Фильм стрельцов о чем кратко

Обновлено: 05.07.2024

К 20 годам у него есть все, о чем только можно мечтать: талант, деньги, слава, любовь. Он - Эдуард Стрельцов, восходящая звезда советского футбола и кумир миллионов. Вся страна с замиранием сердца ждет побед советской сборной на предстоящем чемпионате мира в Швеции и дуэли Стрельцова с Пеле. Но за два дня до отъезда команды недоброжелатели ломают судьбу спортсмена… Когда дорога в футбол, кажется, навсегда отрезана, Стрельцов должен совершить невозможное, чтобы вернуться и доказать всем, что он - чемпион, великий спортсмен, заслуживший настоящую народную любовь…

Как я уже писала в предыдущем обзоре этого фильма , байопик про знаменитого советского футболиста Эдуарда Стрельцова был неизбежен, ведь это очень интересный образ, сложный, неоднозначный. По-хорошему, это должен был бы быть целый сериал, либо, как справедливо замечает SokoL[off] , полноценные фильмы самых разных жанров, от спортивных драм про разные периоды жизни до детектива про собственно уголовное дело.

Ведь посмотрите, что в биографии спортсмена:

  • - нерадостное детство (отец-разведчик, вернувшись с фронта, бросил жену и сына в нищете ради "боевой подруги"),
  • - большой спортивный талант (игроком взрослой заводской команды он стал уже в 13 лет),
  • - перевод в столичное "Торпедо", большие деньги, звездная болезнь и жизнь "мажора" с загулами по ресторанам и беспорядочными связями (если вспомнить о детской травме, то понятно почему),
  • - конфликт с министерской семьей (по некоторым данным, к звездному футболисту подкатывала дочка будущего министра культуры Екатерины Фурцевой, а Стрельцов ее отшил, что обидело и дочь, и мать),
  • - заманчивые предложения играть за европейские клубы (особенно настаивали шведы),
  • - громкое уголовное дело (да еще по некрасивой статье, за что его жестоко избивали сокамерники),
  • - навсегда разрушенные отношения с первой женой,
  • - во время отбытия срока - работа в шахте и серьезное ухудшение здоровья, а также игра в лагерной футбольной команде,
  • - массовые народные протесты типа "Я/МЫ Эдуард Стрельцов" - и это в "спокойные" советские годы! (поклонники заваливали власти письмами поддержки и даже планировали стотысячный марш протеста).

Но создатели фильма просто сделали сказку о таланте и любовной истории по мотивам известных событий. Взяли факты, которые им подошли, красиво соединив их в произвольном порядке, остальное придумали. Ну что ж, это художественное произведение, а не энциклопедический словарь.

Окей, убрали сложность и неоднозначность - а заполнять чем? Ведь нужны "перчик" и интрига, чтобы герою было что превозмогать. Этим стали традиционные для кино по-михалковски партийные функционеры (вспомним "Легенду №17). Те самые, что творят гадости потому что "испытывают личную неприязнь, аж кушать не могут". Здесь злодей, в отличие от персонажа Владимира Меньшова, - достаточно мелкий, даже жалкий и совсем не страшный (его сыграл хороший актер Александр Яценко , и он сделал в своей роли все, что мог). Да и мотивы у него - мелодраматичные.

- Стадион? Почему мы здесь?
- Хотел объединить то, что люблю.
- Стадион и ресторан?
- Футбол и тебя.
(диалог из фильма)

Немало звучит мнений, что в фильме не так много футбола, как хотелось бы. Возможно, в этом есть истина. Та же "Легенда №17" (тоже, кстати, проект студии "ТриТэ")- проводит нас внутрь хоккея, показывает тренерские приемы, разработку стратегии, взаимоотношения в команде. Здесь все это - по верхам. Хотя сами игры показаны красиво. Но многие важные детали даны вскользь и заметны лишь тем, кто в курсе дела. Например, именно Стрельцов стал первым, кто до совершенства отточил удар пяткой. Благодаря этому умению он мог дать пас в любом направлении, чем поражал зрителей. Где это в фильме?
Стрельцов в этом байопике - как Мулан в диснеевском киноримейке: в той просто много энергии "ци", поэтому она без тренировок сражается лучше всех. Что парень на заре трудовой деятельности был слесарем, что упорно тренировался, что добывал кварц в заключении - об этом ни слова. И что с ним было в тюрьме, вырезано полностью. Остался лишь шрам на лице - и за его историей снова придется лезть в интернет.

Тем не менее, смотреть приятно. Актеры старались. Чем еще лента хороша - так это картинкой и звуком. С симпатией восстановлена атмосфера 50-60-х - сетчатые кровати, жидкоплюшевые ковры с оленями на стенах, старые автомобили. А вот музыка - современная: рок, блюз. Она отлично подходит к видеоряду.

Благодарю за возможность посмотреть фильм АУ "Югорский кинопрокат" (г. Ханты-Мансийск)! Мои рецензии и другие материалы о новинках кино можно видеть в сообществе учреждения.

Салават Муртазин

Из разговора с Учителем-младшим мы узнали:

— почему именно Стрельцов;
— кто выступал в качестве консультантов;
— почему сын Эдуарда Анатольевича был в шоковом состоянии после просмотра;
— как избежать обвинений в халтуре;
— почему Петров в главной роли.

Воспоминания Ильи разбавили комментариями действующих лиц проекта. Слово Учителю.

Режиссёр — фанат футбола. Картину про Стрельцова хотел снять, едва поступив во ВГИК


Связка с отцом в работе над проектом

Одноклубников и друзей Стрельцова собрали в ресторане. Ветераны рассказывали байки и высказывали недовольство, прочитав сценарий

Мы связались с Евгением Ловчевым, одним из участников той самой встречи.

Михаил Гершкович рассказывал нам в одном из интервью, будто режиссёру не понравились замечания ветеранов. Так ли это? Отвечает Учитель:

Среди консультантов был давний друг Эдуарда Стрельцова писатель Александр Нилин. Футбольные сцены ставили Александр Мостовой и Олег Левин

«На площадке были профессиональные актёры с огромным желанием учиться играть в футбол, — вспоминает тренер. — Это довольно важный момент. Все без исключения были погружены в работу. Мы готовились два месяца, тренировки были каждый день. На первую тренировку опоздала группа людей. Что вы думаете? Это было их последнее опоздание. Мне достаточно было один раз побеседовать с опоздавшими… Зато больше такого не повторялось. Многие были не готовы физически, но мы планово подводили ребят к нагрузкам. Мы разграничили тренировки футболистов и актёров, но если был выбор, старались добавлять больше актёров. К концу съёмок абсолютно все заметно прибавили. Думаю, актёры и сами начали верить, что являются футболистами (смеётся).

Изначально снимать футбольные сцены было сложно. Затем было конкретное задание от режиссёра. С первого дубля мы ни разу не записали. Если вспоминать самый долгий дубль — около 40 минут. После долгой комбинации не могли попасть по воротам, хотя последний удар был за профессиональным футболистом… Нам нужно было совместить попадание по воротам и заезд автомобиля на стадион: то игрок не мог забить, то автомобиль заезжал не так, как нужно… Парень уже начал сомневаться, что он футболист (смеётся). Но всё-таки забил, и мы сняли долгожданный дубль.

Александр Петров

В списке консультантов значатся Юрий Белоус и Александр Мостовой. Об их вкладе в создание картины мы тоже спросили у режиссёра.

«Я бы не сказал, что Юрий Белоус был консультантом по исторической части… У него была организаторская функция. Но его заслугу сложно переоценить, поскольку он знает всех ветеранов и приближённых Эдуарда Стрельцова. Юрий связал нас всех воедино и познакомил с Игорем Эдуардовичем Стрельцовым.

Илья Учитель

Мостовой отметил, что лучше него никто актёрам не подскажет.

«Саша — один из лучших, если не лучший актёр страны. Спорить с этим бессмысленно. Его обвиняют в том, что он в каждом фильме… Но это ведь не его вина. Он не соглашается на всё подряд. Саша проходил кастинг на общих основаниях. Приходил на пробы тысячу раз, затем на ансамблевые пробы с другими артистами… Петров профессионально занимался футболом, а это немаловажно в нашей истории. Великие творцы прошлого уже изобрели ракурсы, и не будет ощущения, будто Саша низкого роста в фильме. Петров и сам не станет спорить с тем, что внешне он не очень похож на Эдуарда Стрельцова.

Поскольку мы не были знакомы с Сашей Петровым до начала проб, какое-то время у нас был момент притирки. Я бы не сказал, что мы произвели друг на друга какое-то большое впечатление на первых встречах… Но в процессе проб, затем на тренировках… Не знаю, как Саша, но я его считаю близким другом. Нам удалось найти общий язык. Саша талантливый и подкованный. Это очень большая редкость для актёров — разбираться в драматургических вопросах. Я, например, смотрю на историю целиком, а он смотрит на линию своего персонажа. Когда происходит подобная коллаборация, это даёт большую глубину картине.

Александр Петров и Илья Учитель

Александр Петров и Илья Учитель

«Игорь Эдуардович читал сценарий, видел фильм. Конечно, у него были смешанные чувства. Он увидел не совсем то, к чему готовился. Почему? У него был легендарный отец, у них были какие-то свои отношения…. Кино же создают люди со своими представлениями, которые Стрельцова по сути не знали. Думаю, для него увиденное было в какой-то мере шоком. Игорь увидел отца в другом обличии, но я так понял, что одобрил. Во всяком случае, ничего плохого не сказал.

Чем же остался недоволен сын Игорь Стрельцов?

«Если говорить о консультациях: некоторые пожелания учли, некоторые нет, — говорит Стрельцов-младший. — Суммарно встречались мы 5-6 раз. Я не смотрел фильм целиком, только отрывки. Даже не знаю, что сказать…. Пусть зритель решает. Я был в шоковом состоянии? Да нет, нормально всё было. Они сказали, что будут доделывать фильм. Какие-это эпизоды удивили, что-то понравилось, но некоторые моменты я хотел видеть в другом ключе.

Александр Петров в роли отца? Я не утверждаю роли. Отец мало улыбался. Улыбка на лице была очень редко…. Он был серьёзным. Петров же везде улыбается…

Фильм никогда полностью не покажет жизнь. Кто не знал отца и просто придёт посмотреть фильм — получит удовольствие. У тех людей, кто знал и болел за него, будет своё мнение, у одноклубников — своё. Мнений будет много, и все они будут разные.

Они просили консультацию, я пошёл навстречу. Мне дали почитать сценарий, я написал, с чем не согласен и чего нельзя делать… Они прислушались, но не везде. Правильно ли это? Пусть останется на совести режиссёра и съёмочной группы. Некоторые моменты до смешного доходят. Не знаю, как это будет влиять на ход фильма, но чтобы по кочану капусты ударить ногой…. Это же невозможно. Что-то из фантастики…

Как избежать обвинений в халтуре? Какой будет Стрельцов в фильме

«Надеюсь, нас никто не будет обвинять в халтуре, — говорит Учитель. — Халтурой у нас и не пахнет — это сто процентов. К обвинениям в духе: “В реальной жизни было по-другому” мы готовы. Этого, к сожалению, никак не избежать. Сложно объяснить зрителям, что мы увидели кино вот таким образом.

Если говорить по персоналиям, Вольский — главный человек в организационном плане судьбы Стрельцова. Но были и другие серьёзные люди в жизни Эдуарда Анатольевича. У нас вышел такой собирательный образ. Мы постарались всех этих людей объединить воедино. Раскрываю некоторую тайну, которая явно не всем понравится…

Александр Яценко и Виталий Хаев

Александр Яценко и Виталий Хаев

Очень часто бывает в подобных фильмах, что в СССР всё одинаково. Все в одинаковой одежде серо-бежевых тонов… Я очень хотел передать атмосферу стиляг или даже оттепели. Добавить красок. Задачей художников было сделать всё максимально колоритно и ярко. Вроде получилось. У нас яркий объект рассказа, поэтому мы попросту не могли сделать очередной фильм про “совок”, где либо всё хорошо, либо очень плохо.

Стрельцов у нас неординарный. Это положительный герой — он всё же протагонист. Если мы говорим про изнасилование, то мы придерживаемся точки зрения, что он этого не совершал.

Александр Петров и Стася Милославская

Александр Петров и Стася Милославская

За день до старта чемпионата мира по футболу в Москве стартовали съемки художественного фильма “Стрельцов”, который расскажет историю великого футболиста Эдуарда Стрельцова. Режиссером картины является сын знаменитого режиссера Алексея Учителя Илья Учитель. Главную роль в фильме исполнит популярный актер Александр Петров.

Съемки фильма проходят на московском стадионе "Торпедо" на Восточной улице, где базируется одноименная команда. Стрельцов выступал за "Торпедо" на протяжении всей игровой карьеры, а после ухода из спорта работал в клубной системе детским тренером.

Дебют Учителя-младшего в большом кино состоялся в 2016 году комедией "Огни большой деревни". По словам 25-летнего режиссера, он был влюблен в футбол с раннего детства. "Еще в школе я устраивал футбольные тотализаторы, из-за которых меня чуть не выгнали, — рассказал он ТАСС. — Когда я впервые узнал про судьбу Эдуарда Стрельцова, то сразу понял, что это готовый сюжет для фильма. Оставалось лишь снять картину".

Победы, оборвавшиеся трагедией

Нападающий московского "Торпедо" впервые сыграл за сборную СССР в возрасте 17 лет в матче с командой Швеции. Стрельцов с ходу громко заявил о себе: игра закончилась со счетом 6:0, а юный форвард отметился хет-триком. В 1956 году Стрельцов вместе с советской национальной командой стал олимпийским чемпионом, ему было всего 19 лет. Всего за сборную СССР нападающий провел 38 игр и забил 25 голов. В 1965 году в составе "Торпедо" Эдуард Стрельцов стал чемпионом страны.

Однако жизнь футболиста не всегда была похожа на сказку. Когда Стрельцову было 20 лет, незадолго до чемпионата мира — 1958 он был арестован вместе с двумя другими игроками сборной СССР — Михаилом Огоньковым и Борисом Татушиным. Игрока обвинили в изнасиловании 20-летней Марины Лебедевой, которое якобы произошло во время отдыха футболистов на подмосковной даче летчика Эдуарда Караханова. Дело в отношении Огонькова и Татушина было прекращено, а Стрельцова приговорили к 12 годам лишения свободы (позднее срок сократили до 7 лет — прим. ТАСС).

Был ли в действительности Стрельцов виновен — до сих пор доподлинно не установлено. Дело футболиста имело множество противоречий, а об истинной причине уголовного преследования Стрельцова до сих пор мало что известно. Существует версия, что талантливый нападающий был наказан по указанию "сверху" как зарвавшийся кумир молодежи.

Решение об условно-досрочном освобождении футболиста было принято в феврале 1963 года. В большой футбол он вернулся в 1965 году. В том же году Стрельцов стал чемпионом СССР вместе с "Торпедо", а также снова стал играть за сборную. Игровую карьеру нападающий был вынужден закончить спустя пять лет — в 1970 году — из-за травмы ахиллова сухожилия.

Эдуард Анатольевич скончался 22 июля 1990 года в Москве от рака легких на 54-ом году жизни.

"Сразу понял, что это судьба"

Исполнитель главной роли — 29-летний Александр Петров — известен широкой публике по картине Федора Бондарчука “Притяжение” и кинофраншизе "Гоголь". "Будучи ребенком, я с утра до ночи гонял мяч во дворе и переписывал в тетрадки результаты всех футбольных матчей, — вспоминает актер. — Раньше мне часто снился сон, в котором я выходил из подтрибунного помещения огромного стадиона, переполненного болельщиками. Когда возник вариант сыграть Стрельцова, я не раздумывал. Сразу понял, что это судьба".

По мнению Петрова, стартовый свисток арбитра перед началом футбольного матча выполняет ту же функцию, что и фраза режиссера: "Камера, мотор!" "В этот момент как для актера, так и для спортсмена начинается другая жизнь, которая позволяет забыть обо всех проблемах и невзгодах", — сказал актер.

Воплотить образ культового футболиста Петрову поможет один из лучших игроков в истории сборной России Александр Мостовой, который является консультантом картины. Бывший полузащитник получит в фильме небольшую эпизодическую роль.

"Я уже видел в деле Сашу Петрова, он неплохо играет. Считаю, что по манере владения мячом он похож на игрока нашей сборной Александра Головина. Актера и футболиста роднит то, что они выступают перед огромной публикой и привыкли к постоянному вниманию", — считает Мостовой.

Съемочный процесс начался совсем недавно, а об исторический достоверности картины уже ходят бурные споры. Создатели фильма со всей серьезностью подошли к этому вопросу и консультировались с сыном Эдуарда Стрельцова Игорем, а сценаристы не раз проводили встречи с бывшими одноклубниками легендарного нападающего "Торпедо". Главным местом съемок картины является стадион на Восточной улице, который в 1997 году был переименован в честь Стрельцова.

Специальное совещание, посвященное сюжетным деталям картины Ильи Учителя, проводили даже в Российском футбольном союзе (РФС). "Никита Павлович Симонян (первый вице-президент организации — прим. ТАСС) подробно разобрал с нами сценарий фильма и указал на некоторые неточности, которые мы сразу исправили. Мы очень рады, что РФС оказал нам такую помощь", — рассказал продюсер фильма Алексей Учитель.

Впрочем, Учитель-старший называет себя не столько продюсером, сколько "главным тренером" проекта. В детстве знаменитый режиссер мечтал тренировать футболистов. "В тайне от отца я ходил в Московский институт физической культуры и спорта и узнавал условия поступления. Меня остановило только то, что нужно было иметь звание кандидата в мастера спорта", — вспоминает Учитель.

Во время съемочного процесса операторы будут перемещаться по всему футбольному полю. Создатели фильма считают, что благодаря этому зрителям удастся полностью погрузиться в атмосферу того времени и почувствовать себя на месте не только самого Стрельцова, но и арбитра, и даже мяча.

"Футбол в картине будет более кинематографичен, если сравнить с трансляциями матчей. Спорт меняется, скорость и темп постоянно увеличиваются. Естественно, фирменный стрельцовский пас пяткой и прочие отличительные черты главного героя будет отражены в фильме", — считает Учитель-младший.

Культ спортивного кино

Предстоящей картине не избежать сравнений с другими культовыми российскими спортивными фильмами. "Легенда №17", "Движение вверх" и "Тренер" крайне удачно выступили в прокате и получили достойные оценки критиков. По словам Алексея Учителя, он не боится конкуренции.

"У нас будет своеобразный поединок с "Движением вверх" и историей Валерия Харламова. Особенность нашей картины в том, что она не будет сосредоточена исключительно на спорте. Помимо футбола у нас будет совершенно уникальная человеческая история. События не будут крутиться вокруг одного матча", — заявил продюсер фильма.

Сквозной нитью в картине будет проходить и любовная линия. Эдуард Стрельцов дважды был женат. Первую возлюбленную футболиста звали Алла, она родила нападающему дочь Людмилу. Пара рассталась после вынесения приговора по делу Стрельцова. Вскоре после выхода из заключения Стрельцов женился во второй раз. Его избранница Раиса родила форварду сына Игоря.

"Любовная линия станет центральной в картине, если не считать футбола. Эдуард Анатольевич был секс-символом советского союза. Каждый фильм в той или иной степени про любовь. Думаю, это поможет нам привлечь женскую аудиторию в кинотеатры", — подчеркнул Илья Учитель

Съемки картины завершатся в начале ноября. В прокат фильм планируется выпустить в 2019 году.

Читайте также: