Факторы модернизации педагогической системы школьной физической культуры

Обновлено: 07.07.2024

модернизация содержания учебного предмета на основе взаимосвязи учебной и внеурочной деятельности, а также дополнительного образования, с учетом новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий;

совершенствование учебно-методического обеспечения и материально-технического оснащения учебного предмета;

обеспечение условий для приобретения обучающимися базовых умений и навыков, способствующих повышению личных показателей физического развития, физической подготовленности, освоению широкого социального спектра универсальных компетенций, необходимых для выполнения различных видов деятельности, выходящих за рамки физкультурного образования;

расширение базы информационных ресурсов, необходимых для реализации образовательных программ, технологического инструментария деятельности обучающихся и педагогических работников;

развитие кадрового потенциала в сфере физической культуры;

повышение у обучающихся мотивации к регулярным занятиям физической культурой и формирование навыков здорового образа жизни.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью. Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места потребностей человека нашего общества. Но в соответствии с Законом “Об образовании в РФ” именно здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В учебном плане есть только один предмет, который может в определённой мере компенсировать отрицательное влияние интенсификации учебного процесса: возрастание гиподинамии, снижение двигательной активности учащихся – это предмет “Физическая культура”. Поэтому перед каждым учителем физической культуры возникают вопросы: 1.Как организовать деятельность школьников на уроке, чтобы дать каждому ученику оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья?

2.Как развивать интерес учащихся к урокам физкультуры, потребность в здоровом образе жизни, учитывая появление более сильных интересов в жизни школьников?

3.Как сделать привлекательным урок физкультуры для всех детей? Как достичь на уроке оптимального сочетания оздоровительного, тренировочного, образовательного компонентов физкультурной деятельности?

4.Как сделать, чтобы предмет “Физическая культура” оказывал на школьников целостное воздействие, стимулируя их сознательное саморазвитие, самосовершенствование, самореализацию.

При решении этих вопросов возникают противоречия.

С одной стороны – учителю физической культуры в процессе своей деятельности необходимо учитывать многофункциональность урока, с другой – повышение требований к его здоровьесберегающей направленностью, высокий уровень требований к физической подготовленности выпускников, снижение интереса к урокам физической культуры.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением для детей школьного возраста. Для достижения целей здоровьесберегающих технологий необходимо учитывать следующие условия:

  • Первое условие оздоровления это создание на уроках физической культуры гигиенического режима.
  • Второе – использование оздоровительных сил природы, которое оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих технологий на уроках. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, повышают общую работоспособность организма, замедляет процесс утомления и т.д.
  • Самым важным условием является обеспечение оптимального двигательного режима на уроках физической культуры, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели и года.

Только комплексное использование этих средств поможет решить задачу оздоровления.

Нельзя насильно заставить всех школьников заниматься физической культурой и своим здоровьем, для этого нужны определенные стимулы, мотивы.

Для создания условий мотивации к занятиям физической культурой мы используем:

1. Виды нетрадиционных уроков . На уроках делим детей на группы, в группах ослабленных детей следуем принципам и нормам предоставления детям таких упражнений, которые способствуют снятию умственного напряжения, исключаем длительные статические нагрузки. Используем физические упражнения, которые направлены не только на физическое развитие детей, но и имеющие лечебно-воспитательный эффект, корригирующие, коррекционные упражнения. Например, ходьба по лестнице, гимнастическим палкам, канату укрепляет и развивает мышцы стопы и предупреждает развитие плоскостопия. Упражнения со скакалкой и обручем содействуют формированию правильной осанки, благотворно действуют на сердечно-сосудистую и дыхательную системы.

2. Комбинируем игровой, соревновательный и круговой метод . Применяя тот или иной метод, учитываем возрастные особенности учащихся, не допускаем переутомления, направляем их действия и контролируем нагрузку. С целью полного и точного описания техники упражнений для наглядности показываем последовательность действий. Применяем методы разбора упражнений, подсказываем, помогаем выполнять, но при этом учитываем физическое развитие и уровень физической подготовленности ребёнка. Мы уверены, что методы убеждения и поощрения оказывают на детей особое воздействие.

3. Валеологическое просвещение учащихся и их родителей .

На родительских собраниях и в личных беседах с родителями ставятся вопросы, связанные с состоянием здоровья, условиями его сохранения и укрепления, о профилактике заболеваний, о необходимости полноценного питания. Включаем родителей в процесс обсуждения проблем. Профилактика гиподинамии во многом зависит и от позиции семьи к данной проблеме. Именно поэтому уделяется большое внимание на привлечение семей в различные мероприятия внеурочной деятельности.

На уроках практикуем беседы о здоровом образе жизни. При выполнении различных упражнений объясняем детям значение каждого из них. С целью более наглядного представления о здоровом образе жизни используем компьютерные презентации. Это особенным образом стимулирует познавательную активность учащихся, повышает интерес к теме, способствует усвоению основных правил соблюдения здорового образа жизни.

Именно на интересе детей к занятиям необходимо строить уроки, тем самым, формируя навыки и умения, обеспечивающие мотивацию на здоровье. На уроках стараемся создать такие условия, чтобы у ребенка “появился аппетит” заниматься физической культурой и спортом, чтобы он понял полезность движений для своего здоровья.

Мы проводим ежегодно мониторинг состояния физической подготовленности учащихся.

К общепринятым контрольным тестам, предлагаемым программой, добавляются тесты президентских состязаний сдач норм ГТО, которые проводятся каждую четверть. Тесты направлены на развитие основных двигательных качеств: гибкость, выносливость, сила, скорость, координационные способности. По данным тестирования выделяются группы учащихся, нуждающиеся в корректировке, с ними проводится коррекционная работа. Для этого разрабатываются комплексы упражнений, направленные на развитие недостающих физических качеств.

Многие учащиеся стараются улучшить свои результаты, а мне остается только подсказать, как это сделать.

Работа с учетом принятой концепции позволяет:

1. Повысить успеваемость по предмету.

2. Повысить динамику роста физической подготовленности учащихся.

3. Повысить интерес учащихся к занятиям физической культурой и мотивацию к соблюдению здорового образа жизни.


В сложных условиях продвижения прогрессивных преобразований в нашей стране во всех областях, важная роль принадлежит образованию — общему и профессиональному. Можно с уверенностью сказать, что в XXI веке одним из важнейших факторов прогресса станут модернизация образования, высокий профессионализм и здоровый стиль жизни людей.

В обеспечении успешности модернизации образования, профессионализации учащейся молодежи, формирование здорового образа жизни важнейшая роль принадлежит физическому воспитанию и спорту, охватывающим широкую сферу жизнедеятельности человека: различные типы и виды спорта, образование, труд, быт, досуг, отдых, лечение, вовлекающим все категории людей, как здоровых, так и больных, которые нуждаются в укреплении здоровья, физической и социальной реабилитации и адаптации.

Физическое воспитание и спорт предполагают формирование основ физической и духовной культуры личности, создание системы ценностей, реализуемых в здоровом образе жизни. Проблема развития физического воспитания и спорта особенно актуальна в последнее время в связи со снижением общего уровня здоровья населения, представляющим угрозу для национальной безопасности нашей страны. Следует отметить, что физическая культура учащихся на этапе общего образования имеет важное значение, обеспечивая развитие физических, интеллектуальных способностей и нравственных качеств, повышение физической работоспособности, психофизической подготовки школьников к службе в Вооруженных Силах России. Физическая подготовка подрастающего поколения в российских общеобразовательных школах приобретает принципиально важное значение, так как она не только обеспечивает физическое развитие и укрепление молодого организма, но способствует формированию навыков здорового образа жизни, созданию базы общей физической работоспособности и воли. За многие годы в общем образовании сложилась система развития физической культуры и спорта, являющая составной частью современного (в частности, военно-патриотического) воспитания школьника.

Несмотря на сложную социально-экономическую ситуацию в стране, возрастающий дефицит финансирования образования, физическая культура по-прежнему остается предметом школьного учебного плана.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них потребности в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни являются одной из основных задач образовательных учреждений по решению проблемы здоровья образующего фактора школьников. Образовательные учреждения самостоятельно с учетом местных условий и интересов учащихся определяют формы занятий физической культурой и средства физического воспитания. Большое значение в улучшении здоровья школьников имеют рекреативные формы физической культуры, которые учитывают индивидуальные вкусы, интересы, склонности и потребности учащихся. В общеобразовательном учреждении к рекреативным формам физической культуры относятся:

– физкультурные минуты во время уроков, особенно необходимые в начальной школе,

– подвижные игры на удлиненных переменах;

– ежедневные физкультурные занятия в группах продленного дня;

– спортивные секции и кружки.

В месте с тем надлежит отметить, что в последние годы в России наметилась тенденция ухудшения состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в общеобразовательных учреждениях.

Уже при поступлении в школу у многих первоклассников наблюдаются отклонения в состоянии здоровья, физическом развитии и подготовленности снижении сопротивляемости неблагоприятным факторам, они плохо адаптируются к школьной жизни, учебной деятельности. За время обучения в школе количество и характер отклонений в опорно-двигательном аппарате, морфофункциональных системах нарастает, достигая угрожающих размеров. Все это отражается на поведении учащихся, их отношении к учебе, окружающим, на целевых установках, жизненной позиции, приводит к появлению вредных привычек.

Неразрешенными остаются следующие проблемы в развитии детско-юношеского спорта в системе общего образования:

отсутствие достаточного количества учебных спортивных сооружений;

– дефицит спортивного инвентаря;

– дефицит спортивного оборудования и спортивной формы.

В последние годы появились новые проблемы, связанные с прекращением финансирования внешкольной и внеучебной спортивной работы и государственного и профсоюзного бюджетов, резким повышением арендной платы за пользование спортивными сооружениями. Вследствие этого сократился календарь спортивных внешкольных мероприятий.

За последние годы система методического и научного обеспечения физической культуры и спорта школьников стала отставать от современных потребностей их физической подготовки.

Информация о негативных явлениях в официальных документах, средствах массовой информации представлена достаточно широко, что убедительно свидетельствует о необходимости принятия властными структурами и всеми заинтересованными сторонами кардинальных мер по сохранению физического и нравственного здоровья нации, подготовке поколения, способного к прогрессивным преобразованиям в обществе, к высокопроизводительному труду, службе в Вооруженных Силах России и в других социально значимых видах деятельности.

С учетом реального состояния физического здоровья и подготовки школьников как будущих защитников Отечества, органам образования в центре и на местах необходимо принять меры по решению указанных проблем.

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, здоровый образ жизни, общее образование, физическое воспитание, Вооруженная Сила России, профессиональное образование, система, студенческий спорт, физическая подготовка, физическое развитие.

Похожие статьи

Концепты развития студенческого спорта в России

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, высшая школа, студенческий спорт, профессиональный спорт, физическое воспитание, спорт, вид спорта, Россия, здоровый образ

Физическая культура и спорт в системе высшего образования.

Физическое воспитание как эффективная система улучшения.

Физическая культура и спорт — это сложное явление современного общества, которое выполняет ряд социально важных функций: Укрепление здоровья человека; Воспитание гармонично развитой личности, для которой важно физическое совершенство.

Роль физической культуры и спорта в воспитании личности.

Статья посвящена изучению одной из проблем современных вузов — воспитания личности студента. Физическая культура и спорт являются важнейшим компонентом здорового образа жизни современной молодежи.

Физическая культура в профессиональной подготовке

В экономически развитых государствах здоровье человека рассматривается как социальная и профессиональная ценность. Формируются условия для его восстановления и укрепления. Сохранение здоровья работника, особенно высококвалифицированного.

Повышение квалификации и дополнительное образование.

Образование специалистов в области физической культуры и спорта всегда являлась самостоятельной сложившейся отраслью профессионального образования в нашей стране. В настоящее время в России выделяется три уровня базового физкультурного образования.

Формирование здорового образа жизни студента средствами.

Ключевые слова: здоровый образ жизни студентов, физическое воспитание, оздоровительная физическая культура, физическое совершенствование, студенческая молодежь. Задачи, стоящие перед республикой в экономической, политической и социальной.

Пропаганда физической культуры, спорта и здорового образа.

Физическая культура — важное средство в системе образования и воспитания подрастающего поколения, в формировании здорового образа жизни, организации отдыха и досуга, восстановлении и развитии телесных и духовных сил. В этом проявляется ценность.

Общая физическая подготовка — фундамент здоровья

Библиографическое описание: Смагин Н. И. Общая физическая подготовка — фундамент здоровья

- профессионально- прикладную физическую подготовку студентов с учетом

физическая культура, физическое воспитание, здоровый образ жизни, состояние.

Социальное значение физической культуры и спорта в условиях.

Физкультура и спорт представляют собой субъективные аспекты жизни людей и поэтому являются составной частью формирования здорового образа жизни каждого человека в отдельности и всего общества в целом.

Формирование физической культуры студентов

Ключевые слова: студенты, физическая культура, здоровый образ жизни, физическая подготовка, мониторинг. Формирование физической культуры, как составной части общей культуры личности является важной задачей физического воспитания студентов в высшей.

Концепции модернизации учебного предмета физической культуры

Основными факторами , определяющими содержание образования в сфере физической культуры и физического воспитания являются:

-социальный заказ государства системам образования и физического воспитания;

состояние физического развития, здоровья и двигательной подготовленности населения;

- потребности личности в физическом самосовершенствовании, саморазвитии; потребности экономики и обороны страны.

Задачи Концепции :

- модернизация содержания учебного предмета общего образования с учетом взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности, а также дополнительного образования;

- совершенствование учебно-методического обеспечения и материально- технического оснащения учебного предмета;

- обеспечение условий для приобретения обучающимися базовых умений и навыков, способствующих повышению личных показателей физического развития, физической подготовленности, освоению широкого социального спектра универсальных компетенций, необходимых для выполнения различных видов деятельности, выходящих за рамки физкультурного образования;

- расширение базы информационных ресурсов, необходимых для реализации образовательных программ, технологического инструментария деятельности обучающихся и педагогических работников;

- развитие кадрового потенциала в сфере физической культуры;

- повышение у обучающихся мотивации к регулярным занятиям физической культурой и формирование навыков здорового образа жизни.

В соответствии с ФГОС общего образования, предметные результаты учебного предмета "Физическая культура" должны отражать умение выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений с учётом индивидуальных способностей и особенностей, состояния здоровья и режима учебной деятельности, использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга (в том числе при подготовке к выполнению нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) (далее - Комплекс ГТО)).

Требование обязательности сдачи нормативов испытаний (тестов) Комплекса ГТО всеми обучающимися, осваивающими образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, законодательством в сфере образования не установлено, в связи с чем невыполнение нормативов Комплекса ГТО не может являться основанием для неудовлетворительной отметки в ходе текущей, промежуточной и итоговой аттестации учащихся по учебному предмету "Физическая культура".

Решение об индивидуальном учете результатов выполнения нормативов испытаний (тестов) Комплекса ГТО при осуществлении текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по учебному предмету "Физическая культура" принимается общеобразовательной организацией самостоятельно и закрепляется локальным актом.

Результаты выполнения нормативов испытаний (тестов) Комплекса ГТО обучающимися образовательных организаций могут быть преемственными к результатам освоения программы учебного предмета "Физическая культура" путем интеграции в нее элементов Комплекса ГТО.

По завершении подготовки и перед сдачей нормативов испытаний (тестов) ГТО осуществляется тематический контроль, позволяющий оценить результаты подготовленности обучающихся к сдаче нормативов испытаний (тестов) Комплекса ГТО.

Комплекс ГТО нацелен также на повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, обеспечение преемственности в осуществлении физического воспитания населения, всестороннее развитие личности, в том числе гражданско-патриотическое воспитание.

Модернизация системы физического воспитания в школьных образовательных учреждениях:

- развитие спорта в образовательных учреждениях;

- создание условий и стимулов для расширения сети детско-юношеских спортивных клубов и спортивных команд, функционирующих на базе образовательных учреждений;

- сохранение обязательной формы физкультурного образования - для обучающихся в объеме не менее 3 часов в соответствии с ФГОС, существенное увеличение объема спортивной работы во внеурочное время для реализации необходимого недельного объема двигательного режима не менее 8 часов в неделю;

- совершенствование системы физкультурных и спортивных мероприятий для всех категорий обучающихся;

- создание в образовательных учреждениях детско-юношеских спортивных и туристских клубов (центров)

- развитие спорта в образовательных учреждениях;

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений

оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна включать описание организации и содержания государственной итоговой аттестации обучающихся, промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности, итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную итоговую аттестацию обучающихся, и оценки проектной деятельности обучающихся.

Специфика проектной деятельности обучающихся в значительной степени связана с ориентацией на получение проектного результата, обеспечивающего решение прикладной задачи и имеющего конкретное выражение.

Проектная деятельность обучающегося рассматривается с нескольких сторон:

продукт как материализованный результат,

процесс как работа по выполнению проекта,

защита проекта как иллюстрация образовательного достижения обучающегося.

Проектная деятельность обучающегося ориентирована на формирование и развитие метапредметных и личностных результатов обучающихся.

Проектная деятельность обучающихся может проводиться в том числе по таким направлениям, как:

Проекты могут быть реализованы как в рамках одного предмета, так и на содержании нескольких.

Количество участников в проекте может варьироваться, так, может быть индивидуальный или групповой проект.

Проект может быть реализован как в короткие сроки, к примеру, за один урок, так и в течение более длительного промежутка времени.

В состав участников проектной работы могут войти не только сами обучающиеся (одного или разных возрастов), но и родители, и учителя.

Особое значение для развития УУД в основной школе имеет индивидуальный проект, представляющий собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении длительного периода, возможно, в течение всего учебного года. В ходе такой работы обучающийся (автор проекта) самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану – это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник.


Определяя стратегию развития образовательной деятельности, представляя научно-методический и образовательный центр дополнительного профессионального образования в области физической культуры и ОБЖ, кафедра видит свое главное предназначение в обеспечении условий для повышения квалификации и переподготовки специалистов в сфере физической культуры и основ безопасности жизнедеятельности с востребованным уровнем профессиональной и социальной компетентности, готовых к самоопределению, саморазвитию, самосовершенствованию в условиях развивающейся образовательной среды.

В контексте современных тенденций развития образования, реализации федеральных целевых программ, ФГОС главными профессиональными качествами педагогов становятся: умение учиться, готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений.

В связи с этим кафедрой разрабатываются дополнительные профессиональные программы (ДПП) для слушателей курсов повышения квалификации на основе усиления практической деятельности и внедрения вариативных форм обучения, использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ для внедрения в практику профессиональной деятельности педагогов. Начинающим педагогам физической культуры, совместителям предлагается отдельная программа и вариативные модули, содержание которых учитывает их уровень готовности к реализации профессиональной деятельности. Имеется также возможность пройти курс профессиональной переподготовки лицам, не имеющим физкультурно-педагогического образования, с предоставлением права на осуществление нового вида профессиональной деятельности.

Рассматривается возможность проведения совместных с Министерством спорта Нижегородской области, региональным Центром тестирования курсов повышения квалификации педагогов физической культуры Нижегородской области для осуществления судейства при проведении испытаний / тестирований по Комплексу ГТО.

Читайте также: