Формирующее оценивание в проектной деятельности в начальной школе

Обновлено: 02.07.2024

Оценивание – обычная процедура для современной системы преподавания. Оно обычно весьма предсказуемо и традиционно. Контрольные работы, тесты и экзамены никуда не исчезнут из системы школьного преподавания, но успеваемость обучающихся может заметно повыситься, если использовать данные, полученные в результате применения разных способов оценивания в преподавании, осуществлять обратную связь и оценивать работу и участие.

Для наиболее эффективного оценивания в проекте и мотивации обучающихся на добросовестное и заинтересованное обучение очень важно постоянно контролировать, что они изучают и как они учатся, каков их прогресс в приращении знаний, в чем они нуждаются.

В хорошие проекты оценивание закладывается изначально. Оценивание при изучении тем с помощью метода проектов должно быть спланировано таким образом, чтобы:

  • Использовались различные стратегии оценивания;
  • Оценивание проводилось в ходе всей продолжительности проекта;
  • Оценивалось решение наиболее важных результатов проекта;
  • Ученики вовлекались в процесс оценивания.

Для того, чтобы привлечь обучащихся в процесс оценивания, Вы должны предоставить ученикам следующее:

  • Информацию о четких критериях оценивания продуктов проектной деятельности и достигаемых ими результатов;
  • Руководства по выполнению качественной работы;
  • Возможность наблюдать за своим собственным прогрессом;
  • Рекомендации по составлению конструктивных отзывов в адрес своих одноклассников и учету отзывов одноклассников для улучшения своей работы;
  • Время для размышлений и совершенствования продуктов проектной деятельности.

Помните: Оценивание должно быть интегрировано в процесс выполнения проекта и соответствовать планируемым результатам проекта.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какие тенденции характеризовали контрольно-оценочную деятельность в конце XX-столетия?
  2. Какие требования предъявляет ФГОС к процессу оценивания? Какие принципы выдвигает?
  3. Что нужно контролировать в процессе реализации проекта?
  4. Что нужно при этом учитывать?

В ходе изучения учебной темы учителя регулярно собирают информацию о том, что и как изучают все их ученики. Они осуществляют мониторинг обсуждений в малых группах, наблюдают за учениками, вовлеченными как в структурированную так и не в структурированную деятельность, задают вопросы в процессе работы с учениками. Такое постоянное оценивание, которое происходит до начала и в ходе проекта, называется формирующим оцениванием. Учителя используют результаты данного оценивания для внесения изменений в педагогический процесс и акцентируют внимание учеников на выполнении задач проекта. Если учителя регулярно привлекают учащихся к сбору и изучению такой информации, они могут помочь ученикам стать самостоятельными и независимыми, более успешными в достижение планируемых результатов проекта.

Формирующее оценивание не повышает успеваемость обучающихся само по себе. Ученики более успешно достигают планируемых результатов, если информация, полученная в ходе формирующего оценивания, используется конструктивно, с целью учесть индивидуальные потребности и помочь ученикам стать независимыми в обучении.

Обобщающее оценивание, которое проводится в конце изучения учебной темы или по завершении проекта, позволяет определить основные учебные проблемы с тем, чтобы более эффективно решать их при изучении последующих тем с другими группами учеников. Ученики могут выявить проблемные вопросы и определить цели для последующего изучения.

В таблице ниже указаны пять целей оценивания, а также объясняется, почему важна каждая цель.

Вид оценивания Цель оценивания Почему это важно?
Формирующее оценивание Оценить потребности и интересы учеников Ученики имеют широкий и разнообразный опыт, способности и интересы к любой новой теме. Оценивание и понимание основного багажа знаний учеников помогает учителям сформировать процесс обучения с тем, чтобы предотвратить неправильное понимание вопросов, дифференцировать подход к обучающимся на основе их имеющегося опыта до проекта.
Формирующее оценивание Поощрить саморегуляцию и сотрудничество Одна из целей образования заключается в обучении учеников, которые могут учиться сами и которые могут хорошо работать в команде с другими. Оценивание навыков к самостоятельной работе и сотрудничеству помогает ученикам стать более эффективными в планировании и последующей реализации проекта без принуждения. Ученики должны быть способны работать вместе и отдельно с тем, чтобы определить и использовать большое разнообразие ресурсов и инструментов, учитывая соответствующие риски и учась на своих ошибках.
Формирующее оценивание Осуществлять мониторинг прогресса Если мониторинг прогресса учащихся привязан к определённому графику, то ученики более ответственно относятся к своему обучению. Оценивание, в результате которого вырабатываются полезные отзывы и комментарии, указывает ученикам на их слабые стороны, и подтверждает их сильные стороны и успехи.
Формирующее оценивание Проверить понимание и поощрить метапознание Ценность метапознания учеников или размышление о своём мышлении является наиболее эффективным методом улучшения процесса обучения. Когда ученики думают о своем мышлении, они лучше подготовлены к принятию и обобщению нового изученного материала в других контекстах. В зависимости от того, как они структурированы, те же самые методы оценивания могут помочь учителям проверить понимание учеников, и могут помочь ученикам думать о своем собственном продвижении в познании.
Обобщающее оценивание Продемонстрировать понимание и навыки Предоставление ученикам возможности продемонстрировать их понимание, умения и навыки поможет им показать свою способность решать проблемы представлять идеи, свои разработки, применять на практике изученное и учиться друг у друга. Демонстрация понимания и навыков также позволяет ученикам давать отзывы своим одноклассникам и самостоятельно проводить самооценку собственных сильных и слабых сторон.

Вопросы для самоконтроля:

  1. В чем заключается суть формирующего оценивания?
  2. Является ли для Вас вышеназванные цели оценивания новыми?
  3. Какое оценивание используете Вы в своей преподавательской практике?

Стратегии оценивания - это пути (или направления) по которым будет строиться совместная деятельность учителя и ученика, ученика и ученика по достижению образовательных результатов проекта.

Каждая стратегия содержит свои средства оценивания. Ключевое значение имеет понимание различных целей стратегий оценивания, того, как может быть построено оценивание и того, что можно делать с результатами оценивания. Все стратегии оценивания могут быть разбиты на 5 основных типов. Помните, что средства оценивания могут быть полифункциональны, т.е. одно и тоже средство оценивания может отвечать различным стратегиям, обращение к нему может идти на нескольких стадиях проекта (Например: оценочные техники - "Лесенка успеха", таблица "ЗИУ", Листы критериев и оценок).

Примечание. Не обязательно использовать в проекте все средства оценивания (количество оценочных техник - не самоцель!), но необходимо включать все типы стратегий в план оценивания по проекту.

2. Опросы 1, анкеты;

3. Средства графической визуализации (Причинные карты 1, 2, Рыбий скелет 1, Ранжирование 1;

5. "Лесенка успеха" 1.

3. Лист планирования работы в группе 1;

4. Наблюдения с опорой на экспертные листы 1;

5. Листы критериев и оценок (совместно вырабатываются и обсуждаются с ученикам) См. примеры критериев в пункте 5;

7. Напоминания и подсказки;

8. Предварительные отзывы 1, используются для улучшения качества работы;

9. "Лесенка успеха" 1.

2. Самооценка ученика 1, 2;

3. Анализ статистики работы учащегося (Записи в журнале или дневнике проекта);

4. Инструктирующие алгоритмы действий (не только ЧТО, но КОГДА и КАК сделать). Важно для детей, испытывающих трудности в обучении;

5. Напоминания и подсказки (Например: Календарь проекта);

6. Дневник участника проекта 1;

7. Проверочный лист продвижения по проекту 1;

8. Недельные отчеты 1;

9. Таблица самозаписи 1;

10. Консультации (очные, дистанционные)1;

1. Уточняющие вопросы;

2. Опросы, тесты, текущие проверочные работы;

3. Недельные отчеты 1;

5. Наблюдения (У + у; у + у);

6. Кластерные карты 1;

7. Составление тестов и проверочных работ учениками 1;

8. Конкурсы, игры, викторины 1, в которых надо показать владение материалом, связанным с темой проекта;

9. Листы критериев и оценок (совместно вырабатываются и обсуждаются с ученикам) См. примеры критериев в пункте 5;

10. Предварительные отзывы 1, используются для улучшения качества работы;

11. Самооценка (Например: "Лесенка успеха" 1).

Фиксируют достигнута ли цель проекта и планируемые результаты.

2. Способы представления проекта (Презентации, демонстрации умений, конференции, художественные и творческие выступления, ролевые игры, дебаты, праздники и пр.);

  • Проверочные и контрольные работы, тесты, зачеты, экзамены;
  • Таблицы "ЗИУ" 1
  • Листы критериев и оценок 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7;
  • Средства графической визуализации: Рыбий скелет 1, Кластерная карта 1, Ментальная карта 1;
  • Экспертные листы 1;
  • Отзывы на выступления 1, на работу 2;
  • Выходные анкеты;
  • Рефлексия 1, 2, 3;
  • Интегрированная оценка 1;
  • Матрица уровней достижения образовательных результатов 1
  • Копилка баллов 1.

Kev fo.jpg

Ответьте на вопросы:

  1. Какие средства оценивания Вы возьмете для своего проекта?
  2. Какую информацию для педагога и обучающихся они дадут?
  3. Какие еще средства оценивания не вошли в перечень предложенных? Дополните.

Можете создать таблицу "План оценивания" в своем ПАСПОРТЕ ПРОЕКТА, перечислив в каждом столбце средства оценивания. Помните, что эти средства могут быть полифункциональны, т.е. одно и тоже средство оценивания может преследовать множество целей и отвечать различным стратегиям, в результате обращение к ним может идти на любых этапах проекта.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Изменилось ли Ваше представление об оценивании в проектной деятельности?
  2. Произошло ли продвижение в этом вопросе?

При выстраивании контроль-оценочной деятельности в проекте чаще всего возникают следующие проблемы:

Новый образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения образовательной программы, согласно которым ученик должен уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами само-контроля, самооценки, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить коррективы и, наконец, адекватно оценивать свои достижения.

Здесь возникает довольно острая для нашего образования проблема : для того, что-бы этот процесс реализовался на практике ученику необходим доступ к оцениванию, так как согласно ФГОС, оценка – это особое действие, которое должно отражать то, чему научился обучающийся, на сколько он продвинулся к цели, что нового узнал. То есть учитель, всегда остававшийся контролёром должен поделиться с учеником инструментами оценивания, раскрыть ему основания, или критерии, по которым производится оценивание, и дать возможность воспользоваться результатами оценивания в своих интересах.

Таким образом, актуальность выбора темы проекта обусловлена потребностью об-щества и личности учащегося в новой, объективной системе оценивания учебных и внеучебных достижений в рамках введения Федеральных государственных образователь-ных стандартов основного общего образования. Система оценки достижения планируе-мых результатов освоения основной образовательной программы основного общего обра-зования представляет собой один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образова-ния, направленный на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.

Актуальность обусловлена как новым профессиональным стандартом педагога, который предъявляет требования к умениям педагога : организовывать, осуществлять контроль и оценку учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися; применять инструментарий и методы диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка; использовать эти результаты для корректировки образовательной деятельности с целью повышения качества образования в целом, так и направлением деятельности муниципальной методической службы по вопросам обновления содержания и технологий образования как фактор достижения новых образовательных результатов.

Принципы формирующего оценивания полностью соответствуют новой системе оценивания, которую предлагают внедрить в отечественную практику новые государственные образовательные стандарты : оценивание является непрерывном процессом; оценивание может быть только критериальным; критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам и учащимся и могут вырабатываться совместно; система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретали навыки и привычку к самооценке.

Оно ориентировано на конкретного ученика, призвано выявить пробелы в освоении учащимся того или иного элемента содержания образования, с тем чтобы с максимальной эффективностью организовать работу, и не предполагает сравнения результатов разных учащихся. Ученик получает доступ к оцениванию : он понимает, как его оценивают, и становится сознательным участником деятельности обучения. Формирующее оценивание воспитывает ответственность учащихся за результат своего труда; способствует росту мотивации к обучению; повышает качество образования.

ИДЕЯ ПРОЕКТА

Основной принцип педагогических действий – способствовать развитию учащихся. Обучение и развитие ребенка постоянно находятся в процессе изменения. Для достижения учебной самостоятельности, инициативности и ответственности школьника особое значение имеет контрольно-оценочная самостоятельность ребенка, то есть умения самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность своих одноклассников, устанавливать и устранять причины возникающих при обучении трудностей. Востребованным оказывается такой подход к оцениванию достижений учащихся, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся. Эти умения возможно сформировать, систематически используя в повседневной практике формирующее оценивание. Тем более что новые образовательные стандарты задают новые ориентиры в понимании учебных результатов и соответствующих им подходов к оцениванию. Практически во всех разделах Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования мы находим соответствующие комментарии. Заявленные в новых стандартах образовательные результаты требуют построения новой системы оценивания. Новые для нашей школьной практики принципы и форматы оценивания полностью отвечают стратегии и формам реализации формирующего подхода к оценке учебных достижений.

Мы предполагаем, что использование техник формирующего оценивания повысит мо-тивацию к учению и познанию, тем самым позволит повысить качество образования в целом.

ЗНАЧИМОСТЬ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

ОБРАЗОВАНИЯ

• апробированная инновационная система работы по использованию технологии формирующего оценивания, включающая методические рекомендации по созда-нию данной системы работы;

• подбор педагогических техник формирующего оценивания;

• методики для диагностики уровня сформированности учебной мотивации;

• методики для диагностики педагогов к инновационной деятельности;

• площадка по проведению мастер-классов по использованию технологии формиру-ющего оценивания.

ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

Руководствуясь нормативными документами, программами и стандартами образо-вания, учитывая уровень обученности, мотивации и развития обучающихся, квалифика-цию педагогического коллектива и круг актуальных нерешенных проблем педагогический коллектив школы на основе анализа образовательных результатов, учащихся школы, выбрал стратегию развития школы - формирующее оценивание – как педагогическая стратегия по улучшению качества образования.

На основе анализа образовательных результатов учащихся школы можно констатировать следующие учебные трудности, которые сохраняются как тенденции:

- несформированность умений применять знания в решении учебно-практических задач;

- неразвитость умения решать логические задачи, выполнять действия в соответ-ствии с алгоритмом и выстраивать алгоритмы;

- уровень мотивации школьников снижается от учащихся начальных классов к ос-новному общему образованию и как следствие этого снижается качество обучения : каче-ство обучения в 4х классах по итогам года составляет 62%, к 7 классу – 41%; высокий уровень мотивации у учащихся 4 классов составляет 62%, средний -34%, сниженный все-го 4%; у учащихся 7 классов высокий уровень снизился до 35%, средний составил 56%, сниженный -9% .

Зафиксированные трудности связаны со следующими общими причинами:

- отсутствие выработанных совместных критериев и совместной деятельности учителя и ученика;

- нехватка опыта работы педагогов в команде;

- высокий уровень эмоционального выгорания педагогов;

- формирование и развитие образования на каждом уровне осуществляется без достаточ-ной опоры на предшествующее образование и без учета дальнейших перспектив.

У педагогического коллектива есть определенный технологический ресурс и опыт применения следующих технологий: технологии развития критического мышления, тех-нология проблемного диалога, смысловое чтение, формирующее оценивание. Однако применение данных технологий носит фрагментарный, разрозненный характер, что не может гарантировать качества преподавания, позитивно влияющее на образовательный результат.

Поэтому на основе анализа была выбрана педагогическая стратегия формирующего оценивания, включающая:

- первая группа техник формирующего оценивания : подразумевает выработку совместных критериев (карта понятий, ментальная карта, вопросы (тесты).

оценочной деятельности учителя и ученика (две звезды, одно пожелание, портфолио, не-дельный отчет.

В качестве ценностного ориентира, с точки зрения стратегии формирующего оце-нивания, был выбран результат, который позволит учителю сделать обучающегося субъ-ектом образовательной и оценочной деятельности.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

• Позитивные изменения в педагогическом коллективе, определяемые через рост профессиональной и научно-методической подготовки педагогов, вовлеченности их в совместную проектную деятельность творческих групп внутри и за пределами школы, реальных личных инициатив;

• Реализация техник формирующего обучения во всех ОО города по данному направлению;

• Проблемное общение педагогов друг с другом по внедрению в практику тех-нологии формирующего оценивания;

• Создание опорной площадки по проведению технологических, обучающих, ин-формационных, методических мероприятий для педагогов заинтересованных обра-зовательных учреждений;

• Создание сетевого профессионального сообщества заинтересованных лиц в рам-ках реализации механизма социального партнерства, сетевого взаимодействия;

• Диссеминация полученного опыта по всем направлениям деятельности школы по реализации проекта на образовательные учреждения города

• Составление сборника методических рекомендаций по итогам работы деятельно-сти.

ОЖИДАЕМЫЕ ЭФФЕКТЫ ПРОЕКТА

- повышение уровня готовности педагогических кадров к внедрению технологии формирующего оценивания ;

- расширение благоприятных возможностей для профессионального роста педаго-гов;

- повышение количества и качества участия учителей школы в реализации иннова-ционного проекта;

- положительная динамика развития образовательной среды по всем направлениям;

-повышение эффективности управления качеством образования;

- повышение качества образования и мотивации у обучающихся посредством вы-страивания индивидуальных образовательных маршрутов, позволяющих вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования : личностных, метапредметных и предметных;

-повышение степени удовлетворенности всех участников образовательного про-цесса условиями и результатами образовательной деятельности школы;

- повышение степени готовности выпускников основной школы к новой процедуре оценки образовательных результатов в ходе государственной итоговой аттестации.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Под формирующим оцениванием понимается оценивание в ходе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки, а также коммуникативные умения учащегося, устанавливается обратная связь об успехах и недостатках учащегося. Основная цель такого оценивания – мотивировать учащегося на дальнейшее обучение, планирование целей и путей их достижения. Также формирующим его делает не набор определенных заданий, а цель проведения.

Обзор и анализ научных исследований зарубежных авторов позволил сделать вы-вод о том, что оценивание будет являться формирующим, если выполнены следующие условия: задания для оценивания соответствуют по содержанию пройденному материалу, используются знакомые для учащихся и соответствующие их возрасту формы заданий, составленные таким образом, чтобы выявить возможные проблемы у каждого ученика и показать очевидность процесса размышления, приведшего к данному результату.

Так как процесс обучения является непрерывным, процесс формирующего оцени-вания также должен быть непрерывным. Оно проводится не только по итогам прохожде-ния определенного блока, но и в процессе обучения. В ходе формирующего оценивания оцениваются достижения учащихся в их развитии. Результаты оценивания сравниваются с предыдущими результатами данного ученика.

Существует несколько подходов к проведению формирующего оценивания.

И. С. Фишман и Г. Б. Голуб предлагают начать работу с определения планируемых резуль-татов обучения. Второй этап – это этап организации деятельности учащихся по достиже-нию планируемого результата. На третьем этапе авторы предлагают сопровождать про-цесс достижения планируемых результатов при помощи обратной связи. М. А. Пинская на первом этапе оценивания предлагает перевести цели в измеряемый учебный результат, определить необходимый уровень их достижения, отобрать техники оценивания, выбрать и реализовать соответствующие методы обучения, провести оценивание и определить, достигнуты ли планируемые результаты.

Специфика использования формирующего оценивания в российской школе заклю-чается в том, что наша система образования, прежде всего, строго ориентирована на качество знаний, приобретенных учеником, в то время как, например, финская система образования требует высокого уровня профессионализма от учителя и качественного преподавания. Соответственно, оценивание производится с точки зрения качества передачи знаний. Уровень обученности ученика зависит от его мотивации, способностей, потребностей и не подлежит строгому контролю со стороны внешних контролирующих организаций. Согласно результатам исследования восьми стран, в число которых входит Россия, проведенного Центром исследований и инноваций в области образования (CERI – Centrefor Educational Research and Innovation) при Организации экономического сотрудничества и развития (OECD, основная проблема использования оценивания связана с противоречиями, возникающими между формирующим и суммативным оцениванием.

Для внедрения в практику работы формирующего оценивания необходимо созда-ние единой внутришкольной системы, использующей банк техник, приемов и методов формирующего оценивания, единого критериального аппарата для схожих видов работ, подкрепленного нормативными актами и методическими рекомендациями по использова-нию результатов оценивания.

Важным условием реализации эффективной оценочной деятельности является вы-бор техник формирующего оценивания, которые будут использоваться как средство управления развитием учебной деятельности школьников и позволят определить динами-ку развития не только уровня мотивации школьника, предметных результатов, но и уни-версальных учебных действий.

Цель проекта : Создание инновационной системы работы и трансляция опыта по использованию технологии формирующего оценивания как средства повышения мотива-ции обучающихся, качества его образовательных достижений.

Задачи проекта

• сформировать компетенции педагогов школы в области формирующего оценивания образовательных достижений и способов работы над повышением уровня мотивации учащихся в поддерживающем ключе команды школы

• способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов города через обучающие семинары с практическим показом педагогического опыта.

• организовать трансляцию инновационного опыта, используя в работе прак-тико-ориентированные формы и методы;

• организовать сетевое взаимодействие общеобразовательных учреждений по проблемам и перспективам введения новых образовательных стандартов общего образо-вания.

Этапы реализации проекта :

1 этап. Диагностико-организационный этап (апрель – декабрь 2019 г.)

Задача: разработка модели школы как центра по распространению опыта внедре-ния формирующего оценивания.

Основное содержание деятельности.

1. Создание условий для использования технологии формирующего оценива-ния достижений обучающихся: разработка нормативной базы, диагностика состояния учебной мотивации школьников, диагностика готовности учителей к инновационной деятельности, анализ предметных результатов, анализ имеющегося опыта по теме Проекта в школе и вне школы, подборка техник формирующего оценивания и методик их использования.

2. Разработать план работы по проекту, презентовать план работы педагогиче-скому сообществу, отработать алгоритмы действий по реализации этапов проекта, подго-товить технологично описанный инновационный продукт.

3. Повышение квалификации педагогов, освоение ими новых социальных ро-лей: проведение заседания педагогического совета по изучению технологии формирую-щего оценивания, семинара с педагогами по использованию техник формирующего оце-нивания, консультаций с педагогами по разработке пробных уроков.

4. Освещение работы по теме Проекта – создание страницы школьного сайта.

Методы: анализ документов, опрос, анкетирование, педагогическое проектирова-ние, структурированное наблюдение.

Прогнозируемый результат этапа: план реализации проекта, банк техник формирующего оценивания; позитивные изменения в педагогическом коллективе, определяемые через рост профессиональной и научно-методической подготовки педагогов, вовлеченности их в совместную проектную деятельность творческих групп внутри и за пределами школы, реальных личных инициатив;

2 этап. – Практический (основной этап, реализация программных мероприятий опорной площадки январь 2020г – май 2021 г)

Задача: системная интеграция деятельности школы в муниципальную систему по-вышения квалификации педагогических кадров, позволяющая реализовать преимущества школы как центра анализа, обобщения и распространения практического опыта по реали-зации техник формирующего оценивания.

Основное содержание: реализация проекта с использованием практико-ориентированных форм и методов представления опыта работы школы по созданию си-стемы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального, основного и среднего общего образования на основе формирую-щего оценивания.

Методы: мониторинг процесса реализации проекта, опрос, анкетирование, структурированное наблюдение, педагогическое проектирование, экспертиза.

Прогнозируемый результат этапа: проблемное общение педагогов друг с другом по внедрению в практику технологии формирующего оценивания; реализация техник формирующего обучения во всех ОО города по данному направлению; создание опорной площадки по проведению технологических, обучающих, информационных, методических мероприятий для педагогов заинтересованных образовательных учреждений; сетевого профессионального сообщества заинтересованных лиц в рамках реализации механизма социального партнерства, сетевого взаимодействия.

3 этап. Аналитико-обобщающий (май – август 2021г., подведение итогов и анализ результатов в соответствии с целью и задачами по направлению деятельно-сти.)

Задача: анализ работы школы по реализации проекта, соотнесение достигнутых ре-зультатов с планируемыми.

Основное содержание: проводится анализ результатов, осуществляется повторная диагностика, подтверждающая жизнеспособность и эффективность созданной модели системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования на основе формирующего оценивания, представляются результаты реализации проекта педагогическому сообществу города.

Методы: самооценка, опрос, анкетирование, структурированное наблюдение, педагогическое проектирование, презентационные методы.

Прогнозируемый результат этапа: диссеминация полученного опыта по всем направлениям деятельности школы по реализации проекта на образовательные учрежде-ния города; составление сборника методических рекомендаций по итогам работы дея-тельности.


В презентации представлены техники формирующего оценивания, доступные для обучающихся начальной школы.

Содержимое разработки

Использование приёмов формирующего оценивания в начальной школе

Использование приёмов формирующего оценивания в начальной школе

Оценка качества образования – процесс, в результате которого определяется степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения эталону как общепризнанной зафиксированной в нормативных документах системе требований к качеству образования. Оценивание - это процесс систематического сбора информации о развитии учащегося, анализ этой информации и предоставление обратной связи.

Оценка качества образования процесс, в результате которого определяется степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения эталону как общепризнанной зафиксированной в нормативных документах системе требований к качеству образования.

Оценивание - это процесс систематического сбора информации о развитии учащегося, анализ этой информации и предоставление обратной связи.

Оценка внешняя внутренняя

Внешняя оценка качества образования - оценка, осуществляемая государственными структурами, органами власти, производством, обществом, личностью (в т.ч. родителями и лицами, их замещающими).

Внешняя оценка качества образования - оценка, осуществляемая государственными структурами, органами власти, производством, обществом, личностью (в т.ч. родителями и лицами, их замещающими).

ВСОКО (Внутренняя система оценки качества образования) - совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, диагностических и контрольно-оценочных процедур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку образовательных достижений учащихся, эффективности реализации образовательной программы и программы развития гимназии, управления качеством образования

ВСОКО (Внутренняя система оценки качества образования) - совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, диагностических и контрольно-оценочных процедур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку образовательных достижений учащихся, эффективности реализации образовательной программы и программы развития гимназии, управления качеством образования

Оценочные процедуры (ОП) Промежуточная аттестация Стартовая диагностика Портфолио Текущая оценка Тематическая Итоговая оценка оценка (итоговая аттестация)

Оценочные процедуры (ОП)

Промежуточная

диагностика

Текущая оценка

Тематическая

Итоговая оценка

(итоговая аттестация)

Текущая оценка Формирующее оценивание т.е. поддерживающее и направляющее усилия учащегося Диагностическое оценивание способствующее выявлению и осознанию учителем и учащимся существующих проблем в обучении

Текущая оценка

Формирующее оценивание

т.е. поддерживающее и

направляющее усилия учащегося

Диагностическое оценивание

способствующее выявлению

и осознанию учителем и

учащимся существующих проблем в обучении

Формирующее оценивание (ФО) - это осуществляемое в процессе обучения оценивание, в ходе которого анализируются знания, умения, ценностные установки и оценки, а также поведение учащегося; это процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учёбе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом

Формирующее оценивание (ФО) -

это осуществляемое в процессе обучения оценивание, в ходе которого анализируются знания, умения, ценностные установки и оценки, а также поведение учащегося;

это процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учёбе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом

Формирующее оценивание (ФО) Оценка класса Самооценка Обратная связь Оценка учителем

Формирующее оценивание (ФО)

Преимущества ФО: обеспечение непрерывного контроля качества образовательных результатов; прогнозирование результатов учебной деятельности и их коррекция; выявление пробелов и восполнение их с наибольшей эффективностью; изменение межличностных отношений в классном коллективе.

Техники ФО:

Жестовая символика

- М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт получил?

- Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

- С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня мое преобладающее настроение, состояние духа?

- У (указательный) – услуга, помощь, Чем я сегодня помог, чем порадовал, чему поспособствовал?

- Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было мое физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?

Цветовая оценка

Я не понял(а) тему

В целом все понятно,

но остались некоторые неясности

Мне все понятно


Техники ФО: Знаковая символика Шкала успеха : ∆ - я мог (- ла) работать и лучше; - Сегодня я понял (- а), чего мне не хватает для успешной работы; ≈ - Я сегодня плохо работал (- а); ○ – Я очень старался (ась), но у меня не все получилось; - Сегодня я работал (- а) в полную силу. У меня все получилось.

Знаковая символика

Шкала успеха :

∆ - я мог (- ла) работать и лучше;

- Сегодня я понял (- а), чего мне не хватает для успешной работы;

≈ - Я сегодня плохо работал (- а);

○ – Я очень старался (ась), но у меня не все получилось;

- Сегодня я работал (- а) в полную силу. У меня все получилось.

На шкале учащиеся отмечают свои результаты, в соответствии с совместно выработанными критериями оценивания:

Лист оценки усвоения темы «Умножение многозначных чисел

1. Воспроизведение . Я могу прочитать и записать произведение многозначных чисел.

2 . Понимание . Я могу составить алгоритм умножения многозначных чисел.

Я знаю свойства и правила, лежащие в основе умножения многозначных чисел.

Я могу объяснить, как умножить числа с нулями в середине и в конце многозначных чисел.

Я умею выполнять частные случаи (с нулём) умножения многозначных чисел.

Листы индивидуальных достижений (чтение, русский язык, математика) Это позволяет ученику : видеть своё продвижение; формировать навык самоконтроля и самооценки; Это позволяет учителю: наглядно увидеть процесс формирования предметного знания у детей и обеспечить целенаправленную и своевременную коррекцию; сделать отметку содержательной и для ученика, и для его родителей; сделать оценку работы оптимистичной.

Листы индивидуальных достижений (чтение, русский язык, математика)

Это позволяет ученику :

  • видеть своё продвижение;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки;

Это позволяет учителю:

  • наглядно увидеть процесс формирования предметного знания у детей и обеспечить целенаправленную и своевременную коррекцию;
  • сделать отметку содержательной и для ученика, и для его родителей;
  • сделать оценку работы оптимистичной.

Внутренний и внешний круг









"Благодарю…" Выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось.




Одноминутное эссе Это приём, который используется учителем с целью предоставления учащимся обратной связи о том, что они узнали по новой теме Что самое главное ты узнал сегодня? Какие вопросы остались для тебя непонятными?

Одноминутное эссе

Это приём, который используется учителем с целью предоставления учащимся обратной связи о том, что они узнали по новой теме

  • Что самое главное ты узнал сегодня?
  • Какие вопросы остались для тебя непонятными?



ФО помогает учащимся фиксировать свой результат и сравнивать с предыдущим; учащиеся могут анализировать собственные действия, отношения, мысли и т.д., на основе своих выводов управлять своей образовательной деятельностью .

  • помогает учащимся фиксировать свой результат и сравнивать с предыдущим;
  • учащиеся могут анализировать собственные действия, отношения, мысли и т.д., на основе своих выводов управлять своей образовательной деятельностью .

Спасибо за внимание!


-75%

В Федеральном Государственном Образовательном стандарте начального общего образования сказано, что учащиеся должны владеть основами самоконтроля, самооценки, саморегуляции, а также взаимоконтроля и взаимооценки.

Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет чёткие требования к системе оценки. Она должна:

  • фиксировать цели оценочной деятельности: ориентировать на достижение результатов обучения (предметных, метапредметных и личностных); обеспечивать комплексный подход к оценке результатов образования; обеспечивать возможность регулирования функционирования системы образования на основе полученной информации об уровне достижения планируемых результатов обучения;
  • фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов;
  • фиксировать условия и границы применения системы оценивания.

Существующая практика оценивания не соответствует такой организации учебного процесса. Это несоответствие практики и новых требований, предъявляемых к проведению процедуры оценивания, приводит к следующим противоречиям:

  • обучение проводится непрерывно, оценивание — дискретно;
  • предъявляются требования к предметным и метапредметным результатам обучения школьников, а оцениваются только предметные;
  • развитие школьника происходит в учебное (уроки) и внеучебное время (дополнительные занятия, внеурочная деятельность), а оценивается только деятельность во время урока;
  • цель образования — развитие ребёнка, цель оценивания — констатация факта соответствия его знаний стандарту.

Очевидно, что необходимы новые подходы к системе оценивания, которые помогут избежать вышеперечисленных противоречий.

Сравнительный анализ подходов к системе оценивания

Показатель

Подходы к оцениванию в условиях ФГОС

Сравнение результатов с обязательным минимумом содержания

Учителя; администрация; внешние проверяющие организации

Таким образом, для преодоления существующих противоречий, возникающих при оценивании предметных и метапредметных результатов обучения, необходимо изменить подходы к самому процессу оценивания, а именно разработать систему оценивания, базирующуюся на новых технологиях.

Одна из таких технологий — технология формирующего оценивания.

Теория формирующего оценивания

Для эффективного оценивания необходимо комплексно применять формирующее и суммативное оценивание.

Под формирующим оцениванием понимается оценивание прогресса ученика в достижении образовательных результатов в процессе обучения, проводимое совместно учителем и учеником, с целью определения текущего состояния обученности школьника, путей его перспективного развития, мотивирования его на дальнейшее обучение, совместное планирование учителем и учеником новых образовательных целей и путей их достижения.

Суммативное оценивание проводится с целью определения соответствия знаний обучающихся нормам и требованиям стандартов обучения и констатирует факт обученности школьников.

Если формирующее оценивание проводится самими участниками образовательного процесса и с той частотой, которая необходима учителю и обучающимся для достижения образовательных целей, то суммативное оценивание осуществляется, как правило, внешними органами согласно тем или иным нормативным документам. При формирующем оценивании шкала оценивания может быть разработана учителем или группой учителей, при суммативном оценивании используется общепринятая государственная шкала оценивания

При формирующем оценивании шкала, так же как и критерии, может разрабатываться учителем и учениками, быть как балльной, так и вербальной, безотметочной. При суммативном оценивании используется стандартная пятибалльная шкала.

Проводится оно по единым критериям. При формирующем оценивании результаты могут фиксироваться как в официальных документах, таких, как бумажный и электронный классные журналы, дневниках обучающихся, так и в портфолио, личных дневниках достижения школьников. При суммативном оценивании все результаты фиксируются в документах государственного образца, таких, как, например, аттестаты, табели, личные дела обучающихся.

Отличается и периодичность проведения формирующего и суммативного оценивания. Если время проведения формирующего оценивания зависит от решения самого учителя (оно может быть проведено по итогам прохождения частей темы, по итогам выполнения отдельных заданий, а также по итогам прохождения всей темы, раздела и т.д.), то суммативное оценивание проводится строго в соответствии с планами административного контроля, расписанием итоговой аттестации.

Таким образом, формирующее оценивание:

  • должно помогать ребёнку учиться более эффективно и продуктивно;
  • невозможно без обратной связи учитель – ученик;
  • может быть и бальным и вербальным;
  • проводится на основе совместно разработанных учителем и учениками критериев;
  • позволяет сравнить новые образовательные результаты ребёнка с его предыдущими образовательными результатами;
  • невозможно без использования самооценки и взаимооценки.

Характеристики и условия проведения формирующего оценивания

Для того чтобы оценивание считалось формирующим, оно должно обладать несколькими характеристиками.

  • встраивается в процесс преподавания и учения и является их существенной частью;
  • предполагает обсуждение и общее признание учебных целей учителями и учениками;
  • нацеливает на то, чтобы помочь ученикам осознавать те учебные стандарты, которых они должны достичь;
  • вовлекает учеников в самооценивание или партнёрское оценивание;
  • обеспечивает обратную связь, которая помогает ученикам осознать, какие следующие шаги в учении им предстоит сделать;
  • укрепляет уверенность ученика в том, что каждый может добиться улучшений;
  • вовлекает и учителя, и учеников в процесс рассмотрения и рефлексии данных оценивания.

Оценивание является формирующим, если выполнены следующие условия:

  • задания для оценивания соответствуют содержанию изученного материала;
  • используются знакомые обучающимся и соответствующие их возрасту формы заданий, составленные таким образом, чтобы выявить возможные проблемы, возникающие в процессе обучения у каждого ученика, и показать учителю очевидность процесса размышления, приведшего к данному результату (как ученик пришёл именно к такому ответу, не является ли его ответ случайным, необдуманным, непонятым самому ученику);
  • результаты проведённого формирующего оценивания сразу же доступны для учителя и ученика; учитель и ученик будут иметь возможность по результатам оценивания планировать определённые действия, направленные на повышение качества знаний;
  • процесс формирующего оценивания непрерывен; оно проводится не только по итогам прохождения определённого тематического блока, но и в процессе освоения нового материала: по итогам решения отдельных задач, выполнения заданий, изучения правил и т.д.;
  • достижения обучающихся рассматриваются в их динамике; результаты данного оценивания сравниваются с предыдущими результатами этого же ученика.

Технология формирующего оценивания

Педагогическая технология формирующего оценивания предполагает определённый алгоритм взаимных действий учителя и обучающихся при организации образовательного процесса и состоит из девяти шагов.

Шаг 1. Планирование достижения образовательных результатов обучающихся по темам

Шаг 2. Формулировка цели урока как условия достижения образовательных результатов деятельности обучающихся

Для того чтобы результат достижения цели обучения был диагностируемым, она должна быть сформулирована с точки зрения деятельности ученика, а не учителя. Кроме того, цель должна быть сформулирована таким образом, чтобы она была понятна ученику. Учитель может сформулировать две цели урока — одна для него самого, та цель, которую он собирается достичь, проведя урок. Вторая -для обучающихся, та цель, к которой могут стремиться они. Цели урока должны затем преобразовываться в образовательные результаты.

Шаг 3. Формулировка задач урока как последовательности шагов деятельности обучающихся

Далее должны быть сформулированы задачи урока, направленные на достижение поставленных целей. Задачи урока должны отражать конкретные действия обучающихся на уроке. Решение всех задач урока должно привести к достижению цели.

Шаг 4. Определение конкретных критериев оценивания деятельности обучающихся на уроке

При решении отдельных задач урока необходимо определить критерии (мерила) решения этих задач. Критерии могут разрабатываться самим учителем, а можно создавать их вместе с обучающимися при соответствующем уровне их подготовки. Критерии оценивания всегда должны быть известны школьникам заранее.

При выборе критериев оценивания необходимо помнить, что они должны быть:

  • однозначными, то есть результат оценивания не должен зависеть от субъективного взгляда оценивающего и оцениваемого;
  • понятными не только учителю, но и обучающимся, для того чтобы они могли, используя данные критерии, проводить самооценку и взаимооценку;
  • быть чётко сформулированными.

Если критерии будут прозрачны, т.е., учащиеся будут знать, на что мы будем обращать внимание, то ученики будут:

  • точно знать, какую работу они должны выполнить и что именно ждёт от них учитель
  • у учителя не будет проблем с оцениванием работы ученика
  • будет формироваться атмосфера доверия между учителем и учениками, действия учеников будут более самостоятельными.

Критерии оформляются в начале изучения темы, чтобы было легко оценить итоговую работу. Критерии должны быть деференцированы.

Например, критерии оценивания устного ответа обучающегося:

Шаг 5. Оценивание деятельности обучающихся в соответствии с критериями

После того как перечень критериев сформирован, необходимо оценивать деятельность обучающихся в строгом соответствии с содержанием выбранных критериев.

Шаг 6. Осуществление обратной связи

От учителя к ученику Такая обратная связь осуществляется:

  • в ходе оценивания деятельности обучающихся на отдельных этапах урока учителем. Её цель — указания на ошибки и пути их исправления. Она осуществляется в форме комментариев устных/ письменных при помощи системы условных обозначений;
  • по итогам изучения отдельных тем (блоков, разделов) с целью обобщённого анализа ошибок всех обучающихся, выработки рекомендаций по их предотвращению.

От ученика к ученику Обратная связь от ученика к ученику осуществляется в ходе оценивания достижений обучающихся на отдельных этапах урока посредством взаимооценки.

От ученика к учителю Обратная связь от ученика к учителю осуществляется в ходе оценивания достижений обучающихся на отдельных этапах урока с целью определения проблем обучающихся в освоении материала, оптимизации методов и приёмов обучения, и педагогической рефлексии учителя с помощью листов самооценки, карт понятий, рефлексии (письменной/ устной), кластеров и др.

Обязательно обратная связь должна заканчиваться взаимодействием педагога с обучающимися, во время которого идёт обмен информацией о трудностях ученика, возникающих в процессе обучения.

Шаг 7. Сравнение результатов обучающихся с предыдущим уровнем их достижений

При оценивании необходимо сравнивать образовательные результаты обучающихся с предыдущим уровнем их достижений. Сравнение идёт не с нормами, стандартами, а с уровнем, на котором находился обучающийся ранее. Это отражается в отметке школьников.

Шаг 8. Определение места обучающегося на пути достижения поставленной цели

Игнорирование данного шага может привести к непониманию и непринятию обучающимися результатов суммативного оценивания. При сравнении образовательных результатов учащегося с его же предыдущими результатами, которое проводится при формирующем оценивании, может быть виден постоянный прирост знаний, прогресс ученика, который будет, безусловно, заслуживать положительного оценивания (например, вербального или в виде записи в дневнике) со стороны учителя. Тем не менее такой прогресс может быть недостаточным для получения высокой суммативной оценки при сравнении образовательных результатов обучающегося со стандартом. В этом случае ученик получит неудовлетворительную оценку, которая должна быть выставлена в официальные документы регистрации результатов суммативного оценивании (классные журналы, аттестаты и т.д.).

Шаг 9. Корректировка образовательного маршрута обучающегося

Для формирующего оценивания важно обеспечить обучающимся возможность выбора по различным направлениям: выбор заданий (домашних, зачётных и др.); исправление отметок;

выполнение заданий в различном темпе, ознакомление обучающихся заранее с заданиями, которые они должны будут выполнить обязательно; выбор направлений внеурочной деятельности.

Преимущества формирующего оценивания

Применяя приёмы формирующего оценивания, преподаватели развивают собственные способности и умения: во-первых, способность понимать, как учится ученик и как его лучше обучать, а во-вторых, умение помогать своим ученикам в развитии навыка самооценки, самоопределения и самоорганизации. Это делает и работу преподавателя, и учебную работу учеников более эффективной.

Формирующее оценивание позволяет вовлечь ученика в систему процесса обучения, дать ему возможность понять его слабые и сильные стороны в этом процессе и, следовательно, повысить его мотивацию к обучению. Кроме того, формирующее оценивание позволяет развить навыки само- и взаимооценки у обучающихся. Использование формирующего оценивания

позволяет научить школьников вырабатывать собственные стратегии получения необходимых знаний, то есть развивают навык умения учиться самостоятельно.

Ещё одно преимущество формирующего оценивания заключается в том, что само содержание его приёмов направлено на формирование определённых метапредметных умений (оно само по себе не только оценивает определённые предметные и метапредметные результаты обучения школьников, но и использует такие методы и приёмы работы, которые сами по себе способствуют достижению этих результатов). В таблице соотнесены этапы технологии формирующего оценивания и метапредметные образовательные результаты обучающихся, которые могут быть развиты на каждом этапе.

Этапы технологии формирующего оценивания и метапредметные образовательные результаты

Этапы

Метапредметные результаты

Сами приёмы формирующего оценивания направлены на развитие метапредметных результатов.

На первом этапе работы учитель совместно с обучающимися вырабатывает алгоритм выполнения задания. Разработанный алгоритм записывается на доске (выносится на слайд, раздаётся школьникам и т.д.). На втором этапе — обучающиеся выполняют задание самостоятельно. На третьем этапе, используя заранее разработанный алгоритм, ученики рассказывают о результатах индивидуальной работы, объясняя вслух логику своего рассуждения при выполнении задания.

Такое алгоритмизированное высказывание позволит учителю немедленно выявить проблему данного ученика, если она существует, и объяснить обучающемуся, в каком месте алгоритма произошла ошибка и каковы причины её возникновения.

Кроме самого оценивания такая форма работы позволяет достичь таких метапредметных результатов, как:

  • умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (познавательные УУД);
  • способность устанавливать причинно-следственные связи (познавательные УУД);
  • умение логически рассуждать (познавательные УУД);
  • способность отображать в речи содержание совершаемых действий (коммуникативные УУД);
  • способность самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в его исполнение как в конце, так и по ходу его реализации (регулятивные УУД).

Приёмы формирующего оценивания

В зависимости от содержания и формы проведения все приёмы формирующего оценивания могут быть классифицированы в несколько групп.

Сочинения. Эссе. Заметки — Написание различных видов письменных работ, отражающих процесс понимания обучающимися изученного материала. Проводится по итогам изучения тем, разделов, блоков. Форма работы — письменная, индивидуальная

Высказывания — Составление высказываний, рассуждений обучающимися, построенных таким образом, чтобы выявить проблемы в освоении материала. Проводится по итогам изучения материала, выполнения упражнений, тестов. Форма работы устная, индивидуальная

Матрицы. Алгоритмы. Карты — Заполнение обучающимися таблиц, карт понятий, составление алгоритмов по итогам освоения материала. Форма работы письменная, индивидуальная или групповая

Таблицы оценивания — Заполнение учителем таблиц оценивания различных предметных и метапредметных результатов обучающихся, выполняемое в ходе работы учащихся над проектом, исследовательской работой и т.д. Форма работы письменная, выполняется учителем

Сигналы — Подача обучающимися различных сигналов, свидетельствующих об уровне понимания объясняемого материала. Форма работы устная, групповая

Ученик в роли учителя — Выполнение учениками роли учителя объяснение материала, помощь одноклассникам, проверка работ, составление тестов. Форма работы устная и письменная, индивидуальная или групповая

Перевод информации — Перевод одного вида информации в другой (таблицы, схемы, тексты, графики, рисунки и т.д.). Форма работы устная или письменная, индивидуальная или групповая

Выводы

Процесс оценивания – один из важнейших элементов современного преподавания и обучения. От правильной организации оценивания во многом зависит эффективность управления учебным процессом. Процесс оценивания результатов обучения включает в себя формативное и суммативное оценивание

Формирующим оценивание делает не вид метода, а цель оценивания – помощь обучающимся достичь поставленных целей, оценить индивидуальный прогресс и определить пути преодоления трудностей. При проведении формирующего оценивания необходимо соблюдать технологию формирующего оценивания.

Использование большого количества разнообразных приёмов формирующего оценивания не является гарантом его эффективности. Более того, злоупотребление ими может привести к большим временным затратам, что приведёт к уменьшению времени на основное содержание урока. Каждый педагог имеет возможность выбрать наиболее универсальный метод для удовлетворения потребностей в формирующем оценивании.

Под объектом оценивания понимаются те знания или процессы их получения, которые мы планируем оценить при помощи формирующего оценивания. Выделяют четыре таких объекта:

Читайте также: