Формулировка темы и изложение плана выступления эффективны в любой аудитории

Обновлено: 02.07.2024

Ораторское искусство – это искусство подготовки и публичного произнесения речи, цель которой - информировать слушателей, воздействовать на них, сформировать в них убеждения, которые станут затем мотивами поведения людей.

Ораторское искусство никогда не было однородным. Исторически в зависимости от сферы применения оно подразделялось на различные роды и виды.

К социально-политическому красноречию относят выступления, посвященные вопросам государственного строительства, экономики, права, этики, культуры, продуцируемые в парламенте, на митингах, общественных собраниях, заседаниях и т.д.;

к судебному– речи, произносимые участниками судебного процесса – прокурором, адвокатом, обвиняемым;

к социально-бытовому – приветственные, юбилейные, застольные, поминальные речи и т.п.;

к богословско-церковному – проповеди, речи на соборе.

Основу каждого ораторского выступления составляет общая речевая культура. Она определяется следующими факторами:

1) эрудицией и мировоззрением;

2) культурой мышления;

3) языковой культурой;

4) владением техникой речи;

5) психологической культурой;

6) коммуникативной культурой.

В процессе живой речи все эти факторы взаимодействуют и проявляются соответственно в:

- точности формулировок и ясности построения выступления;

- понятности, грамотности, яркости, образности языка выступления;

- четкости, чистоте, выразительности и красоте звучания речи;

- соответствии эмоциональной окрашенности речи ее содержанию, соответствии настроения оратора цели речи;

- умении оратора общаться с аудиторией.

Установление и поддержание контакта с аудиторией – ключевая проблема публичного выступления.

Существенной чертой речи считается диалогичность по содержанию, которая «предполагает реализацию равноправных (субъект – субъектных) отношений между говорящим и слушающим.

Работа по установлению и поддержанию контакта оратора с аудиторией многопланова.

Взаимодействие оратора и аудитории

Контакт – общность психологического состояния оратора и аудитории, это взаимопонимание между выступающим и слушателями. Общность возникает на основе совместной мыслительной деятельности. Совместную мыслительную деятельность ораторы называют интеллектуальным сопереживанием. Для возникновения контакта важно эмоциональное сопереживание, т.е. оратор и аудитория должны испытывать сходные чувства.

Оно возникает не одновременно с установлением зрительного контакта, т.е. в тот момент, когда оратор предстал перед слушателями, а уже с того момента, когда он начал обдумывать свое выступление.

Выступая перед взрослой аудиторией, оратор должен следить за логикой развития мыслей, аргументированностью речи, доказательностью рассуждений.

Читать или говорить? При чтении с листа в получасовом выступлении его содержание воспринимается лишь на 17 %. Петр 1 в 1720 г. Издал Указ №740, который гласил:

Указую: господам сенаторам речь в присутствии схода держать не по писаному, а токмо словами, дабы дурь каждого всем видна была.

Тема выступления должна быть интересна слушателям. В этом случае не появятся познавательные барьеры, а возникнет познавательный контакт. Если оратор и аудитория заинтересованы одной и той же проблемой, решают одни и те же вопросы, они заняты совместной мыслительной деятельностью, возникает интеллектуальное сопереживание.

Оратор способен организовать совместную со слушателем мыслительную деятельность, когда он ведет мысль аудитории за собой. Это возможно при логической организации речи (последовательность, непротиворечивость, обоснованность). Слушателей привлекает такое изложение, при котором возникабт вопросы, а ответы на них рождаются в результате совместного поиска или последующего изложения. Важнейшее условие поддержание интереса аудитории – содержательность выступления, подача новой информации. Выступление должно быть понятным, доходчивым, т.е. доступным для данной аудитории.

Внимание слушателей привлекает выразительность речи: яркие образы, меткие выражения.

Очень важна убежденность оратора в предмете речи.

Подготовка речи: выбор темы, определение цели, поиск материала

Мастерство устной речи обеспечивается различными факторами, среди которых важная роль отводится подготовке и проведению выступления.

В подготовке к речи можно выделить несколько этапов:

1) определение темы и цели речи;

2) подбор, анализ и отбор материала;

3) композиция, план выступления;

4) аргументы и пути доказательства;

5) работа над языком выступления.

Тема и цель речи

В первую очередь необходимо определить и чётко сформулировать тему выступления. Она может быть заданной, когда оратору предлагают выступить на определённую тему. Тема может предлагаться самим выступающим исходя из личного опыта и знаний.

Выбрав тему, следует подумать о её формулировке. Любая тема является частью большой проблемы и представляет собой одну из её сторон. Важно осознать это и не стремиться в одном выступлении объять необъятное. Формулировка темы должна отражать содержание выступления и привлекать внимание слушателей, т.е. в лаконичной форме выражать основную идею выступления и носить рекламный характер: быть занимательной, затрагивать интересы тех, для кого она предназначена, будить воображение. Название темы должно быть конкретным, четким, кратким.

Формулируя темы, оратор должен четко определить для себя цель предстоящего выступления. Определение цели выступления есть определение задачи, которую оратор помогает решить аудитории: он не только информирует слушателей о тех или иных событиях, фактах, но и старается сформировать у них представления, убеждения, определяющие их дальнейшее поведение. В зависимости от основной цели различают следующие виды речей:

Сформулировав цель, нужно постоянно помнить о ней – это облегчает дальнейшую работу над речью, так как оратор будет подбирать только те факты и данные, которые способствуют достижению поставленной цели.

Когда определена тема, установлены цель и основная идея выступления, можно наметить предварительный план и приступить к подбору материала.

Подготовка плана выступления

План выступления составляется заранее, а в процессе подготовки речи он корректируется. В зависимости от вида речей план выступления может строиться по-разному.

Поиск и подбор материала

С поиска и подбора материала по предварительному плану начинается непосредственная подготовка к выступлению.

Основное содержание выступления базируется на собственных знаниях и опыте оратора. Основными источниками, из которых можно почерпнуть новую информацию, новые идеи, факты, примеры, доказательства он может извлечь из таких источников:

- специальная литература (научная, научно-популярная);

- справочная литература (справочники, энциклопедии, энциклопедические и лингвистические словари, статистические сборники, таблицы, карты);

- периодическая печать (журналы, газеты);

- передачи телевидения и радио;

беседы, интервью; личные контакты и др.

Для успешной подготовки выступления желательно использовать не один, а несколько источников.

После подбора литературы оратор начинает работать с ней. Здесь рекомендуют следующие этапы:

(1) Чтение-отбор ставит своей целью подготовка списка литературы, так как досконально проработать всю имеющуюся по теме литературу невозможно. На этом этапе следует познакомиться с аннотациями книг, которые размещаются на обороте титульного листа или в конце книги. В них кратко излагается содержание, указывается классификационная характеристика книг (учебник, учебное пособие, справочник и т.п.), даются сведения об авторах. Следует прочитать вступление и заключение, в котором как правило, содержится резюме. Следует посмотреть оглавление, посмотреть схемы, таблицы, рисунки.

Чтение-отбор позволяет определить, какие из отобранных книг больше всего подходят для разрабатываемой темы и для детального изучения.

(2) Чтение-ознакомление – это внимательное чтение выбранных книг с целью выяснения того, в каком источнике, на каких страницах можно найти нужный материал. С помощью закладок проводится разметка материала. Предварительный план на данном этапе уточняется, конкретизируется.

(3) Чтение-изучение – это полная проработка основополагающих источников по теме выступления, итогом которой являются выписки из книг по вопросам предварительного плана. Выписывается то, что относится к изучаемому вопросу, а также материалы, которые могут оказаться нужными впоследствии. Выписки рекомендуется делать на карточках. Их можно расположить в любом порядке, перегруппировать, классифицировать. Этот вид фиксированной информации предполагает соблюдение некоторых правил:

- используются карточки одинакового размера;

- записи ведутся только на одной стороне листа;

- на карточке делается не более одной записи;

- в верхней части карточки указывается тема, к которой относится выписка, в нижней – выходные данные источника: фамилия и инициалы автора, название книги, статьи, название издательства, год издания, страница, откуда берется цитируемый материал;

После выбора темы составляется план. Предварительный план – перечисление вопросов, которые нужно осветить в своей речи. Он помогает подбирать литературу, отбирать фактический материал для выступления.

Когда литература изучена, обдумана тема, собран фактический материал, составляется рабочий план. При его составлении выделяются не только вопросы выбранной темы, но и отбираются самые существенные. Составление рабочего плана помогает лучше проработать структуру выступления.

На основе рабочего плана составляется основной план, называющий вопросы, которые будут освещаться в выступлении. Он пишется не для оратора, а для слушателей, чтобы облегчить им процесс восприятия материала.

Текст выступления, конспект, тезисы

Изучив, проанализировав и обобщив материал, оратор в зависимости от своей теоретической подготовленности, пишет или полный текст выступления. Или конспект, или тезисы, или развернутый план.

Назначение полного текста выступления – помочь сохранить его в памяти, запомнить детали содержания, что особенно важно для недостаточно опытных ораторов. В полностью написанном тексте выступления ярче видны композиционные особенности и структурное деление.

Конспект – краткое изложение содержания какого-либо информационного материала. Конспектирование может быть свободным (передача содержания текста своими словами), оценочным (критический анализ прочитанного или услышанного с выражением позиции оратора), творческим (развитие и обобщение пишущим мысли автора), лекторским (преобразование на бумаге письменной речи в устную – так, как она будет звучать в аудитории).

Конспект составляется на стандартных листах бумаги на одной стороне. Следует оставлять широкие поля: справа – для фиксации своего отношения к прочитанному, для дополнений по теме, цитат и проч., слева – для обозначения (нумерации) частей текста. В конспект не рекомендуется включать спорные, нерешенные вопросы, поскольку данный вид записи предназначен не для дискуссии с аудиторией, а для подкрепления суждений оратора.

Развернутый план выступления – это подробный перечень освещаемых вопросов. Обычно пункты плана формулируются в виде заголовков и располагаются в последовательности, соответствующей изложению материала. Составление развернутого плана заставляет не только вдуматься во взаимное отношение имеющихся в выступлении логических моментов, но и придать им точную формулировку.

Ценным материалом, позволяющим сделать выступление убедительным, запоминающимся, наглядным, являются документы, цифры, примеры, цитаты, иллюстрации.

Цифры, примеры, цитаты не должны уводить от существа дела.

Цифры должны опираться на реальные фоновые знания аудитории. В выступлениях для специалистов цифровых данных может быть больше, так как уровень подготовки, фоновые знания специалистов позволяют им усваивать данный материал легко и быстро, что е получится в аудитории неподготовленной.

Примеры в выступлении должны быть яркими, лаконичными, без лишних деталей. Примеры могут использоваться в качестве иллюстрации сказанного, пояснения сложного материала, в качестве аргумента, а также для привлечения внимания уставшей аудитории. Отбирая примеры для выступления, оратор должен руководствоваться следующим критериями:

- насколько данный пример нужен;

- является ли он типичным;

- уместен ли он в данной аудитории;

- какие чувства вызывает у зрителей.

Цитаты – это высказывания авторитетных людей. Одни цитаты опираются на авторитет источника, другие апеллируют к сознанию, убеждают приведенным фактическим материалом, третьи рассчитаны на эмоции. По смыслу цитаты должны быть органически связаны с текстом выступления, не должны носить характер чужеродного тела. Их следует приводить в таком виде, чтобы сохранялся во всей точности первоначальный смысл.

Наглядный материал – диаграммы, иллюстрации, фотографии, рисунки, плакаты, слайды, различные предметы – используются в выступлении для подтверждения или пояснения основных положений. Ими не следует злоупотреблять. Не следует размещать наглядный материал до выступления перед публикой.

Как создать план успешного публичного выступления: инструкция для спикера

pv6 Как создать план успешного публичного выступления: инструкция для спикера

Каждому успешному публичному выступлению предшествует создание продуманного плана. Спикер разбивает информацию на смысловые блоки (задачи), прописывает структуру, убирает лишнее. Подробный план используют начинающие и опытные ораторы. Это позволяет держаться перед аудиторией уверенно и свободно, а также помогает избежать провала в случае непредвиденных обстоятельств: технического сбоя в показе слайдов, каверзных вопросов публики и пр.

Подготовительный этап

Определение цели – ключевой момент, с которого начинается работа над планом. Целью может служить привлечение студентов в онлайн-школу, обучение повышению личной продуктивности, продажа нового продукта и пр.

Например, презентация нового продукта в кругу коллег и бизнес партнеров радикально отличается от презентации этого же продукта рядовому потребителю. Здесь 2 принципиально разные ЦА. Для каждой из них готовят свою презентацию. Коллеги, партнеры, инвесторы должны увидеть выгоду от производства и реализации продукта. Потребитель – выгоды от его приобретения и использования.

Определяет стиль изложения информации, поведение оратора перед публикой, количество задач, которые можно рассмотреть в ходе выступления. При подготовке изучают и учитывают психологические особенности группы людей, перед которой предстоит выступать.

Взрослая публика. Люди зрелого возраста с большим жизненным и профессиональным опытом хорошо реагируют на цифры и факты, но не терпят нотаций и поучений. Речь подкрепляется графиками, диаграммами, простыми таблицами, чертежами и пр.

Поведение оратора и его лексика должны полностью соответствовать нормам, принятым в данном кругу людей. Нельзя показывать свое превосходство и заискивать перед аудиторией. Такая публика вполне способна воспринять до 5 задач за 1 семинар.

Старшеклассники, студенты, выпускники. Внимание молодежи легко захватить короткими историями с яркими эпизодами, примерами из личной жизни или жизни известных публике людей. Полезная информация должна звучать уже в первом предложении, вызывать эмоции. Предложения простые. Речь подкрепляется обилием картинок, инфографикой, короткими видео.

Прямые нотации и снисходительный тон недопустимы. Оратор должен держать себя на сцене свободно, но без высокомерия, обращаться к присутствующим как к равным. Лексикон – понятный для аудитории. Оптимальное количество задач – 3.

  1. Заинтересованность слушателей в данном выступлении.

Необходимо оценить, насколько информация, которую собирается донести спикер, интересна и актуальна для ЦА.

Определяет сценарий выступления. Также влияет на количество вопросов, которые предстоит рассмотреть во время речи.

При малом лимите времени рекомендуется полностью раскрыть 1 вопрос. Это лучше, чем поверхностно затронуть 4-5 вопросов, оставив нераскрытые моменты.

Структура плана

План любой публичной речи подчиняется классическим законам композиции. Состоит из 3-х основных частей.

  1. Вступительное слово. Служит для установки контакта с аудиторией, подготовки публики к восприятию информации. Занимает не более 20% от всего выступления. Причем первые 1,5 минуты выступления – единственный шанс впечатлить и заинтересовать публику, установить с ней эмоциональную связь.

У спикера не более 90 секунд, чтобы расположить к себе аудиторию. Из них:

Вступительное слово

Речь всегда начинается с приветствия. Обращения подбирают в зависимости от публики и цели выступления. Можно использовать:

Сразу за приветствием оратор делает публике комплимент.

В третьем-четвертом предложении оратор представляется: называет свое имя, должность/ученую степень.

После самопрезентации выполняют гармоничный переход к основной части одним из способов.

  1. Сторителлинг. Отлично работает короткий рассказ, тема и/или мораль которого перекликаются с темой выступления. Можно упомянуть маленькое событие, произошедшее перед выходом на сцену или личный жизненный опыт. Прием уместен во многих случаях, включая обучающие семинары, презентации перед молодой аудиторией, торжественные речи.
  1. Личный контакт. Это обращение к аудитории. Считается, что способ подходит для работы перед малой, хорошо известной аудиторией. Однако, человек, которого знают присутствующие, может им грамотно воспользоваться.
  1. Точки соприкосновения. Это все то, что объединяет оратора с публикой: эмоции, проблемы, пережитая травма, общие цели и т.д.
  1. Юмор. Уместная шутка отлично располагает к себе аудиторию. Например, в одном из выступлений, Джеймс Ренди использовал обращение к публике в комбинации с юмором.
  1. Повод. Оратор четко озвучивает событие, которое стало причиной мероприятия (юбилей, годовщина образования компании, выход компании на мировой рынок и т.д).
  1. Вопрос, взывающий слушателей к размышлению. Сразу включает присутствующих в работу. Эффективен на выступлениях перед подчиненными, коллегами, рабочей группой, студентами.
  1. Прямой переход. Применяется, когда необходимо сразу переходить к делу. Подходит для второго и последующих семинаров из цикла (публика уже знает спикера и представляет, о чем пойдет речь). Также актуален в условиях жесткого лимита времени, на выступлениях в кругу сослуживцев и пр.

Далее обозначают тему и начинают основную часть.

Основная часть

В основной части оратор поднимает актуальность темы и раскрывает ее. На этом этапе составления плана прописывается последовательность изложения информации, которая помогает сделать речь логичной и понятной.

Некоторые специалисты увеличивают это количество до 7-9 блоков. Однако, чем больше задач, тем хуже слушатель усваивает информацию. Чем моложе публика, тем меньше задач можно поднимать в одном выступлении (1- для детской публики; 3 – для подростков и молодежи; 3-5 – для взрослой аудитории).

Если не получается ограничиться 3-5 задачами, стоит рассмотреть возможность проведения 2 или более выступлений по данной теме.

Чтобы убедиться, насколько легко запоминается материал, разбитый на маленькие блоки, достаточно посмотреть обучающие видео Чарли Хуперта. Хотя Хуперт выступает перед камерой, а не перед залом, данный пример может быть полезен при подготовке к онлайн и оффлайн выступлению.

В среднем продолжительность урока у Чарли 11-13 минут, из них:

За 1 урок Чарли поднимает только 1 тему, поэтому зрителю не составляет труда запомнить и усвоить информацию.

Смысловые блоки выстраивают по законам логики, так, что каждый следующий вытекает из предыдущего, либо наглядно связан с ним.

Кроме четкой структуры в план вносят необходимую информацию: числа, даты, цитаты, афоризмы, шутки, которые будут в речи.

Заключение

В финальной части выступления оратор напоминает публике наиболее важные аспекты темы, подводит черту. Поэтому в последний раздел вносят ключевые моменты всей речи, выводы, итоги.

Анализ и редактирование плана

Готовый план внимательно перечитывают, проверяют каждый пункт, вносят коррективы. На его основе пишут речь. Текст вычитывают и проговаривают перед зеркалом либо помощником.

Если речь кажется тяжелой, скучной, нелогичной, неубедительной, долгой, и/или между смысловыми блоками нет плавных переходов, план перерабатывают. Убирают лишнее, добавляют факты со ссылками на авторитетные источники, цифры, статистику, показатели эффективности и пр.

В соответствии с планом готовят презентацию: слайды, картинки, видеоролики, располагая их в строгом порядке. Сам план выступления на сладах не пишут, со слайдов не читают.

Вся важная информация, которую сложно запомнить, также должна быть вынесена в план (формулы, фамилии, названия ресурсов с адресами, если спикер на них ссылается и пр.). Это нужно для того, чтобы быстро ответить на возможные вопросы присутствующих и успешно провести выступление, даже при проблемах с показом слайдов.

План рекомендуется держать план под рукой в распечатанном виде либо на портативном электронном устройстве. Наличие плана придает уверенность на сцене, исключает заминки и неловкие паузы, помогает выдержать атаку тех, кто приходит с целью сорвать речь и выставить спикера в негативном свете.

Для показа слайдов и плана лучше использовать разные устройства. Так технические проблемы с одним устройством не смогут полностью испортить выступление.

4df59d4bba1493246559678040636d78 Как создать план успешного публичного выступления: инструкция для спикера

Author: editor Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Помощь студентам

Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории. Но при подготовке публичной речи следует учитывать и некоторые общие методические установки.

Классическая риторика выделяла пять основных этапов разработки публичной речи:

1) инвенция – изобретение, создание речи, систематизация её содержания и используемых в ней доказательств;

2) диспозиция – расположение, деление речи на вступление, изложение, разработку и заключение;

3) элокуция – языковое оформление речи, отбор слов и выражений, тропов и риторических фигур;

4) мемориа – запоминание будущей речи;

5) акцио – произнесение речи.

В современных риториках рассматриваются следующие этапы подготовки к конкретному выступлению:

Выбор темы и определение целевой установки. Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы речи. Если тема речи задана, то оратору необходимо её конкретизировать и уточнить. Если тема выбрана самим оратором, то он должен исходить из личного опыта и знаний по выбранной теме. При этом он должен учитывать собственные интересы и интересы своих слушателей.

Выбрав тему, необходимо подумать о её формулировке. Название речи следует сделать чётким, ясным и по возможности кратким. Длинные формулировки, названия, включающие незнакомые слова и выражения, отталкивают слушателей, даже могут вызвать отрицательное отношение к предстоящему выступлению. Название должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей.

Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей он добивается. Отсутствие определённой целевой установки снижает эффективность выступления, не позволяет оратору добиться желаемого результата. Выступающий должен формулировать цель речи не только для себя, но и для своих слушателей. Чёткая формулировка целевой установки готовит слушателей к восприятию речи, облегчает её осмысление.

Поиск материала. Чтобы подготовить интересное по содержанию выступление, оратору необходимо собрать как можно больше данных, сведений, фактов, примеров, иллюстраций по выбранной теме. Для этого можно использовать самые разнообразные источники: официальные документы, научную и научно-популярную литературу, беллетристику, статьи из газет и журналов, передачи радио и телевидения, результаты социологических исследований, личные контакты, размышления и наблюдения. Важно использовать и так называемый местный материал, т.е. имеющий отношение к жизни слушателей. Такой материал оживляет выступление, привлекает к нему внимание слушателей, вызывает их интерес.

Изучение и анализ отобранного материала. Собрав необходимый материал, оратор должен его внимательно изучить, осмыслить, систематизировать, определить, что именно можно будет использовать в речи. При анализе материала появляются какие-то сравнения, ассоциации, сопоставления с реальными процессами жизни, рождаются новые мысли. Поэтому на данном этапе необходимо размышлять над материалом, критически его оценивать, пытаясь понять, как соотнести его с современными событиями, как использовать то или иное положение во время выступления.

Настоящая подготовка к выступлению, по мнению специалистов, заключается в том, чтобы выработать собственное отношение к предмету речи, сформулировать свои мысли к рассматриваемому вопросу, проанализировать свои идеи с позиций будущей аудитории.

Разработка плана выступления. В процессе подготовки речи необходимо определить порядок, в котором будет излагаться материал, т.е. составить план. Речи, написанные без предварительно составленного плана, как показывает практика, обычно имеют существенные композиционные недостатки. Оратор, не продумавший план выступления, нередко отклоняется от темы, не укладывается в отведённое для выступления время.

Начало, развёртывание и завершение речи. Для успешного публичного выступления нужно подумать, как расположить собранный материал, в какой последовательности его излагать, какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить речь – одним словом, какую выбрать композицию речи.

Композиции придают большое значение, называя её искусством. Искусство композиции проявляется как в продуманном расположении частей текста выступления, так и в приёмах перевода аудитории на чужую точку зрения. Не существует универсальных правил построения публичного выступления. Тема, цель, задачи, стоящие перед оратором, и состав аудитории определяют общие принципы композиции: 1) принцип последовательности (последующее должно вытекать из предшествующего и быть с ним соотносимо); 2) принцип усиления (значимость, вес, убедительность аргументов должны постепенно нарастать, самые сильные в конце рассуждения); 3) принцип органического единства (изложение должно вытекать из самого материала и намерений оратора); 4) принцип экономии (достижение поставленной цели рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств). Представления о композиции речи сводятся к наличию в ней начала, развёртывания и завершения, или вступления, основной части и заключения.

Успех публичного выступления во многом зависит от того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось заинтересовать аудиторию. Во вступлении подчёркивается актуальность темы, значение её для данной аудитории, кратко излагается история вопроса, формулируется цель выступления. Во введении особое внимание уделяется началу речи, первым фразам, так называемому зачину. К распространённым приёмам привлечения внимания аудитории относятся интересные примеры, пословицы и поговорки, крылатые выражения, юмористические замечания, цитаты (допускается и парадоксальное цитирование), рассказ о каких-либо значительных событиях, риторические вопросы и др. Каждое выступление требует своего, особого, начала в зависимости от темы, вида речи, состава аудитории, степени подготовленности и эмоционального настроя самого оратора.

Наиболее ответственной является основная часть ораторской речи, в которой излагается суть вопроса, последовательно разъясняются высказанные положения, доказывается их правильность. В этой части выступления необходимо соблюдать логическую последовательность и стройность изложения материала, используя соответствующий метод преподнесения материала. Эти методы сформировались на базе многовековой ораторской практики, описаны в риторических пособиях, активно используются ораторами. Укажем на часто используемые методы изложения материала в тексте.

При индуктивном методе выступающий начинает речь с конкретного случая, затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Применяется в агитационных выступлениях. Дедуктивный метод (изложение материала от общего к частному): оратор сначала выдвигает какие-то положения, затем разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Используется в выступлениях пропагандистского характера.

Сопоставление различных явлений, событий, фактов, хорошо известных слушателям, проводится методом аналогии, который помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию.

Концентрический метод предусматривает расположение материала вокруг главной проблемы и переход от общего рассмотрения к более конкретному и углублённому его анализу.

Последовательное изложение одного вопроса за другим достигается при использовании ступенчатого метода. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.

При историческом методе оратор излагает материал в хронологической последовательности, описывает и анализирует изменения, которые произошли в определённый исторический период. Использование различных методов изложения материала, доказательность и убедительность речи позволяют сделать структуру главной части речи оригинальной, нестандартной.

Меня зовут Катя, и я спикер. До сих пор волнительно так про себя говорить, но я посчитала, сколько публичных выступлений у меня было за последний год, и решила, что это будет правильным названием.

Я говорила на семи площадках в четырех городах, записала онлайн-курс , 16 выпусков подкаста и провела 12 мероприятий в качестве куратора. Выступала в онлайне и офлайне, в институтах, на фестивалях и конференциях, курировала других спикеров для сообщества Ladies, Wine & Design, Moscow, которым я занимаюсь.

Я хочу поделиться теми знаниями, которые у меня накопились за это время. Я часто работаю с новичками публичных выступлений и знаю, как это может быть волнительно на всех этапах подготовки. В этой статье речь пойдет о том, как выбрать тему, составить план, сделать презентацию, побороть тревогу, собирать и использовать обратную связь.

Типы выступлений и их особенности

Разберем, какие бывают выступления. Их можно разделить на онлайн и офлайн и по форматам: лекции, мастер-классы и подкасты-интервью. У каждого типа есть свои нюансы. Я постаралась сделать рекомендации максимально универсальными, выделив несколько особенностей для каждого типа.

По типу проведения. Первое крупное деление — онлайн и офлайн. С офлайном все понятно: вы будете выступать в месте, где на вас будут смотреть люди, и сразу сможете оценить их реакцию. Кому-то это помогает, кого-то пугает еще больше. Кажется, что на начальном этапе проще проводить мероприятия онлайн: можно хотя бы выключить камеру. Но в офлайне вы получаете эмоциональную обратную связь.

Онлайн бывает двух типов: живая трансляция, то есть лайв, и запись, как во время создания онлайн-курсов. Предзаписанные выступления пугают меньше: можно вырезать неловкие моменты и повторить фразу несколько раз с разной интонацией, пока не получится хорошо.

Для лайва нужно тщательнее готовить свою речь, как и для офлайн-выступления: следить за словами-паразитами, мыслями, мимикой и языком тела. Плюс чаще всего на лайве у вас будут более жесткие ограничения по времени.

Мастер-классы и семинары — логичное продолжение лекций и выступлений. Сначала вы даете теорию, потом практику. Чаще всего для мастер-класса нужны готовые для работы материалы. Если вы записываете онлайн-курс, то это файлы, на примере которых вы показываете, что и как делаете. Если это онлайн-трансляция, то вам нужно будет записывать экран в формате скринкаста и показывать работу в программе. Если это офлайн — то в зависимости от темы это могут быть маркеры, стикеры, блокноты, чарты, кисти, краски и даже пресс и гильотина для блокнотов. Материалов должно хватать на всех участников.

Спикеру чуть проще — он должен заранее получить список основных вопросов и подготовить ответы так, как ему удобнее: мысленно или письменно. Если я выступаю спикером на подкасте, то просто пробегаю вопросы глазами, вспоминаю истории, которые можно было бы рассказать, но особенно не готовлюсь.

Выбор и подготовка темы

Для этого представьте себя на кухне с друзьями и подумайте, о чем бы вы могли увлеченно рассказывать полчаса-час подряд. У всех есть эта тема: кто-то говорит про работу, кто-то про отношения, кто-то про недавно завершенный проект, кто-то про лайфхаки.

Если некомфортно говорить публично без подготовки — запишите мысли на диктофон. Не думайте о структуре — просто наговорите мысли, которые приходят в голову по вашей теме. Переслушивая, можно выстроить логику, добавить какие-то вещи и поменять блоки местами. Первые пять-десять минут процесс записи может смущать, но потом станет легче.

Дальше теме нужно небольшое описание — лид. Я писала, что хочу рассказать о том, как дизайн-фрилансеру рассчитать стоимость проекта, как выставлять счет, как обосновывать цену, работать с друзьями и тому подобное. У вас есть примерно 10 секунд, чтобы заинтересовать потенциального гостя, пока он просматривает списки спикеров и их темы. За это время вам нужно донести свою мысль коротко и ясно.

План выступления

После того как вы определились с темой, нужно составить план. Обычно я начинаю с того, что выписываю все мысли, которые есть. Если вы делали тестовый прогон или диктофонную запись — выпишите ключевые мысли оттуда. Я могу даже несколько дней ходить и записывать все, что приходит в голову. Параллельно я собираю ссылки, которые могут оказаться важны для моей темы.

Следующим шагом я разбиваю этот поток сознания на этапы. Здесь помогает представить выступление как диалог. Вы рассказываете, а аудитория задает наводящие вопросы, по которым вы продолжаете рассказ:

  • Вот я вышла и представилась.
  • Окей, ты Катя, а зачем нам тебя слушать?
  • А вот мои регалии.
  • Окей, а что ты будешь рассказывать?
  • Про принт.
  • А зачем нам об этом знать?
  • Потому что он как бы умер, а как бы нет, и все современные технологии пришли из принта. Ну и так далее.

Когда я понимаю, что не могу придумать ничего нового, начинаю сужать тему и искать дополнительную информацию. Например, кто первый сказал, что принт мертв? Погуглила и добавила трех человек, которые про это говорили. А почему раньше все использовали печатные карты, книги и рекламу? Потому что это был единственный информационный медиум, и так далее.

Не забудьте продумать связки между блоками информации: как вы переходите из первой темы ко второй. Чем мягче будет этот переход, тем больше ваша лекция будет затягивать слушателя, тем больше это будет напоминать художественный рассказ, а не сухое перечисление фактов.

Важно, что фрагментарный план работает только для тех, кто легко импровизирует. Если вы переживаете и чувствуете себя неуверенно — запишите себя на диктофон, опираясь на этот план, и прослушайте запись. Так у вас появится конспект выступления. Повторяйте, пока лекция не будет отскакивать от зубов или вы не поймете, что запомнили достаточно. Можно еще записать текст в блокнот или на карточках и сразу его отредактировать. Главное — уверенность в том, что вам есть что сказать.

Презентация и обучающие материалы

Лучше всего при создании презентации исходить из одного слайда или картинки на каждую важную мысль. В таком случае презентация станет опорой выступления, и каждый следующий слайд будет напоминать вам, что вы хотите сказать дальше. Количеством слайдов также удобно рассчитать длину лекции — у меня на каждый уходит от 10 до 60 секунд.

Самое важное, что нужно знать: презентация должна дополнять ваши слова, а не забирать все внимание на себя. Если на слайдах много текста, то все будут читать текст, а не слушать вас. Помещайте на слайд основные тезисы, иллюстрацию или то, что можно неправильно услышать, например адрес сайта или чье-то имя.

Представьте, что вашу лекцию будут не конспектировать, а фотографировать на телефон. Презентация должна быть такой, чтобы слушатель смог вспомнить, о чем вы говорили на выступлении, но при этом это не было бы транскриптом вашей лекции.

Если я веду мастер-класс или записываю скринкасты, то вместо презентации готовлю другие материалы. Когда я записывала уроки для онлайн-курса по программе Adobe inDesign, я готовила конспект мастер-класса, ключевые пункты, которые мне нужно рассказать, и файл для начала работы в программе. Дома я всегда выполняла урок в программе, которую собиралась показывать ученикам, чтобы понять, где есть затык, где что-то не получается, какими словами описывать те или иные вещи, чтобы не тратить время перед камерой. И для работы я сдавала студентам два файла: тот, с которого я начинаю, и финальный, который у меня получился в конце занятия. Я подсмотрела это в официальных книгах Adobe, и это хорошо работает.

Урок сшивки книг для студентов-фотографов BA Photography в Британской высшей школе дизайна в 2017 году

Драматургия и работа с аудиторией

Я использую несколько типов повествования во время выступлений в зависимости от задачи, которая стоит передо мной и моей лекцией. Вероятно, все помнят из школы про завязку — кульминацию — развязку. Вот тут все примерно то же.

Если вы читаете экспертную лекцию, то хорошо подходит последовательность боль — опыт — решение. Например, вы приезжаете с лекцией про софт-скиллы — то есть умение общаться в команде, вести переговоры и адаптироваться к изменениям. Боль в этом случае будет про то, что мало кто этими навыками обладает — и многие лишаются проектов. Ваш опыт — как лично вам недостаток навыков мешал в жизни, клиенты, которые от вас уходили, или ваши поиски решения. Решение — выжимка из вашего опыта, чему вы научились и что практикуете для развития этих скиллов. Также отлично подойдет для продающих презентаций — расскажите, как ваш продукт решает боли целевой аудитории.

Для рассказа о своем сообществе Ladies, Wine & Design, Moscow на фестивале креативных индустрий G8 в 2020 году я взяла другую схему: введение — ценности — просьба — заключение. Мне нужно было рассказать о тех крутых вещах, что мы делаем, и пригласить девушек к нам в сообщество. Я сначала рассказала про корни, откуда все началось, почему это важно основательнице и мне — введение. Рассказала, что именно мы делаем и почему — ценности. Пригласила девушек в группу, объяснив, что это им дает и чем мы можем быть им полезны — просьба. И в конце объяснила, почему так важно то, что мы делаем — заключение.

Слайд с выступления на конференции креативных индустрий G8. Тут я рассказываю слушателям, что мне друзья советуют уйти в диджитал-дизайн, а мне нравится быть бренд-дизайнером и типографическим дизайнером, пусть это и менее востребованные области

Если вас позвали рассказать именно про ваш опыт, я бы посоветовала такую схему: вступление — подводка — самый интересный случай — пожелание/заключение. Каждый из кусочков может повторяться, если вы поднимаете больше чем одну тему:

Привет, я Катя-дизайнер, много выступала в школьном кружке — подводка.

Потом решила дать свою первую лекцию — интересный случай.

Начала заниматься дизайном — еще одна подводка.

И начала презентовать свою работу клиентам — снова интересный случай.

Кстати, у вас тоже все получится — позитивное заключение.

Важно заканчивать на позитивной ноте. Я подсмотрела это у своего психолога, он никогда не отпускает меня расстроенной. Если же рассказ не предполагает умиротворяющего финала, дайте чек-лист с действиями.

Как подготовиться перед выступлением

Когда я выступала на фестивале креативных индустрий G8, для меня это было первым выступлением на широкую публику за последние много лет. Оно проходило в зале на 600 человек, но за пару недель мероприятие перенесли в онлайн и зрителей не было. Это было жутко. Пустой зал, камеры и понимание, что прямо сейчас в прямом эфире меня смотрит примерно 100 000 человек. Что я сделала? Рядом с камерами я рассадила своих друзей, чтобы у меня был зрительный контакт с людьми и поддержка близких.

Из-за коронавируса ивент перенесли онлайн, и огромный пустой зал пугает даже больше, чем если бы там были зрители

Обратная связь

Как бы ни прошло ваше выступление — необходимо собрать обратную связь — как лично, так и в социальных сетях. Так вы сможете понять, насколько ваше выступление было понятно, какие точки запомнились хорошо, что, наоборот, было скучно и непонятно. Делайте скриншоты всего, что о вас пишут, просматривайте записи выступлений, читайте комментарии и анализируйте — какие шутки не зашли, где вы волновались, где все прошло хорошо, какие слайды больше всего понравились, где громче всего смеялись. Вы отрепетируете эти моменты перед следующими мероприятиями, и каждое ваше выступление будет лучше предыдущего.

Обязательно пообщайтесь с другими спикерами и гостями сразу после выступления, чтобы получить обратную связь не отходя от сцены. Если вы выступили хорошо — вас это замотивирует. Если плохо — вы сразу запомните свои косяки. Тут работает тот же принцип, что и везде: чем больше вы выходите на сцену, тем лучше у вас будет получаться.

Чек-лист для спикера

Всегда есть вещи, которые могут пойти не так. С частью вам нужно будет просто смириться, но проверить некоторые — в вашей власти. Вот что нужно не забыть до, после и во время выступления.

  1. Проверить презентацию и прогнать по времени.
  2. Проверить орфографию.
  3. Проверить, как презентация открывается в зале.
  4. Проверить дополнительные материалы (раздатка, конспекты, рабочие инструменты).
  5. Проверить микрофон, камеру, акустику.
  6. Записать ваши контакты в презентацию.
  7. Повторить материал.
  8. Продумать внешний вид.
  9. Собраться заранее, чтобы была возможность про что-то вспомнить внезапно.
  10. Написать о выступлении в социальных сетях за месяц, неделю и день до выступления.

Во время выступления:

Катя Шашина

Загрузка

Алексей Петров

Хороший текст, от себя скажу с другой стороны баррикад, как организатор различных публичных мероприятий. Самое главное для меня в спикере это дикция и умение не боятся своего голоса. Очень часто лектор говорит не четко, с кашей во рту, глотая окончания. Ну ёлки-палки, раз ты спикер, возьми пару уроков у хорошего логопеда, пожалуйста. Вторая проблема, если с дикцией все ок, но человек говорит почти не слышно даже в микрофон, как бы сам пугается сказанного. Понятно, неопытный лектор, испугался публики. Но это жесть, потому что в момент не исправляется, а лекция идёт.
Все остальные проблемы с выступлением решить можно со временем.

Русалка на ветвях сидит

Катя Шашина

С другой стороны я встречала людей, которые безумно боятся камеры / микрофона / зала, для них в выступлении нет вообще никакого кайфа, только нездоровый стресс. Если человек хочет развиваться в публичных выступлениях — он найдёт себе менторов или курсы и научится. Но иногда заставлять человека не надо, и можно мягко перевести его в формат подкастов, статей и заметок. Это тоже вполне рабочий вариант

Читайте также: