Философия как форма осмысления национальных культурных традиций кратко

Обновлено: 07.07.2024

Для определения линий взаимосвязи философии и культуры важно уяснить исходный, базовый тезис, что культура во всех своих проявлениях и формах, исторически (генетически) и субстанциально (по своей сущности) детище человека, различных видов его деятельности в личностных, групповых и общественных рамках. Это – объективная реальность, в которой воплощены способы и результаты деятельности людей – подлинных творцов культуры.

Развитие культуры находится в прямой связи с освобождением человека от природной зависимости, его порабощения государством, обществом, собственными пороками. Свобода, являющаяся центральной проблемой философской антропологии, по мере ее достижения определяет развитие человека результатами собственной деятельности, а не вмешательством внешних, в том числе сверхъестественных, посторонних сил. Тем самым культура получает глубинные философские основания реализации возможностей освобожденного труда в создании материальных и духовных ценностей. Некоторые из них носят уникальный характер, отличаются неповторимостью, имеют общекультурное значение.

Философия, используя аксиологический, т.е. ценностный подход, раскрывает соотношение внутреннего мира человека, его мировоззренческих ориентиров, мотиваций, потребностей и интересов, достигнутого в целом уровня личностной культуры и внешних форм жизнедеятельности, направленной на создание общезначимых образцов материальной или духовной культуры. Тем самым она образует сферу проявления подлинной сущности, выступает одновременно как побудительный стимул, необходимое условие и совокупный результат его развития.

Выработанная в философии и культурологии категория культуры фиксирует меру освоенности человеком своего внутреннего и внешнего мира; определенную систему способов и средств, методов и регулятивов человеческой деятельности. Философская теория культуры и культурного развития исходит из того, что это – бесценный источник прогресса социума и человека.

Философский смысл имеет широкая проблематика культуры, включая определение системы ее ценностей и норм, степени их укорененности в обществе; ее социальных носителей, теоретического и художественного содержания; закономерностей наследования культуры, преемственного развития в духовной сфере; типа взаимосвязи культуры с социальной действительностью; социально-территориальных особенностей, соответствия национальному характеру, ментальным особенностям населения, ее отношения к власти, общественному и государственному строю и др.

Как показывает история культуры, философия многовариантна по своей форме и содержанию. Даже в европейской культуре она принимала самые разнообразные формы. Это не удивительно, ибо философия, как любовь к мудрости, подобно мифическому Протею, может принимать обличья тех форм культуры и знания, в которых она видит источник жизненной мудрости.

Однако не только форма, но и содержание философии варьируется в зависимости от исторической эпохи и культурной среды, ее порождающей. Оно может детерминироваться социальным заказом, злобой дня, вызовом времени, кризисом глобального порядка. Однако какую бы форму ни принимала философия, как бы ни изменялось ее содержание, она всегда хранила в себе некий инвариант социокультурных задач, которые и выполняла с разной степенью успеха в жизни общества и человека.

Мир дан нам как совокупность самых разнородных явлений, и главная задача философии, ее специфическая функция заключается в том, чтобы представить его как нечто целостное, единое, имеющее один общий источник и основание.

Культура как явление общественной жизни является объектом изучения для многих наук. Ее исследуют история и эстетика, психология и социология, археология, этнография.

Например, этнографию интересует культура этноса, т.е. конкретной народности, нации или всего народа. Эстетика изучает художественную культуру, которая создается в рамках различных видов искусства. Каждая наука реализует свой специфический интерес при изучении этого сложного феномена.

Философия также изучает культуру, но не ее единичные проявления. Она рассматривает культуру как целостное и многомерное явление общественной жизни. Философия стремится ответить на вопросы о том, что такое культура, какое место она занимает в историческом процессе и какую роль играет в социализации человека. Философию интересуют самые общие проблемы, касающиеся сущности культуры и ее роли в общественной жизни.

Что же такое культура с точки зрения философии?

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

В средние века культура ассоциировалась, прежде всего, с личным совершенством человека. Культура – это богоподобие человека, самопознание, его служение Богу и самоукрощение.

В эпоху Возрождения под культурой стало пониматься соответствие человека высокому гуманистическому идеалу. Культурным считался универсально развитый человек, разумный и деятельный.

Просветители XVIII в (Ф. Вольтер, Д. Дидро и др.) смотрели на культуру как на воплощение разумного. Соответственно, культурность нации противопоставлялась ими варварскому состоянию народов, их дикости. Культура измерялась достижениями наук и ремесел, а ее целью считалось сделать всех людей счастливыми. В то же историческое время появилась и пессимистическая трактовка культуры, критика ее негативных сторон и противопоставление культуры природе. Такую позицию исповедовал Ж.Ж. Руссо, считавший, что культура является источником несправедливости и зла в обществе. По его мнению, она разрушает нравственность людей и не делает их более богатыми и счастливыми. Руссо считал, что все пороки в человеке идут не от природы, а от достижений культуры. Он делал категоричный вывод о том, что человеческие души развращались по мере того, как совершенствовались науки и искусства, и поэтому образованные нации (например, Египет, Греция) легче всего становились добычей иноземных завоевателей. Руссо призывал жить в согласии с природой, вдалеке от городов, а воспитание человека осуществлять на лоне природы и в соответствии с ее требованиями. В немецкой классической философии культура воспринималась как сфера духовной свободы человека. Эта философия решительно разделила весь окружающий мир на мир природы и мир культуры. Подчеркивалось, что культура – это мир идей и вещей, созданный в ходе человеческой деятельности. Рост культуры рассматривался как один из законов истории общества. Такой подход наиболее отчетливо проявился в творчестве И. Гердера. Он обосновывал идею о том, что культура – это прогресс в развитии способностей человеческого ума. Важнейшим проявлением культуры является, по мнению философа, язык.

В классической марксистской философии XIX в. понятие культуры стало употребляться для характеристики творческих сил человека и совокупных результатов его деятельности. В марксизме подчеркивалась идея обусловленности культуры конкретным способом материального производства, характером общественно-экономической формации и исторической эпохи. Считалось, что культура всегда носит конкретно-исторический характер (первобытная, буржуазная и т.д.), а ее высшим проявлением станет культура коммунистического общества. В марксизме исследовались различные проявления культуры – культура труда, политическая культура и др.

Основатель психоанализа З. Фрейд исходил из идеи вечного и неустранимого противоречия между человеком и культурой. По его мнению, человек – это существо исключительно природное, наделенное совокупностью потребностей и инстинктов. Культура же враждебна человеку, поскольку она ограничивает свободу его действий. Уже первобытный коллектив был инструментом подавления человека с помощью норм и запретов. Фрейд был убежден, что современный человек является в большей степени пленником культуры в сравнении с его первобытными предками, и эта тенденция в итоге погубит все человечество.

В XX в. имелись и иные представления о культуре. Так, в некоторых учениях (Д. Белл, Р. Арон и др.) культура сводилась, прежде всего, к достижениям науки и техники, которые якобы способны обеспечить стремительный прорыв человечества в блестящее будущее.

Таким образом, в истории философии выделялись и изучались различные стороны культуры.

Интегрирующая роль философии в культуре тесно связана с ее аналогичным значением в жизни человека. Будучи мировоззрением, она соединяет всю совокупность знаний и ценностей, которыми живет человек, в единое целое. Имея мировоззрение, сознательное представление о мире в целом и о себе, как части этого целого, человек является носителем определенных убеждений. Чем более выражены в нем убеждения, тем более яркой и значительной личностью предстает он перед другими людьми. Личность созидается истиной, добром и красотой, в ней заключенных. Чем более слаженны между собой эти понятия, тем более целостной и гармоничной является личность, тем, стало быть, ближе она к мудрости. Философские учения, созданные профессиональными мыслителями, дают людям необходимый материал для строительства каждым своей личности, для постижения Истины, Добра и Красоты.

Главный вывод, который вытекает из рассмотрения вопроса о соотношении философии и культуры, состоит в том, что в этом мире только от человека зависит, какую культуру от создаст и в какой мере она облагородит (или подорвет) его бытие и возвысит (или унизит) его дух.

В национальной белорусской идее воплощается историческое стремление белорусского народа к свободе, самостоятельности и благосостоянию, сохранению и развитию белорусской науки, белорусского языка и белорусского государства, гуманистических перспектив и гражданской ответственности за будущее страны.

Формирование белорусской идеи как систематизированного обобщения национального самосознания, имеет глубинные корни и представлено, как в рационализированной, социально-философской и общественно-политической форме, так и в образно-типизационном, художественно-литературном выражении. Суть ее заключается в осмыслении бытия белорусского этноса, исторического наследия и борьбы белорусского народа, его национальной идентичности и самости, генетических истоках исторического предназначения, идей сосуществования, основаниях уникальности, особенностях национального характера, геополитического положения и роли в глобализационных процессах современности. Становлению белорусской идеи способствовали ассимиляция духовного опыта западноевропейской и русской традиций в культуре Беларуси, социально-философские и гуманистические идеи в белорусской философии (Ф. Скорина, С. Будный, С. Полоцкий), развитие философско-белорусского самосознания в ХХ в. (А. Гарун, Н. Абдиралович-Канчевский и др.), философско-публицистические выступления и произведения (К. Калиновский, Я. Колас, М. Богданович, Ф. Богушевич, Я. Купала, В. Ластовский).

Мощная волна национального возрождения взламывает старые формы, раскрывает тайны о начале белорусской государственности, исторических событиях и личностях, "белых" пятнах национального самоутверждения и самоидентификации, утверждает величие нашего прошлого и обосновывает веру в будущее белорусского народа, как уникального субъекта истории и органического компонента европейской и мировой цивилизации. Национальная идея является источником духовного обогащения, формирования гуманистического мировоззрения, высоких гражданских качеств, возрождения исторической памяти и национального самосознания, чувства гражданской гордости и патриотизма, национально-культурного возрождения Беларуси.

Национальная идея формируется лишь в контексте традиций национальной культуры, ибо традиция (от лат. - передача, предание) - это способ бытия и воспроизводства элементов социального и культурного наследия, норм поведения, мировоззренческих установок, форм сознания и человеческого общения. Традиция характеризует связь настоящего и прошлого, выступая своего рода посредником между современностью и прошлым, механизмом хранения и передачи образцов, приемов и навыков деятельности. Противоречивость традиции проявляется в том, что она, с одной стороны выглядит как консервация прошлого, символ "отставания", "отсталости" и неизменности, с другой стороны - выступает как необходимое условие сохранения, преемственности и устойчивости человеческого бытия. В то же время развитие культуры невозможно представить без создания новых культурных продуктов и образцов, или так называемой культурной инновации, благодаря чему формируется национальная культура.

Национальная культура - культура определенной нации, сложившаяся на протяжении ее исторического развития на основе этнической культуры. Белорусская национальная культура сложилась на основе культуры белорусского этноса во взаимодействии с культурами других этнических групп - украинцев, русских, литовцев, и др. Своеобразие белорусской культуры определили ее тесные взаимоотношения с другими народами, "пограничный" характер. Белорусская культура на протяжении всего своего развития всегда чувствовала влияние других культур и сама значительно повлияла на соседние культуры. Тесные взаимоотношения были обусловлены географическим положением Беларуси (расположение между Востоком и Западом), прохождением через страну двух больших культурных регионов (влиянием двух миров) - православно-византийского и римско-католического.

В силу особого географического положения Беларуси, находящейся на стыке двух центров - западного римско-католического и восточного православно-византийского, ее территория часто подвергалась постоянному переделу. Возможно, этим объясняется то, что самоидентификация белорусов носила в основном локальный характер и основывалась больше на принадлежности к определенной территории, местности, региону ("тутэйшыя"), социальной группе (православные, католики и т.д.), клану, роду, семье, возвышаясь иногда до уровня нации и государства. Отсутствие непрерывной традиции, воздействие различных культур и цивилизаций затрудняли процессы идентификации белорусов, не давали четких критериев определения культурной принадлежности.

Белорусам сегодня необходимо самоопределиться, "найти самих себя", иметь довольно сил, что гарантировало бы равноправное участие в свободном обмене передовыми идеями и течениями мысли в духовной жизни восточного и западного регионов, помогло процессу самоидентификации и формированию чувства патриотизма. Чувство патриотизма играет особую роль в формировании современных мировоззренческих приоритетов белорусской государственности. Патриотизм (от греч. - patris - родина, отечество) - идея, чувство и действия, выражающие любовь и преданность Родине, способствующие ее успехам во всех сферах внутренней жизни, повышению ее могущества и укреплению авторитета на международной арене. Патриотизм - это осознание общности интересов людей, веками живущих в обособленных отечествах, уважение к историческому прошлому своего народа, гордость за его достижения и горечь за неудачи, беды и ошибки предков и современников, активная деятельность по созданию нового, прогрессивного. Обязательной стороной подлинного патриотизма является уважение к другим народам, их языку, культуре, истории.

Исторический опыт показывает, что государства, достигавшие высоких вершин экономического, политического и культурного развития на определенных исторических этапах, всегда обращались к объединяющим мировоззренческим идеям, выражающим в концентрированном виде цели, к которым стремится общество. Такого рода идеи впитывают в себя духовные ценности, значимые и понятные каждому человеку, вследствие чего они способны выступить в качестве мировоззренческого мобилизующего начала. Так, в свое время немецкая философия, разрабатывая категории абсолютного духа, единства мирового разума, рационального начала в развитии общества и др., выработала систему общенациональных ценностей, которые были реализованы политической практикой создания сильного германского государства из мелких княжеств. Становлению государственности в США также способствовало провозглашение идеологемы "американская мечта", дополненной в период великой депрессии рузвельтовским "новым курсом", а позже идеей "нового общества" вместе с системой долгосрочных программ борьбы с бедностью, расизмом, неграмотностью. Фундаментальная идея "мирового порядка", которая со стороны других государств воспринимается как "мировое государство", характерна для современного американского общества.

Противоречивость русской души, ее амбивалентность во многом объясняются антиномиями исторического пути Руси, которые ей пришлось испытать, ее промежуточным, неустойчивым положением между двумя цивилизациями. Трудолюбие и лень, деспотизм и доброта, бунт и смирение, коллективизм и персонализм, мужское и женское, христианство и язычество, аскетически-монашеское и безбожное, трудолюбие и праздность и т.д. - таковы противоположные начала русского характера. Комплекс раболепия (сервилизма), транслированный от Востока, причудливо сочетался здесь с бунтарским духом, вечным стремлением к свободе.

Духовные ценности белорусов несомненно формировались в контексте восточно-славянского менталитета, традиционно испытывая трудности существования между Востоком и Западом и осуществляя поиск собственного пути развития. Белоруская ментальность впитала в себя и униатскую склонность к компромиссам, и героику католицизма, и строгую воздержанность вместе с индивидуализмом протестантизма. Многие исследователи отмечают, что белорусы миролюбивы, для них нехарактерно чувство национального превосходства над другими национальностями. Говоря о толерантности белорусской нации, обычно выделяют такие черты, как рассудительность и поиск справедливости без насилия, стремление к разумному компромиссу, терпимость, чуткость, уважение людей с иным мировосприятием и стилем мышления.

Система ценностей белорусов формировалась под влиянием западно- и восточнославянской культур. Она имеет много общего с ценностями русского общества (с общеславянскими ценностями). В то же время для нее характерны свои особые, специфические черты. Общие ценности - коллективизм, стремление к справедливости, ориентация на общинно-коллективистские (евразийские), а не на индивидуалистические (западноевропейские) ценности существования. Для белорусов, как и для русских и украинцев, основным является не личность, а коллектив, общество с идеалами братской любви и солидарности. Формирование духовных ценностей белорусского народа во многом связано с влиянием православно-византийского духовного наследия.

Для белорусов характерным является уважение права, законопослушание. Одно из главных мест в этой системе занимает толерантность (высокая степень национальной, расовой, конфессиональной и др. видов терпимости), трудолюбие, бережное отношение к земле и дому. Толерантность белорусов связана не только с поликонфессиональной средой, но и выступает как жизненная необходимость поддержания сложного равновесия, баланса разнонаправленных сил и влияний, в сфере которых постоянно оказывался белорусский народ на протяжении своей истории. Исключительная любовь к родной земле, привязанность к родным местам, хозяйственность, бережливость, трудолюбие, преданность семье и семейно-родовая солидарность - характерные черты белорусов.

Сегодня приоритетными для белорусов становятся такие ценности, как белорусская государственность, культура, язык, ценности собственной истории, национальных традиций, обычаев, общечеловеческих идеалов добра, правды, справедливости, соблюдения прав человека.

Отмечается неоднородность белорусской ментальности в зависимости от местонахождения: так для Гродненщины и других районов Западной Беларуси, развивающихся под влиянием католической Польши, Литвы и протестанской этики Западной Европы, характерна индивидуализация жизни; в Полесье же преобладает культ сельской общины; в белорусском Поозерье, граничащим с Россией, проявляется православная соборность.

В последнее время все чаще слышен призыв к единению славян, который зародился в глубине веков. Объединительная программа всех славян, т.е. восточных, южных и западных (европейских), католиков, православных и др., именуется панславизмом. Еще во времена Московской Руси, в царствование Алексея Михайловича, появились идеи и попытки такого объединения. Панславянские идеи поддерживал известный русский дипломат XVII столетия Афанасий Ордын-Нащекин, подчеркивая необходимость тесного союза с Польшей, призывая к объединению двух мощных государств и двух конфессий - католиков и православных. Позже, рассматривая различия исторических путей других славянских народов (болгар, сербов, чехов и др.), К. Леонтьев дополнил понятие "славизм" понятием "славянства", под которым понимал племенную совокупность славян. Сравнивая же исторический процесс в России и на Западе, он, как и Н.Данилевский, был убежден, что славянской России необходимы внутренняя сила, крепость организации и дисциплины, чтобы защитить свою независимость от европейского натиска. Дистанцируясь от Запада (испытывая "тяготение на почтительном расстоянии"), Россия в то же время должна в себя вобрать и некоторые западные тенденции.

О необходимости единения славян говорили и представители меньших славянских народов. Сторонниками единения славянства были, например, примыкавшие к протестанцизму мыслители Великого княжества Литовского С. Будный, Л. Зизаний, М. Смотрицкий, католики из этого же княжества Я. Веслицкий, Н. Гусовский, Я. Длугаш и др.

Ближе к нашему времени начинает укрепляться более целостное, не ограниченное конфессиональными рамками представление о путях единения славян. Влиятельными центрами утверждения единства славянства были в разные времена такие города, как Охрид, Тырново, Киев, Новогрудок, Белград, Минск. Но наибольшее влияние достигла Прага, которую называли "Славянскими Афинами". В ней и состоялся в 1848 году первый Славянский конгресс, сформировалась сильная школа ученых-славистов. Здесь, в Праге, проводились такие ответственные форумы, как Всеславянский съезд прогрессивных студентов (1908), I Международный съезд славянистов (1929) и, наконец, в 1998 году Всеславянский съезд.

На рубеже XX-XXI столетий одновременно с интеграцией западноевропейских стран происходит процесс дезинтеграции славянского мира, сопровождающейся разрушением СССР, расчленением СФРЮ, Чехословакии. Славянские духовные ценности, как проявление особой человеческой цивилизации и ментальности исторически уникальны и во многом самодостаточны.

В наши дни некоторого разъединения славян особенно актуально звучит призыв Н. Данилевского к мужеству, единодушию, твердой вере в величие славянских народов.

Как ответит на этот вызов времени восточнославянский мир, как сохранить и умножить славянские духовные ценности и единство славян на рубеже веков, каковы приоритеты дальнейшего развития человечества? Эти вопросы призывают белорусский народ и современные славянские народы к их величию, мужеству и твердой вере в свою историческую миссию единения различных народов, национальностей, конфессий, культур в контексте становления собственной государственности и глобализации мировой истории.

1. Смена эпох в человеческой истории. В связи с этим можно говорить о философии античности, Средних веков, Нового времени и современной Западной философии.

2. Предметная направленность философского мышления: космоцентризм древности, теоцентризм Средних веков, антропоцентризм Нового времени, децентризм эпохи постмодерна.

3. Отношения к возможностям разума в познании мира и практической деятельности людей: рационализм и иррационализм.

5. В соответствии с цивилизационно-геополитическим принципом обычно выделяются два исторических типа философского мышления: западный и восточный.

Генетические истоки западного типа философствования (античность) и восточного (Древний Китай и Индия) одни и те же – мифология. По своему содержанию возникшее мифологическое сознание в географически отдаленных регионах планеты почти тождественно. Однако впоследствии отношение западно-европейской и восточной философии к мифологическому мышлению оказалось разным. В Новое время большинство западных философских школ начало решительно расставаться с мифами, равно как и с религиозными воззрениями, переводя размышления о природе человека, сущности окружающего мира и отношениями между ними на строгий категориально-понятийный язык. Философская мысль Востока не рассталась с мифологически-религиозной традицией. Мифы не были вытеснены из философии. Напротив, они начали усложняться, рационализироваться и концептуально оформляться.

2. На Западе доминирует ценность автономной и суверенной личности, на Востоке личность формируется в жестких, веками воспроизводящихся, неизменных кастовых, клановых и сословных системах.

3. Запад объявляет науку важнейшей социальной ценностью. Научная рациональность является приоритетной в человеческом знании. На Востоке наука подчинена религиозно-идеологическим и философско-мифологическим формам знания. Они главные мировоззренческие ориентации людей.

Восток противопоставляется Западу как архаичный, субъективный, интуитивный, идеалистический, мистический, пассивный, космоцентричный, иррациональный. Запад трактуется как прагматичный, рационалистический, индивидуалистический, свободолюбивый, активный, антропоцентричный.




Философская мысль Беларуси, как и России, определяется самобытными историческими, геополитическими и социокультурными факторами.

1. Философская мысль Беларуси периода Киевской Руси (Ефросинья Полоцкая, Климент Смолятич и Кирилл Туровский). Этому времени свойственно активное распространение христианских идей и принципов, образования, издание рукописных книг, развитие письменности.

2. Гуманистическое реформационное движение в ХVI – первой половине ХVII века (Ф. Скорина, Н. Гусовский, В. Тяпинский, С. Будный и др.). Под влиянием европейского Возрождения и Реформации белорусская культура приобретает черты ренессанского гуманизма с его идеей индивидуальной свободы. Ф. Скорина развивает идею общего блага, достижимого в обществе, по его мнению, с помощью закона и права. С. Будный развивает концепцию антитринитаризма (неприятие догмата о Святой Троице).

3. Доминирование схоластической философии (конец ХVII – первая половина ХVIII века). Этому способствовало господство ордена иезуитов в духовной жизни Речи Посполитой, особенно в области образования. Активно пропагандируется учение Ф. Аквинского.

4. Проникновение идей европейского Просвещения в философскую и общественно-политическую мысль Беларуси с его принципами суверенности разума, безграничных возможностях познания и преобразования действительности. Образование и воспитание расцениваются в качестве основного механизма формирования свободного человека и установления справедливого общества (К. Нарбут, Я. Чечот, А. Мицкевич и др.)

5. Распространение национально-демократических идей белорусской общественной мысли. Акцент делается на национальное возрождение и освобождение белорусского народа, развитие национальной культуры и языка (К. Калиновский, Ф. Богушевич, М. Богданович, Я. Купала, Я. Колас и др.).

6. Развитие белорусской философии в рамках марксистско-ленинской парадигмы (20–80-е годы ХХ века). В это время ведутся исследования в области истории философии, философии и методологии науки, теории диалектики, социальной философии и др.

7. С 90-х годов ХХ века и до наших дней начинается новейший этап в развитии белорусской философской мысли. Ему присущ выход за рамки марксистской методологии, стремление дать научный анализ путей развития нашей республики в современном глобализирующемся мире, создать идеологию функционирования и развития молодого белорусского государства.

Однако как в индивидуальной жизни каждого, отдельно взятого человека процесс формирования мировоззренческих идеалов и поиска путей их достижения сложен и противоречив, так и в общеисторическом и эволюционном развитии человечества наблюдаются самые разные тенденции. в развитии философской мысли прослеживается. Следовательно, философию не следует изучать, сосредотачиваясь только на содержании определенной философской концепции. Ведь концепции - это еще не философия, которая уже была известна Платону, они - продукт философии, которая, в свою очередь, есть деятельность, деятельность по созданию этого продукта. Именно эту деятельность, деятельность, которую нужно освоить.

Сложный и уникальный культурный феномен привлек внимание многих ученых. Отечественная и европейская наука достигла значительных успехов в изучении истории и теории культуры конкретных эпох, регионов, специфики ее структурных элементов, методологии изучения культуры как социальной памяти человечества. И, к сожалению, нет концептуального единства в подходах к целостному процессу человеческого развития. Поэтому в современных культурных исследованиях прослеживается тенденция к органическому сочетанию изучения определенных исторических процессов с выяснением и выявлением общих процессов движения культуры с целью создания ее как сложной, динамичной системы. с присущей ей диалектикой прогресса и регресса. Важно не только узнать, что такое культура, но и какое значение она имеет для человечества, как человек должен организовать свою социокультурную жизнь, чтобы создать мир Гармонии и Красоты.

Культура как философская категория

Феномен культуры

Связь человека и культуры не может быть безосновательной. В основе этой связи лежит природа в самом широком смысле этого слова. Следовательно, для изучения феномена культуры в ее сущностных и исторических проявлениях необходимо выяснить соотношение между природным и культурным в сфере человеческой жизни.

В то же время культура - это средство соединения человека с природой. И чем гармоничнее взаимодействие человека с природой, тем лучше в плане культурного развития.

Феномен культуры свидетельствует о том, что в самом общем плане культура - это материальный и духовный прогресс как личности, так и общества. Универсальное (универсальное) и личностно-индивидуальное сочетаются в культуре, охватывающей все сферы жизни человека, находясь с ними в диалектических отношениях.

Философские категории

Философские категории характеризуются сочетанием универсальности и мировоззренческой значимости. Универсальность заключается в отражении таких свойств, которые определяют суть взаимоотношений человека и мира, мировоззренческое значение - философские категории используют понимание и формулировку решения главного вопроса мировоззрения (отношения между человеком и миром) .

Интересной концепцией является культурологическая концепция Макса Вебера, в которой концепция культуры рассматривается как ценная; исторический процесс представлен как надстройка типов культур, имеющих свою сущность, формы, ритм развития.

Макс Шелер рассматривал культуру как сферу идеальных (сформированных искусством, религией, философией) и реальных, материальных (экономика, государство, семья) потребностей, содержащихся в структуре человеческого духа.

Как видите, понятие культуры тесно связано с сущностью человека, человеческой деятельностью. Более того, культура без человека просто невозможна. Несмотря на разные аспекты определения культуры с философской точки зрения (соответствие природе, духовность, материальность, универсальность, индивидуальность, социальность, историчность), можно выделить их объединяющую черту. Через перечисленные аспекты освещается культура как выражение сущности человека по отношению к нему к окружающему миру.

Таким образом, культура - это человеческий мир, в котором окружающая действительность очеловечена, чтобы быть более понятной, а внутренний мир человека преобразован в природу.

Философия в системе культуры

Значение культуры в решении главного вопроса философии

Изучая такие вещи, которые далеки от повседневной практической жизни, философия на первый взгляд кажется ненужной в повседневной жизни. Ведь в принципе существует мнение, что для обеспечения условий нормальной жизни необходимо, прежде всего, удовлетворить основные потребности в пище, жилье, безопасности, общении и т. д. Однако помимо базовых потребностей , у человека есть ряд других - потребности в самоутверждении, творчестве, в реализации своего потенциала.

Американские философы М. Веласкес и В. Берри вслед за психотерапевтом К. Роджерсом рассматривают идеологический идеал как идеал полнофункциональной личности. Пересмотрев некоторые их взгляды, можно конкретизировать содержание этого идеала.

Следующий признак - гибкость. Неустойчивость, кардинальные изменения в мире человеческого существования способны нарушить только жесткие, похожие на мифологические воззрения, мировоззренческие ориентиры человека. И человек, способный к постоянному саморефлекторному контролю, перестройке, умеющий понимать, учитывать и оценивать влияние изменений внешнего мира, адекватно реагируя на них регулярными и гибкими изменениями собственной внутренней природы, они не способны разрушить и разрушить.

Философия с самого начала своего существования предлагает рассматривать мир в его перспективе, каждая вещь зависит от целого, создает общую картину действительности, где всегда есть место для надежды, веры, любви, которые способны удержать человека. над бездной небытия.

Еще одна важная характеристика полнофункциональной личности - это способность к творчеству. Творчество проявляется не только в области искусства. Творческий человек не решает стандартные задачи во всех сферах своей жизни, на всех уровнях. Основа творчества - философия. Благодаря ей человек получает возможность абстрагироваться от своих чисто субъективных переживаний, смотреть на вещи со стороны, постигать мир во всей его целостности, выходя за пределы собственных человеческих ограничений. Такой объективный философский взгляд на мир дает возможность открыть новые перспективы для решения существующих проблем.

Следующей чертой полностью функциональной личности, которая помогает формировать усвоение философии, является четко осмысленная, продуманная система ценностных концепций в области морали, искусства, политики и т. д. Поскольку аксиология является отраслью философия, она дает возможность людям сформулировать собственные ценностные ориентации, осознать смысл собственной жизни.

Современный американский философ и психотерапевт В. Франкл сказал, что крайне важно наличие у человека системы ценностей, определяющих высшие потребности и стремления, смысл жизни в целом.

Плохо, когда человека не находят. Психическое здоровье человека напрямую зависит от напряжения, которое возникает в психике человека, осознающего разрыв между тем, кем он является, и тем, кем он может стать. В. Франкль считает философию основой метода логотерапии, лечения со смыслом.

Философия учит человека, какой идеал она может создать для себя и как его достичь. Культура, как активный способ освоения мира, приспособления к нему, - это особый способ воплощения идеологического идеала в жизни человека. Философия - это сфера деятельности человеческого духа, уникальный язык, освоив который, человек может найти общий язык с миром, познать законы мироздания и собственного существования. Культура в этом сравнении будет служить своего рода речевым аппаратом. Изучая философию, человек изучает язык мира и через культуру общается с ним.

Для понимания важности культуры в решении главного вопроса философии важен опыт человечества относительно формирования идеалов мира. Осознав ошибки и достижения прошлого, как для человека, так и для человечества в целом, будет легче определить ценностные ориентации, найти пути решения насущных проблем, стоящих перед человеком.

Философия в современной культуре

Другой вопрос, насколько они хороши. Но в любом случае ясно, что и их формулировка, и определение условий их возможности и желательности невозможны без участия философии. Сегодня в философии стоит острая задача не только выявить основы различных форм деятельности и формулировку путей их возможных изменений, но и сохранить и сохранить те ценности, без которых невозможны ни человек, ни культура (values свободы, личности, рациональности). В нынешнем потоке различных изменений возникла угроза существованию самого человека.

Философия сегодня более специализирована. Современный философ не может быть хорошим знатоком логики, этики и политической философии, как это бывало в прошлом. Он не может строить всеобъемлющие системы, как это делали Аристотель или Г. Гегель. Он понимает, что его конструкции не могут претендовать на абсолютность, так как они связаны с осмыслением конкретной культурной ситуации, которая быстро меняется сегодня, быстрее, чем раньше. Философ прекрасно понимает, что предложенные им концепции являются гипотетическими и даже если они будут приняты и затронут определенные формы деятельности, в будущем они, вероятно, будут исправлены и трансформированы. Сегодня философ не может занимать позицию стороннего наблюдателя, который лишь размышляет извне об основах различных видов деятельности.

Заключение

Значение философии в жизни человека, конечно, неоспоримо. Его изучение помогает систематизировать личный опыт, формирует упорядоченную систему знаний об окружающем мире, систему ценностей, ориентиров. Это помогает человеку чувствовать себя свободным, независимым от внешних воздействий на его жизнь, ведь, зная законы мироздания, он может адаптироваться к ним. Знакомясь с историей философской мысли, человек узнает о разных точках зрения, что способствует развитию открытости, толерантности, человечности. Помимо личного, философия имеет еще и общее значение и выполняет ряд важных функций. Среди них выделяются мировоззренческие, методологические, познавательные и др. Следует принять во внимание, что функции философии имеют смысл только тогда, когда философия является элементом более широкой социокультурной системы, порожденной этой системой, и способствует целостности и в то же время развития.

Ведь философия коренится в социокультурной системе, является основой ее существования. Философия помогает человеку познать мир и возможности его сосуществования с человечеством, но только на теоретическом уровне. Практически человек может сделать это через социокультурную систему.

Таким образом, через предметы культуры осуществляется диалог между людьми разных исторических эпох и разных культур. Диалог, в процессе которого человечество тысячелетиями пытается прояснить для себя актуальный вопрос - в чем смысл жизни, что является истинной целью человека.

Отношения между философией и культурой существуют не только в том смысле, что философия формирует образы идеальной жизни, мировоззренческих ориентиров на пути к Истине, но и культура, в свою очередь, как средство их перевода (мировоззренческих ориентиров) в человеческое реальное жизнь в формах социально-исторических типов культуры . Ведь существование философии вне культуры не имеет смысла и вообще невозможно. Философия - это деятельность, деятельность человеческой мысли, а человеческая деятельность - это сфера культуры.

Следовательно, и философия, и культура являются полем деятельности человеческого духа. И философия, и культура в своей диалектической взаимосвязи служат человеку, помогают познавать мир и адаптировать его к своим потребностям. Приспосабливая мир, человек сам подстраивается под его явления, законы мироздания. Вооружившись философскими знаниями, обобщив положительный социокультурный опыт, человек все же имеет возможность устроить свою жизнь так, чтобы быть счастливым.

Читайте также: