Финифть что это такое кратко

Обновлено: 05.07.2024

Финифть, или искусство росписи эмалью по металлу, известно давно. Незнакомые с технологией люди были уверены, что яркую финифть делают из расплавленных драгоценных камней, но всё куда прозаичнее: искусство появилось примерно в то же время, когда на Востоке научились плавить стекло. Выглядит всё так: на металлическую пластину наплавляют эмаль и расписывают ее особыми надглазурными красками.

Популярности финифти в XVII веке способствовало изобретение французского ювелира Жана Тутена: он придумал полупрозрачные огнеупорные краски. Это значительно упростило работу мастеров, и росписью стали заниматься и за пределами Москвы. В итоге финифть стала одним из ключевых промыслов Русского Севера.

Искусство мастеров Русского Севера

Сейчас принято считать, что финифть обязательно рисуют на белом фоне. Конечно, это не так: даже в наше время есть много художников, которые пишут, например, по синему или зеленому . А белый фон — изобретение мастеров Усолья, нынешнего Сольвычегодска в Архангельской области. Там в XVII веке массово освоили искусство украшения по эмали, а белый фон стал местной особенностью: на нем изображали птиц и зверей, мифологических персонажей и растения. Огнекрылая птица Сирин, олень Золотые Рога, лебедушки — вот традиционные для Усолья сюжеты.

Из Усолья финифть перекочевала в Вологду, а оттуда и в Ростов Великий, один из духовных центров страны. В местные церкви и монастыри приезжало множество паломников, и все хотели увезти с собой что-нибудь на память. Яркие финифтевые изделия пришлись кстати: стоили они недорого, выглядели красиво, а потому хорошо продавались.

Вторая жизнь при Советах

К началу ХХ века финифть начала затухать — на фоне промышленного развития ручное производство стало невыгодным. Новые технологии штамповки и печати, а также расцвет фотографии затмили промысел: количество мастеров резко сократилось, а искусство росписи по эмали было под угрозой исчезновения. Но его спасла советская власть.

После революции финифтью занимались преимущественно в Ростове Великом. На смену религиозным сюжетам пришли изображения Ленина и Сталина, пятиконечной звезды, серпа и молота. А в 1960-е годы появилось много финифти с портретом Юрия Гагарина: первый полет человека в космос подарил мастерам новые сюжеты для творчества.

Спасла промысел и политика государства: в конце 1960-х в СССР активно поддерживали возрождение традиционного народного искусства. Спрос на финифть со стороны населения был невысок, зато заказы размещало государство: пусть не масштабные, зато постоянные. Более того, лучшие работы того периода выставлялись за рубежом: на Всемирной выставке в Монреале в 1967 году и Международной ярмарке в Токио 1975 года СССР презентовал работы ростовских умельцев.

Наше время: ростовская финифть и независимые мастера

После распада СССР мастера финифти заново осваивали иконописные начала — религия вышла из-под запрета, а покупатели начали ценить штучную работу, у которой нет аналогов. Сейчас изделия из финифти, которые делают в России, можно разделить на два больших блока: массовое и кустарное производства.

Разновидность декоративно-прикладного искусства, художественное произведение, написанное в технике миниатюрной живописи по эмали. Выделяются две основные разновидности: ростовская и вологодская (усольская) финифть.

Происхождение названия

Технология

Краски поэтапно вплавляются в поверхность эмали в муфельной печи при температуре 700-900º С. Технология изготовления делает финифть исключительно долговечной: так, самые ранние из найденных археологами эмалей сохранили свой вид спустя три тысячелетия.

История

Ростовская финифть

Первые документальные свидетельства о существовании финифтяной мастерской в Ростове относятся к 1760-м годам. Мастерская находилась на территории Ростовского архиерейского дома и выполняла в основном церковные заказы. Она просуществовала лишь до 1780-х, однако во многом благодаря ей в Ростове появляется собственная школа. С 1770-х годов в Ростове появились цеха, объединившие ремесленников по их специальностям. В числе прочих был организован цех иконописцев, куда входили мастера финифти. Источники сохранили имена ростовских живописцев по финифти второй половины XVIII – первой трети XIX века: Буров, А. Всесвятский, Гвоздарев, Г. Елшин, П. Иванов, А. Мощанский, С. Петров, С. Троицкий, Чайников.

К середине XIX века в Ростове насчитывалось более 50 мастеров финифти, среди которых – Я.И.Шапошников, А.Г.Тарасов, Я.И. Рыкунин, И. Завьялов, Р.Ф.Виноградов, Н.А.Сальников. Многие имели свои художественные мастерские и были известны далеко за пределами России.

Произведения старых и современных мастеров хранятся в Государственном Историческом музее, Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже, Оружейной палате Московского Кремля, Государственном музее-заповеднике ''Ростовский Кремль'' и других музейных собраниях и частных коллекциях в России и за границей.

Вологодская финифть


Слово финифть в переводе с греческого означает "смесь", "смешивать". В декоративно-прикладном искусстве финифтью называется изготовление декоративных изделий в виде миниатюрной живописи с нанесение эмали на металлическую пластину-подложку, в основном на медную.

Эмалевое покрытие является долговечным и прочным материалом, краски финифти со временем не выцветают и сохраняют первозданную яркость и чистоту.

Исторические декорации

История возникновения на Руси ремесла по эмали датируется третьим веком. Однако это искусство пришло в упадок с наступлением монголо-татарского ига и было остановлено в развитии на двести лет.

Официальное упоминание о том, что это - финифть, каковы ее декоративная ценность и возможности применения в оформлении различной утвари, отмечается в Ипатьевской летописи в 1175 году. Но лишь в конце 14 века в пределах Усольского посада (нынешний Сольвычегодск) возобновилось широкое производство финифти, которая так и называлась - усольская эмаль. Со временем здесь образовались свои навыки и традиции освоения ремесла, усольская эмаль дала начало развитию школы живописи Архангельской, Велико-Устюжской, Вологодской и Ростовской областей.

Не все знают, в чем отличие усольской эмали от ростовской, тем более что это - финифть в обоих случаях, но выполненная различными приемами. В настоящее время художественная эмаль является постоянным источником изучения истории возникновения и сохранения традиций древней техники обжига стеклянных смесей. Основным элементом росписи, например, усольской эмали стал тюльпан.

Усольская эмаль

Оттенки вдохновения

В Древней Руси эмаль и изделия, оформленные с помощью эмалевых украшений, ценились наравне с драгоценными металлами и камнями. Этому способствовали:

  • фактурная имитация эмалей под любые камни-самоцветы;
  • сложная техника изготовления;
  • возможность нанесения различных рисунков, от сложных икон до мозаичных изображений.

Еще один плюс - в отличие от обычных красок, эмаль не выцветала и была устойчива к воздействию воды или света, не поддавалась влиянию перепадов температуры, краски сохраняли прозрачность и неповторимый мягкий блеск. Поэтому она высоко ценилась и пользовалась спросом.

Популярна эмаль и в наши дни.

Техника росписи по эмали

Горячие краски

Как получаются различные тонкие оттенки цветовой гаммы на эмали, разберемся подробнее.

Работа с эмалями требует знаний и практики. Художник, исполняющий рисунок по эмали, должен предугадать, как поведет себя при обжиге та или иная краска. Поэтому различные по цвету краски наносят частями с последующей прожаркой в печи. Так получаются многоцветные уникальные художественные картины по эмали.

Чтобы получить нужный цвет, используют специальные добавки. Это различные соли металлов, которые смешивают с красками: после обжига они дают нужный цвет.

Так, если добавить золото, рисунок приобретет рубиновый цвет, при добавлении меди получаются зеленый и его оттенки, добавка кобальта дает синий. При обжиге яркость красок приглушается, появляются характерные для финифти размытые и мягкие очертания рисунка, тонкая игра и плавные переходы тонов.

Иногда изготовление предмета требует нанесения сложных рисунков на финифть. Что это такое в производственном смысле, узнаем подробнее.

Эмаль могут обжигать от двух до восьми раз, нанося краски слой за слоем.

На изображении видно, какие этапы проходит при обработке заготовка будущего изделия, как изменяется цветовая насыщенность пластины-подложки, фона и центрального изображения.

Этапы производства финифти

Так, например, выглядит готовая финифть: на фото ниже изделия эмальерного искусства 20 века, посвященные полету в космос Юрия Гагарина и возрождению фольклорных традиций в искусстве. Несмотря на разницу сюжетов, у эмалей много общего: полировка, тонкие переходы цветов, проработка деталей и высокое качество работ.

Бытовые темы на цветной эмали

Различия и особенности изготовления

Сырье для изделия представляет собой изначально стекловидную массу, которая методом наплавления закрепляется на металлической пластине. Пластина выкована особо, например, в ростовской финифти она выпуклая.

После обжига из нанесенной на пластину массы получается эмаль. Она шлифуется и затем расписывается надглазурными (легкоплавкими) красками.

Поскольку температура плавления у красок разная, обжиг производится в несколько приемов.

Сложный процесс изготовления вызывает вопрос: финифть - что это, химия или искусство? Узнаем подробности.

В процессе производства выделяют три стадии:

  • изготовление металлических пластин - основ будущего изделия, покрытие пластины белой эмалью;
  • роспись по заранее заготовленному рисунку;
  • ювелирное обрамление.

Вот старинный рецепт изготовления эмали, который сохранился и до наших дней:

Итак, финифть - что это сегодня? В большей степени сейчас так называется техника росписи по эмали.

Наиболее знаменитые виды эмали – творения ростовской или русской школы, византийской и французской (лиможской). Они отличаются методом использования металлических подложек, перегородок, жанровыми предпочтениями и способом росписи по эмали.

В музее финифти "Ростовский кремль" хранятся памятники декоративной эмали, иногда это редкости даже для коллекционеров, как, например, старинные иконы по эмали либо церковные книги в окладах с использованием иконок-дробников, изготовленных по заказу церкви.

музейная редкость: оклад книги

Без них не обойтись

Как уже упоминалось, основными металлами при производстве декоративных изделий на фабрике финифти служат медь, томпак, латунь.

  • Медь используется для создания основы под эмаль. При этом поверхность медной пластины должна быть предельно гладкой, без отслоений, толщиной примерно 0,35 мм.
  • Латунь - это медь, содержащая до 50 процентов цинка, иногда с добавками олова, никеля, свинца и других металлов. Если в медь добавить цинк и алюминий, получится поверхность, похожая на золото. Такой вид латуни применяют при изготовлении ювелирных или наградных изделий.
  • Томпак — это почти то же, что и латунь, но с меньшим добавлением цинка (от трех до двенадцати процентов). Такие пластины идеально подходят для наплавления прозрачных эмалей, так как после обжига металл сохраняет блеск.

Другими материалами для изготовления финифти являются:

  • Свинцовые стекла различной прозрачности, они называются ювелирной эмалью. Температура их наплавления на металлические пластины в муфельной печи колеблется от 750 °C до 790 °C.
  • Огнеупорные краски. Эти краски не требуют дополнительного покрытия после обжига, они стойкие к различным воздействиям и чрезвычайно декоративны. Различают краски не только по цветам, но и по разному температурному режиму при обжиге. При нарушении предельных значений температуры они могут потерять цвет.

Краски поэтапно наносятся на поверхность изделия из эмали и также поэтапно вплавляются при температурах от 700 ºС до 900 ºС.

Такая технология изготовления делает финифть исключительно долговечной: самые ранние изделия сохранили свой вид спустя три тысячелетия, есть эмали, датируемые археологами 6-м тысячелетием до нашей эры.

В настоящее время достаточно зайти в магазин народных промыслов, чтобы узнать, в каком городе делают финифть. Прежде всего, это Ростов Великий, что в Ярославской области, Вологда, Сольвычегодск Архангельской области.

Куфшин и шкатулки из финифти

Композиционные особенности

В силу народных традиций и умений изначальными мотивами рисунков по эмали были растительные композиции.

Со временем цветочные орнаменты усложнялись добавлением в сюжеты миниатюр птиц и зверей, мифологических образов. С обогащением композиций развивалось и количество используемых красок.

Но с 18 века многокрасочную эмаль вытесняет изготовление однотонной финифти в синих, зеленых и белых тонах. И только в семидесятые годы прошлого века возродилась усольская финифть, которая производится и по сей день.

Это касается и ростовской финифти, которая как художественный промысел возникла в 1632 году благодаря изобретению французского ювелира Жана Тутена. Он изобрел огнеупорные краски, которые сохраняли свою прозрачность и нужный цвет при обжиге, становились долговечными.

Сказочные мотивы

Эмальерное искусство

Чтобы понять, почему на Руси возникла финифть и что это такое, нельзя не отметить причину возникновения эмальерного искусства. В Ростове этот процесс был связан с церковными заказами.

Первая профессиональная русская мастерская по производству эмалевых миниатюр возникла при Ростовском архиерейском доме. Сначала это были небольшие заказы на иконки, украшающие головной убор местного священника при совершении церковной службы. Через пятьдесят лет заказы на иконки-дробницы для украшения митр начали поступать из других соборов Ростова и храмов различных городов.

Палитра изделий ростовских мастеров всегда отличалась яркой и праздничной гаммой, она состояла из различных сочетаний зеленого и желтого оттенков, белого и пурпура. Барочная просветленность красок отвечала народным традициям и представлениям о цветовой гармонии и была успешно применена и сохранена в ростовской финифти. А Ростов Великий стал крупнейшим в России центром эмальерного искусства.

История в изделиях

Простое письмо

Как развивалась финифть, что это для проявления народного творчества? Так как со временем академическая живопись в миниатюре уступила место православным образам, расширился круг сюжетов и мастеров, способных воплотить задумку.

В изображениях святых появились простые черты, одежды, напоминающие народные костюмы. К примеру, в собрании музея можно найти разные вариации иконографии Богородицы - их около тридцати пяти.

Народное мировоззрение, заполняющее миниатюры, принесли простые ремесленники, и мастера "простого письма" сделали искусство финифти поистине народным промыслом, обогатив его. В таких миниатюрах мастер не прорабатывал объем, а смело выделял контур кистью, используя яркие цветовые контрасты. Это был настоящий расцвет ростовской школы финифти.

Ростовская финифть. 19 в.

Были и сложные периоды для этого вида промысла, когда в начале 20 века ручной работе стало противостоять промышленное производство икон: в это время школы и мастерские по финифти поддерживало государство.

Благодаря творчеству мастеров удалось не только сохранить, но и развить это уникальное искусство, известное во всем мире.

Наследие

Высокохудожественные миниатюры по эмали современных и старых ростовских мастеров хранятся во многих музеях страны: в Эрмитаже, в Кремле, в Историческом музее и, конечно, в музее-заповеднике "Ростовский кремль".

Более 100 лет фабрике "Ростовская финифть" удается, сохраняя традиции и приемы прошлого, выпускать современные модные и ценные изделия.

Разнообразны жанры эмалевых миниатюр - от пейзажей, исторических баталий и икон до украшений в мельхиоровой оправе. Широко используется скань, или металлическая вязь с эмалью, наплавленной в перегородчатой технике.

Успех бренда "Ростовская финифть" во много зависит от таланта мастеров, которыми полна наша страна, а русские эмали известны во всем мире.

Финифть это древнерусское название эмали, а произошло оно от греческого финифтис, что означает блестящий. Эмаль (от франц. email) - прочное стекловидное покрытие, нанесённое на металлическую основу (стальной, медный, серебряный, золотой лист), выполненное специальными красками на основе стекла с добавлением различных окислов металлов и закрепленное обжигом при температуре 780-900 градусов.

Художественная эмаль во все времена ценилась на уровне драгоценных камней, а на сегодняшний день признана ведущими искусствоведами как живопись XXI века.

Ростовская финифть считается лучшей в России. Роспись по эмали практически вечно сохраняет чистоту, блеск и прозрачность цвета. Она не подвергается, подобно другим видам живописи, воздействию таких разрушительных факторов, как свет, перепады температуры и влажности, загрязнение. Законченный вид финифти, как ювелирному изделию, придает оправа, она изготавливается ювелиром мастером скани.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

На Русь эмаль пришла из Византии, поэтому русское название эмали -- "финифть" -- происходит от греческого "фингитис", что переводится как "светлый, блестящий камень".

Именно блеск, яркость, неувядаемость красок привлекают в художественной эмали, в какой бы технике она не выполнялась.

Стекловидная масса различных цветов использовалась для украшения металлических предметов ремесленниками Киевской Руси, которые владели техниками выемчатой и перегородчатой эмалей.

Живопись по эмали, сравнительно поздняя технология художественного эмалирования, появилась в России в конце XVII века. В Ростове эмали стали расписывать с середины XVIII столетия.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Процесс создания живописной миниатюры на эмали в общих чертах сводится к следующему. Эмаль наносится в несколько слоев на лицевую и в один слой на обратную стороны медной выпуклой пластинки. Обжиг при температуре до 800 градусов прочно сплавляет эмаль с металлом, образуя ровную блестящую поверхность -- основу для живописи. Роспись пластинки производится огнеупорными красками. Причем, сначала наносятся тугоплавкие краски, затем -- легкоплавкие, что учитывается при каждом последующем обжиге. При создании сложной многоцветной композиции пластинка обжигается от 4 до 7 раз.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.


Сложная технология требовала определенных живописных способностей и опыта, поэтому от первого упоминания о написании эмалевых икон в Ростове и до широкого распространения финифтяного дела в городе прошло немало лет.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Первая в Ростове мастерская по производству миниатюр на эмали появилась при Архиерейском доме. В 1760-х гг. мастер Гавриил Елшин "писал шапки", т. е. выполнял небольшие иконки-дробницы для украшения митры -- головного убора священника во время церковной службы. Такие дробницы с изображениями Спасителя, святых или сцен из Евангелия поясняли содержание священного предмета. С другой стороны, они обогащали его декоративное звучание. Работы Елшина не выявлены в музейном собрании.
На протяжении полутора столетий ростовские мастера работали по заказу церкви. Они писали сцены из Священной истории и святых. Эмалевые миниатюры украшали Царские врата, литургическую утварь и облачения священников. Широкое распространение имели отдельные финифтяные образки и иконы.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Ростовские эмали первой половины XIX в. удивительно легкие и воздушные. Большое внимание уделялось светотеневой моделировке ликов. Пунктирная проработка объема с тончайшими тональными переходами, поглощающими границы форм, подчеркивалась контрастными сопоставлениями цвета одежд.

Постепенно произошел отказ от ориентации на академическую живопись того времени в пользу традиционного православного образа. Для многих миниатюр середины и второй половины XIX в. были уже не характерны сложные композиции.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Конец XIX - начало XX вв. - особый, сложный период в истории ростовской финифти. Промысел не выдерживает конкуренции с дешевым промышленным производством икон и поддерживается государством путем организации школ и мастерских.

В 1898 г. был открыт Ремесленный класс рисования, резьбы по дереву и иконописи по финифти, а после 1911 г. -- Учебно-показательная финифтяная школа (УПФШ), одной из целей создания которой, помимо обучения, было снабжение кустарей дешевым сырьем. Для деятельности УПФШ, руководимой в 1914-1917 гг. известным художником С.В. Чехониным, характерен поиск новых форм изделий и новой тематики росписей. Деятельность школы до революции характеризуют расписные тарелочки С. Агафонова и И. Соколова, миниатюра "Вид Ростовского кремля" Л. Арефьевой и произведения других учеников.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Наперстки "Ростовской финифти" очень декоративны, в них роспись по эмали сочетается со сканью (филигранью) и зернью. Слово "скань" древнеславянское и означает свить, скрутить, что отражает технику изготовления тонкой витой проволочки, из которой состоит узор. Зернь — это маленькие шарики, напаянные на узор из филиграни. Диковинные цветы, яркие краски росписи по эмали украшают изделия, придают им необыкновенно нарядный вид.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

В последнее время ростовские мастера представили новые работы, свидетельствующие о дальнейшем развитии искусства финифтяной росписи.
"Ростовская финифть" является единственным у нас в стране предприятием, где выполняют декоративную роспись по эмали. Изделия ростовских мастеров можно увидеть в Музее народного искусства в Москве, Государственном Историческом музее, Государственном Русском музее и др. Образцы изделий с ростовской финифтью были показаны на отечественных и зарубежных выставках. Мастера промысла неоднократно были удостоены высоких наград.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: