Что такое законодательное собрание во франции кратко

Обновлено: 02.07.2024

В условиях жестокого финансового кризиса последний французский абсолютный монарх Людовик XVI Бурбон был вынужден созвать Генеральные штаты, впервые почти за 200 лет. Значительное количество мест в нем занимали представители третьего сословия (хотя голосование проводилось еще, как и прежде, по сословиям), многие из них были юристами. 5 мая 1789 г. Генеральные штаты собрались в Версале, третье сословие сразу встало в оппозицию к королю, его представители (и примкнувшие к ним некоторые делегаты других сословий, включая Талейрана, Мирабо и др.) провозгласили себя Национальным собранием, потребовав принятия Конституции Франции. Национальное собрание стало Учредительным. 14 июля 1789 г. в результате народного бунта в Париже штурмом была взята Бастилия, политическая тюрьма, абсолютная монархия во Франции была свергнута, началась Великая французская буржуазная революция.

1. Причины революции

Решающий удар по феодально-абсолютистскому строю нанесла Французская революция 1789 - 1794 гг. Она сыграла важную роль в процессе утверждения конституционного порядка и новых демократических принципов организации государственной власти.

Французская революция XVIII в. дала мощный импульс социальному прогрессу во всем мире, расчистила почву для дальнейшего развития капитализма как передового для своего времени общественно-политического строя, ставшего новой ступенью в истории мировой цивилизации. Революция 1789 - 1794 гг. явилась закономерным результатом длительного и прогрессировавшего кризиса изжившей себя и ставшей главной помехой на пути дальнейшего развития Франции абсолютной монархии. Неизбежность революции была предопределена тем, что абсолютизм:

· перестал выражать общенациональные интересы;

· защищал средневековые сословные привилегии;

· защищал исключительные права дворянства на землю;

· поддерживал цеховой строй;

· установил торговые монополии и др.

В конце 70-х гг. XVIII в. торгово-промышленный кризис, вызванный неурожаями голод привели к росту безработицы, к обнищанию городских низов и крестьянства. Начались крестьянские волнения, перекинувшиеся вскоре в города. Монархия вынуждена была пойти на уступки - 5 мая 1789 года были открыты заседания Генеральных штатов, не собиравшихся с 1614 г.

17 июня 1789 года собрание депутатов третьего сословия провозгласило себя Национальным собранием, а 9 июля - Учредительным собранием. Попытка королевского двора разогнать Учредительное собрание привела к восстанию в Париже 13-14 июля.

2. Этапы революции

Ход Французской революции 1789 - 1794 гг. условно делится на следующие этапы:

1. Период конституционной монархии (1789-1792). Главная движущая сила - крупная аристократическая буржуазия (представители — маркизы Мирабо и Лафайет), политической властью владеют фельяны. В 1791 г. была принята первая Конституция Франции (1789 г.).

3. Якобинский период (1793-1794). 31 мая-2 июня 1793 г. власть перешла от жирондистов к якобинцам, устанавливается якобинская диктатура, республика была укреплена. Разработанная якобинцами Конституция Франции так и не была введена в действие.

4. Термидорианский период (1794-1795). В июле 1794 г. в результате термидорианского переворота якобинцы были свергнуты, а их лидеры казнены. Во французской революции обозначился консервативный поворот.

5. Период Директории (1795-1799). В 1795 г. была принята новая Конституция Франции. Конвент был распущен. Учреждена Директория - коллективный глава государства, состоящий из пяти директоров. Директория была свергнута в ноябре 1799 г. в результате брюмерского переворота под руководством генерала Наполеона Бонапарта. Это ознаменовало конец Великой французской буржуазной революции 1789-1799 гг.

3. Конституционная монархия

Началом первого этапа революции считается день 14 июля 1789 года, когда восставший народ штурмом взял королевскую крепость - тюрьму Бастилию, символ абсолютизма. На сторону восставших перешла большая часть войск, и почти весь Париж оказался в их руках. В последующие недели революция распространилась по всей стране. Народ смещал королевскую администрацию и заменял ее новыми выборными органами - муниципалитетами, в которые вошли наиболее авторитетные представители третьего сословия. В Париже и провинциальных городах буржуазия создавала свои вооруженные силы - Национальную гвардию, территориальное ополчение. Каждый национальный гвардеец должен был за свой счет приобрести вооружение и снаряжение - условие, которое закрывало доступ в национальную гвардию неимущим гражданам. Первый этап революции стал периодом господства крупной буржуазии - власть во Франции оказалась в руках политической группировки, представлявшей интересы богатых буржуа и либеральных дворян и не стремившейся к полной ликвидации старого строя. Их идеалом являлась конституционная монархия, поэтому в Учредительном собрании они получили название конституционалистов. В основе их политической деятельности лежали попытки прийти к соглашению с дворянством на базе взаимных уступок.

4. Декларация прав человека и гражданина

26 августа 1789 года Учредительным собранием был принят программный документ революции - Декларация прав человека и гражданина.

Декларация провозглашала принципы демократического государственно-правового строя - народный суверенитет, естественные и неотъемлемые права человека и разделение властей, - а также устанавливала взаимосвязь этих принципов.

Ст. 1 Декларации заявляла: "Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах". В качестве естественных и неотъемлемых прав в ст. 2 провозглашались:

Свобода определялась как возможность делать все, что не причиняет вреда другому (ст. 4). Статьи 7, 9, 10 и 11 утверждали свободу личности, свободу совести, вероисповедания, слова и печати. Ст. 9 провозглашала принцип презумпции невиновности: обвиняемые, в том числе и задержанные, считаются невиновными, пока их виновность не будет доказана в установленном законом порядке. Идея о суверенитете была закреплена ст. 3. Она служила обоснованием принципа народного представительства. Ст. 6 декларировала право всех граждан лично или через своих представителей участвовать в образовании закона, который объявлялся выражением общей воли. Статьи 13 и 14 устанавливали порядок, размеры налогов, а также продолжительность их взимания.

Ст. 15 провозглашала право граждан требовать отчета от каждого должностного лица по вверенной ему части управления. Ст. 17, последняя, объявляла право на собственность неприкосновенным и священным.

5. Конституция 1791 г.

Одновременно с составлением Декларации Учредительное собрание приступило к выработке конституции.

Окончательный текст конституции был составлен на основе многочисленных декретов и решений, имевших конституционный характер и принятых в 1789 - 1791 гг.: декреты об отмене деления на сословия, о церковной реформе, об уничтожении старого административного деления страны, об упразднении цехов и т. д.

Конституцией утверждались основные принципы, определяющие статус высшего органа законодательной власти, короля, правительства, суда, избирательной системы.

Конституция устанавливала государственный строй, основанный на принципах разделения властей, ограничения монархии, утверждения национального суверенитета и представительного правления. Она была утверждена 3 сентября 1791 г., а через несколько дней король присягнул на верность Конституции.

В 1791 году во Франции на смену Учредительного собрания было избрано Законодательное собрание. К 1792 году третье сословие во Франции раскололось на противостоящие классовые и политические силы.

Конституционалисты

Жирондисты

Якобинцы

Когда мальчику не было еще и 10 лет, его мать и отец умерли. Только стараниями деда Максимилиан смог сначала получить среднее образование, а по­том закончить юридический факультет Парижского университета. Молодой бедный студент зачитывал­ся сочинениями античных авторов и просветителей. Больше всего он восторгался идеями Руссо, с кото­рым успел познакомиться перед его смертью. По окончании университета Робеспьер начал работать адвокатом в королевском суде. В отличие от своих предков он не искал выгодные денежные дела, а бросался защищать крестьян в земельном споре с епископом, бедного ремесленника — против город­ских властей, ученого-физика, которому запрещали ставить у дома громоотвод. Вскоре к Робеспьеру пришла известность, и это позволило ему стать представителем третьего сословия Арраса в Генеральных штатах 1789 года.

Высшим законодательным и представительным органом во Франции является бикамеральный парламент. Такая двухпалатность имеет свои длительные традиции. Начиная с 1799 года Великой французской революции, однопалатный парламент просуществовал только два периода: с 1790 по 1795 г. и с 1848 по 1851 г. Двухпалатность получила общественную поддержку на двух референдумах в 1946 и 1969 гг.

Национальное собрание является нижней палатой и рассматривается как орган общенационального представительства. Палата включает в себя 577 депутатов, которые избираются сроком на пять лет на основе прямого и всеобщего голосования.

Сенат – это верхняя палата. Она представляет интересы различных территориальных коллективов. Путем косвенных выборов, создаваемыми в департаментах коллегиями, которые включают депутатов всех уровней, кроме коммуны, избранных на территории департамента, и представителей муниципальных советов коммун, находящихся на территории департамента, сроком на девять лет избираются члены сената. Таким образом, члены сената представляют интересы территориальных коллективов. Но сенат, каждые три года обновляет свой состав на одну треть.

Палаты обладают сходной компетенцией, различия касаются лишь сферы парламентского контроля и законодательного процесса. Правомочиями по роспуску только нижней палаты обладает глава государства. При этом сенат не может быть распущен. На срок полномочий палаты избирается Председатель Национального собрания. После каждого обновления состава палаты избирается новый Председатель сената. В должностной иерархии государства, он занимает третье место после премьер-министра и президента. Председатель сената становится временным президентом страны, если пост президента объявляется вакантным.

Органические законы подробно регулируют организацию деятельности палат парламента. Внутреннее устройство Национального собрания и сената, процедуры их деятельности устанавливаются самими палатами в собственных регламентах на основе конституционных положений и норм органических законов. Конституционным советом контролируются регламенты палат призванным осуществлять конституционный надзор и обеспечивать соблюдение Конституции.

В палатах парламента могут быть образованы парламентские фракции. Для образования фракции, необходимо минимальное число членов: Национальное собрание - 20 депутатов, сенат - 15 членов. Рабочими органами палат являются временные и постоянные специальные комиссии, а также комиссии по проведению и по контролю расследований. В каждой комиссии могут образовываться бюро, где представляются все партийные фракции.

Специальные комиссии, по закону, должны быть созданы для рассмотрения конкретного законопроекта, но в парламенте сложилась другая практика: в постоянных комиссиях рассматриваются законопроекты.

Если существуют разногласия, то могут создаваться паритетные и смешанные комиссии.

Парламент принимает три вида законов:

  • конституционные (направлены на изменение Конституции);
  • органические (по вопросам, которые указаны в Конституции);
  • обычные законы.

Правительство и парламентарии обладают правом законодательной инициативы. Законы проходят три чтения, а комиссия палаты осуществляет их подготовку.

В случае одобрения обеими палатами, закон будет принят в идентичном виде. Если проект не будет одобрен, то он подлежит рассмотрению до тех пор, пока не будет выработан единый текст.

В течение 15 дней, законы, которые были приняты парламентом, должны быть подписаны Президентом. Если Президент не согласен с определенным положением в законе, то он имеет право потребовать повторного его обсуждения. Если же закон будет принят абсолютным большинством голосов в прежней редакции (без изменений), то в этом случае, президент обязан его подписать. Для того чтобы проверить законопроект на соответствие его Конституции Франции, президент имеет право обратиться в Конституционный совет.

Зачастую между правительством и Национальным собранием существует политическое согласие по основным вопросам национальной политики, парламентский контроль при этом ограничен. Парламент в ряде случаев имеет право обращаться с вопросами к министрам, создавать комиссии по расследованию, а также выражать правительству недоверие, путем принятия резолюции порицания. После консультаций с премьер-министром и председателями палат, президент имеет право распустить Национальное собрание (к примеру, в 1968 г. Национальное собрание распустил Шарль де Голль, а в 1981 г. - Франсуа Миттеран).

Во Франции парламентский контроль ограничен, но парламент имеет право выражать недоверие правительству, путем принятия соответствующей резолюции порицания.

В Законодательное собрание (Французский: Assemblée législative) был законодательная власть из Франция с 1 октября 1791 г. по 20 сентября 1792 г. в годы французская революция. Он обеспечил фокус политических дебатов и революционного законотворчества между периодами Национальное учредительное собрание и из Национальное собрание.

Содержание

История

Задний план

Национальное учредительное собрание распустилось 28 сентября 1791 года. Максимилиан Робеспьерс движение, он постановил, что ни один из его членов не будет иметь права в следующий законодательный орган. Его преемник - Законодательное собрание, действующее в либеральный Конституция Франции 1791 г., продолжалась до 20 сентября 1792 г., когда Национальное собрание была создана после восстание 10 августа буквально за месяц до этого.

Законодательное собрание укрепило предполагаемые лево право политический спектр это все еще широко используется сегодня. Всего было 745 членов.

Выборы

Выборы 1791 г., проведенные избирательное право при переписи, привел к законодательному собранию, который хотел продолжить революцию. Видное место в законодательном органе занимали Якобинский клуб и дочерние общества по всей Франции.

Законодательное собрание впервые собралось 1 октября 1791 года. Оно состояло из 745 членов, в основном из среднего класса. Члены в основном были молоды, и, поскольку никто из них не участвовал в предыдущем собрании, благодаря Самоотверженная клятва принятые ранее Учредительным собранием, им в значительной степени не хватало национального политического опыта. Как правило, это были люди, сделавшие себе имя благодаря успешной политической карьере в местной политике.

В правые в составе сборки состояло около 260 Feuillants, чьи главные руководители, Жильбер дю Мотье де ла Файет и Антуан Барнав, остались за пределами Палаты представителей из-за того, что они не могут быть переизбраны. Они были стойкими конституционными монархистами, твердо защищавшими король против народной агитации.

В левые были из 136 Якобинцы (все еще включая партию, позже известную как Жирондисты или жирондисты) и Кордельеры. Его самыми известными лидерами были Жак Пьер Бриссо, философ Кондорсе и Пьер Виктурньен Верньо. Левые черпали вдохновение из более радикальной тенденции Просвещение, считал эмигрантскую знать предателями и поддерживал антиклерикализм. Они с подозрением относились к Людовик XVI, некоторые из них выступают за общеевропейскую войну, чтобы распространить новые идеалы свобода и равенство и проверить верность царя.

Остальная часть палаты, 345 депутатов, как правило, не принадлежала к какой-либо определенной партии. Их назвали The Marsh (Le Marais) или Простой (La Plaine). Они были привержены идеалам Революции, следовательно, в целом склонялись на сторону левых, но иногда также поддерживали предложения правых.

Формирование

27 августа 1791 г. Пильницкая декларация уже угрожал Франции нападением со стороны ее соседей. Король Людовик XVI был сторонником войны, надеясь использовать военное поражение для восстановления своей абсолютной власти - Ассамблея склонялась к войне и распространению идеалов революции. [1] Это привело в апреле 1792 г. к первому из Французские революционные войны.

Король наложил вето на многие законопроекты Ассамблеи на протяжении всего ее существования, например:

  • Законодательство, провозглашающее эмигранты виновный в заговоре и привлеченный к ответственности как таковой был вынесен 8 ноября 1791 года, но на него наложил вето Луи.
  • Обеспечение соблюдения Гражданская конституция духовенства: 29 ноября 1791 года Собрание постановило, что каждый священнослужитель, не имеющий юридического статуса, не принесший гражданскую присягу в течение восьми дней, потеряет свою пенсию и, если возникнут какие-либо проблемы, будет депортирован. Луи наложил вето на указ по совести.

Людовик XVI сформировал серию кабинетов, временами меняющих направление. крайний левый как жирондисты. Однако к лету 1792 года, в разгар войны и восстания, стало ясно, что монархия и господствующие ныне якобинцы не могут прийти к соглашению. 11 июля 1792 года Собрание официально объявило нацию в опасности из-за тяжелой военной ситуации.

9 августа 1792 г. новый революционер Коммуна завладел Hôtel de Ville и рано утром 10 августа повстанцы напал на Тюильри, где проживала королевская семья. Луи и его семья попросили убежища в Законодательном собрании.

Собрание лишило Людовика, подозреваемого в разведке с врагом, всех его королевских функций и прерогатив. Впоследствии король и его семья были заключены в тюрьму. Храм. 10 августа 1792 г. принято постановление о созыве нового Национального собрания, которое будет избрано всеобщее избирательное право.

Многие члены Национального учредительного собрания и многие другие депутаты Законодательного собрания были переизбраны. Конвент собрался 20 сентября 1792 года и стал новым правительством Франции.

Реформы

Законодательное собрание провело многочисленные реформы, которые затрагивали различные темы, в том числе развод, эмигранты и духовенство.

Новые законы о разводе не были дискриминационными по признаку пола, поскольку и мужчина, и женщина имели право подавать на развод - женщины подавали большинство указов о разводе. [11]

Второй класс состоял из государственных служащих, солдаты и другие члены общества с меньшим организационным влиянием, чем представители знати, но с большим влиянием, чем простые люди. Третий и последний класс признанных эмигрантов включал в себя средних французских граждан, которые покинули Францию, но практически не имели прямого влияния на эмиграционные процедуры. [13]

Законы о духовенстве были в основном приняты в ответ на реформу, принятую национальное собрание в июле 1790 г., известный как Гражданская конституция духовенства. [18] В этом декрете Национальное собрание взяло на себя право назначать епископов и кюре от короля. Многие представители католического духовенства возражали против этого постановления. [19] В ответ Национальное собрание потребовало публичной клятвы верности от духовенства, если они хотят сохранить свои позиции в католической церкви. [20]

Это решение не было хорошо воспринято значительной частью духовенства, поэтому Законодательное собрание сочло необходимым заняться этим вопросом. Те, кто не желал принимать присягу, были известны как члены, не являющиеся членами суда. [21] 29 ноября 1791 года Законодательное собрание постановило, что любой, кто отказывается принести присягу, совершает политическое преступление и подлежит наказанию, включая потерю пенсии и изгнание из своих домов в случае религиозных беспорядков. [22]

Политические группы

Законодательное собрание возглавлялось двумя противоборствующими группами. Члены первой группы были консервативными представителями буржуазии (богатый средний класс в третьем сословии), которые поддерживали конституционная монархияв лице Feuillants, которые чувствовали, что революция уже достигла своей цели. [23] Другой группой была демократическая фракция, которой больше нельзя было доверять королю, представленная новыми членами Якобинского клуба. [24] утверждалось, что необходимы более революционные меры. [25] [примечание 1]

Президенты

Портретимя
(Рождение – смерть)
Срок полномочийПолитическая партияОтделЗаконодательная власть
(выборы)
1 Клод-Эммануэль де Пасторе
(1755–1840)
3 октября 1791 г.30 октября 1791 г.Feuillants ClubСеная
(1791)
2 Пьер Виктурньен Верньо
(1753–1793)
30 октября 1791 г.15 ноября 1791 г.Якобинский клубЖиронда
3 Винсент-Мари Вьено
(1756–1845)
15 ноября 1791 г.28 ноября 1791 г.Feuillants ClubСена и Марна
4 Бернар Жермен де Ласепед
(1756–1825)
28 ноября 1791 г.10 декабря 1791 г.Feuillants ClubСена
5 Пьер-Эдуар Лемонте
(1762–1826)
10 декабря 1791 г.26 декабря 1791 г.Feuillants ClubРона
6 Франсуа де Невшато
(1750–1828)
26 декабря 1791 г.22 января 1792 г.Якобинский клубВогезы
7 Маргерит-Эли Гваде
(1758–1794)
22 января 1792 г.7 февраля 1792 г.Якобинский клубЖиронда
8 Николя де Кондорсе
(1743–1794)
7 февраля 1792 г.19 февраля 1792 г.Якобинский клубСена
9 Гийом-Матьё Дюма
(1753–1837)
19 февраля 1792 г.4 марта 1792 г.Feuillants ClubСена и Уаза
10 Луи-Бернар Гайтон де Морво
(1737–1816)
4 марта 1792 г.19 марта 1792 г.Якобинский клубКот-д'Ор
11 Арман Женсонне
(1758–1793)
19 марта 1792 г.15 апреля 1792 г.Якобинский клубЖиронда
12 Феликс-Жюльен-Жан Биго де Преамено
(1747–1825)
15 апреля 1792 г.29 апреля 1792 г.Feuillants ClubИль-и-Вилен
13 Жан-Жерар Лакуэ
(1752–1841)
29 апреля 1792 г.13 мая 1792 г.Feuillants ClubLot-et-Garonne
14 Оноре Мюрей
(1750–1837)
13 мая 1792 г.27 мая 1792 г.Feuillants ClubВар
15 Франсуа-Александр Тардиво
(1761–1833)
27 мая 1792 г.10 июня 1792 г.Feuillants ClubИль-и-Вилен
16 Франсуа-Александр Тардиво
(1756–1836)
10 июня 1792 г.24 июня 1792 г.НезависимыйЛуара-Атлантическая
17 Луи Станислас де Жирарден
(1762–1827)
24 июня 1792 г.8 июля 1792 г.Якобинский клубУаз
18 Жан-Батист Аннибаль Обер дю Байе
(1759–1797)
8 июля 1792 г.22 июля 1792 г.Feuillants ClubИзер
19 Андре-Даниэль Лаффон де Ладеба
(1746–1829)
22 июля 1792 г.7 августа 1792 г.Feuillants ClubЖиронда
20 Жан-Франсуа Оноре Мерле
(1761–1830)
7 августа 1792 г.20 августа 1792 г.Якобинский клубМэн и Луара
21 Жан-Франсуа Делакруа
(1753–1794)
20 августа 1792 г.2 сентября 1792 г.Якобинский клубEure-et-Loir
22 Мари-Жан Эро де Сешель
(1759–1794)
2 сентября 1792 г.16 сентября 1792 г.Якобинский клубСена
23 Пьер-Жозеф Камбон
(1756–1820)
16 сентября 1792 г.16 сентября 1792 г.Якобинский клубЭро

Журнал дебатов

  • Journal des débats et des décrets. XXII. Imprimerie nationale. (Октябрь 1791 г.)
  • Journal des débats et des décrets. XXIII. Imprimerie nationale.
  • (Ноябрь 1791 г.)
  • Journal des débats et des décrets. XXIV. Imprimerie nationale.
  • (Декабрь 1791 г.)
  • Journal des débats et des décrets. XXV. Imprimerie nationale.
  • (Январь 1792 г.)
  • Journal des débats et des décrets. XXVI. Imprimerie nationale.
  • (Февраль 1792 г.)
  • Journal des débats et des décrets. XXVII. Imprimerie nationale.
  • (Март 1792 г.)
  • Journal des débats et des décrets. XXVIII. Imprimerie nationale.
  • (Апрель 1792 г.)
  • Journal des débats et des décrets. XXIX. Imprimerie nationale.
  • (Май 1792 г.)
  • Journal des débats et des décrets. XXX. Imprimerie nationale.
  • (Июнь 1792 г.)
  • Journal des débats et des décrets. XXXI. Imprimerie nationale.
  • (Июль 1792 г.)
  • Journal des débats et des décrets. XXXII. Imprimerie nationale.
  • (Август 1792 г.)
  • Journal des débats et des décrets. XXXIII. Imprimerie nationale.
  • (Сентябрь 1792 г.)

дальнейшее чтение

использованная литература

  1. ^ Сразу же возникли большие разногласия между Feuillants и демократическая фракция от изменений, внесенных в Конституция и Перелет в Варенн. Демократы считали, что влияние большинства населения сведено к минимуму из-за избирательное право при переписи. [26]

В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в всеобщее достояние: Монтегю, Фрэнсис Чарльз (1911). "Французская революция,". В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия. 11 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.

Читайте также: