Эвристический поисковый метод как основа подготовки по иностранному языку в начальной школе

Обновлено: 07.07.2024

Современное общество предъявляет к личности все новые и новые требования. Для того чтобы быть успешным в современном обществе, выпускник школы или ВУЗа должен не только обладать рядом предметных знаний, умений и навыков, но и быть активной, творчески-развитой личностью, способной к быстрому нахождению нестандартных решений возникающих проблем.

Одной из особенностей иностранного языка в обучении является то, что он может одновременно выступать как целью, так и средством обучения, являясь, таким образом, идеальной базой для развития творческих способностей учащихся параллельно с приобретением ими языковых знаний, умения и навыков. Использование эвристических методов на уроке иностранного языка может способствовать не только формированию и развитию творческих и коммуникативных навыков учащихся, но и активизировать изученный лексический и грамматический материал. Принимая во внимание требования современного ФГОС основного общего образования, мы предлагаем внедрение в учебный процесс следующих методов при обучении лексике на старшем этапе обучения.

Хуторской А.В.: Эвристическое обучение ставит своей целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. Личный опыт учащегося становится компонентом его образования, а содержание обучения создается в процессе деятельности.
Эвристическую деятельность иногда связывают с творческой деятельностью. Однако первое понятие является более широким и имеет ряд отличий:

1. Эвристическая деятельность включает в себя сами творческие процессы по созданию образовательной продукции.
2. Одной из составляющих эвристической деятельности являются познавательные процессы, которые необходимы для сопровождения творчества.
3. В эвристической деятельности организационные, методологические, психологические и иные процессы обеспечивают творческую и познавательную деятельность.

Главной задачей в эвристическом обучении является творческая самореализация учащегося. Это осуществляется следующим образом. Ученик получает материал для конструирования, однако ему не дают готовых знаний о нем. Он создает продукт деятельности (гипотезу, сочинение, поделку), а затем с помощью учителя сопоставляет его с историческими аналогами в этой области. В результате ученик переосмысливает свой результат и происходит его личностное преобразование (изменение в чувствах, знаниях, способностях и опыте).

Итогом деятельности учащегося может выступать и общекультурное приращение, когда ученик оказывается вовлеченным в культурно-исторические процессы. Эвристическая образовательная ситуация является ключевым элементом обучения. Эта ситуация активизирует незнание, цель ее – рождение учениками личной идеи, проблемы, гипотезы, схемы, текста и т.д. Образовательный результат в эвристическом обучении непредсказуем, каждый ученик может получать абсолютно разные итоги.

Эвристическое обучение строится на основе открытых заданий. Практически любой элемент изучаемой темы может выражаться в форме открытого задания.

Сегодня на нашем мастер – классе я хочу познакомить вас с некоторыми эвристическими методами.

Как я уже сказала, эвристическими методами обучения являются такие, результатом применения которых всегда является создаваемая учениками образовательная продукция: идея, гипотеза, текстовое произведение, картина, поделка, план своих занятий и т. п.

Первый метод, с которым мы познакомимся – это метод эмпатии.

Метод эмпатии (вживания) означает “вчувствование” человека в состояние другого объекта, “вселения” учеников в изучаемые объекты окружающего мира, попытка почувствовать и познать его изнутри.

Например, вжиться в сущность дерева, кошки, облака и других образовательных предметов. В момент вживания ученик задаёт вопросы объекту-себе, пытаясь на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть образовательный продукт ученика, который может затем быть им выражен им в устной, письменной, рисуночной форме.

А сейчас я попрошу вас разбиться при помощи цвета на команды по 3-4 человека.

Teacher: Imagine yourself that you are ‘Tornado”. How can you describe yourself, what are your feelings? Name your adjectives, verbs, your favourite season, places you occur, your weather.

(На работу отводится 5 минут) Затем каждая команда зачитывает свои получившиеся рассказы.

Учитель: а вот пример, который получился у ученика

Student: — I am Tornado. I am the most terrible of all storms. I am dangerous, violent, strong, cruel, noisy and destructive. I destroy houses, carry away cars and telephone boxes. I occur in the springs, throughout the world, but mostly in the United States, especially in the central states. I occur in the afternoon or in the early evening in a hot day. Large clouds appear in the sky. They become darker and darker. The sounds of thunder, bright flashes of lighting! I form a funnel and begin to twist. My funnel touches the ground, it picks up everything it can.

Метод “Mind-Map”(Карта памяти) является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно. Тема находится в центре. Сначала возникает слово, идея, мысль. Идёт поток идей, их количество неограниченно, они все фиксируются, начинаем их записывать сверху слева и заканчиваем справа внизу.
Метод является индивидуальным продуктом одного человека или одной группы. Выражает индивидуальные возможности, создаёт пространство для проявления креативных способностей.

  • При систематизации, повторении материала;
  • При работе с текстом;
  • При повторении в начале урока;
  • При введении в тему;
  • При сборе необходимого языкового материала;
  • При контроле.

Задание группам:

Метод “Brain Storming”(Мозговой штурм)

Путём мозговой атаки учащиеся называют всё, что они знают и думают по озвученной теме, проблеме. Все идеи принимаются, независимо от того, правильны они или нет. Роль учителя — роль проводника, заставляя учащихся размышлять, при этом внимательно выслушивая их соображения.

Метод списка свойств

Метод состоит в разделении предмета или идеи на ключевые составляющие свойства. Свойства предмета могут включать его размер, форму, вкус, цвет, вес, запах, внутреннее содержание, упаковку и т.д. Определение ключевых свойств и разложение предмета по его свойствам позволяет рассмотреть предмет более детально и, работая с каждым свойством в отдельности, произвести новый более совершенный продукт или идею. Согласно A. J. Starko, метод списка свойств может быть применен к любой учебной дисциплине и при любом возрасте учащихся.

Пример: Divide into groups of three. Each group will get a picture of different kinds of vehicles. You are to discuss the main qualities of the vehicle and make a list of them. Then you’ll have to think of one quality that can be changed to make the vehicle better. What will that be? What will the change bring? Present the updated kind of transport to the other groups.

Метод исключения лишнего

Учащимся представляются три предмета, действия, цифры, понятия и т.п. и предлагается исключить лишнее, объяснив при этом выбор. Данный метод подразумевает такой прием мыслительной деятельности, как сравнение, позволяя, таким образом, более детально познать и понять изучаемый материал или проблему.

Пример: Look at the given pictures (road, sky, water; plane, car, bus; run, climb, jump; etc.). You are to choose the wrong one. Explain your choice.

Метод учета взглядов других людей

Метод используется в случае, когда анализируемая проблема предполагает рассмотрение ее с различных точек зрения. Умение поставить себя в позицию другого человека и посмотреть на проблему его глазами позволяет выявить аспекты проблемы, не учтенные ранее.

Метод запрещенных слов

Учащимся предлагается дать определения предметам или идеям, но без использования распространенных слов и словосочетаний. Данный метод позволяет расширить словарный запас, а также тренирует умения находить аналогии и приводить примеры.

Пример: Describe the object that you see in the picture (plane ticket) without using the following words: a plane, a ticket, transport, holidays, fly, air, a stewardess, a pilot.

Рассматривая различные способы формирования и развития творческих способностей, A. Cropley предлагает так называемый метод игры с идеями. Данный метод подразумевает разнообразные логические игры, сутью которых является подготовка к мыслительной деятельности, своеобразная зарядка для мозга, в процессе которой осваиваются стратегии мыслительной деятельности.

производство (создание): в процессе реализации данного приема учащимся нужно выдвинуть идею, связанную с представленной проблемой, например, дать список аббревиатур, которые следует расшифровать таким образом, чтобы они имели отношение к теме урока;

Пример: Reveal the meaning of the following abbreviations in connection with the topic of the lesson (travelling): BBC, RAF, FBI, NATO.

анализ: представляет собой четкое определение содержимого предмета или идеи и может быть реализован, например, с предоставлением учащимся списка материалов и предложением назвать как можно больше способов их применения, включая нестандартные;

Пример: Think about all possible variants of the usage of the following objects: credit card, sun lotion, suitcase, flippers, passport.

усовершенствование: разработка детальной структуры на основе ведущих признаков, например, учащимся озвучиваются ведущие принципы, и предлагается описать предмет, причем, предмет, который не существует в настоящее время, но теоретически возможный и целесообразный;

Пример: Describe in detail a means of transport that can travel rather fast my road and by air, take more than five people aboard and be environmentally friendly.

заострение внимания: выявление ключевых аспектов предметов и идей, например, предложить учащимся придумать прозвища известным людям (не знакомым им лично), представляющие собой обозначение суммы тех их личностных характеристик, которые делают их уникальными;

Пример: Imagine yourself a traveler who has just made a round the world voyage. You are to describe the countries you have visited, but you have little time, so describe each country using one or two words.

ассоциация: выявление связей между элементами, например, студентам предлагается создать как можно больше выражений посредством соединения всех или нескольких слов данного списка, причем, полученное словосочетание должно иметь определенное значение, то есть называть определенный объект или процесс в действительности;

Пример: You will be given a list of words. Your task is to make as many word combinations as possible. Mind that every word combination should mean a certain object. You are free to use prepositions or change the form of the words. (ticket, boat, holiday, relax, sun, sea, plane, helicopter, air, suitcase, package, swimming costume, bathe, go, travel, work, trip, enjoy, bed)

конструирование: объединение идей или объектов для создания определенного нового продукта, может быть реализовано, например, через предоставление учащимся нескольких произвольных отправных точек и заданием придумать предмет или аппарат, причем, как можно тщательнее проработанный, который бы объединял эти элементы;

Пример: Imagine and describe a means of travelling that can be used by those who get airsick easily, those you are afraid of water and enjoy speed and comfort.

Пример: Listen to the text about a voyage. While listening, draw pictures, describing emotions of the main character during the voyage. Retell the text with the help of your pictures.

Метод визуализации

Данный метод призван оказать содействие учащимся в осознании сущности проблемы или учебного вопроса. Учащимся предлагают закрыть глаза, расслабиться и вспомнить какой-то момент из своего жизненного опыта. Учитель при этом задает вопросы, помогающие навести учащегося на решение проблемы с учетом его личного опыта и рефлексии. Затем учащимся предлагают рассмотреть проблему с учетом размышлений, имеющих место во время рефлексии. Метод визуализации помогает учащимся применить имеющиеся у них знания и опыт для решения насущной проблемы.

Пример: Close your eyes. Imagine yourselves going to the holiday of your dream. You have been working hard all the year round and now it is the time for you to relax. You are in your room packing. You have a large suitcase and are putting in it everything you will need. What have you taken with you? Now you are on your way to the destination. What means of transport have you chosen, why? Is the travelling comfortable? What are the people around you doing? What do you see through the window? Now you have come to the point of your destination. What is it like? Are you happy? What are you going to do first? Now open your eyes and tell the others about your imaginary trip and the feelings that you had while travelling.

На мой взгляд, применение эвристических методов обучения являются одним из наилучших средств формирования и развития творческих способностей учащихся, и может быть интегрировано в учебный процесс на любом его этапе наряду с использованием традиционных методов и форм обучения иностранному языку.

Используемая литература: (материалы Интернет)

Эвристический поисковый метод как основа подготовки к иностранному языку в начальной школе.

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Формы и методы эвристической технологии - это те, основной задачей которых является создание учащимися новых образовательных результатов: идей, сочинений, исследований, поделок, конкурсов, художественных произведений. К эвристическим формам занятий относятся: эвристические уроки, олимпиады, погружения, деловые игры, очные и дистанционные проекты, интерактивные формы обучения, творческие защиты.

ЭВРИСТИЧЕСКИЙ (ПОИСКОВЫЙ) МЕТОД КАК ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ.docx

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Эвристический (поисковый) метод как основа подготовки по иностранному языку

в начальной школе

по направлению подготовки

Теория и методика преподавания иностранных

языков в начальной школе

курса профессиональной переподготовки

Плахтий Натальи Викторовны

Необходимость использования эвристического (поискового) коммуникативного метода при обучении иностранному языку в начальной школе.

Концептуальные положения эвристической технологии заключаются в следующем:

1) формирование новых знаний происходит на основе эвристической беседы и должно сочетаться с самостоятельной работой обучающихся;

2) учитель преднамеренно создает проблемные ситуации, обучающиеся должны их анализировать и ставить проблемы, выдвигать и доказывать гипотезы, делать выводы; получать решения и доказывать их достоверность;

3) оценка ставится в основном за умение применять ранее полученные знания в новых условиях, за умение выдвигать и обосновывать гипотезы, доказывать их, за овладение обобщенными способами деятельности

Главные признаки эвристического обучения:

3. Освоение учебного содержания происходит в совместной деятельности учителя и учащихся и строится в определенной логике:

создание проблемной ситуации (ощущение затруднения);

выявление затруднения и определение проблемы;

предложение возможного замысла решения проблемы (выдвижение гипотез);

логическая проверка гипотез, некоторые гипотетические выводы;

наблюдения и эксперимент, которые позволят отвергнуть гипотезу или принять логические выводы.

4. В центре внимания учителя не конкретные знания, умения и навыки учащихся, а их личный опыт впечатлений и переживаний предметно-практической деятельности, взаимодействия и общения, основных компетенций личности.

учащимся предоставляется свобода выбора (группы, содержания, темпа);

исключается всякое принуждение к учению, прямой контроль и оценивание в баллах;

специальное внимание обращается на организацию рефлексии учащихся в учебной деятельности.

Технологии эвристического метода при обучении иностранному языку в начальной школе

Учитель иностранного языка использует определенные средства, формы, методы и технологии, принципы и закономерности для достижения цели – овладение обучающимися иностранным языком на уровне родного. Одним из способов является применение эвристических методов на уроках, что позволяет развивать эвристические (когнитивные, креативные и оргдеятельностные) способности обучающихся.

Основные элементы эвристического обучения – его формы и методы. Эвристические формы и методы обучения обеспечивают создание обучающимися новых для них образовательных продуктов в изучаемых предметах, в нашем случае – на уроках иностранного языка.Формы и методы эвристического обучения представляют собой более широкую группу дидактических средств, так как они направлены не только на создание обучающимися образовательной продукции по иностранному языку, но и на подготовительную и сопровождающую творчество работу, планирование, оценку, контроль, рефлексию, усвоение базового содержания образования.

Технологии рассчитаны на гарантированное и эффективное достижение педагогических целей и интеллектуальное развитие обучающихся. В педагогическом процессе их часто называют активными, так как их использование приводит к высокому уровню внутренней и внешней активности обучающихся.

Использование его сокращает время решения дидактических задач по сравнению со способом полного ненаправленного выбора возможных альтернатив. Правда, результаты решений оказываются не всегда наилучшими, но, как правило, допустимыми, обеспечивающими достижение поставленной цели.

Эвристическая деятельность развивает у обучающихся способности: понимать и творчески использовать пути и методы продуктивной познавательной деятельности, систематизировать учебную информацию и применять ее в эвристическом поиске, адаптироваться к новым условиям деятельности и предвидеть ее результаты, прогнозировать свою интеллектуальную и практическую деятельность, принимать обоснованные решения на основе эвристических операций с последующей их логической проверкой. Эта деятельность эффективна при умении обучающегося оценивать свои действия, их рациональность, экономичность, настойчиво доводить решение задачи до логического завершения; при этом важно обладать гибкостью мышления, способностью актуализации и организации информации (опыта) в решаемой задаче. Она осуществляется на основе эвристических правил и операций, основанных на аргументированных рассуждениях.

Эвристические правила — это рекомендации к выбору возможного варианта действия в условиях альтернативного поиска (от более легкого к более трудному, от более знакомого к менее знакомому, от целого к части целого и т.п.). Операции — не что иное, как мыслительные действия (анализ, синтез, аналогия, обобщение и т.д.), направляющие деятельность обучающегося на нахождение оптимального решения задачи. Те и другие выступают инструментарием для решения учебных эвристических задач.

Заслуживает внимания концепция содержательных обобщений (В.В. Давыдов), обосновывающая продуктивность логической цепочки:

Технология его применения:

• условие учебной поисковой задачи формулируется в общих чертах, проблемно;

• занятие разделяется по времени на две части: выдвижение гипотез и их анализ-оценка;

• в первой части занятия запрещается какая бы то ни было критика (в том числе и через мимику, ухмылки, жесты и пр.) мнений и предложений, что снимает боязнь критики своих высказываний у обучающихся — она тормозит их мышление и творческие процессы;

Структурная схема синектического занятия обычно следующая: постановка проблемы в общем виде, ее анализ с целью ознакомления, отсеивания первых решений, понимание проблемы, вызывающий аналогию вопрос, генерирование аналогий, их развитие и обыгрывание, выявление значимости и использование аналогий применительно к проблеме для генерирования новых идей, выбор альтернативы, выдвижение новой идеи при отрицательной оценке альтернативной, развитие новой идеи при ее позитивной оценке.

Метод дидактических игр используется в нескольких разновидностях: деловые, ролевые и управленческие, организационно-деятельностные игры.

Наиболее распространенной в педагогическом процессе является деловая игра. Технология ее проведения заключается в воздействии на психологию обучающихся таким образом, чтобы моделировать, тщательно анализировать все отношения, возникающие перед личностью в процессе ее учебной и профессиональной деятельности. С организационной точки зрения проведение деловой игры представляет собой развертывание особой имитационной деятельности на основе модели, воссоздающей условия и динамику возникновения, протекания и решения проблемы.

Постоянно расширяющаяся практика использования деловых игр диктует необходимость специального исследования проблем эффективности их образовательного, воспитательного, обучающего и развивающего воздействия. В силу своих дидактических возможностей — активного развивающего характера, непосредственного общения на фоне изменяющейся обстановки — деловые игры оказываются в большей степени продуктивны в качестве средства совершенствования личностных качеств человека. Дело в том, что они являются своеобразным конгломератом двух реальностей: процесса профессиональной, учебной деятельности и отношений, возникающих в нем. Усвоение знаний, формирование умений и навыков осуществляются как бы наложением на канву деятельности в ее предметном и социальном аспектах. Знания усваиваются не абстрактно, не про запас, не для какого-то гипотетически-перспективного применения, а в реальном для участников информационном поле, в динамике развития сюжетных действий, в формировании целостного образа профессиональной ситуации. Кроме того, в деловой игре человек приобретает навыки интеллектуального взаимодействия, создает ценностные ориентации и установки, присущие ему как специалисту.

Эти принципы отражают суть игрового обучения, его составных частей, логики и внутренних связей, становятся эффективными факторами их системного применения. Педагогические наблюдения над проводимыми игровым методом занятиями показывают, что педагогическое своеобразие и полезность игры теряются в случае, если руководитель, педагог стремится реализовать только учебные либо только игровые цели. И в первом, и во втором случае снижается формирующий эффект игры. Усилить же его возможно только тогда, когда в процессе воздействия акцентируется внимание на интеллектуально-развивающем компоненте занятия как своеобразном системном объединении всех частных целевых установок.

В развитии личностных качеств обучающихся деловая игра обладает следующими возможностями:

• обеспечивает систематизацию изучаемого материала и его представление в имитационной модели, приближенной к реальности;

• воссоздает структуру и функции отдельных компонентов деятельности;

• приближает обучающихся к реальным условиям возникновения потребностей в знаниях, путях и способах добывания, сохранения, использования этих знаний, что в свою очередь обеспечивает осмысленность процесса учебы, личную активность, возможность сознательного перехода от эмоциональной мотивации к профессиональной;

• объединяет образовательный, обучающий, воспитывающий и развивающий эффекты педагогического процесса;

• обеспечивает в конечном счете переход от организации к регуляции руководителем, педагогом интеллектуальной деятельности обучающихся, к саморегуляции и самоорганизации их деятельности.

В силу обстоятельств деловые игры целесообразно проводить преимущественно после того, как их участники будут в достаточной степени ориентированы в существе требований к предстоящей деятельности, уяснят ее сущностные основы, овладеют ключевыми понятиями. Названные требования должны быть соблюдены — в противном случае сама деловая игра лишится обучающих, образовательных, воспитательных и развивающих функций и не даст должного эффекта.

Разновидностями деловой игры по уровню сложности являются:

• имитационные упражнения (закрепление навыков, умений);

• анализ учебных, профессиональных ситуаций (выработка обучающимися своих решений по ситуации, их групповое обсуждение);

• исполнение определенных ролей (с последующей оценкой действий игрока другими участниками игры);

• полноценная деловая игра, комплексно имитирующая учебную, профессиональную деятельность и ее последствия в контексте принимаемых решений.

Результаты применения эвристического (поискового) метода в изучении иностранного языка в начальной школе.

Наиболее эффективное средства для создания у школьников эвристических ситуаций - использование противоречий, конфликта между усвоенными знаниями, знакомыми способами решения определенного класса задач и теми требованиями, которые предъявляет новая задача. Школьники должны убедиться в том, что решение задачи на основе уже имеющихся знаний приводит к ошибкам. Учитель сознательно заостряет конфликт, подчеркивает возникающее противоречие, стимулирует попытки найти выход из создавшегося положения, разрешить противоречие.Применяя те или иные методы, учитель должен предполагать, что ученик может и должен получить свое собственное решение творческой задачи. И это "добытое" знание можно преобразить и обогатить, но ни в коем случае не отвергать. Такой подход и будет эвристическим, от греческого слова "эвристика", что означает "нахожу".

Эвристическое обучение носит сопровождающий характер. Учитель обеспечивает расширение образовательных сфер каждого ученика, то есть их деятельность по рождению, оформлению и развитию личных образовательных продуктов, а также последующее сопоставление этих продуктов с культурными аналогами. Проживая в собственном творчестве специально организованные эвристические образовательные ситуации, ученики воспроизводят культурные образцы жизни и деятельности, развивая при этом свой внутренний мир, реализовывая индивидуальный образовательный потенциал.

Из всего сказан ного, можно сделать вывод, что эвристический подход позволяет потенциально способным детям достигнуть результатов, которые превышают образовательные стандарты. Постепенное включение элементов эвристического обучения в педагогический процесс приводит к тому, что у учащихся вырабатывается личностный подход к получению индивидуального результата, защита и отстаивание его перед другими.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В сочетании с традиционной системой обучения преподаватель по своему выбору может внедрять когнитивно- эвристические технологии в классно-урочную и внеурочную работу, что позволит дифференцированно подходить к выбору содержания образования, учитывать различный уровень владения языком, склонности, мотивы, особенности темперамента, свойства мышления и памяти учащихся. В процессе обучения учащийся приобретает не только знания, но и опыт креативной деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности, к самому себе и своей деятельности, развивает воображение и творческое мышление, фантазию, навыки творческого видения объекта.

В данном материале представлен мой опыт работы по применению различных методов эвристической технологии на уроках английского языка на всех ступенях обучения.

ВложениеРазмер
zdravstvuyte.docx 20.2 КБ

Предварительный просмотр:

Правильность этих слов можно подтвердить, наблюдая за изменениями в системе современного российского образования. Современные подходы к обучению и воспитанию молодого поколения, требуют поиска эффективных путей реализации содержания образования, ориентированного на развитие обучающихся, учёт их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального, личностного и творческого потенциала.

Процессы в современном обществе требуют усилить роль дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся. Поэтому к преподаванию иностранного языка предъявляются высокие требования.

Основной целью обучения иностранному языку является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников. А задачей учителя является создание условий для практического овладения языком каждого обучающегося и правильный выбор продуктивных методов, которые позволили бы каждому обучающемуся проявить свою творческую активность и получать знания не в готовом виде, а добывать их самостоятельно в процессе исследовательской деятельности.

Изменение целей современного образования влечет за собой необходимость формирования универсальных учебных действий (умение учиться) у учащихся начальной школы и на уроках английского языка.

Это подразумевает освоение школьниками таких компонентов учебной деятельности, как: мотивация, учебная цель, учебные задачи и учебные действия.

Одним из ключевых направлений в деятельности учителя при этом является поиск наиболее эффективных методов обучения.А главная цель, которую преследует учитель,- это формирование разносторонне развитой личности, способной к самостоятельному усвоению новых знаний и развитию компетенций.

При переходе из начальной школы в основную у некоторых учащихся возникают трудности, связанные с неумением ставить цели и двигаться к их достижению; оценивать процесс и результаты своей деятельности по овладению иноязычной речью. Бывает так, что у учеников на среднем этапе отсутствуют хорошие технические навыки чтения и письма, они не умеют самостоятельно строить высказывания в диалогической и монологической форме, а значит, они не настроены на общение на иностранном языке. К сожалению, это ведет к потере мотивации и эмоциональной усталости. Также происходит угасание познавательного интереса, а это не способствует развитию самостоятельности у учащихся.

Передовые педагогические технологии являются механизмом реализации федеральных государственных стандартов в начальной школе, поэтому, работая на опережение, я их учитываю и применяю также в основной школе. В связи с этим, на своих уроках я использую технологию эвристического обучения. При этом сверхзадачей эвристического обучения на уроках английского языка я считаю творческую самореализацию ученика. Эвристическое обучение для ученика – непрерывное открытие нового.

Прообразом эвристического обучения является метод Сократа, который вместе с собеседником путем особых вопросов и рассуждений приходил к рождению знаний.

Объектами поисковой познавательной деятельности в эвристическом обучении являются не только проблемы и задачи, но и сами учащиеся, их индивидуальный личностный потенциал, креативные, когнитивные, рефлексивные и другие виды деятельности. Эвристическое обучение приводит также к развитию не только учеников, но и учителей, которым приходится организовывать учебный процесс часто в ситуациях "незнания" истины.

Эвристическая образовательная ситуация – ситуация активизирующего незнания, цель которой – рождение обучающимися личного образовательного продукта (идей, проблемы, гипотезы).

В своей работе я использую такие формы занятий, как : эвристические уроки, олимпиады, погружения, деловые игры, интерактивные формы обучения, творческие защиты.

На уроке английского языка я часто даю задания эвристического характера:

- придумать животное, машину, планету, а затем дать им название на английском языке.

- сочинить сказку, стихотворение, загадку, рекламный слоган.

- составить словарь, кроссворд, викторину.

- изготовить макет, газету, видеофильм.

Эвристическое погружение— форма обучения, при которой происходит вживание в определенную историческую эпоху или событие, в творчество одного писателя или историю страны. Эвристическое погружение может состоять из серии образовательных ситуаций.

Получаемые учениками результаты оказываются индивидуальны, многообразны и различны по степени творческого самовыражения.

Это могут быть карты по определенной лексической теме. Тогда эти карты выглядят как огромные солнца со множеством лучей.

Это могут мини-карты для наглядного изображения, например, фразового глагола. Рекомендуется английские и русские слова писать разными цветами, чтобы можно было легко сфокусироваться на одном или другом языке при необходимости.

Это могут быть карты-опоры для описаня определенного объекта или предмета.. Далее лучами выписываются характеристики или словосочетания для описания объекта.

Рисовать интеллект-карты можно не только на бумаге, но и использовать для этого компьютерную программу: ConceptDraw MINDMAP Professional v 4.5.

в качестве домашнего задания я предлагаю ученикам создать интеллект-карту с целью повторения лексики, пересказа текста. Вместо перевода слов можно использовать рисунки, схемы, значки, вырезанные картинки, т.е. вносить личностный компонент.

Интеллект-карты часто применяются мной при планировании урока, для подведения итогов по теме, при систематизации, повторении материала, при работе с текстом, при повторении в начале урока, при сборе необходимого языкового материала.

-позволяет экономить время при записи материала

- Приносит больше удовольствия, чем механическое переписывание материала

- Помогает концентрироваться на существенных вопросах, а не вопросах второстепенных.

- Стимулирует способность творить, способствует снятию умственного напряжения

Конечно, важно отметить, что применяемые мною методы эвристического обучения с легкостью могут использовать и другие учителя-предметники, например, на уроках русского языка при изучении грамматического и лексического материала; на уроках биологии, географии, истории, литературы для наглядного объяснения определенных тем и систематизации полученных знаний.

Читайте также: