Присутствовало ли в народных школах россии в этот период физическое воспитание

Обновлено: 04.07.2024

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX в.

Belyukov D.A., Velikie Luki, Russian Federation

Physical Education in Russian Schools in the End of the 19th- Beginning of the 20th Century

В статье рассматривается физическое воспитания в России в конце XIX – начале XX в. Отмечается постепенное введение гимнастики в учебных учреждениях, усиление внимания к физическому воспитанию во внеучебное время, роль министерств в проведении государственной политики по физическому воспитанию в российской школе. Активно создавались гимнастические и спортивные организации, причем быстрее других распространялись кружки сокольской гимнастики. Министерство поощряло сокольское движение, устраивая праздники, поддерживая материально, привлекая опытных наставников из Чехии. В целом, физическому воспитанию длительное время не уделялось должного внимания со стороны правительства и Министерства народного просвещения. Инициатива исходила больше от военного ведомства, т.к. физическое воспитание рассматривалось им как основа допризывной подготовки молодежи. В начале XX в. наметилось оживление общественного интереса к проблемам физического воспитания подрастающего поколения. В учебных заведениях стали больше внимания уделять физическому воспитанию, возникли и активно развивались разнообразные формы внешкольной работы, все больше учащихся активно вовлекались в занятия физическими упражнениями и спортом. Необходимо было организационное оформление единой системы руководства физическим воспитанием на государственном уровне.

The article assesses physical education in Russia in the end of the 19th – beginning of the 20th century. The author describes a gradual introduction of gymnastics in educational institutions, growing attention to physical education in extracurricular time, the role of the ministries in the state policy on physical education in Russian schools. Gymnastic and sport organizations sprung up everywhere, especially the Sokol clubs. The ministry promoted the Sokol movement: held fests, provided financial support, brought skilled instructors from Czechia. Overall, the Russian government and the Ministry of Public Instruction for a long while were paying little attention to physical education. The initiative came from the military departments, as physical education was a basis for preservice training. The beginning of the 20th century saw a growing public interest in the problems of physical education of the youth. Educational institutions now paid more attention to physical education. Various forms of out-of-school work cropped up and were actively developing. More and more pupils became actively involved in sports and physical exercises. Advanced schools, where problems of correct physical development of youth were given considerable attention, appeared. On the state level, institutionalisation of a unified management system of physical education was deemed necessary.

Physical education, Ministry of Public Instruction, Ministry of War, educational institutions, gymnastic, drill training, the Sokol movement, poteshnye.

В истории России конец XIX – начало XX в. является одним из самых насыщенных судьбоносными событиями периодом. Масштабы социально-экономических, политических и культурных преобразований, соответствующие данному этапу отечественной истории, свидетельствуют, что именно в эти десятилетия произошел качественный рывок во всех сферах общественной жизни. Неудивительно, что именно на это время приходится зарождение, становление и развитие отечественного спорта, спортивного и олимпийского движения в России. Серьезное внимание стало уделяться и вопросам физического воспитания учащейся молодежи.

В статье используются различные источники, и прежде всего неопубликованные архивные. Это нормативные документы государственных органов: уставы организаций, инструкции ведомств, циркуляры и предписания попечителя Санкт-Петербургского учебного округа (1880-1916 гг.), циркуляры и распоряжения управляющего Санкт-Петербургским учебным округом, переписка с ним по учебным вопросам (1910 г.), переписка с попечителем Петербургского учебного округа по учебным и финансовым вопросам (1913 г.), циркуляры Министерства народного просвещения (1915-1917 гг.). Основная часть неопубликованных документов - из фондов Государственного архива Псковской области. Это фонды Псковской губернской мужской гимназии (Ф. № 8), Великолукской женской гимназии (Ф. № 657), Смотрителя Великолукских уездных училищ (Ф. № 809). Привлечение архивных источников позволило сделать обоснованные выводы о развитии физического воспитания в России в конце XIX–начале XX в.

Идеи применения различных физических упражнений, необходимых для воспитания полноценного человека, начинают проникать в Россию из Западной Европы в эпоху Екатерины II. В Россию приглашаются иностранные учителя гимнастики, фехтования и танцев для преподавания в некоторых привилегированных учебных заведениях, где воспитывались дети дворян.

В 1888 г. военный министр П.С. Ванновский вновь инициировал введение гимнастики в мужских учебных заведениях, что и было сделано министром народного просвещения в 1889 г. Была утверждена инструкция и программа преподавания гимнастики. Обязательным предметом гимнастика становилась только в средних учебных заведениях, а в начальных училищах она могла вводиться там, где на это найдутся средства для оплаты преподавателей. Главной целью физического воспитания объявлялось укрепление здоровья и содействие физическому развитию. В инструкции к циркуляру о введении гимнастики все упражнения делились на четыре отдела: вольные движения, приучающие ученика управлять своими частями тела и с укреплением физических сил вырабатывать рациональные движения; упражнения с подвижными снарядами: палками, мячами, деревянными шарами и др.; упражнения на неподвижных снарядах: шесте, канате, наклонной лестнице, имеющие целью отягощением собственного тела исполнять движения с наименьшею затратою сил; отдел строевых упражнений, дающих основы воинской дисциплины.

Однако на практике занятия гимнастикой сводились к строевым упражнениям. Основной контингент преподавателей гимнастики составляли отставные унтер-офицеры, под руководством которых занятия физическими упражнениями превращались в военную муштру. Негативная сторона чрезмерной милитаризации физического воспитания была очевидна передовой части военной и педагогической общественности (А.Д. Бутовский, Н.С. Филитис и др.).

Тем не менее, самодеятельные организации не могли заменить регулярных и обязательных занятий физическими упражнениями для всего контингента учащихся. На гимнастику, как правило, отводилось время между уроками или на большой перемене. Проводилась она не ежедневно, подчас в пыльных рекреационных или актовых залах, под руководством слабо подготовленных учителей.

В программу высших учебных заведений России физическое воспитание не включалось. При вузах могли существовать отдельные студенческие спортивные клубы. Однако их открытие, как правило, тормозилось правительством, которое видело в них потенциальную угрозу общественному спокойствию. Военное ведомство также не проявляло интереса к физическому воспитанию студенчества, т.к. оно фактически освобождалось от военной службы.

В целом, можно выделить некоторые особенности развития физического воспитания в России в конце XIX–начале XX в. Физическому воспитанию длительное время не уделялось должного внимания со стороны правительства и Министерства народного просвещения. Инициатива больше исходила от военного ведомства, так как физическое воспитание рассматривалось им как основа допризывной подготовки молодежи. Поэтому гимнастика в средних учебных заведениях попросту подменялась строевыми упражнениями и элементарной шагистикой. В учебных программах средних школ гимнастике отводилась второстепенное, а подчас и последнее место. Подготовка специальных педагогических кадров для преподавания гимнастики отсутствовала. В начале XX века наметилось оживление общественного интереса к проблемам физического воспитания подрастающего поколения. В учебных заведениях стали больше внимания уделять физическому воспитанию, возникли и активно развивались разнообразные формы внешкольной работы, все больше учащихся активно вовлекались в занятия физическими упражнениями и спортом. Возник целый ряд передовых школ, где вопросам правильного физического развития молодежи уделялось значительное внимание. Необходимо было организационное оформление единой системы руководства физическим воспитанием на государственном уровне.

1. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. – М., 2007.

2. Григорьев А.Е. Физическое воспитание в России (XIX – начало XX века). Исторический очерк. - СПб., 1994.

3. Деметер Г.С. Очерки по истории отечественной физической культуры и олимпийского движения. – М., 2005.

4. Зеликсон Е.Ю. Очерки по истории физической культуры в СССР. - М., 1940.

5. Зуев В.Н., Логинов В.А. Нормативное правовое регулирование отечественной сферы физической культуры и спорта (история и современность). – М., 2008.

6. Карпушко Н.А. Историко-теоретический анализ школьных программ по физической культуре: учебное пособие. М., 1992.

7. Крадман Д.А. Физическая культура в период развития капитализма (вторая половина XIX века) Очерки по истории физической культуры. Сборник трудов. Вып. 5. - М., 1950.

8. Суник А.Б. Российский спорт и олимпийское движение на рубеже XIX–XX вв. – М., 2001.

9. Столбов В.В., Финогенова Л.А., Мельникова Н.Ю. История физической культуры и спорта / Под ред. В.В.Столбова. 3-е изд. - М., 2001.

1. Goloshhapov B.R. Istorija fizicheskoj kul'tury i sporta. [History of physical education and sport]. Moscow, 2007.

2. Grigor'ev A.E. Fizicheskoe vospitanie v Rossii (XIX – nachalo XX veka). Istoricheskij ocherk [Physical education in Russia (19th –beginning of the 20th century): An outline]. St. Petersburg, 1994.

3. Demeter G.S. Ocherki po istorii otechestvennoj fizicheskoj kul'tury i olimpijskogo dvizhenija [An outline of national history of physical education and Olympic Movement]. Moscow, 2005.

4. Zelikson E.Ju. Ocherki po istorii fizicheskoj kul'tury v SSSR. [An outline of history of physical education in the USSR]. Moscow - Leningrad, 1940.

5. Zuev V.N., Loginov V.A. Normativnoe pravovoe regulirovanie otechestvennoj sfery fizicheskoj kul'tury i sporta (istorija i sovremennost') [Regulation in the sphere of national physical education and sport (history and contemporaneity)]. Moscow, 2008.

7. Kradman D.A. Fizicheskaja kul'tura v period razvitija kapitalizma (vtoraja polovina XIX veka) Ocherki po istorii fizicheskoj kul'tury. Vypusk 5. [Kradman D.A. Physical education in the time of developing capitalism (second half of the 19th century) An outline of history of physical education. Collection of works. No. 5]. Moscow, 1950.

8. Sunik A.B. Rossijskij sport i olimpijskoe dvizhenie na rubezhe XIX – XX vv. [Russian sport and the Olympic Movement at the turn of the 20th century]. Moscow, 2001.

9. Stolbov V.V., Finogenova L.A., Mel'nikova N.Ju. Istorija fizicheskoj kul'tury i sporta [History of physical education and sport]. Moscow, 2001.

Сведения об авторах

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.

Во времена царской России было весьма комфортное время для развития интеллигенции. Вспомните сколько величайших гениев того времени подарила миру наша страна. Это и Шишкин, и Айвазовский, и Грибоедов, и Пушкин, и Лермонтов, и Толстой, Чайковский, Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков – и еще десятки имен и фамилий, оставивший свой след в сердцах не только россиян, но и далеко за пределами нашей Родины.

Очень много внимания в то время уделялось саморазвитию, творческому росту и поиску открытий. Но мало кто обращает внимание на то, что вся эта интеллигенция еще и занималась спортом! Сегодня мы с большим удовольствием хотели бы рассказать нашему уважаемому читателю о том, какие же виды спорта были популярны в дореволюционной России.

А, например, для того чтобы прокатиться на закрытом катке на Английской набережной, нужно было получить рекомендацию и поддержку от членов английского общества, что было даже далеко не у каждого интеллигента.

Далее катание на коньках лишь только набирало популярность и уже через четыре года в Юсуповском саду открылся большой общественный каток, на котором проводились различные соревнования, праздники и балы. Даже тогда любители и профессионалы уже исполняли некоторые спортивные элементы, которые уже переросли в искусство на сегодняшний день. По тем ценам, например, на большом катке в Таврическом саду люди катались практически целый день всего за тридцать-пятьдесят копеек.

В той же Москве, кстати, уже в 1889 году был проведен первый чемпионат по конькобежному спорту. Тогда соревнование проводилось на дистанцию в три версты, которую выиграл Александр Паншин, ставший, между прочим, первым в истории царской России чемпионом мира по конькобежному спорту. Позже он же с 1897 по 1900 года трижды подряд выигрывал Всероссийское первенство по искусству катания на коньках.

Такой же силой обладал разве что великий российский атлет и борец Иван Максимович Поддубный. Его называли Иваном Железным и Русским Богатырем, который за сорок лет своих выступлений практически ни разу не проиграл ни одного турнира или чемпионата. О его победах и великой силе действительно знал весь мир, так как он побывал с гастролями в четырнадцати странах на четырех континентах.

В дореволюционной России было весьма серьезным влияние английского бизнеса, который, в свою очередь, с завидным постоянством открывал фабрики и заводы в том же Петербурге.

Именно с того времени начали появляться первые российские футбольные лиги, а в январе 1912 года в Санкт-Петербурге был создан Всероссийский футбольный союз, который провел чемпионат страны и был принят в FIFA.

Кроме того, следует уделить особое внимание такому захватывающему виду спорта, как большой теннис. Нет, на самом деле не Ельцин дал этому спорту такую популярность в нашей стране. В него любил поиграть еще сам Лев Толстой, резво носясь по корту в Ясной Поляне. В то время у многих графов и представителей знати в имениях уже были собственные площадки для игры в теннис. Кстати, считать благородным именно этот вид спорта, стали как раз именно во времена царской России.

К началу двадцатого века в одном только Петербурге насчитывалось девять теннисных клубов, а председателем кружка в Таврическом саду был ни много ни мало Великий князь Кирилл Владимирович – двоюродный брат Николая II. И это было, как Вы уже наверняка поняли, не только место проведения спортивных тренировок, но и своего рода досуговые компании и закрытые кружки по интересам элит того времени.

Те же Николай Гумилев и Владимир Набоков играли в теннис не просто на уровне любителей, а в статусе профессионалов. В 1907 году уже состоялись первые Всероссийские соревнования по большому теннису, а в 1912 прошел уже первый открытый чемпионат с участием спортсменов из Соединенных Штатов Америки и Европы.

Практически также как теннис, во времена царской России был развит такой вид спорта как крокет. Еще с тех времен он также считается игрой для аристократов. Играла в эту игру практически вся царская семья, а также большинство общественных и политических деятелей. Многие представители искусства (например, Илья Репин) или поэзии (Владимир Маяковский) были излюбленными игроками в крокет. Да даже тот же Владимир Ильич Ленин сам обожал сыграть партию-другую. Кстати, поэтому, этот спорт обрел еще большую популярность и после революции.

Древнерусские письменные и иные источники свидетельству­ют, что корни физической культуры уходят в далекое прошлое. Наши древние предки использовали в быту и в военном деле та­кие физические упражнения, как бег, прыжки, ходьба на лыжах, плавание, различные виды борьбы, кулачные бои, стрельба излука, верховая езда. Некоторые из этих видов физических упражнений впоследствии стали неотъемлемой частью народной культуры.

По мере развития общества одни виды физических упражнений стали использоваться знатью, другие — простым народом. Это спо­собствовало оформлению, с одной стороны, народной физичес­кой культуры, а с другой стороны — физической культуры, рас­пространенной среди привилегированных слоев общества.

В XVII в. русские просветители отстаивали позиции единства умственного и физического развития человека.

тяготы жизни и физические страдания. Любопытно, что Епифа­ний Славинецкий сопровождал предлагаемые им игры унизитель­ными штрафами с проигравшего в виде подметания пола, подне­сения воды победителю, надевания позорного венка из лопухов и т.п., что не всегда способствовало созданию должного морального климата среди детей.

Значительное развитие физическое воспитание в России полу­чило только в период царствования Петра I. Он впервые ввел обяза­тельное для детей дворян посещение школы. Именно при Петре I физическое воспитание стало носить государственный характер.

Поощрительное отношение Петра I к физическому воспита­нию способствовало появлению в России теоретиков, которые научно обосновали его значимость физического воспитания. Рус­ский историк и государственный деятель В.Н.Татищев, сподвиж­ник Петра I, государственный и церковный деятель, писатель Феофан Прокопович и др. выступали за то, чтобы физическое вос­питание стало частью всего воспитания.

О тесной взаимосвязи физического и психического развития высказывались просветители Д.С.Аничков, С.Е.Десницкий, А. Ф. Бестужев. Автор трактата о воспитании А. Ф. Бестужев считал, что детей 5—7 лет нужно отдавать в училище, чтобы раньше на­чать более рациональное воспитание. В своих трудах он высказывал важную мысль о том, что изнеженное воспитание ведет к слабости тела и скудости разума. Особенностью его педагогических взглядов для того времени было утверждение о необходимости воспитания не только мальчиков, но и девочек.

Идею М.В.Ломоносова о необходимости постоянного движе­ния для совершенствования физического воспитания развил И.Л.Данилевский, который считал, что если тело не укрепляется в детстве, а нервы не оздоравливаются физическими упражнения­ми, то в зрелом возрасте сердце не перенесет более тяжелые испы­тания. Придавая большое значение единству умственного и физи-

ческого воспитания, И.Л.Данилевский отмечал, что здоровье ре­бенка во многом зависит от закалки.

Интересны взгляды известного педагога того времени И. И. Бец­кого на физическое воспитание детей от рождения до юношества. Считая движения главным в физическом развитии, он рекомендо­вал приучать детей чаще бывать на воздухе. Для разностороннего физического развития им рекомендовались подвижные игры (от простой игры в мяч до игры в кегли), а также бег, прыжки, танцы. Дождь и солнце не должны быть помехой для увлекательных игр. И.И.Бецкой писал, что склонность, которую вселяет к игре и уве­селению природа в детские годы — главные средства к умноже­нию здоровья и к укреплению телесного сложения [15, с. 100].

В начале XVIII в. физическое воспитание вводится в системы дворянского образования, получают развитие верховая езда, фех­тование, борьба и разнообразные подвижные игры. В быту народов России также продолжают культивироваться разнообразные игры и физические упражнения.

Подъем русской науки и культуры, педагогики, анатомии и медицины способствовал дальнейшему развитию научно-педаго­гических основ физического воспитания. Так, русский просвети­тель Н.И.Новиков(1744—1818) в последней четверти XVIH в. в педагогических сочинениях рассматривал три составные части вос­питания: физическое, нравственное и умственное. Попечение о своем теле он считал главной из всех забот.




Через все суждения И.Н. Новикова о воспитании человека про­ходит мысль о необходимости физического воспитания с первых дней жизни человека, с его младенческого возраста. Процесс фи­зического воспитания, по его мнению, должен продолжаться на протяжении многих лет до полного сформирования организма. При этом особое внимание уделяется закаливанию организма и конт­ролю за правильной осанкой детей.

Его современник ученый-медик Н. М. Максимович-Амбодик на­стойчиво выступал за необходимость гармонического воспитания детей. Вопреки сложившимся традициям, он считал, что уже с первых дней после рождения ребенку вместо тугого пеленания дол­жна быть предоставлена максимальная возможность к всевозмож­ным движениям.

каливать детей, заблаговременно приучать их к «холоду и ко всем

■упражнениях. Они могут играть, резвиться, прыгать, веселить­ся. Сама природа вселяет в неповинных детей сию склонность к

■физическому, нужно подходить индивидуально. По этому поводу он писал, что требования к детям всегда должны быть соразмерны сложению их тела, возрасту, способностям, крепости, силам те-

Влесным и получаемой ими пище.

Русский писатель А.Н.Радищев(1749—1802) также придавал большое значение физическому воспитанию детей. Он считал, что укрепление телесных сил благодаря упражнениям способствует здо­ровью.

Вторая половина XVIII в. стала важным периодом в развитии идеи физического воспитания народа. Физическое воспитание рас­сматривается как часть всестороннего воспитания. Физической куль-

■jrypeуделялось серьезное внимание всеми народами, проживаю­щими в России, поэтому у многих так популярны были разнооб­разные подвижные игры, которые возникли еще в далеком про­шлом 1 .

Проблемы физического воспитания в России во второй поло-

I вине XIX — начале XX в. занимали важное место в трудах выдаю­щихся русских педагогов и ученых.

Значительное внимание вопросам физического воспитания уде­лял известный русский хирург Н.И.Пирогов(1810—1881). Особая его заслуга в том, что в ряде своих работ он впервые говорит о необходимости применения в школах научно обоснованной сис­темы физического воспитания, которой тогда в России не суще­ствовало.

Много внимания уделил этому вопросу выдающийся педагог К.Д.Ушинский(1824—1870/71). Ему принадлежит приоритет в со­вершенно новом подходе к проблеме образования и воспитания человека. К.Д.Ушинский считал, что процессу образования и вос-

\ питания человека должно предшествовать всестороннее его изуче-

I ние. Педагогический процесс должен постоянно базироваться на знании физиологии и психологии ребенка. Педагог, не знающий этих дисциплин, не может правильно осуществлять сложный про­цесс воспитания. Научно обоснованное воспитание во много раз

2 Степаненкоиа 33

эффективнее будничного воспитания. Процесс умственного вос­питания виделся им в неразрывной связи с физическими упраж­нениями. По его мнению, физические упражнения должны быть на каждом уроке, тогда умственная деятельность станет более эф­фективной. К.Д.Ушинский подчеркивал, что при физическом вос­питании необходимо использовать народные игры как наиболее доступные детям.

Особая роль в пропаганде подвижных игр в физическом воспи­тании принадлежит педагогам Е.А. Покровскому (1838 — 1895), П.Ф.Каптереву (1849 — 1922), которые рассматривали подвижную игру как эффективное средство разностороннего воспитания ре­бенка.

Огромный вклад в развитие теории физического воспитания внес русский педагог, анатом и врач П.Ф.Лесгафт (1837—1909). Его творческая научная деятельность относится к концу XIX — началу XX в. Он является признанным основоположником науч­ной системы физического воспитания в России.

Положительно относясь к подвижным играм, он рекомендовал выбирать из них те, которые наиболее подходят к цели, постав­ленной преподавателем. Игры должны оказывать благотворное вли­яние на психику и физическое состояние ребенка. В своих научных трудах П.Ф.Лесгафт уделял внимание не только физическому, но и гармоничному воспитанию человека. Он считал, что физическое воспитание должно продолжаться всю жизнь, поэтому важно с детства учить ребенка сознательно усваивать физические упражне­ния, уметь рационально, т.е. с наименьшей затратой сил, но с наибольшим эффектом, пользоваться ими. Принцип осознанно­сти при обучении физическим упражнениям, по мнению П.Ф.Лес-гафта, является необходимым условием для гармонического раз­вития личности; осмысленность своих физических действий помо­гает ребенку рационально использовать свои силы. В физическом воспитании П.Ф.Лесгафт рекомендовал больше применять ходь­бу, бег, прыжки, метание, путешествия, гимнастические упраж­нения. Разученные движения должны закрепляться в подвижной

игре. Он обращал особое внимание на то, что гармоничное разви­тие — длительный и последовательный процесс, связанный с по­степенным нарастанием физических нагрузок с учетом возраста, пола, индивидуальных особенностей.

Особую роль в физическом воспитании П.Ф.Лесгафт отводил преподавателям. Они должны не только регулировать и направлять учебный процесс, но и быть примером для воспитанников, иметь хорошую выправку, следить за своей внешностью, заниматься сво­им телом и производить своей внешностью благоприятное впечат­ление [17, т.II].

Следует отметить, что в России физическое воспитание как го­сударственная дисциплина развилось значительно позднее, чем в странах Европы и Азии. Изучив и проанализировав все мировые системы, П. Ф. Лесгафт в конце XIX — начале XX в. создал ориги­нальную российскую систему воспитания. Она была создана с уче­том лучших мировых систем и национальных традиций. Созданная П.Ф.Лесгафтом теория физического воспитания не утратила сво­его значения до нашего времени, многие ее положения актуальны и сегодня.

Идеи П.Ф.Лесгафта продолжил его ученик, В. В.Гориневский (1857 — 1937), выдающийся деятель спортивной медицины. В 1910 г. на базе Тенишевского училища им была создана специальная ла­боратория по изучению проблем, связанных с физическим воспи­танием. Придавая огромное значение влиянию физических упраж­нений, их воздействию на все органы тела и особенно на деятель­ность центральной нервной системы, В. В. Гориневский уделял фи­зическому воспитанию ©собое внимание. Ценными являются его положения о связи физического и эстетического воспитания. Он выступал за воспитание у детей красивых, выразительных движе­ний, которые, по его мнению, наиболее ярко отражают индиви­дуальную и психическую деятельность человека. В. В. Гориневский был первым ученым, написавшим книгу о врачебном контроле за занятиями физическими упражнениями и спортом населения. Им были заложены научные основы тренировки, доказана ведущая роль подвижных игр в системе физического воспитания ребенка. Описанные В.В.Гориневским особенности физического развития в разные периоды жизни человека внесли значительный вклад в Педагогическую науку.

В.В.Гориневский по праву считается основателем постреволю­ционной системы физического воспитания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важнейшее достояние человеческой цивилизации - культура. Культура обозначает совокупность всего создания усилиями людей. Сюда же относится наука, техника, искусство, литература, общественный строй и многое другое. В качестве носителей культуры выступают люди, среди которых к ее активным передатчикам относятся педагоги. На протяжении веков ученые пытались определить, что же включает в себя это обширное понятие. Бесспорен лишь тот факт, что физическая культура является одним из составляющих элементов человеческой культуры и уже поэтому не может остаться незамеченным. Чем больше человек обращает внимание на свой организм, стремясь достичь идеала, тем важнее для него становится система теоретических знаний и практических навыков, направленных на раскрытие потенциала, заложенного в человеческом существе, т.е. физическая культура.

Деятельность человечества в этой сфере чрезвычайно важна и для индивидуума в частности, и для общества в целом, хотя этот факт часто игнорировался, в определенные периоды исторического развития общества, по причине особых религиозных убеждений, социальных условий и т. д.

Теперь, в начале XXI века, проблеме развития человеческого организма уделяется все больше внимания. Уже не подвергается сомнению тот факт, что интеллектуальное развитие находится в прямой зависимости от физического.

Физическая культура есть мера и способ физического развития человека наряду с его общим интеллектуальным, психическим развитием.

Важнейшие разделы - это спорт высших достижений, массовая физкультура и лечебная физкультура.

Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на поддержание здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики.

Физическая культура — самое широкое, собирательное понятие. Она включает все достижения, накопленные в процессе общественно-исторической практики: уровень здоровья, спортивного мастерства, науки, произведений искусства, связанных с физическим воспитанием, а также материальные (технические) ценности (спортивные сооружения, инвентарь и т.д.).

Под физической культурой понимают совокупность всех присущих данному обществу целей, задач, средств, форм мероприятий, способствующих физическому развитию и совершенствованию людей. Сюда входят физическое воспитание, спорт и т.п.

Физическое воспитание — это педагогический процесс, который направлен на совершенствование форм и функций организма человека, формирование двигательных навыков, умений связанных с ними знаний, а также на воспитание физических качеств. Физическое воспитание связано с другими сторонами воспитания — нравственной, эстетической, производственной, трудовой.

2. Роль физической культуры у Древних славян

По мнению ряда западных и российских исследователей (Х. Ортега-и-Гассет, Й. Хёйзинга, О. Шпенглер, Л. Винничук, Ф.Х. Кессиди, И.Д. Рожанский, В. Татаркевич и др.), состязательность появилась на заре человечества. Она присутствует во всех человеческих коллективах. Состязательность - неотъемлемое свойство человеческих сообществ, так как она способна повышать интенсивность жизни индивида или группы, а потому наиболее полно растворяется в культуре. Главное содержание былин, сказаний, древних саг и легенд, многих сказок связано с изложением умных и сильных людей, олицетворяющих весь народ.

Древние люди поневоле были наделены большой физической силой, необходимой им для выживания. Не удивительно, что останки древнего человека, найденные на территории Владимирской области советским ученым М.М.Герасимовым и имеющие возраст 20 тысяч лет, имели внушительные размеры. По данным М.М.Герасимова, этот человек каменного века, которому приходилось справляться с мамонтами и пещерными львами, противостоять стихии, был сильным. Ширина его плеч была 60 см, а рост 180 см. И все же, несмотря на хорошее физическое развитие, первобытный человек жил мало, так как у него не было эффективных средств защиты от ран и болезней.

С древних времен наиболее сильные люди вызывали уважение своих соплеменников. Как правило, самых сильных и ловких людей выбирали вожаками племен. Физическая сила была необходима человеку для защиты себя и своих соплеменников от внешних врагов, для охоты за дикими зверями, для обороны от хищников. Для достижения физического совершенства люди использовали различные состязания. Из древних игр наших предков до сих пор известны такие игры как городки, лапта и др.

3. Роль физической культуры в христианскую эпоху страны

После принятия христианства на Руси, как и во всем христианском мире, физическое воспитание переживает определенный кризис. Это было обусловлено особенными идеологическими догмами, парившими тогда в сознании человека. Христианство, принижающее, почти ненавидящее материальную природу человека, соответствующим образом влияло на мысли о заботе, о собственном здоровье, теле, а физкультура – это, прежде всего, развитие физического потенциала.

Дошло до того, что отдельным указом царя от 1648 года на Руси дворянству было запрещено заниматься какими-либо играми. Первым из царей, давшим толчок развития физической культуры стал наиболее прогрессивный царь Петр I. В эпоху его правления физическое воспитание в стране приобрело, по сути дела, государственный характер. В это время здесь широко распространились такие виды физического воспитания, как фехтование, вольтижировка, катание на коньках и буерах. Сам царь, обладая выдающимися физическими способностями, не гнушался участия в различных игрищах. При Петре I вновь были разрешены кулачные бои. “Русские кулачные бои,— писал Г. Фомин, историк XIX века,— B том виде, в каком они происходят сейчас, — это наш спорт, его форма, в которую вылилось само собой наше российское стремление к состязанию в силе, ловкости и выносливости. Кулачные бои прочно слились с бытом русского народа, и "корни его теряются в глубокой старине". В России было два вида кулачного боя — одиночный и массовый. Одиночный бои назывался "сам на сам" и имел форму спортивного единоборства. Массовый бои назывался “стенка на стенку”. Бились улица на улицу, посад на посад, деревня на деревню. И в тex, и в других боях строго соблюдались традиционные неписаные гуманные правила и постановления. Прохожих и зрителей трогать запрещалось; приходить с вооруженной рукой—тоже; кто убегал или упал того не били, а если увлекался боец его останавливали, кричали ему “Лежачего нe бьют!” Бои проводились лицом к лицу. Не разрешалось бить в спину с “подножки”, наносить удары ногами или головой. Нарушителя правил наказывали свои же бойцы.

Из русских кулачных бойцов особенно славились казанские, калужские и тульские оружейники Алеша Родимый, Тереша Кункин, братья Зубовы, Никита Долгов, братья Походкины. Видным московским бойцом был Семен Трещала — крепостной графа Орлова - Чесменского большого любителя кулачного боя. В Петербурге выдающимися кулачными бойцами были невзрачный с виду приказной чиновник Ботин и фабричный рабочий Соколик.

Описания старинной славянской забавы имеются в произведениях многих русских писателей М. Ю. Лермонтова, С. Т. Аксакова, А. Е. Измайлова, Н. Г. Помяловского, Г. И. Успенского, А. М. Горького и других.

За включение в программу обучения семинаристов физического воспитания (фехтование и верховая езда) ратовал и Ф.С.Салтыков, побывавший за границей. Большой вклад в развитие педагогики в России в конце XVIII века внес А.Ф.Бестужев – отец известных братьев декабристов. В его работах высказывалась мысль о всестороннем развитии личности. Если в школах будут только специальные науки, утверждал он, это еще нельзя назвать воспитанием, а можно лишь именовать школьным обучением. Истинное воспитание, помимо изучения наук, должно сочетаться с воспитанием нравственности, любви к отечеству. При этом не должно быть забыто и физическое воспитание. Он считал, что физическое воспитание также необходимо, как и нравственное.

Огромный вклад в развитие теории физического воспитания внес крупный ученый П.Ф. Лесгафт. Его творческая научная деятельность относится к концу XIX века. Он является признанным основоположенником физического образования и воспитания в нашей стране. В 1896 году им было организовано в Петербурге первое за всю историю России специальное учебное заведение по подготовке преподавателей физического воспитания.

4. Физическая культура в СССР

Уже в 1920 году Ленин подписал декрет об организации в Москве Государственного центрального института физической культуры, который сыграл огромную роль в подготовке специалистов по физическому воспитанию и в развитии научных исследований в этой области знаний. Все это дало огромный толчок к распространению физической культуры среди трудящихся.

В 1919 году в Петрограде вновь открывается институт физической культуры имени П. Ф. Лесгафта, а годом спустя аналогичное учебное заведение в Москве. Институты в то время открывались по декретам Совета Народных Комиссаров.

Важной вехой в развитии физкультуры и спорта в Республике Советов стал Всевобуч. Как известно, VII съезд партии, который состоялся в марте 1918 года и обсудил важнейшие вопросы, решавшие судьбу молодого Советского государства, постановил, в частности, принять все меры для всеобщего военного обучения населения. Составной частью Всевобуча явилась физическая подготовка. Это был новый взгляд на физкультурное движение — с классовой точки зрения, он ставил спорт в один ряд с такими понятиями, как патриотизм, ответственность за судьбу революции. Всюду, куда дошла молодая Советская власть, инструкторами Всевобуча назначались спортсмены, передававшие допризывникам свои навыки и опыт. С молодежью занимались лучшие лыжники, гимнасты, конькобежцы. Они и составили ядро Высшего совета физической культуры, учрежденного при Всевобуче в 1919 году по решению 1 Всероссийского съезда работников физической культуры, спорта и допризывной подготовки. В день годовщины Всевобуча, 25 мая 1919 года, в Москве состоялся парад его частей. Он походил на Красной площади. Праздник показывает огромные возможности, таящиеся в спорте. С удивлением смотрела Москва на ладных, крепких молодых людей, не только сохранивших, но и укрепивших свои силы в тяжелое военное время, готовых в любую минуту встать на защиту Родины. В том же 1919 году Всевобуч подготовил для фронта отряды лыжников. Руководство Всевобучем осуществлял видный государственный деятель Н. И. Подвойский.

Огромное значение для развития физкультурного движения имело постановление ЦК РКП(б) от 13 июля 1925 года “О задачах партии в области физической культуры”, которое стало программой деятельности в этом направлении спортивных организаций.

Повсюду в стране, строились спортивные площадки, создавались физкультурные ячейки на фабриках и заводах. Во многих городах действовало общество “Муравей”, созданное по инициативе комсомола. Только в Москве насчитывалось 180 кружков “Муравья”, в которых более 10 тысяч юношей и девушек знакомились с основами спорта, получали первые спортивные навыки.

Идея создать комплекс физкультурных испытаний, который бы показывал степень подготовленности советских людей к труду и защите Отечества, касалась каждого, и патриотический призыв комсомола был услышан страной. Активно шло обсуждение норм, видов испытаний.

Еще одним шагом по вовлечению граждан страны в физкультурное движение было проведение Спартакиад народов СССР. Первая из них была проведена в Москве в 1956 году. Идея проводить крупные массовые спортивные соревнования, которые бы заинтересовали всю страну, родилась в СССР еще в довоенные годы. В 1928 году состоялась Всесоюзная спартакиада.

5. Физическая культура в современной России

Наступил кризис власти, который моментально отразился и на спорте, и на физическом воспитании. Жизнь стала несколько меркантильнее, и Почетные Грамоты, и вывешивания на Доске Почета предприятий перестали служить стимулом для упорной борьбы и победы. В большом спорте остались только энтузиасты.

Со временем исчезли физкультминутки "производственной гимнастики", перестали проводиться и разминки перед школьными уроками, канули в лету сдачи норм ГТО, одна за другой стали закрываться школы олимпийского резерва… Традиционные забеги, заезды сохранились, правда, судя по количеству участников и по результатам, любителей в них с каждым годом все меньше и меньше. Таким образом значимость массового спорта в общественном сознании несколько упала.

Но сейчас - на пороге постиндустриальной эпохи, следить за своей физической формой - дело каждого: чем сильнее и здоровее граждане, тем сильнее и здоровее страна. Пусть не каждый может заниматься в спортзалах и бассейнах, но сделать утром несколько наклонов или приседаний, размять мышцы ног, отказавшись от поездки на троллейбусе до метро - может каждый. Это и полезно, и, в конечном счете, экономически выгодно.

Список использованной литературы

В.Н.Бледнова, А.П.Фроленков Физическая культура студента: Методические рекомендации /Санкт-Петербургский гос. ун-т культуры и искусств/ СПб 2002.

Мячин И. К., Стародуб А. Э., Смирнов Б. М. Москва-80. Олимпийский путеводитель.— М.: Российский рабочий, 1985.

Читайте также: