Этнопедагогизация как фактор обогащения духовной культуры школы и семьи

Обновлено: 02.07.2024


Ведущая роль в проявлении этнических особенностей, мировоззрения, их проявления в многонациональном обществе принадлежит этнопедагогике. Этнопедагогическая среда формирует личность человека — носителя своей культуры, и в то же время способного усваивать традиции, культуру, язык других наций. Национальная система воспитания необходима для подготовки современной молодежи к семейной жизни, для ознакомления с национальными традициями воспитания детей, традициями взаимоотношений между родителями и детьми.

Ключевые слова: этнопедагогика, этнопедагогические подходы, национальное образование, этнопедагогизация, многонациональная среда, национальное воспитание, культура народов

На уровне школы в процессе этнопедагогизации доминирующее значение имеет учет психологических особенностей учащихся. Этнопедагогическое обоснование воспитания — сложнейший процесс, и одним из его механизмов является внедрение в систему воспитания накопленных народом приемов и методов воспитания достойного члена обществе, передаваемых из поколения в поколение и усваиваемых в конкретной жизненной действительности. Это не что иное, как передача социального опыта, норм индивидуального и общественного поведения, традиционного образа жизни и этнической идеологии.

Этнопедагогика выражает интересы всех слоев народа, его педагогические взгляды, педагогику семьи, рода, племени. Эта педагогика учитывает особенности национального характера, представления и взгляды на сущность воспитательного процесса. Представления, взгляды, идеи проникают в систему воспитания и образования сквозь призму конкретных вопросов, более глубоко затрагивающих интересы народа на том или ином этапе исторического развития. Нужно отметить, что функция народной педагогики проявляется при решении практических воспитательных задач в повседневной жизни и способствует проникновению в сознание людей различных аспектов умственной, нравственной, экологической, эстетической и физической культуры, трудовых навыков.

Республика Башкортостан многонациональна по своему составу. И каждая нация обладает своей уникальной культурой, старается поддерживать свои обычаи, традиции. Культура народов представляет собой неисчерпаемый источник мудрости, опыта и даже знаний, накопленных веками. Они являются достоянием и гордостью не только своих народов, но и человечества в целом. Каждый ребенок усваивает культуру своих предков в процессе общения дома в семье, а потом уже и в процессе общения со сверстниками в школе. В детстве он безоценочно воспринимает отношения, ценности, обыденную практику жизни родного народа, богатство родного языка [4]. Но общественная жизнь такова, что ребенок, начиная с дошкольного возраста, попадает в различные культурные потоки и связи. Поэтому для равноправного и равновесного существования в обществе учащиеся нуждаются в знаниях культуры народов, которые проживают рядом с ними.

Ведущая роль в проявлении учащихся, начиная с младших классов, этнических особенностей, мировоззрения, их проявления в многонациональном обществе принадлежит этнопедагогике. Этнопедагогическая среда формирует личность человека — носителя своей культуры, и в то же время способного усваивать традиции, культуру, язык других наций [5]. От того, как будет развита в детях способность понимать человека другой культуры, национальности, зависит умение последующих поколений жить в мире и согласии, решать задачи совершенствования общества.

Национальная система воспитания — это не только совокупность методов воспитания детей, применявшаяся столетия назад нашими предками. Она необходима нам сегодня и для подготовки современной молодежи к семейной жизни, для ознакомления с национальными традициями воспитания детей, традициями взаимоотношений между родителями и детьми.

В современном полиэтническом мире и многонациональной стране педагогика может эффективно функционировать преимущественно в качестве этнопедагогики. Как показывают современные исследования, учащиеся слабо знают культуру, историю, традиции и обычаи народов своего региона. Такие знания, наряду с материалами по культуре межнационального взаимодействия, описанием психологических особенностей различных наций и народностей — основное условие и основа развития культуры межнационального взаимодействия учащихся.

Этнопедагогические подходы в учебно-воспитательном процессе становятся особо важными в условиях неоднородности контингента учащихся по национальному составу, культурной и религиозной принадлежности. Профессиональная подготовка современного учителя должна быть ориентирована на работу в поликультурной и многонациональной среде: овладение несколькими языками и культурами, теорией поликультурного образования и воспитания, понимание социально-психологических особенностей и менталитета учащихся, владение технологиями проектирования интегрированных уроков.

Материалы различных этнопедагогических традиций повышают этническое самосознание учащихся, благоприятствуют проведению различного рода сопоставлений и сравнений с аналогичными формами других народов, обогащая ассоциативную память, способствуя культурному росту и расширению кругозора [6].

Знакомство детей с культурами разных народов должно быть серьезным, интересным, объемным, но и в то же время красочным и увлекательным. Для этого нужно проводить комплекс мероприятий, охватывающее длительное время. Это нужно для того, чтобы дети лучше смогли прочувствовать духовную жизнь народа. Каждый ученик должен научиться ценить культуру людей любых национальностей, живущих с ним по соседству, должен жить в мире, компромиссе и согласии, должен быть знающим, начитанным и грамотным человеком.

Основные термины (генерируются автоматически): культура, народ, ребенок, традиция, многонациональная среда, башкирский народ, домашнее задание, мировое сообщество, многонациональное общество, народная педагогика.

Читайте также: