его особенностью, является и форма выражения итога, результата. Чаще всего он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т. д. На базе кружков могут быть созданы клубы, научные общества и школы, профильные группы. Кружок можно рассматривать как наиболее приемлемую форму объединения, соответствующую начальному уровню образовательного процесса в рамках целостной образовательной программы учреждения.

Секция – форма объединения детей для занятия физической культурой и спортом (шахматная секция, секция дзюдо и т. д.). Ее отличительными признаками принято считать:

· специфические образовательные задачи;

· принадлежность содержания деятельности к определенному виду спорта;

· ориентированность на умения и достижение уровня мастерства в овладении определенным видом спорта;

· демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений детей (конкурсы, соревнования, состязания).

При организации работы секции должны соблюдаться принципы всесторонности, сознательности и активности, постепенности, повторяемости, наглядности и индивидуализации.

Школьное научное общество учащихся – это добровольное, неполитическое, научно-творческое объединение учеников 1-11 классов, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной научной области, развивать свои интеллектуальные способности, приобретать умения и навыки учебно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности. Идея создания такой формы деятельности учеников позволит повысить самооценку детей, комфортность их самореализации.

Цель НОУ – выявление и поддержка одаренных учащихся, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка научно-исследовательской деятельности учащихся, повышение социального статуса знаний.

Основные задачи общества: диагностика одаренных детей и подростков; раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-поисковой деятельности; формирование системы научных взглядов учащихся; создание условий, способствующих повышению уровня образованности учащихся; развитие личности, способной к самоактуализации в постоянно изменяющихся социокультурных условиях; воспитание активной гражданской позиции, высоких нравственных качеств и духовной культуры; участие в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях, семинарах; содействие эффективности профориентации.

Общественно полезные практики – такой вид деятельности, в ходе которой человек принимает позитивный социальный опыт, получает навыки социальной компетентности и реального действия в обществе: социальной группе или по отношению к отдельным людям.

Таким образом, общественно-полезная практика представляет собой вид деятельности, направленный на формирование позитивных социальных изменений, а значит, школа становится естественной площадкой социальной практики.

В педагогической деятельности активно используются возможности развития социальной компетентности через организацию общественно-полезных практик (например, деятельность по профилактике социальных пороков (курения, наркомании), участие в музейной работе школы, организация помощи ветеранам, шефство старшеклассников над младшими школьниками и т.д.). В ходе такой практики происходит отработка социальных навыков, познание социальной действительности.

Читайте также: