Чем отличается печорин в повести тамань от печорина в повести бэла и максим максимыч кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: "Печорин в кругу честных контрабандистов?" Анализ повести "Тамань"

Цель урока: рассмотреть место и значение повести в раскрытии образа главного героя; открыть красоту и поэзию мира в повести "Тамань"; найти объяснение поступкам и чувствам Печорина: ощущение мира как тайны, страстный интерес к жизни и людям, жажда деятельности и ее бесцельность, критическое отношение к себе.

И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов?

Приветствие

Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений-
Мы вместе сочиним урок!
И если будет вам угодно,
Смелей со мной вступайте в спор.
Мы о Печорине сегодня
Продолжим длинный разговор

1 . Повторение пройденного

- В чём своеобразие структуры романа?

- Почему автор нарушает хронологическую последовательность событий?

Печорин странен. В дождик, в холод на охоте все иззябнут, устанут, а ему ничего. А в другой раз ветер подует, а он уверяет, что простудился, ставнем стукнет – вздрогнет, побледнеет. В то же время на кабана ходил один на один. То целыми часами мог слова не вымолвить, а то мог смешить так, что живот надорвёшь.

(Печорин, соприкоснувшись с Бэлой, приносит ей несчастье. Сначала она мучается, страдает, а потом погибает. Сам Печорин искренне переживает смерть Бэлы. Он не может понять. Кто он, глупец или злодей, но твёрдо знает, что душа его испорчена светом, т. е. светским обществом.)

(Автор даёт психологический портрет героя. Через противоречия внешности он показывает сложность душевной организации героя. Небрежная и ленивая походка – верный признак некоторой скрытности характера. С первого взгляда – вроде бы, не более 23 лет, а после можно было дать 30. Светлый цвет волос и чёрные усы – признак породы. Глаза не смеялись, когда он смеялся. Такие противоречия свидетельствуют об усталости и холодности Печорина.)

(Герой изменился после отъезда из крепости. Возросли равнодушие Печорина к жизни, апатия, холодность, эгоизм. Раньше он был способен открыть Максиму Максимычу причины своей тоски, признаться, что страдает, здесь он не может рассказать даже о самых поверхностных событиях своей жизни. Раньше он записывал в дневник всё случившееся с ним, теперь он даже не интересуется судьбой бумаг.)

- Итак, какое впечатление составили вы себе о герое из предыдущих повестей?

(Печорин наделён силой характера, настойчивостью, благородством, даже простотой, но нельзя не видеть его эгоизма, его привычки считаться лишь с собственными желаниями, его неспособности к постоянному глубокому чувству. Он принёс несчастье Бэле, но и сам вызывает сочувствие, потому что несчастлив.)

2. Вступительное слово.

Мы пришли к выводу, что Печорин "странный" человек, необычный, загадочный. Белинский утверждает, что разгадку Печорина мы видим в его журнале. Внешние противоречия Печорина (его портрет) заставляют предположить внутренний разлад.

– Итак, ребята, если первые две повести по жанру – путевые записки (повествователь отмечал: “Я пишу не повесть, а путевые записки”), то следующие повести – это дневник Печорина. Так что же собой представляет дневник?

– Дневник – это записи личного характера , в которых человек, зная, что они не станут известны другим, может излагать не только внешние события, но и внутренние, сокрытые от всех движения своей души. Печорин был уверен, что пишет “ этот журнал… для себя”, поэтому столь открыт в их описании.

– Перед нами первая повесть в дневнике героя – “ Тамань ”, из которой мы узнаём о приключениях Печорина в этом “скверном городишке”. Раньше рассказчиками были другие люди. Теперь мы узнаём Печорина как бы изнутри, через него самого. В этой повести перед нами ранний этап жизни героя. На все события и героев мы смотрим его глазами.

- Какими словами Лермонтов начал свою небольшую повесть. (“Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть-чуть не умер с голода, да еще вдобавок меня хотели утопить”)

“… мы подъехали к небольшой хате на самом берегу моря. Полный месяц светил на камышовую крышу и белые станы моего нового жилища; на дворе, обведенном оградой из булыжника, стояла, избочась, другая лачужка, менее и древнее первой. Берег обрывом спускался к морю почти у самых стен ее, и внизу с беспрерывным ропотом плескались темно-синие волны”.

Так описаны Лермонтовым место и дом, в котором поэт жил в Тамани. В Тамани поэт встретился с казачкою, принявшей его за тайного агента, желавшего раскрыть контрабандистов. Этот эпизод послужил поэту темою для повести “Тамань”.

Беседа по вопросам.

– Тамань – “скверный городишко”, где Печорин чуть не умер с голоду и где его хотели утопить. С какой целью здесь появляется Печорин? – Печорин – офицер – едет в действующий отряд по “казённой надобности”.

Подумай! В каком состоянии находится Печорин, приехав в Тамань?

-Что будет делать обычный человек в минуты крайней физической усталости?

- Что в обстановке хаты, а также в поведении слепого мальчика показалось Печорину странным и загадочным?

Дверь сама отворилась; из хаты повеяло сыростью. Я засветил серную спичку и поднес ее к носу мальчика: она озарила два белые глаза. Он был слепой, совершенно слепой от природы. Он стоял передо мною неподвижно, и я начал рассматривать черты его лица.

Признаюсь, я имею сильное предубеждение против всех слепых, кривых, глухих, немых, безногих, безруких, горбатых и проч. Я замечал, что всегда есть какое-то странное отношение между наружностью человека и его душою: как будто с потерею члена душа теряет какое-нибудь чувство.

Итак, я начал рассматривать лицо слепого; но что прикажете прочитать на лице, у которого нет глаз? Долго я глядел на него с небольшим сожалением, как вдруг едва приметная улыбка пробежала по тонким губам его, и, не знаю отчего, она произвела на меня самое неприятное впечатление. В голове моей родилось подозрение, что этот слепой не так слеп, как оно кажется; напрасно я старался уверить себя, что бельмы подделать невозможно, да и с какой целью? Но что делать? я часто склонен к предубеждениям…

Я взошел в хату: две лавки и стол, да огромный сундук возле печи составляли всю его мебель. На стене ни одного образа – дурной знак! В разбитое стекло врывался морской ветер.

- Что в обстановке хаты, а также в поведении слепого мальчика показалось Печорину странным и загадочным?

Первая встреча со слепым мальчиком выявляет интерес Печорина к человеку. Ему важно понять тайну мальчика, и он начинает следить за ним.

- Случай сталкивает Печорина с особыми людьми: контрабандистами.

Проанализируем образы контрабандистов. Какие черты характера контрабандистов привлекли Печорина?

Примерный ответ ученика. (Мужество, отвага, смелость).

- Каким вы представляете себе человека, плывущего в бурю через пролив?

Признаюсь, сколько я ни старался различить вдалеке что-нибудь наподобие лодки, но безуспешно. Так прошло минут десять; и вот показалась между горами волн черная точка; она то увеличивалась, то уменьшалась. Медленно поднимаясь на хребты волн, быстро спускаясь с них, приближалась к берегу лодка. Отважен был пловец, решившийся в такую ночь пуститься через пролив на расстояние двадцати верст, и важная должна быть причина, его к тому побудившая! Думая так, я с невольном биением сердца глядел на бедную лодку; но она, как утка, ныряла и потом, быстро взмахнув веслами, будто крыльями, выскакивала из пропасти среди брызгов пены; и вот, я думал, она ударится с размаха об берег и разлетится вдребезги; но она ловко повернулась боком и вскочила в маленькую бухту невредима. Из нее вышел человек среднего роста, в татарской бараньей шапке он махнул рукою, и все трое принялись вытаскивать что-то из лодки; груз был так велик, что я до сих пор не понимаю, как она не потонула. Взяв на плечи каждый по узлу, они пустились вдоль по берегу, и скоро я потерял их из вида. Надо было вернуться домой; но, признаюсь, все эти странности меня тревожили, и я насилу дождался утра.

(Янко не только смел и храбр, он и волен как птица. В конце повести он скажет, что ему везде дорога, где море шумит да ветер дует.)

- Проанализируем поведение девушки. Для этого прочитаем сцену в лодке.

-Как ведёт себя девушка в лодке?

(Во время борьбы она уступает Печорину только в силе, но не в ловкости и смелости.)

- Обратим внимание на поведение слепого мальчика. Прочитаем сцену ночного хождения слепого мальчика.

Между тем луна начала одеваться тучами и на море поднялся туман; едва сквозь него светился фонарь на корме ближнего корабля; у берега сверкала пена валунов, ежеминутно грозящих его потопить. Я, с трудом спускаясь, пробирался по крутизне, и вот вижу: слепой приостановился, потом повернул низом направо; он шел так близко от воды, что казалось, сейчас волна его схватит и унесет, но видно, это была не первая его прогулка, судя по уверенности, с которой он ступал с камня на камень и избегал рытвин. Наконец он остановился, будто прислушиваясь к чему-то, присел на землю и положил возле себя узел. Я наблюдал за его движениями, спрятавшись за выдавшеюся скалою берега. Спустя несколько минут с противоположной стороны показалась белая фигура; она подошла к слепому и села возле него. Ветер по временам приносил мне их разговор.

- Прокомментируйте эту сцену.

. (Слепой мальчик не менее отважен, чем его зрячие хозяева-сообщники.)

(Решительность, смелость, интерес к людям, умение сострадать.)

- Докажите, что Печорин смел.

Он отправляется ночью следить за слепым

Он отправляется ночью на свидание с ундиной

Он не боится сесть с ней в лодку, несмотря на то, что не умеет плавать.

- Докажите, что Печорин не безразличен.

Его волнует загадочный облик девушки

Он решает разгадать происходящее

Ему интересен слепой, который кажется не таким уж слепым.

- Как, по вашему мнению, герой относится к природе? Докажите примерами из текста.

(Рассказывая о себе, Печорин описывает природу: месяц, освещавший камышовую крышу, тёмно-синие волны, плескавшиеся с беспрерывным ропотом, луну, одевающуюся тучами, туман, сгущающийся над морем. Две звёздочки, сверкавшие на тёмно-синем своде, он сравнивает с двумя спасительными маяками. Он наблюдает за тяжёлыми волнами, которые мерно и ровно катятся одна за другой. Всё это говорит о том, что Печорин любит природу, наслаждается её красотой, она придаёт ему силы и уверенности.)

Выводы: Черты Печорина, проявившиеся в повести:

Интерес к людям

Активность, смелость, решительность, стремление к действию

-Почему активность героя приносит несчастье людям? (его активность направлена на себя, она не имеет высокой цели, ему просто любопытно. Герой ищет настоящего действия, но находит его подобие, игру. Он досадует на себя за то, что, вторгаясь в жизнь других людей, не приносит им радости, он чужой в этом мире.)

Умение сострадать (сцена прощания Янко со слепым вызывает у Печорина грусть)

Влечение к опасности

Любовь к природе

-Почему Печорин желает приблизиться к миру контрабандистов и почему это невозможно?

(Печорин – деятельная натура. Он стремится приблизиться к миру, полному опасностей, миру контрабандистов. Но Печорин со своим глубоким умом понимает невозможность обретения в среде контрабандистов полноты жизни, красоты и счастья, которых жаждет его мечущаяся душа. Мир контрабандистов сохраняет прообраз вольной, исполненной тревог человеческой жизни.)

(Эта повесть позволяет судить и о глубокой любви героя к природе. Печорин не только описывает её, но и любуется её.)

- В чём проявляется критическое отношение Печорина к себе?

(Рассказывая о себе, он ничего не скрывает. Он не умеет плавать, сам рассказывает, что уступает в ловкости девушке, не понимает действительных причин интереса, проявляемого к нему Ундиной.)

(Он оказался даже жертвой: у него украли шкатулку и шашку. Печорин относится к себе с иронией.)

- Вызывает ли в этой повести Печорин осуждение?

(Скорее, он вызывает сожаление о том, что силы его богатой натуры не находят настоящего применения.)

Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова формировалось в период жестокой реакции, наступившей после провала выступления декабристов. Лермонтов – это представитель светской молодежи 30-х годов XIX века. Это поколение жило в бездействии, смирившись с действительностью, но сам поэт, в отличие от своих современников, не мог принять ее.

На протяжении всего своего творчества Лермонтов пытается найти героя, способного на действие, на значительный поступок, но не видит такого человека рядом с собой: люди не интересовались ничем, кроме своих собственных

дел. Именно безразличие ко всему, царящее среди молодежи 30-х годов XIX века, и заставляет писателя искать причину этого явления в психологии людей.

Логическим завершением творчества Михаила Юрьевича Лермонтова стал роман “Герой нашего времени”, написанный в 1837-1840 годах. Это произведение является первым социально-психологическим романом в русской литературе. При его написании основной целью автора было исследовать душу современного ему человека и влияние общества на формирование этой души.

Главным героем романа является Печорин. Именно вокруг его личности и строится вся композиция произведения.

Она достаточно сложна: роман состоит из пяти отдельных, самостоятельных повестей, связующим звеном которых является герой, остальные же герои, события и даже повествователи не имеют ничего общего. Этот прием был использован Лермонтовым, чтобы с разных сторон и под разными углами раскрыть характер Печорина.

Образ раскрывается постепенно, от внешнего к внутреннему, от поступков к ощущениям.

Постепенное раскрытие характера героя достигается Лермонтовым благодаря применению им своего любимого композиционного приема: в романе в повествование неизвестного автора встроен рассказ Максима Максимыча, а временами и на равных появляется еще и рассказ Печорина, то есть характер показан сначала глазами посторонних людей, а потом глазами самого героя.

Наиболее важными в этом отношении являются повести “Бэла” и “Тамань”, так как первая, с которой и начинается весь роман, дает нам лишь общее представление о герое, поскольку повествование идет от лица Максима Максимыча – человека необразованного и неспособного к глубокому анализу, а во второй события излагаются уже самим героем, то есть перед читателем предстает внутренний мир героя.

В повести “Бэла” Печорин показан как типичный представитель светского общества. Это особенно ярко выражается благодаря противопоставлению героя горцам – “детям природы”. Бэла, Казбич, Азамат живут в гармонии со средой, чего очень не хватает Печорину.

В повести образ героя выглядит малопривлекательно, так как Максим Максимыч просто излагает факты, не давая им никакой оценки, поэтому герой предстает безжалостным и черствым человеком. И это неудивительно, ведь Печорин похищает Бэлу, не задумываясь о последствиях для нее, о том, что отрывает ее от родного дома. Такой поступок может быть оправдан лишь очень сильной любовью, а Печорин не испытывает ее.

Он говорит Максим Максимычу: “Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни… мне с нею скучно”. Герою безразличны чувства других, его отношение к любви, показанное в повести, служит доказательством этому. Если судить о Печорине по первой повести, – это чудовище, но Лермонтов заставляет читателя посмотреть на героя с другой стороны, его собственными глазами, и в новелле “Тамань” повествование переходит уже к самому Печорину.

Именно в ней появляется полный и четкий психологический портрет героя. Однако повесть “Тамань” – это самое романтическое место во всем произведении. События, описанные Печориным, очень интересны, хотя он играет в них второстепенную роль; все же герой раскрывается как человек, в котором осталось довольно много романтического.

Печорина необыкновенно влечет та свобода, которую олицетворяет Янко, ундина, слепой мальчик… Они живут в единстве со стихией, с морем, но вне всякого закона. Это, безусловно, привлекает Печорина, и его поступки тоже становятся несколько безрассудными, например, поехать кататься на лодке, не умея плавать. Но этот мир не для него.

Печорин чужой там. В “Тамани” существует также и другой мир – мир обыденной провинциальной жизни. К нему принадлежат урядник, десятник и так далее.

Они являются воплощением старого несвободного мира, который вызывает у Печорина лишь отвращение своей убогостью. В результате герой оказывается чужим и в мире романтизма, и в мире реализма. Печорин нигде не может найти себе пристанища.

Повесть “Тамань” не является кульминационным моментом в романе, но именно в ней начинает раскрываться внутренний мир героя. Печорин рассказывает о себе искренне и без жеманства, давая строгую оценку себе и своим поступкам.

В повестях “Тамань” и “Бэла” читатель еще не видит полного раскрытия образа, но в них герой как бы представляется публике сначала с внешней, а потом и с внутренней сторон. Обе повести также обладают некоторыми романтическими элементами, которые показывают и подчеркивают несовместимость героя с романтизмом.

В своем романе “Герой нашего времени” Михаил Юрьевич Лермонтов внимательно исследует историю “души человеческой”. Пытаясь найти причины духовного упадка молодежи 30-х годов XIX века, он рисует портрет “героя этого времени”. Раскрывая его характер с разных сторон, используя для этого такой художественный прием, как составление одного большого произведения из отдельных повестей, каждая из которых призвана выполнить свою определенную роль в раскрытии образа главного героя.

Отношения Печорина и княжны Мэри показывают противоречивость его натуры: сначала он выступает как опытный соблазнитель, который искушает наивную девушку, а потом и сам увлекается княжной, но понимает, что это ненадолго. В итоге Григорий делает Мэри несчастной, разбивает ее сердце. Отношения Печорина и Веры глубже, трагичнее. Они случайно встречаются на курорте после долгой разлуки (Вера именно та женщина из прошлого, которая была юношеской любовью героя). Вера, в отличие от Мэри, все прекрасно знала о Григории – она знала, что он разрушает все вокруг себя, подчас случайно. Понимала она, что он видит только себя и свои интересы во всем. Это, а также замужество Веры, привело к тому, что женщина ничего от него не ждала, по этой причине Печорин лишь ее одну ценил из всех окружающих. Когда Вера уехала, Печорин поскакал за ней и загнал коня, но догнать не смог. Потеря любимой навсегда опустошила его. Именно после этой любовной истории он сделал последнюю попытку обрести счастье с Бэлой, которая не была связана светскими условностями, замужеством, ожиданиями. Однако и этого не вышло.

Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова формировалось в период жестокой реакции, наступившей после провала выступления декабристов. Лермонтов — это представитель светской молодежи 30-х годов XIX века. Это поколение жило в бездействии, смирившись с действительностью, но сам поэт, в отличие от своих современников, не мог принять ее.

На протяжении всего своего творчества Лермонтов пытается найти героя, способного на действие, на значительный поступок, но не видит такого человека рядим с собой: люди не интересовались ничем, кроме своих собственных дел (карьера, богатство). Именно безразличие ко всему, царящее среди молодежи 30-х годов XIX века, и заставляет писателя искать причину этого явления в психологии людей.

Главным героем романа является Печорин. Именно вокруг его личности и строится вся композиция произведения. Она достаточно сложна: роман состоит из пяти отдельных, самостоятельных повестей, связующим звеном которых является герой, остальные же герои, события и даже повествователи не имеют ничего общего. Этот прием был использован Лермонтовым, чтобы с разных сторон и под разными углами раскрыть характер Печорина. Образ раскрывается постепенно, от внешнего к внутреннему, от поступков к ощущениям.

Постепенное раскрытие характера героя достигается Лермонтовым благодаря применению им своего любимого композиционного приема: в романе в повествование неизвестного автора встроен рассказ Максима Максимыча, а временами и на равных появляется еще и рассказ Печорина, то есть характер показан сначала глазами посторонних людей, а потом глазами самого героя.

Читайте также: