Финансовая безопасность план урока

Обновлено: 04.07.2024

финансовым благополучием, строить долгосрочные планы и добиться успеха.

Актуальностью выбранной темы проек та заключается в том, что финансовая

грамотность – навык, необходимый молодежи в 21 веке. Количество п равонарушения,

связанные с фи нансовыми мошенниками согласно данным портала правовой статистики

неуклонно растёт, вместе с ним и растут ущербы от э тих преступлений. Образовательные

организации в своей деятельности нацел ены на содействие повышению уровня

финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской

Федерации . Финансовая грам отность является составляющим элементом

Цель проекта: реализовать мероприятия, направленные на повышения уровня

финансовой грамотности среди учеников основной школы .

1. Оп ределить основные темы раздела финансовой безопасности;

2. Подготовить необходимый обучающий материал для выбранной категории

3. Провести совместн о с фин ансовыми организация ми Полтавского

муниципального района ознакомительные экскурсии на базе внешних партнеров;

5. Проанализировать полученные результаты, разработать дальнейшую стратегию .

Методы, использованные в работе над проектом: изучение и анализ ли тературы,

анкетирование, социологический опрос, анализ оф ициальных статистических данных,

использование материалов порталов по финансовой грамотнос ти Банка России

Информационные технологии открыли легкий доступ к различным фи нансовым

продуктам и услугам, но ответственно относиться к финансовым решениям многие еще

Это при водит тому, что люди живут не по средствам, б ерут кредиты, которые им

трудно вернуть, не планируют бюджет на перспекти ву, не умеют грамотно

При этом ответственность за решение вопросов пенсионного обеспечения,

страхования, образования и жилья все больше переходит от гос ударства к самим

гражданам. Поэтому людям просто необходимо уметь анализи ровать услуги финансо вых

организаций и грамотно использовать доступные финансовые инструменты.

Для решения этой задачи Правительство Российской Федерации утвердил о

Стратегию повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 – 2023

годы (распоряжение Правительства Р оссийской Федерации от 25 сентября 2017 г.

Финансовая грамотность граждан - основа д ля решения глобальных социально -

экономических задач. Особое внимани е следуе т уделить форми рованию осно в

финансовой грамотности обучающихся общеобразовательных органи заций, так как в

ближайшем будущем и менно нам п редстоит развивать и совершенствовать фи нансовую

систему страны, стать основными клиентами финансовых институтов.

по типу объекта проектирования: практико - ориентированный.

Продолжительность проекта: 6 месяцев (апрель - - сентябрь 2019 года)

1. Тестирование учеников и родителей, с целью выяснения уровня финансовой

грамотности, а также их з аинтересова нность в том, чтобы и х ребенок участвовал в

2. На основе анкети рования определение основн ых тем и блоков, необходимых

для рассмотрения совместно с обучающимися (ма й 2019 года);

3. Проведение обучающих занятий в игровой форме и совместных экскурсий в

финансовые организации Полтавского муниципального района (июнь 2019 года);

- Управление Пенсионного фонда России Полтавского района Омской области

5. Анализ полученных результатов (сентябрь 2019 года).

Наша рабочая групп а состояла из учеников 9 и 11 классов, ребята с первого этапа

активно включились в работу и определяли и к орректировали дальнейший ход проекта.

Основное время было сориентировано на проведение экскурсий в финансовые

Управление Пенсионного фонда России Полтавского района Ом ской области

(межрайонное). В каждой организ ации были рассмотрены основные н аправления

деятельности и вопросы, с которыми можно обратиться в эти учреждения. Учеников 6

классов ин тересовал – средний размер пенсии в район е, мин имальный возраст з аемщика,

сумма МСК, какую сумму можно з аработать, вн еся деньги на банковский вклад и многое

другое. С началом но вого учебного года в сентябре наша рабочая груп па провела квест

Проект был направлен на уч еников шес того класс а, в ходе реализации целева я

аудитория была расширена, на каждом этапе к проекту подключались новые участники.

При сравнении результатов п ервичного тестирования и результатов квест и гры, можно

отметить сформированность первичных знаний в области фи нансов у учеников основной

школы. Реализация проекта показала, что ученики готовы к саморазвитию, способны

ставить цели и строить жизненные планы, проявляют интерес к выбранно й теме. К

результатам реализации проекта можно также отнести то, что участники проекта

научились работать с экономической информацией, осмыслять её, произ водить простые

А (пенсионные баллы) х В (стоимость пенсионного балла) + С (фиксированная выплата).

Задание: рассчитайте пенсию для Дмитрий Дмитри евича и Матвей М атвеевич

- стоимость пенсионного балла в 2019 году – 87 рублей 24 копейки;

- фиксированная выплата в 2019 году – 5334 рубля 19 копеек,

- стоимость пенсионного балла в 2019 году – 81 рублей 49 копеек;

- фиксированная выплата в 2019 году – 4982 рубля 90 копеек.

1. Антон купил 100 долларов США по курсу 30 рублей за доллар и разместил деньги на

один год на валютном депозите под 4% годовых. По прошествии года Антон снял деньги

со вклада и поменял доллары США на рубли по курсу 34,6 рубля за доллар. Какую сумму

2. Василий вложил на 3 - х месячный депозит 12 тысяч рублей по ставке 12% годовых.

1 . Пенсионерка Алла Ивановна поехала на рынок, чтобы п риобрести н еобходимые

продукты. Такие поездки она совершает н а троллейбусе. Оплатив свой проезд, она

направилась к сиденью. Однако в этот момент троллейбус резк о затормозил, и Алла

Ивановна сильно стукнулась о поручень, п олучив сотрясение мо зга. Может ли Алла

Ивановна получить компенсацию нанесения вреда её здоровью? Если да, то каким

2. Гражданин П. п ланирует заключить договор страхования КАСКО. По его мнению,

самым важным критерием п ри выборе страховой компании является цена страхового

полиса. Проведя мониторинг цен на страховом рынк е своего города, гражданин Н. выбрал

компанию, которая готова оказать ему услуги по ук азанному виду за 1 2 000 руб. (средняя

цена н а аналогичный полис в регионе 25 000 руб.). Наскол ько правилен п одход

гражданина П. к выбору страховой компании? Какие последствия может повлечь за собой

Личная финансовая безопасность как залог успешного будущего

Гаус Ольга Игоревна, учитель истории, обществознания, экономики,

В 2018 г. я, как учитель гуманитарного цикла предметов, прошла курсы п овышения

рамках обучения нас познакомили с одной из возможных форм реализаци и курса

финансовой грамотности в школе – проектной деятельностью.

Под моим руководством как педагога - наставника с группой обучающихся,

ориентированных на педагогические специальности, был раз работан и реализован

выбрано нами неслучайно – финансовая грамотность относится к актуальным н авыкам ХХI

С вопросами финансов связаны все сферы общественной жиз ни: политическая,

экономическая, социальная и духовн ая. В нашем мире иметь навыки по управлению

своими финансами стало жизненно необходимым : современный человек ежедневно

рассчитывает свои доходы и расходы, ведет лич ный и семейный бюджет, планирует

накопления. Финансовая грамотность позволяет управлять своим финансовым

благополучием, строить долгосрочные планы и доби ва ться успеха.

Особую актуаль ность данн ый комплекс навыков приобретает для молодежи. У

выпускников общеобразовательных учреждений на се годняшний день фиксируется

недостаток знаний и опыта по управлению личными финансами, оценке финансовых

рисков. А ежегодное увеличение количества жертв, связанных с фи нансовым

мошенничеством, свидетельствует о том, что фи нансовые зн ания и установки необходимо

На уровне основного общего образования важно сформировать базовые навыки

финансовой грамотности и принятия финансовых решений , акцентировать вн имание

обучающихся на сложностях в выстраивании финансовых отношений человека с банками,

страховыми компаниями и другими финансовым и институтами. Не менее важно научить

Финансовая грамотность граждан – основа для решения глобальных социально -

экономических задач. Особое вн имание следует уделить формированию основ финансовой

грамотности обучающихся общеобразователь ных организаций, так к ак в ближайшем

будущем и менно нам предстоит развивать и совершенствовать финансовую систему

страны, стать основными клиентами финансовых институтов.

Именно этими положениями мы руководствовались при разработке и реализации

Цель проекта – реали зовать мероприятия, направленные на повыше ния уровня

финансовой грамотности среди учеников 6 класса (13 лет) основной школы в Полтавском

Для ее достижения нами были поставлены следующие задачи:

1. Определить основные темы раздела финансовой безопасности.

2. Подготовить необходимый обучающий материал д ля выбранной категории

3. Провести совм естно с орг анизация фи нансовой сферы Полтавского

5. Проанализировать полученные результаты, разработать дальнейшую стратегию .

В работе над проектом нами были испол ьзованы след ующие методы: и зучение и

анализ литературы, анкетирование, социологичес кий опрос, анализ официальных

статистических данных, использование материалов порталов п о финансовой грамотности

Продолжительность проекта составила 6 месяцев с апреля по сентябрь 2019 г.

Со держание этапов реализации проекта предпола гало:

- проведение анкетирования среди родителей с целью выяснения ур овня финансовой

грамотности самих родителей, а также их заинтересованности в том, чтобы их ребенок

- на основе результатов анкетирования определение основных тем и блоков для

- проведение обучающих занятий в игровой форме и совместных экскурсий в

организации финансовой сферы Полтавского района (июн ь – август 2019 г.): АО

Пенсионного фонда России Полтавского района Омс кой области (межрайонное).

На д проектом работала рабочая группа, состоящая и з учеников 9 и 11 классов. Р ебята

с первого этапа акти вно включились в работу, определяли и к орректировали дальн ейший

ход п роекта. Основное время было уделено проведению экскурсий в учреждения

финансовой сферы района. В каждой органи зации были представлены ее основные

направления деятельн ости, а также озвучены вопросы, с которыми можно обратиться в эт и

учреждения. Учеников 6 классов интересова л средний размер пенсии в райо не,

минимальный возраст заемщика, сумма МСК, какую сумму можно заработать, внеся деньги

В начале нового учебного 2019-2020 года в сентябре наша рабочая группа провела

Изначально проект бы л направлен на учеников шестого класса, однако в ходе его

реализации целевая аудитори я была расширена, на каждом этапе к проекту подключались

все новые участники. При сравнении результатов первичного тестирования и результатов

квест - игры, мы отметили сформированность первичных знаний в области финансов у

учеников основной школы. Реализация ж е проекта показала, что ученики готовы к

саморазвитию, способны ставить цели и строить жизненные планы, проявляют интерес к

выбранной теме. К резуль татам проекта можно также отнести то, что его участники

научились работать с экономической информацией, осмыслять её , производить простые

Своим мнением о ходе развития проекта поделилась ученица 11 класса , Черник ова

Татьяна: «Сфера финансов мне стала очень близка после защиты научной работы на НОУ

проекта определились быстро. Наша команда вклю чалась в работу активно, а главное, всем

было интересно. Мы с нетерпением ждали следующего эт апа и, кон ечно, тех р езультатов,

которые достигли учас тники. Ребята, участвовавшие в проекте, оказались очень

любознательными, им не приходи лось н ичего повторять дважды. В ходе экскурсий я также

Ученик 6 класса Кусливый Святослав: «Мне п онравился этот проект. Благодаря

участию в нем я научился правильно распределять средс тва на подготовку какого - либо

праздника. Также и гра научила меня экономить, и я теперь знаю, кто такие финансовые

мошенники. Побольше бы таких проектов, ведь в игровой форме всё воспринимается

Проект был презентован на региональном уровне 18 октября 2019 г. в ходе Ярмарки

педагогических проектов н а Форуме молодых педагогов Омс кой области «Молодой

ноября 2019 г. в рамках открытия Международного методического центра «Академия

В заключении отмечу, что, на наш взгляд, данное направление не будет терять своей

актуальности и в дальнейшем, так как область финансов пребывает в постоянн ом развитии .

Проект может быть воплощен в любом районе, ведь организации финансовой сферы

активно идут навстречу, п роявляют заинтере сованность в проведении консультаций,

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Цель: - сформировать у учащихся представление о финансах простым и понятным языком; - объяснить, что финансы это многогранное понятие, которое включает в себя и наличные деньги, и безналичные денежные ресурсы, и др. формы и инструменты денежных средств, а также — финансовые отношения, связанные с расчетами денежными средствами между субъектами рынка. - обогатить словарный запас учащихся. Задачи: • воспитывать экономическое сознание, экономическую культуру; • развитие интереса к экономическим знаниям через игру; • развитие умения применять знания в современной жизни.


- обобщение и систематизация знаний в области финансовой грамотности, формирование навыков рационального поведения в условиях повышения риска финансового мошенничества.

- мотивировать обучающихся на выработку личной стратегии грамотного поведения в ситуациях растущих финансовых рисков и мошенничества

развивающая: развивать:

- логическое мышление;

- самооценку деятельности на практическом занятии;

- умение анализировать свои ошибки и исправлять их в процессе решения задач;

воспитательная: воспитывать:

- умение слушать друг друга;

- добросовестное отношение к учебному труду;

- ответственность за результаты своего труда.

- рассмотреть примеры финансового мошенничества из истории и юридической практики в России и за рубежом;

- изучить нормативно-правовую базу по финансовым отношениям;

- подготовить памятку по правилам грамотного поведения в финансовой сфере

Личностные компетенции:

- понимание необходимости быть осторожным в финансовой сфере,с проверять поступающую информацию с различных источников;

- осознание того, что деньги необходимо хранить в надёжном месте;

- понимание того, как строится финансовые пирамиды и как не попасть на предложения их организаторов.

Метапредметные компетенции и умения:

- организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2).

- принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК 3).

- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4).

- самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразование, осознанно планировать повышения квалификации (ОК 5).

- работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (ОК 6).

- не попадаться на уловки телефонных и Интернет -мошенников;

- защищать личную информацию, в т.ч. в сети Интернет;

- отличать финансовую пирамиду от добросовестных финансовых организаций.

Предметные компетенции:

- владение основными принципами принятия оптимальных финансовых решений в условиях потенциального риска мошенничества

- куданеобходимо обратиться при столкновении с мошенничеством;

- как работает финансовая пирамида и чем она опасна для своих вкладчиков;

- какова мера ответственности государства в случае финансового мошенничества.

Оснащенность занятия: проектор, раздаточный материал, планшеты.

2. СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Этапы занятия, время

Содержание деятельности обучающихся

Содержание деятельности преподавателя (организатор).

Проверяют готовность к уроку. Приветствуют преподавателя.

Распределяются по группам.

Проверяет готовность обучающихся .

Организует распределение по группам, обеспечивает раздаточным материалом.

Высказывают свои мысли.

Пытаются отвечать, строят предположения.

Определяют тему занятия. Ставят цель занятия.

Тема: Финансовое мошенничество и риски финансовых пирамид

Цель учебная: в чём заключается риск финансового мошенничества и как его избежать.

- о чём говорит этот отрывок?

- на какие человеческие слабости указывают кот Базилио и лиса Алиса?

- предположите, о чём пойдёт речь на этом занятии?

Как бы вы обозначили тему нашего занятия?

Какова цель нашего занятия?

3. Основной этап.

ние навыков рационального поведения в условиях повышения риска финансового мошенничества.

Каждая микрогруппа выполняет задание; определяет выступающего, который будет представлять выполненное свое задание.

Дают определения понятиям на основе имеющихся знаний, личного и социального опыта.

Изучают полученные материалы и выполняют задания.

Работа в микрогруппах, выполнение заданий

Задание:

- сравнить условия возникновения, деятельности и краха финансовых пирамид в разных странах (сравнительно-исторический метод)

Вопросы:

- по каким признакам можно распознать мошенников?

- какие способы используют мошенники для "одурачивания" почтенных граждан

3 группа: изучает статьи УК РФ и ГК РФ

Вопросы:

- какая ответственность грозит за финансовое мошенничество?

Презентация продукта Слушают выступающего, задают вопросы, участвуют в обсуждении, формируют оценочные суждения по ходу обсуждения вопросов, дополняют выступающих.

Инструктаж по заданию.

Инструктаж обучающихся о способах оценивания на занятии критериях оценки

Ответить на вопрос, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите эти понятия?

Объявляет начало презентации работ.

Поясняет, что задача тех, кто слушает, заключается в следующем:

-задавать вопросы на понимание, уточнение;

-участвовать в обсуждении;

-формулировать оценочные суждения по поводу работы микрогруппы.

Предлагает в качестве обобщения и систематизации знаний подготовить памятку о том, как защитить себя от финансового мошенничества.

Отвечают на вопросы. Обосновывают суждения.

Заполняют оценочные листы и выводят общую оценку за занятие.

4. Заключительный этап.

Подведение итогов занятия.

Отвечают на поставленные вопросы.

Предлагает определить значимость полученной на занятии информации, удовлетворённость совместной работой.

Предлагает поделиться полученными знаниями со своими близкими, ровесниками, людьми пожилого возраста в целях финансовой безопасности.

Критерии оценки результата по выполнению задания

Результат действия

Обучающиеся показывают знания вопросов в полном объеме, ответ формулируется грамотно с использованием профессиональной терминологии, показывают реализацию теоретических знаний на практическом занятии: последовательно уверенно выполняют алгоритм практического задания; показывают умения грамотного пользования раздаточным материалом и правильности оценки ситуации в полном объеме.

Обучающиеся показывают достаточный объем знаний и владеют профессиональной терминологией, но при ответе допускают незначительные ошибки, выполняют практические задание с незначительными ошибками, показывают умения грамотного пользования раздаточным материалом и правильности оценки ситуации, допуская 1-2 ошибки.

Обучающиеся показывают слабые знания как теоретические, так и в практическом задании. Не умеют выстроить логику ответа, задание выполняют с погрешностями, показывают умения грамотного пользования раздаточным материалом и правильности оценки ситуации, допуская 3-4 ошибки.

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Группа___________

Знание теоретического материала.

Умение находить нужную информацию.

Умение выполнять и обосновывать практическое задание.

Инструктаж по выполнению практической работы обучающихся.

группа разбивается на несколько микрогрупп по 5-6 человек;

внутри каждой группы, между ее участниками распределяются роли: капитан, члены команды.

выдача раздаточного материала;

капитан распределяет задание каждому участнику;

задания выполняются коллективно;

презентация работы каждой микрогруппы;

Что представляет собой финансовая пирамида?

Финансовая пирамида — это организация, обеспечивающая свой доход и доход инвесторов за счет постоянного привлечения денежных средств. Первые вкладчики пирамиды получают доход за счет вкладов новых участников, а те - за счет вкладов последующих и так до полного ее краха. Как правило, истинный источник дохода организации скрывается. Как только пирамида лишается новых финансовых вкладов — она рушится.


Список крупнейших финансовых пирамид

1. Схема Понци

Но в действительно, ЧарльзПонци не скупал купоны, которые обменивались исключительно на марки, а выплачивал старым вкладчикам деньги новых участников. К июлю векселя Понци приносили ему до 250 тысяч долларов ежедневно. В августе того же года компания была проверена федеральными агентами и ликвидирована как пирамида. В ходе суда часть денег была возвращена вкладчикам, более 2-х миллионов так и не были найдены, сам итальянец получил 5 лет тюрьмы.

2. Португальская пирамида Доны Бранки

3. Афера Бернарда Мейдоффа

Пирамида БарнардаМедоффа является одной из крупнейших финансовых афер современной истории. Среди потерпевших более трех миллионов человек и сотни финансовых организаций, которые потеряли свои сбережения на общую сумму более 64,8 млрд.

Осенью 2008 года ряд крупных инвесторов обратились к Мейдоффу с просьбой выдать вложенные ими средства на общую сумму около $7 млрд, но фонду просто нечем было платить. Пирамида рухнула. Выяснилось, что MadoffSecurities не занимался инвестициями денег вкладчиков как минимум в течение последних 13 лет! На момент разбирательств задолженность компании составила примерно 50 миллиардов долларов США. Примечателен и тот факт, что сдали ФБР Мейдоффа собственные сыновья, которым он рассказал о своей самой большой лжи по схеме Понци.В отличие от относительно небольших сроков предыдущих создателей пирамид, Бернард Мейдофф был приговорен к 150 годам лишения свободы.

4. МММ Сергея Мавроди

Случаи финансового мошенничества участились в Альметьевске. Альметьевская городская прокуратура обращает внимание населения на участившиеся в последнее время случаи финансового мошенничества в сфере кредитно-потребительской кооперации.В последние несколько лет начали вновь активизироваться финансовые пирамиды. Доверчивые граждане, будто позабыв уроки 90-х годов, понесли свои сбережения в сомнительные компании, обещающие высокие проценты доходности.

Такие компании предлагают доходы, значительно превышающие аналогичные, представленные на рынке в том же сегменте деятельности. А потом, собрав приличную сумму денег, исчезают, не оставив после себя даже имущества, на которое возможно наложение взыскания.

По вышеуказанным фактам 11 ноября 2014 года следователем следственного отдела ОМВД России по Альметьевскому району возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием, совершенное в особо крупном размере), по которому в настоящее время проводится предварительное расследование.

К сожалению, мошеннические структуры бросают тень и на добропорядочные компании, мешают им работать, вызывая отток клиентов. Благодаря их деятельности, у населения может развиваться недоверие к любым, даже добросовестным, инвестиционным институтам. Проверить деятельность компании, а также вынести вердикт о законности ее действий могут правоохранительные органы. Для инициирования проверки необходимы обращения граждан. Поэтому, если у вас возникли подозрения в незаконной деятельности, просим вас сообщать о подозрительных компаниях правоохранительным органам города. Лучше предупредить мошенничество, чем бороться с его последствиями, оплакивая потерю своих сбережений.

Конечно, не все признаки однозначно указывают на то, что перед вами мошенники. Тем не менее, будьте внимательны, обезопасьте себя от потери средств.Проверьте документы компании: свидетельство о регистрации, устав. Попросите образец договора на руки и проконсультируйтесь с юристом. Узнайте, чем конкретно занимается компания и куда будут вложены ваши деньги. Спросите, где это можно проверить. Проверьте эти сведения самостоятельно. Сравните условия с другими фирмами, предлагающими аналогичные услуги. Если имеют место более выгодные условия размещения ваших средств, поинтересуйтесь у сотрудника компании, за счет чего прибыль их компании в разы выше, чем у аналогичных структур, работающих в этой сфере, и получите внятные ответы на свои вопросы. Посмотрите, что за документ остается у вас на руках взамен отданных вами денег. Можно ли назвать его финансовым документом, на основании которого очевидно, что фирма должна вернуть вам ваши деньги?Ничего не подписывайте, не разобравшись. Потом может выясниться, что ваши деньги – благотворительное пожертвование, или вступительный взнос, благодаря которому вы стали членом сомнительного клуба. Ваши финансовые взаимоотношения с компанией должны быть оформлены в соответствии с законодательством.

Прежде чем отдать свои деньги, которые вы заработали или копили в течение многих лет, подумайте о том, кому вы их отдаете и на что вы их отдаете. Помните, что финансовая пирамида изначально создается, чтобы обогатить ее создателей, а не вас.

ПАМЯТКА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

КАК ЗАЩИТИТЬ СЕБЯ ОТ ФИНАНСОВОГО МОШЕННИЧЕСТВА

Защищай личную информацию!

Проявляй бдительность при обращении с личными документами и документами родителей (паспортами, водительскими правами, кредитными картами и др.).

Ни в коем случае не сообщай информацию о себе либо о своем финансовом положении тем людям, у которых нет оснований располагать подобной информацией. В особенности это касается номеров кредитных карт и информации о банковских счетах. Помни, что сотрудники банка не будут звонить и спрашивать данные кредитной карты твоих родителей!

Проявляй осмотрительность при выкладывании в сеть личных данных. Ограничь доступ незнакомых людей к информации в социальных сетях, потенциально интересной для мошенников.

Не передавай свой паспорт сомнительным лицам, обещающим вознаграждение за его использование. На тебя может быть оформлен кредит, куплена валюта в больших объемах, оформлен сомнительный перевод денег или получены средства с украденной кредитной карты.

Правильно обращайся с кредитной картой!

Если ты снимаешь деньги в банкомате, при вводе ПИН-кода нужно прикрывать рукой клавиатуру. Храни ПИН-код отдельно от банковской карты, никому не сообщай свой ПИН-код. В случае утери кредитной карты, нужно срочно ее блокировать, сообщив в банк.

Помни о возможности кибермошенничества!

В твоем компьютере должен быть установлена антивирусная программа, чтобы мошенники не могли похитить твои персональные данные.

Помни о поговорке, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке!

Не участвуй в финансовых пирамидах!

Прежде чем принимать участие - собери информацию об этой организации.

Помни о признаках финансовых пирамид: обещание сверхвысокой доходности; требование оплатить вступительный взнос, причем как можно скорее; отсутствие предупреждений о возможных рисках; выплата вознаграждения за привлечение новых вкладчиков; замалчиваются имена руководителей компании и ее реквизиты и др.

Никогда не вкладывай заемные деньги! Никогда не вкладывай последние деньги!

Защити себя сам от финансового мошенничества - не надейся на государство или полицию!

Многие старшеклассники уже сейчас задумываются о взрослой жизни, о том, как выбрать хорошую профессию, реализовать свои планы и мечты. А для этого не в последнюю очередь важно достичь финансовой независимости и уметь грамотно обращаться со своими деньгами. Финансы окружают нас повсюду, и знать базовые правила их безопасного использования жизненно необходимо каждому.

Предлагаем ознакомиться с онлайн-уроками по финансовой безопасности:




Читайте также: