Этикет с малых лет проект в детском саду

Обновлено: 07.07.2024

Цель: Развитие представлений у детей дошкольного возраста о нормах и
правилах поведения, принятых в обществе.
Задачи:
1. Обучать элементарным правилам этикета.
2. Развивать коммуникативные умения и социальные навыки.
3. Учить следить за своим поведением, оценивать его (хороший – плохой
поступок с точки зрения состояния окружающей среды, влияния на
других людей).
Ожидаемый результат:
1. Знают основные правила этикета;
2. Владеют культурно-гигиеническими навыками;
3. Умеют общаться с взрослыми и со сверстниками, соблюдая
этикета.
правила

В современном обществе для успешного существования человека необходимо соблюдение правил поведения, принятых в определенных социальных кругах.

В настоящее время наблюдается существенный недостаток нравственности среди детей,подростков и взрослых. Проблема формирования у дошкольников представлений об этических нормах и правилах речевого поведения является очень важной.

Я выбрала эту тему, потому что считаю, что она более актуальна на сегодняшний день для наших детей.

Прежде всего, ребенку с малых лет нужно прививать этикет. Этикет выражает содержание норм и принципов нравственности. Этикет – важная часть культуры.

Знакомство с основами этикета в дошкольном возрасте позволяет усвоить нормы поведения в обществе и превратить их в привычку. Чем раньше будет начато воспитание культуры поведения, тем успешнее ребенок будет приспосабливать усвоенные социально-этические правила речевого поведения к целям, условиям общения и социальным ролям.

Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет совместная работа воспитателей с семьей. Воспитатели формируют у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию, родители в свою очередь придерживаются этих правил. Выработать единую систему требований в группе и в семье то, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, позволит детям осознать значимость собственной личности и других людей.

Дети, не владеющие навыками культуры общения менее успешны в познавательной деятельности и, следовательно, испытывают в дальнейшем трудности при адаптации к школе.

Проблема (на уровне ребенка) : Хочу научиться быть вежливым.

Цель проекта :

Создание педагогических условий для формирования у детей младшего дошкольного возраста культуры поведения и основ речевого этикета через использование метода проектов.

Задачи проекта :

• Овладение детьми правилами хорошего тона для построения настоящих и будущих межличностных отношений;

• Отбор и внедрение в практику педагогических методов, способов, приемов, способствующих формированию навыков культуры общения у детей;

• Создание предметно-развивающей среды в группе, способствующей формированию и развитию коммуникативных навыков детей;

• Формирование умения свободно общаться в типовых ситуациях повседневности;

• Воспитание любви и уважительного отношения к близким и окружающим людям;

• Привлечение родителей к воспитанию у детей культуры общения.

Сроки реализации проекта : сентябрь 2015 – май 2016.

Тип проекта :

• групповой.

Участники проекта : дети, воспитатели, родители.

Теоретические: обобщение, сравнение, систематизация.

Практические: изучение литературы, педагогическое наблюдение.

Направления работы с детьми по формированию культуры поведения и общения у детей:

• Воспитание культурно-гигиенических навыков;

• Культура общения детей со сверстниками и взрослыми;

• Культура деятельности (поведение в общественных местах, в трудовой деятельности, бережное отношение к вещам, к природе.

Для педагогов :

• Повышение уровня компетентности в вопросах нравственности.

• Инновационные изменения в организации воспитательно – образовательного процесса.

• Использование материалов на этическую тему в разных видах детской деятельности.

• Повышение качества усвоения знаний во время непосредственно образовательной деятельности.

• Появление интереса к этикету.

• Активизация эмоциональной и психологической отзывчивости в совместной деятельности.

• Проявление творческого самовыражения.

• Применение родителями педагогических знаний о воспитании этических норм в семье.

• Повышение этической культуры.

• Повышение статуса семейного воспитания.

В работе с детьми по проекту особое внимание уделяется проявлению доброжелательного отношения друг другу, выражению эмоциональной отзывчивости, формированию правил и норм поведения в социуме.

При планировании воспитательного процесса включены следующие формы работы:

1. Организационная форма

- чтение художественной литературы;

- игры на развитие навыков общения;

2. Совместная деятельность воспитателя с детьми:

- упражнения подражательного характера на имитацию выразительных жестов, мимики, движений.

3. Самостоятельная деятельность:

- рассматривание иллюстраций, фотографий;

- детская продуктивная деятельность (свободное рисование, лепка,аппликация,конструирование).

Благодаря специально разработанным занятиям, играм и упражнениям у детей формируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, к сверстникам и взрослым.

Перспективный план работы по реализации проекта

С педагогами

1. Отбор художественной литературы и её планирование в образовательном процессе и по учёту возрастных особенностей при подборе произведений;

2. Проведение тематических бесед, занятий по включению этикета в образовательный процесс;

4. Проведение недели добрых дел.

5. Выставка литературы по теме.

1. Включение этикета в образовательную деятельность: прогулки, беседы, игры, развлечения в соответствии с планом.

3. Альбом правил доброты.

Этапы,мероприятия и сроки проведения проекта

Создание условий для реализации проекта

Подбор и изучение литературы по воспитанию коммуникативных способностей у детей.

Определение уровня подготовленности детей—диагностики.

Разработка перспективного планирования по развитию речевого этикета в младшем дошкольном возрасте.

Подбор игр по воспитанию культуры поведения.

Организация развивающей среды.

Оформление родительского уголка.

Организация метода проектирования с детьми

Использование потешек в режимных моментах (во время умывания,перед обедом и т. д.).

Загадывание загадок о вежливости,о правилах личной гигиены.

Детская продуктивная деятельность:

Наблюдение за трудом няни:моет пол ;моет посуду.

Наблюдение за трудом дворника.

Экскурсия на кухню.

Определение результативности проекта

Обобщение результатов проекта и представление их коллегам.

Автор проекта:
Бескоровальная Наталья Владимировна
Учитель-логопед первой
квалификационной категории.

1.Алябьева Е.А. Дни этики в детском саду. Планирование, игры, сказки, стихи. М., 2013.
2.Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М., 2004.
3.Баринова Е.В. Уроки вежливости и доброты: Пособие по детскому этикету для воспитателей детских садов и школ раннего развития. Ростов н/Д., 2013.
4.Демидова О.Н. Будьте вежливы всегда. Конспекты занятий по этической грамматике с детьми 6—7 лет. Практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж, 2009.
5.Мулько И.Ф. Этика для детей 5—7 лет: Метод, пособие. М., 2012. Шорыгина Т. А. Беседы о этике с детьми 5—8 лет. М., 2009.

Создание педагогических условий для формирования у детей младшего дошкольного возраста культуры поведения и основ речевого этикета через использование метода проектов.

• Овладение детьми правилами хорошего тона для построения настоящих и будущих межличностных отношений;

• Отбор и внедрение в практику педагогических методов, способов, приемов, способствующих формированию навыков культуры общения у детей;

• Создание предметно-развивающей среды в группе, способствующей формированию и развитию коммуникативных навыков детей;

• Формирование умения свободно общаться в типовых ситуациях повседневности;

• Воспитание любви и уважительного отношения к близким и окружающим людям;

• Привлечение родителей к воспитанию у детей культуры общения.

Воспитание этических норм поведения у ребенка – нравственная проблема, имеющая социальную значимость. На развитие у детей представлений о морали одновременно оказывают влияние семья, детский сад, окружающая действительность.

Эта проблема особенно актуальна в наши дни, когда, с одной стороны, наблюдается снижение уровня культуры общения, поведения вследствие многих причин, а с другой – общество идет вперед, предъявляя новые требования к личности – наличие образования и культуры.

В настоящее время центральным направлением в педагогике является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.

Важна и социально-психологическая атмосфера детского коллектива. Она должна создавать оптимальные условия для развития дошкольника: порождать чувство психологической защищённости, удовлетворять потребность ребёнка в эмоциональном контакте, быть значимым для других людей.

Решение этой задачи необходимо начинать с первых дней жизни ребенка.

Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет совместная работа воспитателей с семьей. Воспитатели формируют у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию, родители в свою очередь придерживаются этих правил. Выработать единую систему требований в группе и в семье то, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, позволит детям осознать значимость собственной личности и других людей.

Воспитание нравственности начинается с колыбели. Когда мама улыбается ребёнку, радуется ему – это уже воспитание самой глубокой нравственности, его дружеского отношения к миру. Далее детский сад, потом школа. Необходимо терпеливо и доброжелательно обучать его правилам культурного поведения, объяснять разумность и необходимость их соблюдения, приучать радоваться своим хорошим поступкам и огорчаться из - за плохих.

Деятельность участников проекта

1.Подбор необходимого материала для оснащения развивающей среды в группе

2.Подобрать методическую литературу по данной теме.

5.Подбор художественной литературы, книг для чтения и рассказывания детям на занятиях, во время бесед и в свободной деятельности.

6.Познакомить с темой проекта, домашним заданием для родителей.

Деятельность участников проекта

1 Пересказывают рассказы, сказки про предметы личной гигиены (Мойдодыр)

2. Совместно с ребёнком оформляют книжку (родители пишут, печатают, делают зарисовки, украшают страницы).

Деятельность участников проекта

1. Рассматривание и обсуждение с детьми книжек-малышек.

2. Организация выставки проектных работ

1.Участие в досуге -отгадывание загадок, решение проблемных ситуаций, играх.

Читайте также: