Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся в доу

Обновлено: 30.06.2024

Автор: Кудратова Елена Николаевна

Организация: МБОУ ЦО №27

Населенный пункт: Тульская область, г. Тула

Для того чтобы содержание воспитания было не только воспринято, но и принято ребенком, необходимы адекватные методы, средства, педагогические пути. Характер педагогического воздействия определяется исходными позициями общества в отношении его членов: гуманизм, требовательность, создание условий: для всестороннего развития и др. Эти исходные позиции придают направленность как отдельным методам работы с детьми, так и всему педагогическому процессу в целом.

Особенности формирования поведения дошкольников исследовали психологи С. Г. Якобсон и В. Г. Щур, М. И. Тимошенко, Я. 3. Неверович педагоги П.А. Блонский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Первичные этические представления, как показывают исследования Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович, Т. Е. Конникова и др., возникают у детей при переходе от раннего детства к дошкольному. Ребенок начинает обращаться к нравственной регуляции поступков других людей, а затем и своих собственных.

Воспитание ребенка в детском саду и в семье — это единый неразрывный процесс. Руководителем, организатором его выступает педагогический коллектив детского сада. Родителям принадлежит первостепенное место в формировании личности ребенка, но в то же время ребенок значительную часть времени проводит в детском саду, имеющем огромное значение для его воспитания. Общественная жизнь, явления в ней происходящие, постоянно корректируют содержание воспитания дошкольников. Именно поэтому конкретная разработка технологий управления поведением дошкольников всегда будет оставаться актуальной проблемой.

Произвольное поведение ребенка— поведение мысленное, инициативное и надситуативное. Осмысленность означает, что ребенок осознает себя источником поведения.

Умение управлять собой дается с болышим трудом дошкольникам. Дети в этом возрасте отличаются ситуативностью поведения, жесткой зависимостью от воспринимаемой ситуации. Ребенок действует не своей воле, а по принуждению окружающих вещей и обстоятельств. Именно поэтому, а вовсе не из вредности и непослушания, дети, прекрасно понимая речь взрослых, не всегда выполняют то, о чем их просят. Все дело в том, что речь не сразу становится для детей регулятором поведения.

Желая как можно быстрее развить в ребенке способность управлять своим поведением, взрослые нередко прибегают к малоэффективным средства читают нравоучения, внушая тем самым чувство неполноценности; дают массу инструкций, убив этим его самостоятельность; наказывают за малейшую провинность. Но излишняя строгость, принуждение, контроль и запреты, даже если и приводят к послушанию, очень вредны для развития личности ребенка.

Приказами и наказаниями можно добиться подчинения, но нельзя научить управлять своим поведением. Произвольность - важнейшее качество личности, которое только и может обеспечить целенаправленность, организованность, самодисциплину, воспитывается в иных условиях, другими способами. Поэтому в работе с дошкольниками, направленной на профилактику и коррекцию неконструктивного поведения, предпочтительны не прямые методы ( наказания, запреты, нравоучения), а косвенные, и прежде всего - игра.

Большинство детей постепенно накапливают опыт произвольного поведения. Наблюдая за такими детьми, мы видим, что они, во-первых, понимают, почему и для чего выполняют те или иные действия, поступают так, а не иначе. Во-вторых, дети сами активно стремятся соблюдать нормы и правила поведения, причем как можно лучше, не ожидая приказаний, проявляя инициативу и творчество. В-третьих, они умеют не только выбирать правильное поведение, но и придерживаться его до конца, несмотря на трудности, а также и тех ситуациях, когда отсутствует контроль со стороны взрослых или сверстников.

Типичными формами неконструктивного поведения дошкольников, как правило, являются:

  • импульсивное,
  • демонстративное,
  • протестное,
  • агрессивное,
  • недисциплинированное,
  • конформное,
  • симптоматическое поведение .

Конформное поведение означает, что детям, свойственна повышенная склонность следовать чужому мнению или стилю поведения. Однако дошкольника до 5 лет еще нельзя назвать конформистом. На этом возрастном этапе завис ребенка от внешних воздействий оправдана и естественна.

Качества личности, противоположные конформности это самостоятельность и независимость. Однако, в своем крайнем выражении и они приводят к неконструктивному — демонстративному поведению. Признаками такого поведения будет стремление ребенка к демонстрации своей индивидуальности, кривляние и капризы, а также вычурность действий и поведения в целом.

Формы протестного поведения детей это негативизм, упрямство, строптивость. В определенном возрасте, как правило, в два с половиной — три года (кризис трехлетнего возраста), подобные нежелательные изменения в поведении ребенка свидетельствуют о вполне нормальном, конструктивном формировании личности: о стремлении к самостоятельности, об исследовании ее границ. Если подобные проявления у ребенка носят исключительно негативный характер, это расценивается как недостаток поведения.

Агрессивные действия ребенка могут выступать в качестве средства достижения значимой цели; как способ психологической разрядки, замещения блокированной, неудовлетворенной потребности; как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении.

Недисциплинированное поведение детей, как уже рассмотренные типы неконструктивного поведения, может быть следствием неблагоприятного воздействия как внешних, так и внутренних факторов, также их сочетания. Например, в результате ошибочного воспитания или его отсутствия ребенок ведет себя недисциплинированно просто потому, что не знает определенных правил, норм поведения с которыми следует соотносить свои поступки.

Однако чаще недисциплинированные дети прекрасно осведомлены о правилах поведения. Все дело в том, что знание, и даже понимание правил, не всегда обеспечивают его выполнение. Словесное воспроизведение ребенком правила также не гарантирует руководства им в практическои деятельности. В своих высказываниях и суждениях ребенок может основываться на заученных правилах и нормах, а поступать вопреки им. Достаточно часто нарушают дисциплину, допускают ошибки и те дети, которые знают правила, имеют некоторый опыт дисциплинированного поведения и даже стараются вести себя как можно лучше. Неудачи этих детей обусловлены пока еще слабо развитой способностью к саморегуляции и самоконтролю, заключающейся в умении соотносить свои действия с правилами, продумывать их последовательность, корректировать в соответствии с обстоятельствами и уже имеющимся опытом поведения в аналогичных ситуациях.

Любое нарушение поведения может быть квалифицировано как симпотматическое. Например, агрессивное поведение, драки со сверстниками-это своеобразное замещение недостающей близости с родителями. Подобное поведение квалифицируется как симпотматическое.

Наказание может быть эффективным, если соблюдать следующие условия:

Неспецифические методы коррекции поведения можно разделить на две

группы: методы изменения деятельности детей и методы изменения отношения к ребенку.

Первая группа — методы изменения деятельности детей: введение новых видов деятельности; изменение содержания деятельности; изменение смысла деятельности.

Введение новых, дополнителъных видов деятельности. Прежде всего, это те виды деятельности, которые прежде либо отсутствовали в опыте ребенка, либо были представлены недостаточно полно. Например художественно-творческая деятельность в различных видах искусства.

Наконец, в творческой деятельности, как ни в какой другой (учебной, трудовой), более естественно возникают и развиваются важные качества ребенка (произвольность и саморегуляция), необходимые для достижения желаемой цели — создать рисунок, сочинить сказку, исполнить песню и др., и заслужить внимание взрослых. В арттерапии используются такие жанры искусства, как музыка, литература, живопись, театр и др.

Музыка или музыкотерапия (музыкальное сочинительство, музыкальные импровизации, слушание музыки, ритмические движения под музыку)-эффективное средство развития личности ребенка, коррекции его поведения. Особенно благотворно музыка влияет на детей, имеющих различные нейродинамические расстройства. С помощью музыки (музыкального ритма), считал В.М.Бехтерев, можно установить равновесие и деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных и растормошить заторможенных, урегулировать их поведение .

Музыку можно использовать как основной, ведущий коррекционный фактор, так и дополнять музыкальным сопровождением некоторые коррекционные занятия (например, рисование) для усиления его воздействия, повышения эффективности. Это достигается за счет цобуждающего, увлекающего и вдохновляющего воздействия музыки на ребенка.

Литература, или библиотерапия имеет свои возможности для становления произвольного поведения, профилактики и коррекции уже закрепившихся недостатков. Литературные произведения (сказки, былины, басни и др.)воспринимаются ребенком не как вымысел, фантазия, а как особая реальность.

Выбирая литературные произведения для библиотерапии (из детской литературы), необходимо учитывать следующее: доступность языка изложения; понятность героя книги ребенку; максимальное сходство ситуации произведения с актуальной жизненной си унцией ребенка.

В процессе чтения, слушания литературного произведения, сопереживая литературным персонажам, дети учатся понимать не только чувства, поведение, поступки героев художественных произведений; но свои собственные, получают представление о возможных способах поведения; имеют возможности не только проявить личные эмоции, но и сравнить с эмоциями других детей. То есть усиливается способность ребенка анализировать и, следовательно, контролировать свои эмоциональные реакции, свое поведение.

Рисование, рисуночная терапия.

Участие ребенка в изобразительной деятельности в рамках коррекционной работы направлено не столько на то, чтобы научить его рисовать, сколько на то, чтобы помочь ему преодолеть недостатки в поведении, научиться управлять им. Поэтому интересен не столько рисунок, его содержание и качество исполнения, сколько особенности поведения ребенка в процессе рисования: выбор темы, сюжета рисунка; принятие задачи, сохранение или трансформация ее на протяжении рисования; последовательность выполнения отдельных частей рисунка, собственная оценка рисунка.

Переживание совместного творчества, полноты эмоционального общения, дружеского участия и понимания, могут вызвать ряд изменений во внутренней жизни ребенка, его поведении.

Помимо собственно рисования в коррекционных целях целесообразно использовать игры и упражнения с изобразительным материалом. Дети экспериментируют с красками, бумагой, пластилином, мелом. Необходимо иметь в виду, что каждый изобразительный материал задает определенный диапазон возможных способов действия с ним. Поэтому, грамотно подбирая изобразительный материал к каждому занятию, можно управлять активностью ребенка. Например, с импульсивными детьми не рекомендуется использовать краски, пластилин, глину, то есть материалы, которые стимулируют неструктурированную, ненаправленную активность ребенка (разбрасывание, разбрызгивание, размазывание), которая легко может перейти в агрессивное поведение. Более уместно предложить таким детям листы бумаги среднего размера, карандаши, фломастеры — материалы, задающие организованную, структурированную деятельность.

В дошкольном возрасте дети преимущественно слушают чтение взрослых и пересказывают услышанное. На примере работы со сказкой детям можно предложить индивидуальное или коллективное придумывание продолжения известной сказки; рисование по мотивам сказки, иллюстрации к сказкам; разыгрывание (инсценирование) сказки, эпизодов сказки с помощью кукол (куклотерапия).

Привлекательность сказки для коррекции неконструктивного поведения детей заключается в следующем:

- в сказках отсутствуют прямые нравоучения и назидания;

Личный, пример взрослого и сверстника. Взрослый, его поведение (слова, чувства, поступки) — эталон, образец, объект подражания для ребенка. Взрослые должны реализовывать произвольное, тщательно одобряемое поведение как в общении с детьми, так и друг с другом. Для старшего дошкольника примером, наряду со взрослым, становится и сверстник. Поэтому иногда целесообразно не указывать ребенку-нарушителю на его плохое поведение, а обратить внимание на сверстника, который ведет себя хорошо или справился с некоторыми недостатками своего поведения. Этим взрослый косвенно подчеркивает, что не плохое поведение, а хорошее заслуживает внимания и одобрения воспитателя.

Изменения (повышение) статуса ребенка в коллектиее.

Например, несмотря на постоянное неконструктивное поведение, на ребенка возлагается ответственное поручение. Оно может быть разовое — помочь воспитателю приготовить пособия к занятиям, или постоянное. Изменение статуса закономерно вынуждает ребенка изменить свое поведение (в соотнесении с возложенными на него обязанностями и требованиями ситуации).

Педагогическая поддержка — это определенная акция взрослого, воспринимаемая ребенком как награда за социально одобряемое, произвольное поведение, за попытку преодолеть неконструктивное поведение. Используя метод педагогической поддержки, взрослые отказываются на время от негативной, критической оценки личности ребенка, его поведения, неуспешных действий, поощряют инициативу и желание ребенка соблюдать правила поведения .

Итак, для коррекции неконструктивного поведения детей имеется система специфических и иеспецифических методов. Используя специфические методы, осуществляют коррекционное воздеиствие на недостатки в поведении ребенка непосредственно. Неспецифические методы направляют коррекцией и воздеиствие косвенно (опосредованно) на личность ребенка в целом, на содержание и смысл его деятельности, на характер отношений со взрослыми и сверстниками.

Специфические методы коррекции неконструктивного поведения — это упражнение и наказание.

Неспецифические методы коррекции поведения можно разделить на две группы: методы изменения деятельности детей и методы изменения отношения к ребенку. Первая группа — методы изменения деятельности детей: введение новых видов деятельности; изменение содержания деятельности; изменение смысла деятельности: художественно-творческая деятельность в различных видах искусства (арттерапия, музыка или музыкотерапия, литература, или библиотерапия, рисование и рисуночная терапия, сказочная куклотерапия).

Игровые технологии коррекции поведения детей

Психотехнические освобождающие игры и игровые упражнения подготавливают ребенка с агрессивным поведением к участию в режиссерской игре.

В режиссерской игре, в которой ребенок распределяет все роли между игрушками, а на себя принимает функцию режиссера, содержатся исключительные возможности для выявления личностных особенностей ребенка с агрессивным поведением, а также для решения значимых для ребенка затруднений непосредственно в игре.

Кроме того, у ребенка развивается способность координировать свою точку зрения с другими возможными, свое поведение — с поступками других людей.

Одно из главных преимуществ народной игры — влияние игровых персонажей. Причем, так называемые, отрицательные герой не вызывают

страха у застенчивых и робких детей, а их нравственные недостатки и благовидные поступки легко осознаются. В целом, народная игра усваивается

дошкольниками естественно, без морализаторского диктата со стороны педагога, что и позволяет детям исподволь, незаметно для себя, приобретать

навыки саморегуляции, самоконтроля и произвольного поведения[4].

Наряду с народными играми, подобная универсальность (эффективность в коррекции различных вариантов неконструктивного поведения) свойственна сюжетно-ролевым, режиссерским и образно-ролевым играм.

Если педагог знает коррекционно-развивающие ресурсы каждого типа игр, располагает точной информацией о причинах неконструктивного поведения ребенка, то он может, например, таким образом ставить акценты в сюжетно-ролевой игре, что она будет эффективна не только для воспитанников с демонстративным поведением, но и для импульсивных, недисциплинированных, агрессивных детей.

Если педагог чувствует оптимальный уровень каждого ребенка на данном этапе коррекционно-развивающего процесса, можно усложнять правила. Используя игру в работе по коррекции неконструктивного поведения детей, взрослому необходимо соблюдать определенную логику, позволяющую эффективно организовать коррекционно-развивающий процесс.

Итак, процесс психолого-педагогической коррекции конструктивного поведения дошкольников будет успешным, если педагог создаст такие условия, в которых систематическое и планомерное обращение к игровым технологиям, другим методам не нарушит естественной логики жизни детей в детском саду. Для этого в режиме дня необходимо определить место игровых технологий в коррекционно-развивающей работе.

Основное направление многих программ составляет развитие умственных способностей в процессе специфических дошкольных видов деятельности, а методические рекомендации по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников отсутствуют. Поэтому возникла необходимость в разработке системы педагогических условий, направленных на формирование опыта безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста, включающий поэтапное взаимодействие трех субъектов образовательного процесса (родителей, педагогов и детей).

Организация работы по созданию безопасного

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире.

Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования вопросов обеспечения нормальных условий охраны труда, обновления нормативной базы, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.

Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и воспитанников безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.

Понятие безопасности жизнедеятельности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты:

- Охрана жизни и здоровья детей

- Обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ

Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.

Действия руководителя ДОУ по охране труда и обеспечению безопасности всех участников воспитательно - образовательного процесса основываются на выполнении требований законодательных документов в этой области.

Современное дошкольное образовательное учреждение представляет собой сложную систему, компонентами которой в первую очередь являются люди, материальные средства, сложное техническое оборудование. Все, что окружает человека во время его работы, жизнедеятельности, требует особого внимания, поэтому должны быть предприняты определенные меры по обеспечению безопасности жизни воспитанников и охраны труда разных категорий сотрудников.

Детский сад – это целостный организм, где все, начиная от руководителя и заканчивая техническими работниками, должны осознавать и нести полную ответственность за сохранение жизни и здоровья, за безопасность доверенных нам детей. Обязанность по организации безопасных условий труда, обучения, проверки знаний сотрудников и воспитанников лежит, в первую очередь, на руководителе образовательного учреждения.

Актуальность и востребованность проблемы безопасности в образовательном учреждении определяются потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями:

Объективной необходимостью более раннего информирования ребенка о правилах безопасного поведения, освоения ими соответствующих умений и отсутствием образовательных программ обучения детей основам безопасности жизнедеятельности.

Поиск путей и способов обеспечения безопасности жизнедеятельности воспитанников и сотрудников в ДОУ - Создание на базе детского сада единого безопасного образовательного пространства.

Основными задачами в области обеспечения безопасности образовательного пространства являются:

Изучение и реализация основных направлений законодательства РФ по вопросам безопасности, разработка и внедрение нормативно- правовых, методических и иных локальных актов, инструкций по формированию безопасного образовательного пространства;

Наращивание опыта комплексного и многоуровневого подходов при формировании безопасного образовательного пространства;

Аттестация образовательного учреждения по созданию медико- социальных, организационно–технических условий, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья всех участников воспитательно- образовательного процесса;

Обеспечение выполнения сотрудниками и воспитанниками ДОУ требований законодательных и других нормативно – правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий воспитания;

Предотвращение несчастных случаев с детьми и сотрудниками в ходе образовательного процесса;

Профилактика производственного травматизма;

Выполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима;

Оснащение образовательного учреждения противопожарным и охранным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения;

Обеспечение безопасной эксплуатации здания, оборудования и технических средств обучения.

Управленческая составляющая заключается в организации выполнения перечисленных задач, анализе и прогнозировании. Для нашего ДОУ - это прежде всего:

Нормативно- правовое обеспечение

- Научно- методическое сопровождение

Разработка программ и рекомендаций

Аттестация рабочих мест по условиям труда

Обеспечение безопасности участников воспитательного процесса – проблема, с которой сталкиваются все руководители дошкольных образовательных учреждений. Для реализации поставленных задач необходимо было создать оптимальную структуру управления ДОУ, делегировать ряд полномочий.

Проблема безопасности ДОУ определяется несколькими направлениями:

Обеспечение охраны труда сотрудников ДОУ

Обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников (пожарная безопасность, личная безопасность, безопасность в быту, профилактика дорожно – транспортного травматизма и других чрезвычайных ситуаций)

Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ, РЕШАЕМЫЕ В ДОУ

ФИЗИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ – обеспечение правопорядка и антитеррористической защищенности, безопасности при чрезвычайных ситуациях, охраны труда. Состояние антитеррористической защищенности объекта является одним из критериев обеспечения безопасности воспитанников и персонала ДОУ, создания условий, гарантирующих охрану жизни и здоровья во время воспитательно- образовательного процесса. В ДОУ назначены ответственные за организацию работы по обеспечению безопасности участников воспитательно – образовательного процесса. Совместно с ГО и ЧС города:

разработан план действий в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций

для отработки устойчивых навыков безопасного поведения в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций в ДОУ два раза в год проводятся тренировочные занятия по эвакуации с детьми и персоналом ДОУ на случай угрозы террористического акта.

Систематически проводится обследование дошкольного учреждения и прилегающей территории на предмет их защищенности, обнаружения посторонних предметов. Администрация образовательного учреждения регулярно, в соответствии с графиком, проходит обучение по охране труда. Единственный способ сократить количество травм - сосредоточить усилия педагогов и родителей на формировании личности безопасного типа (безопасной для других и для себя).

Требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством российской Федерации, нормативными документами или уполномоченными государственным органом (п.1, гл.1 ППБ 01-03). В нашем ДОУ разработано:

Положение об организации работы по обеспечению пожарной безопасности

План противопожарных мероприятий

Проводится обследование технического состояния здания, оценка пожарной электрической безопасности

Выделяются целевые денежные средства на выполнение противопожарных мероприятий:

установлена системы оповещения о пожаре

Проходит проверка пожарных кранов на водоотдачу

ДОУ полностью укомплектовано первичными средствами пожаротушения (поверка проходит согласно плану)

За счет средств бюджета проводится обучение руководителя и заместителя заведующего по АХЧ в объеме пожарно – технического минимума

Проводятся тренировочные занятия по эвакуации детей и сотрудников на случай возникновения пожара

огнезащитная обработка сгораемых конструкций

В ДОУ делается особый упор на соблюдение требований пожарной безопасности, ведь причиной пожаров в большинстве случаев является человеческий фактор . Со стороны методической службы ДОУ проводится работа с педагогическим коллективом по обучению детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности:

вопросы рассматриваются на педагогических советах

создана соответствующая развивающая среда

разработано перспективное планирование по обучению дошкольников правилам пожарной безопасности

Ежемесячно проводятся тренировочные эвакуации воспитанников и персонала ДОУ на случай возникновения пожара.

ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО ДОРОЖНО – ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА.

Значительный пласт работы – это профилактика детского дорожно- транспортного травматизма и формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно - транспортного травматизма не теряют своей актуальности.

Мы убеждены в том, что обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. Единственное, что может спасти ребенка на дороге, - это вера в запретительные свойства красного цвета. Единственный, кто может его в этом убедить, - взрослый человек. И единственным способом - своим примером. Для реализации задач по обучению дошкольников правилам дорожного движения необходимо было провести соответствующую работу с педагогическим коллективом. В целях повышения эффективности работы по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма в дошкольном учреждении ведется следующая работа:

Вопросы обеспечения безопасности всех участников воспитательно- образовательного процесса рассматриваются на совещаниях педагогических работников, административных совещаниях при заведующем

разработано и эффективно используется в работе перспективное планирование по отработке навыков безопасного поведения;

налажена взаимосвязь с родителями.

Можно выделить два основных направления работы. Это обеспечение индивидуальной безопасности личности, которая включает профилактику попадания в травматичные в физическом или психологическом плане ситуации, формирование навыков безопасного поведения в различных ситуациях. А также организация коллективной безопасности, предполагающая создание защищенного пространства, не являющегося источником опасности, и условий для спокойной и максимально комфортной жизнедеятельности.

Обеспечение безопасности зависит не только от оснащенности объектов образования самыми современными техникой и оборудованием, но и прежде всего от человеческого фактора, т.е. от грамотности и компетентности людей, отвечающих за безопасность образовательных учреждений и учебного процесса, от слаженности их совместной работы с администрацией и педагогами, от подготовленности обучающихся и работников учебных заведений к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность данной темы заключается в том, что проблема регулирования поведения обучающихся во время занятия существует с древнейших времен, но все же каждый исторический период в развитии образования выделял свои методы для решения данной проблемы. Часть из этих методов устарела, часть запретили, часть до сих пор используют.

Формы и методы управления поведением обучающихся на воспитательских часах.

Механизмы регуляции поведения.

Хасанова Татьяна Николаевна

воспитатель

Актуальность данной темы заключается в том, что проблема регулирования поведения обучающихся во время занятия существует с древнейших времен, но все же каждый исторический период в развитии образования выделял свои методы для решения данной проблемы. Часть из этих методов устарела, часть запретили, часть до сих пор используют.

Актуальность данной темы заключается в том, что проблема регулирования поведения обучающихся во время занятия существует с древнейших времен, но все же каждый исторический период в развитии образования выделял свои методы для решения данной проблемы. Часть из этих методов устарела, часть запретили, часть до сих пор используют.

В профессиональном стандарте педагога (2013) обозначены требования к сформированности трудовых действий педагога, связанных с поведением, как: 1.Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности. 2. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды. 3. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения. 4. Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации.

В профессиональном стандарте педагога (2013) обозначены требования к сформированности трудовых действий педагога, связанных с поведением, как:

1.Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.

2. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.

3. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.

4. Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации.

Алгоритм взаимодействия с нарушителями дисциплины: 1. Распознать истинную цель поступка. 2. Выбрать способ вмешаться и остановить нежелательное поведение. 3. Выбрать стратегию своего поведения, чтобы в будущем постепенно снижать число подобных поступков учащихся.

Алгоритм взаимодействия с нарушителями дисциплины:

Поведение ребенка – это внешнее проявление достижения определенных целей. При этом существуют определенные психологические законы:

Закон первый : поведение ребенка это всегда результат его выбора.

Закон второй : общая цель любого поведения – чувствовать свою принадлежность к школьной жизни. Общая цель воплощается в 3-х частных целях:

- ощущать состоятельность в учебе (интеллектуальная состоятельность);

- строить приемлемые отношения с учителями и учащимися (коммуникативная состоятельность);

- вносить вклад в жизнь школы и класса (состоятельность в деятельности).

Закон третий : За нарушением поведения стоят мотивы:

Четыре мотива плохого поведения

Привлечение внимания

Социальные причины

Сущность поведения

ная холодность родителей, внимание уделяется плохому, а не хорошему поведению

Получать особое внимание

Мода на сильную личность, отсутствие примеров конструктивного подчинения в окружении ребенка

Избегание неудачи

Рост насилия в обществе

Вредить в ответ на обиду

Слишком высокие требования родителей и учителей

Привлечение внимания Сильные стороны поведения Потребность в контакте с учителем Реакция учителя: эмоции Власть Месть Смелость, сопротивление влияниям Раздражение, негодование Реакция учителя: импульс Сделать замечание Избегание неудачи Способность защищать себя от боли и обид Гнев, негодование, может быть страх Реакция ученика Временно прекращает Обида, боль, опустошение в дополнение к негодованию и страху Прекратить выходку с помощью физического действия Нет Немедленно ответить силой или уйти из ситуации Профессиональная беспомощность Прекращает выходку, когда сам решит Оправдаться и объяснить неудачу с помощью специалиста Прекращает выходку, когда сам решит Попадает в зависимость от учителя; продолжает ничего не делать

Привлечение внимания

Сильные стороны поведения

Потребность в контакте с учителем

Реакция учителя: эмоции

Смелость, сопротивление влияниям

Реакция учителя: импульс

Избегание неудачи

Способность защищать себя от боли и обид

Гнев, негодование, может быть страх

Реакция ученика

Обида, боль, опустошение в дополнение к негодованию и страху

Прекратить выходку с помощью физического действия

Немедленно ответить силой или уйти из ситуации

Прекращает выходку, когда сам решит

Оправдаться и объяснить неудачу с помощью специалиста

Прекращает выходку, когда сам решит

Попадает в зависимость от учителя; продолжает ничего не делать

Привлечение внимания

Способы предотвра-

Учить детей привлекать к себе внимание приемлемыми способами; оказывать внимание за хорошее поведение

Принципы профилактики

Уходить от конфронтации; отдавать часть своих организационных функций

Больше внимания уделять хорошему поведению. Учить учеников просить внимания, когда они в этом очень нуждаются.

Избегание неудачи

Строить отношения с учеником по принципу заботы о нем

1. Уход от конфронтации и снижение напряженности.

1. Строить отношения со всеми учениками по принципу заботы о них.

2. Передача ученику части своей организаторской власти.

2. Учить учеников выражать душевную боль и страдания приемлемыми способами.

2. Помочь в преодолении социальной изоляции путем включения ученика в отношения с другими людьми.

Практические приемы по взаимодействию с подростком, мотив поведения которого – привлечение внимания: 1. Прием - минимизация внимания 2. Прием - прерывание паттерна (шаблона) 3. Прием - отвлечение 4. Прием - поощрение хорошего поведения 5. Прием - пересаживание 6. Прием – избегание прямой конфронтации. 7. Прием – признание силы ученика 8. Прием – уберите зрителей 9. Прием – озадачивание 10. Прием – удаление

Практические приемы по взаимодействию с подростком, мотив поведения которого – привлечение внимания:

1. Прием - минимизация внимания

2. Прием - прерывание паттерна (шаблона)

3. Прием - отвлечение

4. Прием - поощрение хорошего поведения

5. Прием - пересаживание

6. Прием – избегание прямой конфронтации.

7. Прием – признание силы ученика

8. Прием – уберите зрителей

9. Прием – озадачивание

10. Прием – удаление

 Практические приемы по взаимодействию с подростком, мотив поведения которого – власть: Прием – избегание прямой конфронтации. Педагогу необходимо: - контролировать свои негативные эмоции, полностью отказаться от их демонстрации подростку; - не допускать даже малейшего проявления агрессии; - избежать на время дисциплинарных мер.

Практические приемы по взаимодействию с подростком, мотив поведения которого – власть:

Прием – избегание прямой конфронтации.

- контролировать свои негативные эмоции, полностью отказаться от их демонстрации подростку;

- не допускать даже малейшего проявления агрессии;

- избежать на время дисциплинарных мер.

 Практические приемы по взаимодействию с подростком, мотив поведения которого – месть: Прием – признание силы ученика Прием – уберите зрителей Прием – озадачивание Прием – удаление

Практические приемы по взаимодействию с подростком, мотив поведения которого – месть:

Практические приемы по взаимодействию с подростком, мотив поведения которого – избегание неудач:

  • Прием - яркая наглядность;
  • Прием - использование компьютера для формирования навыков – он интересен и не надоедает детям;
  • Прием - дозированная подача учебного материала, чаще маленькими порциями;
  • Прием - дополнительные специальные задания для отстающих учеников;
  • Прием - диагностика познавательной сферы специалистами и выявление дефекта;
  • Прием - ученическое репетиторство;
  • Прием - репетиторство, организованное родителями;
  • Прием - смена программы обучения и др.

Общие правила по поддержанию дисциплины

1. Правило активизации познавательной деятельности – все обучающиеся заняты. Использование игр, технических средств, интегрированных уроков. Во время подготовки и проведения профилактических мероприятий необходимо задействовать максимальное количество учащихся в активных действиях.

4. Правило доброты - использование принципа толерантности в общении с детьми (поддержка, эмоциональные поглаживания).

Игровые приемы по поддержанию дисциплины -Неожиданное начало занятия (дети не могут успокоиться, включиться в занятие, шум) - Радуга внимания - Охотники -Кто меня слышит -и др.

Игровые приемы по поддержанию дисциплины

-Неожиданное начало занятия (дети не могут успокоиться, включиться в занятие, шум)

-Кто меня слышит

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тамара Михайловна Простак

воспитатель высшей квалификационной категории

Одним из основных направлений нашей педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста является – создание нормативного образовательного пространства.

hello_html_m56118c4c.jpg

В нормативно-правовых документах делается акцент на регуляторные способности детей.
Проанализировав нормативные ситуации, которые сопровождают жизнь ребенка в дошкольном учреждении, мы выделили три их группы:

поддерживающие инициативу ребенка, приводящие к созданию новой нормы – нормотворческие.

Развитие и поддержание познавательной активности одаренных детей осуществляется в конкретном культурном пространстве, которое можно рассматривать как систему нормативных ситуаций, поддерживающих или, наоборот, тормозящих детскую познавательную активность и инициативу.

Освоение правил, сопровождающих нормативные ситуации первых двух типов, происходит как присвоение средств регуляции поведения и деятельности. В качестве таких ситуаций в нашей группе выступали режимные моменты, ситуации проведения занятий, свободная деятельность детей, ситуации осуществления различных видов деятельности.

Правила предъявлялись детям в различных формах:

- в виде реального поведения взрослых, взаимодействующих с ребенком в

- в виде предваряющей ситуацию последовательности словесно описывае-

- в виде предваряющей ситуации, проявившей несоблюдение детьми правила

Опыт работы по данному направлению показал, что правила, вводимые в группе воспитателем, дети удерживают и следуют им труднее, чем те, которые выработали и ввели самостоятельно.

Таким образом, проанализировав существующую в ДОУ практику образовательной работы с детьми, мы выявили следующее противоречие: вся система правил и стоящих за ними нормативных ситуаций фактически предполагает, что одаренный ребенок должен следовать указаниям взрослого, в то время как главное качество одаренного ребенка состоит в его инициативе в освоении действительности. Другими словами, одаренные дети не только осваивают содержание, предлагаемое взрослым, но и выходят за рамки создаваемых для них образовательных и возникающих жизненных ситуаций.

Итак, перед нами встала задача определения педагогических условий введения правила в работу с одаренными детьми. В результате нами разработана методика по введению правила, в основу которой заложен алгоритм этой работы:

Регуляция поведения это сознательное управление поведением (поступками); подчинение определенным правилам

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ –

ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

Барабинский филиал

Мастер – класс

Развитие произвольной регуляции деятельности и поведения

Васильева Ольга Станиславовна,

педагог-психолог первой квалификационной категории

Барабинского филиала ГБУ НСО ОЦДК

г. Барабинск, 2018 г.

Пояснительная записка

Мастер – класс по теме «Развитие произвольной регуляции деятельности и

эффективности психолого – педагогического сопровождения дошкольников с

трудностями произвольной регуляции деятельности и поведения.

Отмечается увеличение числа запросов педагогов-психологов дошкольных

произвольной регуляции деятельности и поведения детей дошкольного возраста

обусловило необходимость обобщения и распространение эффективного опыта

работы в данном направлении.

регуляции деятельности и поведения детей старшего дошкольного возраста.

- раскрыть теоретические основы формирования произвольной регуляции

деятельности детей старшего дошкольного возраста;

- рассмотреть особенности организации занятий в рамках коррекционно-

развивающего, компенсирующего и логопедического направления в условиях

Барабинского филиала ГБУ НСО ОЦДК;

- создать условия для освоения методов и приемов развития произвольной

развитие произвольной регуляции деятельности.

Мастер - класс адресован педагогам-психологам, работающим в условиях

компенсирующей и комбинированной направленности.

Продолжительность мастер – класса составляет 60 минут.

Этапы мастер-класса:

Введение в тему мастер-класса.

Обоснование основных идей.

Описание результатов опыта.

Описание проблем и перспектив.

Описание системы занятий.

7. Определение основных приемов и методов.

8. Вопросы по представленному опыту.

9. Занятие с демонстрацией приемов эффективной работы.

12. Заключительное слово педагога-мастера.

Содержание мастер – класса

Введение в тему

Барабинского филиала ГБУ НСО ОЦДК, первой квалификационной категории О.С. Васильева.

Важнейшее приобретение дошкольного возраста состоит в превращении поведения ребенка из

количеством запросов от родителей и педагогов, отражающих тенденцию увеличения детей

старшего дошкольного возраста с низким уровнем сформированности регулятивных функций.

Методологическими основами развития произвольной регуляции деятельности и поведения

механизмах психического развития (трехкомпонентная модель психического развития М.Семаго,

двигательной активности, в том числе произвольной, в онтогенезе, динамическая структура

двигательной активности являются важнейшими моментами психического развития, основой

психических функций (память, внимание, произвольность различных форм мышления). Таким

образом, структуру произвольности психической активности можно представить в следующем

1-й уровень — произвольность сенсомоторной активности;

2-й уровень — произвольность регуляции ВПФ;

3-й уровень — произвольность эмоциональной регуляции.

Формирование регулирующей функции речи определяет возникновение у ребенка способности

подчинять свои действия речевой инструкции взрослого и планировать их. Словесная регуляция

деятельности и поведения может осуществляться взрослым по отношению к ребенку, а может

осуществляться и самим ребенком. Словесная регуляция деятельности ребенка со стороны

взрослого возникает и развивается раньше, чем собственная регуляция деятельности.

Осуществление коррекционно – развивающей работы с учетом данного подхода к организации

занятий показало свою эффективность и позволило добиться определенных положительных

произвольной регуляции двигательной активности.

Описание проблем и

компенсирующего и логопедического направления в условиях Барабинского филиала ГБУ НСО

ОЦДК необходимо тесное сотрудничество со специалистами сопровождения образовательных

Содержание программы включает 12 коррекционно – развивающих занятий. Тематика занятий

1 блок: уровень произвольной регуляции двигательной активности включает 3 этапа.

Этап I – работа над собственным телом.

-начиная от лица к плечам,

-от головы к рукам,

-от рук к туловищу и ногам,

-к группам мышц рук и ног (от мышц плеча к мышцам предплечья),

-к группам мышц кистей рук и стоп,

Этап II – работа над последовательной серией произвольных движений.

2.Выполнение задания только по речевой инструкции.

3.Правильное выполнение заданий ребенком только по названию задания и с собственным

4.Выполнение заданий на произвольную регуляцию силы мышечного напряжения (тонуса) и

(преимущественно сидя и стоя),

5. Выполнение заданий на последовательные движения как отдельно конечностями, так и всем

телом, не включающие сложные реципрокные взаимодействия конечностей.

Этап III базируется на ранее освоенных умениях и дополняется выполнением вначале элементов

В процессе выполнения заданий обращается внимание на последовательность подачи заданий с

включает в себя выполнение заданий в позе на четвереньках (различные варианты ползания).

Специфика диагностико – коррекционно - развивающего процесса в филиале предполагает

каждое занятие проектировать с позиции триединой задачи: диагностической, развивающей и

Данное занятие является шестым в цикле занятий. Этап II – работа над последовательной

серией произвольных движений.

2.Выполнение задания только по речевой инструкции.

3.Правильное выполнение заданий ребенком только по названию задания и с собственным

4.Выполнение заданий на произвольную регуляцию силы мышечного напряжения (тонуса) и

(преимущественно сидя и стоя),

5. Выполнение заданий на последовательные движения как отдельно конечностями, так и

всем телом, не включающие сложные реципрокные взаимодействия конечностей.

Цель: развитие произвольной регуляции двигательной активности через удержание программы

действий с осуществлением контроля над собственными движениями.

Задачи занятия:

активности, определить эффективные условия развития произвольной регуляции в условиях

совместной деятельности 2.Развивающая: развивать эмоционально-чувственный мир детей.

последовательными движениями рук и ног.

Структура занятия:

1. Ритуалы приветствия.

2. Ведение в тему.

4.Тема (тематические упражнения).

5. Игровые упражнения.

6. Подведение итогов.

8. Ритуал прощания.

основных приемов и

Сегодня на мастер – классе я хочу вас познакомить с приемами развития умений регуляции

двигательной активности детей старшего дошкольного возраста. Данные приемы вы увидите в

рамках демонстрации занятия и можете фиксировать на листе отслеживания методов и приемов.

интонационно-выразительные фразы, настраивающие на начало и окончание

использование повтора инструкций

мультимедийная презентация с изображениями

упражнения (кинезеологические упражнения)

Дискуссия по итогам представления системы работы.

Приложение 1.

фрагмент занятия с учетом представленной системы работы. Для этого необходимо определить

цель и задачи занятия с учетом дефицитарного уровня развития произвольности двигательной

активности, подобрать соответствующие методы и приемы из представленных Вам или

выбранных Вами самостоятельно.

Группа представляет модель занятия, проводится дискуссия по итогам моделирования.

которых указывает свое отношение к содержанию мастер-класса, описывая свои впечатления в

соответствующих графах. Приложение 2

Приложение 1

осуществлением контроля над собственными движениями.

компетентности в использовании эффективных методов,

приемов развития регуляции двигательной активности

компетентности в вопросах создания условий с учетом

образовательных потребностей и индивидуальных

компетентности в использовании эффективных методов и

приемов, создании условий образования и развития ребенка

с учетом ресурсных возможностей ребенка.

регуляции двигательной активности, определить эффективные условия

развития произвольной регуляции в условиях совместной деятельности с

2. Развивающая: развивать эмоционально-чувственный мир детей.

произвольными последовательными движениями рук и ног.

Используемые методы и методические приемы:

- использование повтора инструкций;

- рассматривание изображений, объектов;

- упражнения, (кинезиологические, ритуальные упражнения);

- метод направленного воображения.

1. Ритуалы приветствия.

2. Ведение в тему.

4.Тема (тематические упражнения).

5. Игровые упражнения.

6. Подведение итогов.

8. Ритуал прощания.

создание положительного эмоционального

фона, формирование мотивации к

деятельности, актуализация имеющегося

совершенствование умений произвольно

регулировать двигательную активность,

осуществлять контроль деятельности.

закрепление умений, оценка усвоения

Методическое обоснование упражнений:

Упражнения в начале занятия ориентированы на актуализацию имеющегося

опыта (выполнение изолированных движений конечностями и частями тела в

выполняются упражнения, направленные на выполнение серии произвольных

движений с осуществлением собственного контроля.

Данное занятие предназначено для следующих категорий детей:

регуляцию двигательной активности.

Форма проведения: групповая.

Количество детей: 4

компьютер с колонками, либо музыкальный центр), стулья для детей по два на

Дидактические и методические материалы: изображение кита, дельфинов,

медуз, пиратов, мультимедийный слайд с изображением кита, дельфинов, медуз,

пиратская атрибутика, сундук, ключи сундука, цветные стеклянные камушки,

фото с изображением кита, дельфинов, медуз, пиратов.

Продолжительность занятия: 25 минут

организации, родители детей, педагог-психолог.

Ход занятия

1. Вводный этап

Ритуал приветствия.

Цель: создание положительного эмоционального фона.

Цель: создание положительного эмоционального фона, совершенствование

навыков произвольной двигательной регуляции частей тела (от лица к плечам,

рукам), закрепление умения различать и сравнивать мышечные ощущения.

Педагог-психолог:

«Предлагаю поделиться улыбкой и теплом с нашими

гостями. Улыбаемся широко, чувствуя, как напрягаются и согреваются щечки.

Сделаем это ещё раз и попробуем улыбнуться по шире. Чувствуем, как тепло

переходит по плечам, и ладошки тоже наполняются силой и теплом. Поделимся

Ведение в тему.

«Ребята, мы готовились к путешествию с нашими гостями. Как мы это

делали? (ответы детей). Куда мы отправляемся? (ответы детей). Приглашение

Читайте также: