Формирование социальной активности подростков в деятельности сельской общеобразовательной школы

Обновлено: 05.07.2024

Преобразования, происходящие в российском обществе, выдвигают высокие требования к уровню социальной активности личности. Важным направлением, обеспечивающим успешную социализацию личности в новых условиях, готовность умело преодолевать трудности, осознавать настоящее и проектировать будущее, является формирование ее социальной активности. Современному обществу нужны инициативные, ответственные, внутренне гибкие и социально компетентные личности, открытые к сотрудничеству, обладающие высоким уровнем социальной активности и готовностью к деятельному преобразованию и изменению существующей действительности.

Для современной педагогической науки проблема формирования социальной активности подрастающего поколения является особо значимой и неизменно находится в центре внимания общества и государства. Идеи формирования социально активной личности нашли отражение в трудах Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, А. Дистервега, В. В.Зеньковского, А. В. Луначарского, П. П. Блонского, С. Т. Шацкого и др.

В работах последнего десятилетия изучению подвергаются такие аспекты формирования социальной активности, как: развитие структурных компонентов личности учащихся, представляющих уровень социальной деятельности, поведения и общения; стимулирование социальной активности в учреждениях дополнительного образования; педагогическое влияние детских объединений на развитие социальных ориентаций школьников и др.

И.Ф. Харламов, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный член Российской академии образования, определяет развитие социальной активности учащегося как процесс целенаправленного влияния на него, в результате которого происходит усвоение им необходимого для жизни в обществе социального опыта и активного отношения к принимаемой обществом системе ценностей, формируется устойчивая система отношений к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках.

Особое значение сегодня приобретает проблема формирования социальной активности учащихся подросткового возраста, что объясняется наличием у данной категории большого потенциала и склонности к социально активному поведению в силу психофизиологических особенностей. В этой связи особенно важно уберечь подрастающее поколение от проявлений деструктивной активности.

Критериями активности подростка (по Т.Ю. Музыченко) выступают:

  • включенность подростка в общественную деятельность;
  • интерес подростка к активной деятельности;
  • способность подростка вносить предложения, осознавать и принимать решения;
  • уровень ответственности, самодеятельности подростка.

Детская общественная организация – важный институт социализации подростка, в котором апробируются технологии, формы, пути, механизмы, открывается реальная возможность использования в полной мере ресурса формирования социальной активности подростков.

Формы работы , направленные на формирование активности подростков, можно объединить в три группы по признаку включенности детей и подростков в реальные социально-значимые отношения.

И, наконец, третья группа – это формы досуговой деятельности детей, которые способствуют социализации детей, но не преследуют цели достижения реального результата и не имитируют его.

Наиболее традиционными формами деятельности являются:

  • учеба актива,
  • школа лидеров,
  • организация семинаров,
  • тематические встречи,
  • брейн-ринги по различным видам деятельности и др.

Обычно, вернувшись в свои школы, многие ребята становятся инициаторами новых интересных дел. Перечислим некоторые из них:

Формирование социальной активности подростков в сельской школе.doc

Герасимова Е.А. группа 4-8

Формирование социальной активности подростков в сельской школе.

Актуальность исследования обусловлена рядом обстоятельств. На сегодняшний день общество нуждается в высокообразованных, инициативных молодых людях, способных творчески реформировать наше общество. Поэтому подрастающее поколение должно быть подготовлено к новым общественным отношениям; должно быть подготовлено к встрече с трудностями в условиях конкурентной деятельности; быть здоровым физически и психически. И главное, должно быть готово к активному включению в преобразовательное взаимодействие со средой. Следовательно, основной задачей современной школы является воспитание социально активной личности, совершающей социально-полезные действия в общественно-политической, трудовой, познавательной и других сферах нашей жизни.

Сегодня решение этой задачи является наиболее проблематично в сельских школах. Проблема сельской школы актуальна и для всей страны, так как они составляют 70,4 % от общего числа школ России, в ней обучаются почти 30% всех учащихся страны. Главные проблемы сельской школы, приостанавливающие решение задачи – воспитание социально активной личности, заключаются в замкнутости социума, низком культурном уровне населения, отсутствия у детей возможности получать дополнительное образование вне стен школы.

Практическая деятельность в данном направлении нуждается в научно-методическом обосновании.

В современных педагогических исследованиях различные аспекты воспитания сельских школьников рассмотрены Л.В. Байбородовой, В.М. Басовой, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой и другими.

В российской педагогической науке накоплен богатый опыт воспитания социальной активности подростков. С различных позиций педагогический опыт по воспитанию социально активной личности проанализирован в исследованиях Б.З. Вульфова, А.Н. Лутошкина, А.В. Мудрика, М.И. Рожкова, Л.Ф. Спирина, Л.И. Уманского и других.

Проблемы исследования: при использовании каких форм и методов формирование социальной активности подростков будет эффективным?

Цель исследования: выявить и обосновать педагогические формы и методы формирования социальной активности подростков в сельской школе.

Объект исследования: процесс формирования социальной активности подростков в сельской школе.

Предмет исследования: совокупность форм и методов формирования социальной активности подростков в сельской школе.

В качестве гипотезы исследования выдвинуто следующее предположение: формирование социальной активности подростков в сельской школе будет эффективным, если будут использованы следующие формы и методы: ситуационно-ролевая игра, коллективные творческие дела, тренинги, организация школьных мероприятий, проведение игр, проектирование деятельности.

Исходя из поставленной цели, выдвинутой гипотезы, а также в соответствии с объектом и предметом исследования, были определены следующие задачи:

2. Определить потенциалы воспитательного пространства сельской школы по отношению к формированию социальной активности подростков.

3. Экспериментально проверить эффективность форм и методов формирования социальной активности подростков в сельской школе.

С психологической точки зрения, социальная (или общественная) активность есть качество личности, проявляющееся в различных видах общественно-значимой деятельности, имеет сложную структуру; включает потребности, мотивы, интересы, установки.

В педагогических исследованиях изучение проблемы социальной активности направлено на поиск путей развития этого качества личности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что социальная активность – это готовность к общественно-значимой деятельности, в процессе которой происходит преобразование действительности и самой личности.

В связи с возрастными особенностями процесс становления социальной активности наиболее актуален для подростков и старших школьников. В психолого-педагогической литературе подростковый возраст рассматривается как время жизни человека от 10-11 лет до 14-15 лет или от 11-12 до 16-17 лет. Центральным фактором психологического развития в подростковом возрасте, его важнейшим новообразованием является становление нового уровня самосознания и изменение Я-концепции (Л.И. Божович, И.С. Кон, Э. Эриксон). Подросток стремится понять себя, правильно оценить свои возможности и особенности. Он становится в определенной степени способным управлять своим поведением, что порождает потребность в занятии новой социальной позиции. Подросток стремится к настоящему признанию со стороны окружающих людей, к приобретению больших прав. Для него характерно стремление активно утвердиться в позиции взрослого, почувствовать себя самостоятельным и уверенным в себе. Подросток хочет найти свое место в жизни, устремляет свой взгляд в будущее.

В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности подростков, что в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростков меняется общественный статус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых.

В подростковом возрасте у ребенка проявляется потребность в познании самого себя. Он проявляет интерес к самому себе, у него формируются собственные взгляды и суждения; проявляются собственные оценки на те или иные события и факты; он пытается оценить свои возможности и поступки, сопоставляя себя со сверстниками и их действиями.

В этом возрасте происходит временное психологическое отдаление подростков от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, тогда, как влияние сверстников усиливается.

Все это происходит на фоне изменения эмоционально-волевой сферы. У подростков появляется эмоционально выраженное стремление познания окружающей действительности, стремление к общению со сверстниками, потребность в дружбе на основе общих интересов и увлечений. У подростков формируются умения самообладания, самоуправления своими мыслями и поступками, развивается настойчивость, упорство, выдержка, терпение, выносливость и другие волевые качества.

На основании вышесказанного можно сказать о том, что этот этап характеризуется высокой степенью интенсивности протекания процесса социализации, который предполагает развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни. Для того чтобы процесс социализации происходил наиболее эффективно, необходима собственная активность личности. Соответственно, задача воспитания активной личности является центральной задачей воспитания в подростковом возрасте.

Исходя из этого положения, ядром социальной активности как личностного образования является связь, образующаяся между объектом и социальной средой. Следовательно, формирование социальной активности подростка должно рассматриваться с учетом особенностей среды, окружающей личность.

Воспитательное пространство сельской школы характеризуется целостностью, что обуславливается, с одной стороны, высокой степенью идентичности образа жизни в сельском социуме (жесткой регламентацией режима жизнедеятельности, стиля взаимоотношений, быта, высокой степенью вероятности реализации социальных ожиданий воспитанника и т.д.), а, с другой стороны, высокой степенью его гетерогенности (отсутствие параллелей классов в сельской школе, широким по сравнению с городской школой межвозрастным взаимодействием.

Таким образом, сельская школа обладает рядом потенциалов относительно процесса воспитания социальной активности подростков:

 Возможность через учебную и внеучебную деятельность трансляции информации о сущности социальной деятельности, об эффективных способах ее осуществления;

 Возможность организации социально-ориентированной деятельности, выступающей основой реализации социальной активности подростка;

 Возможность включения подростков во взаимодействие в различных сообществах сельского социума.

 Значимость личного вклада в преобразование окружающей жизни сельского социума;

 Высокая значимость происходящих событий, обусловленная более редкой их периодичностью;

Относительная изолированность и замкнутость материально-территориальных условий сельской школы, в рамках которого подростки проводят большую часть личного времени, позволяют обеспечить интенсивность педагогических воздействий воспитательного пространства.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время развитие общества характеризуется всевозрастающей динамичностью развития общества.,проникновением на новые уровни познания.,изменением социального устройства и возникновением качественно новых видов деятельности в ранее неизвестных областях. Особое значение здесь приобретает стремление и способность познавать новое ,включаться в новые виды деятельности.

В связи с этим учебно-воспитательный процесс должен быть направлен на выполнение нового социального заказа-воспитание личности способной к творчеству в различных жизненных ситуациях.Необходимо чтобы выпускник отвечал социальному заказу общества, тоесть умел выплнять различные виды деятельности .

Федосеева Ольга Николаевна

учитель химии , биологии

д. Грановщина Иркутская область.

В настоящее время развитие общества характеризуется все возрастающей динамичностью, проникновением на новые уровни познания природы, изменением социального устройства и возникновением качественно новых видов деятельности в ранее неизвестных областях. Особое значение здесь приобретает стремление и способность личности активно исследовать новизну и сложность меняющегося мира, а также создавать, изобретать новые оригинальные стратегии поведения и деятельности. Это активное познавательное отношение к действительности должно формироваться с детства.

В связи с вышесказанным учебно - воспитательный процесс в средней школе должен быть направлен на выполнение нового социального заказа – на формирование творческой социально-адаптированной личности её способности к творчеству в самых разнообразных сферах деятельности. Проблема состоит в том, что в процессе обучения в школе в большинстве случаев как конечный результат успешного обучения рассматриваются только сами знания и навыки. В результате на каждом новом, более высоком этапе обучения учащийся испытывает большие затруднения в усвоении и использовании нового учебного материала.

Главная причина этих затруднений состоит не только в пробелах предшествующего этапа обучения, но и в неподготовленности к постановке и решению новых, более сложных проблем, пониманию нового учебного материала, обоснованию найденного решения, выражению собственной мысли. Иными словами проблема заключается в снижении творческой (поисковой ) активности.

В этой связи особое внимание необходимо уделять учащимся подросткового возраста, поскольку в этот период творческая активность приобретает форму самостоятельного формулирования проблем и исследовательских познавательных задач. Это выражается в появлении стойких личностных интересов к той или иной области знания и практики. На их основе возникают устойчивые профессиональные запросы старшеклассников.

Исследовательская активность становится (или не становится) главным фактором, обеспечивающим развитие познавательных процессов в обучении и составляющим основу избирательности внимания, памяти, мышления в обучении и творчестве ученика. Исследовательская активность учащегося выступает как предпосылка эффективности усвоения нового учебного материала, условие творческого преобразования ранее усвоенных знаний и саморазвития учащегося, а также как психологическое условие эффективности системы обучения и воспитания. Творческая активность составляет предпосылку и условие личностного роста подростка, открытия им себя.

Несмотря на многочисленные исследования, в настоящее время, к сожалению, пока ещё не разработана система развития креативного потенциала учащихся по разным предметам и фактически необходимая материальная база. Проблемой остаётся и то, что многие учителя продолжают работать по старому, не принимая во внимание потребности сегодняшнего дня.

Такое положение дел полностью лишает ученика и учителя самостоятельности и активности, инициативы и творчества. В результате такого обучения учитель почти половину рабочего времени уделяет контролю и выступает в роли постоянного ревизора, формирующего у школьников нужные стереотипы, которые не позволяют заменить новое, оценить оригинальное, поставить и решить проблему. Так от класса к классу развиваются интеллектуальная инфантильность и выученная беспомощность, отсутствие возможностей к самостоятельной мысли и последующему обучению.

Только отдельные ученики не благодаря, а скорее вопреки сложившейся системе или с помощью творческих учителей обретают возможность дальнейшего творческого роста.

Показателями творческой активности школьника можно считать те, которые выделены в характеристике творчества психологией: новизна, оригинальность, отстранение, отход от шаблона, ломка традиций неожиданность, целесообразность, ценность.

Переход подростка на уровень творческой активности - свидетельство значительного скачка в общем развитии личности, свидетельство значительной силы его внутренних процессов, его саморегуляции и самоорганизации. Поскольку прежний его уровень обогатился опытом.

Подытоживая вышеизложенное, необходимо подчеркнуть,что развитию всех возможностей личности, её творческого потенциала в большей мере способствует творческая активность, обеспечивающая реконструкцию деятельности и преобразование действительности.

Современное состояние общества поставило перед педагогами и психологами задачу перестройки общего характера обучения, который предполагает развитие у детей самостоятельного творческого мышления. Индивидуализацию и дифференциацию обучения. При этом одной из главных задач современного образования в России является модернизация сельской школы. Эта задача поставлена не случайно, поскольку в настоящее время сельские школы дают менее качественное образование по сравнению с городскими. Именно поэтому одной из главных задач, стоящих перед государством, является оптимизация сети сельских школ.

Учитывая особенности, которые свойственны малокомплектной, сельской школе: объединённое классное помещение для двух и более классов, разный уровень знаний, отдалённость школ от центров и городов, слабая информационная насыщенность сельского социума.

Одновременно с этим в классах сельских школ можно всегда найти одного или нескольких учеников с повышенной мотивацией к познанию.

При этом главной и наиболее сложной специфической особенностью уроков в этом типе школ является то, что методические приёмы нуждаются в видоизменении, модификации.

В этой связи можно предложить основные пути развития творческой активности у подростков, обучающихся в сельской школе.

Прежде всего, каждый урок, направленный на развитие творческой активности, должен преследовать следующие цели:

развитие творческих способностей школьников на уроках и во внеурочной деятельности;

формирование личности, уверенной в себе, своих силах и возможностях.

К задачам относятся:

выявление и развитие творческих способностей детей;

духовное развитие личности;

саморазвитие и самореализация школьников через творческую деятельность.

Достижение целей урока возможно при соблюдении следующих принципов воспитывающего обучения:

единства учебной и внеурочной деятельности;

интегративности на основе разноуровневого интеллекта обучаемых.

Помимо этого современному педагогу необходимо знать психологическую основу технологии активизации креативности:

усовершенствование программы, предусматривающей увеличение творческих заданий;

индивидуализация и дифференциация обучения: включение разноуровневых заданий, направленных, с одной стороны, на усвоение программы учащимися с разными способностями, с другой, - на выявление одарённых детей;

групповые формы обучения способствуют повышению знаний, развитию творчества;

проблемный подход к обучению, направленный на формирование собственного мнения при изучении различных тем, использование целостного аргументированного анализа;

проведение внеклассных мероприятий, в которых работа над сценарием, постановкой, сценографией ведётся совместно с учащимися.

Таким образом обучение должно быть активным. Отличительными особенностями активного от обычного являются:

активизация мыслительной деятельности обучаемого путём формирования специальных условий, способствующих его активизации независимо от его желания;

устойчивость и непрерывность активной мыследеятельности участников обучения путём удлинения времени единовременного активного включения.

Или же спонтанной, но очень глубокой работой мысли, позволяющей сохранять активность в течение некоторого перерыва между активной работой - формирование навыков самостоятельной, творческой выработки решений в условиях игрового имитационного моделирования, повышенной мотивизации и эмоциональности обучаемых:

перманентные взаимные коммуникации обучаемых и преподавателей, развивающие обе стороны с рефлексивных позиций.

воздержание от преждевременных суждений;

раскованность – чем безумнее идея, тем лучше результаты;

количество – необходимо получить как можно больше идей;

перекрёстное опыление – может быть полезно комбинировать и усовершенствовать идеи, высказанные другими.

Общие способы стимулирования творческих способностей, которые также являются источником творческой активности подростков, состоят в следующем:

Обеспечение благоприятной атмосферы;

Обеспечение возможностей для упражнений и практики;

Использование личного примера творческого подхода к решению проблем;

Представление подросткам возможности активно задавать вопрос.

Таким образом применение в учебном процессе этих методов призвано обеспечить решение таких проблем, как

обучение учащихся самостоятельному углублению собственных знаний и применение их в конкретных условиях;

ориентация учащихся на творческий отбор, анализ и систематизацию прорабатываемого материала;

эффективная подготовка к будущей профессиональной деятельности.

Психология для анализа различных форм активности личности применяет анализ обзора образа жизни. Образ жизни – это совокупность разнообразных форм человеческой активности. Управлять активностью человека можно, только лишь воздействуя на сферу его потребностей, управлять активностью означает организовывать потребностную сферу.

В процессе развития творческой активности необходимо опираться на все её источники: способности, знание, мышление, личностные качества, мотивацию, окружающую среду для самоактуализации творческой индивидуальности личности. Основные пути развития творческой активности у подростков, обучающихся в сельской школе обусловлены специфической особенностью, что требует видоизменений методических приёмов.

Необходимо обучение сделать активным. Активизировать мыслительную деятельность обучаемого путём формирования специальных условий, способствующих его активизации независимо от его желания на основе методов и приёмов, направленных на развитие творческой активности подростков.

Для исследования творческой активности подростка необходимо изучить развитие внимания, его свойства переключение и концентрацию. Для изучения переключения внимания рекомендую использовать цифровую таблицу Шульте, для изучения концентрации – тест Пьерона-Рузера. Для изучения исходного уровня развития творческого мышления подростков хорошо подходит тест креативности Торранса.

После обработки результатов намечаем пути целенаправленного развития творческого мышления испытуемых.

Для развития творческой активности предлагаю программу развития творческой активности, разработанную мною как педагогом и психологом.

Программа рассчитана на 10 занятий, продолжительность которых 40 минут, регулярность проведения 1 раз в неделю. Структура занятий состоит из трёх частей: разминка, основная часть, заключительная часть – рефлексия.

Развитие творческого воображения;

Развитие способности изменять привычные вещи с помощью символичной разработки деталей.

Упражнение №1. Разминка.

Это задание позволяет сформулировать многие существенные характеристики креативности как свойства личности, творческого процесса, а также отличительные особенности именно творческих продуктов деятельности.

Участники группы сидят по кругу. В центре круга лежит бумага, краски, фломастеры - все, что необходимо для рисования.

После того как все закончат рисовать, каждый участник группы рассказывает о своём рисунке, о том, как он понимает, что такое креативность. По ходу обсуждения психолог предлагает участникам задавать друг другу вопросы, уточнять содержание высказываний.

После того как все выскажутся, психолог подводит итог, перечисляя основные идеи, касающиеся креативности, условий её формирования и развития, которые соответствуют содержанию ориентировочных основ, в рамках которых будет проходить дальнейшая работа.

Это упражнение направлено на развитие воображения. Оно даёт возможность ещё раз осознать и пережить факт многообразия видения мира, эта работа сближает участников, наполняет их положительными эмоциями.

Инструкция: «Кто-нибудь из нас по желанию, начнёт работу. Возьмёт мяч и скажет любое слово (пусть это будет существительное).

Какие задания вам показались лёгкими, а какие трудными?

Что вы бы хотели узнать на следующем занятие?

Что мешало вам мыслить более раскованно и нестандартно?

Что нового вы взяли для себя из сегодняшнего занятия?

ЗАНЯТИЕ № 2.

Научиться придумывать символы для понятий;

Научиться передавать идеи и мысли при помощи символов.

Упражнение №1. Разминка.

Инструкция: «Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза, почувствуйте прилив тепла к вашим рукам, это тепло идёт от плеч к кончикам ваших пальцев рук, затем волна тепла проходит по вашему телу и опускается к ногам.

Затем совместно все участники тренинга пытаются прочитать рисуночное письмо, а тот, чьё письмо комментируют, внимательно отслеживает все выступления.

Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч. Это упражнение прежде всего направлено на осознание барьеров креативности.

Инструкция: «Сейчас я начну предстоящую нам работу, брошу кому-то мяч и назову при этом любой предмет. Тот, кому достанется мяч, должен будет назвать три нестандартных способа использования этого предмета.

Какие чувства преобладали у вас в связи с выполнением этого упражнения?

Что показалось вам наиболее трудным?

Какие моменты удавались вам лучше других?

- Развитие творческого воображения.

Упражнение №1. Разминка.

Участники группы сидят по кругу.

Участники группы сидят по кругу. В кругу лежат цветные карандаши, фломастеры, листы бумаги.

В ходе обсуждения проделанной работы тренер может сфокусировать внимание группы на тех моментах в развитии сюжета, которые воспринимаются участниками как неожиданные, нестандартные, необычные.

- Развитие ассоциативных механизмов.

Упражнение №1. Разминка.

Участники группы сидят по кругу.

Участники сидят по кругу. У психолога мяч в руках.

ЗАНЯТИЕ № 5.

Развитие гибкости, точности и оригинальности мышления;

Развитие способности отражения идей в образном виде.

Упражнение №1. Разминка.

Показать крупные изображения предметов: чайник, мяч, бутылка, телевизор, часы, машина. Попросить участников объединить эти предметы по какому-нибудь признаку, назвать этот признак, затем другой участник может объединить эти предметы, но уже по другому признаку.

Развитие образной беглости и гибкости;

Развитие воображения и гибкости мышления.

Развитие оригинальности мышления.

Упражнение №1. Разминка.

Участники группы сидят по кругу.

Участники группы сидят по кругу.

- развитие беглости, оригинальности, ассоциаций.

Упражнение №1. Разминка.

Принципиальным в этом упражнении является то, что участники приобретают дополнительный опыт отстранения от привычной идентификации с человеком и обнаруживают, что происходит закономерно, многообразие вариантов смещения этой позиции.

Развитие беглости, оригинальности мышления;

Развитие вербальной беглости;

Развитие способностей к придумыванию оригинальных историй.

Упражнение №1. Разминка.

Попросить участников тренинга представить себе, что разные книги перепутались между собой, например, Человек-паук спасает Красную Шапочку, которую заточил в темницу Властелин тьмы (Возможны другие варианты). Таким образом, скомбинировав 5 разных историй, вы придумаете сюжет своей истории.

Поставить перед участниками группы 5 коробочек с такими надписями:

Задания для героев.

развитие воображение и способности видеть разные грани одной и той же проблемы, явления;

- развитие беглости и гибкости мышления.

Упражнение №1. Разминка.

Провести с участниками тренинга беседу на тему, что вы знаете о кодах и шифрах. Привести примеры использования кодов и шифров (азбука Морзе, специальная система общения у глухонемых). Напомнить участникам о том, что различные символы на карте и дорожные знаки на шоссе, также являются кодами, служащими для передачи определённой информации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сельская школа – это важный компонент российской системы образования. Школа сохраняет значительные возможности повлиять на социализацию выпускника, а через него и на развитие всего сельского социума, на развитие новой системы социальных отношений на селе, учитывающих как современную социально-экономическую ситуацию в стране, так и потребности ее духовного, экономического и социального развития. Судьба российского села и всей страны в немалой степени будет зависеть от того, какое поколение селян сформируется в ближайшие десятилетия. Сельские дети отличаются многими положительными качествами: практичностью, мастеровитостью, хозяйственностью, ответственностью, невзыскательностью.

Развитие личности сельского школьника рассматривается в работах М.С. Кравченко, О.М. Шиловой (среда современного села и ее функции в развитии личности); Н.М. Гаджиевой, М.Т. Ивановой (педагогические возможности сельской школы в формировании качеств учащихся) и др. Проблемам развития сельских школ посвящены работы В.Ф. Афанасьева, В.Г. Бочаровой, М.П.Гурьяновой, Тихомировой Е.И., Кадыровой С.Х.
Изученные работы позволили выделить ряд противоречий в исследуемой проблеме между новыми задачами воспитания подрастающего поколения и непродуктивностью его традиционных форм и неразработанностью педагогических условий социализации.

Цель исследования – определить технологии личностного развития учащихся сельской школы учащихся в современном сельском социуме

В основу исследования положена гипотеза о том, что личностное развитие возможно, в том случае, если:

− виды и формы, приобщающие к различным сторонам деятельности школьников, организуются с учетом их интересов и склонностей;

− созданы оптимальные условия, способствующие их самореализации, самоутверждению, социализации.

Практическая значимость исследования заключается в разработке:

− путей социализации сельских учащихся,

− методических рекомендаций по вопросам активизации преобразующей деятельности учащихся в процессе организации внеклассной, внешкольной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и склонностей учащихся, реализации системы трудового воспитания учащихся сельских школ в новых социальных условиях.

Социализация - одна из сложнейших проблем молодого человека. Решить эту проблему школа может только при условии консолидации усилий учреждений и организаций, расположенных на территории сельского поселения, т.е. в условиях социокультурного комплекса. Они являются движущей силой личностного становления школьников, формирования у них внутренней потребности в улучшении жизнедеятельности в социуме, выработки позиций хозяев своей земли и организаторов своего дела.

Целостность социально - педагогического пространства, обеспечивающая эффективность осуществляемого педагогического процесса, достигается взаимодействием школы, семьи и ее общественных советов, хозяйственных субъектов и других организаций социума. Школа в своей образовательной деятельности интегрирует взаимодействие педагогических и социокультурных составляющих, способствуя развитию личностей, в соответствии с их возможностями и потребностями. Процесс социализации обучающихся в сельской школе мы выстраиваем следующим образом: единый школьный коллектив, в который входят школьники, педагоги, родители, выпускники прежних лет, поддерживает дух сотрудничества в любых делах, учителя стараются на уроках создать такие условия, чтобы каждый обучающийся чувствовал себя соавтором.

Для достижения поставленных задач социализации выработаны педагогические условия, способствующие решению данной проблемы: организация деятельности с учетом интересов, желаний, уровня подготовленности учащихся; использование личностно-ориентированных технологий обучения; психологизация образования, широкое включение учащихся в социально-экономическую деятельность. Главной целью опытной работы является формирование новых преобразующих способов мышления и действий сельского учащегося в новых социально-экономических условиях села, воспитание человека-созидателя с активной жизненной позицией, инициативного, предприимчивого, способного к нестандартному мышлению, творческому поиску. Мы ориентируем школьников не только на подготовку к будущей жизни, но и на обеспечение полноценной его сегодняшней жизни на каждом возрастном этапе. Наши школьники живут жизнью села, активно участвуют во всех проводимых в селе праздниках, акциях по благоустройству села, очистке берегов реки, протекающей по селу, разбивают клумбы на пустырях, помогают престарелым людям, заботятся о ветеранах.

Большую роль в развитии сельских школьников играет профориентационная работа. В этом нам помогают предприятия, расположенные на территории села. Наши выпускники, работающие на этих предприятиях, организуют экскурсии, приходят с беседами в школу.

Работая над проблемой социализации сельских школьников, мы постоянно проводим мониторинги учащихся. Для них главными качествами личности становятся организованность, целеустремленность, стремление к самосовершенствованию. Школьники убеждены в том, что в новых условиях личностными факторами, обеспечивающими жизнь человека, являются: трудолюбие(90%), творческое отношение к делу(80%), самосовершенствование (85%). Следовательно, результаты исследования говорят о положительной динамике процесса социализации, так как до проведения социально - педагогической работы в школе общественно полезной, познавательной деятельностью учащиеся занимались при наличии побуждения, контроля со стороны взрослых. В классах значительно увеличилось количество учащихся, стремящихся к самостоятельной деятельности (выбор деятельности, постановка целей и задач). Они принимают участие в разработке и планировании предстоящих мероприятий, активно отстаивают свое мнение, и предлагают свои идеи. Авторы самых интересных идей получают право на их реализацию и помощь взрослых, оставляя роль организатора за собой. Создаётся высокая эмоциональность занятий, свобода самовыражения подростка в ситуациях, обеспечивающих познание своих возможностей и творческую самореализацию. Внедряя такого рода условия для проявления творчества и личностного развития подростков, мы исходили из того, что человек, выступая субъектом своей социальной деятельности, выбирает интересующее его дело, занятие самостоятельно. В итоге конечный результат, как отмечает А.В. Мудрик, должен оцениваться не по тому, как удалось передать молодым знания и умения, а как мы подготовили их к самостоятельным действиям и умению принимать решения в нестандартных условиях [4; с.46]. Для этого мы и создаём условия для развития каждого ребенка, воспитываем самостоятельность, творческую инициативу и социальную ответственность, которые друг без друга невозможны. При этом учебное заведение опирается на профессиональный потенциал других институтов социализации, превращая целенаправленную педагогическую деятельность в систему.

А результат нашей работы – в счастливом будущем ученика – семьянина, гражданина, труженика.

1. Жирохова, З.Т. Функциональная модель формирования у сельских школьников потребности в созидательной деятельности. З.Т. .Жирохова Сибирский педагогический журнал. − 2007. − №3. − С. 254-259.

2.Кадырова С.Х, Тихомирова Е.И. Инновационное развитие сельской школы, Самара, 2009.

3. Котова И.Б. Социализация и воспитание. И.Б. Котова. Ростов-на-Дону, 1997.

4. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: Академия, 1999.

5. Шакурова М.В. Социальное воспитание в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений под ред. А.В. Мудрика. М.: Академия, 2004.

Читайте также: