Фенологические наблюдения что это кратко

Обновлено: 02.07.2024

Сезонные изменения в жизни растений и животных (распускание листьев, листопад, прилет и отлет птиц и т.п.) называют фенологическими явлениями.

Проведение фенологических наблюдений является необходимым условием естественнонаучного образования младших школьников.

Наблюдения за погодой и фазами развития растений и животных продолжаются при изучении биологии и географии, поэтому очень важно в подготовительном курсе познакомить детей с правилами проведения наблюдений, выработать у них первоначальные умения по отбору объектов и фиксации результатов наблюдений.

Фенологические наблюдения содержат много ценных педагогических элементов, дают простор исследовательской работе

Их проведение помогает развитию внимания, наблюдательности, памяти, логического мышления детей – качеств, необходимых при изучении естественных наук.

Для организации наблюдений за сезонными явлениями в природе учителю нужно знать основные правила их проведения:

Проводить летние наблюдения дети могут вместе с родителями или во время отдыха в оздоровительном лагере.

Сведения, помещенные в этих рубриках должны обновляться каждую неделю.

Методика проведения фенологических наблюдений

Совершенно очевидно, что фенологические наблюдения не могут быть уложены в рамки учебных занятий. Они требуют свободного общения с природой во внеурочное и внеучебное (летнее) время. Результаты таких наблюдений должны фиксироваться в специальных фенологических дневниках.

Внутри сезона задания распределены согласно определенной логике: сначала даны задания для наблюдений за неживой природой, затем – за растениями, за животными и, наконец, за трудом людей. Такой порядок отражает естественные взаимосвязи в природе. В каждом сезоне есть таблицы наблюдений за погодой (облачностью, осадками, температурой, ветром). Для фиксации таких наблюдений в дневнике приводятся условные знаки, обозначающие погодные явления.

Наиболее интересными для выполнения детьми оказались задания, требующие сравнения средних многолетних сроков наступления фенологических явлений на Южном Урале с текущими наблюдениями учащихся в конкретной местности.

Заполните таблицу и сравните свои наблюдения со средними многолетними сроками зацветания деревьев и кустарников:

Методика проведения фенологических наблюдений

С появлением краеведческой информации наблюдения детей стали более осмысленными. Учащиеся уже не просто замечали, что, например, зацвела черемуха, а делали вывод, что наступило предлетье, и могли сравнить, раньше или позже, чем обычно, наступило это явление в текущем году.

Регулярные внеурочные наблюдения за сезонными изменениями в природе начинаются в первом классе и ведутся на протяжении всех лет обучения в начальной школе

Намечаются задания по наблюдениям за неживой природой, жизнью растений, животных, трудом людей. Учащимся разъясняется, на каких объектах и явлениях следует сосредоточить внимание, объясняются правила определения дат наступления ожидаемых явлений.

Например, учащиеся должны определить даты наступления следующих осенних изменений в жизни растений:

  • начало осенней окраски листьев (необходимо подметить первые случаи частичного изменения окраски листьев у деревьев и кустарников, намеченных для наблюдений);
  • полная осенняя окраска листьев (среди наблюдаемых растений появилось больше половины деревьев и кустарников с вполне измененной окраской листьев);
  • начало листопада (листья при тихой погоде начинают опадать при легком потряхивании ветвей);
  • массовый листопад (с большинства деревьев и кустарников данного вида листва опадает в заметном количестве);
  • конец листопада (подавляющее число деревьев наблюдаемого вида сбросило листву, оставшиеся на отдельных ветвях листья в расчет не принимаются).

Учитель должен сообщить ученикам средние сроки наступления конкретных фенологических явлений в данной местности и объяснить, что речь идет лишь о вероятности их наступления, и это вовсе не означает, что в указанное время данное явление должно наступить. Вместе с тем, ученики должны понять, что, наблюдая за определенными объектами, они могут заметить другие явления, даже маловероятные для данного отрезка времени (например, повторное цветение осенью некоторых растений).

Если наблюдаются большие отклонения от средних для конкретной местности сроков, то анализируются их причины.

  1. Характеристика погоды за неделю.
  2. Анализ сезонных изменений в неживой природе.
  3. Фенологические явления в жизни растений и животных.
  4. Установление причинно-следственных связей между сезонными изменениями в неживой и живой природе.
  5. Участие детей в сезонных работах и природоохранной деятельности.

В конце каждого месяца подводятся итоги наблюдений за месяц, а в конце сезона – за сезон.

Ежемесячно проводится их фронтальная проверка и выставляются оценки. Внеурочные наблюдения непосредственно связаны с домашней работой учащихся.

Фенология – наука о сезонных изменениях в развитии растений и животных, сроках их наступления и продолжительности фаз развития, а также установлении взаимосвязи и зависимости от метеорологических условий и места наблюдения.

Наблюдения за ходом сезонных изменений ведутся на основе заметных изменений природы, например, начало и окончание листопада, прилёт и отлёт птиц, появление грибов, первый снег и заморозок – такие явления называют феноиндикаторами, и они же определяют наступление той или иной фазы развития природы.

За явлениями природы наблюдают несколько лет, а затем выводят среднюю дату их наступления. С помощью такого календаря можно спрогнозировать лучшие сроки для проведения сезонных работ в лесном, сельском, охотничьих хозяйствах.

Традиционный метод сбора фенологической информации – визуальный, он не требует специального оборудования и приборов, может быть организован в любой природной зоне по всему миру.

Места наблюдений должны находиться в пределах ландшафта, характерного для данной местности, где достаточно полно представлены все предполагаемые объекты наблюдений.

Биология. 5 класс. Введение в биологию. Учебник

В учебнике подобран материал о строении и методах изучения живого организма, многообразии живых существ на Земле, среде их обитания и роли человека на планете. Разнообразные задания, вопросы, дополнительная информация способствуют эффективному усвоению учебного материла.

При организации фенологических наблюдений необходимо соблюдать следующие правила:

Наблюдения необходимо проводить только над теми объектами (виды растений и животных), которые хорошо известны наблюдателю.

Точно указывайте место наблюдения (район, населённый пункт, географические координаты).

Наблюдение должно быть подробно записано и внесено в базу фенологической сети в тот же день, когда оно проводилось.

Наблюдения должны быть регулярными: в весенний и осенний периоды не реже одного раза в 2–3 дня (в связи с быстрой сменой явлений); летом допускаются бо́льшие перерывы; в конце лета и осенью снова нужны более частые выходы.

Окружающий мир. 2 класс. Учебник. Часть 1

Учебник построен на основе интеграции знаний о природе, человеке и обществе с учетом психологических особенностей младших школьников. Способствует успешному формированию знаний об окружающем мире, развитию мышления, речи, творчества учащихся; обучает их умению использовать знания в нестандартных ситуациях.

Типичные явления

Начинается с таяния снега, заканчивается началом сокодвижения и набуханием почек деревьев.

Зацветает мать-и-мачеха. Полностью сходит снег. Прилетают птицы, на берёзе распускаются листья.

Деревья и кустарники интенсивно набирают зелень. Цветут сады. Индикатор фазы – цветущая черёмуха.

Обильно зацветают рябина и сирень

Начало цветения шиповника майского, калина, садовый жасмин

Начало цветения липы мелколистной, созревание плодов чёрной и красной смородины. Стихает пение соловья, появляется масса кузнечиков.

Удлинение ночи, выпадение холодной росы на заре,

Появление жёлтой окраски листьев у берёз, лип, вязов.

Листва на деревьях всё сильнее желтеет, начинается интенсивное опадание листьев. Птицы готовятся к отлёту.

Начинается с первого снега и заканчивается установлением устойчивого снежного покрова и ледового покрытия на водоёмах.

Установление прочного ледяного покрова, открытие подлёдной рыбалки

Длится до февраля. Период с самыми низкими температурами и частыми метелями.

Начинается с увеличения продолжительности светового дня. Полуденные капели, звонкое пение синиц.

фенологи́ческие наблюде́ния и прогнозы, наблюдения за сезонными явлениями и процессами в жизни растений и животных и предсказание сроков их наступления. При проведении Ф. н. регистрируют даты наступления фаз развития дикорастущих и культурных растений (например, распускание почек деревьев и кустарников, их цветение, плодообразование), сроки прилёта и отлёта птиц, появления различных видов насекомых и др. Ф. н. дают информацию о динамике развития растительного и животного мира в течение годичного цикла в сопоставлении с гидрометеорологическими условиями.

В России первые Ф. н. стали проводиться в 1721 по указу Петра I; со 2-й половины XIX в. они приобрели организованный характер (осуществлялись сетью пунктов). В СССР с 1930 применяется единая для всей территории страны программа Ф. н., которой предусмотрено наблюдение за 79 видами древесных и кустарниковых пород и около 200 видами культурных растений. Наблюдения за растениями проводят метеорологические станции, привлечённые к обслуживанию сельскохозяйственного производства (в 1985 около 2300), и агрометеорологические посты колхозов и совхозов. Данные Ф. н. за сельскохозяйственными культурами в сопоставлении с материалами метеорологических наблюдений используют для оценки состояния посевов в текущем году; по многолетним Ф. н. устанавливают климатическую обеспеченность теплом различных культур в целях обоснования их размещения (см. Теплообеспеченность посевов), определения сроков сева и уборки. Количественные зависимости скорости развития растений от метеорологических факторов положены в основу методов фенологических прогнозов, позволяющих, например, предопределить сроки уборки зерновых культур. Данные Ф. н. за вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур используют при составлении прогнозов их размножения и разработке методов защиты растений.

Сельское хозяйство. Большой энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия . В. К. Месяц (главный редактор) и др. . 1998 .

Полезное

Смотреть что такое "фенологические наблюдения" в других словарях:

фенологические наблюдения — Наблюдения за фенологическими фазами развития растений. [ГОСТ 17713 89] Тематики сельскохозяйственная метеорология EN phenological observations DE phänologische Beobachtungen FR observations phénologiques … Справочник технического переводчика

ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ — наблюдения над периодическими явлениями в жизни природы и культурных раст. Каждое раст. проходит ряд фаз развития, учет и фиксация сроков наступления к рых составляет сущность с. х. Ф. н. Так зерновые злаки (рожь, пшеница, овес, кукуруза, просо,… … Сельскохозяйственный словарь-справочник

ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ — и прогнозы, наблюдения за сезонными явлениями и процессами в жизни р ний и ж ных и предсказание сроков их наступления. При проведении Ф. н. регистрируют даты наступления фаз развития дикорастущих и культурных р ний (напр., распускание почек… … Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь

Флора Москвы — Содержание 1 История изучения флоры Москвы 2 Таксономическая структура флоры … Википедия

фенологи́ческий — ая, ое. прил. к фенология. Фенологические наблюдения. □ После чаю он готовит на завтра патроны, потом делает в тетради фенологические записи о бабьем лете. А. Тарасов, Охотник Аверьян … Малый академический словарь

Акинфиев, Иван Яковлевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Акинфиев. Иван Яковлевич Акинфиев Дата рождения: 29 мая 1851(1851 05 29) Место рождения: с … Википедия

Экология — (от др. греч. οἶκος обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος понятие, учение, наука) наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст… … Википедия

Китиков, Александр Ефимович — Профессор кафедры марийской литературы Марийского государственного университета, ведущий научный сотрудник Марийского НИИ языка, литературы и истории; родился 28 февраля 1929 г. в д. Якай сола Советского района Марийской АССР; окончил историко… … Большая биографическая энциклопедия

СЛУЖБА УРОЖАЯ — часть службы погоды, обслуживающая с. х во. Центральный орган С. у. с. х. сектор Центрального бюро погоды СССР (Москва). В республиках, краях и областях существуют местные органы С у. Крайнее звено всей системы С. у. агрометеорологические станции … Сельскохозяйственный словарь-справочник

За последние десятилетия мир основательно изменился. Сегодня все знают о существовании экологических проблем, угрожающих здоровью людей, о том, что большая часть населения Земли оторвана от природы, так как живет в городах среди асфальта и железобетонных конструкций. Все больше разрастаются города, вырубаются леса, заболачиваются пруды и озера, загрязняются земля, вода в реках и морях. Пагубное воздействие на природу – результат разрушения личности, внутреннего мира человека, его мировоззрения и сознания. Очень важно переосмыслить те ценности, по которым живет человечество и по-новому оценить и осознать все возможные формы взаимодействия с окружающим миром природы. Ведь именно природа по праву является кладовой нашего развития – физического, интеллектуального, духовного. Исходя из этого, одной из наиболее актуальных современных проблем является проблема “экологизации” сознания всех слоев населения, выработки у каждого человека независимо от его возраста потребности экологически грамотного взаимодействия с миром природы. И очень важно с первых лет жизни формировать у ребенка начало экологической культуры, каждодневно приобщать детей к таинствам и красоте природы, чтобы уже в раннем детстве в каждом человеке зародилось чувство общности с ней. Необходимо воспитывать гуманную, социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

Рассматривая биоэкологию и ведя речь о природных факторах, оказывающих влияние на жизнедеятельность живых организмов, нельзя не коснуться такого вопроса, как фенологические наблюдения. На основе наблюдений за природой, за изменениями, происходящими в ней, у детей формируется не только наблюдательность, интерес и любовь к природе, бережное отношение ко всему живому, но и происходит развитие познавательной деятельности, влияющее на гармоничное всестороннее развитие личности ребенка.

Закономерности периодических сезонных изменений в жизни растений и животных изучает наука фенология; наблюдения за наступлением этих явлений называют фенологическими.

Фенологические наблюдения - это вид наблюдений, направленный на ознакомление дошкольника с сезонными явлениями в природе.

В Большом энциклопедическом словаре “Сельское хозяйство” дается следующее определение фенологическим наблюдениям: это наблюдения за сезонными явлениями и процессами в жизни растений и животных и предсказание сроков их наступления.

Сезонными изменениями в природе называют периодические явления, повторяющиеся ежегодно в одной и той же последовательности. Времена года характеризуются различными световыми и температурными условиями, определяющими ход изменений жизненных процессов растений и животных. Каждый из периодов времен года обусловлен географическим положением и климатическими условиями.

При проведении фенологических наблюдений регистрируют даты наступления фаз развития дикорастущих и культурных растений (например, распускание почек деревьев и кустарников, их цветение, образование плодов); сроки прилёта и отлёта птиц; появление различных видов насекомых и другое. Фенологические наблюдения дают информацию о динамике развития растительного и животного мира в течение годичного цикла в сопоставлении с гидрометеорологическими условиями.

Причины сезонных изменений. Смена времен года происходит благодаря годовому обращению Земли вокруг Солнца при неизменности наклона земной оси к плоскости орбиты. Положение Земли на ее орбите определяет наступление астрономических времен года. Яркость и продолжительность ежедневной солнечной радиации в разное время года влияет на температуру воздуха и почвы, на влажность, что влечет за собой изменения в жизни растений и животных. Но в связи с непостоянством периодических изменений погоды астрономические начала времен года не совпадают со сроками наступления периодических явлений в живой природе. Так, например, по календарю весна наступает 1 марта, а астрономический срок наступления весны - в день весеннего равноденствия (21 марта); натуралисты же считают началом весны 19 марта? средний срок прилета грачей. Сроки наступления сезонных явлений и их продолжительность относительны, например срок прилета грачей колеблется между 7 и 31 марта.

Например, лето начинается у нас не 22 июня, с началом астрономического лета, а раньше, и кончается оно не 23 сентября, а также раньше этого срока. Это обстоятельство заставило исследователей природы принять во внимание, кроме астрономических, другие показатели времен года.

Изучение сезонных явлений. Сущность этих наблюдений состоит в том, чтобы следить за ходом сезонных явлений и записывать даты их наступления, а в некоторых случаях и окончания. На основании многолетних фенологических наблюдений краеведческие организации составляют фенологические календари (календари природы). Наблюдая из года в год за одними и теми же объектами, и фиксируя одни и те же явления, ученые тщательно записывают сроки этих явлений, а потом выводят (вычисляют) средние сроки наблюдаемых сезонных явлений в той или иной местности. Например, средний срок зацветания вербы в Подмосковье приходится на 22 апреля.

Наблюдения за сезонными явлениями включают наблюдения за изменением продолжительности разных частей суток, о закономерных изменениях температуры воздуха, характера осадков. Основным содержанием наблюдений являются наблюдения за ростом, развитием, а также состоянием растений и животных. В процессе систематических наблюдений ученые отмечают определенные моменты (фенофазы) в жизни наблюдаемых объектов. Так, у деревьев и кустарников это будут начало сокодвижения, набухание почек, начало развертывания листьев, появление бутонов, зацветание, массовое цветение, конец цветения, начало созревания плодов и семян, начало осеннего окрашивания листьев, начало листопада, полное осеннее окрашивание листьев, конец листопада. Фенологические прогнозы, предсказывающие, какими будут предстоящие весна и лето, помогают полеводам выбрать для посева, нужные сорта растений, садоводам – защитить сады от губительного воздействия заморозков. Фенологические наблюдения за жизнью насекомых в связи с ростом и развитием растений позволяют установить сроки борьбы с вредителями культурных растений.

Значение изучения сезонных явлений: Потребность в изучении сезонных явлений возникла у человека очень давно, в связи с развитием земледелия, рыболовства, охоты. В наше время стремительно меняется климат, и эти изучения не теряют своей актуальности для сельского хозяйства.

Определяя ежегодно даты наступления сезонных изменений и сопоставляя их со временем сельскохозяйственных работ, можно установить лучшие сроки обработки почвы, посева семян и тем повысить урожай. Так, например, по данным агробиостанции имени К. А. Тимирязева, наибольший урожай огурцов получают при посеве их во время зацветания лиловой сирени и желтой акации. Лучший срок посева репы ? время цветения осины.

Параллельные наблюдения за ходом развития растений и питающихся ими насекомых облегчают установление сроков борьбы с вредителями культурных растений.

Фенологические наблюдения дают богатый фактический материал, который помогает понять сущность основного закона биологии ? единство организма и необходимых ему условий жизни. Наблюдения расширяют кругозор человека, повышают его интерес и любовь к природе. В то же время они не требуют сложного оборудования и доступны любому человеку.

Влияние фенологического наблюдения на развитие дошкольника.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы. В свое время И.М. Сеченов писал о прирожденном и “крайне драгоценном” свойстве нервно-психической организации ребенка - безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь. Это свойство И.П. Павлов назвал рефлексом “что такое?”, под влиянием которого ребенок обнаруживает качества предметов, устанавливает новые для себя связи между ними.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей, она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Опыт экологического воспитания дошкольников показывает, что систематические наблюдения за природными явлениями, за каждым живым существом оказывает глубокое воздействие на детей.

В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у них лучших черт характера, таких как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства. Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению.

Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя ? все это привлекает внимание малышей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Восприятие природы помогает развить такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Игры в лесу, на лугу, на берегу озера или реки, сбор грибов, ягод, цветов, уход и наблюдение за животными и растениями дают детям много радостных переживаний. Всю жизнь хранит человек воспоминания о речке, в которой он в детстве купался, о лужайке, на которой бегал за пестрой бабочкой и собирал цветы. Из пристального внимания к природе, из привязанности к месту детских игр возникает и развивается любовь к своему краю, к родной природе, к Родине, воспитывается чувство патриотизма.

Окраска, форма и запах цветов и плодов, пение птиц, журчание ручья, плеск воды, шелест травы, шуршание сухих листьев, скрип снега под ногами ? все это позволяет детям почувствовать природу и может служить богатым материалом для развития у них эстетического чувства, сенсорного воспитания.

Если взрослый приучит детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, замысловатой формой снежинок, полетом птицы, у ребенка разовьется художественный вкус, он сможет глубже понять окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками.

Красота и многообразие природы во всякое время года, изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая за яркими, красочными явлениями (листопад, снегопад, метель, гроза), дети хотят постичь их, задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию, могут объяснить, почему осенью птицы улетают, почему сегодня замерзли лужи, почему снег тает и т.д. Это создает благоприятные условия для развития логического мышления и речи.

Природа окружает ребенка с ранних лет, это – источник новых знаний различных природных явлений. Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни.

Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К.Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы “…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов”.

Умение наблюдать за изменениями, происходящими в природе со сменой времен года, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи – развития мышления и речи идет как единый процесс.

Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.

Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, мышления. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать.

Чтобы в процессе ознакомления с природой мышление ребенка продолжало развиваться, необходимо целенаправленное руководство педагога. Воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание.

Систематизация знаний о сезонах происходит на основе установления временных (что и когда происходит) и причинно-следственных (от чего происходят те или иные явления) связей. Важно развивать у детей умение наблюдать за изменениями природных явлений, воспитывать чувство любви ко всему живому, обучать некоторым несложным способам охраны природы.

Сама ценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

К.Д. Ушинский говорил о том, что необходимо "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Роль фенологического наблюдения в системе экологического воспитания дошкольников впервые была сформулирована в работах З.Д. Сизенко-Казанец, А.Ф. Мазуриной, М.В. Лучич и др. и долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были их методические пособия и рекомендации. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А.А. Быстров, Р.М. Басс, А.М. Степанова, Э.И. Залкинд, Е.И. Волкова, Е. Геннингс и др.); не одно поколение воспитателей училось по учебнику С.А. Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З.Д. Сизенко, С.А. Веретенникова, А.М. Низова, Л.И. Пушнина, М.В. Лучич, А.Ф. Мазурина и др.).

В современных программах по экологическому воспитанию принцип сезонности в обучении детей - необходимое условие экологического образования и воспитания дошкольников.

Читайте также: