Физическое воспитание в основной период трудовой деятельности кратко

Обновлено: 09.05.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

________________________________________________________________

1.Цель и задачи физической культуры в системе научной

2.Значение физической культуры в профессиональной

3.Производственная физическая культура в рабочее время ……………

4.Физическая культура и спорт в свободное время………………………

5. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры………………. ……………………….

Здоровье, как важнейшее свойство живого организма относительно человека является мерой духовной культуры, показателем качества жизни и одновременно результатом моральных принципов социальной политики. Здоровье как социально - биологическая основа жизни всей нации является результатом политики государства, которая создает у своих граждан духовную потребность относиться к своему здоровью не как к приобретенным ценностям, а как к необходимой основе реализации своего назначения для продления здорового рода, как к задаче энергетического обеспечения творческой работы, гарантии абсолютного генофонда, основе творчества и духовности. В основной период трудовой деятельности человека, возрастает роль прикладного использования средств физической культуры в сфере труда, а также для оптимизации работоспособности во внерабочее время.

В процессе профессионально-прикладного использования физической культуры решаются как задачи повышения работоспособности, так и задачи укрепления здоровья, профилактики профессиональных заболеваний, предупреждение травматизма, улучшение общего физического и эмоционального состояния человека.

Цель данной работы раскрыть роль физической культуры в профессиональной деятельности человека.

Достижение цели возможно при реализации следующих задач:

-раскрыть понятие производственной физической культуры;

-изучить средства и методы производственной физической культуры;

-проанализировать средства физической культуры по профилактике профессиональных заболеваний и травматизма.

1.Цель и задачи физической культуры в системе научной организации труда

С завершением общего и профессионального образования человек начинает многолетнюю трудовую деятельность. В связи с этим физическая культура является одним из факторов, который положительно влияет на трудовую деятельность человека в современном производстве. Производственная физическая культура - рационально определена и методично обоснованная система оздоровительных, профессионально-прикладных физкультурных мероприятий, направленных на сохранение и повышение способности человека к трудовой деятельности на производстве. Производственная физическая культура имеет два аспекта применения: общеоздоровительный, который реализуется путем организации физкультурной работы в рамках физкультурных организаций (коллективов физкультуры) по месту жительства; специальный , включающий систему физкультурно-оздоровительных мероприятий, формы и содержание которых определяются особенностями воздействия на человека условий, характера и организации труда. Производственная физическая культура решает следующие задачи [6] :

- укрепление здоровья; создание наиболее благоприятных условий для овладения профессией, повышение и сохранение квалификации и профессиональной трудоспособности;

- содействие быстрому восстановлению работоспособности и снижению усталости, как в процессе труда, так и после работы;

-сочетание физических упражнений с гигиеническими и физиотерапевтическими процедурами для профилактики неблагоприятных воздействий.

Физическая культура на производстве - как деятельность - это рационально выбрана и методично осуществляемая система физических упражнений, профессионально-прикладных, оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий, которые применяются с целью достижения, повышения и устойчивого сохранения работоспособности человека и обеспечения его готовности к профессиональной трудовой деятельности [1].

Цель физической культуры на производстве - развитие, достижение и устойчивое обеспечение готовности человека к выполнению основной социальной функции - производственной трудовой деятельности.

Задачами физической культуры на производстве являются[6]:

1. Развитие, совершенствование и сохранение физических качеств и способностей, двигательных умений и навыков человека, необходимых для успешного овладения профессией.

2. Содействие образованию наиболее благотворительных условий и режимов труда и отдыха в течение рабочего времени.

3. Содействие более быстрому и полному восстановлению жизненных сил, потраченных в процессе труда.

4. Активное содействие профилактике профессиональных заболеваний, снижению негативных воздействий на организм людей, негативных факторов производственной среды.

5. Содействие развитию и проявлению трудовой активности.

2.Значение физической культуры в профессиональной деятельности

Значение направленного использования средств физической культуры непосредственно в сфере труда и в связи с трудовой деятельностью очень велико. Это значение обусловливается следующим:

1. Очень многие современные виды труда характеризуются ограниченной двигательной активностью. Некоторые виды труда характеризуются односторонними требованиями к функциональным возможностям организма. При помощи средств физической культуры можно предупредить нежелательные отклонения в физическом развитии, которые могут возникнуть вследствие данных особенностей труда [ 4, с29 ].

2.К сожалению, в производстве пока еще не исключены условия, которые создают возможность профессиональных заболеваний и травм. С помощью средств физической культуры возможно существенно уменьшить их вероятность.

3. Любой трудовой процесс имеет фазу врабатывания, а при достаточно большой продолжительности и напряженности фазу снижения работоспособности. Производственная гимнастика и другие средства физической культуры ускоряют врабатывание, уменьшают или исключают падение рабочей производительности.

4. Некоторые виды труда требуют специальной физической подготовленности, и эту подготовленность можно обеспечить только специфическими средствами и методами физического воспитания.

5. Очевидно, нет такого вида трудовой деятельности, успешность которой (хотя бы косвенно) не зависела бы от общей физической подготовленности и крепкого здоровья. Общая физическая подготовка создает предпосылки успешного выполнения разнообразных трудовых функций. Непосредственно в сфере труда применяется производственная гимнастика. Комплексы ее созданы с учетом особенностей основных групп профессий. Наиболее распространенными формами производственной гимнастики является вводная гимнастика и физкультурная пауза [ 3 ].

3.Производственная физическая культура в рабочее время

Производственная физическая культура как система имеет следующие самостоятельные направления: производственная гимнастика, основными задачами которой является повышение работоспособности во время работы за счет снижения усталости, ускорения восстановительных процессов, послерабочего восстановления, которое способствует ускорению восстановительных процессов после окончания рабочего дня; профилактические мероприятия по неблагоприятным факторам труда, повышение устойчивости организма к их действию; профессионально-прикладная физическая подготовка.

Производственная гимнастика включает четыре формы занятий: вводная гимнастика; физкультпаузы; физкультурные минутки; микропаузы[6].

Вводная гимнастика - это комплекс физических упражнений, которые готовят человека к роботе. Цель вводной гимнастики - активизировать физиологические процессы в тех органах и системах организма, которые играют ведущую роль при выполнении конкретной работы. Гимнастика позволяет легче включиться в рабочий ритм, сокращает период врабатываемости, увеличивает эффективность труда в начале рабочего дня и снижает негативное влияние резкой нагрузки при включении человека в работу. В комплексе упражнений вводной гимнастики следует использовать специальные упражнения, которые по своей структуре, характеру близки к действиям, выполняемым во время работы, имитирующие их. С учетом сложных технологических и организационных особенностей ряд функций вводной гимнастики может достаточно эффективно выполнить утренняя гигиеническая гимнастика.

Физкультурная минутка относится к малым формам активного отдыха. Это наиболее индивидуализированная форма кратковременной физкультурной паузы, которая проводится, чтобы локально воздействовать на уставшую группу мышц. Она состоит из 2-3 упражнений и проводится в течение рабочего дня несколько раз по 1-2 мин. Физкультминутки с успехом применяются, когда по условиям организации труда и ее технологии невозможно сделать, организованный перерыв для активного отдыха. Физкультминутка может быть использована в индивидуальном порядке непосредственно на рабочем месте. Работающий человек имеет возможность выполнять физические упражнения именно тогда, когда испытывает потребность в кратковременном отдыхе.

Микропауза - в ней используется, как правило, одно упражнение, отдельное движение или прием, повторяющися 4-6 раз в течение 20-30с.

Восстановительная гимнастика - комплекс физических упражнений, иногда вместе с массажем, который выполняется 7-10 мин. и включает 7-9 упражнений.

4.Физическая культура и спорт в свободное время

К основным формам занятий физкультурой в свободное время относятся[6]:

- Утренняя гигиеническая гимнастика;

- Утренние или вечерние специально направленные занятия физическими упражнениями;

- Короткие занятия физическими упражнениями в обеденный перерыв;

- Физкультурно-спортивные занятия с целью активного отдыха и повышения функциональных возможностей, профессионально-прикладной физической подготовки. Смена вида и характера деятельности может быть реализована изменением отдыха какой-то деятельностью (Например, двигательной активностью - зарядка), переходом с умственной на двигательную (физические упражнения), или с одной двигательной деятельности к двигательной деятельности другого характера (например, гимнаст играет в теннис). Активный отдых и изменение видов деятельности способствуют быстрому восстановлению организма после переутомления. Это очень важно для тех профессий, где люди длительное время находятся без движения (представители умственного труда) или выполняют однообразные монотонные движения (работа на компьютерах, конвейерах и т.д.).

Утренняя гигиеническая гимнастика - это комплекс несложных упражнений утренней гигиенической гимнастики , который позволяет легко и приятно перейти от утренней вялости к активному состоянию, скорее ликвидировать застойные явления, возникающие в организме после ночного бездействия. При составлении индивидуального комплекса следует позаботиться, чтобы он удовлетворял следующим требованиям:

- Упражнения должны соответствовать функциональным возможностям организма и специфике трудовой деятельности, выполняться в определенной последовательности, носить преимущественно динамический характер;

- Нагрузка должна постепенно расти с некоторым снижением к концу зарядки;

- Комплекс следует периодически обновлять, так как привычность упражнений снижает эффективность занятий.

5. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры

Профилактика профессиональных заболеваний гораздо эффективнее и менее затратная, чем лечение или реабилитация пострадавших. Именно поэтому необходимо предпринимать конкретные шаги, чтобы расширить возможности профилактики профессиональных заболеваний. Охрана жизни и здоровья работающих людей от воздействия опасных и вредных производственных факторов имеет важное социальное значение, ведь здоровье работников является национальным богатством государства, поскольку непосредственно влияет на работоспособность человека, а затем - на ее благополучие и дальнейшее развитие государства.

Отрицательные факторы, вызывающие профессиональные заболевания и возможности их предотвратить.

2. Профессиональный риск педагога - повреждения голосовых связок. В данном случае поможет голосовая терапия, учить умению управлять собственным голосом, избегая при этом его перенапряжения

4. Работа на компьютере (а именно - на компьютерной клавиатуре) приводит к неравномерному напряжению сухожилий, расположенных в запястьях, как результат, у них может развиться лучезапястный синдром. Сухожилия со временем начинают отекать, зажимая нерв, что приводит к возникновению болевого синдрома и медленного умирания нерва. Именно к таким последствиям приводит работа машинисток, швей, вязальщиц, пианисток. В целях предотвращения развития лучезапястного синдрома, следует грамотно оборудовать свое рабочее место и отрегулировать режим работы, делая перерывы в ней через каждые 1-2минуты. Во время таких перерывов следует проводить специальную гимнастику, которая позволяет разминать кисти и пальцы рук[ 4, с. 83 ].

Основное направление профилактики профзаболеваний – соблюдение рациональной позы и других мероприятий по гигиене и охране труда, направленных на исключение длительного пребывания в вынужденном положении. Основным средством профилактики (и лечения) профзаболеваний офисных работников является производственная гимнастика, в частности - физкультурные паузы и физкультминутки. Условия выполнения офисной гимнастики[6]:

А. Занятия офисной гимнастики проводятся в помещениях при температуре воздуха не выше 25 ° С и влажности не более 70% .

Б. Занятия гимнастикой проводят, если позволяют условия, непосредственно на рабочих местах, желательно под музыку. Помещение перед проведением гимнастики должно быть проветрено(41%).

В. Исключают интенсивные упражнения (в связи с невозможностью принять душ).

Г. Исключают резкие движения и махи с большой амплитудой (через неприспособленность офисной одежды).

Д. Занятия ведут в свободной одежде. Обувь должна быть с удобным каблуком и колодкой. Это так называемое офисная обувь: желательно кожаная, с хорошо фиксирующим пятку задником, невысоким устойчивым, несколько вынесенным вперед каблуком (Высота каблука определяется привычкой и составляет от 2 до 6-8 см.), твердой подошвой. При необходимости офисную обувь дополняют ортопедическими стельками. Неудобная обувь зажимает сосуды, нарушает нормальное кровоснабжение, деформирует стопу. Цель физкультурной паузы - устранение действия стрессовой нагрузки на опорные ткани и внутренние органы, и восстановление работоспособности.

В данной работе мы подробно рассмотрели цели, задачи, средства и методы физической культуры в профессиональной деятельности человека. Физическая культура сегодня является одним из определяющих факторов общественной жизни мирового сообщества, важным элементом образования, воспитания, здравоохранения, военного дела, профессионально-прикладной подготовки, социальной сферы, политики, экономики, искусства и т. д.

Физическая культура – это процесс, направленный на подготовку людей к жизни и труду путем выполнения физических упражнений, использование целебных сил природы, личной и общественной гигиены и определенного рационального быта и труда.

По сути, физическая культура является основным (если не единственным) средством, гарантирующим спасение человечества от физической деградации и вырождения. Ведь обеднение двигательного арсенала человека приводит к ухудшению его здоровья, упадка творческой активности. Только достаточная двигательная активность и определенный режим труда и быта в сочетании с другими средствами, предотвращает снижение производительности труда.


Физическая культура составляет важную часть культуры общества – всю совокупность его достижений в создании и рациональном использовании специальных средств, методов и условий направленного физического совершенствования человека. Систематичес¬кие занятия физическими упражнениями формируют организо¬ванность, настойчивость, способность преодолевать трудности, собственное нежелание или неумение и в конечном итоге воспитывают трудолюбие.

В настоящее время целью физического воспитания является оптимизация физичес¬кого развития человека, всестороннего совершенствования свой-ственных каждому физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность; обес¬печить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим видам деятельности (Л.П.Мат¬веев).

Результаты трудового воспитания по формированию опреде¬ленных качеств личности непосредственно положительно отра¬жаются и на эффективности процесса физического воспитания.

Всестороннее развитие физических качеств имеет большое значение для человека. Широкая возможность их переноса на любую двигательную деятельность позволяет использовать их во многих сферах человеческой деятельности — в разнообразных трудовых процессах, в различных и подчас необычных условиях среды.

Здоровье населения в стране рассматривается как самая боль¬шая ценность, как отправное условие для полноценной деятель¬ности и счастливой жизни людей. На базе крепкого здоровья и хорошего развития физиологических систем организма может быть достигнут высокий уровень развития физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.

Спорт представляет большие возможности для трудового воспитания. Притяга¬тельная сила спорта, высокие требования к проявлению физичес¬ких и психических сил представляют широкие возможности для личностно-направленного воспитания духовных черт и качеств человека. Спорт является также действенным средством физического воспита¬ния, а благодаря занятиям профессионально-прикладными вида¬ми спорта становится важнейшим компонентом в трудовой деятельности.

Перечень условных обозначений
ФК — физическая культура
НОТ — научная организация труда
ОРФК — оздоровительно-рекреативная физическая культура
ДА — двигательная активность

Глава 1. Физическая культура в системе научной реализации труда

1.1. Цели и задачи применения физической культуры в системе научной организации труда

Увеличение механизации и автоматизации трудовых процессов приводит, с одной стороны, к значительному сокращению двигательной активности человека, а с другой – к увеличению психоэмоциональной нагрузки людей, занятых во многих отраслях промышленности, особенно людей умственного труда.

В этих условиях покой, как форма отдыха, уже не удовлетворяет потребностям организма. Возникла проблема: как добиться высокой работоспособности и производительности труда без ущерба для здоровья человека, как избавиться от вредного влияния гиподинамии и гипокинезии.

Изучая эту проблему, ученые пришли к выводу о необходимости применения физических упражнений с целью профилактики профессионального утомления, более быстрого и качественного отдыха в процессе работы и нормализации деятельности функциональных систем организма человека после работы. Дальнейшее развитие физической культуры в сфере производства связано с научным обоснованием новых форм организации и методов проведения занятий.

Правильное использование трудовых ресурсов. Физическая культура играет положительную роль в повышении социальной мобильности человека, содействует подготовке и выполнению профессиональной деятельности, регулирует миграцию трудовых ресурсов, способствует развитию и сплоченности, что позволяет повысить эффективность коллективного труда.

Повышение производительности труда. Занятие физической культурой и спортом повышают уровень общей дееспособности и специфической работоспособности человека.

Развитие творческой инициативы и дисциплины.

Показатели развития физической культуры и спорта в трудовых коллективах включаются в коллективные договоры, в планы социального развития.

Основная цель физической культуры в системе НОТ – активное содействие всесторонней подготовки человека к труду, сохранение постоянной и надежной готовности к работе, повышение результативности трудовой деятельности и сохранение здоровья и работоспособности трудящихся на достаточно высоком уровне.

Основные теоретические положения должны в значительной мере раскрывать решение задач комплексного применения средств физической культуры для трудящихся. К основным задачам применения физической культуры в трудовых коллективах можно отнести:

1) вовлечение всех трудящихся и членов их семей в систематические занятия физической культурой и спортом, создавая для этого необходимые условия;

2) внедрение физической культуры в режим труда и отдыха трудящихся, в их повседневную жизнь; привитие им необходимых знаний для всестороннего и эффективного использования средств и форм физической культуры;

3) укрепление и повышение уровня здоровья трудящихся, сохранение крепкого здоровья и высокой трудовой активности на многие годы, всестороннее и гармоничное развитие физических способностей, достижение и длительное сохранение физического совершенства;

4) достижение, длительное сохранение и проявление высокого уровня работоспособности и на этой основе высокой производительности труда;

5) повышение и сохранение высокого уровня общей и специальной профессиональной физической подготовки и получение соответствующих знаний;

6) повышение профилактической и восстановительной действенности физической культуры против влияния неблагоприятных факторов характера и условий труда, нередко имеющихся на ряде предприятий и производственных участках;

7) формирование навыков и совершенствование соответствующих физических и волевых качеств, необходимых в быту и производственной деятельности;

8) совершенствование спортивного мастерства;

9) способствовать организации и проведению активного и интересного досуга.

Производственная физическая культура направлена на оптимизацию трудовой деятельности, проявление высокой работоспособности и, тем самым, высокой производительности труда, естественно без ущерба для здоровья работающего, а, наоборот, на его укрепление.

1.2. Формы направленного использования физической культуры в трудовом процессе

Физической культуре принадлежит особая роль в формировании личности человека. Эффективность воспитания зависит, как правило, прежде всего, не только от средств физической культуры и методики их применения, но и от направленности и содержания всей системы воспитания.

Для эффективного применения средств физической культуры и спорта для трудящихся в течение рабочего дня и до и после него необходимо учитывать всю совокупность этих средств и пути их использования.

обеспечивают возможность в массовом масштабе целенаправленно решать социальные задачи по оптимальному применению физической культуры и спорта среди трудящихся.

В соответствии с решаемыми задачами выбор основных направлений применения физической культуры, особенно вне производства на конкретном промышленном предприятии будет во многом зависеть от различных причин и, в первую очередь, от характера и условий труда людей, от их индивидуальных наклонностей, интересов, пола, возраста, состояния здоровья, физической и спортивной подготовки, условий жительства.

Применение обоснованных комплексов средств оздоровительно-профилактической физкультуры до начало работы, в течение рабочего дня и после работы, а также вне производства уменьшает влияние отрицательных факторов производства, быстрее и эффективнее, восстанавливает работоспособность во время отдыха. Они также совершенствует адаптационные механизмы организма к действиям этих факторов и профилактирует появление профессиональных заболеваний.

Оздоровительно-реабилитационная физическая культура использует нормированные двигательные режимы и другие средства физической культуры для лечения имеющихся заболеваний и восстановления нарушенных функций организма человека. В практике производственных коллективов физкультуры физкультурно-оздоровительные средства применяются для выведения рабочих из состояния переутомления или при интенсивных занятиях спортом, или при очень интенсивном физическом, или напряженном умственном труде.

Глава 2. Послетрудовая оздоровительно-рекреативная физическая культура и послетрудовая реабилитация

2.1. Применение средств физической культуры вне производства и их влияние на работоспособность трудящихся.

Современное производство характеризуется высоким уровнем развития автоматизации трудовых процессов, неуклонным ростом и внедрением все более совершенных технических средств, овладение которыми предъявляет повышенные запросы к анализаторной, двигательной и вегетативной функциям человека. Чем более дифференцируются эти запросы в различных отраслях промышленности, тем актуальнее становится необходимость отыскания наиболее рациональных средств, применение которых способствовало бы снятию утомления, укреплению здоровья и повышению производительности труда.

Существуют весьма жесткие требования для применения массы различных средств физической культуры в послерабочее время. Если применение средств физической культуры до начала работы и в обеденный перерыв не получило должного распространения, хотя необходимость этого научно доказана рядом исследований и очевидна, то все большее распространение на производстве получает их применение в послерабочее время (как правило, сразу же после окончания рабочей смены).

Значимость применения средств физической культуры возрастает в случаях, когда работающий трудится в экстремальных условиях или на него значительно влияют отрицательные факторы характера и условий труда (высокая температура воздуха, большая влажность, повышенный шум и вибрация, чрезмерная нагрузка на зрительный анализатор, неудобная поза с применением больших статических усилий, повышенная ответственность, монотонность работы и т.д.).

Для быстрого и эффективного восстановления и профилактики профзаболеваний применяют упражнения как общего, так и специализированного воздействия.

Физические упражнения в послерабочее время, широко соединяют с применением гигиенических, бальнеологических, физиотерапевтических и других средств восстановления и профилактики (разновидности душа, сауна, вибромассаж, сеансы психорегуляции, ультрафиолетовое облучение, воздействие токами высокой частоты и т.д.).

Физическая культура для совершенствования трудового процесса и повышения работоспособности трудящихся должна проникать во все стороны внерабочего восстановления, отдыха и общей культуры быта. В свою очередь все основные формы физической культуры в быту и в системе воспитания в той или иной мере связаны с трудовой деятельностью. Они способствуют повышению уровня физической подготовки, укрепляют здоровье, повышают общий уровень работоспособности как важнейшую основу высокой производительности труда.

Внедрение физической культуры в жизнь трудящихся имеет существенное социально-экономическое значение. Это определяется, прежде всего, ролью физической культуры как неотъемлемого фактора достижения высокой физической подготовленности.

2.2. Методы определения утомляемости трудящихся

К объективным методам изучения утомляемости относят методики с использованием инструментов, приборов, аппаратуры. К субъективным — анкетирование.

Об общем утомлении работающих и снижении показателей функционального состояния судят обычно по показателям общей выносливости организма с помощью различных методик. Заслуживает внимания М-тест определения функционального состояния, описанный В.А. Нестеровым. Замеры производятся до и после окончания работы, затем данные сопоставляются.

На утомляемость трудящихся огромное влияние оказывают также гигиенические факторы. Это, в первую очередь, превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в цехе. Недостаточная освещенность, чрезмерный шум, сквозняки и др. подавляюще действуют на организм работающих. Все они определяются с помощью специальных методик.

Для людей, занятых умственным трудом (диспетчеры, операторы, конструкторы, учителя, продавцы, корректоры и др.), испытывающим нервно-психическое утомление, наиболее рациональными формами занятий будут: восстановительная гимнастика, психомышечная регуляция, спортивные игры, комплексы восстановительных упражнений локального действия.

Тем, кто занят тяжелым физическим трудом (шахтеры, литейщики, строители, грузчики, землекопы и др.), испытывающим физическое утомление, могут быть рекомендованы комплексы восстановительных упражнений локального действия, в виде релаксационной гимнастики, а при неблагоприятных гигиенических условиях — дыхательной гимнастики, занятия физическими упражнениями в сочетании с гидробальнеотерапией, комплексные занятия восстановительно-профилактической направленности, восстановительный массаж.

Работникам, выполняющим однообразную, монотонную работу средней тяжести (механизаторы, водители, станочники, монтажники, швеи-мотористки и др.), и испытывающим как нервное, так и физическое (смешанное) утомление, полезными будут опять же комплексы восстановительных упражнений локального действия в виде корригирующей гимнастики, а также восстановительная гимнастика, психомышечная регуляция, спортивные игры, занятия физическими упражнениями в сочетании с гидробальнеотерапией, восстановительно-профилактическая гимнастика, восстановительный массаж.

Названные формы занятий проводятся в специально оборудованных помещениях: в цехе или в физкультурно-оздоровительном центре, расположенном на территории предприятия. Объекты физкультурно-оздоровительного назначения оборудуются различными техническими средствами гидротепловоздействия, средствами психорегуляции и пассивного действия (аэроионизация, звуко-и светотехника).

Занятия обычно проводятся три раза в неделю непосредственно после работы в течение 20-60 мин. Они проходят в форме урока, состоящего из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Использование различных технических средств для выполнения упражнений позволяет усилить процесс восстановительного воздействия на организм и значительно сократить время занятий. При подборе содержания занятий учитываются как особенности развивающегося утомления, так и возможные неблагоприятные влияния постоянно действующих факторов труда. (Таблица 1)

Таким образом, мы рассмотрели и выделили оптимальный вариант физического воспитания человека в период основной трудовой деятельности в направлении всестороннего развития свойственных ему физических качеств, совершенствования двигательных способностей, упрочнения и многолетнего сохранения здоровья; системного формирования необходимого в жизни индивидуального фонда двигательных умений, навыков и связанных с ним знаний.

Определили большое социальное значение направленного использования средств физической культуры в условиях повседневного труда при обеспечении здорового образа жизни (восстановления работоспособности, профилактики заболеваний, укрепления здоровья и т.д.).

Вывод: Социально-педагогическое значение направленного использования средств физической культуры заключается в следующем:

Создаётся прочный фундамент гармонического физического развития, укрепления здоровья, всестороннего физического образования и воспитания;

Обеспечивается высокий уровень физического развития и умственной работоспособности;

Рационально используется досуг;

Последовательно повышается нравственная, интеллектуальная, эстетическая культура.

Библиографический список

1) Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. — М.: Физкультура и спорт, 1978 — 224 с.

2) Вилькин А.Я., Фурманов А.Г. Организация работы центров психофизической регуляции на производстве. Мн., 1989.

3) Гогунов Е. Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие.— М., 2000.

6) Евсеев Ю. И. Физическая культура. Ростов н/д: Наука. - Феникс, 2002.—384с.

7) Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Под общей ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 1994.-368 с.

8) Коледа В.А. Физическая культура.: учебное пособие. Мн.: БГУ. – 2005.-211 с.: ил.

10) Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры. — М., 1999. – 74 с.

11) Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры/ Учеб. для студ. институтов физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543 с.

12) Мусаелов Н.А., Нифонтова Л.Н. Производственная физическая культура в трудовом коллективе. М., 1985.

13) Саноян Г.Г. Физическая культура для трудящихся: учебное пособие. – М.: Физическая культура. – 2007. 288 с.

15) Фурманов А.Г. Оздоровительная физическая культура: Учебник для стедентов вузов / Фурманов А.Г., Юспа М.Б. Мн.: Тесей, 2003. - 528 с.

16) Фурманов А.Г. Производственная физическая культура. Часть 2. Послетрудовая реабилитация: Учебное пособие. Мн.: БГОИФК. – 1992. 71 с.

17) Фурманов А.Г., Вилькин А.Я. Организация и содержание производственной физической культуры в комплексных физкультурно-оздоровительных центрах предприятий. Мн., 1989.

18) Холодов Ж.К., Кузнецов В.С.Теория и методика физического воспитания и спорта.: Учеб. для студ. высш. учеб. завед.—М.,2000.— 48

Примерные формы восстановительных занятий после работы для разных профессиональных групп (по Н.А. Мусаелову, Л.Н. Нифонтовой, 1985).

Глава 14. физическое воспитание в основной период трудовой деятельности: Теория и методика физического воспитания и спорта, Ж.К.ХОЛОДОВ, 2003 читать онлайн, скачать pdf, djvu, fb2 скачать на телефон В пособии раскрывается сущность физического воспитания, излагаются принципы и методы физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста, а также взрос-лых, дается характеристика упражнении.

Глава 14. физическое воспитание в основной период трудовой деятельности

Теория и методика физического воспитания и спорта

Теория и методика физического воспитания и спорта

Комментарии, рецензии и отзывы

Глава 14. физическое воспитание в основной период трудовой деятельности: Теория и методика физического воспитания и спорта, Ж.К.ХОЛОДОВ, 2003 читать онлайн, скачать pdf, djvu, fb2 скачать на телефон В пособии раскрывается сущность физического воспитания, излагаются принципы и методы физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста, а также взрос-лых, дается характеристика упражнении.

Все материалы сайта охраняются авторским правом! Наш сайт предоставляет возможность онлайн чтения учебников, но не скачивания. Если вас заинтересовала какая то книга, купите её в издательстве.
Если вы автор книги и не хотите, чтоб она была на сайте, то напишите нам и она будет немедленно удалена. По всем вопросам обращаться на почту [email protected]


Актуальность курсовой работы Важная часть физической культуры общества - это вся совокупность его достижений в создании и рациональном использовании специальных средств, методов, и условий направленного физического совершенствования человека.

Физическая культура - составная часть общей культуры, сфера социально-культурной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, совершенствования его двигательной активности, направленная на укрепление его здоровья и способствующая гармоничному развитию личности.[1]

Социологические исследования показывают, что производительность труда рабочих, систематически занимающихся физической культурой, на 3—8% выше, чем у незанимающихся. В целом по стране это дает существенный экономический эффект. Наиболее значимыми результатами, характерными для физической культуры, являются физическое и духовное оздоровление, включение рабочих в самостоятельную физкультурную деятельность, повышение сопротивляемости организма заболеваниям, двигательная рекреация и физическая реабилитация сенсорных систем, повышение умственной и физической работоспособности во время работы.

Раньше, чем приступить к обучению какому-либо действию, важно установить, готов ли обучаемый к освоению этого действия, и, если не готов, провести предварительную подготовку,т.е. вводную гимнастику. Готовность к обучению выявляется с помощью контрольных упражнений и сведений о прошлом двигательном опыте и обеспечивается посредством подготовительных упражнений. Она характеризуется в основном тремя компонентами: степенью развития физических качеств, двигательным опытом и психическими факторами. Решающую роль в обеспечении готовности к обучению двигательным действиям, требующим высокой степени проявления физических качеств, будет играть воспитание этих качеств с помощью общеподготовительных и избирательно-направленных упражнений. При обучении же действиям, связанным с повышенным риском получить травму, чувством страха или другими отрицательными эмоциями, особенно важно предварительно сформировать позитивную психическую установку, создать достаточно сильный стимул к преодолению психических трудностей и выработать необходимую уверенность.[8]

Вводная гимнастика проводится в начале рабочего дня в течение 4—9 мин. Ее целесообразно проводить не только в первой, но и во второй смене. При этом надо исходить из того, что в вечерней смене вводная гимнастика должна преимущественно повышать активность тех органов и систем организма, на которые падает основная нагрузка в процессе труда.

В частности, в вводной гимнастике следует применять упражнения с возрастающим темпом движений от медленного до умеренного и от умеренного до повышенного. При этом рекомендуется развивать несколько превышающий обычный темп для быстрого усвоения рабочего темпа движений.

Также вводятся физкультурные паузы с целью предупреждения развития утомления, улучшения функционального состояния организма, поддержания на высоком уровне рабочего ритма, темпа, концентрации внимания, ликвидации отрицательных последствий рабочей позы и профессиональной деятельности, восполнения в определенной степени дефицита двигательной активности.

Как правило для решения тех же задач, что и физкультурные паузы, используются физкультминуты. Физкультминуты и микропаузы являются универсальными формами физической культуры в системе НОТ, так как в ряде случаев физкультпауза и вводная гимнастика не могут использоваться из-за неблагоприятных санитарно-гигиенических условий, невозможности остановки оборудования, непрерывного технологического процесса и т. п.

Во время обеденного перерыва целесообразно не только пассивно отдохнуть, но и активизировать отдых и восстановительные процессы с целью поднятия жизненного тонуса, настроения, скорейшего включения в производственный ритм. Для этого применяют комплексы упражнений, ходьбу, спортивные игры и некоторые другие виды самостоятельных занятий. Применение этих средств оправданно в случае большой длительности обеденного перерыва и кратковременности приема пищи.[3]

Цель курсовой работы: проанализировать и обобщить информацию о физическом воспитании в основной период трудовой деятельности

Задачи курсовой работы:

1. провести краткий анализ физической культуры в режиме трудовой деятельности

2. дать характеристику физической культуры в условиях повседневного быта и отдыха

Читайте также: