Форма мониторинга деятельности службы школьной медиации

Обновлено: 02.07.2024

Грибенюк Оксана Геннадьевна, педагог – психолог МБОО ПСОШ им.А.В.Калинина, тел.

Секретарь : Клопотовская Т.А. – учитель алгебры и геометрии

Цель: обеспечения психолого - педагогической и социальной помощи, профилактики

безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в МБОО ПСОШ им. А.В .Калинина.

1. Создание информационного поля о восстановительных технологиях и реа лизации

2. Реализация восстановительных программ в работе с у частниками школьных ко нфликтов

Разработка положения о Школьной слу жбе прим ирения

Издание приказа о создании Школьной службы примирения

Проведение ознакомительной встречи с родителями на

восстановительных программ (5 - 8 классы; 9 - 11 классы)

Сотрудничество с органами и учрежде ниями проф илактики

пр оведения ВП с подачи членов Совета профилактики

Мониторинг деятельности ШСП за 2015 - 2016 у че бный год

Школьная служба примирения МБОО ПСОШ им.А.В.Калинина создана в авг у сте 2016 года.

Служба медиации действуе т на основании действующего законодательства, Положения о

школьной службе примирения. На сегодняшний день она состоит из трё х взрослых и трёх

В 2016 - 2017 учебном году работа школьной службы примирения осущес твлялась в

соответствии с целями и задачами школы на этот уче бный год.

Цель: обеспечения психолого - педагогической и социальной помощи, профилактики

безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в МБОО ПСОШ им. А.В.Калинина.

1. Создание информационного поля о восстановительных технологиях и реа лизации

2. Реализация восстановительных программ в работе с у частниками школьных ко нфликтов

На 2016 - 2017 учебный год запланированы и проведены следующие мероприятия:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

2. КАЧЕСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНЫХ СЛУЖБ ПРИМИРЕНИЯ

2.1 Организационные условия деятельности школьных служб примирения

Форма ШСП-1. Распределение школьных служб примирения по типам в регионе

Примечание: при заполнении таблицы образовательным учреждением выбирается только один тип ШСП, подходящий по характеристике. Управлением/отделом образования на основе данных школ представляется сводное количество типов ШСП ОУ муниципалитета.

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ СЛУЖБ ПРИМИРЕНИЯ

ШСП в процессе подготовки к созданию (длительность периода неопределенная, может быть, по нашему опыту, от недели до нескольких лет). Директор школы принял решение о создании ШСП. Идет процесс изучения вопроса, подготовки документов, определения куратора. Детей-волонтеров нет. Программы примирения (медиации и др.) не проводятся. (НЕ отражается в таблице количественного мониторинга ШСП - 1)

Создаваемая ШСП (примерная длительность периода от 1 до 6 месяцев). Директор школы принял решение о создании ШСП. Утверждено положение о ШСП, издан приказ о создании ШСП, определен куратор. Куратор находится в процессе обучения (самообучение, обучение на курсах и тренингах). Команда детей-волонтеров находится в процессе формирования и обучения. Сведения о конфликтах поступают в ШСП. Программы примирения (медиации и др.) проводятся в игровом обучающем режиме. Реальные программы примирения не проводятся. (НЕ отражается в таблице количественного мониторинга ШСП - 1)

Недавно созданная ШСП (примерная длительность периода от 1 до 6 месяцев). Все необходимые документы о ШСП в наличии. Все участники образовательного процесса (педагоги, дети, родители) проинформированы о работе ШСП. Куратор обучен. Команда детей-волонтеров сформирована и обучена (хотя бы минимально). Сведения о конфликтах поступают в ШСП. Проведены первые программы примирения (медиации и др.) ‒ от 1 до 4 (вероятно, по легким случаям). Опыт работы задокументирован. Запланирована или проведена супервизия первых программ примирения (менее 4-х программ в год). (НЕ отражается в таблице количественного мониторинга ШСП - 1)

Профессионально работающая ШСП. То же, что в п. 4, а также: куратор (один или с участием детей-волонтеров) проводит программы примирения (медиации и др.) по сложным случаям, включая конфликты с участием взрослых (семейных, учительских и др.), по уголовным делам (отказным материалам и реальным). Куратор включен в работу совета профилактики, взаимодействует с КДН и ПДН, судами и другими органами системы профилактики правонарушений несовершеннолетних. Куратор организует после программ примирения дальнейшую помощь жертвам и правонарушителям. Куратор обобщает и передает свой опыт коллегам, помогает кураторам вновь создаваемых ШСП, он включен в сетевое взаимодействие сообщества специалистов восстановительных практик, как правило, как координатор, супервизор, преподаватель и эксперт (проводит более 4-х программ в год) (включается в таблицу количественного мониторинга ШСП - 1)

Низко активная ШСП (длительность периода неопределенная). Все необходимые документы о ШСП в наличии. Все участники образовательного процесса (педагоги, дети, родители) проинформированы о работе ШСП. Куратор обучен и прошел несколько супервизий, семинаров/тренингов по повышению квалификации и обмену опытом. Сведения о конфликтах поступают в ШСП. Команда детей-волонтеров сформирована и обучена. Куратор и команда детей-волонтеров организуют и принимают участие в мероприятиях информационно-просветительского характера (фестивалях, конференциях, форумах и др.). Налажен процесс обновления команды детей-волонтеров. Опыт работы систематически документируется. Куратор и дети-волонтеры анализируют работу ШСП, составляют отчеты, участвуют в мониторинге, передают опыт, они включены в сетевое взаимодействие сообщества специалистов и волонтеров восстановительных практик. Программы примирения (медиации и др.) проводятся систематически (как по легким, так и по более сложным случаям), однако количество программ недостаточное (по стандартам сообщества), чтобы ШСП была учтена как нормально действующая (менее 4-х программ в год). (НЕ отражается в таблице количественного мониторинга ШСП - 1)

ШСП приостановившая свою работу ШСП в процессе обновления, переформирования, стагнации или холостого хода (длительность периода неопределенная). Все необходимые документы о ШСП в наличии. Все участники образовательного процесса (педагоги, дети, родители) проинформированы о работе ШСП. Сведения о конфликтах поступают в ШСП. Куратор обучен и, возможно, прошел несколько супервизий, семинаров/тренингов по повышению квалификации и обмену опытом. Команда детей-волонтеров сформирована и обучена. Есть положительный опыт нормальной работы ШСП в течение не менее 1 года. Куратор и команда детей-волонтеров организуют и принимают участие в мероприятиях информационно-просветительского характера (фестивалях, конференциях, форумах и др.). Однако программы примирения (медиации и др.) по различным причинам (неверные установки руководства, профессиональное выгорание куратора, противодействие окружения и др.) не проводятся. (НЕ отражается в таблице количественного мониторинга ШСП - 1)

Распавшаяся ШСП (длительность неопределенная). Все необходимые документы о ШСП в наличии. Директор школы не считает целесообразным продолжение работы ШСП (например, директор сменился, руководство его не поддерживает или по другим причинам). Или директор школы по-прежнему заинтересован в продолжение работы ШСП, но должность куратора остается вакантной (куратор длительно болеет, уволился и др.). Команда детей-волонтеров распущена и вновь не сформирована. Программы примирения (медиации и др.) не проводятся (НЕ отражается в таблице количественного мониторинга ШСП - 1)

Дополнительные вопросы:

В чем вы видите особенности ШСП вашего образовательного учреждения?

Разрешение конфликтов силами самой школы.

Какие выводы и что, на ваш взгляд, нужно сделать для улучшения деятельности школьной службы примирения?

Более активно, разнообразно рекламировать ШСП, проводить примирительные программы по возникающим конфликтам, научить детей общаться друг с другом и окружающими, привлечь к работе новых ребят.

В чем, на ваш взгляд, должна быть поддержка регионального представителя Всероссийской ассоциации восстановительной медиации?

В обучении специалистов.

Форма ШСП-2. Анализ влияния школьных служб примирения на образовательную организацию

Что в вашем образовательном учреждении делает ШСП для распространения принципов и ценностей восстановительного подхода?

1.Создается альтернативный путь разрешения конфликтов.

2.Приобретаются навыки активного слушания и другие полезные коммуникативные умения.

3.Улучшаются взаимоотношения среди детей и взрослых.

4.Развивается чувство ответственности за свой выбор и решения, а также усиливается чувство личной значимости.

для директоров школ

(руководителей подразделения образовательного комплекса), где создана ШСП

Если бы к Вам обратился за советом о школьной службе примирения директор другой школы вашего района/города, порекомендовали бы вы ему ее создать?

Почему (поясните)?

Разрешает конфликты силами самой школы.

Создает условия для того, чтобы конфликты больше не повторялись.

Что стоит улучшить или на что важно обратить внимание службе примирения в вашей школе?

Более активно, разнообразно рекламировать ШСП.

куратора школьной службы примирения

В чем, на ваш взгляд, выражается влияние школьной службы примирения на психологическую атмосферу школы (если влияет)?

Ученик, совершивший проступок, может осознать причины своего поведения, принести извинения, загладить причиненный вред, вернуть себе уважение и восстановить отношения.

Пострадавший избавляется от негатива и желания мести.

В чем, на ваш взгляд, выражается влияние службы примирения на педагогов?

Помогает педагогам в разрешении школьных конфликтов, может дать рекомендации по работе с детьми.

В чем, на ваш взгляд, выражается влияние службы примирения на администрацию?

С появлением ШСП сократилось количеств конфликтных ситуаций, разбираемых администрацией в кабинете директора.

Замеряли ли вы какие-то показатели влияния?

для медиаторов-ровесников (юных медиаторов)

Что ваша работа дает вам? Что самое интересное в работе волонтера ШСП? Что самое трудное в работе волонтера ШСП?

Умение лучше разбираться в людях, помогать им.

Самым интересным являются общение, занятия, тренинги.

Самым трудным является проведение примирительных встреч.

Что ваша работа дает школе?

Развитие ценностей культуры взаимопонимания.

Что ваша работа дает вашим сверстникам (ровесникам)?

Учащиеся школы знают, куда можно обратиться в сложной ситуации.

Чтобы вы посоветовали, чтобы ссор в школе было меньше. Как наладить мирные отношения, остановить насилие в классе/в школе и что для этого может сделать волонтер ШСП?

Быть более дружелюбными, уметь договариваться.

Проводить беседы о том, как правильно выйти из конфликтной ситуации.

2.2. Качественный анализ восстановительных программ.

Форма ШСП-3. Анализ проведенной программы

Город, образовательное учреждение, ФИО медиаторов

Хожолаева Заира Магомедовна – зам. по УВР

Камилова Айшат Магомедалиевна – зам. по ВР

Паридалаев Бадай Магомедалиевич – социальный педагог

Джаватханова Альбина Ахмедовна – психолог

Лабазанова Азизат Абдулгамидовна – председатель род. комитета

Балаева Патимат – ученица 11 класса

Далгатова Разият – ученица 9 б класса

Краткое описание ситуации (ФИО участников можно изменить).

Фабула ситуации: Магомедов Магомед порвал тетрадь Ахмедова Шамиля, за что Шамиль погнался за Магомедом и ударил мальчика в нос, повредив его. Причем, произошло это в присутствии учителя, который вел ребят обратно в класс.

вывела Шамиля перед собранием всех учеников и сказала: «Это наш самый главный

Ход и результат программы

Шамиль на предварительной встрече сказал, что он чувствует себя неправым, что ударил Магомеда в нос, поскольку так конфликты решать нельзя, и что он хотел бы извиниться. Но при этом с другой стороны его не устраивает поведение Магомеда, и он не знает, что с эти делать.

Магомед также согласился, что лучше расставаться в мире.

Вопрос о возмещении ущерба сторонами не поднимался (поскольку повреждения были не сильными).

На примирительной встрече присутствовали Шамиль, Магомед, отец Шамиля и бабушка Магомеда и члены ШСП. Мальчики и ведущие сидели вокруг стола, а родители сзади на диване.

Разговор начался с рассказа Шамиля о том, что произошло и его переживаний по поводу издевательств, помятой тетради. Однако на все это Магомед завил, что он тут не причем, что Шамиль сам во всем виноват.

На вопрос ведущего, какие именно действия Шамиля вызывают такую реакцию, Магомед не смог ответить.

Поскольку эмоции между ребятами стали вновь накаляться, ведущие вывели Магомеда в другую комнату для конфиденциального разговора. Там Магомед сказал, что не чувствует вины, поскольку Шамиль сам виноват. Однако (по возвращении в комнату) на прямой вопрос: считает ли он такие действия справедливыми, Магомед после долгих раздумий ответил, что не считает. Он признал, что последствия его действий для Шамиля были неприятными и что он переживает из-за этого.

Вернулись Мальчишки спокойные и сказали, что обо всем договорились.

За столом ребята уже спокойно общались между собой, но главным знаком примирения ля нас послужил следующий факт: когда бабушка Магомеда сказала, чтобы он собирался уходить, тот сказал, что пойдет только вместе с Шамилем и будет его дожидаться. Так ребята ушли вместе, что может служить знаком примирения.

Административные и юридические последствия конфликта в зависимости от результата восстановительной программы

Прекращение дела за примирением сторон

Дальнейшие действия службы примирения в случае отказа от медиации одной или обеих сторон.

Дело завершилась примирением.

Реализация принципов восстановительного подхода.

восстановительного подхода

Реализация (в чем и как проявилось)

Восстановление способности людей понимать друг друга

а) через медиатора;

б) друг с другом (стороны задают друг другу вопросы на прояснение);

в) появляется интерес друг к другу.

- Диалог без обвинений.

Участие уважаемых участниками людей и социального окружения (родителей, родных, друзей, заинтересованных педагогов).

Отец Шамиля и бабушка Магомеда

Ответственность обидчика перед жертвой (если в ситуации был обидчик)

Согласие на участие в программе.

- Подписание примирительного договора.

- Возмещение ущерба, личный вклад в возмещение ущерба.

Исцеление жертвы (если в ситуации была жертва)


- Согласие на участие в программе.

Приход на встречу.

- Способность обсуждать ситуацию в прямом диалоге с обидчиком

- Появляется способность говорить и мыслить про ситуацию

- Появляется способность говорить о своих потребностях.

- Подписание примирительного договора.

Принятие участниками конфликта на себя ответственности по его урегулированию.

Шамиль предложил вместе сходить в кафе. А Магомед сначала долго молчал, а потом сказал, что вполне достаточно просто поговорить наедине и выяснить отношения.

Что стороны договорились сделать, чтобы подобное не повторилось?

поговорить наедине и выяснить отношения.

Особенности случая (интересные находки в работе медиатора, особенности)

Выводы по кейсу, сделанные медиатором:

кейс-стади-совместными усилиями учащихся проанализировали представленную ситуацию, разработали варианты проблемы и нашли пути их решения. Самый лучший путь-примирение воинствующих сторон.

Полное описание кейсов и стенограммы супервизий

Цель метода кейс-стади-совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти практическое решение, закончить оценкой, применяя метод дискуссии, кейс разрешения конфликта или проблемы, которая может быть предложена школьной медиации

Примечание: при отсутствии полного описания проведенных кейсов, последние исключаются из общей отчетной таблицы и не подлежат подсчету по причине отсутствия подтверждения.

Дополнительные вопросы:

Какие основные достижения и сложности в работе ведущих восстановительных программ (медиаторов) вашей ШСП вы видите, исходя из анализа данных по качественному мониторингу проведенных программ?

ШСП позволяет разрешать конфликтные ситуации разной степени таким образом, что отношения между сторонами могут быть не просто улучшены, но и восстановлены до предконфликтного уровня.

Как можно повысить качество работы медиаторов (специалистов служб примирения) в вашем образовательном учреждении?

Повышать не надо.

2.3. Обратная связь: что дала программа участникам (в том числе р одителям и педагогам)

Форма ШСП-4. Анкета участникам

1. Если бы Ваш друг/подруга (знакомый/знакомая) попал в аналогичную ситуацию (конфликтную, проблемную, правонарушения - выбрать), посоветовали ли бы Вы ему принять участия в такой программе? Подчеркните один из вариантов ответа:

2. Если ДА, то почему? Как бы Вы кратко объяснили, зачем стоит попробовать принять участие в такой программе?

ШСП помогает осознать правильность выбора поведения в конфликтных ситуациях.

3. Если НЕТ, то почему?

Что, с Вашей точки зрения, стоило бы изменить, чтобы улучшить программу?

Улучшать ничего не надо.

Микогазиева Саида Микогазиевна

Школьная среда часто не способствует освоению подростками навыков общения, культурных форм завоевания авторитета и формирования конструктивных способностей взаимодействия с другими людьми, необходимых для будущей жизни. Те способы реагирования на конфликты, которые обычно практикуются подростками и учителями, нередко оставляют подлинные конфликты неразрешенными.

Школьная служба примирения это:

1. Разрешение конфликтов силами самой школы.

2. Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.

3. Профилактика школьной дезадаптации.

4. Школьное самоуправление и волонтерское движение подростков школы.

ШСП рассматривает следующие конфликты:

- причинение незначительного материального ущерба

- длительные прогулы в результате конфликта

- конфликты с учителями, с родителями.

Цели школьной службы примирения:

1. Распространение среди учащихся, родителей и учителей цивилизованных форм разрешения конфликтов.

2. Помощь в разрешении конфликтных ситуаций на основе принципов восстановительной медиации.

3.Снижение количества административного реагирования на правонарушения.

Задачи школьной службы примирения:

1. Проведение примирительных программ (восстановительных медиаций, кругов сообщества, школьных и семейных конференций и т.д.) для участников конфликтов ситуаций.

2. Обучение школьников цивилизованным методам урегулирования конфликтов и ответственности.

3. Информирование учеников, родителей и учителей о принципах и ценностях восстановительной медиации.

1. Создается альтернативный путь разрешения конфликтов

2. Конфликт превращается в конструктивный процесс

3. Приобретаются навыки активного слушания, лидерства и другие полезные коммуникативные умения

4. Улучшаются взаимоотношения среди детей и взрослых

5. Развивается чувство ответственности за свой выбор и решения, а также усиливается чувство личной значимости.

Какими принципами руководствуется в своей деятельности школьная служба примирения.

Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.

Принцип конфиденциальности , предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности. Согласно правилам встречи ничего из произошедшего на встрече не выносится вовне, вследствие чего участники чувствуют себя достаточно безопасно.

Принцип нейтральности , запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.

ВложениеРазмер
dolzhnostnaya_instruktsiya_kuratora.docx 823.36 КБ
zhurnal_zaprosa_na_mediatsiyu.doc 50.5 КБ
zhurnal_registratsii_konfliktnyh_situatsiy.doc 31 КБ
polozhenie_shsp.docx 21.44 КБ
primiritelnyy_dogovor.docx 12.19 КБ
protokol_o_rezultatah_vstrechi.docx 11.79 КБ
forma_otcheta-samoanaliza_dlya_opisaniya_raboty.docx 14.05 КБ
stend_shsp.docx 169.77 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Журнал запроса на медиацию

Дата поступления запроса

Предварительный просмотр:

есть ли перспектива передачи в п-о органы

Какая проведенная программа (или что удалось провести и почему не завершилось)

Итог (с точки зрения стандартов)

Другие участники, учитель, родитель, или ученик

В чем ответственность обидчика

В чем поддержка жертвы

Как изменились их отношения

Поддержка со стороны окружения

В чем суть договора

Журнал регистрации конфликтных ситуаций в школе

Предварительный просмотр:

ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПРИМИРЕНИЯ

Директор ГОУ СОШ №_____

1. Общие положения

1.1. Служба примирения является структурным подразделением образовательного учреждения, которое объединяет учащихся (воспитанников), педагогов и других участников образовательного процесса, заинтересованных в разрешении конфликтов и развитии практики восстановительной медиации в образовательном учреждении.

1.2. Служба примирения является альтернативой другим способам реагирования на споры, конфликты, противоправное поведение или правонарушения несовершеннолетних. Результаты работы службы примирения и достигнутое соглашение конфликтующих сторон должны учитываться в случае вынесения административного решения по конфликту или правонарушению.

1.3. Служба примирения является приоритетным способом реагирования, то есть сторонам конфликта предлагается, в первую очередь, обратиться в службу примирения, а при их отказе или невозможности разрешить конфликт путем переговоров и медиации образовательное учреждение может применить другие способы разрешения конфликта и/или меры воздействия.

1.4. Допускается создание службы примирения только из педагогов и/или специалистов образовательного учреждения. В работе службы могут участвовать специалисты социального и психологического центра (службы), работающей во взаимодействии с образовательным учреждением, где создана школьная служба примирения.

2. Цели и задачи службы примирения

2.1. Целями службы примирения являются:

2.1.1. распространение среди участников образовательного процесса цивилизованных форм разрешения споров и конфликтов (восстановительная медиация, переговоры и другие способы);

2.1.2. помощь участникам образовательного процесса в разрешении споров и конфликтных ситуаций на основе принципов и технологии восстановительной медиации;

2.1.3. организация в образовательном учреждении некарательного реагирования на конфликты, проступки, противоправное поведение и правонарушения несовершеннолетних на основе принципов и технологии восстановительной медиации.

2.2. Задачами службы примирения являются:

3. Принципы деятельности службы примирения

3.1. Деятельность службы примирения основана на следующих принципах.

3.1.1. Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие учащихся (воспитанников) в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе. Допускается направление сторон конфликта и их законных представителей на предварительную встречу с медиатором, после которой стороны могут участвовать или не участвовать в программе восстановительного разрешения конфликта и криминальной ситуации.

3.1.2. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в процессе медиации сведения за исключением примирительного договора (по согласованию с участниками

встречи и подписанный ими). Также исключение составляет ставшая известная медиатору информация о готовящемся преступлении.

3.1.3. Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону какого-либо участника конфликта (в том числе администрации). Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение. Если медиатор понимает, что не может сохранять нейтральность из-за личностных взаимоотношений с кем-либо из участников, он должен отказаться от медиации или передать ее другому медиатору.

4. Порядок формирования службы примирения

4.1. В состав службы примирения могут входить учащиеся (воспитанники) 7–11 классов, прошедшие обучение проведению восстановительной медиации. Учащиеся младших классов могут участвовать в работе службы в качестве ко- медиаторов (вторых медиаторов).

4.2. Руководителем (куратором) службы может быть социальный педагог, психолог или иной работник образовательного учреждения, прошедший обучение проведению восстановительной медиации, на которого возлагаются обязанности по руководству службой примирения приказом директора образовательного учреждения.

4.3. Родители дают согласие на работу своего ребенка в качестве ведущих примирительных встреч (медиаторов).

4.4. Вопросы членства в службе примирения, требований к учащимся (воспитанникам), входящим в состав службы, и иные вопросы, не регламентированные настоящим положением, могут определяться уставом службы, принимаемым службой примирения самостоятельно.

5. Порядок работы службы примирения

5.1. Служба примирения может получать информацию о случаях конфликтного или криминального характера от педагогов, учащихся, администрации образовательного учреждения, членов службы примирения, родителей.

5.2. Служба примирения принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно, в том числе на основании предварительных встреч со сторонами конфликта. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица образовательного учреждения.

5.4. Медиация может проводиться взрослым медиатором по делам, рассматриваемым в КДНиЗП или суде. Медиация (или другая восстановительная программа) не отменяет рассмотрения дела в КДНиЗП или суде, но ее результаты и достигнутая договоренность может учитываться при вынесении решения по делу.

5.5. В случае если примирительная программа планируется, когда дело находится на этапе дознания, следствия или в суде, то о ее проведении ставится в известность администрация образовательного учреждения и родители.

5.6. Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель (куратор) службы примирения.

5.7. Медиатор вправе отказаться от проведения медиации или любой другой восстановительной программы на основании своих профессиональных стандартов либо в случае недостаточной квалификации, или невозможности обеспечить безопасность процесса. В этом случае образовательное учреждение может использовать иные педагогические технологии.

5.8. В сложных ситуациях (как правило, если в ситуации есть материальный ущерб, среди участников есть взрослые или родители, а также в случае криминальной ситуации) куратор службы примирения принимает участие в проводимой программе.

5.9. В случае если конфликтующие стороны не достигли возраста 10 лет, примирительная программа проводится с согласия классного руководителя.

5.10. Служба примирения самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каждом отдельном случае.

5.11. В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в письменном примирительном договоре или устном соглашении.

5.12. При необходимости служба примирения передает копию примирительного договора администрации образовательного учреждения.

5.13. Служба примирения помогает определить способ выполнения обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств, служба примирения может проводить дополнительные встречи сторон и помочь сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления.

5.14. При необходимости служба примирения информирует участников примирительной программы о возможностях других специалистов (социального педагога, психолога, специалистов учреждений социальной сферы, социально-психологических центров).

5.15. Деятельность службы примирения фиксируется в журналах и отчетах, которые являются внутренними документами службы.

5.16. Руководитель (куратор) службы примирения обеспечивает мониторинг проведенных программ, проведение супервизий со школьниками-медиаторами на соответствие их деятельности принципам восстановительной медиации. Данные мониторинга передаются в Ассоциацию восстановительной медиации для обобщения и публикации статистических данных (без упоминания имен и фамилий участников программ).

5.17. Медиация и другие восстановительные практики не являются психологической процедурой и потому не требуют обязательного согласия со стороны родителей. Однако куратор старается, по возможности, информировать и привлекать родителей к участию в медиации (а по указанным в пунктах 5.3 и 5.4 категориям дел участие родителей или согласие на проведение медиации без их участия является обязательным).

5.18. Служба примирения рекомендует участникам конфликта на время проведения процедуры медиации воздержаться от обращений в вышестоящие инстанции, средства массовой информации или судебные органы.

6. Организация деятельности службы примирения

6.1. Службе примирения администрация образовательного учреждения предоставляет помещение для сборов медиаторов и проведения примирительных программ, а также возможность использовать иные ресурсы образовательного учреждения (оборудование, оргтехнику, канцелярские принадлежности, средства информации и другие).

6.2. Оплата работы куратора (руководителя) службы примирения может осуществляться из средств фонда оплаты труда образовательного учреждения или из иных источников.

6.3. Поддержка и сопровождение школьной службы примирения может осуществляться социально-психологическими центрами или общественными организациями, имеющими обученных и практикующих медиаторов, по договору на возмездной или безвозмездной основе.

6.4. Должностные лица образовательного учреждения оказывают службе примирения содействие в распространении информации о деятельности службы среди педагогов и учащихся (воспитанников).

6.5. Служба примирения в рамках своей компетенции взаимодействует с психологом, социальным педагогом и другими специалистами образовательного учреждения.

6.6. Администрация образовательного учреждения содействует службе примирения в организации взаимодействия с педагогами образовательного учреждения, а также социальными службами и другими организациями. Администрация поддерживает обращения педагогов и учащихся (воспитанников) в службу примирения, а также содействует освоению ими навыков восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций.

6.8. Администрация образовательного учреждения поддерживает участие руководителя (куратора) и медиаторов службы примирения в собраниях ассоциации (сообщества) медиаторов, супервизиях и в повышении их квалификации.

6.9. Не реже, чем один раз в четверть проводятся совещания между администрацией и службой примирения по улучшению работы службы и ее взаимодействия с педагогами с целью предоставления возможности участия в примирительных встречах большему числу желающих.

6.10. В случае если примирительная программа проводилась по факту, по которому возбуждено уголовное дело, администрация образовательного учреждения может ходатайствовать о приобщении к материалам дела примирительного договора, а также иных документов в качестве материалов, характеризующих личность обвиняемого, подтверждающих добровольное возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.

6.11. Служба примирения может вносить на рассмотрение администрации предложения по снижению конфликтности в образовательном учреждении.

7. Заключительные положения

7.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.

7.2. Изменения в настоящее положение вносятся директором образовательного учреждения по предложению службы примирения, управляющего совета или органов самоуправления.

7.3. Вносимые изменения не должны противоречить стандартам восстановительной медиации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отчет Службы школьной медиации. Планирование работы СШМ на год.

Отчет о работе службы школьной медиации МБОУ СОШ

за 2017 год

В соответствии с системой нормативно-правовых документов к 2017 году во всех общеобразовательных организациях России должны быть созданы службы школьной медиации.

С 01.10.2017 года в МБОУ СОШ Приказом №228 от 28.09.2017 года организована деятельность по созданию службы школьной медиации.

Служба школьной медиации (далее СШМ) – объединение участников образовательных отношений – сотрудников образовательной организации, обучающихся, их родителей (законных представителей), направленное на оказание содействия в предотвращении и разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в процессе учебно-воспитательной деятельности с помощью метода школьной медиации и медиативного подхода, и использования восстановительной практики в профилактической работе и мероприятиях, направленных на работу с последствиями конфликтов, асоциальных проявлений, правонарушений.

Медиация ‑ способ разрешения споров мирным путем на основе выработки сторонами спора, добровольно участвующими в процедуре медиации, взаимоприемлемого и жизнеспособного решения при содействии нейтрального и независимого помощника – медиатора. В процессе медиации стороны приходят к соглашению без вынесения третьей стороной решения по спору.

Метод школьной медиации является не только способом разрешения споров в образовательной среде, но и методом профилактики и коррекции взаимодействия, позволяющим научить как детей, так и взрослых конструктивному поведению в конфликте и потенциально конфликтных ситуациях. Школьная медиация дает возможность предупреждать конфликты, правонарушения и ситуации острого противостояния, а также способствует изменениям привычных негативных, деструктивных способов взаимодействия.

Участники образовательных отношений – это обучающиеся, педагогические работники образовательного учреждения, родители (законные представители) обучающихся.

Куратор СШМ – это человек, организующий деятельность службы школьной медиации в образовательной организации.

Целями СШМ являются:

помощь участникам образовательного процесса в разрешении споров и конфликтов на основе принципов медиативного подхода;

создание благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации личности, умеющей принимать решения и нести ответственность за свои поступки;

профилактика агрессивных и асоциальных проявлений, издевательств в школьной среде, профилактика преступности среди несовершеннолетних;

воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном подходе, который базируется на таких общечеловеческих ценностях, как признание уникальности каждой личности, взаимное принятие, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов без причинения вреда окружающим.

Задачами СШМ являются:

формирование коллектива участников образовательных отношений, мотивированных на использование в своей повседневной деятельности, в том числе и в образовательно-воспитательном процессе, медиативного подхода, ориентированного на разрешение конфликтов в образовательной среде посредством метода школьной медиации;

информационно-просветительская работа со всеми участниками образовательных отношений;

проведение процедуры медиации и других восстановительных программ 1 при разрешении конфликтов и споров, возникающих среди участников образовательных отношений.

ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ

Принцип добровольности, предполагает как добровольное участие обучающихся в организации работы службы школьной медиации, так и добровольное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в процедуре медиации и других восстановительных программах. Допускается направление сторон конфликта и их законных представителей на предварительную встречу с медиатором, после которой стороны могут участвовать или не участвовать в программе восстановительного разрешения конфликта.

Принцип равенства сторон, предполагает равноправие, сотрудничество, взаимное уважение, принятие (людей, ситуаций, событий), признание ценности и самобытности каждой отдельной личности, признание права каждого на удовлетворение потребностей и защиту своих интересов при условии признания такого же равного права за другими. Участники конфликта имеют равное право представлять свое видение ситуации, задавать уточняющие вопросы, вносить свои предложения по урегулированию конфликта.

Принцип нейтральности предполагает беспристрастность и непредвзятость медиатора. Запрещается членам СШМ, медиатору принимать сторону какого-либо участника конфликта. Нейтральность предполагает, что СШМ не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, создающим условия для того, чтобы стороны самостоятельно могли найти решение. Если медиатор понимает, что не может сохранять нейтральность из-за личностных взаимоотношений с кем-либо из участников, он должен отказаться от медиации или передать ее другому медиатору.

Принцип конфиденциальности. Любая информация, полученная в ходе медиации (и других восстановительных программ) считается конфиденциальной, кроме той, которая имеет разрешение на возможность разглашения от сторон или необходимость разглашения которой требуется законом. Исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо возможности совершения преступления; при выявлении этой информации медиатор ставит участников в известность, что данная информация будет разглашена. Медиатор должен заранее предупредить стороны о необходимости сохранения соблюдения принципа конфиденциальности. Он должен сообщить и о праве сторон установить в ходе медиации свои правила конфиденциальности.

Принцип законности, утверждающий, что в ходе медиации обсуждаются и принимаются только такие решения, которые соответствуют действующему законодательству Российской Федерации.

ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ СЛУЖБЫ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ

Допускается создание СШМ из сотрудников Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4, обучающихся 7-11 классов и их родителей, или лиц, их замещающих.

Необходимым условием участия в работе СШМ, в качестве медиатора, является прохождение специального обучения: педагоги - не менее 72-х часов и обучающиеся 7-11 классов, родители (члены СШМ) - не менее 24-х часов. Обучение детей и родителей могут проводить как педагоги-медиаторы образовательной организации, так и приглашенные специалисты (медиаторы-практики). Обучающиеся могут участвовать в проведении процедур медиации деятельности СШМ при дополнительном условии: наличии письменного согласия их родителей на деятельность ребенка в качестве ведущего процедуры медиации (медиатора).

К работе службы могут привлекаться специалисты партнерских организаций, либо другого образовательного учреждения, где создана СШМ.

К проведению мероприятий СШМ могут привлекаться добровольцы, прошедшие необходимый инструктаж.

ПОРЯДОК РАБОТЫ СЛУЖБЫ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ

Куратор СШМ может получать информацию о спорах, случаях конфликтного характера от педагогов, обучающихся, администрации МБОУ СОШ № 4, членов СШМ, родителей (законных представителей) или иных участников образовательных отношений.

Куратор организует принятие решения о возможности или невозможности проведения восстановительной программы в каждом конкретном случае вместе с медиаторами, которые провели предварительные встречи со сторонами. При необходимости о принятом решении информируется администрация образовательного учреждения.

Процедура медиации проводится только в случае согласия на участие сторон спора, конфликта. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение или преступление, а так же есть материальный ущерб, то для проведения процедуры необходимо участие родителей или их письменное согласие на проведение программы.

По делам, рассматриваемым в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее Комиссия) или суде, медиация проводится взрослым медиатором. Медиация не отменяет рассмотрения дела в Комиссии или суде, но ее результаты и медиативное соглашение могут иметь значение при вынесении решения по делу.

Медиаторы СШМ могут проводить медиацию по конфликтам между участниками образовательных отношений МБОУ СОШ.

Медиатор вправе отказаться от проведения медиации в случае недостаточной квалификации. В этом случае координатор СШМ и директор МБОУ СОШ принимают решение о приглашении медиатора из другой организации (партнерской, территориальной и др.), а также использовании иных форм работы (комиссия по урегулированию споров, Совет профилактики и др.).

Куратор СШМ регулирует порядок определения сроков проведения процедуры (сопровождения случая).

В случае, если в ходе процедуры конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в письменном медиативном соглашении или устном медиативном соглашении (по договоренности сторон).

При необходимости СШМ передает копию медиативного соглашения администрации образовательного учреждения при наличии согласия сторон.

СШМ несет ответственность за организацию процедуры медиации и других восстановительных программ в соответствии с регламентом. Стороны несут личностную ответственность за выполнение принятых в результате процедуры медиации обязательств.

При достижении соглашения, в обозначенное в нем время, медиатор проводит аналитическую беседу со сторонами о выполнении договоренностей и состоянии их взаимоотношений. При возникновении проблем в выполнении обязательств, медиатор (медиаторы), которые проводили данную программу, могут провести дополнительные встречи сторон и помочь сторонам осознать причины трудностей исполнения и пути их преодоления.

При необходимости СШМ информирует участников процедуры о возможностях обращения к специалистам (социальный педагог, психолог, специалисты учреждений социальной сферы, юрист).

Деятельность СШМ фиксируется в журнале регистрации случаев, который является внутренним документом службы, и доступ к которым имеет только куратор или ее члены.

Куратор СШМ обеспечивает мониторинг проведенных программ. Отчет по запросу вышестоящих организаций имеет количественный вид (без упоминания фамилий участников программ). Куратор СШМ предоставляет количественный отчет по формату регионального мониторинга.

Куратор организует проведение супервизий с медиаторами, координирует действия участников СШМ в их работе по распространению знаний о медиации и основ позитивного общения среди всех участников образовательного процесса.

Медиация не является психологической процедурой, и потому не требует обязательного согласия со стороны родителей (законных представителей), кроме случаев, указанных в пунктах 5.4 и 5.5 настоящего положения (по данным категориям дел участие родителей (законных представителей) или согласие на проведение медиации в их отсутствие является обязательным).

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ

Администрация образовательного учреждения предоставляет СШМ помещение для проведения медиации и других восстановительных программ, а также возможность использовать иные ресурсы образовательного учреждения (оборудование, оргтехнику, канцелярские принадлежности, средства информации и другие).

Куратор СШМ организует планирование деятельности службы на каждый следующий учебный год в срок до 01 октября каждого учебного года.

Администрация МБОУ СОШ оказывает СШМ содействие в распространении информации о деятельности службы среди участников образовательного процесса.

СШМ в рамках своей компетенции взаимодействует с психологом, социальным педагогом и другими специалистами, способными оказать содействие в проведении медиации и других восстановительных программ.

Администрация МБОУ СОШ содействует СШМ в организации взаимодействия с педагогами образовательной организации, а также с учреждениями и службами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Администрация поддерживает обращения педагогов и обучающихся в СШМ, а также содействует освоению ими навыков восстановительного разрешения конфликтов.

В случае если стороны согласились на совместную встречу, то применение санкций администрации МБОУ СОШ в отношении данных участников конфликта приостанавливаются. Решение о необходимости возобновления санкций администрации МБОУ СОШ принимается после получения информации о результатах проведенных СШМ восстановительных программ и достигнутых договоренностях сторон.

Администрация МБОУ СОШ поддерживает участие куратора СШМ в семинарах, супервизиях, собраниях сообщества медиаторов, его профессиональное развитие.

В случае если медиация проводилась по факту, по которому возбуждено уголовное дело, администрация МБОУ СОШ может ходатайствовать о приобщении к материалам дела медиативного соглашения, а также иных документов в качестве материалов, характеризующих личность обвиняемого, подтверждающих добровольное возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.

СШМ может вносить на рассмотрение администрации МБОУ СОШ предложения по снижению конфликтности в образовательной организации.

Основными преимуществами медиации являются:

Нацеленность на будущее.

Право и реальная возможность самостоятельно определить судьбу своего спора.

Дружественный, не травмирующий характер процедуры.

В силу вышеназванных характеристик медиация является эффективным инструментом не только для разрешения, но и предупреждения споров и конфликтов.

Работа, проводимая в 2017 году

в соответствии с планом Службы школьной медиации МБОУ СОШ

на 2017-2018 учебный год

Наименование мероприятия

Нормативно-правовое обеспечение организации деятельности СШМ

Разработка локальных актов, регламентирующих организацию деятельности Службы школьной медиации:

-приказ о создании СШМ;

-о назначении куратора;

-положение о СШМ (правил ведения внутренней документации Службы школьной медиации)

Работа с классными руководителями и педагогами школы

Проведение тематического педагогического совета

Работа с родителями

Информирование родительской общественности о создании и деятельности СШМ на общешкольном родительском собрании, на классных родительских собраниях 1-11 классы.

Работа с обучающимися

Проведение классных часов на тему:

Анкетирование обучающихся 7 – 11 классов

Анкетирование обучающихся по выявлению причин конфликтов

Формирование команды медиаторов для проведения восстановительных программ (7-11 классы)

Информационная работа

Размещение информации о работе службы школьной медиации на школьном сайте

В течение учебного года

Организационная работа СШМ

Участие куратора СШМ и ее членов в семинарах, супервизиях, собраниях сообщества медиаторов и повышение квалификации

Согласно городскому плану работы городской СМ

Сотрудничество с Советом профилактики школы

В течение учебного года

(по мере необходимости)

Сотрудничество с органами и учреждениями системы профилактики правонарушений

В течение учебного года (по мере необходимости)

Заседания службы школьной медиации

Один раз по итогам квартала

Педагог-психолог Кособукова Е.В.

Читайте также: