Что такое скрытое сравнение кратко

Обновлено: 05.07.2024

Вид иносказания, перенос значения с одного слова на другое по сходству признаков.

Метафора представляет собой скрытое сравнение, в котором отсутствует сравнительный оборот.

Поэтическая речь (поэт мыслит метафорами) благодаря метафоре становится точнее и эмоционально выразительнее.

Метафора - перенос значения одного понятия или явления на другой по сходству.

Парижа я люблю осенний строгий плен,
И пятна ржавые сбежавшей позолоты,
и небо серое,
и веток переплеты.
(М. Волошин)

Метафора – один из способов образования новых лексических значений в языке.

. а всего важнее – быть искусным в метафорах, признак таланта – умение слагать новые метафоры.

Многие черты метафоры совпадают с общими свойствами сравнения. Но есть некоторые особенности, присущие именно метафоре. Зачем поэт или писатель утаивает прямое наименование предмета или явления? делается это для того, чтобы заставить работать мысль и воображение читателя. Метафора требует от нас духовного усилия, которое само по себе благотворно.

Метафора – своеобразный рычаг, приводящий в движение ум и душу читателя.

Два основных типа метафор:

Приближение к аллегории:

У Фета:
Какая грусть! Конец аллеи
Опять с утра исчез в пыли,
Опять серебряные змеи
Через сугробы поползли.

Приближение к символу:

Что такое метафора простыми словами

Прилагательные, причастия и наречия с метафорическим значением – это уже эпитеты.

Типы метафор

Олицетворение. В школе рассматривается как отдельное изобразительно-выразительное средство, но это тоже метафора. Олицетворение возникает, когда неодушевленный предмет преподносится как одушевленный. Прочитайте фрагмент из этого стихотворения Андрея Белого, адресованное России:

Где в душу мне смотрят из ночи,
Поднявшись над сетью бугров,
Жестокие, желтые очи
Безумных твоих кабаков.

Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить, чувствовать.

О чем ты воешь, ветр ночной,

О чем так сетуешь безумно? Ф.Тютчев)

Сравнение – сопоставление предметов или явлений с целью пояснить один при помощи другого.

Глаза, как небо голубые .

Эпитет – художественное , поэтическое определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления: серебряная береза, тучка золотая.

Похожие документы:

Методические рекомендации Автор-составитель: Е. В. Гаар, учитель русского языка и литературы Юрга

Анализа стихотворения Элементы комментария к стихотворению

Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы как средство формирования личностных результатов школьников

. или словосочетание; мотивируйте свой выбор. 1. На месте небольшого завода … (возведен, построен, . Метафора – скрытое сравнение, основанное на сходстве между далекими явлениями и предметами. В основе всякой метафоры лежит неназванное сравнение одних .

На уроках литературы как средство развития творческой личности учащихся

. уроки-исследования, полностью или частично построенные с помощью методов . Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве и противопоставлении одного предмета или явления другому, скрытое сравнение. 4.Сравнение – изображение одного явления .

Лингвокультурологические особенности современной

. произведения. Первый построен на ирреальном идеализированном . на основе сходства, смежности и т.д. 3) наименование, образованное с помощью метафорического переноса. Метафора – это скрытое сравнение . на скрытом сравнении каких-либо объектов или явлений .

Мы с вами уже изучили такие художественные элементы как гипербола, аллегория, олицетворение, антитеза. Благодаря им текст становится экспрессивным, выразительным и ярким. И поняли, что знание основных правил в русском языке — это хороший жест владения как языком, так и культурой России.

В сегодняшнем уроке я вас ознакомлю с метафорой. Разберёмся с терминологией, ролью в литературе, рекламе и в речи. Проведем параллели между другими художественными тропами. И рассмотрим много интересных примеров с пояснениями.

Определение термина

Метафора — это литературный приём, который переносит свойства с одного предмета на другой. Что такое метафора простыми словами? Это всегда переносный смысл, скрытое сравнение.

Первое схожее понятие датировано примерно 2,5 тысячами лет назад, со времен Аристотеля. С древнегреческого оно означает “переносное значение” . Основные функции тро́па:

  • Оценочная функция : при сопоставлении предметов или явлений метафора как бы даёт некую оценку, в основном мы наблюдаем эту функцию при ассоциациях. Например: “для одних урок математики - это вечность, а для других - возможность, стать как Пифагор” .
  • Эмоционально-оценочная функция : благодаря этой функции собеседник способен выразить эмоцию, тем самым, создав новый образ. Например: Отелившееся небо лижет красного телёнка (происходит сравнение месяца и телёнка, вызываются новые чувства).
  • Назывательная функция : возьмем обычное действие, которое называется одним словом, но именуется несколькими. Например: дурачиться – валять дурака, валять Ваньку и т.д.
  • Информативная функция : с помощью этой функции, мы можем открыть главный посыл, который скрыт или не замечен. Например: “Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?”

Разница между метафорой, эпитетом и олицетворением

Вспомним основные понятия и разберемся с главными отличительными чертами.

Олицетворение — это литературный жест, который основан на том, что неодушевленному предмету присваиваются человеческие качества, особенности поведения и прочие черты.

В основном, олицетворение применяется для изображения природы, которая обладает человеческими чертами. Например: ”Весна - прекрасное дитя поры” . Метафора и олицетворение относятся к художественным тропам языка. Но как же из различать? Разбираемся.

  1. Мы с вами уже выяснили, что метафора возникает на основе переноса качества с одного объекта на другой. А вот олицетворение, напротив, возникает путем наделения неживого качествами живого предмета

Летний вечер тих и ясен;
Посмотри, как дремлют ивы;
Запад неба бледно-красен,
И реки блестят извивы.

  1. Метафора, в отличие от олицетворения, является неназванным сравнением, то есть отсутствуют союзы между словами. Такие, как “точно”, “как бы” и т. д.

каменное лицо => лицо, как камень;
золотые руки => руки, как золото;

  1. Олицетворение всегда указывает на предмет с точностью и конкретикой.

смеется небо => ребенок смеется;
непогода злится => человек злится;

  1. По сравнению с олицетворением, метафора многозначна и сложна.

Эпитет — это образное определение, отличающееся художественной выразительностью, которое характеризует предмет, красочно указывая на какую-то его существенную черту. Наша русская литература полна эпитетов, с помощью которых создается “портретность”, например: “Повеселись, мой верный меч!”

Пчела из кельи восковой
Летит за данью полевой!

  1. Эпитет обладает конкретикой в предмете. А метафора создается в ходе ассоциативной связи, между двумя незнакомыми предметами. На фоне этого возникает поэтический стиль.

Грустно-сиротеющая земля (Ф. И. Тютчев),
Седой туман, лимонный свет, немой покой (И. А. Бунин).

Как найти метафору в тексте

Найти её можно несколькими способами. Рассмотрим подробнее на примере следующего алгоритма:

  1. Для начала, нужно внимательно прочесть предоставленный текст. Не всегда метафору видно издалека, чтобы с точностью сказать: “Да, это она!”. Поэтому, нужно усердно знакомиться с каждым словом в тексте.
  2. Найти те слова, которые автор приводит в переносном смысле. Чтобы понять, в каком значении употреблены слова, задавайте наводящие вопросы и создавайте в голове образ. На крайний случай, есть толковые словари, которые помогут вам.
  3. Определить скрываемый посыл в этих словах.

Например: Пригоршнями водяных горошин плещет черноморская Волна

Мы видим, “пригоршнями водяных горошин” — это метафора, и в тексте она приводится для сравнения с брызгами, которые не упоминаются.

Разновидности метафор на примерах

В русском языке следует выделять подобные разновидности:

  • Резкая: этот вид наиболее встречающийся и выразительный. В большинстве случаев это лишь два слова, которые в корне отличные друг от друга. К примеру: “крылья неба” , “цветок планеты” .
  • Стертая: метафора этого вида постоянно встречается в нашей повседневной речи. Мы даже не заметили, как она прижилась к нам. Например: “лес рук”, “золотые руки” .
  • Метафора — формула: самый простой вид, причем он вытекает из варианта стёртой метафоры. Это уже готовая структура, которую нельзя видоизменить. Например: “чаша бытия” , “ножка стула” .
  • Преувеличение: посредством этого вида мы масштабируем происходящее. Вот смотрите: “я тебе уже сто раз сказал” , или “миллиарды человек не могут вот так ошибаться” .

Мы с вами перечислили самые простые метафоры, но есть еще одна — развернутая метафора. Это когда несколько раз, упоминается один образ. Зачастую, она применяется в поэзии, для более глубокого смысла и выразительности, например:

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Примеры литературных метафор

Как мы уже выяснили, в основном метафора встречается в поэзии и в художественных произведениях. Зачем? Чтобы скрасить и сделать живым текст, передать важные ноты смысла, дать вам взгляд на обратные вещи в произведениях. Чтобы понять, где и как она выглядит, давайте ознакомимся с некоторыми примерами метафор в литературе.

“Черемуха душистая, развесившись, стоит,
А зелень золотистая на солнышке горит”. ( С. Есенин)

“Скрипи, мое перо, мой коготок, мой посох”. (И. Бродский)

“Луна будет улыбаться весь вечер”. (А. Чехов)

“И женский смех вокруг, веселый и игристый”. ( Щеглов)

Метафоры в киноиндустрии

Каждый, кто занимается громкими профессиями, любит о себе заявлять красиво. С помощью чего? Да всё теми же художественными тропами. А так как мы сегодня говорим о метафоре, то и разберемся, как она выглядит в этой сфере.

Как правило, она используется в заголовках, или в коронных фразах героев и персонажей фильма.

Метафоры в рекламной индустрии

Чтобы у нас сложился первый и запоминающийся образ, с положительными отзывами, рекламодатели используют художественные элементы. Краткие, но яркие слоганы — залог качественной рекламы.

Вот некоторые примеры метафоры в рекламе:

“Революция цвета для губ” (компания Ревлон)

Окунись в прохладу” (Lipton Tea)

Читайте также: