Формирование педагогических идей в философских учениях античности и средневековья кратко

Обновлено: 30.06.2024

Развитие педагогики неразрывно связано с историей человечества. Жизнь менялась, наука укреплялась, создавались все более совершенные системы образования. На каждом этапе развития педагогики доминировала определенная парадигма, система взглядов, некая теория, которая считается образцовой. Поэтому этапы развития педагогической теории и практики лучше всего рассматривать в контексте смены доминирующих парадигм.

Во все времена существовала мощная народная педагогика, которая играла решающую роль в умственном и физическом развитии людей. Народ создал оригинальные и удивительно жизнеспособные системы нравственного, трудового воспитания. Например, в Древней Греции взрослыми считались только те, кто посадил и ухаживал хотя бы за одним оливковым деревом. Благодаря этой народной традиции земля была покрыта плодородными оливковыми рощами.

В Средние века церковь монополизировала духовную жизнь общества и направляла образование в религиозное русло. Оказавшись в тисках теологии и схоластики, образование утратило большую часть свободы и прогрессивной ориентации античности. Жесткие принципы догматического учения, существовавшие в Европе на протяжении почти 12 веков, были усовершенствованы в течение столетий. Среди блестяще образованных философов того времени были такие фигуры, как Марк Туллиан (160-222), Августин Блаженный (354-430), Фома Аквинский (1225-1274), написавшие богатые педагогические трактаты.

Педагогические открытия средневекового ордена иезуитов заслуживают особого внимания. Многое из того, что сохранилось в школах сегодня, было впервые придумано и внедрено педагогами этого ордена под руководством Игнасия Лойолы (1491-1556). В середине 16 века он ввел первое новшество — типовые школьные программы. Первый типовой учебный план для университета был составлен иезуитами в 1586 году, после смерти Лойолы.

Становление и развитие педагогики

Становление педагогических идей в истории педагогики

История педагогики — это наука, изучающая развитие теории и практики воспитания, образования и обучения. Педагогические взгляды и теории в разных странах и в разные исторические периоды существенно различались, в зависимости от общих философских представлений о человеке, государстве, религиозной идеологии и культурных особенностей различных общественных классов. В основе любой педагогической системы всегда лежит та или иная философская антропология, определяющая в самых общих чертах место человека в мире, его сущность, источники его способностей. В некоторых педагогических системах считается, что они изначально заложены в природе или в Боге — тогда задача образования состоит в том, чтобы защитить этот потенциал, а не препятствовать его развитию. В других системах человек рассматривается как продукт социальных отношений или социального обучения — тогда задачей образования является целенаправленное обучение детей, усвоение ими норм и правил, существующих в обществе.

Идеологический аспект образования тесно связан с философскими представлениями человека и определяет его цели и ценности. Например, в демократических странах, где свобода и ответственность являются наиболее важными ценностями, образование направлено на развитие индивидуальности, независимости, самостоятельности и ответственности за собственные действия. В восточных странах акцент делается на таких качествах, как умение работать в команде, ориентация на общие цели.

Различные философские взгляды и идеологические установки воплощаются в различных типах образования. Среди них традиционно выделяют авторитарную, естественную, свободную и гуманистическую.

Авторитарное образование — педагогическая концепция, согласно которой образовательные отношения строятся на непререкаемом авторитете учителя и подчинении ученика его воле. Подавляя инициативу и самостоятельность ребенка, авторитарное образование препятствует развитию его активности и индивидуальности, приводит к конфронтации между учителем и учениками.

Естественное воспитание — это педагогическая концепция, согласно которой целью воспитания является естественное развитие ребенка. Он был основан французским философом эпохи Просвещения Ж.-Ж. Руссо. Согласно этой концепции, от учителя требуется педагогическое руководство, которое реализуется незаметно для ребенка, в естественной форме. Во второй половине 19 века идеи естественного воспитания стали основой теории свободного воспитания, разработанной Л.Н. Толстым в России. Эта теория рассматривает образование как помощь природе ребенка, который развивается естественно в процессе познания окружающего мира и свободно самоопределяется в нем.

Гуманистическое образование — педагогическая система, основанная на идеях естественного воспитания и гуманистической психологии 50-60-х годов XX века; ее основателями являются С. Роджерс и А. Маслоу. Главная цель такого образования — самореализация и самоосуществление личности.

В истории человечества нет четкой последовательности и преемственности изложенных форм образования. В каждом обществе и на каждом этапе развития существуют различные стили и методы воспитания, допускающие многочисленные этнические, культурные группы, региональные, семейные и другие вариации.

Эмпирический этап развития педагогики

С древних времен человечество накапливало опыт в воспитании и обучении детей.

Аристотель говорил о необходимости учиться на знаниях и опыте предыдущих поколений и отстаивал идею всестороннего развития личности (учение о дианоэтических добродетелях). Так, он писал, что в возрасте до 5 лет игра и развитие языка, вопросы укрепления физического здоровья ребенка имеют решающее значение для всестороннего развития ребенка.

На Востоке эти идеи развились в концепцию идеального человека — не по происхождению, а по воспитанию и образованию. Акцент делался на необходимости всестороннего физического и умственного развития детей, формирования таких качеств, как вежливость и уважение к старшим, справедливость и мужество.

На следующем, втором этапе просветительская мысль развивалась в период рабовладения и феодализма. На Западе она формировалась прежде всего в результате обобщения афинского и спартанского образовательного опыта, школ греческой культуры, позднее — иезуитской и христианско-католической образовательных систем.

Развитие идей воспитания и образования детей в значительной степени перешло от философского аспекта к религиозному и было опосредовано церковными проповедями. По этой причине идеи нравственного развития и воспитания были наиболее распространены в Средние века. В этом отношении заслуживают внимания труды святого Иоанна Златоуста и патриарха Фотия. Так, святитель Иоанн Златоуст предупреждал о необходимости противостоять методам авторитарного давления на личность ребенка, советам, наставлениям и увещеваниям; а патриарх Фотий обращал внимание на необходимость предъявления требований к личности самого воспитателя: к его энциклопедическим знаниям и умению устанавливать простые и искренние отношения с детьми.

Этап формирования педагогики как науки

Научная педагогическая мысль возникла в XVII веке и была связана с формированием педагогической теории в эпоху капитализма в Западной Европе, России и на Востоке.

1 этап — развитие педагогических взглядов и идей в эпоху Возрождения, их основу составляла идея воспитания гармонично развитой личности, обладающей физическим и психическим совершенством, умеющей ценить жизнь. Обращалось внимание на естественность земных удовольствий и чувственных наслаждений в воспитании детей, на эмоциональную составляющую воспитательного процесса. С другой стороны, подчеркивалась творческая функция личности. Поэтому знание рассматривалось как инструмент для создания и изменения мира. Арабские и иранские мыслители подчеркивали важность систематического и непрерывного обучения и самообразования.

Этап 2 — Образование и развитие дошкольной педагогики в Новое время. Важную роль сыграл оптимистический взгляд на природу ребенка, на который повлияли эпоха Возрождения, идеи и педагогическая деятельность Я.А. Коменского и И.Р. Гофмана. В этом отношении большую роль сыграли А. Коменский, Дж. Локк, И. Г. Песталоцци и другие.

В этот период были разработаны принципы воспитания и обучения детей (принцип природосообразности И.А. Коменского, принцип культуросообразности А.В. Дистервега), выделены направления (физическое, интеллектуальное и нравственное воспитание и т.д.) и методы семейного воспитания и дошкольной педагогики (природосообразный метод воспитания И.А. Коменского, элементарный метод воспитания И.А. Коменского, дошкольный метод воспитания А.Г. Песталоцци и др.) А. Коменского, метод элементарного образования И. Г. Песталоцци и т. д., описательный, аналитический и синтетический методы обучения И. Ф. Гербарта и т. д.).

Зарождение русской педагогической психологии

Становление и развитие образовательной практики и педагогической мысли в России было неразрывно связано с социально-политическими изменениями в стране. Реформы российского образования и педагогики совпали с периодом радикальных потрясений в общественном строе страны. Возникновение психологии образования как прикладной отрасли психологической науки стало следствием радикальных изменений в социальных, экономических и культурных условиях, вызванных отменой крепостного права в России в 1861 году.

Церковная педагогика характеризуется главенствующим положением Церкви и ее мировоззрения в жизни русского человека и его образовании. Целью образования было спасение души; человек учился понимать Слово Божье, богослужения и таким образом становился чище, совершеннее, ближе к Богу. Образование в это время заключалось в изучении литургических книг и текстов Писания. Преподавателями были священнослужители или миряне, готовящиеся к священническим должностям. Церковное образование было единственным видом образования в первый период; оно было единым для всех — для бедных и богатых, для мальчиков и девочек.

Государственная педагогика была оформлена в период правления Петра I. Государство взяло на себя управление образованием. Она утверждала, что образование должно служить государственным интересам, готовить просвещенных служилых людей, поэтому оно должно быть практическим, профессиональным, а значит — сословным. На месте прежней единой церковной школьной системы возникли профессиональные, светские и клерикальные школы различных типов с обязательным направлением детей определенных сословий в соответствующие школы.

Количество школ в России значительно увеличилось, они стали разнообразными — появились университеты, гимназии, духовные академии и семинарии, городские и церковно-приходские школы, различные профессиональные и технические училища. Сформировалось особое педагогическое профессиональное сообщество: учителя, педагоги, воспитатели, преподаватели и т.д. Появилась педагогическая литература, в основном переводная и заимствованная. Теоретическая педагогика государственного периода была в основном отражением и обоснованием требований государства к подготовке образованных и профессионально подготовленных кадров.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Вначале педагогическое знание развивалось в философской мысли. Оно стало основой обобщения опыта воспитания, выделения теоретических начал, которые в последующем и дали начало педагогике как науке. Педагогические идеи развивались в философских учениях древнегреческих мыслителей Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля, древнеримских мыслителей Цицерона, Сенеки, Квинтилиана и других античных философов, в трудах которых отражены идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности.

Демокрит(460-370 до н.э.) - ученый-энциклопедист, стал одним из первых основателей материалистического взгляда на мир и человека. Он дал 'развернутую теорию познания, различая чувственное и рассудочное знание, считая чувственный опыт началом познания.

По дошедшим до нашего времени фрагментам сочинений Демокрита можно отметить, что он разрабатывал все отрасли знания того времени: известны его труды по философии, математике, физике, биологии, медицине, психологии, искусству.

Демокрит высказал и ряд педагогических идей:

Нравственным человеком Демокрит считал человека умеренного, действующего по долгу перед обществом, способного участвовать в общественной и политической жизни.

Демокрит одним из первых выдвинул идею природосообразности воспитания.

Сократ(469 или 470-399 до н.э.) - видный философ, посвятивший свою жизнь философскому творчеству и педагогической деятельности. Сократ не оставил после себя трактатов, книг, но его дела и мысли известны по описанию в трудах его учеников - Ксенофонта и Платона.

Педагогическими принципами Сократа являлись отказ от принуждения и насилия, признание убеждения наиболее действенным способом в обучении и воспитании.

Совершенное государство Платона основано на разделении труда между разрядами свободных граждан: философами, воинами, ремесленниками и земледельцами. Каждый разряд должен выполнять только свои обязанности и не вмешиваться в функции других. В учении о делении граждан на разряды Платон руководствовался своей классификацией частей души: разумной, волевой и чувственной. Трем частям души у Платона соответствуют три добродетели: мудрость, мужество и умеренность. Имеющие душу с преобладанием разумной части станут правителями - философами, волевой - воинами, чувственной - ремесленниками или земледельцами. Первые два разряда - привилегированные: философы управляют, воины охраняют государственный порядок; функция же ремесленников и земледельцев - материальное обеспечение привилегированны х. В государстве Платона сохранялись и рабы, составлявшие низший социальный слой, не имевшие каких-либо прав, удел рабов - физический труд.

Воспитание, считал Платон, должно сообразовываться с природой души ребенка. Человек изменяется с детских лет и до старости. Поэтому и воспитание не может быть одним и тем же на всех ступенях развития подрастающего человека.

Платон считал, что внутренней основой воспитания маленьких, детей являются эмоции. Он утверждал, что первые детские ощущения - это наслаждение и страдание и что они окрашивают детские представления о добродетели и благе.

Отметим, что Платон впервые рассматривал вопросы воспитания маленьких детей в системе, что было очень важно для дальнейшего развития теории дошкольного воспитания.

Воспитатель должен учитывать такие противоречия, готовить воспитанников к преодолению отрицательных природных влияний. Главная задача педагогики - передать потомкам принципы добродетели и этим самым укреплять разумную часть души.

Платон был не только теоретиком педагогики, но и практиком. В 378 г. до н. э. он основал в окрестностях Афин философскую школу - Академию, которой сам руководил и которая стала центром античного философского идеализма и пропаганды педагогических идей Платона. В этой Академии получил философское образование Аристотель.

Педагогические воззрения Аристотеля связаны с его учением о душе, ее трех видах: растительной, животной, разумной. этим трем видам души соответствуют три стороны воспитания: физическая, нравственная, умственная, которые, по убеждению философа, неразрывны.

Одним из первых Аристотель сделал попытку дать возрастную периодизацию:

- С 7 до 14 лет - воспитание под контролем государства (физическое и умственное воспитание, цель воспитания - формирование добродетели).

- от 14 до 21 года - умственное, эстетическое, нравственное воспитание (выработка привычек и навыков нравственного поведения).

Главная цель воспитания, по Аристотелю, - нравственное развитие личности, воспитание чувства собственного достоинства и чести, храбрости, мужества. Нравственное воспитание детей, по Аристотелю, основывается на упражнении в нравственных поступках - частом повторении желательных действий, в которых не должно быть крайностей, а наоборот; которые должны быть продуманными и умеренными. Такое уравновешенное поведение можно считать добродетельным. Заниматься нравственным воспитанием детей должны главным образом родители.

Аристотель уделял большое внимание воспитанию этических добродетелей. Он считал, что добродетель не дается людям от природы, хотя природа способствует этому. Осуществляется эта возможность через усилия самого человека, его деятельность и общение. Особая роль в формировании прекрасного отводилась музыке.

Умственное воспитание, по мнению Аристотеля, осуществляется путем изучения грамматики, арифметики, рисования, предметов, полезных в житейском обиходе и имеющих практическое применение. Однако детей следует обучать этим наукам не столько в интересах получаемой от этого пользы, сколько потому, что такое обучение расширяет умственный кругозор, подготавливает учеников к восприятию дальнейших знаний.

Аристотель продолжил исследование проблемы факторов, влияющих на формирование человека, начатое еще Платоном. Он выделял три основных фактора: внешний, окружающий человека и воспринимаемый органами чувств мир; внутренние силы, развивающие в человеке присущие ему задатки; целенаправленное воспитание, развивающее способности человека в необходимом для общества-государства направлении.

Аристотель занимался и непосредственно педагогической деятельностью в основанной им в Афинах для молодых представителей рабовладельческой знати знаменитой философской школе Ликея (335 г. до н. э.), просуществовавшей несколько столетий.

Аристотель оказал определяющее влияние на философскую и педагогическую мысль Античности и Средневековья. Его трактаты служили учебными пособиями в течение многих столетий.

Педагогическая мысль Древнего Риманашла отражение в сочинениях Цицерона, Сенеки, Квинтилиана.

Под влиянием греческой философской традиции Цицерон рассматривал душевную жизнь человека как сложный поток меняющихся состояний. Человека толкают к гибели вспыльчивость, жадность, похоть, помутнение разума. Но есть силы, которые дают надежду и препятствуют его гибели: это - всепобеждающий разум и чувство благоразумия. Поощрить развитие таких сил прежде всего должна семья, полагал Цицерон.

Главной задачей воспитания провозгласил моральное совершенствование человека.

Основным предметом школьного обучения он считал философию, овладев которой можно постичь природу и самого себя, и которая является средством нравственного самосовершенствования человека.

Основным методом воспитания называл самодвижение к божественному идеалу, а основным средством воспитания - назидательные беседы-проповеди с наглядными примерами из жизни и истории.

Он полагал, что от природы дети обладают всеми физическими и духовными данными, чтобы успешно овладевать знаниями и получать необходимое образование. Но для этого педагог должен внимательно изучать и учитывать индивидуальные особенности каждого из своих питомцев, четко ориентируясь на возрастную специфику их развития.

Квинтнлиан считал, что уже в раннем возрасте можно определить степень способностей (первые признаки ума маленьких детей - память, быстрая и меткая, восприимчивость и долгое удержание приобретенного, раннее развитие в ребенке стремления к подражанию), однако полагал, что воспитанием можно достигнуть очень многого.

Квинтилиан настаивал на необходимости образования полезного обществу. Цель воспитания он видел в серьезной Подготовке молодого человека к исполнению гражданских обязанностей. Идеалом человека-гражданина Квинтилиан считал афинского политического деятеля Перикла.

Возраст от 5 до 7 лет Квинтнлиан, как и Аристотель, отводил на подготовку к школе. Он считал, что дети до 7 лет должны практически овладеть двумя языками - родным и греческим, причем сначала греческим, а затем параллельно и родным. Он допускал и систематические занятия с детьми при условии, что обучение будет радостным. Квинтилиан советовал поощрять малышей похвалой, просьбами, вызывать их на соревнования со сверстниками, не жалеть и наград.

Римский педагог дал методические советы по обучению детей грамоте. Он настаивал на одновременном ознакомлении их с видом и названием букв с помощью наглядных пособий (буквы из слоновой кости), настаивал на соблюдении систематичности и последовательности в обучении.

Лучшим средством воспитания оратора Квинтилиан считал разучивание стихотворении, которые способствовали бы и нравственному воспитанию. Он заложил основу методики разучивания стихотворений: стихотворение прочитывают целиком, разбивают на логические части и заучивают частями, в заключение оно декламируется целиком.

В истории развития педагогической мысли Квинтилиан занимает важное место как автор первого специального педагогического труда, заложивший основы дидактики и методики, систематизировавший требования к воспитанию детей дошкольного возраста.

Квингилиан теоретически обосновал и применял в своей практике три метода в обучении и воспитании, которые считал наиболее действенными: подражание, наставление и упражнение. По его убеждению, общественное (школьное) образование имеет больше достоинств по сравнению с индивидуальным (домашним).

Идеи Квинтилиана приобрели большую популярность в эпоху Возрождения и оказали значительное влияние на многих деятелей того времени.

Существование общества, его развитие возможно только потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овладевает социальным опытом предков, обогащает, приумножает и передает его в более развитом виде своим потомкам. Со временем накопление знаний в прошлом привело к возникновению особой науки, называемой педагогикой.

Педагогика– это наука о воспитании, обучении и образовании человека на всех этапах его личностного и профессионального развития.

1) ПЕРВЫЙ ЭТАП: педагогическая мысль вначале развивалась и формировалась, как народная педагогика

АНТИЧНОСТЬ: зарождение педагогических идей в русле философских и религиозных учений

Позже педагогические знания стали элементом философии, их развивали крупные древнегреческие мыслители Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель, в трудах которых отражены идеи и положения, Связанные с воспитанием человека, формированием его личности.

ДЕМОКРИТ (460-370 гг. до н. э.) считал целью воспитания эвтимию - хорошее расположение духа. Полагал, что воспитание можно получить везде и всегда, огромное значение в воспитании придавал среде, примеру взрослых, воздействию ``доводами'': ``Тот, кто воспитывает в добродетели убеждением и доводами рассудка, окажется лучше, чем тот, кто применяет закон и принуждение''. Одним из первых поставил вопрос о природосообразности воспитания: ``Природа и воспитание подобны. А именно - воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает [ему вторую] природу''. Указывал на огромную роль труда в воспитании: ``Прекрасное постигается путем изучения и ценой больших усилий, дурное усваивается само собой, без труда''.

Целью умственного воспитания должно быть не накопление знаний, а развитие ума, упражнение в мышлении. Основными мотивами совершенствования, по Демокриту, является детская любознательность, а задача учителя - побуждать внутреннее влечение детей к учебе, прежде всего, словесным убеждением. Вопросы умственного воспитания тесно связывал с нравственным воспитанием. По Демокриту, нравственный человек должен быть мужественным, господствовать над собственными страстями, стремиться к добру, не предаваться праздности, легкомысленному образу жизни, стремиться к гармоничности и умеренности своих желаний, сообразуя их с реальными возможностями. Философские положения Демокрита имели большое значение для последующих теорий в области дидактики и нравственного воспитания.

Сократ сформулировал педагогические принципы: отказ о принуждения и насилия, использование убеждения, признаваемого им наиболее эффективным методом воспитания.

ПЛАТОН (427-347 гг. до н. э.) считал, что воспитание является делом государства в интересах господствующих групп, функция воспитания - ``сделать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или начальствовать''. Цель воспитания - приближение к миру идей, в частности - к идее высшего блага. Платон - один из первых основателей теории дошкольного воспитания. Полагал, что внутренним основанием воспитания детей являются эмоции, поэтому все науки надо преподавать ``играючи'', а не насильственно. Платон указывал, что при обучении следует обеспечить ``свободу призвания'', то есть учитывать личные склонности.``Государство'', ``Законы''.

АРИСТОТЕЛЬ (384-322 до н. э.) выделил три стороны воспитания: физическое, нравственное и умственное. Аристотель выдвинул принцип природосообразности воспитания, создал первуювозрастную периодизацию (до 7 лет, от 7 до 14 лет, от 14 лет до 21 года).

Существенный вклад в развитие педагогических проблем внесли древнеримские философы и мыслители. МАРК ТУЛЛИЙ ЦИЦЕРОН(106-43 до н. э.) - был признан первым учителем римского народа. Идеал воспитания - совершенный оратор и общественный деятель. Считал, что единственным путем достижения истинно человеческой зрелости является систематическое и непрерывное образование и самообразование. ЛУЦИЙ АНЕЙ СЕНЕКА(ок. 4-65 н. э.) - провозгласил главной задачей воспитания моральное совершенствование человека. Основным методом воспитания он считал самодвижение к божественному идеалу. В этом Сенека предвосхитил христианские воззрения на воспитание. Основное средство воспитания - назидательные беседы-проповеди с наглядными примерами из жизни и истории: ``. Долог путь наставлений, краток и убедителен путь примеров''.

Таким образом, классическая древность в педагогическом отношении оставила в наследство идеи: школы как самостоятельного воспитательно-образовательного учреждения, имеющего задачей образование человека, развитие присущих ему дарований и сил (идея гуманитарного образования); цельного образования, основу которого обеспечивает нравственное воспитание; идею науки о воспитании и обучении; самодеятельного образования человека и индуктивно-вопросного метода (сократического);необходимости планомерного физического развития. В этот период были заложены идеи общественного и семейного воспитания. Социализация человека рассматривалась как приобщение его к государственным и общественным ценностям. Такие понятия, как ``педагог'', ``гимназия'', ``лицей'', ``школа'', также унаследованы от Античности.

В античной философии нашли отражение мысли о воспитании, организации обучения, значении образования для развития человека. Так, древнегреческий философ, ученый и энциклопедист Демокрит (460-370 до н. э.) предложил развернутую теорию познания. В познании он выделял две разновидности знания: чувственное и рассудочное, причем, по мнению Демокрита, чувственный опыт лежит в основе рассудочного познания. Философ обосновывал важность семейного воспитания как значимого этапа в развитии ребенка.

Впервые в истории педагогики Аристотель предложил возрастную периодизацию воспитания, выделил три периода и определил для каждого из них цели, содержание и методы воспитания. От рождения до 7 лет воспитание должно осуществляться в семье, далее мальчики должны воспитываться в школе, причем их образование должно стать заботой государства. С 7 до 14 лет дети постигают грамматику, гимнастику, музыку, рисование, с 15 лет до 21 года - литературу, историю, философию, математику, астрономию. В древнеримской философии взгляды на воспитание и образование нашли отражение в трудах Марка Фабия Квинтилиана (42-118 гг., в некоторых источниках 35-90 гг.), который, будучи практикующим педагогом и юристом, выстроил стройную методику обучения ораторскому искусству. По мысли Квинтилиана, образование должно быть государственным, школы и учителя должны находиться на содержании казны; цель воспитания состоит в формировании у человека гражданских чувств и свобод.

Воспитание и образование во время развитого Средневековья. В период XI-XIII вв. на смену идеологии раннесредневековой школы пришло новое философское учение - схоластика (от греч. shcolastikos - школьный, ученый). Она вырабатывала новый тип культуры, ориентированный на формальную логику и абстрактное богословие. Схоластика определила организацию, содержание и методы образования в период развитого Средневековья, сыграла ведущую роль в дифференциации системы учебных заведений, особенно в развитии университетов. Кроме того, она способствовала формированию в обществе представления о том, что интеллектуальная деятельность и люди, ею занимающиеся, достойны самого высокого социального статуса. Философ и теолог Фома Аквинский (1226-1274) разрабатывал схоластику как вероучение в научной форме, соединяя постулаты учения Аристотеля и католического богословия, веру и научное знание, отдавал при этом приоритет божественному, считая его наивысшим интеллектуальным учением.В XII в. как результат возросшей потребности в научном знании и людях, им обладающих, - ученых - начался процесс образования на базе соборных школ в крупнейших городах Западной Европы высших школ - университетов. Первоначально понятие "университет" (от лат. universitas - совокупность) означало корпорацию преподавателей, профессоров и студентов, "схоларов", целью, которой является изучение и приумножение единого христианского знания.

Новое Время. Педагогические теории и идеи Нового времени базировались на лучших гуманистических традициях и впитали передовые идеи современности. В XVII-XVIII вв. создаются первые научные педагогические теории.У основ формирования дидактики стояли труды немецкого педагога Вольфганга Ратке. Он настаивал на том, чтобы процесс воспитания организовывался сообразно с законами природы, при этом он считал, что все дети равны от рождения и подобны "чистой доске", которая заполняется взрослым человеком в соответствии с целями воспитания.Ян Амос Коменский (1592-1670), разрабатывавший многие педагогические проблемы, создавший первую в истории педагогики научную теорию - дидактику, подчиненную идее всестороннего развития личности. По мнению педагога, возможность улучшения социальной жизни и избавления общества от несправедливости кроется в совершенствовании системы воспитания и образования людей, поскольку это позволит совершенствоваться каждому человеку и, как следствие, всему миру. В этой связи педагог в течение всей жизни старался создать программу всеобщего воспитания и комплексного метода формирования личности, основанных на непрерывном процессе усовершенствования всех и всего посредством творческого труда. В ХХ в. этот постулат Я.А. Коменского был развит в теории и практике непрерывного образования.Педагогические идеи конца XVII - начала XVIII в. исходят из необходимости изменения воспитания на основе реализации "естественных прав" человека - свободы, равенства, братства - путем просвещения. Так, английский философ, просветитель и государственный деятель Джон Локк (1632-1704), получивший блестящее образование в Оксфордском университете, утверждал природное равенство людей. Таким образом, Локк одним из первых педагогов-мыслителей поставил вопрос о пределах возможностей воспитания, которые ограничены как индивидуальными способностями, так и условиями жизни индивида. Главная цель воспитания, по Д. Локку, - подготовка человека к счастливой и разумной жизни, в которой он был бы свободен и не ущемлял бы свободы других. Для достижения этой цели педагог предполагает умственное, нравственное, физическое, трудовое воспитание.Французский философ-просветитель, писатель Жан-Жак Руссо (1712-1778) полагал необходимым изменить общественный уклад, основанный на несправедливом неравенстве, путем просвещения и надлежащего воспитания, которое является опорой любой формы правления и потому ценно для общества; от правильно организованного воспитания зависит благополучие государства и каждого человека. Свою теорию "свободного естественного воспитания" он изложил в трактате "Эмиль, или О воспитании" (1762).

Лекция 4. История образования и педагогической мысли

Зарождение образования. Педагогические идеи эпохи Античности. Педагогическая мысль в Средние века и эпоху Возрождения. Развитие образования в Новое время. Становление педагогики в России

4.1. Зарождение образования

Возникновение любой науки диктуется определенными общественными потребностями. Поэтому и возникновение цикла воспитательных дисциплин является безусловно оправданным. Можно сказать, что обучение и воспитание родились вместе с человеческим обществом, и практически на всем пути развития социума были одной из ведущих его функций. Подчеркивает социальную значимость педагогики и то, что люди на достаточно ранней стадии развития общества осознали необходимость определенного общественного воспитания, хотя в ходе развития цивилизации оно претерпевало различные и не всегда позитивные изменения. Историю воспитания связывают с зарождением семьи – 5 тыс. лет. до н.э., а историю образования с становлением школ – как общественных институтов – 3 тыс. лет. до н.э.

Первые школы возникли в период Древнейших государств. Школьное дело появилось в государствах Междуречья и приобрело профессиональный оттенок. Обучение во всех древнейших государствах за исключением Израильско-Иудейского царства было платным и касалось только мальчиков. Учиться начинали с 5-7 лет, и продолжалось обучение примерно 5-8 лет. Дети осваивали письмо, чтение, счет, учились распознавать болезни, работать с материалами, делить землю, составлять различные договоры. По окончании школы можно было получить три профессии – жреца, писца и воина. Обучение было тяжелым трудом – телесные наказания считались необходимой его составляющей, начинались уроки с восходом солнца и заканчивались с закатом. Однако несмотря на все сложности учащиеся знали, что обучение - это социальная привилегия и фактически пропуск в более достойную жизнь. Системы обучения в государствах Междуречья, Древнем Египте, Древнем Иране и Древней Индии имели много общего. Обучение в Древнем Китае имело более формализованный характер – там появились первые экзамены – процедуры контроля знаний. В Израильско-Иудейском царстве, имевшем сложную религиозную основу жизни, начальное обучение охватывало и девочек, что было необходимо для чтения ими религиозной литературы и соблюдения обрядов. Обучение там было бесплатным, так как считалось, что слово божие дано человеку бесплатно и передаваться оно должно тоже бесплатно. Учителя за свой труд не получали денег, но были очень уважаемыми людьми, родители приносили им подарки, а детям вменялось в обязанность после уроков помогать учителя по хозяйству.

4.2. Педагогические идеи эпохи Античности

Изначально, в Древнем мире процессы обучения и воспитания не разделялись и непосредственно связывались с жизненным опытом человека: воспитателями и учителями были люди наиболее опытные и взрослые, а сам процесс воспитания, по их мнению, должен был происходить в процессе приобретения других знаний – представлений по организации деятельности.

Человек, знающий, владеющий многими науками – мудрец – философ - во времена античности все это почти синонимы. Педагогика как самостоятельная дисциплина еще не возникала. Прежде всего философы задумывались над проблемой передачи следующим поколениям полезного опыта и знаний, поэтому педагогические школы того времени во многом вырастают из философских учений и способов организации общественной жизни.

В Древней Греции можно выделить две школы, непосредственно занимавшиеся воспитанием молодежи: школа Сократа и спартанская школа.

Сократ (ок. 469-399 до н.э.) справедливо считается родоначальником педагогики Древней Греции, в Афинах он был известен как крупнейший философ, прославившийся неотразимостью в споре. По роду занятий Сократ был скульптором, и в процессе обучения ваянию он разговаривал со своими многочисленными учениками, обучая их еще и искусству диалога. Философы античности вообще придавали диалогу огромное значение, считая его наиболее разумным способом нахождения правильного варианта ответа на различные вопросы.

Сократ учил своих учеников мыслить логически. Являясь противником догматизма, он стремился все подвергать критическому анализу, т.е. думать, рассуждать, ничего не принимая на веру. После Сократа не осталось ни одного письменного труда, но его ученики Платон и Ксенофонт слушали и записывали обучающие диалоги Сократа. Благодаря им мы можем заключить, что главное в обучающем методе Сократа - это вопросно-ответная система, суть которой - обучение логическому мышлению. Он заставлял своего ученика последовательно развивать некоторое спорное положение, системой вопросов подразумевающих заранее прогнозируемый ответ, доводя это положение до абсурда, а затем наталкивал собеседника на правильный путь и помогал ему самому найти правильные ответы.

Один из учеников Платона – Аристотель (ок. 384-322 до н.э.) – продолжил и развил его педагогические идеи. Аристотель в течение 20 лет был слушателем Платоновской академии. А затем, после смерти Платона, занимался воспитанием Александра Македонского, а после того, как его воспитанник отправился завоевывать страны и континенты, Аристотель вернулся в Афины и создал Ликей – перипатетическую школу. Обучение в Ликее проходило в свободной неформализованной обстановке: во время прогулок. Аристотель имел обыкновение, читая лекции своим ученикам, прогуливаться по берегу моря. Аристотель в своих научных и философских трактатах охватил почти все доступные для его времени отрасли знаний, внеся многое и в педагогику. Впервые в истории педагогики им была введена возрастная периодизация обучения; он рассматривал воспитание и обучение как средство укрепления могущества государства; считал, что школы должны быть государственными, а воспитание граждан одинаковым; семейное и общественное воспитание он рассматривал как две стороны одного процесса. Кроме того, являясь страстным натуралистом, Аристотель основывал свою воспитательную систему на природолюбии. Важно, что этот принцип, хотя и в преобразованном виде, дошел до наших дней.

Особенное внимание Аристотель уделял нравственному воспитанию, считая, например, что из привычки сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков. Обобщая, можно сказать, что воспитание он рассматривал, как единство физического, нравственного и умственного, причем физическое воспитание должно предшествовать интеллектуальной компоненте воспитательного процесса.

Таким образом, основой школы досуга можно считать свободное общение учеников и учителя в неформальной обстановке.

Спартанское воспитание . О нем мы имеем представление благодаря Плутарху (ок. 46-127 гг.) – греческому писателю, известному, прежде всего, сравнительным жизнеописанием знаменитых людей Греции и Рима. Он обратил внимание, что правители Спарты уделяли большое значение рождению здоровых детей, отождествляя физическое здоровье с гражданскими и нравственными добродетелями. Рождение здоровых детей связывалось со здоровьем поколения, подчеркивалась, в связи с этим, важность физического воспитания и для девушек. Интеллектуальная компонента обучения была минимальной – обучение чтению и письму, в остальном основой спартанской школы воспитания являлись беспрекословное послушание, выносливость и наука побеждать.

Основная заслуга педагогики Древней Греции в том, что она заложила основу для формирования теории и практики обучения молодежи, многое из которой, хотя и в преобразованном виде, сохранилось и в наши дни. Например, можно считать, что вопросно-ответный метод Сократа и теоретические обобщения в разных областях знания заложили основы проблемного метода обучения, а спартанская методика воспитания, в плане приучения к труду в учебном процессе, выносливости и умения побеждать в суровых условиях, недопущение роскоши для обучающихся существует и сегодня в ряде школ и вузов, в частности в Великобритании.

Древний Рим , в отличие от Греции имел грамматический идеал образования. Занятия математикой здесь вытеснила другая идея – идея правового государства, гражданин которого должен был знать законы. Мусическое и гимнастическое воспитание заменили верховая езда, фехтование и плавание. Обучению в школе предшествовало семейное воспитание. Организация семьи была строго патриархальной. Отец – глава семьи в полном смысле слова владел жизнью детей. Отец же нес ответственность за воспитание детей перед общиной, при этом римляне часто брали на воспитание приемных детей, к которым относились так же как и к родным.

В Древнем Риме существовала смешанная культура и школы вели обучение как на латинском, так и на греческом языках. Школьное обучение можно разделить на три ступени: элементарная, грамматическая и риторская школа. В элементарной школе учили и мальчиков и девочек. Набор предметов был небольшим: законы Рима, чтение, письмо и счет. Основная идея элементарной школы - воспитать гражданина правового государства, такого, который в состоянии изучать и соблюдать законы. Именно с этой идеей связано женское начальное образование.

4.3. Педагогикическая мысль в Средние века и эпоху Возрождения

Педагогические работы, как и в эпоху античности, появились в рамках философии, теологии и художественной литературы. Для средневековой Европы характерна монополия христианской церкви на образование. У этого явления были как положительные, так и отрицательные стороны. Все школы этого периода делились на внешние и внутренние. И те и другие открывались при монастырях и отличались тем, куда должны были пойти воспитанники после окончания обучения – остаться в лоне церкви или применять свои знания в светской жизни. Монастыри, в связи с этим, стали истинными центрами культуры. Существовала даже поговорка, что монастырь без библиотеки все равно что крепость без оружия. Культурное наследие средневековья огромно. Однако двенадцать столетий очень большой исторический период. В рамках средневековья принято выделять три периода: V-X вв. – раннее средневековье, XI-XIII вв. – расцвет средневековья, XIV -XVI вв. – позднее средневековье, которое также называют эпохой Возрождения. Столь обширный исторический пласт объединил неоднородные по уровню развития образования временные отрезки.

Давление церкви в образовании привело к смене идеи о всестороннем развитии личности на главенство аскетизма и религиозной проповеди в воспитании. Религиозные догматы объявили все телесное греховным, что привело, в частности, к отмене физического воспитания. Основной книгой для обучения грамоте служила Псалтырь, что привело к неразрывной связи образования и духовной культуры. Однако обучение грамоте постепенно свелось к механическому заучиванию фраз на неродной и незнакомой для детей латыни, что значительно обедняло и выхолащивало содержание образования.

Достижением педагогики Средних веков можно считать становление теоретической базы образования и обучения – дидактики, которая занимается, прежде всего, всем, что так или иначе имеет отношение к учебному процессу: обоснование учебных планов и программ, принципы, методы, и организационные формы обучения, дидактические средства обучения. В системе обучения утвердились тривиум и квадривиум. Элементарный уровень обучения охватывал примерно пять лет. На среднем уровне осваивались дисциплины тривиума, а повышенный уровень содержал освоение углубленного тривиума и квадривиума.

Именно в эпоху средневековья появились первые ученые – люди полностью поглощенные познанием. С появлением схоластической философии система обучения усложнилась, выделив два этапа: чрез 6-8 лет можно было получить степень бакалавра богословия, а еще через 5-7 лет – магистра. Появившиеся университеты значительно расширили рамки книжной учености. Первые европейские университеты были частными и платными – их создавали увлеченные какой-либо идеей философы – в нашем понимании они больше всего напоминали научную школу. Университеты далеко не сразу стали центрами культуры и вершиной обучения в сознании современников. Многие родители считали, что путешествие - лучшее завершение образования для молодого человека.

На протяжении всей эпохи образование способствовало социальному продвижению людей даже низкого сословия.

Постепенно определенное образование стали получать и девочки. Они осваивали грамоту, религиозную культуру, музыку и рукоделье дома или при монастырях.

В эпоху средневековья сложилась и система профессионального обучения, она не зависела от церкви и включала в себя ученичество в семье мастера, цеховые и гильдейские школы. Вершиной воспитательного искусства, давшей эстетический идеал последующим эпохам принято считать школу рыцарства.

Однако к XIII в школьное дело пришло в упадок, чему нимало способствовало обучение на неродном для ребенка языке. Образование свелось к толмудизму и начетничеству, а воспитание к заучиванию сочинений назидательного характера. В школе господствовали мрачные нравы и телесные наказания. Образования свелось к двум - трем годам.

В эпоху Возрождения (ХIV-ХVI вв.) идея о всестороннем развитии личности возникла вновь, но ее связывали с соединением образования и воспитания с производительным трудом. Так ставили вопрос Томас Мор и Томазо Кампанелла;

Виднейшие деятели этой эпохи: нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский (1469-1536 гг.), французский писатель Франсуа Рабле (1494-1553 гг.), французский философ Мишель Монтень (1533-1592 гг.) выступали за гуманное отношение к детям, критиковали средневековую схоластику и господствующую в образовании зубрежку. Выдвигались идеи гармоничного развития духовных и физических сил человека, отказа от религиозного в пользу светского воспитания, стремления использовать культурное наследие античного мира и достижения бурно развивавшейся в тот период науки.

4.4. Развитие образования в Новое временя

В ХVIIв. обращение воспитания и обучения к человеку; ценность человеческого достоинства, впервые вышедшая на первый план, породила необходимость связи обучения и воспитания, в том числе и обучения умению себя вести;

Конечно, Дж. Локк занимался практически только одной стороной процесса образования – воспитанием, но вклад его в педагогическую теорию достаточно весом.

Читайте также: