Этика как наука кратко

Обновлено: 05.07.2024

За многовековую историю развития этики как науки она обрела свою специфику и только ей присущие методы исследования, заняла определенное место в системе наук. Раскрывая предмет изучения этики, Е. Г. Федоренко подчеркивает, что мораль изучается не только этикой. Многие другие науки (педагогика, психология, социология, медицина и т. д.) имеют в этой области свой предмет исследования. Однако все они изучают какую-либо одну сторону морали (воспитательную, психологическую, социальную), этика же фиксирует все стороны морали в целом, мораль является единственным ее предметом исследования, постигаемым в его философско-мировоззренческой сущности [176, 6].

Итак, мораль — это предмет изучения этики. Ее называют особой формой общественного и индивидуального сознания, она выполняет функцию регулирования поведения человека, побуждая его подчиняться определенным общественным законам. Благодаря этическим установкам, выработанным обществом, человек осознает, что можно делать, а что нельзя, что хорошо и похвально, а что предосудительно и аморально.

Человек не может не согласовывать свои интересы с интересами общества, в противном случае он вступает в конфликт с ним и с окружающими его людьми (хотя в разной степени несоответствие между требованиями морали и тем, как ведут себя люди, наблюдается довольно часто). Это и отклонение от моральных норм отдельного члена общества, а может быть и всего общества, государства, когда нарушаются права человека, ведутся захватнические войны, провоцируются экологические катастрофы, проводится политика геноцида против собственного народа и т. д. Каждое общество создает свою мораль, с помощью которой формируется личность гражданина, а он, ориентируясь в своем поведении на выработанные нормы морали, способствует развитию и прогрессу общества, в котором он живет.

Мораль — не застывшая форма, она исторически развивается, видоизменяется, совершенствуется в ходе общественного прогресса: и общинно-родовая, и рабовладельческая, и феодальная, и буржуазная мораль (различные виды морали) служили укреплению и утверждению общественных отношений, но в ходе исторического развития были низвергнуты, заменены новыми, соответствующими времени моральными установками. В то же время существуют общечеловеческие нормы морали, которые передаются от поколения к поколению, от общества к обществу.

Этика, как любая наука, имеет свой понятийный аппарат, который со временем развивается, усовершенствуется, обогащается новыми понятиями и определениями. Так мораль как форма общественного сознания развила свои социальные функции, важнейшими из которых являются познавательная и мировоззренческая.

Познавательная функция морали призвана давать оценки действиям человека, изучает духовно-психологические качества людей. Мировоззренческая функция определяет место человека во Вселенной, меру его ответственности за судьбы мира, за будущее Планеты.

Поведение человека в обществе регулируется моральными нормами. Нормы определяют, насколько действия отдельного человека или коллектива соответствуют общему представлению о смысле жизни в данном обществе, способствуют ли они его развитию и процветанию, раскрытию его способностей и возможностей. Моральная норма, как правило, формируется как повеление, обязательное для исполнения людьми во всех случаях жизни: не убий, не укради, почитай родителей и т. д. Однако каждый человек применяет моральные нормы в соответствии со своими убеждениями, учитывая определенные условия и обстоятельства, по-своему интерпретируя моральные представления о долге, справедливости, добре и зле. У большинства людей простые нормы нравственности приобрели форму привычки и выполняются автоматически, без принуждения.

Категории этики отражают моральное состояние человека, степень его гражданской зрелости и готовность служить во благо общества.

Добро и зло — понятие относительные. На протяжении развития человеческого общества эти понятия менялись, наполнялись новым содержанием. С их помощью оцениваются поступки людей, их деятельность. При этом под злом понимаются препятствия на пути развития как общества, так и отдельной личности. Каждый человек встречается в жизни с добром (любовь, культура, доброжелательность) и со злом (ненависть, грубость, насилие и др.).

Долг — одна из основных категорий этики. В словаре этики долг определяется как общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях в такой форме, в какой они выступают перед определенной личностью. Это превращение требования нравственности, в равной мере относящегося ко всем людям, в личную задачу данного конкретного лица, сформулированную применительно к его положению и ситуации, в которой он находится в данный момент [160, 82].

С одной стороны, каждый человек должен осознать объективное содержание своего морального долга и никакие ссылки на общественные авторитеты или на общепринятые мнения не могут оправдать неправильное понимание или неисполнение им своего долга. С другой стороны, ответственность человека перед своей совестью в конечном итоге выражает его ответственность перед обществом, поэтому общественное мнение вполне правомочно судить о том, насколько понял или исполнил человек свой долг [160, 83].

Таким образом, долг означает моральную необходимость выполнения определенных профессиональных и общественных требований при исполнении своих обязанностей.

Достоинство — в этой категории выражается способность человека осознавать свою значимость и потребность пользоваться уважением со стороны окружающих. Обладая собственным достоинством, библиотекарь всегда будет помнить об уважении достоинства читателей и своих коллег.

Мы кратко рассмотрели основы понятийного аппарата этики. Знание особенностей развития этики как науки поможет нам понять специфику профессиональной этики как одного из частных направлений этической науки.

Основные задачи и назначение газеты

2.1. Предмет новой науки в общетеоретических концепциях классиков Викторианской эпохи

2.1. Предмет новой науки в общетеоретических концепциях классиков Викторианской эпохи Основоположников британской социальной антропологии – Э. Б. Тайлора, Г. Мейна, Дж. Лёббока, Дж. Мак-Леннана и др., – первые общие работы которых появились в 60-х годах XIX в., вряд ли

Кризис этики и права

Кризис этики и права 1. Идеациональная, идеалистическая и чувственная системы этики Любое интегрированное общество имеет этические идеалы и ценности как наивысшее воплощение его этического сознания. Точно так же любое общество обладает своими законодательными

10.1. Генезис науки. Определение науки

10.1. Генезис науки. Определение науки Среди проблем, связанных с наукой и ее местом в культуре, логичным представляется начать с определения этого феномена. Однако к современному определению науки привели исследования, в которых с середины XX века делались попытки выявить

11.2. Сущность и назначение искусства

11.2. Сущность и назначение искусства Спор о сущности и назначении искусства ведется давно. И, действительно, как не задуматься о том, что заставляет человека творить это удивительное многообразие, казалось бы, повторяющее жизнь и в то же время не похожее на нее, являющееся

II. ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ (Вопрос об основании Петербурга. Двойное назначение Петропавловской крепости. Можно ли считать ее Кремлем Петербурга?)

II. ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ (Вопрос об основании Петербурга. Двойное назначение Петропавловской крепости. Можно ли считать ее Кремлем Петербурга?) Вторую часть экскурсии следует начать на берегу Невы.[48] Лучше всего на Троицком мосту (встретивши группу у памятника

1. Понятие этики

2. Этика и мораль как предмет этики

2. Этика и мораль как предмет этики Что такое мораль (нравственность)? Этот вопрос является ключевым, начальным в этике на протяжении всей истории данной области знания. Он охватывает примерно две с поло–виной тысячи лет.Различные философские школы и мыслители давали на

1. Основные понятия этики

2. Этика и мораль как предмет этики

2. Этика и мораль как предмет этики Что такое мораль (нравственность)?Различные философские школы и мыслители давали на этот вопрос самые различные ответы. До сих пор нет бесспорного, единого определения морали, что имеет прямое отношение к особенностям данного феномена.

11. Основные положения христианской этики

11. Основные положения христианской этики Средневековое этическое мышление отрицало положения античной моральной философии прежде всего потому, что основой для толкования нравственности в ней выступает не разум, а религиозная вера. Мыслители Средневековья в своих

21. Гегель и метафизические основания этики

21. Гегель и метафизические основания этики Принцип историзма, которого придерживался Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831), позволил осуществить ему поворот от этики внутренней убежденности к социально ориентированной теории морали. Гегель обратился к определению

1. Теоретические основы профессиональной этики

1. Теоретические основы профессиональной этики 1.1. Предмет и назначение этики как науки Этика — философская наука. Она изучает систему норм нравственного поведения людей, их обязанностей по отношению к обществу и друг к другу. В словаре по этике указывается, что

3. Нормы библиотечной этики

3. Нормы библиотечной этики 3.1. Свободный доступ к информации В начале века библиотекарей волновал вопрос сбора и систематизации знаний, которые были рассеяны по всему миру. Многие из них утверждали, что этих знаний, постоянно увеличивающихся и широко распространяемых,

За многовековую историю развития этики как науки она обрела свою специфику и только ей присущие методы исследования, заняла определенное место в системе наук. Раскрывая предмет изучения этики, Е. Г. Федоренко подчеркивает, что мораль изучается не только этикой. Многие другие науки (педагогика, психология, социология, медицина и т. д.) имеют в этой области свой предмет исследования. Однако все они изучают какую-либо одну сторону морали (воспитательную, психологическую, социальную), этика же фиксирует все стороны морали в целом, мораль является единственным ее предметом исследования, постигаемым в его философско-мировоззренческой сущности [176, 6].

Итак, мораль — это предмет изучения этики. Ее называют особой формой общественного и индивидуального сознания, она выполняет функцию регулирования поведения человека, побуждая его подчиняться определенным общественным законам. Благодаря этическим установкам, выработанным обществом, человек осознает, что можно делать, а что нельзя, что хорошо и похвально, а что предосудительно и аморально.

Человек не может не согласовывать свои интересы с интересами общества, в противном случае он вступает в конфликт с ним и с окружающими его людьми (хотя в разной степени несоответствие между требованиями морали и тем, как ведут себя люди, наблюдается довольно часто). Это и отклонение от моральных норм отдельного члена общества, а может быть и всего общества, государства, когда нарушаются права человека, ведутся захватнические войны, провоцируются экологические катастрофы, проводится политика геноцида против собственного народа и т. д. Каждое общество создает свою мораль, с помощью которой формируется личность гражданина, а он, ориентируясь в своем поведении на выработанные нормы морали, способствует развитию и прогрессу общества, в котором он живет.

Мораль — не застывшая форма, она исторически развивается, видоизменяется, совершенствуется в ходе общественного прогресса: и общинно-родовая, и рабовладельческая, и феодальная, и буржуазная мораль (различные виды морали) служили укреплению и утверждению общественных отношений, но в ходе исторического развития были низвергнуты, заменены новыми, соответствующими времени моральными установками. В то же время существуют общечеловеческие нормы морали, которые передаются от поколения к поколению, от общества к обществу.

Этика, как любая наука, имеет свой понятийный аппарат, который со временем развивается, усовершенствуется, обогащается новыми понятиями и определениями. Так мораль как форма общественного сознания развила свои социальные функции, важнейшими из которых являются познавательная и мировоззренческая.

Познавательная функция морали призвана давать оценки действиям человека, изучает духовно-психологические качества людей. Мировоззренческая функция определяет место человека во Вселенной, меру его ответственности за судьбы мира, за будущее Планеты.

Поведение человека в обществе регулируется моральными нормами. Нормы определяют, насколько действия отдельного человека или коллектива соответствуют общему представлению о смысле жизни в данном обществе, способствуют ли они его развитию и процветанию, раскрытию его способностей и возможностей. Моральная норма, как правило, формируется как повеление, обязательное для исполнения людьми во всех случаях жизни: не убий, не укради, почитай родителей и т. д. Однако каждый человек применяет моральные нормы в соответствии со своими убеждениями, учитывая определенные условия и обстоятельства, по-своему интерпретируя моральные представления о долге, справедливости, добре и зле. У большинства людей простые нормы нравственности приобрели форму привычки и выполняются автоматически, без принуждения.

Категории этики отражают моральное состояние человека, степень его гражданской зрелости и готовность служить во благо общества.

Добро и зло — понятие относительные. На протяжении развития человеческого общества эти понятия менялись, наполнялись новым содержанием. С их помощью оцениваются поступки людей, их деятельность. При этом под злом понимаются препятствия на пути развития как общества, так и отдельной личности. Каждый человек встречается в жизни с добром (любовь, культура, доброжелательность) и со злом (ненависть, грубость, насилие и др.).

Долг — одна из основных категорий этики. В словаре этики долг определяется как общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях в такой форме, в какой они выступают перед определенной личностью. Это превращение требования нравственности, в равной мере относящегося ко всем людям, в личную задачу данного конкретного лица, сформулированную применительно к его положению и ситуации, в которой он находится в данный момент [160, 82].

С одной стороны, каждый человек должен осознать объективное содержание своего морального долга и никакие ссылки на общественные авторитеты или на общепринятые мнения не могут оправдать неправильное понимание или неисполнение им своего долга. С другой стороны, ответственность человека перед своей совестью в конечном итоге выражает его ответственность перед обществом, поэтому общественное мнение вполне правомочно судить о том, насколько понял или исполнил человек свой долг [160, 83].

Таким образом, долг означает моральную необходимость выполнения определенных профессиональных и общественных требований при исполнении своих обязанностей.

Достоинство — в этой категории выражается способность человека осознавать свою значимость и потребность пользоваться уважением со стороны окружающих. Обладая собственным достоинством, библиотекарь всегда будет помнить об уважении достоинства читателей и своих коллег.

Мы кратко рассмотрели основы понятийного аппарата этики. Знание особенностей развития этики как науки поможет нам понять специфику профессиональной этики как одного из частных направлений этической науки.

Основные задачи и назначение газеты

2.1. Предмет новой науки в общетеоретических концепциях классиков Викторианской эпохи

2.1. Предмет новой науки в общетеоретических концепциях классиков Викторианской эпохи Основоположников британской социальной антропологии – Э. Б. Тайлора, Г. Мейна, Дж. Лёббока, Дж. Мак-Леннана и др., – первые общие работы которых появились в 60-х годах XIX в., вряд ли

Кризис этики и права

Кризис этики и права 1. Идеациональная, идеалистическая и чувственная системы этики Любое интегрированное общество имеет этические идеалы и ценности как наивысшее воплощение его этического сознания. Точно так же любое общество обладает своими законодательными

10.1. Генезис науки. Определение науки

10.1. Генезис науки. Определение науки Среди проблем, связанных с наукой и ее местом в культуре, логичным представляется начать с определения этого феномена. Однако к современному определению науки привели исследования, в которых с середины XX века делались попытки выявить

11.2. Сущность и назначение искусства

11.2. Сущность и назначение искусства Спор о сущности и назначении искусства ведется давно. И, действительно, как не задуматься о том, что заставляет человека творить это удивительное многообразие, казалось бы, повторяющее жизнь и в то же время не похожее на нее, являющееся

II. ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ (Вопрос об основании Петербурга. Двойное назначение Петропавловской крепости. Можно ли считать ее Кремлем Петербурга?)

II. ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ (Вопрос об основании Петербурга. Двойное назначение Петропавловской крепости. Можно ли считать ее Кремлем Петербурга?) Вторую часть экскурсии следует начать на берегу Невы.[48] Лучше всего на Троицком мосту (встретивши группу у памятника

1. Понятие этики

2. Этика и мораль как предмет этики

2. Этика и мораль как предмет этики Что такое мораль (нравственность)? Этот вопрос является ключевым, начальным в этике на протяжении всей истории данной области знания. Он охватывает примерно две с поло–виной тысячи лет.Различные философские школы и мыслители давали на

1. Основные понятия этики

2. Этика и мораль как предмет этики

2. Этика и мораль как предмет этики Что такое мораль (нравственность)?Различные философские школы и мыслители давали на этот вопрос самые различные ответы. До сих пор нет бесспорного, единого определения морали, что имеет прямое отношение к особенностям данного феномена.

11. Основные положения христианской этики

11. Основные положения христианской этики Средневековое этическое мышление отрицало положения античной моральной философии прежде всего потому, что основой для толкования нравственности в ней выступает не разум, а религиозная вера. Мыслители Средневековья в своих

21. Гегель и метафизические основания этики

21. Гегель и метафизические основания этики Принцип историзма, которого придерживался Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831), позволил осуществить ему поворот от этики внутренней убежденности к социально ориентированной теории морали. Гегель обратился к определению

1. Теоретические основы профессиональной этики

1. Теоретические основы профессиональной этики 1.1. Предмет и назначение этики как науки Этика — философская наука. Она изучает систему норм нравственного поведения людей, их обязанностей по отношению к обществу и друг к другу. В словаре по этике указывается, что

3. Нормы библиотечной этики

3. Нормы библиотечной этики 3.1. Свободный доступ к информации В начале века библиотекарей волновал вопрос сбора и систематизации знаний, которые были рассеяны по всему миру. Многие из них утверждали, что этих знаний, постоянно увеличивающихся и широко распространяемых,

Этика – это область философии, которая приобрела статус самостоятельной отрасли и изучает мораль, нравственные основы отношений, специфическую форму общественного сознания и жизнедеятельности человека.

Мораль в свою очередь определяют как одну из форм общественного сознания и способ духовного существования личности, рычаг развития социума. Мораль не просто регулирует жизнедеятельность, но и позволяет каждому человеку найти собственный уникальный путь.

В структуре этики можно выделить:

  • теоретическое направление, которое занимается логическим обобщением всех закономерностей морали и нравственности, изучает историю морали, классифицирует этические учения;
  • прикладное направление, которое занимается изучением моральных поведенческих норм в контексте конкретных жизненных ситуаций.

Прикладная этика

В рамках прикладной этики выделяют:

  • нормативную этику, которая исследует феномены справедливости, долга, добра, совести, ценностные категории, принципы и нормы, регулирующие нравственное поведение человека;
  • профессиональную этику, основой которой является деонтология или учение об образцовом поведении в зависимости от профессии человека. Этика может быть медицинской, научной, педагогической и пр.;
  • этикет или комплекс внешних правил, а также форм поведения, которые формируются на основе базовых ценностей и норм, которые приняты в обществе или профессиональной группе.

Предмет этики

По мере обособления этики за данным термином закрепился определенный смысл:

  • этика является соответствующей ветвью знаний;
  • мораль и нравственность употребляются как синонимы и становятся предметом исследования этики.

Готовые работы на аналогичную тему

В связи с этим этику описывают как науку о сущности, законах возникновения и историческом развитии морали, ее специфических функциях, нормах и ценностях. Основоположником философско-этического учения наряду с Аристотелем считаются Сократ и Конфуций.

Несмотря на тот факт, что этику часто рассматривают в качестве нравственной философии, которая содержит описание путей достойного поведения, она также становится системой знаний о природе и происхождении морали.

Задачи этики. Метаэтика. Биоэтика

В связи с этим перед этикой стоит две актуальные задачи:

  • нравственно-воспитательная;
  • познавательно-просветительская.

Следствием стало обособление двух дисциплин: нормативной этики и теоретической этики, которая направлена на исследование морали. Предметом и объектом теоретической этики является происхождение и историческое развитие, а также закономерности функционирования, социальные и другие аспекты морали.

В основе теоретической этики лежат знания, идеи, концепции со стороны научного познания морали. Этика не является единственной наукой, предметной областью которой становится мораль. Мораль изучается социологией и социальной психологией. Психология личности занимается изучением физиологической основы морали.

Логика и лингвистика исследуют мораль, формы, правила нормативно – этической логики. Подобные науки также внесли существенный вклад в развитие этики. Результаты их исследований положены в основу теоретической этики, обобщены и использованы ей. Таким образом, этику можно назвать комплексной дисциплиной и областью знаний, которая имеет колоссальное практическое значение.

Существует такая область знаний, как метаэтика. Она является направлением аналитической этики, внутри которой проводится анализ самой этики, как научной дисциплины. Предмет и задачи метаэтики как науки представляют собой исследование вопросов о предмете, структуре, назначении этики в словарях, справочниках, учебниках.

В свою очередь нормативная этика ищет принципы и регуляцию поведения человека, устанавливающего критерии оценки нравственности и добра, а также правила, которые могли бы выступать в роли обобщающего принципа, образца для всех случаев в жизни людей.

Цель нормативной этики – это поддержание внутри общества базовых нравственных ценностей, формирование адекватных норм поведения при возникновении стандартных жизненных ситуаций. Этот раздел этики ведет к правильному применению аргументов, доводов, доказательств.

Положения морали становятся видом разумных рассуждений, которые могут превратиться в спектр внутренних чувств, мотивирующих поведение личности. Для того, чтобы эти постулаты приобрели статус нормативных положений, в этике были сформированы такие направления как: утилитаризм, деонтология и пр.

Деонтология – это учение о проблемах морали и нравственности, раздел этики.

Еще одно направление этики – биоэтика. Биоэтика представляет собой учение о нравственной стороне деятельности человека в сфере медицины и биологии. Биоэтика рассматривает все этические проблемы взаимоотношений между врачом и пациентом, а также нравственную сторону различных неоднозначных ситуаций, которые возникают в процессе медицинской деятельности.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 07.12.2021

Анжелика Ивановна Иванова

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

1.1. Этика, мораль, нравственность.
1.1.1. Предмет этики
1.2. Основные понятия и проблемы этики
1.2.1. Основные понятия этики
1.2.2. Нормативная и теоретическая этика
1.2.3. Индивидуальная и социальная этика
1.3. Основные функции этики
1.3.1. Регулятивная функция
1.3.2. Аксиологическая (оценочная) функция
1.3.3. Воспитательная функция
1.4.2. Религиозная этика
1.4.3. Сословная этика
1.4.4. Классовая мораль
1.4.5. Космополитизм -патриотизм - национализм

См.: 1. Аристотель. Большая этика. Никомахова этика. // Собр. соч.: В 4 т. - М., 1983. - Т. 4;
2 Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976. С. 8.

1 Иллюстрированный энциклопедический словарь (ИЭС). М, 1995. С. 447.
2 См.: Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. - М., 1998. - С. 26 - 28.
3Ожегов СИ. и. ШведоваН.Ю. Толковый словарь русского языка.-М., 1993. - С. 433. 4 Толстой Л.Н. Так что же нам делать? // Собр. соч.: В 22 т. - М, 1983. - Т. 16. - С. 209.

1.2. Основные понятия и проблемы этики
1.2.1. Основные понятия этики
Счастье - эвдемония (от греч. eudaimonia - счастье) -фундаментальная категория человеческого бытия. Как предмет анализа

1 Словарь русского языка. В 4 тома. Т.2. М. 1986. С. 298, 513.

См.: Эфроимсон В.П. Генетика и этика. - СПб., 1995. 10

1 Толстой Л.Н. Так что же нам делать? //Собр. соч.: В 22 т. -М., 1983. Т. 16. С. 209. 12

Право обращено к человеку как к определённому гражданину, а мораль обращена к человеку как к личности. Личность же есть ценность, которая не признаёт каких-то физических или политических границ. Мораль отличается от права и по своим санкциям. Мораль относится к внеинституциональным формам регуляции, в то время как право относится к институциональным формам. Так, право опирается на государство, а мораль - на общественное мнение и на чувства человека, такие как совесть, долг, справедливость, любовь и т.п. И ответственность за нарушения норм в праве и в морали различна. Высшей мерой наказания в праве может быть смертная казнь, а в морали - общественное и личное осуждение.
Мораль, с одной стороны, предполагает свободную личность, а, с другой - формирует свободную и ответственную личность. Мораль и ограничивает свободу воли, и определяет, формирует положительную свободу как способность самоутверждения истины, добра, красоты и вопреки обстоятельствам. Этим положительная свобода отличается от свободы произвола как вседозволенности. Мораль выше оценивает положительную свободу, которая предстает, как способность человека сознательно следовать нравственной норме, и она же является важнейшим фактором развития подобной положительной свободы.

1.3.4. Познавательная, или гносеологическая функция
Мораль даёт информацию о добре и зле, их более конкретных ценностях. Через мораль человек познаёт законы добра, диалектику добра и зла, различные формы проявления добра и зла в мире. Считается, что нравственность часто приводит человека и к постижению Бога. Кант, например, считал, что именно через нравственность человек приходит к выводу о существовании Бога и бессмертии души. Особенно много информации о добре и зле содержится в трудах отцов церкви, в русской классической литературе и, прежде всего, в работах Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.
1.3.5. Мировоззренческая функция
Именно в этике решаются вопросы о смысле жизни, о счастье, об идеале. Мораль наполняет значением наши поступки, поведение, жизнь в целом. Она даёт человеку положительное чувство удовлетворения от собственных деяний и прожитой жизни. Мораль придаёт силу человеку жить, жить даже вопреки неблагоприятным, а иногда и трагическим обстоятельствам. Истинная мораль всегда оптимистична.
1.4. Исторические типы моральных систем
В истории этики выделяются следующие типы моральных систем: архаическая нравственность, религиозная (языческая, христианская, мусульманская, протестантская) мораль; сословная (рыцарская, мещанская, лакейская, дворянская, купеческая, олигархическая, элитарная) мораль; классовая (рабская, рабовладельческая, крестьянская, пролетарская, буржуазная) мораль. Рассмотрим некоторые из них.

'См.: Апресян Р.Г. Талион и золотое правило: критический анализ сопряжённых контекстов // Вопр. философии. - 200]. - № 3.
2 Войтыла К. Основания этики // Вопросы философии.. 1991 - № 1. С. 40.

1 Архимандрит Платон. Православное нравственное богословие. М., 1994. С. 32.

1 См.: Домострой. М., 1990.

' Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. М., 1990. С.40-41
2 Там же. С.26-27.

1.4.5. Космополитизм -патриотизм - национализм
Космополитизм (от греч. kosmopolites — космополит, гражданин
мира), идеология т. н. мирового гражданства. В философии стоицизма

Волченко Л.Б.Мещанство // Этика: Учебник / под ред. А.А.Гусейнова и Е.Л.Дубко. М, 1999. С. 277. 2 Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 96. См.: Дробницкий ОТ. Мораль. // Философский энциклопедический словарь. М., 1983.. С. 3

Читайте также: