Этика педагогического процесса аксиологические компоненты педагогической деятельности кратко

Обновлено: 02.07.2024

Профессиональная культура педагога – это сложная, комплексная составляющая его личности, соединяющая в себе социальные, профессиональные и сугубо личностные характеристики. Одной их немаловажных составляющих культуры педагога является этика.

“ЭТИКА – философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе; совокупность норм поведения (обычно применительно к какой–нибудь общественной группе)”. (С. И. Ожегов) Однако есть и второе значение этого слова.

Этика - это «кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер взаимоотношений между людьми, который вытекает из их профессиональной этики.

Таким образом, этика изучает нравственные проблемы жизни человека, дает определение добра и зла, рассматривает различные модели межчеловеческих отношений и поведения человека в обществе.

Важным основанием профессиональной культуры педагога является педагогическая этика (от греческого долг и учение) или деонтология, определяющая нормативные нравственные позиции, которыми необходимо руководствоваться педагогу в процессе общения с учащимися, их родителями, коллегами. Элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции.

Поэтому он строг и демократичен одновременно. Разумеется, даже самый лучший педагог – живой человек, и у него могут быть ошибки, промашки, досадные срывы, однако из любой ситуации он находит поистине человеческий выход, поступает бескорыстно, справедливо и благожелательно, никогда не проявляя утилитарного расчёта, высокомерия и мстительности. Настоящий воспитатель, как ни затёрто это звучит, учит добру, причём делает это как словесно, так и личным примером.

1. Определение научного понятия педагогической этики.

Элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции.

Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Также педагогической этикой изучается характер нравственной деятельности учителя и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в учительской среде специфических правил общения, манер поведения и т. п. людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.

Перед педагогической этикой стоит целый ряд насущных задач (которые могут быть разделены на теоретические и прикладные, в числе которых

• исследование методологических проблем, сущности, категорий и специфики педагогической морали,

• разработка нравственных аспектов педагогического труда как особого вида педагогической деятельности,

• выявление требований, предъявляемых к нравственному облику учителя,

• изучение сущности и особенностей индивидуального нравственного сознания педагога,

• исследование характера нравственных отношений учителя с учащими

• разработка вопросов нравственного воспитания и самовоспитания педагога.

2. Основные категории педагогической этики.

Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей и т. п. К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия, однако отдельные понятия отражают такие черты педагогических воззрений, деятельности и отношений, которые выделяют педагогическую этику в относительно самостоятельный раздел этики. Среди этих категорий – профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и и педагогический авторитет.

Справедливость вообще характеризует соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями; педагогическая справедливость имеет специфические черты, представляя собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности, проявляющейся в его оценках поступках учащихся, их отношения к учёбе, общественно полезной деятельности и т. д. Справедливость это нравственное качество учителя и оценка мер его воздействия на учащихся, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом. Специфика педагогической справедливости заключается в том, что оценка действия и ответная реакция на неё находятся у педагога и учащихся на разных уровнях нравственной зрелости; в том, что определение меры объективности зависит от педагога в большей степени; в том, что общей моральной оценке подвергается взаимодействие сторон с неравной самозащитой; наконец, в том, что педагогически необходимое, запрограммированное педагогом, может не осознаваться учениками. Педагогическая справедливость представляет собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности. В. А. Сухомлинский писал: "Справедливость - это основа доверия ребенка к воспитателю. Но нет какой-то абстрактной справедливости - вне индивидуальности, вне личных интересов, страстей, порывов. Чтобы стать справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка. "

Профессиональный педагогический долг – одна из важнейших категорий педагогической этики. В этом понятии концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности учителя, к выполнению профессиональных обязанностей: осуществлять определённые трудовые функции, преимущественно интеллектуальные, правильно строить взаимоотношения с учащимися, их родителями, коллегами по работе, глубоко осознавать свой отношение к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом. Основой профессионального педагогического долга являются объективные и актуальные потребности общества в обучении и воспитании подрастающих поколений. В профессиональном долге педагога запрограммирована необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к учащимся и их родителям, умение разрешать сложные коллизии и конфликты школьной жизни.

Профессиональная честь в педагогике – это понятие, выражающее не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчётливо. Если учителем в своём поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь учителя – общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.

Не желая работать над собой, некоторые педагоги стремятся завоевать авторитет ложным путем и приобретают тот или иной вид ложного авторитета.

Авторитет подавления. Завоевывается путем систематической демонстрации превосходства педагога в своих правах и возможности держать воспитанников в страхе перед наказанием или высмеиванием за неудачный ответ. Грубый окрик, неуважение личности ребенка свойственны такому педагогу. Общение с классом приобретает формально-бюрократический характер.

Авторитет педантизма. У такого учителя существует система мелочных, никому не нужных условностей. Систематические придирки педагога к ученикам не согласуются со здравым смыслом. Воспитанники теряют уверенность в своих силах, могут грубо нарушать дисциплину.

Авторитет резонёрства. Педагог, пытаясь завоевать авторитет у воспитанников, выбирает путь назиданий, бесконечных нотаций, полагая, что это единственная возможность воспитать учеников. На красноречие такого педагога воспитанники быстро перестают обращать внимание.

Авторитет мнимой доброты. Проявляется чаще у начинающих учителей в силу отсутствия педагогического опыта. Попустительство, всепрощение приводят к игнорированию всех указаний учителя, над его просьбами воспитанники чаще всего посмеиваются.

Говоря о педагогической этике, нельзя не упомянуть о таком понятии, как педагогический такт.

Педагогический такт есть форма реализации педагогической морали в деятельности учителя, в которой совпадают мысль и действие.

Такт – это нравственное поведение. В числе основных составляющих элементов педагогического такта учителя можно назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и чуткость по отношению к людям и т. д.

Педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики.

Главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности учителя. Такт относится к моральным регуляторам педагогического процесса и основывается на нравственно-психологических качествах учителя.

Основными элементами педагогического такта являются :

– требовательность и уважительность к воспитаннику;

– умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему;

– деловой тон общения;

– внимательность, чуткость педагога.

Профессиональный такт проявляется:

– во внешнем облике педагога;

– в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;

– в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;

– в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся;

– в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

– в самокритичной оценке своего труда.

Тактичный педагог приходит вовремя на работу, деловые встречи; своевременно возвращает то, что одалживал у коллег, учащихся, их родителей; не повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб окружающим. Педагогический такт является важным компонентом нравственной культуры учителя.

3. Главные направления реализации педагогической этики.

УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК.

Среда, в которой происходит общение и взаимодействие между учителями и учениками, имеет как общие, так и особенные социальные признаки. Ведущая роль учителя в этой среде обусловливает повышенные моральные требования к нему, потому что объектом его воздействия являются дети с особым комплексом морально-психологической незащищенности. Педагогическая деятельность анализируется теми, на кого она направлена. Дети фиксируют все оттенки взаимоотношений учителей с ними, с другими учителями, с родителями и т. д.

• не предъявляйте чрезмерных требований к ребенку,

• не впадайте в гнев, постарайтесь осмыслить ситуацию,

• не оскорбляйте и не кричите на ученика - это разрушает его психику.

Эталоны и аксиомы нравственного профессионализма

Каждый педагог стремится стать профессионалом. Существующие эталоны педагогического профессионализма позволяют создать некую модель учителя-мастера. Ряд таких черт, безусловно, ориентирован на общечеловеческие ценности и обусловлен исторически передачей опыта от старшего поколения к младшему. Современный преподаватель, несомненно, должен быть профессионалом, мастером, интеллектуалом, психологом, социологом, технологом, организатором, куратором, новатором, нравственным наставником, вдохновителем, другом. Эталоны и аксиомы педагогического профессионализма - это то, что должно неотъемлемо приниматься теми людьми, кто посвятил себя нелегкому труду: воспитанию и обучению подрастающего поколения.

Аксиома 1. Педагог должен уметь любить детей.

Аксиома 2. Педагог должен относиться к детям с уважением.

Аксиома 3. Ребенок - имеет право на незнание.

Успех воспитания зависит не только от отношения педагога к своим обязанностям, его подготовки, нравственно-психологического облика, но и от влияния той ближайшей микросреды, в которой живут и воспитываются дети.

Понятие и сущность профессиональной культуры педагога

Профессиональная культура педагога (педагогическая культура) – это часть общепринятой в обществе культуры, которая включает в себя духовные и материальные ценности воспитания и обучения, являющиеся основой созидательной педагогической деятельности.

Суть профессиональной культуры педагога состоит в особенном отношении к детству как оригинальному и неповторимому периоду в жизни каждого человека.

Значимость профессиональной культуры педагога заключается в ее функциях:

  1. Организация эффективной педагогической деятельности, направленной на передачу детям знаний, умений, навыков, опыта профессиональной деятельности и формированию их мировоззрения.
  2. Развитие у детей умственных возможностей и способностей, действенно-практической и эмоциональной волевой сфер личности.
  3. Формирование у детей моральных и нравственных основ поведения в обществе, развитие высоконравственной личности.
  4. Развитие эстетического отношения к окружающей реальности.
  5. Организация педагогической деятельности, направленной на укрепление и сохранение его здоровья, формирование навыков ЗОЖ.

Характеристика основных компонентов профессиональной культуры педагога

Основными компонентами профессиональной культуры педагога являются следующие составляющие.

Аксиологический компонент – направлен на понимание и усвоение ценности и значимости педагогического труда. Включает в себя:

  • профессиональные знания педагога,
  • интеллектуальный уровень педагогической деятельности,
  • необходимость постоянного профессионального роста и развития педагога,
  • ценность педагогической профессии в рамках современного общества,
  • овладение педагогом определенными идеями, концепциями, знаниями, умениями, технологиями и т.д.

Каждый из элементов аксиологического компонента формировался исторические и в настоящее время все они подвергаются воздействию со стороны общества и государства, что оказывает влияние на их постоянное развитие.

В рамках аксиологического компонента принято выделять ряд педагогических ценностей, таких как:

  1. Общественно-педагогические ценности – проявляются в общественном сознании в виде правил поведения, форм морали и религии. Задача педагога заключается в том, чтобы сформировать у детей правильные предпосылки для развития данных ценностей.
  2. Профессионально-групповые ценности – представлены совокупностью профессиональных идей, норм и концепций, которые регулируют педагогическую деятельность, в рамках различных образовательных организация с учетом специфики их деятельности. Значимость данных функций заключается в том, что они выступают в качестве основных ориентиров деятельности педагога.
  3. Личностно-педагогические ценности – комплекс ценностных ориентаций личности, необходимых для эффективного осуществления педагогической деятельности. Данные ценности представлены целевой направленностью и мотивацией на педагогическую профессию. По своей сути, этот элемент является мировоззренческой характеристикой личности педагога.

Готовые работы на аналогичную тему

Технологический компонент – заключается в деятельностном характере педагогической деятельности, представленном методами, способами, приемами и т.д. взаимодействия участников педагогического процесса. Одним из важнейших элементов технологического компонента является осознание педагогом потребности в формировании диапазона собственных педагогических способностей, необходимых для эффективности и успешности реализуемой педагогической работы.

Технологический компонент профессиональной культуры педагога рассматривается через процесс решения разнообразных педагогических задач.

Личностный компонент – направлен на реализацию педагогом собственных сущностных сил.

Под сущностными силами понимаются способности, потребности, интересы и дарования в педагогической деятельности. То есть, по сути, это внешнее проявление педагогической культуры.

Личностный компонент профессиональной культуры педагога отражает творческое начало личности педагога.

Педагогическое творчество – совокупность личностных качеств педагога, имеющих профессиональную направленность и способствующих организации эффективного педагогического процесса, разрешению различных проблемных ситуаций с использованием необычных приемов.

В состав педагогического творчества принято включать такие качества педагога как:

  1. Инициативность
  2. Самостоятельность
  3. Индивидуальность
  4. Ответственность
  5. Креативность
  6. Готовность к риску
  7. Независимость суждений

Педагогическое творчество как составная часть профессионально-педагогической культуры не возникает само по себе, для его развития необходимы объективные и субъективные условия.

К объективным условиям относятся:

  • позитивный эмоционально-психологический климат в коллективе;
  • необходимый уровень развития научных знаний в психологической, образовательной и социальной сферах;
  • наличие адекватных средств обучения и образования;
  • научная обоснованность руководств и установок;
  • материально-техническое оснащение педагогического процесса; наличие социального характера направленности.

Субъективные условия развития педагогического творчества включают в себя:

  • знание основных законов и принципов целостного образовательного процесса;
  • высокий уровень общей педагогической подготовки учителей;
  • владение современными концепциями подготовки специалистов;
  • стремление к творчеству, развитое педагогическое мышление и рефлексия;
  • педагогический опыт и интуиция, умение принимать оперативные решения в нетипичных ситуациях;
  • проблемное видение, ожидание, владение образовательными технологиями.

Личные качества и творчество проявляются в разнообразных формах и методах творческой самореализации учителя.

Самореализация - это сфера применения индивидуальных творческих способностей личности.

Этот компонент профессиональной культуры педагога содержит в себе усвоение и принятие им следующих цен­ностей педагогического труда:

♦ профессионально-педагогические знания (психологи­ческие; историко-педагогические; закономерности це­лостного педагогического процесса; знание особенно­стей детского возраста; правовая культура и др.) и ми­ровоззрение;

♦ культура умственного труда, включая научную органи­зацию труда, учет биоритмов, культуру чтения, культу­ру мышления, в том числе методологического, и пр.;

♦ свобода личности всех участников педагогического процесса, предполагающая уважение личности ребен­ка, следование нормам общей и педагогической этики и пр.

Важное место в структуре педагогической культуры за­нимает ее мировоззренческий компонент, представляющий собой процесс и результат формирования педагогических убеждений, процесс определения педагогом своих инте­ресов, предпочтений, ценностных ориентации в образо­вательной сфере. Педагог заинтересован в активном вклю­чении в процессы рефлексии, профессионального само­сознания, результатом которого становится формирова­ние и становление его профессиональной направленности, позиций, установок.

Формирование у будущих педагогов культуры умствен­ного труда предполагает работу с ними по таким направ­лениям:

♦ самовоспитание и воспитание учащихся;

♦ использование элементов научной организации труда;

♦ усвоение правил техники безопасности, гигиены и са­нитарии;

♦ учет биоритмов в работе;

♦ знание и применение различных способов и средств восстановления работоспособности и повышения мо­тивации труда;

♦ учет в педагогической деятельности психологическую механизмов и свойств внимания, памяти, мышления, воображения, закономерностей и механизмов форми­рования знаний, умений и навыков, отношений, твор­ческих способностей;

♦ овладение приемами учебной деятельности и мысли­тельными операциями.

Необходимо учить будущих педагогов приемам эконо­мии времени, поиска, систематизации и классификации информации, рационализации записей, приемам конспек­тирования лекционных материалов и реферирования на­учной литературы.

Для будущих педагогов важно научиться ритмично работать в течение учебного дня, недели, семестра, учеб­ного года, всего периода обучения; правильно чередовать умственные и физические нагрузки; вести записи лекций с повышенной скоростью за счет сокращений и структу­рирования записей, выделять в материале главное, при­оритетное, представлять информацию в свернутом, лако­ничном виде и развернутом, с пояснениями, примерами и комментариями.

Составной частью культуры умственного труда педагога является культура чтения. Например, учитель начальных классов, решающий задачу формирования у детей навыков чтения, должен знать научные основы этой деятельности. Поэтому будущим учителям преподаются основы современ­ных теорий процесса чтения, разработанные специалиста­ми инженерной психологии и лингвистики. Моделирова­ние позволяет выявить факторы, влияющие на качествен­ные характеристики процесса чтения (скорость и качество восприятия информации, смысловой переработки, выра­ботки решений, результативность обратной связи), и целе­направленно управлять этими процессами. Следует обра­щать внимание будущих педагогов на типичные недостат­ки процесса чтения (неправильную артикуляцию, сужение поля зрения, регрессию, отсутствие гибкой стратегии чте­ния, снижение внимания). Главное, что надо не упустить из виду при подготовке педагога, — это обеспечить практическое овладение разными способами чтения и умением грамотно и в оптимальные сроки использовать эти способы при решении учебных и профессиональных задач. В этой свя­зи весьма актуально научить будущих педагогов приемам бы­строго чтения. Исследования показывают, что около 80% информации современный специалист может получать в ре­жиме быстрого чтения. Динамическому чтению важно обу­чать также детей, а студентов в связи с этим знакомить с методикой обучения младших школьников скорочтению, сопровождаемому анализом содержания, самостоятельной критической переработкой материала, размышлением, соб­ственными толкованиями положений и выводов.

Выборочное чтение используется для того, чтобы буду­щие учителя научились быстро отыскивать в книге инфор­мацию, необходимую для решения тех или иных професси­ональных задач. При таком способе чтения читатель как бы видит все содержание книги и ничего не пропускает, но фиксирует свое внимание только на тех аспектах текста, которые ему необходимы. Читатель последовательно, пост­ранично просматривает книгу, пока не найдет в ней нуж­ный материал, который затем изучается углубленно.

Чтение-просмотр применяется для предварительного ознакомления с книгой. Быстро просматривая предисло­вие, ознакомившись с оглавлением и аннотацией к книге, уже по оглавлению можно выделить наиболее важные мысли автора. Просмотрев заключение, можно достаточ­но быстро сделать вывод о ценности для читателя той или иной книги.

Сканирование (умение быстро ориентироваться в содер­жании книги) как особый способ чтения используется при подготовке докладов, конспектировании научной ли­тературы, выделении базовых понятий. Сущность его зак­лючается в быстром поиске отдельного слова, понятия, фамилии, факта в конкретной книге.

Культура чтения определяется не только операционно-технической стороной этого процесса, но и содержатель­но-смысловой, трактуемой как культура понимания и ин­терпретации содержания книги.

Понимание текста означает владение в совершенстве та­кими мыслительными операциями, как: выделение операционно-смысловых признаков, выделение в тексте тех или иных выразительных художественных средств, понимание значения и смысла, описание словами сущности образного выражения той или иной идеи.

Понять — означает связать новую информацию с пре­жним опытом. Опорой понимания может выступать все, чем мы связываем новую для нас информацию: какие-то второстепенные слова, дополнительные детали, опреде­ления. Любая ассоциация нового со старым может высту­пать в этом смысле опорой. В.Ф.Шаталов называет опор­ным сигналом любой символ, который помогает ученику вспомнить тот или иной факт, закономерность. Осмысле­ние текста при чтении основывается на поиске в нем ос­новных идей, значимых слов, коротких фраз, которые предопределяют текст последующих страниц, и на увязке его с прежними впечатлениями, образами, представле­ниями. Научить понимать текст — означает научить чита­теля сводить содержание текста к короткой и существен­ной логической траектории, формуле, единой логиче­ской цепи идей. Процесс выделения смысловых опорных пунктов в содержании представляет собой процесс сжа­тия (лаконизации) текста без потери основы, как гово­рят, сводится к выделению фабулы. Для обучения такому умению используется дифференциальный алгоритм чте­ния.

Культура чтения предполагает также умение читателя предвосхищать развитие событий на основе анализа уже прочитанного текста, т.е. наличие смысловой догадки. Эту способность предугадывать по косвенным смысловым при­знакам текста дальнейшие события называют антиципаци­ей. Такую способность можно успешно формировать на ос­нове осмысления идей содержания, выявления основного замысла текста. Развитие антиципации является прекрас­ным средством воспитания творческого читателя, форми­рования воображения. Это позволяет человеку сберегать силы и время при чтении любого текста, ибо каждый текст содержит в себе много избыточной информации.

Формирует грамотное чтение также умение мысленно возвращаться к ранее прочитанному — реципация. Возвра­щение к предыдущим высказываниям и идеям автора на основе связи их с изучаемым в данный момент позволяет лучше понять смысл изучаемого, учит целостному виде­нию содержания.

Культура мышления — составная часть интеллектуаль­ной культуры, степень овладения приемами, нормами и правилами умственной деятельности, выражающаяся в умении точно формулировать задачи (проблемы), выбирать оптимальные методы (пути) их решения, получать обосно­ванные выводы, правильно пользоваться этими выводами на практике. Она повышает целенаправленность, органи­зованность и эффективность любого вида деятельности. Культурному, т.е. ясному, четкому и последовательному мышлению противостоит мышление хаотичное, путаное, спонтанное.

Культура мышления педагога включает в себя развитие спо­собности к педагогическому анализу и синтезу, развитие та­ких качеств мышления как критичность, самостоятельность, широта, гибкость, активность, быстрота, наблюдательность, педагогическая память, творческое воображение. Она подра­зумевает развитость мышления педагога, проявляющуюся на трех уровнях:

первый — тактический, позволяющий педагогу реали­зовать профессиональные идеи в технологии педагоги­ческого процесса;

второй — оперативный, проявляющийся в самостоятель­ном творческом применении общих педагогических зако­номерностей к частным, уникальным явлениям реальной педагогической действительности;

третий уровень — методологический, позволяющий пе­дагогу достаточно уверенно и грамотно выстраивать свою профессиональную деятельность, разрабатывать личностно ориентированную стратегию в соответствии со своим мировоззрением и педагогическими убежде­ниями и установками.

Методологическое мышление педагога понимается нами как особая форма деятельности педагогического сознания, живая, т.е. пережитая, переосмысленная, выбранная, по­строенная им самим методология личностно-профессионального самосовершенствования.

Специфика методологического мышления педагога за­ключается в том, что в процессе самостоятельного осуществления методологического поиска у него формируется педагогически ориентированная субъективность (автор­ское понимание научно-педагогических материалов и яв­лений), что, в свою очередь, является необходимым ус­ловием для последующего формирования педагогом субъективности личностных структур его учеников или воспитанников. Степень развитости методологического мышления педагога определяет возможности генерации им новых идей в конкретных проблемных ситуациях, т.е. обеспечивает эвристичность его мышления.

Методологический поиск — это деятельность педагога по обнаружению смысла, основы, идеи учебного материала или педагогического явления, личностно значимых как для собственного саморазвития, так и для последующего разви­тия личностных структур учеников.

Умение вести методологический поиск способствует формированию методологических умений более высокого уровня, куда входят:

♦ обнаружение основного смысла, идеи учебного мате­риала или педагогического феномена; установление свя­зи между различными тенденциями; выявление неяв­ных мотивов, обусловивших возникновение конкрет­ной концепции, основы ее целеполагания;

♦ проведение сравнительного и феноменологического анализа педагогических явлений, парадигм, систем, предмета, целеполагания, принципов, содержания, ус­ловий, средств воспитания и обучения в различных под­ходах к образованию;

♦ владение проблемным видением: распознание педаго­гических теорий и систем на предмет их соответствия гуманистической парадигме; вычленение и сопостав­ление разных по времени оснований, послуживших тем или другим педагогам базой для разработки их подхо­дов; определение явных и скрытых источников зарож­дения педагогического замысла, их противоречивости и порождаемых ею неявных смыслов, которые закла­дывались в ту или иную систему; установление связи философско-педагогических замыслов с событиями ис­торической, социокультурной и другой значимости; осу­ществление разносторонней оценки значения замыс­ла и его актуальности; определение и преодоление кризисных узлов в обучении и воспитании; перестройка имеющихся знаний, конструирование на их основе культуросообразных и гуманных смыслов педагогичес­кой деятельности и т.д.

♦ установление собственных смыслов альтернативных педагогических подходов; целеполагание, определение ведущих принципов отбора и перестройки содержания, моделирования и конструирования условий и средств, формирующих и развивающих личность обучающихся; моделирование условий воспитания творческой лично­сти; применение средств педагогической поддержки личностной самореализации, нравственной самоакту­ализации, самоопределения учащихся; использование и создание технологий выяснения личностных ценнос­тей, вступления в педагогический контакт, предупреж­дения и разрешения конфликтов, взаимодействия и объединения, смены ролей, преодоления барьеров на уроке, личностного обращения к ученику, выбора, кульминации и разрядки и т.д.

Составной частью культуры педагогического мышле­ния является логическая культура, в которой можно выде­лить три компонента:

♦ знание конкретного материала, к которому применя­ются логические знания и умения;

♦ перенос (подвижность) логических знаний и умений в новые области.

Тактичность понимается нами, с одной стороны, как компонент нравственной культуры педагога и в этом ас­пекте воспринимается как его поведение, организован­ное в качестве нравственно целесообразной меры взаимо­действия педагога с детьми. С другой стороны, педагоги­ческий такт выступает в качестве подкомпонента аксио­логической составляющей педагогической культуры, в основе которой лежит такая ценность, как свобода лич­ности каждого из участников педагогического процесса, неприятие насилия над личностью (в том числе и психи­ческого) ни в какой форме.

Основными элементами педагогического такта явля­ются требовательность и уважительность к ребенку, уме­ние видеть и слышать его, сопереживать, самообладание, деловой тон в общении, внимательность и чуткость без подчеркивания этого, простота и дружелюбность без па­нибратства, юмор без злой насмешки. Педагогический такт является формой нравственных отношений учителя с деть­ми. Содержание и формы тактичного поведения опреде­ляются уровнем нравственной культуры учителя. Тактич­ность предполагает умение воспитателя предвидеть объек­тивные и субъективные последствия поступка, эмоцио­нальную и поведенческую реакции ребенка.

Педагогический такт базируется на развитых психоло­го-педагогических умениях и нравственных качествах лич­ности: педагогической наблюдательности, интуиции, пе­дагогической технике, педагогическом воображении, эти­ческих знаниях.

Главным признаком педагогического такта является то, что он, с одной стороны, относится к моральным регулято­рам педагогического процесса, а с другой - основывается на нравственно-психологических качествах учителя. Знание учителем качеств взрослого, которые дети выделяют как эта­лонные, является необходимым исходным уровнем разви­тия его нравственного сознания (уровень этических знаний) и формирования нравственных отношений с детьми.

Развитие педагогического такта с позиций практиче­ской этики предполагает умения учителя действовать следующих направлениях:

♦ взаимодействовать в типичных ситуациях детских просьб и жалоб (нытья, ябедничества на уроках, переменах и дома и т.п.);

♦ анализировать и вести себя в ситуациях, в которых учи­тель, с точки зрения детей (и требований педагогичес­кого такта), должен быть деликатным: детская дружба и любовь; требования признания в проступке, выдачи зачинщика; общение с детьми-доносчиками, в случаях детской мести;

♦ знать ошибки, которые взрослые должны прощать де­тям (шутки, проказы, насмешки, подвохи, детская ложь, неискренность);

♦ знать мотивы ситуаций, в которых учитель наказывает ребенка;

♦ уметь угадывать и предупреждать детские поступки (ка­чество развитой интуиции);

♦ уметь сочувствовать (качество развитой эмпатии). (Перечень предложен Я. Корчаком и развит В.А. Сухомлинским).

Правовая культура педагога должна, без сомнения, со­гласовываться с общей правовой культурой любого ак­тивного и сознательного гражданина и включать в себя:

♦ сформированность правового кругозора, дающего воз­можность судить о правовом аспекте происходящих в обществе экономических, социально-политических и культурных процессов, об общем направлении и со­стояния идущей в стране правовой реформы;

♦ потребность и способность грамотно определять смысл конкретного правового документа, его предназначение при самостоятельном приобретении необходимых дан­ных (как правило, из средств массовой информации);

♦ потребность и способность составить собственное мне­ние о правомерности или неправомерности конкрет­ных действий государственных органов, общественных организаций, отдельных лиц и пр., логично и коррект­но отстаивать это мнение перед собеседником;

♦ понимание необходимости строгого соблюдения закон­ности как для любого гражданина или организации, так и для себя лично;

♦ осознание незыблемой и непреходящей ценности сво­боды личности, ее прав, чести и достоинства;

♦ потребность постоянного совершенствования собствен­ной правовой осведомленности и способности приме­нять свои знания в конкретных жизненных ситуациях.

Культурный в правовом аспекте учитель должен также знать вопросы регламентации и защиты прав, обязанностей и ответственности учителя и учащегося. Эти права и обязан­ности основных участников отношений, связанные с жиз­нью школы, переплетены и взаимосвязаны с другими пра­вами и обязанностями, лежащими в огромном правовом поле отраслевого законодательства и подзаконных актов.

Педагог, являясь не только носителем, но и трансля­тором позитивного социального опыта, обязан выступать гарантом обеспечения прав обучающихся, находящихся в правовом поле образовательного учреждения. В этой свя­зи знание педагогом законодательной базы современного российского образования является одним из приоритет­ных требований к уровню его профессиональной компе­тентности и культуры.

Теоретико-прикладной задачей педагогической этики является изучение состояния нравственного сознания учителя с целью выяснения факторов, способствующих формированию и проявлению его высокой моральности, а также выявлению факторов, тормозящих этот процесс.
На воспитание нравственных позиций учащихся большое влияние оказывает нравственная деятельность и личный пример старших, прежде всего родителей.
Кроме того, педагогическая этика должна найти ответы и на такие вопросы: какова связь между нравственным опытом родителей и проявлением узкопотребительской психологии у детей, какое воздействие оказывает нравственный опыт учителей и нравственная деятельность детей на формирование у них идеалов.
Педагогическая деятельность анализируется теми, на кого она направлена. Дети фиксируют все оттенки взаимоотношений учителей с ними, с другими учителями, с родителями и т.д. И не секрет, что эти взаимоотношения далеко не всегда строятся на правильной основе. Задача педагогической этики – изучить причины нарушения принципов и норм общения, с тем, чтобы способствовать гуманизации отношений между учащимися и учителями. Разработка рекомендаций по целенаправленному регулированию этих взаимоотношений, обогащение учителей методами их анализа в конкретных условиях и определение последствий их нарушения имеет особое значение для совершенствования морально-психологического климата в педагогическом коллективе. Изучение его особенностей – важная задача педагогической этики, педагогической психологии и социологии педагогического труда.
На состояние морально-психологического климата оказывает влияние характер и способы разрешения моральных конфликтов в педагогических коллективах, а также конфликтов, возникающих между учителями и учащимися, их родителями. Педагогическая этика призвана помогать выявлению природы этих конфликтов, определению их последствий, изучению способов их разрешения.
Статус любого педагогического коллектива, стабильность его состояния, в том числе и морального, в определенной степени зависят от того, какие педагогические традиции в нем поддерживаются, как формируется и проявляется в нем общественное мнение. Поскольку общественное мнение — явление нравственно-психологическое, его изучением занимаются этика, социальная психология и социология. Изучение его проявления в педагогической среде — задача педагогической этики.
В воспитании детей особое значение имеет моральный педагогический авторитет. Как он формируется и поддерживается, как влияет на характер нравственных отношений, каковы пути его укрепления – вот вопросы, которые также должна решать наука о педагогической морали.
Очень важной теоретико-практической задачей педагогической этики является определение тех нравственных качеств, которыми должны обладать педагоги, занятые в различных сферах педагогического труда (воспитатели детских садов, учителя начальных классов, учителя старших классов, классные руководители, воспитатели школ-интернатов, директора школ, завучи, инспекторы, методисты и др.).
Одна из актуальных проблем педагогической этики – изучение социальной направленности и результатов некритического соблюдения учителями так называемых спорных норм педагогической морали, рожденных в педагогической среде и направленных на защиту авторитета учителя и престижа педагогической профессии. Задачей педагогической этики как науки является также развитие, углубление и пропаганда этических знаний с целью повышения уровня педагогической и нравственно-этической культуры учителей и всех педагогических работников.
Педагогическая этика – относительно самостоятельный раздел этической науки – изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов коммунистической нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает ее функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Кроме того, педагогическая этика изучает характер нравственной деятельности учителя и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатывает основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в учительской среде специфических правил общения, манер поведения, костюма людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием подрастающего поколения.
Педагогическая этика, осуществляя просветительную функцию, призвана способствовать решению задачи улучшения образования на основе поиска путей стимулирования педагогического труда. В чем особенность сочетания материального и морального стимулирования труда учителей, каковы пути повышения его эффективности – эти задачи решают социология педагогического труда и педагогическая этика.
Критерии педагогической этики.
Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей и т.п. К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия, однако отдельные понятия отражают такие черты педагогических воззрений, деятельности и отношений, которые выделяют педагогическую этику в относительно самостоятельную составную часть профессиональной этики. Рассмотрим наиболее общее содержание связанных с этим категорий.
Кодекс педагогической этики определяет совокупность нравственных требований, вытекающих из принципов и норм педагогической морали, и регулирует его поведение и систему отношений в процессе педагогической деятельности. Одной из его основ является установление основных требований (правил), которые определяют отношение педагога к самому себе, педагогическому труду, ученическому и педагогическому коллективам и т.д.
Педагогическая мораль признает такие нормы взаимоотношений между воспитателями и воспитуемыми, которые способствуют развитию творческой личности, формированию человека, обладающего чувством собственного достоинства. Важнейшее условие положительного взаимодействия педагога и воспитуемых – сочетание разумной требовательности и доверия к ним. В системе нравственных отношений в педагогической среде очень важную роль также играет взаимодействие педагога с ученическим коллективом, которые должны строиться на основе взаимопонимания и взаимоуважения, уважения педагогом положительных традиций коллектива и чувства собственного достоинства каждого воспитанника. Конечно, успех воспитания зависит и от влияния той ближайшей микросреды, в которой живут и воспитываются дети.
Педагогическая справедливость характеризует соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями. Она имеет специфические черты, представляя собой своеобразное мерило объективности педагога, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступков учащихся, их отношения к учебе, общественно полезной деятельности и т.д.
Справедливость это также нравственное качество педагога и оценка мер его взаимодействия с учащимися, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом. Специфика же педагогической справедливости заключается в том, что оценка действия и ответная реакция на нее находятся у педагога и учащихся на разных уровнях нравственной зрелости, в связи с чем определение меры объективности в большей степени зависит от педагога. К тому же общей моральной оценке подвергается взаимодействие сторон с неравной самозащитой, вследствие чего педагогически продуманное действие педагога может и не осознаваться учениками.
Педагогический долг – одна из важнейших категорий педагогической этики. В ней концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности педагога, к выполнению им своих профессиональных обязанностей. Они предусматривают осуществление определенных (преимущественно интеллектуальных) трудовых функций, правильное построение взаимоотношений с учащимися, их родителями, коллегами по работе, глубокое осознание своего отношения к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом. Основой профессионального педагогического долга являются объективные и актуальные потребности общества в обучении и воспитании подрастающих поколений. В нем также предусмотрена необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к учащимся и их родителям, умение разрешать сложные конфликты профессиональной деятельности.
Педагогическая честь в педагогике – это понятие, выражающее не только осознание педагогом своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчетливо. Если им в своем поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь педагога – общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.
Педагогический авторитет– это моральный статус педагога в коллективе учащихся и коллег, своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый педагог регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Педагогический авторитет зависит от предшествующей морально-этической и психолого-педагогической подготовки педагога. Его уровень определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к профессиональной деятельности и т.д.
Педагогическое сознание рассматривается как осознание (понимание и принятие) педагогом норм своего поведения, характера взаимоотношений в обществе и ценности качеств человеческой личности, что закрепляется во взглядах, представлениях, чувствах и привычках. Общественное сознание дает обобщенное теоретическое и идеологическое обоснование морали как общественного явления. В то же время в индивидуальном нравственном сознании отражается еще и специфика той среды, с которой человек постоянно взаимодействует, что существенно влияет на формирование нравственных взглядов педагога, его нравственного сознания. Одним из элементов нравственного сознания является осознание им нравственных ценностей и осмысление того, как осуществляется восприятие этих ценностей его воспитанниками. Основой формирования нравственных взглядов является знание принципов, требований и норм морали и их специфического отражения в педагогической деятельности.
Переход от педагогического сознания к нравственной практике раскрывается особой категорией педагогической этики, рассматриваемой как педагогический такт. Это связано с тем, что нравственное творчество педагога включает в себя ряд компонентов, среди которых важнейшими являются такие, как осмысление нормы и ее значимости в отношении к обществу, педагогической профессии, осмысление сложных обстоятельств ситуации и условий ее возникновения, необходимость выбора лучшего вида поступка в соответствии с нравственно-педагогической нормой.
Педагогический такт также выступает формой реализации педагогической морали в деятельности педагога, в которой совпадают мысль и действие. Следовательно, такт – это нравственное поведение, включающее предвидение всех объективных последствий поступка и его субъективного восприятия другими людьми. В нем проявляется поиск более легкого и менее болезненного пути к цели, что обусловливает творчество и поиск в педагогической деятельности. В числе основных составляющих элементов педагогического такта можно назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность, внимательность и чуткость по отношению к людям и т.д.

Читайте также: