Форма представления проекта в начальной школе

Обновлено: 08.07.2024

Метод проектов создает условия для стимулирования интеллектуальной, поисковой и коммуникативной активности, осознанной, значимой деятельности учащихся и, как следствие, у ребенка формируются новые личностные качества, которых до этого у него не было. Моментом завершения детской учебно-исследовательской работы должно являться не только индивидуальное признание ее завершенности учителем, а непременно публичное представление и коллективное обсуждение.

Предварительный просмотр:

по подведению итогов проектной деятельности

и представлению итогов

проектной деятельности ученическому и педагогическому сообществу

Лукашова Елена Николаевна ,

учитель начальных классов

на школьном методическом объединении

учителей начальных классов

Практика доказала эффективность использования проектного метода в обучении младших школьников. Чем же хорош метод проекта? Во-первых - это один из методов проблемного обучения; во-вторых, проектная деятельность охватывает различные области знаний, а значит, возможна интеграция предметов;в-третьих, в проекте могут принимать участие не только дети, но и члены семьи, а это способствует повышению познавательной активности учащихся.

В основе проектной деятельности лежит системно-деятельностный подход, что позволяет реализовывать задачи Федерального Государственного Образовательного Стандарта и обеспечивает:

-воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

-переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

-ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

-признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

-учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

-обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

-разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

-гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Опыт актуален, так как позволяет формировать у ребёнка ключевые компетентности:

креативность и любознательность;

критическое и системное мышление;

взаимодействие и сотрудничество.

Метод проектов создает условия для стимулирования интеллектуальной, поисковой и коммуникативной активности, осознанной, значимой деятельности учащихся и, как следствие, у ребенка формируются новые личностные качества, которых до этого у него не было (рефлексивные, коммуникативные, творческие способности и др.).

Любая учебная работа ребенка, и учебно-исследовательская не является исключением, должна быть доведена до результата. Для настоящего творца-исследователя окончание одной работы это лишь начало следующей, понимая это, тем не менее, надо стремиться к фиксации моментов завершения творческих проектов детей и каких-то цельных частей детских исследований. В воспитательном отношении недопустимо бросать дело на полпути.

Моментом завершения детской учебно-исследовательской работы должно являться не только индивидуальное признание ее завершенности учителем, а непременно публичное представление и коллективное обсуждение. Для подведения итогов исследований в научном мире взрослых разработано множество специальных форм: семинары, конференции, симпозиумы, защиты и др.

Методика организации и проведения защиты итогов детского исследования и проектирования.

Планирование защиты детских исследовательских работ.

Одной из первых задач, возникающих при проработке проблемы защиты детских работ, является проблема периодичности организации этих мероприятий. Зачастую педагогу хочется непременно четко спланировать - когда будет проводиться защита детских работ. Затем вписать этот срок в свои планы, и далее ни при каких условиях от намеченных дат не отступать.

Вот ряд закономерностей, которые часто можно наблюдать в практике:

-чем более подготовлен и интеллектуально одарен ребенок, тем больше времени он обычно тратит на проведение исследования; - чем экспрессивнее, экстравертированнее ребенок, тем стремительней он завершит работу;

- чем больше в теме нереального, фантастического, тем быстрее она реализуется детьми;

-чем больше детей участвует в выполнении одной работы (в случае если работа выполняется коллективно), тем больше срок ее создания.

Надо стараться проводить защиту как праздничное мероприятие. Заранее определяется ведущий. Он является членом жюри и одновременно определяет порядок ведения работы.

Перед началом проводится жеребьевка и определяется порядок докладов. Затем каждый исследователь или группа, представляющая одну работу, выходят на трибуну, делают свой доклад, отвечают на вопросы. После чего их оперативно сменяет следующие участники.

Каждый исследователь, а если исследование проводилось коллективно, то группа исследователей, получают 5-7 минут на доклад о своей работе. Им необходимо представить самую важную информацию о проделанной работе, продемонстрировать подготовленные схемы, чертежи, макеты, рисунки. Опыт показывает, что этого времени оказывается вполне достаточно.

Как оценить итоги детских исследований?

В первом варианте каждый член жюри получает бланк для отметок, с четко прописанными критериями. Пример такого бланка представлен в таблице 1. В ходе защиты надо просто поставить отметки по трех (пяти-, или семи бальной) шкале. Победитель выявляется по результатам среднеарифметических расчетов.

Презентация детской работы.

В каком виде представляются на конкурсы детские работы? Этот важный вопрос естественно возникает у каждого потенциального участника и его руководителя.

Если конкурс ориентирован на детей дошкольного и младшего школьного возраста, то от участников не ждут текстов докторских диссертаций. Скорее жюри захочет увидеть пусть еще маленьких, но заинтересованных исследователей.

Тем не менее, творческий подход авторов и их руководителей к исследованию должен позволять при этом выполнить представление работы в соответствии с элементарными требованиями.

К их числу относятся:

-работа должна быть представлена так, чтобы исследовательские усилия и достижения автора были освещены в максимально полном объеме;

-представляемый материал должен быть хорошо структурирован, для этого его следует изложить ясно, стройно, логично и доказательно;

-презентация должна быть наглядной, аппаратура для проведения собственных опытов, рисунки, плакаты, чертежи, фотографии, фильмы, макеты не обязательны, но могут быть очень полезны. Также не будут лишними: таблицы, графики, схемы, карты и др. При подготовке всего этого просим учесть, что жюри предъявляет к этим материалам еще одно важное требование – все это должно быть выполнено самим ребенком;

-автор должен не только свободно владеть материалом, но и быть готовым к защите своих идей.

Формы представления результатов могут быть любыми, на которые способен ребенок при минимальной помощи со стороны взрослого. Опыт показывает, что часто, оказывается неважно, предлагает ли автор компьютерную презентацию или собственный текст, написанный от руки (иногда с характерными детскими ошибками); красивый макет, аккуратный чертеж или наспех сделанный рисунок. Подлинно ценным становится то, насколько глубоко он погружен в проблему, как много сведений он сумел почерпнуть из собственных изысканий, насколько свободно владеет полученным материалом, насколько заинтересованно и увлеченно способен думать и говорить о проведенной работе. Может ли он свободно и уверено отвечать на вопросы членов жюри и сверстников.

Оценка детских работ.

На конкурсах исследований младших школьников жюри обычно стремится выделить и отметить подлинно детские исследовательские работы и творческие проекты, выросшие из глубинного стремления к познанию самого ребенка. Поэтому один из главных критериев оценки детских работ – самостоятельность. На высокую оценку жюри может рассчитывать лишь та работа, которая выросла из собственного желания ребенка познать новое.

Исследовательская деятельность и творческое проектирование младшего школьника и тем более дошкольника, требуют высокопрофессионального педагогического участия. Без этого, часто познавательная ценность детских исследований и проектов оказывается невысокой. Наибольших успехов в данной деятельности достигают не те педагоги и родители, кто делает работу за ребенка, а те, кому удается подвести его к самостоятельным открытиям новых знаний о мире. Поэтому еще один критерий оценки детских работ – познавательная ценность, полученных материалов.

Важно, чтобы ребенок приобретал новые знания, но основной педагогический результат учебно-исследовательской работы с детьми все же не они. Главный итог учебно-исследовательской работы ребенка – развитие его познавательных потребностей, исследовательских способностей, умений и навыков самостоятельно приобретать новые сведения о мире. К ним относятся умения: видеть проблемы, вырабатывать гипотезы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать и т.п. Поэтому еще один блок критериев – познавательные потребности и исследовательское мастерство.

Исследователю очень важно уметь самостоятельно мыслить, иметь разносторонние знания, обладать потребностями познавать новое и исследовательскими способностями, но итоги своего исследования надо не просто изложить другим – их надо защитить. Поэтому важной группой критериев при оценке детской работы является проявление способностей к представлению своих результатов. Особенно ценится хорошая речь, свободное владение материалом, умение аргументировано доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы.

Все эти критерии отражены в рекомендуемом бланке оценок детских работ (таб. 1).

По правилам некоторых конкурсов члены жюри могут оценивать работы детей комплексно, сразу определяя ранговое место той или иной работы, могут ставить баллы по каждому из представленных в таблице параметров, и рассчитывать на этом основании сумму баллов. При экспертной оценке иначе и быть не может. Если мы доверяем экспертам, то должны давать им возможность действовать по собственному усмотрению.

Как оценить итоги детских исследований?

В первом варианте каждый член жюри получает бланк для отметок, с четко прописанными критериями. Пример такого бланка представлен в таблице 1. В ходе защиты надо просто поставить отметки по трех (пяти-, или семи бальной) шкале. Победитель выявляется по результатам среднеарифметических расчетов.

Цель мастер-класса: познакомить с опытом организации проектной деятельности во внеурочной деятельности в начальной школе.
Задачи мастер-класса:
• создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса между собой;
• систематизировать знания о проектной деятельности;
• отработать методические подходы и некоторые приемы проектной деятельности;
• провести рефлексию собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.
Форма: практическое занятие
Оборудование: ноутбук, презентация , листочки и ручки для каждого участника, карточки с изображением человеческого отпечатка ноги, фишки в виде снежинок, листиков, цветов.
Ожидаемый результат: участники мастер-класса получат знания о внедрении метода проекта в учебном процессе, педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

1. Организационный момент.
Добрый день, уважаемое жюри, коллеги! Надеюсь, что наша встреча пройдет в доброжелательной обстановке, будет полезна и мне, и вам, дорогие коллеги!

2. Мотивация к деятельности.
В современных условиях жизни недостаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации. Наиболее целесообразной формой использования творческого потенциала учащихся считается , а вот что – определите сами…
(видео: дети говорят о проекте)

5. Актуализация опорных знаний. Коллективная работа.
Работа над проектом предполагает прохождение нескольких стадий (шагов). Попробуем вместе сделать эти шаги.
(Даны отпечатки следа человеческой ноги. На них нужно написать этапы работы над проектом.)
Вывод: таким образом, мы с вами выяснили, из каких этапов состоит проект.

7. Практическая работа: изготовление бабочки из конфетных фантиков.










8. Презентация работы.
Учителя нашей школы собрали редчайшую коллекцию бабочек отряда Оберткокрылые семейства Фантикус- конфетиум. Представители данного семейства уникальны в своем роде. Они обитают только на территории школы-гимназии №1. Форма крыльев насекомых разнообразна. Многие виды ярко и броско окрашены. Некоторые имеют запах лесных ягод ( клубника, барбарис) ,ванили, молочной карамели, шоколада. Пищей для бабочек отряда Оберткокрылых служат задорный смех детей, любопытные взгляды зрителей, доброжелательная атмосфера. Бабочки семейства Фантикус- конфетиум приносят людям пользу и вред . Они легко справляются с проблемой уничтожения бытовых отходов и не нарушают экологию , но в то же время увеличение численности бабочек этого семейства увеличивает рост развития кариеса у детей. Основное значение насекомых данного отряда – это поднятие настроения.
Данная научная коллекция предназначена для всеобщего обозрения.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Формы представления результатов проектной деятельности

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает требования к метапредметным результатам обучающихся, освоивших образовательную программу начального общего образования. К ним относятся познавательные, регулятивные,коммуникативные универсальные учебные действия, обеспечивающие [ключевые компетенции, составляющие основу умений учиться и межпредметные понятия] 1 . Для реализации поставленных задач

учителя начальных классов нашей школы успешно применяют метод проектного обучения, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Исходя из типа проекта, ставятся цели; определяются задачи, намечаются пути их решения. С учениками начальных классов можно выполнять проекты разных видов: творческие, игровые, исследовательские. Очень важно заметить, развить любые творческие способности ребёнка. Важно, чтобы результат деятельности ребёнка был замечен одноклассниками, учителем, родителями. Поэтому необходимо проводить выставки творческих работ в классе, школе. Все детские предложения и начинания не оставлять без внимания, внимательно прислушаться к их мыслям и постараться воплотить их в жизни.

Формами представления результатов проектной деятельности могут быть:

Письменные. Сценарий фильма, праздника. Книжка – коллективка. Сборник пословиц, поговорок. Собрание сочинений. Конверты. Открытки. Телеграммы. Стенная газета. Летопись семьи или класса.

Наглядно – образные.

Краткосрочные проекты, которые проходят в рамках одного урока.

За период обучения в начальной школе дети могут освоить практически все формы представления результатов своей деятельнности: от устных до наглядно – образных; выбирая их по своему желанию и исходя из типа проекта.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Продуктом детского проекта может быть любой вербальный или материальный объект, придуманный и созданный учеником.

Письменная работа - эссе, рассказ, стихотворение, буклет, словарь, реферат и т.д.

Материальный объект - макет, чертеж, веб-сайт, блог, виртуальная экскурсия, видеоролик и т.д.

Формы продуктов проектной деятельности Атлас Видеофильм Выставка Газета Журнал Законопроект Игра Карта Коллекция Костюм Концерт Модель Лэпбук Праздник Прогноз Публикация Путеводитель Сказка Справочник Сценарий Спектакль Учебное пособие Чертеж Экскурсия Музыкальное произведение

Формы продуктов проектной деятельности

Формы представления проектов Воплощение ( в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа) Видеожурнал Деловая игра Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий Демонстрация моделей Диалог исторических или литературных персонажей Дегустация Игра с залом Инсценировка реального или вымышленного исторического события Научный доклад Отчет исследовательской экспедиции Пресс-конференция Путешествие Реклама Ролевая игра Соревнования Спектакль Спортивная игра Телепередача Экскурсия

Формы представления проектов

  • Воплощение ( в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа)
  • Видеожурнал
  • Деловая игра
  • Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий
  • Демонстрация моделей
  • Диалог исторических или литературных персонажей
  • Дегустация
  • Игра с залом
  • Инсценировка реального или вымышленного исторического события
  • Научный доклад
  • Отчет исследовательской экспедиции
  • Пресс-конференция
  • Путешествие
  • Реклама
  • Ролевая игра
  • Соревнования
  • Спектакль
  • Спортивная игра
  • Телепередача
  • Экскурсия

Что такое лэпбук?

Лэпбук или как его еще называют тематическая или интерактивная папка - это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями.

Читайте также: