Формационный и цивилизационный подходы к анализу общества философия кратко

Обновлено: 04.07.2024

Для классификации типологий государств применяются различные подходы, в том числе, формационный и цивилизационный подходы. Формационный подход основывается на идеях объединения государств в рамках определенной общественно-экономической формации. Главным критерием для классификации служит способ производства, определяемый господствующей формой собственности на имеющиеся средства производства.

Формационный подход наиболее характерен для марксистского учения о государстве. В данном учении были выделены пять основных формаций:

  • первобытно-общинная формация;
  • рабовладельческая формация;
  • феодальная формация;
  • капиталистическая формация;
  • социалистическая формация.

Каждая из перечисленных формаций существует в рамках определенного типа государства, основными функциями которого являются охрана и защита существующего экономического строя общества, и выражение интересов экономически господствующего класса.

В рамках марксистской теории выделяется четыре типа государства:

  1. рабовладельческий,
  2. феодальный,
  3. буржуазный
  4. социалистическое государство.

Процесс перехода от одного типа государства к другому происходит в ходе социальной революции, которая имеет в своей основе конфликт между производственными отношениями и уровнем развития производственных сил.

Характеристика цивилизационного подхода

Сущность цивилизационного подхода заключается в том, что характеризуя процесс развития конкретных стран и народов, учитываются как развитие процессов производства, так и духовно-культурные факторы. К данным факторам относятся имеющиеся особенности духовной жизни человека в обществе, формы сознания, мировоззрения, исторического развития, особенности территориальной расположенности общественной формации, уникальность обычаев и традиций.

Готовые работы на аналогичную тему

Все эти факторы образуют совокупное понятие культуры, служащее особым способом бытия народа. Все имеющиеся родственные культуры и образуют цивилизацию.

Из этого следует, что все экономические процессы и социальные факторы существующей цивилизации находятся в тесном взаимодействии и стимулируют развитие каждого из них, являясь катализатором протекающих внутри процессов формирования и развития.

Цивилизационный подход по отношению к изучению общества и специфики его существования и развития позволяет объяснить многовариантность исторического развития. Благодаря данному подходу появляется возможность ответить на вопрос почему все общества и государства развиваются по различным сценариям и выбирают разные пути движения на пути к прогрессу.

В социологической науке как таковая типология государств по цивилизационному критерию отсутствует. В основном выделяются этапы развития цивилизаций:

  • локальные цивилизации, которые существуют в отдельно взятых регионах или у отдельных народов;
  • особенные цивилизации, имеющие свои неповторимые национальные особенности, выражающиеся в традициях, культуре, религии;
  • всемирная цивилизация, которая охватывает все человечество в целом. Ее формирование продолжается и по сей день, и основано на принципе глобального, всемирного гуманизма, который включает в себя все достижения человеческой духовности, созданные им на протяжении существования всей истории мировой цивилизации.

В социологической науке также выделяются первичные и вторичные цивилизации. Роль государства в этих цивилизациях отличается по их значению и месту в обществе, их социальной природе и выполняемой роли в жизнедеятельности общества.

теорий, так или иначе объясняющих историю возникновения и развития общества.

Существует два основных подхода к развитию общества: формационный и цивилизационный.

1. Формационный подход к развитию

Согласно формационному подходу,

представителями которого были К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др., общество

в своём развитии проходит через определённые, сменяющие друг друга этапы –

общественно-экономические формации – первобытнообщинную, рабовладельческую,

феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Общественно-экономическая

формация – это исторический тип общества, основанный на определённом способе

производства. Способ производства включает в себя производительные силы и

производственные отношения. К производительным силам относятся средства

производства и люди с их знаниями и практическим опытом в сфере экономики.

Средства производства, в свою очередь, включают в себя предметы труда (то, что

обрабатывается в процессе труда – земля, сырьё, материалы) и средства труда

(то, с помощью чего обрабатываются предметы труда – инструменты, оборудование,

техника, производственные помещения). Производственные отношения – это

отношения, которые возникают в процессе производства и зависят от формы

собственности на средства производства.

производительные силы развиваются быстрее, чем производственные отношения.

Совершенствуются средства труда, знания и навыки человека, занятого в

производстве. Со временем возникает противоречие: старые производственные

отношения начинают сдерживать развитие новых производительных сил. Для того

чтобы производительные силы имели возможность развиваться дальше, необходима

замена старых производственных отношений новыми. Когда это происходит, меняется

и общественно-экономическая формация.

2. Цивилизационный подходк развитию общества.

Существуют различные теории

цивилизации. Среди них можно выделить две основные разновидности.

Теории стадиального развития

цивилизации (К. Ясперс, П. Сорокин, У. Ростоу, О. Тофлер и др.) рассматривают

цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором

выделяются определённые этапы (стадии). Этот процесс начался в глубокой

древности, когда человечество перешло от первобытности к цивилизованности. Он

продолжается и в наши дни. За это время произошли большие общественные

изменения, которые затронули социально-экономические, политические отношения,

В целом, цивилизационный подход представляет

человека ведущим творцом истории, большое внимание уделяет духовным факторам

развития общества, уникальности истории отдельных обществ, стран и народов.

Прогресс относителен. Например, он может затрагивать экономику, и в то же время

применять это понятие по отношению к духовной сфере можно очень ограниченно.

50. Философская антропология. Человек: единство биологического и социального.

Философская антропология в широком смысле слова –

философское учение о человеке, его “сущности”

и “природе”. В специальном смысле слова

– философская дисциплина, развивавшаяся в 1920 – 50-е гг., в основном в

немецкоязычных странах, основы которой были заложены немецким философом

1)человек в естественной систематике животных; 2)человек как сущее,выходящее за рамки живого мира и в

известной мере противостоящее ему; 3) человек в смысле “человеческий род”;

4)человек как индивид,личность

Человек – это субъект общественно-исторического

процесса,развития материальной и духовной культуры на Земле,биосоциальное

существо,генетически связанное с др формами жизни,но выделившееся из них

благодаря способности производить орудия труда,обладающее членораздельной речью

и сознанием,нравственными качествами.

В решении проблемы соотношения биологического и социального

в человеке существует 3 основных подхода: 1)биологизаторский 2)социологизаторский 3)интергральный

К биологическому в

человеке относят генотип, конституцию,расу,пол,возраст,группу крови,

темперамент,врожденные патологии,мании,фобии,аллергические реакции и др.

особенности,передающиеся генетическим путем. Социальное в человеке –не могут возникать от природы и передаваться

интеллект,духовный мир,мировозрение,надбиологические потребности,способности.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.


Общество как совокупность социальных групп не стоит на месте. Процессы, которые в нём происходят, ведут к процветанию или регрессу. На протяжении истории человечества многие мыслители пытались выявить законы его развития, создавали различные классификации. Наибольшее распространение получили формационный и цивилизационный подходы к типологии общества. Рассмотрим их основные положения.

Формационный подход

Основоположником данной классификации является немецкий философ Карл Маркс. В соответствии с типами экономического развития он выделял следующие формации:

Теория Маркса имеет свои достоинства: она позволяет выявить общие черты в развитии разных народов, представляет их историю как единый процесс. К недостаткам классификации можно отнести то, что некоторые народы не проходили перечисленные учёным стадии. Объяснение истории с точки зрения экономического развития исключает влияние духовных, социальных, политических факторов.

Карл Маркс

Рис. 2. Карл Маркс.

Цивилизационный подход

В основе данного подхода лежит понимание истории каждого народа как уникального пути. При этом основным понятием становится цивилизация — общество, обладающее специфическими чертами. Человек является двигателем прогресса. Он способен влиять на развитие государства.

Отличие цивилизаций, приходящих на смену друг другу, состоит в особенностях политического устройства, уровне экономического развития, социальной структуре, духовно-нравственных ценностях.

Сравнение подходов

Формационный подход и цивилизационный подход к типологии государств и обществ имеют схожие черты и различия. Кратко познакомимся с ними.

Сходство подходов

Особенностью формационного подхода и цивилизационного подхода является выделение значительных этапов, через которые проходят разные страны и народы в своём развитии. Исследователи считают, что переход от одного этапа к другому чаще всего происходит посредством революционных изменений, то есть преобразований, затрагивающих основы общества и влияющих на все его сферы.

Революция

Рис. 3. Революция.

В основе обоих подходов лежит признание в качестве источника преобразований тех процессов, которые ведут к изменениям в области материального производства. Вслед за ними меняется и социальная структура, и политический курс.

Различие подходов

Сравнение формационного и цивилизационного подходов позволяет выявить существенные различия, лежащие в основе обеих классификаций.

  • В учении Маркса выявляются типичные для всех обществ законы развития, в то время как цивилизационный подход рассматривает путь каждого отдельного государства как уникальный процесс.
  • В формационном подходе решающим является экономический фактор, в цивилизационном главная роль отводится духовным ценностям.
  • Сравнительная характеристика двух классификаций позволяет выявить разные критерии прогресса: в учении Маркса это уровень развития производительных сил, а в цивилизационном подходе — степень свободы отдельной личности.
  • Цивилизационный подход провозглашает деятельность человека как движущую силу эволюции.

Главным недостатком цивилизационного подхода является невозможность представить историю государств мира как единый процесс. Они существуют изолированно друг от друга.

Что мы узнали?

Существует два подхода к типологии обществ. Формационный подход предполагает историю государств как смену формаций. В основе классификации лежит уровень развития производительных сил. Цивилизационный подход рассматривает прогресс как цепочку цивилизаций, замещающих друг друга. Обе позиции имеют достоинства и недостатки.

Вы уже знаете, что история — ​это наука о прошлом человеческого общества, которая стремится понять причинно-­следственные связи в процессе его развития. История — комплексная дисцип­лина, изучающая последовательность событий с точки зрения политики, государственного устройства, экономики, социальных отношений, религии, культуры, военного дела и многих других аспектов.

Чтобы сделать историю не просто набором занимательных рассказов, необходимо было структурировать сведения в соответствии с логикой развития исторического процесса. В Античности начали отсчитывать годы от основания города Рима. Для римлян смысл истории состоял в росте политического могущества их государства. История стала выстраиваться в соответствии с хронологией. Следующий шаг сделали христианские авторы, которые за начало летосчисления приняли рождение Христа. Для христиан такой способ символизировал совершенствование человечества перед лицом Бога. Мы до сих пор считаем годы от Рождества Хрис­това, которое теперь называем началом нашей эры.

В Средние века в Западной Европе основным видом исторических сочинений стали хроники и летописи, в которых внимание главным образом уделялось описанию истории правящих династий. Такую же роль играли исторические тексты во многих древних и средневековых цивилизациях.

Вскоре неаполитанец Джамбаттиста Вико создал новую философию истории: человечество последовательно развивается от варварства к цивилизации. По его мнению, это развитие идет по спирали, периоды подъема сменяются периодами упадка, но каждый новый виток всегда происходит на более высоком уровне, чем предыдущий.

Историки конца XIX — ​начала XX в. выработали стройную концепцию истории как отрасли научного знания: она познаваема, имеет свои собственные законы развития, основой исторического познания являются факты, история выступает основой для понимания эволюции общества, она может служить для создания моделей дальнейшего развития стран. В это время были разработаны принципы объективного изучения истории.


Однако изучение исторических закономерностей является очень сложным. Исследуемый материал представлен в огромном объеме. Кроме того, историю пишут живые люди со своими взглядами и оценками, которым иногда трудно оставаться беспристрастными к событиям.

В наше время историческая наука развивается благодаря усилиям не только отдельных ученых, но и целых институтов. Ведущим центром исследований в нашей стране является Институт истории Национальной академии наук Беларуси.

Изучать историю можно на исторических факультетах белорусских вузов, в том числе Белорусского государственного университета в Минске, где представлены все направления исторических исследований.

Читайте также: