Фитоогород в детском саду что такое

Обновлено: 05.07.2024

Дошкольное детство - начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Экологические знания - это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, т. е. он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров. К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы.

Экологическое воспитание - это новое направление педагогики дошкольного детства, которое отличается от традиционно сложившегося ознакомления детей с природой и природоохранительной деятельностью дошкольных учреждений.

Экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно-правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, которая проявляется в разных формах его самостоятельного поведения.

Экологическая проблема - одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение.

Актуальность экологического воспитания на сегодняшний день очевидна. Много бед у Земли и у природы:

  • ядерные пожары,
  • эрозия,
  • засоление почв,
  • заболевания,
  • искушение,
  • загрязнение,
  • опустынивание.

Одним из направлений приобщения детей к изучению природы и растительного мира является кружок "Ромашка". Он нацелен на более углубленное познание растительного мира, его значения для жизнедеятельности человека, развитие интереса детей ко всему живому, природе, обогащение знаний о связях между природными явлениями, воспитание бережного отношения к природе, способности любоваться её красотой, приобщение детей к разнообразной деятельности в природе, охране и уходу за растениями, развитие первоначального доброжелательного и бережного отношения ко всему живому. Кружок ф ормирует внутреннюю позицию личности, которая способна понимать сложный характер окружающей среды, воспринимать, познавать саму природу, правильно осознавать свое место в ней.

Знание о жизни растений позволяет каждому ребенку быть активным участником в преобразовании окружающего растительного мира.

Программа рассчитана для детей среднего дошкольного возраста.

Занятия кружка проводятся во второй половине дня в форме занятия по 15 - 20 минут, один раз в неделю.

Результаты полученных знаний детьми, посещающих кружок, проверяются на итоговом занятии.

Содержание программы

Программа кружка включает занимательный материал о растениях, проблемно-поисковую деятельность; формирует практические природоохранительные умения применения растений; знакомит со способами ухода и размножения.

Задачи программы кружка:

  • дать детям представления о строении растений и его семени;
  • познакомить с разновидностями растительного мира;
  • познакомить с микроскопом и его работой;
  • дать знания, как и чем, питается растение;
  • дать знания о том, что солнце, воздух и вода - основные компоненты жизнедеятельности растений;
  • познакомить с комнатными растениями и их разновидностями;
  • познакомить с лекарственными травами и ягодами;
  • дать представления об экзотических деревьях и их плодах;
  • познакомить с грибами и условиями, необходимыми для их роста;
  • познакомить с растительностью Поволжья;
  • познакомить с "Красной Книгой Поволжья" и растениями, внесенными в нее;
  • развивать любознательность, исследовательскую деятельность в проведении опытов, умение анализировать, сравнивать, расширять творческий потенциал.

Задачи осуществляются в блоке совместной и индивидуальной деятельности вне занятий, на занятиях по развитию речи в разделе "Ознакомление с окружающим миром", а также в работе с родителями.

Учебный план занятий кружка "Ромашка"

Сентябрь - адаптационный период и занятия не проводятся.

Май - занятия не проводятся с целью снижения нагрузки и в связи с подведением итогов.

На этапе формирования фито огорода была организована познавательная деятельность детей, где дети рассматривали и сравнивали семена, наблюдали за всходами, подробно знакомились с растениями (стебель, листья, цветы, запах). Также была организована трудовая деятельность в которой дети рыхлили землю, сеяли семена, поливали рассаду, занимались сбором урожая. Воспитатели научили детей ухаживать за фито огородом : если увидишь мусор, надо его подобрать и отнести в мусорный контейнер; нельзя вырывать растения с корнем; ходить только по дорожкам, чтобы не вытоптать растения.

Свежую зелень и овощи выращенную на своём огороде, дети с огромным удовольствие попробовали за обедом.

Таким образом, при грамотном руководстве со стороны воспитателей, огород в детском саду оказывает огромное влияние на гармоничное развитие детей. И, самое главное достижение детского труда – сбор урожая.

Летние игры на участке детского сада

Летние игры на участке детского сада Хочу поделится идеями, которые черпаю во всемирной паутине, интернете. А с помощью родителей и детей воплощаю их в жизнь. Дети очень любят.

Насекомые на нашем участке детского сада

Насекомые на нашем участке детского сада Попробуйте насытить ежедневное пребывание на свежем воздухе так, чтобы они были увлекательны и для вас. Сегодня после ночного дождя, взяв.

Развивающая среда на участке детского сада. (фотоотчет)

Развивающая среда на участке детского сада. (фотоотчет) Летом большую часть времени дети вместе с воспитателями проводят на улице, на территории своего участка. Каждый год мы стараемся пополнить.

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения по созданию здоровьесберегающего пространства детского сада Ребенок как маленькая песчинка в огромном океане жизни. Если песчинка попадает в благоприятные условия, то через некоторое время она превращается.

Для воспитателей детского сада групп старшего дошкольного возраста.

Огород наш просто диво-

Здесь нарядно и красиво!

Тут кругом растут лекарства,

Словно сказочное царство.

В каждой травке, в каждой ветке

И микстура и таблетки!

А всему ведет учет

Добрый наш Лесовичок.

Знает точный травкам счет,

Помнит он любой цветок,

Что посажен был в горшок.

Он большущий непоседа

Спит с утра и до обеда,

А с обеда до утра –

У него хлопот пора

Экологическое воспитание дошкольников

Содержание

1. Из истории появления аптекарских огородов.

2. Актуальность создания аптекарского огорода на территории детского сада.

3. Цель и задачи фитоогорода.

4. Условия разбивки аптекарского огорода.

5. Этапы работы на участке.

6. Организация деятельности детей.

7. Правила поведения на огороде аптекарских трав.

8. Перечень лекарственных растений нашего огорода и их целебные свойства.

Из истории…

Актуальность

Умение любить природу не приходит само, в основе сознательного отношения детей к ней лежат знания, которые в яркой эмоциональной форме преподнесли взрослые. Наибольший результат достигается через непосредственное наблюдение в живой природе, восприятие всеми органами чувств. Поэтому на территории нашего детского сада был разбит огород аптекарских трав.

Наблюдая, как из семечка вырастает растение, узнавая, как оно может помочь своими целебными свойствами, ребенок учится беречь и любить природу, видеть ее красоту и неповторимость, понимать значимость лекарственных растений для человека. Приобретенное в детстве умение узнавать в простой травке под ногами лекаря и помощника ведет к активизации познавательной деятельности, расширяет знания детей.

Цель: расширять и формировать знания детей о лекарственных растениях, их ценности для здоровья человека.

Задачи:

Обогащать представления детей о многообразии лекарственных растений (учить узнавать и правильно называть лекарственные травы, расширять знания о пользе)

Развивать монологическую речь детей, умение вести диалог, расширять и активизировать словарный запас по теме

Развивать умение совместно решать поставленную задачу (коллективная посадка, прополка, декор участка)

Познакомить с произведениями художественной литературы экологической направленности

Учить передавать в рисунках отличительные особенности растения. Познакомить с технологией изготовления народной куклы Травницы-Кубышки

Снятие стресса, укрепление нервной системы (аромотерапия: вдыхание воздуха, наполненного фитонцидами мяты, мелиссы, чабреца)

Формировать умения и навыки по уходу за растениями

Закрепить правила поведения при сборе лекарственных трав - не употреблять в пищу неизвестные растения.

Условия разбивки аптекарского огорода

1. Изучение специальной литературы по данной проблеме (разнообразие лекарственных растений родного края, условия их выращивания).

2. Наличие естественного ландшафта (на участке уже произрастала яблоня, обеспечивая легкую тень пряновкусовым растениям, что помогало им не выгореть на солнце и дольше сохранять сочную зелень).

3. Водообеспечение участка.

4. Наличие посадочного материала (семена, черенки, корневища).

5. Наличие огородного инвентаря (лопаты, грабли, мотыги, лейки)

Экологическое воспитание дошкольников

Этапы работы на аптекарском огороде

1. Планировка огорода.

2. Перекопка почвы.

3. Рыхление земли граблями, разбивка комьев, выборка остатков травы.

4. Разбивка грядок.

5. Посев семян и высаживание черенков, корневищ в грунт.

6. Уход за всходами: полив, прополка, рыхление.

7. Декоративное оформление огорода.

8. Сбор лекарственного сырья.

Организация деятельности детей

Познавательная деятельность:

1. Рассматривание и сравнивание семян, черенков, корневищ перед посадкой.

2. Наблюдение за всходами.

3. Подробное ознакомление с растениями (стебель, листья, цветы, запах)

4. Знакомство с условиями произрастания.

5. Ознакомление с правилами сбора лекарственного сырья (какую часть растения собирать, как и для чего применять, как сушить)

Трудовая деятельность:

1. Рыхление земли.

2. Утаптывание междурядий.

4. Полив, прополка.

Творческая деятельность:

1. Совместное декорирование участка.

2. Художественное творчество.

Правила поведения на аптекарском огороде

1. Ходить только по дорожкам, чтобы не вытоптать растения.

2. Если увидишь мусор, надо его подобрать и отнести в мусорный контейнер.

3. Собирать только известные лекарственные растения, в строго указанные сроки

4. Нельзя вырывать растения с корнем

5. Нельзя срывать или срезать полностью листья с одного куста

6. Лекарственное сырье собирают в сухую погоду, сушат в тени.

Перечень лекарственных растений нашего огорода и их целебные свойства

1. Мелисса - обладает успокаивающим, противовоспалительным, болеутоляющим действием. Используется при бессоннице, для улучшения пищеварения.

2. Мелисса турецкая - обладает мочегонным, успокаивающим эффектом. Наружно применяют в виде ванны как успокаивающее средство.

3. Базилик - оказывает тонизирующее, бактерицидное, болеутоляющее действие. Применяют при лечении головных болей, простудных заболеваний, для улучшения пищеварения

4. Ромашка аптечная - обладает успокаивающим, противовоспалительным, антимикробным, обезболивающим действием. Применяют для улучшения аппетита, воспалении горла, десен.

5. Лук-шнитт - обладает противомикробным, бактерицидным действием. Используют при лечении малокровия, анемии, авитаминозе.

6. Лук-слизун - обладает мочегонным, бактерицидным эффектом. Используют при лечении атеросклероза, профилактики цинги.

7. Лук-батун - обладает противомикробным, бактерицидным действием. Используют при лечении авитаминоза, инфекционных заболеваний.

8. Подорожник – обладает противоспалительным, ранозаживляющим, обезболивающим действием. Применяют при заболевании органов дыхания, свежие листья прикладывают к ранам, порезам.

9. Тысячелистник – обладает кровоостанавливающим, противоспалительным, бактерицидным, ранозаживляющим действием. Используют при лечении заболеваний желудка, лечении ран.

10. Земляника альпийская – обладает противоспалительным, потогонным, ранозаживляющим действием. Плоды земляники улучшают аппетит, пищеварение, листья используют при лечении простудных заболеваний.

11. Майоран – обладает антисептическим, тонизирующим действием. Используют при лечении головной боли, заболеваний дыхательных путей.

12. Чабрец (тимьян) – обладает отхаркивающим, успокаивающим, обезболивающим действием. Показан при лечении бронхитов, воспалениях ротовой полости.

13. Шалфей – обладает противоспалительным, дезинфицирующим, кровоостанавливающим действием. Используют при лечении гастрита, воспалительных заболеваний горла, лечении ожогов.

14. Смородина черная – применяют для лечения желудочно-кишечных заболеваний, сердечнососудистой системы, для поднятия иммунитета.

15. Малина – оказывает потогонное, противоспалительное действие, применяют при лечении простудных заболеваний, респираторных инфекций

16. Расторопша – активирует защитную функцию печени, помогая ей восстанавливаться.

17. Календула лекарственная – обладает противоспалительным, бактерицидным, ранозаживляющим действием. Используют при лечении ран, порезов, для полосканий при воспалении дыхательных путей.

18. Кукуруза – кукурузные рыльца используют как мочегонное, кровоостанавливающее средство, отвар кукурузных рылец применяют для снятия усталости.

19. Перец жгучий – обладает бактерицидным, болеутоляющим, согревающим действием. Вытяжку используют при изготовлении согревающих мазей, пластырей.

20. Укроп – нормализует работу желудочно-кишечного тракта, успокаивает нервную систему.

21. Петрушка – препятствует преждевременному старению организма, поддерживает иммунитет, показана при анемии.

22. Мята перечная - обладает спазмолитическим, болеутоляющим, антисептическим действием. Улучшает аппетит, снимает нервное возбуждение.

Заключение

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Длительность проекта : круглогодичный

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, родители воспитанников.

Проблема : наблюдая и рассматривая растения на улице, на картинках, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, мы решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебные свойства, правила сбора.

Цель: Создать условия для формирования у детей представлений о лекарственных растениях нашего края, их свойствах и ценности для здоровья. Знание и применение на практике фито-чай, в зимний период.

Задачи работы

С педагогами:

Расширить и углубить знания, определить содержание, объем материала, последовательность его изложения, методические приемы, список методической литературы.

Оказание помощи детям, обогащение их жизненного опыта представлениями об объектах живой природы (растениях), встречающихся в ближайшем окружении через проведение занятий, экскурсий, наблюдений, трудовой деятельности, формирующих знания, умения, навыки творческой и исследовательской деятельности.

Направление познавательной деятельности детей, стимулирование к проявлению творческой инициативы, активности, воспитание эмоционально-положительного отношения к живым объектам (растениям) природы.

С родителями:

Пропагандировать значимость проекта как средство для зарождения активной ориентировочно-исследовательской деятельности ребенка.

Активизировать участие родителей в проводимых в группе и детском саду мероприятиях с экологической направленностью.

Создание эмоционально-положительного отношения к основам экологической культуры в рамках семейного воспитания.

Усвоение новых знаний, навыков, умений; проявление активности, желание выразить свое отношение к происходящему.

Проявление творческой инициативы и активной исследовательской позиции по отношению к объектам живой природы.

Сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности:

Дать знания детям о лекарственных растениях нашего края, их ценности для здоровья, правил пользования.

Формировать позитивный опыт по взаимодействию с окружающей средой.

Развивать речь: обогащать и активизировать словарь детей, побуждать задавать вопросы.

Стимулировать желание детей применять в игровой деятельности полученные знания; развивать игровое творчество, смекалку.

Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю.

Актуальность:

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили посадить фито грядку, вырастить полезные растения, которые принесут пользу, будут воздействовать на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Забота о здоровье ребёнка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта. Создание условий для реализации трудовой деятельности. Подбор материала для наблюдений, дидактических, подвижных игр и упражнений, досугов для познавательной деятельности и проведения активного отдыха детей. Оформление и подготовка фито грядки.

ОСНОВНОЙ ЭТАП

Загадывание загадок о лекарственных растениях.

Дыхательные упражнения: Я-цветок одуванчик.

Решение проблемной ситуации: какое растение окажет помощь?

Фотоотчёт: Мелисса, Земляника, Подорожник, Мать и мачеха, Календула, Смородина

hello_html_m58026c4b.jpg
hello_html_m3c7bebf2.jpg

hello_html_m2fd0ab83.jpg
hello_html_1060ae04.jpg

hello_html_m5c3f00bd.jpg
hello_html_m67513c39.jpg

hello_html_m7fcc6a77.jpg
hello_html_m64c96775.jpg

hello_html_670a4fbf.jpg
hello_html_m586fc78c.jpg

hello_html_3544060.jpg

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Список литературы

Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010.
2. Экологические проекты в детском саду/ О.М.Масленникова, А.А.Филиппенко. – Волгоград: Учитель, 2009.

ВИТАМИННЫЙ ФИТОЧАЙ.

hello_html_24283b8.jpg

Фиточай – это ароматный, полезный чай, в состав которого входят душистые травы, сушеные листочки, ягоды. В таких чаях не содержится ни капли кофеина. Чашка такого чая, выпитая холодным зимним днем, поднимет настроение и разгонит тоску. Также фиточай полезен для детей, в нем содержать все необходимые витамины, его можно употреблять в любом возрасте.

Самостоятельно приготовленный фиточай будет самым натуральным чаем, а если вы еще сами заготовите летом травки, ягодки, то такой чай будет приятно пить вдвойне. В зимнее время года фитотерапевты советуют пить поливитаминные чаи, в состав которых входят листья черной смородины , малины , земляники , а также ее ягоды, рябина барбарис и многие другие травы.

Летом такой чай готовят из свежих ингредиентов, которые можно собрать на дачном участке или же у себя на огороде. Как правильно заварить фиточай? Цветы, следует заваривать в фарфоровом чайнике, крутым кипятком. Свежие ягоды для начала нужно раздавить, а сухие измельчить, и только потом заварить кипятком. А листья следует класть в горячую воду на 5 минут или залить крутым кипятком. Твердые корни и стебли измельчаются, заливаются холодной водой и доводятся до кипения и кипятят на слабом огне до 10 минут. Предлагаю вариант витаминного чая, который можно давать детям зимой, для укрепления иммунитета и профилактики ОРВИ.

В состав такого чая входят : 20 гр. сушеных ягод шиповника, 10 гр. сушеных ягод рябины, 5 гр. сушеных листьев душицы, 200 мл. воды. Все ягоды измельчаем и заливаем кипятком, варим в течение 5 минут. И только затем добавляем душицу, настаиваем 10 минут. Для того чтобы ребенку было приятнее пить этот напиток можно добавить ложку меда, но предварительно немного остудить напиток. Такой чай также полезен для будущих мам, который окажет оздоровительное действие на весь организм в целом и поддержит иммунитет в норме.

1. Для снятия стресса в чай добавляют чабер и солодку.

При простуде хорошо помогает полынь, шалфей, корень солодки

При склонности к депрессиям регулярно стоит использовать зверобой, женьшень, розмарин.

Если беспокоят боли в желудке, то в чай добавляют цветочки одуванчика, семя фенхеля и укропа.

Если вы раздражаетесь при малейших поводах, попейте чай с валерианой и лавандой.

Для расслабления и успокоения стоит использовать напиток из мелиссы, хмеля, травы земляники.

При сердечных проблемах поможет пустырник.

Липовый чай (полезные свойства и противопоказания обсудим далее) имеет широкий спектр качеств – антисептическое, желчегонное, отхаркивающее, потогонное, мочегонное действие.

растим детей

Вместе с солнцем просыпаюсь,
Я приходу утра рад.
Быстро-быстро собираюсь
Я в любимый детский сад!Там и книжки, и игрушки,
Там любимые друзья,
Мои верные подружки,
Мне без них никак нельзя!Воспитатель милый самый,
Помогает нам и учит.
Мне она почти как мама.
И детсад наш самый лучший!

Читайте также: