Этика педагогического процесса аксиологические компоненты педагогической деятельности кратко
Обновлено: 02.07.2024
Профессиональная культура педагога – это сложная, комплексная составляющая его личности, соединяющая в себе социальные, профессиональные и сугубо личностные характеристики. Одной их немаловажных составляющих культуры педагога является этика.
“ЭТИКА – философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе; совокупность норм поведения (обычно применительно к какой–нибудь общественной группе)”. (С. И. Ожегов) Однако есть и второе значение этого слова.
Этика - это «кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер взаимоотношений между людьми, который вытекает из их профессиональной этики.
Таким образом, этика изучает нравственные проблемы жизни человека, дает определение добра и зла, рассматривает различные модели межчеловеческих отношений и поведения человека в обществе.
Важным основанием профессиональной культуры педагога является педагогическая этика (от греческого долг и учение) или деонтология, определяющая нормативные нравственные позиции, которыми необходимо руководствоваться педагогу в процессе общения с учащимися, их родителями, коллегами. Элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции.
Поэтому он строг и демократичен одновременно. Разумеется, даже самый лучший педагог – живой человек, и у него могут быть ошибки, промашки, досадные срывы, однако из любой ситуации он находит поистине человеческий выход, поступает бескорыстно, справедливо и благожелательно, никогда не проявляя утилитарного расчёта, высокомерия и мстительности. Настоящий воспитатель, как ни затёрто это звучит, учит добру, причём делает это как словесно, так и личным примером.
1. Определение научного понятия педагогической этики.
Элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции.
Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Также педагогической этикой изучается характер нравственной деятельности учителя и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в учительской среде специфических правил общения, манер поведения и т. п. людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.
Перед педагогической этикой стоит целый ряд насущных задач (которые могут быть разделены на теоретические и прикладные, в числе которых
• исследование методологических проблем, сущности, категорий и специфики педагогической морали,
• разработка нравственных аспектов педагогического труда как особого вида педагогической деятельности,
• выявление требований, предъявляемых к нравственному облику учителя,
• изучение сущности и особенностей индивидуального нравственного сознания педагога,
• исследование характера нравственных отношений учителя с учащими
• разработка вопросов нравственного воспитания и самовоспитания педагога.
2. Основные категории педагогической этики.
Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей и т. п. К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия, однако отдельные понятия отражают такие черты педагогических воззрений, деятельности и отношений, которые выделяют педагогическую этику в относительно самостоятельный раздел этики. Среди этих категорий – профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и и педагогический авторитет.
Справедливость вообще характеризует соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями; педагогическая справедливость имеет специфические черты, представляя собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности, проявляющейся в его оценках поступках учащихся, их отношения к учёбе, общественно полезной деятельности и т. д. Справедливость это нравственное качество учителя и оценка мер его воздействия на учащихся, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом. Специфика педагогической справедливости заключается в том, что оценка действия и ответная реакция на неё находятся у педагога и учащихся на разных уровнях нравственной зрелости; в том, что определение меры объективности зависит от педагога в большей степени; в том, что общей моральной оценке подвергается взаимодействие сторон с неравной самозащитой; наконец, в том, что педагогически необходимое, запрограммированное педагогом, может не осознаваться учениками. Педагогическая справедливость представляет собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности. В. А. Сухомлинский писал: "Справедливость - это основа доверия ребенка к воспитателю. Но нет какой-то абстрактной справедливости - вне индивидуальности, вне личных интересов, страстей, порывов. Чтобы стать справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка. "
Профессиональный педагогический долг – одна из важнейших категорий педагогической этики. В этом понятии концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности учителя, к выполнению профессиональных обязанностей: осуществлять определённые трудовые функции, преимущественно интеллектуальные, правильно строить взаимоотношения с учащимися, их родителями, коллегами по работе, глубоко осознавать свой отношение к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом. Основой профессионального педагогического долга являются объективные и актуальные потребности общества в обучении и воспитании подрастающих поколений. В профессиональном долге педагога запрограммирована необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к учащимся и их родителям, умение разрешать сложные коллизии и конфликты школьной жизни.
Профессиональная честь в педагогике – это понятие, выражающее не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчётливо. Если учителем в своём поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь учителя – общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.
Не желая работать над собой, некоторые педагоги стремятся завоевать авторитет ложным путем и приобретают тот или иной вид ложного авторитета.
Авторитет подавления. Завоевывается путем систематической демонстрации превосходства педагога в своих правах и возможности держать воспитанников в страхе перед наказанием или высмеиванием за неудачный ответ. Грубый окрик, неуважение личности ребенка свойственны такому педагогу. Общение с классом приобретает формально-бюрократический характер.
Авторитет педантизма. У такого учителя существует система мелочных, никому не нужных условностей. Систематические придирки педагога к ученикам не согласуются со здравым смыслом. Воспитанники теряют уверенность в своих силах, могут грубо нарушать дисциплину.
Авторитет резонёрства. Педагог, пытаясь завоевать авторитет у воспитанников, выбирает путь назиданий, бесконечных нотаций, полагая, что это единственная возможность воспитать учеников. На красноречие такого педагога воспитанники быстро перестают обращать внимание.
Авторитет мнимой доброты. Проявляется чаще у начинающих учителей в силу отсутствия педагогического опыта. Попустительство, всепрощение приводят к игнорированию всех указаний учителя, над его просьбами воспитанники чаще всего посмеиваются.
Говоря о педагогической этике, нельзя не упомянуть о таком понятии, как педагогический такт.
Педагогический такт есть форма реализации педагогической морали в деятельности учителя, в которой совпадают мысль и действие.
Такт – это нравственное поведение. В числе основных составляющих элементов педагогического такта учителя можно назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и чуткость по отношению к людям и т. д.
Педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики.
Главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности учителя. Такт относится к моральным регуляторам педагогического процесса и основывается на нравственно-психологических качествах учителя.
Основными элементами педагогического такта являются :
– требовательность и уважительность к воспитаннику;
– умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему;
– деловой тон общения;
– внимательность, чуткость педагога.
Профессиональный такт проявляется:
– во внешнем облике педагога;
– в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
– в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;
– в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся;
– в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
– в самокритичной оценке своего труда.
Тактичный педагог приходит вовремя на работу, деловые встречи; своевременно возвращает то, что одалживал у коллег, учащихся, их родителей; не повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб окружающим. Педагогический такт является важным компонентом нравственной культуры учителя.
3. Главные направления реализации педагогической этики.
УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК.
Среда, в которой происходит общение и взаимодействие между учителями и учениками, имеет как общие, так и особенные социальные признаки. Ведущая роль учителя в этой среде обусловливает повышенные моральные требования к нему, потому что объектом его воздействия являются дети с особым комплексом морально-психологической незащищенности. Педагогическая деятельность анализируется теми, на кого она направлена. Дети фиксируют все оттенки взаимоотношений учителей с ними, с другими учителями, с родителями и т. д.
• не предъявляйте чрезмерных требований к ребенку,
• не впадайте в гнев, постарайтесь осмыслить ситуацию,
• не оскорбляйте и не кричите на ученика - это разрушает его психику.
Эталоны и аксиомы нравственного профессионализма
Каждый педагог стремится стать профессионалом. Существующие эталоны педагогического профессионализма позволяют создать некую модель учителя-мастера. Ряд таких черт, безусловно, ориентирован на общечеловеческие ценности и обусловлен исторически передачей опыта от старшего поколения к младшему. Современный преподаватель, несомненно, должен быть профессионалом, мастером, интеллектуалом, психологом, социологом, технологом, организатором, куратором, новатором, нравственным наставником, вдохновителем, другом. Эталоны и аксиомы педагогического профессионализма - это то, что должно неотъемлемо приниматься теми людьми, кто посвятил себя нелегкому труду: воспитанию и обучению подрастающего поколения.
Аксиома 1. Педагог должен уметь любить детей.
Аксиома 2. Педагог должен относиться к детям с уважением.
Аксиома 3. Ребенок - имеет право на незнание.
Успех воспитания зависит не только от отношения педагога к своим обязанностям, его подготовки, нравственно-психологического облика, но и от влияния той ближайшей микросреды, в которой живут и воспитываются дети.
Понятие и сущность профессиональной культуры педагога
Профессиональная культура педагога (педагогическая культура) – это часть общепринятой в обществе культуры, которая включает в себя духовные и материальные ценности воспитания и обучения, являющиеся основой созидательной педагогической деятельности.
Суть профессиональной культуры педагога состоит в особенном отношении к детству как оригинальному и неповторимому периоду в жизни каждого человека.
Значимость профессиональной культуры педагога заключается в ее функциях:
- Организация эффективной педагогической деятельности, направленной на передачу детям знаний, умений, навыков, опыта профессиональной деятельности и формированию их мировоззрения.
- Развитие у детей умственных возможностей и способностей, действенно-практической и эмоциональной волевой сфер личности.
- Формирование у детей моральных и нравственных основ поведения в обществе, развитие высоконравственной личности.
- Развитие эстетического отношения к окружающей реальности.
- Организация педагогической деятельности, направленной на укрепление и сохранение его здоровья, формирование навыков ЗОЖ.
Характеристика основных компонентов профессиональной культуры педагога
Основными компонентами профессиональной культуры педагога являются следующие составляющие.
Аксиологический компонент – направлен на понимание и усвоение ценности и значимости педагогического труда. Включает в себя:
- профессиональные знания педагога,
- интеллектуальный уровень педагогической деятельности,
- необходимость постоянного профессионального роста и развития педагога,
- ценность педагогической профессии в рамках современного общества,
- овладение педагогом определенными идеями, концепциями, знаниями, умениями, технологиями и т.д.
Каждый из элементов аксиологического компонента формировался исторические и в настоящее время все они подвергаются воздействию со стороны общества и государства, что оказывает влияние на их постоянное развитие.
В рамках аксиологического компонента принято выделять ряд педагогических ценностей, таких как:
- Общественно-педагогические ценности – проявляются в общественном сознании в виде правил поведения, форм морали и религии. Задача педагога заключается в том, чтобы сформировать у детей правильные предпосылки для развития данных ценностей.
- Профессионально-групповые ценности – представлены совокупностью профессиональных идей, норм и концепций, которые регулируют педагогическую деятельность, в рамках различных образовательных организация с учетом специфики их деятельности. Значимость данных функций заключается в том, что они выступают в качестве основных ориентиров деятельности педагога.
- Личностно-педагогические ценности – комплекс ценностных ориентаций личности, необходимых для эффективного осуществления педагогической деятельности. Данные ценности представлены целевой направленностью и мотивацией на педагогическую профессию. По своей сути, этот элемент является мировоззренческой характеристикой личности педагога.
Готовые работы на аналогичную тему
Технологический компонент – заключается в деятельностном характере педагогической деятельности, представленном методами, способами, приемами и т.д. взаимодействия участников педагогического процесса. Одним из важнейших элементов технологического компонента является осознание педагогом потребности в формировании диапазона собственных педагогических способностей, необходимых для эффективности и успешности реализуемой педагогической работы.
Технологический компонент профессиональной культуры педагога рассматривается через процесс решения разнообразных педагогических задач.
Личностный компонент – направлен на реализацию педагогом собственных сущностных сил.
Под сущностными силами понимаются способности, потребности, интересы и дарования в педагогической деятельности. То есть, по сути, это внешнее проявление педагогической культуры.
Личностный компонент профессиональной культуры педагога отражает творческое начало личности педагога.
Педагогическое творчество – совокупность личностных качеств педагога, имеющих профессиональную направленность и способствующих организации эффективного педагогического процесса, разрешению различных проблемных ситуаций с использованием необычных приемов.
В состав педагогического творчества принято включать такие качества педагога как:
- Инициативность
- Самостоятельность
- Индивидуальность
- Ответственность
- Креативность
- Готовность к риску
- Независимость суждений
Педагогическое творчество как составная часть профессионально-педагогической культуры не возникает само по себе, для его развития необходимы объективные и субъективные условия.
К объективным условиям относятся:
- позитивный эмоционально-психологический климат в коллективе;
- необходимый уровень развития научных знаний в психологической, образовательной и социальной сферах;
- наличие адекватных средств обучения и образования;
- научная обоснованность руководств и установок;
- материально-техническое оснащение педагогического процесса; наличие социального характера направленности.
Субъективные условия развития педагогического творчества включают в себя:
- знание основных законов и принципов целостного образовательного процесса;
- высокий уровень общей педагогической подготовки учителей;
- владение современными концепциями подготовки специалистов;
- стремление к творчеству, развитое педагогическое мышление и рефлексия;
- педагогический опыт и интуиция, умение принимать оперативные решения в нетипичных ситуациях;
- проблемное видение, ожидание, владение образовательными технологиями.
Личные качества и творчество проявляются в разнообразных формах и методах творческой самореализации учителя.
Самореализация - это сфера применения индивидуальных творческих способностей личности.
Этот компонент профессиональной культуры педагога содержит в себе усвоение и принятие им следующих ценностей педагогического труда:
♦ профессионально-педагогические знания (психологические; историко-педагогические; закономерности целостного педагогического процесса; знание особенностей детского возраста; правовая культура и др.) и мировоззрение;
♦ культура умственного труда, включая научную организацию труда, учет биоритмов, культуру чтения, культуру мышления, в том числе методологического, и пр.;
♦ свобода личности всех участников педагогического процесса, предполагающая уважение личности ребенка, следование нормам общей и педагогической этики и пр.
Важное место в структуре педагогической культуры занимает ее мировоззренческий компонент, представляющий собой процесс и результат формирования педагогических убеждений, процесс определения педагогом своих интересов, предпочтений, ценностных ориентации в образовательной сфере. Педагог заинтересован в активном включении в процессы рефлексии, профессионального самосознания, результатом которого становится формирование и становление его профессиональной направленности, позиций, установок.
Формирование у будущих педагогов культуры умственного труда предполагает работу с ними по таким направлениям:
♦ самовоспитание и воспитание учащихся;
♦ использование элементов научной организации труда;
♦ усвоение правил техники безопасности, гигиены и санитарии;
♦ учет биоритмов в работе;
♦ знание и применение различных способов и средств восстановления работоспособности и повышения мотивации труда;
♦ учет в педагогической деятельности психологическую механизмов и свойств внимания, памяти, мышления, воображения, закономерностей и механизмов формирования знаний, умений и навыков, отношений, творческих способностей;
♦ овладение приемами учебной деятельности и мыслительными операциями.
Необходимо учить будущих педагогов приемам экономии времени, поиска, систематизации и классификации информации, рационализации записей, приемам конспектирования лекционных материалов и реферирования научной литературы.
Для будущих педагогов важно научиться ритмично работать в течение учебного дня, недели, семестра, учебного года, всего периода обучения; правильно чередовать умственные и физические нагрузки; вести записи лекций с повышенной скоростью за счет сокращений и структурирования записей, выделять в материале главное, приоритетное, представлять информацию в свернутом, лаконичном виде и развернутом, с пояснениями, примерами и комментариями.
Составной частью культуры умственного труда педагога является культура чтения. Например, учитель начальных классов, решающий задачу формирования у детей навыков чтения, должен знать научные основы этой деятельности. Поэтому будущим учителям преподаются основы современных теорий процесса чтения, разработанные специалистами инженерной психологии и лингвистики. Моделирование позволяет выявить факторы, влияющие на качественные характеристики процесса чтения (скорость и качество восприятия информации, смысловой переработки, выработки решений, результативность обратной связи), и целенаправленно управлять этими процессами. Следует обращать внимание будущих педагогов на типичные недостатки процесса чтения (неправильную артикуляцию, сужение поля зрения, регрессию, отсутствие гибкой стратегии чтения, снижение внимания). Главное, что надо не упустить из виду при подготовке педагога, — это обеспечить практическое овладение разными способами чтения и умением грамотно и в оптимальные сроки использовать эти способы при решении учебных и профессиональных задач. В этой связи весьма актуально научить будущих педагогов приемам быстрого чтения. Исследования показывают, что около 80% информации современный специалист может получать в режиме быстрого чтения. Динамическому чтению важно обучать также детей, а студентов в связи с этим знакомить с методикой обучения младших школьников скорочтению, сопровождаемому анализом содержания, самостоятельной критической переработкой материала, размышлением, собственными толкованиями положений и выводов.
Выборочное чтение используется для того, чтобы будущие учителя научились быстро отыскивать в книге информацию, необходимую для решения тех или иных профессиональных задач. При таком способе чтения читатель как бы видит все содержание книги и ничего не пропускает, но фиксирует свое внимание только на тех аспектах текста, которые ему необходимы. Читатель последовательно, постранично просматривает книгу, пока не найдет в ней нужный материал, который затем изучается углубленно.
Чтение-просмотр применяется для предварительного ознакомления с книгой. Быстро просматривая предисловие, ознакомившись с оглавлением и аннотацией к книге, уже по оглавлению можно выделить наиболее важные мысли автора. Просмотрев заключение, можно достаточно быстро сделать вывод о ценности для читателя той или иной книги.
Сканирование (умение быстро ориентироваться в содержании книги) как особый способ чтения используется при подготовке докладов, конспектировании научной литературы, выделении базовых понятий. Сущность его заключается в быстром поиске отдельного слова, понятия, фамилии, факта в конкретной книге.
Культура чтения определяется не только операционно-технической стороной этого процесса, но и содержательно-смысловой, трактуемой как культура понимания и интерпретации содержания книги.
Понимание текста означает владение в совершенстве такими мыслительными операциями, как: выделение операционно-смысловых признаков, выделение в тексте тех или иных выразительных художественных средств, понимание значения и смысла, описание словами сущности образного выражения той или иной идеи.
Понять — означает связать новую информацию с прежним опытом. Опорой понимания может выступать все, чем мы связываем новую для нас информацию: какие-то второстепенные слова, дополнительные детали, определения. Любая ассоциация нового со старым может выступать в этом смысле опорой. В.Ф.Шаталов называет опорным сигналом любой символ, который помогает ученику вспомнить тот или иной факт, закономерность. Осмысление текста при чтении основывается на поиске в нем основных идей, значимых слов, коротких фраз, которые предопределяют текст последующих страниц, и на увязке его с прежними впечатлениями, образами, представлениями. Научить понимать текст — означает научить читателя сводить содержание текста к короткой и существенной логической траектории, формуле, единой логической цепи идей. Процесс выделения смысловых опорных пунктов в содержании представляет собой процесс сжатия (лаконизации) текста без потери основы, как говорят, сводится к выделению фабулы. Для обучения такому умению используется дифференциальный алгоритм чтения.
Культура чтения предполагает также умение читателя предвосхищать развитие событий на основе анализа уже прочитанного текста, т.е. наличие смысловой догадки. Эту способность предугадывать по косвенным смысловым признакам текста дальнейшие события называют антиципацией. Такую способность можно успешно формировать на основе осмысления идей содержания, выявления основного замысла текста. Развитие антиципации является прекрасным средством воспитания творческого читателя, формирования воображения. Это позволяет человеку сберегать силы и время при чтении любого текста, ибо каждый текст содержит в себе много избыточной информации.
Формирует грамотное чтение также умение мысленно возвращаться к ранее прочитанному — реципация. Возвращение к предыдущим высказываниям и идеям автора на основе связи их с изучаемым в данный момент позволяет лучше понять смысл изучаемого, учит целостному видению содержания.
Культура мышления — составная часть интеллектуальной культуры, степень овладения приемами, нормами и правилами умственной деятельности, выражающаяся в умении точно формулировать задачи (проблемы), выбирать оптимальные методы (пути) их решения, получать обоснованные выводы, правильно пользоваться этими выводами на практике. Она повышает целенаправленность, организованность и эффективность любого вида деятельности. Культурному, т.е. ясному, четкому и последовательному мышлению противостоит мышление хаотичное, путаное, спонтанное.
Культура мышления педагога включает в себя развитие способности к педагогическому анализу и синтезу, развитие таких качеств мышления как критичность, самостоятельность, широта, гибкость, активность, быстрота, наблюдательность, педагогическая память, творческое воображение. Она подразумевает развитость мышления педагога, проявляющуюся на трех уровнях:
♦ первый — тактический, позволяющий педагогу реализовать профессиональные идеи в технологии педагогического процесса;
♦ второй — оперативный, проявляющийся в самостоятельном творческом применении общих педагогических закономерностей к частным, уникальным явлениям реальной педагогической действительности;
♦ третий уровень — методологический, позволяющий педагогу достаточно уверенно и грамотно выстраивать свою профессиональную деятельность, разрабатывать личностно ориентированную стратегию в соответствии со своим мировоззрением и педагогическими убеждениями и установками.
Методологическое мышление педагога понимается нами как особая форма деятельности педагогического сознания, живая, т.е. пережитая, переосмысленная, выбранная, построенная им самим методология личностно-профессионального самосовершенствования.
Специфика методологического мышления педагога заключается в том, что в процессе самостоятельного осуществления методологического поиска у него формируется педагогически ориентированная субъективность (авторское понимание научно-педагогических материалов и явлений), что, в свою очередь, является необходимым условием для последующего формирования педагогом субъективности личностных структур его учеников или воспитанников. Степень развитости методологического мышления педагога определяет возможности генерации им новых идей в конкретных проблемных ситуациях, т.е. обеспечивает эвристичность его мышления.
Методологический поиск — это деятельность педагога по обнаружению смысла, основы, идеи учебного материала или педагогического явления, личностно значимых как для собственного саморазвития, так и для последующего развития личностных структур учеников.
Умение вести методологический поиск способствует формированию методологических умений более высокого уровня, куда входят:
♦ обнаружение основного смысла, идеи учебного материала или педагогического феномена; установление связи между различными тенденциями; выявление неявных мотивов, обусловивших возникновение конкретной концепции, основы ее целеполагания;
♦ проведение сравнительного и феноменологического анализа педагогических явлений, парадигм, систем, предмета, целеполагания, принципов, содержания, условий, средств воспитания и обучения в различных подходах к образованию;
♦ владение проблемным видением: распознание педагогических теорий и систем на предмет их соответствия гуманистической парадигме; вычленение и сопоставление разных по времени оснований, послуживших тем или другим педагогам базой для разработки их подходов; определение явных и скрытых источников зарождения педагогического замысла, их противоречивости и порождаемых ею неявных смыслов, которые закладывались в ту или иную систему; установление связи философско-педагогических замыслов с событиями исторической, социокультурной и другой значимости; осуществление разносторонней оценки значения замысла и его актуальности; определение и преодоление кризисных узлов в обучении и воспитании; перестройка имеющихся знаний, конструирование на их основе культуросообразных и гуманных смыслов педагогической деятельности и т.д.
♦ установление собственных смыслов альтернативных педагогических подходов; целеполагание, определение ведущих принципов отбора и перестройки содержания, моделирования и конструирования условий и средств, формирующих и развивающих личность обучающихся; моделирование условий воспитания творческой личности; применение средств педагогической поддержки личностной самореализации, нравственной самоактуализации, самоопределения учащихся; использование и создание технологий выяснения личностных ценностей, вступления в педагогический контакт, предупреждения и разрешения конфликтов, взаимодействия и объединения, смены ролей, преодоления барьеров на уроке, личностного обращения к ученику, выбора, кульминации и разрядки и т.д.
Составной частью культуры педагогического мышления является логическая культура, в которой можно выделить три компонента:
♦ знание конкретного материала, к которому применяются логические знания и умения;
♦ перенос (подвижность) логических знаний и умений в новые области.
Тактичность понимается нами, с одной стороны, как компонент нравственной культуры педагога и в этом аспекте воспринимается как его поведение, организованное в качестве нравственно целесообразной меры взаимодействия педагога с детьми. С другой стороны, педагогический такт выступает в качестве подкомпонента аксиологической составляющей педагогической культуры, в основе которой лежит такая ценность, как свобода личности каждого из участников педагогического процесса, неприятие насилия над личностью (в том числе и психического) ни в какой форме.
Основными элементами педагогического такта являются требовательность и уважительность к ребенку, умение видеть и слышать его, сопереживать, самообладание, деловой тон в общении, внимательность и чуткость без подчеркивания этого, простота и дружелюбность без панибратства, юмор без злой насмешки. Педагогический такт является формой нравственных отношений учителя с детьми. Содержание и формы тактичного поведения определяются уровнем нравственной культуры учителя. Тактичность предполагает умение воспитателя предвидеть объективные и субъективные последствия поступка, эмоциональную и поведенческую реакции ребенка.
Педагогический такт базируется на развитых психолого-педагогических умениях и нравственных качествах личности: педагогической наблюдательности, интуиции, педагогической технике, педагогическом воображении, этических знаниях.
Главным признаком педагогического такта является то, что он, с одной стороны, относится к моральным регуляторам педагогического процесса, а с другой - основывается на нравственно-психологических качествах учителя. Знание учителем качеств взрослого, которые дети выделяют как эталонные, является необходимым исходным уровнем развития его нравственного сознания (уровень этических знаний) и формирования нравственных отношений с детьми.
Развитие педагогического такта с позиций практической этики предполагает умения учителя действовать следующих направлениях:
♦ взаимодействовать в типичных ситуациях детских просьб и жалоб (нытья, ябедничества на уроках, переменах и дома и т.п.);
♦ анализировать и вести себя в ситуациях, в которых учитель, с точки зрения детей (и требований педагогического такта), должен быть деликатным: детская дружба и любовь; требования признания в проступке, выдачи зачинщика; общение с детьми-доносчиками, в случаях детской мести;
♦ знать ошибки, которые взрослые должны прощать детям (шутки, проказы, насмешки, подвохи, детская ложь, неискренность);
♦ знать мотивы ситуаций, в которых учитель наказывает ребенка;
♦ уметь угадывать и предупреждать детские поступки (качество развитой интуиции);
♦ уметь сочувствовать (качество развитой эмпатии). (Перечень предложен Я. Корчаком и развит В.А. Сухомлинским).
Правовая культура педагога должна, без сомнения, согласовываться с общей правовой культурой любого активного и сознательного гражданина и включать в себя:
♦ сформированность правового кругозора, дающего возможность судить о правовом аспекте происходящих в обществе экономических, социально-политических и культурных процессов, об общем направлении и состояния идущей в стране правовой реформы;
♦ потребность и способность грамотно определять смысл конкретного правового документа, его предназначение при самостоятельном приобретении необходимых данных (как правило, из средств массовой информации);
♦ потребность и способность составить собственное мнение о правомерности или неправомерности конкретных действий государственных органов, общественных организаций, отдельных лиц и пр., логично и корректно отстаивать это мнение перед собеседником;
♦ понимание необходимости строгого соблюдения законности как для любого гражданина или организации, так и для себя лично;
♦ осознание незыблемой и непреходящей ценности свободы личности, ее прав, чести и достоинства;
♦ потребность постоянного совершенствования собственной правовой осведомленности и способности применять свои знания в конкретных жизненных ситуациях.
Культурный в правовом аспекте учитель должен также знать вопросы регламентации и защиты прав, обязанностей и ответственности учителя и учащегося. Эти права и обязанности основных участников отношений, связанные с жизнью школы, переплетены и взаимосвязаны с другими правами и обязанностями, лежащими в огромном правовом поле отраслевого законодательства и подзаконных актов.
Педагог, являясь не только носителем, но и транслятором позитивного социального опыта, обязан выступать гарантом обеспечения прав обучающихся, находящихся в правовом поле образовательного учреждения. В этой связи знание педагогом законодательной базы современного российского образования является одним из приоритетных требований к уровню его профессиональной компетентности и культуры.
Теоретико-прикладной задачей педагогической этики является изучение состояния нравственного сознания учителя с целью выяснения факторов, способствующих формированию и проявлению его высокой моральности, а также выявлению факторов, тормозящих этот процесс.
На воспитание нравственных позиций учащихся большое влияние оказывает нравственная деятельность и личный пример старших, прежде всего родителей.
Кроме того, педагогическая этика должна найти ответы и на такие вопросы: какова связь между нравственным опытом родителей и проявлением узкопотребительской психологии у детей, какое воздействие оказывает нравственный опыт учителей и нравственная деятельность детей на формирование у них идеалов.
Педагогическая деятельность анализируется теми, на кого она направлена. Дети фиксируют все оттенки взаимоотношений учителей с ними, с другими учителями, с родителями и т.д. И не секрет, что эти взаимоотношения далеко не всегда строятся на правильной основе. Задача педагогической этики – изучить причины нарушения принципов и норм общения, с тем, чтобы способствовать гуманизации отношений между учащимися и учителями. Разработка рекомендаций по целенаправленному регулированию этих взаимоотношений, обогащение учителей методами их анализа в конкретных условиях и определение последствий их нарушения имеет особое значение для совершенствования морально-психологического климата в педагогическом коллективе. Изучение его особенностей – важная задача педагогической этики, педагогической психологии и социологии педагогического труда.
На состояние морально-психологического климата оказывает влияние характер и способы разрешения моральных конфликтов в педагогических коллективах, а также конфликтов, возникающих между учителями и учащимися, их родителями. Педагогическая этика призвана помогать выявлению природы этих конфликтов, определению их последствий, изучению способов их разрешения.
Статус любого педагогического коллектива, стабильность его состояния, в том числе и морального, в определенной степени зависят от того, какие педагогические традиции в нем поддерживаются, как формируется и проявляется в нем общественное мнение. Поскольку общественное мнение — явление нравственно-психологическое, его изучением занимаются этика, социальная психология и социология. Изучение его проявления в педагогической среде — задача педагогической этики.
В воспитании детей особое значение имеет моральный педагогический авторитет. Как он формируется и поддерживается, как влияет на характер нравственных отношений, каковы пути его укрепления – вот вопросы, которые также должна решать наука о педагогической морали.
Очень важной теоретико-практической задачей педагогической этики является определение тех нравственных качеств, которыми должны обладать педагоги, занятые в различных сферах педагогического труда (воспитатели детских садов, учителя начальных классов, учителя старших классов, классные руководители, воспитатели школ-интернатов, директора школ, завучи, инспекторы, методисты и др.).
Одна из актуальных проблем педагогической этики – изучение социальной направленности и результатов некритического соблюдения учителями так называемых спорных норм педагогической морали, рожденных в педагогической среде и направленных на защиту авторитета учителя и престижа педагогической профессии. Задачей педагогической этики как науки является также развитие, углубление и пропаганда этических знаний с целью повышения уровня педагогической и нравственно-этической культуры учителей и всех педагогических работников.
Педагогическая этика – относительно самостоятельный раздел этической науки – изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов коммунистической нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает ее функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Кроме того, педагогическая этика изучает характер нравственной деятельности учителя и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатывает основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в учительской среде специфических правил общения, манер поведения, костюма людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием подрастающего поколения.
Педагогическая этика, осуществляя просветительную функцию, призвана способствовать решению задачи улучшения образования на основе поиска путей стимулирования педагогического труда. В чем особенность сочетания материального и морального стимулирования труда учителей, каковы пути повышения его эффективности – эти задачи решают социология педагогического труда и педагогическая этика.
Критерии педагогической этики.
Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей и т.п. К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия, однако отдельные понятия отражают такие черты педагогических воззрений, деятельности и отношений, которые выделяют педагогическую этику в относительно самостоятельную составную часть профессиональной этики. Рассмотрим наиболее общее содержание связанных с этим категорий.
Кодекс педагогической этики определяет совокупность нравственных требований, вытекающих из принципов и норм педагогической морали, и регулирует его поведение и систему отношений в процессе педагогической деятельности. Одной из его основ является установление основных требований (правил), которые определяют отношение педагога к самому себе, педагогическому труду, ученическому и педагогическому коллективам и т.д.
Педагогическая мораль признает такие нормы взаимоотношений между воспитателями и воспитуемыми, которые способствуют развитию творческой личности, формированию человека, обладающего чувством собственного достоинства. Важнейшее условие положительного взаимодействия педагога и воспитуемых – сочетание разумной требовательности и доверия к ним. В системе нравственных отношений в педагогической среде очень важную роль также играет взаимодействие педагога с ученическим коллективом, которые должны строиться на основе взаимопонимания и взаимоуважения, уважения педагогом положительных традиций коллектива и чувства собственного достоинства каждого воспитанника. Конечно, успех воспитания зависит и от влияния той ближайшей микросреды, в которой живут и воспитываются дети.
Педагогическая справедливость характеризует соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями. Она имеет специфические черты, представляя собой своеобразное мерило объективности педагога, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступков учащихся, их отношения к учебе, общественно полезной деятельности и т.д.
Справедливость это также нравственное качество педагога и оценка мер его взаимодействия с учащимися, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом. Специфика же педагогической справедливости заключается в том, что оценка действия и ответная реакция на нее находятся у педагога и учащихся на разных уровнях нравственной зрелости, в связи с чем определение меры объективности в большей степени зависит от педагога. К тому же общей моральной оценке подвергается взаимодействие сторон с неравной самозащитой, вследствие чего педагогически продуманное действие педагога может и не осознаваться учениками.
Педагогический долг – одна из важнейших категорий педагогической этики. В ней концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности педагога, к выполнению им своих профессиональных обязанностей. Они предусматривают осуществление определенных (преимущественно интеллектуальных) трудовых функций, правильное построение взаимоотношений с учащимися, их родителями, коллегами по работе, глубокое осознание своего отношения к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом. Основой профессионального педагогического долга являются объективные и актуальные потребности общества в обучении и воспитании подрастающих поколений. В нем также предусмотрена необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к учащимся и их родителям, умение разрешать сложные конфликты профессиональной деятельности.
Педагогическая честь в педагогике – это понятие, выражающее не только осознание педагогом своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчетливо. Если им в своем поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь педагога – общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.
Педагогический авторитет– это моральный статус педагога в коллективе учащихся и коллег, своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый педагог регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Педагогический авторитет зависит от предшествующей морально-этической и психолого-педагогической подготовки педагога. Его уровень определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к профессиональной деятельности и т.д.
Педагогическое сознание рассматривается как осознание (понимание и принятие) педагогом норм своего поведения, характера взаимоотношений в обществе и ценности качеств человеческой личности, что закрепляется во взглядах, представлениях, чувствах и привычках. Общественное сознание дает обобщенное теоретическое и идеологическое обоснование морали как общественного явления. В то же время в индивидуальном нравственном сознании отражается еще и специфика той среды, с которой человек постоянно взаимодействует, что существенно влияет на формирование нравственных взглядов педагога, его нравственного сознания. Одним из элементов нравственного сознания является осознание им нравственных ценностей и осмысление того, как осуществляется восприятие этих ценностей его воспитанниками. Основой формирования нравственных взглядов является знание принципов, требований и норм морали и их специфического отражения в педагогической деятельности.
Переход от педагогического сознания к нравственной практике раскрывается особой категорией педагогической этики, рассматриваемой как педагогический такт. Это связано с тем, что нравственное творчество педагога включает в себя ряд компонентов, среди которых важнейшими являются такие, как осмысление нормы и ее значимости в отношении к обществу, педагогической профессии, осмысление сложных обстоятельств ситуации и условий ее возникновения, необходимость выбора лучшего вида поступка в соответствии с нравственно-педагогической нормой.
Педагогический такт также выступает формой реализации педагогической морали в деятельности педагога, в которой совпадают мысль и действие. Следовательно, такт – это нравственное поведение, включающее предвидение всех объективных последствий поступка и его субъективного восприятия другими людьми. В нем проявляется поиск более легкого и менее болезненного пути к цели, что обусловливает творчество и поиск в педагогической деятельности. В числе основных составляющих элементов педагогического такта можно назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность, внимательность и чуткость по отношению к людям и т.д.
Читайте также: