Этапы развития мыслительной деятельности кратко

Обновлено: 04.07.2024

Онтогенез мышления изучен лучше всего применительно к дошкольному и школьному возрасту, хотя, конечно охватывает период всей жизни человека.

Проблемы развития детского мышления разрабатывались в работах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, Ж. Пиаже, Дж. Брунера и др. психологов.

В отечественной науке отмечается, что развитие интеллекта и речи ребенка осуществляется в рамках ведущей деятельности возраста, и подчеркивается особая роль целенаправленных воздействий взрослого, в форме обучения и воспитания, на развитие всех видов деятельности дошкольника и на развитие его мышления в частности.

2. Вместо оперирования предметами мышление начинает оперировать их образами. Так возникает наглядно-образное мышление (у дошкольников 4-7 лет)

3. Мышление с использованию понятий, логических конструкций, которые не имеют прямого образного выражения. (У ребенка с 6-7 лет). То есть с момента обучения в школе, в качестве основной единицы понятийного мышления выделяется понятие, в котором отражаются наиболее общие, существенные признаки предметов. Возникает словесно-логическое мышление. Все эти виды мышления тесно связаны между собой

Ж. Пиаже – операциональная теория развития мышления ребенка:

Ж. Пиаже выделял следующие этапы развития мышления:

1. Стадия сенсомоторного интеллекта (0-2 лет)

Интеллект – способ адаптации к окружающей среде, способ решения биологически значимых задач – выживание.

Координируются возможности сенсорной и моторной сфер. Проявляется в действиях и формируется в процессе действенного, практического взаимодействия с окружающей средой. Подгонка сенсорной информации и практических действий.

Формируется мир ментальных репрезентаций (образов). С этого момента можно манипулировать не только внешними предметами, но и своими образами.

2. До-операционная стадия (2 – 7, 8 лет)

До-операционная – т. к. ребенок пока не может осуществить простейшие мыслительные операции.

Формируется рисование, речь. Ребенок может описать любой предмет / явление с помощью речи. Появляется символическая игра. Символизм – наличие замещающей функции: один предмет заменяет другой.

Что заменяется -Чем заменяется

человек, ребенок -(кукла)

реальный предмет, явление -слово

Замещающие действия в игре (напр., готовит салат из песка). Осваивается сама идея замещения.

Замещение – это первичная абстракция (деревяшка, завернутая в ткань – это младенец).

Развивается память, очень развито воображение.

Характерные черты этой стадии развития мышления:

Эгоцентризм – взгляд на мир только со своей позиции, неспособность различать свою собственную и другие точки зрения. Ребенок не различает субъективное и объективное (т. е. общественное знание, относительно которого мы уверены, что оно правильно).

3. Стадия конкретных операций (7-12 лет)

Мыслит и ведет себя как взрослый, но только в конкретных ситуациях. Нет высокого уровня обобщения или абстракции.

4. Стадия абстрактных операций (с 12 лет)

Появляется возможность абстрагироваться. Мышление по законам формальной логики.

Пиаже считал, что мышление развивается вместе с развитием мозга и ЦНС и что при обучении необходимо учитывать эти закономерности.

Основа теории П. Я. Гальперина - представление о генетической зависимости между внутренними интеллектуальными операциями и внешними практическими действиями. Он считал, что развитие мышления ребенка связано с предметной деятельностью, с манипулированием предметами и т. д. Перевод внешних действий во внутренние с превращением их в определенные мыслительные операции происходит не сразу, а поэтапно. Процесс формирования умственных действий, в соответствии с концепцией П. Я. Гальперина, имеет следующие этапы:

I. характеризуется формированием ориентировочной основы будущего действия. Ознакомление на практике с составом будущего действия, а также с требованиями, которым в конечном итоге оно (действие) должно соответствовать.

II. Практические освоение, которое осуществляется с использованием предметов.

III. Освоение заданного действия, но уже без опоры на реальные предметы. На данном этапе происходит перенесение действия из внешнего, наглядно-образного плана во внутренний план. Главной особенностью данного этапа является использование внешней (громкой) речи в качестве заменителя манипулирования с реальными предметами. П. Я. Гальперин считал, что перенос действия в речевой план означает прежде всего речевое выполнение определенного предметного действия, а не его озвучивание.

V. Действие выполняется полностью во внутреннем плане, с соответствующими сокращениями и преобразованиями, с последующим уходом выполнения данного действия из сферы сознания (то есть постоянного контроля над его выполнением) в сферу интеллектуальных умений и навыков.

Развитие мышления ребенка оказывает влияние не только на одновременное развитие его речи, но и обусловливает развитие других психических познавательных процессов, в том числе и развитие представления.

Мышление, как высшая психическая функция имеет четыре взаимосвязанных между собой признака:

— мыслительный акт человека является социальным понятием, что говорит об общественном характере трудовой деятельности, и для реализации мыслительного акта необходима речь;

— мышление – это процесс, который опосредован материальными орудиями трудовой деятельности, затем речью (как устной, так и письменной);

— понятие, логическое мышление является произвольным мышлением. Речь в данном случае выступает как средство, овладевая которой человек управляет сознательным образом своим мыслительным процессом и осуществляет совместную мыслительную деятельность;

— мышление, являясь высшей психической функцией, имеет системное строение. Речь выступает в качестве инструмента, с помощью речи система организуется и существует в единстве как психическое образование.

Мышление как высший психический процесс тесно связано с другими познавательными процессами, а также участвует в процессах, обеспечивающих жизнедеятельность человека. Особую значимость приобретает эта связь с логикой, практикой и личностью.

Логика и психология в тесном контакте изучают процессы мышления, но с разных сторон. Логику интересуют взаимосвязи между отдельными результатами мышления (между понятиями, суждениями и умозаключениями, но она не исследует те психические процессы, которые приводят к этим результатам. Психология же занята изучением тех внутренних психических процессов, которые приводят к результатам. Иными словами, для логики важен результат, а для психологии - сам процесс движения к этому результату, его психическое содержание и структура. Изучение мышления именно как процесса составляет принципиально важную задачу психологии. Например, решил или не решил данную задачу ученик -это результат (внешне выступающий факт). Как и почему появился этот результат, какие процессы привели к нему - это психический процесс (внутренний мыслительный процесс).

Связь мышления с практикой и личностью не столь проста и очевидна, как с логикой. Как-то Р. Декарт изрек, что мало иметь хороший ум, главное хорошо его применять. Действительно, практика является источником и критерием познания, критерием истинности мыслительной деятельности. Чтобы хорошо мыслить, надо. мыслить. А мышление появляется на основе практической деятельности человека, направленной на преобразование окружающего мира. «Быть мыслящим - это значит тонко, чутко познавать, понимать, ощущать мир и себя в этом мире. - писал В. Сухомлинский.

Б. Наполеону приписывают рассуждение о том, что любое дарование (в том числе и полководческое) есть квадрат, у которого основанием служит воля, а высотой - ум. И лишь при равенстве (сбалансированности) основания и высоты квадрат будет квадратом, а не прямоугольником или другой фигурой. Если воля заметно уступает уму, то все добрые мысли останутся нереализованными и никем не затребованными. Воля же без ума вообще опасна непредсказуемостью поведения. И лишь сбалансированный вариант способен на истинное творчество и принадлежит высокоразвитой мыслящей личности.

Любой мыслительный процесс вызван какими-то потребностями личности, мотивирован. Но иногда эти потребности принимают тенденциозную форму Тогда мышление искажает реальную действительность, идет на поводу индивидуальных аффектов и представлений. Мышление в этих случаях направляется не на поиск истины, а на удовлетворение потребности, порожденной в мире личных переживаний. У человека исчезает интерес к реальности, порождается аутистическое мышление, он опускается в пучину грез. Правда, иногда аутизм играет и позитивную роль, снимая психическую напряженность, переориентируя человека на реалистическое мышление, которое имеет целью поиск истины и здравого смысла.

Таким образом, мышление - это всегда мышление личности.

Характеристиками индивидуальных особенностей мышления являются:

Эти особенности существенно предопределяют индивидуальный стиль мышления.

1. Боднар, Александр Михайлович. Экспериментальная психология [Текст] : курс лекций : [учебное пособие для вузов] / А. М. Боднар ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2011. - 235, [1] с. : ил.

2. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология [Текст] / В. Н. Дружинин. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Питер, 2011. - 318 с. : ил.

3. Дьяченко, Е. В. Экспериментальная психология [Текст] : курс лекций / Е. В. Дьяченко, О. В. Боголюбова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, ФГАОУ ВПО "Рос. гос. проф. -пед. ун-т". - Екатеринбург : РГППУ, 2012. - 167 с.

Особенности взаимоотношений детей в семье в онтогенезе Дошкольный возраст – большой и ответственный период психического развития ребенка. По данным современных исследований известно, что на протяжении.

Проблема управления адаптационными процессами младших дошкольников в ДОУ Проблема управления адаптационными процессами (младших дошкольников в ДОУ) Данная статья посвящена проблеме управления адаптационными.

Развитие логического мышления дошкольников РАЗВИВАЕМ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ИГР Большинство родителей уверены, что гораздо важнее научить ребёнка.

Развитие мышления дошкольника СОДЕРЖАНИЕ Введение Стр. 3 1. Виды мышления Стр. 3 2. Мыслительные операции как основные механизмы мышления. Стр. 6 3. Возрастные особенности.

Развитие мышления в дошкольном возрасте Этапы развития мышления Как и в любой сфере развития личности, мышление ребенка проходит несколько стадий формирования. В психологии принято.

Стадии развития мышления характеризуют последовательность становления индивидуальной умственной деятельности (Немов, 1990). Различают четыре стадии развития мышления. Провести чёткие границы между ними достаточно трудно. В схематическом изложении они представляются следующим образом.

1. Наглядно-действенное мышление или сенсомоторное мышление — мышление в виде сложных координированных движений (сидение, стояние, ходьба, произношение звуков речи и др.), а также посредством неких простейших действий с предметами, оказавшимися в поле зрения. Такие движения и действия осуществляются в рамках исследовательской активности, с их помощью изучаются собственное тело и внешняя среда. Ребёнок может, например, дотянуться до предмета, потрогать его, схватить, зажать в руке, оттолкнуть или отбросить от себя, потрясти его, поднести ко рту и т. д. Это, по Л.С.Выготскому, доречевое мышление, поскольку оно осуществляется до включения речи в мышление у детей в возрасте до 2–2,5 лет.

Благодаря сенсомоторному мышлению развивается способность координировать разные двигательные акты и формировать сложные двигательные навыки. Такие, к примеру, как приседание, бег, прыжки, лазание, плавание, езда на велосипеде, катание на коньках и лыжах, бросание и ловля предметов и т. д. Высот своего развития сенсомоторное мышление достигает у выдающихся спортсменов и эквилибристов.

Наряду с сенсомоторным на ранней стадии развития мышления формируются и первые операции предметного мышления, то есть способность адекватно манипулировать предметами. Ребёнок научается, в частности, самостоятельно есть с помощью ложки, пить из кружки, он может щёлкать выключателем, брать в руки и класть обратно книжку, катать игрушечный автомобиль, чиркать о коробок спичкой, держать карандаш, он может пробовать достать палкой закатившуюся под диван игрушку или веником мести пол и др.

Наглядно-действенное мышление, свойственное ребёнку, при определённых обстоятельствах активируется и у взрослого человека, даже если у него развито словесно-логическое мышление. Например, когда он изучает совершенно незнакомый ему предмет. Он трогает его, поглаживает, поворачивает в разные стороны, пытается разделить на части и т. п. В историческом плане это мышление человека, пассивно приспосабливающегося к определённым условиям существования. Например, он живёт в пещере, так как строить жилище ещё не научился, или питается тем, что найдёт, поскольку не умеет делать орудия труда. Существует, вероятно, возможность регрессии мышления на сенсомоторный уровень, нечто подобное наблюдается, по-видимому, у пациентов с кататонией и мутизмом (торможением внешней и внутренней речи), при истерической астазии — абазии. Остановка развития умственной активности на сенсомоторной стадии равносильна идиотии.

2. Наглядно-образное мышление, конкретное мышление, предметное, ручное мышление (по И.П.Павлову), или, согласно Ж.Пиаже, предоперационная стадия мышления, — мышление посредством операций с наглядными образами или, точнее, в виде целесообразных действий с различными предметами. Этот вид мышления формируется у детей в возрасте от 2–2,5 до 4–5,5 лет и представляет собой, как полагают, первый этап интериоризации действий. Иными словами, действия с предметами основаны на определённых когнитивных схемах, ребёнок как бы знает назначение предметов и что с их помощью он может делать. Это уже речевое или символическое мышление, так как наглядные образы и действия с предметами имеют названия, а это начало понятия, мысли. Тем не менее ребёнок не отделяет ещё мысль об объекте и сам этот объект, для него они слиты воедино.

Возникают первые суждения о наглядных свойствах предметов, но говорить о собственно логике пока, видимо, нет оснований, свои суждения ребёнок связывает по правилам смежности и подобия. Основными принципами предметного мышления являются эгоцентризм, синкретизм и очевидность, так как умственные процессы тесно привязаны к восприятию. Ребёнок, видимо, уже осознаёт, что он умеет думать, он понимает также, что думают и другие люди, но считает при этом, что окружающие думают, как и он сам, видеть и оценивать себя со стороны он пока не может.

Наблюдения показывают, однако, что с ребёнком 3–4 лет можно потолковать не только о том, что он воспринимает в данный момент. Это значит, что он способен продуцировать не одни только наглядные, но и мысленные образы, каких у него к этому возрасту становится множество, а стало быть, и фантазировать, хотя произвольно контролировать течение своих представлений он ещё не научился. Мысленные образы возникают при этом как по ассоциации друг с другом, так и по ассоциации с наглядными образами. Увидев, например, лошадь, ребёнок вспоминает что-то другое, что ранее сочеталось с восприятием лошади, либо вспоминает о ней, наблюдая что-то связанное с нею. Его мысленные образы возникают как бы спонтанно, они сами собой всплывают из памяти в его сознании. Яркость представлений нередко достигает при этом степени эйдетизма.

Представления обладают столь отчётливыми свойствами наглядности, объективности, что дети не всегда различают свои фантазии с реальностью. Другими словами, именно на данной стадии развития мышления оно может быть и аутистическим. Именно в этом возрасте возникают интерес к сказкам, первые сновидения, фантазии, а у пациентов — и синдром патологического фантазирования. При этом преобладают фантазии в виде необычных форм игровой деятельности.

Например, он не сидит у реки, чтобы голыми руками поймать рыбу, он уже делает рыболовные снасти. Он мастерит другие несложные орудия труда, простые виды оружия, из подручного материала строит себе жилище. Великие открытия первобытного человека подняты им как бы с земли, буквально из-под его ног, так как сделаны им как бы в подражание природным процессам. Конечно, совершенно не располагая фантазией, человек не смог бы их совершить, однако в своём мышлении он в значительной степени остаётся скованным наглядными впечатлениями. Следует, вероятно, предполагать возможность задержки развития на данной стадии мышления, что может быть равносильно имбецильности, а также его регрессии на этот уровень под влиянием болезни, что наблюдается при кататонии и деменции.

В реальной умственной практике ребёнок прочно опирается на предыдущие структуры мышления и является в этом смысле прирождённым реалистом. Но в своём воображении он может иногда покидать пределы действительности и порой с трудом возвращаться обратно в реальность. Когда дошкольник видит, например, собаку, он ни секунды не сомневается в том, что она существует и в её образе ни при каких обстоятельствах не может быть представлено какое-то другое живое существо. Но, слушая сказку, он на время может вполне в это поверить, так как мысленные образы при определённых обстоятельствах может как бы отождествлять с наглядными, по ощущению реальности некоторые из них всё ещё могут быть для него идентичными восприятию. Иными словами, возникающие у больных патологические фантазии приобретают визуализированный, а по мере приближения к отрочеству — и вербальный характер, при этом в своих фантазиях пациенты могут вполне вживаться в воображаемые ими роли.

Образное мышление весьма часто может быть обнаружено у взрослых людей, у большинства из них, вероятно, именно оно и является преобладающим. Благодаря ему взрослые индивиды оказываются способными решать множество проблем. Например, могут составить более или менее ясное представление о разных объектах и явлениях, которых не наблюдали воочию. Они способны неплохо ориентироваться в явлениях и ситуациях, о которых непосредственный чувственный опыт мало что говорит. В частности, о том, что такое выборы, партии, культура, традиции, экономика, наука и мн. др.; другими словами, люди располагают уже вполне определёнными и достаточно отвлечёнными понятиями о разных вещах. Они могут сравнивать воспоминания о прошлом, делать из этого какие то выводы, накапливать осмысленный опыт. В состоянии вспоминать, к примеру, собственные переживания, мысли, чувства, желания, подвергать их анализу, сопоставлению и др. Тем самым они впервые получают широкие возможности самопознания.

Образное мышление часто выручает в ситуациях необходимости вносить серьёзные изменения в свою жизнь. Посредством воображения создавать, например, новые модели поведения с тем, чтобы выйти из затруднительного положения. В сложных ситуациях, где можно разобраться лишь с помощью словесно-логического мышления, образное мышление оказывается недостаточно эффективным и нередко, увы, оказывает плохую услугу. Например, некий социальный строй в пылу эмоций объявляется преступным, а естественные закономерности общества объясняются прихотями отдельных людей. Тут хорошо видно, как юридические понятия подменяют социологическими, а научные — бытовыми. Тем не менее образное мышление как бы готовит индивида к восприятию отвлечённых понятий и теорий, оно играет тем самым весьма существенную роль в формировании абстрактного мышления.

В историческом плане образное мышление дало человеку возможность приручать животных, развивать сельское хозяйство и промышленное производство, строить дома, писать книги и музыку, создать письменность и изобразительное искусство и в итоге создать совершенно новую, отличную от природной среду обитания. По-видимому, образное мышление стало основной опорой человеку сравнительно недавно. Так, он научился приручать животных всего 7–9 тыс. лет тому назад. Сербские археологи установили, например, что первый дом был построен 6 тыс. лет до н. э., а по другим сведениям, письменность и счёт были изобретены в 5–7-м тысячелетии до н. э.

4. Концептуальное мышление (словесно-логическое, абстрактное, теоретическое, понятийное, отвлечённое), по Ж.Пиаже, стадия формальных операций — мышление посредством логических операций с идеями и понятиями разного типа, включая общие и отвлечённые. Формируется в возрасте от 11–12 до 14–15 лет. Мыслительные операции могут на этой стадии совершаться без какой-либо конкретной опоры и с минимальным участием субъективных факторов. В логическом плане приоритет отдаётся причинно-следственным отношениям. Этот вид мышления продолжает развиваться далее на протяжении всей жизни индивида. Отвлечённое мышление не гарантирует безошибочности его результатов. Более того, вероятность ошибок ещё более возрастает в силу возможного отрыва от почвы реальности. Благодаря концептуальному мышлению человек создал науку и получил возможность целенаправленно, осознанно влиять на природную и социальную действительность. Кроме того, он сумел существенно преобразовать и предшествующие виды мышления.

По ходу развития мышления на каждой предыдущей стадии формируются основы следующей. Эти стадии не сменяются так, будто во вторник мышление было образным, а наутро в среду оно превратилось в понятийное. Указанные виды мышления, кроме того, не вытесняют друг друга, они существуют как бы бок о бок, включаясь попеременно в зависимости от характера стоящих умственных задач. Другими словами, если индивид в данной ситуации предпочитает использовать ручное или практическое мышление, это не означает, что у него не сформированы более зрелые когнитивные структуры. Следует заметить, что указанные виды мышления обладают известной самостоятельностью, независимостью друг от друга. Например, теоретическое мышление индивида может быть развито в значительно большей степени, нежели образное или практическое. Встречаются выдающиеся учёные, которые в быту кажутся совершенно беспомощными, не умеющими, к примеру, починить кран или пользоваться сотовым телефоном. Вместе с тем мышление каждой предшествующей стадии с появлением более зрелой последующей преображается и совершенствуется.

Развитие мышления у детей раннего и дошкольного возраста

Дети воспринимают мир по-особенному. В течение всего дошкольного возраста мышление ребенка стремительно развивается. Этот процесс требует целенаправленного участия взрослого, который создает для крохи возможность получения нового опыта. В этой статье мы расскажем Вам о видах мышления у детей раннего и дошкольного возраста, а также о том, что способствует его развитию. Зная, как мыслит ребенок, Вы сможете лучше понимать его и сделать общение с малышом еще приятнее и продуктивнее.

Этапы развития мышления у детей

Психологи выделяют три вида мышления, характерные для детского возраста:

Наглядно-действенное мышление свойственно детям раннего возраста. Малыши 1,5-2 лет мыслят с помощью действий над предметами. Им нравится бросать игрушки, просовывать предметы в отверстия, разбирать что-то, ломать, нажимать на кнопки и так далее. Таким образом дети накапливают опыт и устанавливают первые причинно-следственные связи (например, если мяч сильно бросить, то он далеко укатится). Для развития этого типа мышления хорошо подойдут игры с сортерами, занятия лепкой, а также игры с различными материалами (песком, водой, крупами).

Одна из главных задач родителей на данном этапе развития мышления – не препятствовать малышу в исследовании мира, создав для этого безопасную среду дома.

Этапы развития мышления у детей

С усвоением речи в младшем дошкольном возрасте (3-4 года) формируется наглядно-образное мышление. Благодаря образам, сохранившимся в память, ребенку уже не требуется совершать реальные действия с предметами. На развитие этого типа мышления особенно влияют такие виды деятельности, как рисование и конструирование.

Словесно-логическое мышление начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте на основе образного мышления. К 5-7 годам дети уже могут рассуждать и оперировать некоторыми абстрактными понятиями (например, время, мораль, искусство и т.д.). Признаками логического мышления является умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, сравнивать и классифицировать.

Мыслительная деятельность человека состоит из мыслительных операций. Способность их использовать и есть показать развития мышления дошкольника.

Мыслительная операция

Сущность

Пример

Умение находить общее в различном и различное в похожем.

Что общего у клюквы и лимона? – Они кислые.

Чем отличаются мандарин и апельсин? – Размером.

Объединение ряда предметов по общим существенным признакам.

Что такое чашка, тарелка, сковородка, кастрюля? – Это посуда.

Выделение свойств или частей предметов и явления.

Из каких частей состоит растение? – Корни, стебель, листья, цветок.

Объединение частей или свойств предмета в одно целое.

Если у ребенка гармонично развиваются как образный, так и логический тип мышления, ему проще решать разнообразные задачи.

Игры и упражнения для развития образного и логического мышления

Игры и упражнения для развития образного и логического мышления

Чтобы малышу было интересно и весело, постарайтесь каждый раз знакомить ребенка с новыми играми и упражнениями.

О других полезных играх и упражнениях смотрите на видео:

Также для развития мышления дошкольников подходят настольные игры (шашки, шахматы, игры-стратегии), лабиринты и головоломки. Такие игры позволяют малышам научиться принимать решения, продумывать ходы, оценивать возможные риски. Ролевые игры, общение со сверстниками, чтение и обсуждение книг также отлично развивают творческое мышление.

Выводы

Дошкольное детство – это период в жизни человека, во время которого он приобретает основные знания, умения и навыки, формируется его личности и интеллект. Среди важнейших психических новообразований можно выделить мышление. Именно с его помощью ребенок познает себя и мир вокруг. Для детей раннего возраста свойственен наглядно-действенный тип мышления, в младшем дошкольном возрасте формируется наглядно-образный тип, а в старшем дошкольном возрасте ребенку открывается словесно-логический тип мышления (хотя ведущим по-прежнему остается образное мышление). Развитие мышления малыша зависит от опыта, поэтому очень важно предоставлять ребенку возможность как можно шире увидеть мир, а также тренировать его мыслительные способности. Занятия по развитию мышления могут быть интересными и увлекательными, если проводить их в игровой форме. Выбирайте упражнения, которые нравятся и Вам, ведь когда и взрослый и ребенок получают удовольствие от процесса, результат будет гораздо лучше.

Выводы

Заключение

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.

Ученые, которые занимались проблемой мышления: Л.С. Выготский, Б.Д. Эльконин, П.Я. Гальперин, Ж. Пиаже, Б.М. Теплов, З. И. Калмыкова и др.

Далее рассмотрим понятие мышления, а также специфику его развития в онтогенезе.

Понятие

Мышление - это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного (ориентировочно-исследовательского) характера.

Особенности развития мышления в онтогенезе

Рассмотрим весь путь развития мышления у ребенка: от наглядно-действенного до абстрактного (словесно-логического). Общая схема данного процесса представлена на рисунке 2.

    Ранний возраст (1-3 года). Этому возрасту присуще наглядно-действенное мышление. Данный вид мышления детерминирует и деятельность ребенка. Как известно, в этом возрасте ведущей деятельностью является предметно-манипулятивная.

Данное мышление наиболее тесно связано с практикой, так как решение различных задач здесь осуществляется путем реального преобразования заданной ситуации. Это можно наблюдать, например, в игре детей возраста 1-3 года, когда они еще не могут представить действия с предметом, поэтому им нужно ощущать его тактильно и реально оперировать им.

Для развития мышления в данном возрасте полезно использовать модель П. Я. Гальперина (теория поэтапного формирования умственных действий). Схема представлена на рисунке 1.

Согласно этой концепции выделяется 6 этапов формирования умственных действий:

  • первичное ознакомление ребенка с материалом, формирование учебной мотивации;
  • составление схемы ориентировочной основы действия;
  • выполнение действий с реальными предметами;
  • формирования действия как внешнеречевого;
  • формирование конкретного действия, которое сопровождается внутренним проговариванием;
  • полноценное выполнение действия во внутреннем умственном плане.

Поэтапное формирование умственных действий по П. Я. Гальперину

Выделяется основные три формы абстрактного мышления:

  • понятие (предмет или группа предметов отражается в качестве одного или нескольких признаков);
  • суждение;
  • умозаключение.

Особенности развития мышления в онтогенезе

Развитие мышления согласно теории Ж. Пиаже

Основные механизмы мыслительной деятельности:

  1. ассимиляция (включение новой проблемной ситуации в состав тех, с которыми ребенок справлялся; включение происходит без изменения наличных схем);
  2. аккомодация ( изменение схем действий и приспособление к окружающему миру).

Таким образом, по Ж. Пиаже, психическое развитие – это единство ассимиляции и аккомодации.

Читайте также: