Есть женщины в русских селеньях анализ стихотворения кратко

Обновлено: 05.07.2024

Основная мысль произведения – это поведать о красоте русской крестьянки, продемонстрировать её читателям, заставить ценить такие прекрасные качества, значимые писателю.

Главная героиня и объект восторга поэта – женщина - крестьянка. Описывая её в деталях, он восхищается её красотой, добротой, трудолюбием и силой духа:

Красавица, миру на диво,

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Ко всякой работе ловка.

В произведении не наблюдается ни намёка на насмешку поэта. В своей героине, Некрасова очаровывает абсолютно всё. Даже грязь условий, где она обязана жить, никак не губит для него столь прекрасную картину.

Рифма перекрёстная, размер трёхстопный амфибрахий.

Мне понравилось данное стихотворение, потому что автор наполнил абсолютно все строчки своего произведения любовью к русской женщине, восхищением её красотой, стойкостью и добротой. Некрасов знает о жизни русского народа и видел все тяготы их жизни, но в этом стихотворении поэт не страдает вместе с главной героиней, а наоборот восхищается этой женщиной, не только внешними качествами, но и сильным характером.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

История написания

Большая часть творчества Николая Алексеевича Некрасова (1821-1877) посвящена русскому народу. Немного осталось областей жизни простого крестьянина, которые поэт не осветил бы в своих произведениях. В своем творчестве Николай Алексеевич пишет о тяжкой доле русской женщины и беззащитности крепостных крестьянок.

Крепостное право на Руси создавало предпосылки для безнаказанности господ, и немало было тех, кто беззастенчиво пользовался этим. К таковым относился и отец Некрасова. Это был деспотичный человек, который не считался ни с кем и делал все, что хотел, пользуясь бесправностью крепостных. Он был жесток по отношению к своим крепостным, а также плохо относился к матери поэта.

Николай Алексеевич восхищался своей матерью – голубоглазой, светловолосой образованной и чуткой красавицей, которой приходилось переносить унижения от мужа. Мать поэта безропотно переносила все, сохранив доброе сердце. Именно с нее поэт писал поэтический портрет русских женщин.

Тема стихотворения

Она высокая, прекрасно сложена, густые и красивые волосы прячет под платком. Ее красивое тело прячется под закрытой одеждой. Физическая сила ее соседствует с кротким духом и способностью жертвовать всем ради любимых; женственность совмещается с волей и решительностью. Она не позволяет себе слабости, но жалеет слабого. Она совмещает редкую улыбку с умением создавать уют и даже в нищете оставаться царицей.

Женщина в стихе Некрасова уверена, в необходимости и целительности труда, но количество работы, выпавшее на ее долю слишком велико. Эта женщина творит порядок и гармонию вокруг себя, но вынуждена жить в нищете, которую она словно не замечает.

Наблюдение за тем, что оба супруга из-за бесправия крестьян и тяжких налогов не могли вытащить семью из нищеты даже тяжелым ежедневным трудом, добавляет трагичности описанию русской женщины.

Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая — быть матерью сына раба,
А третья — до гроба рабу покоряться…

Поэт уверен, что величие русского человека – в сострадании к окружающим даже в то время, когда сами они находятся в нужде.

Композиция

Дальнейшие три строфы описывают крестьянку в работе, когда шутник-парень подкидывает ее косы, и они падают на плечи женщины, обнажив ее густые волосы. Женщина не радуется обнажению красоты – она сердится на парня, который показал ее миру.

Дальше поэт вновь переходит к описанию улыбки крестьянки, белизны зубов, словно не может отвести восхищенного взгляда от ее лица. И все же упоминает, что улыбается она редко, словно и здесь скрывает это чудо от постороннего взгляда, оставляя ее только своему мужу.

Следующая строка рассказывает нам, что эта женщина не жалеет нищего, который не желает работать и живет от подаяния, но жалеет умершую труженицу-монахиню, которую видит раньше, посещая монастырь. Она труженица и внутренняя строгость – ее печать.

Героиня-крестьянка уверена, что спасение ее семьи и всех людей в труде и она видит результат своего труда – ее семья не перебивается с хлеба на квас, а имеет пищу и теплый дом. Несмотря на тяжелую долю героиня стихотворения довольна жизнью и распространяет это довольство вокруг.

Главный герой произведения

Главный герой и объект восхищения автора – женщина-крестьянка. Описывая ее в подробностях, он любуется ее красотой и строгостью, ее трудом и характером. Поэт, словно перебирает жемчужинки, описывая ее внешность, поведение, взгляды, и то во что она верит.

В стихе не прослеживается ни намека на иронию автора или несогласие с ценностями и характером его героини. В этой крестьянке поэта восхищает все. Даже грязь убогой обстановки, в которой она вынуждена жить не портит для него картину. Она трудолюбива, верная жена, хорошая хозяйка, добрая мать.

Ее физическая сила и решительность в играх и опасностях не отталкивает возвышенных чувств Некрасова. Поэт не считает, что женщина должна быть слабой и нерешительной. Женственность крестьянки не ставится под сомнение из-за необходимости много работать и оставаться сильной в трудностях.

Для автора достаточно того, что его героиня добра и открыта для сострадания. Он не поддерживает сентиментальность и не осуждает крестьянку за то, что она не жалеет нищего, который не желает работать.

Есть женщины в русских селеньях

Она горда своими детьми и плодами своих рук, религиозна и скромна. В описании ее похода на службу сквозит довольство результатом ее жизни. Она не склонна жаловаться, вкладывая в труд максимум усилий, получая от жизни едва ли прожиточный минимум.

Несправедливость того, что видит в своей судьбе женщина остается за рамками стиха – она таится в жадности тех, кто взял на себя управление жизнью крестьян. Власть, давящая народ непосильными налогами и оброками отнимает то, что могло по праву принадлежать этой женщине и ее семье.

Второстепенные герои

Второстепенным героем в этом стихе выступает парень-шутник, который подбросил косы крестьянки. И то, он едва упоминается в стихе.

Весь стих – это песнь восхваления женщины-крестьянки и только к ней прикован взгляд автора.

Главная идея стиха

Основная мысль и идея произведения Некрасова – рассказать о красоте русской крестьянки, показать ее читателям, заставить оценить те качества в ней, который важны поэту.

Но этот стих словно вырывается из тьмы безысходности и горя. Он описывает победу над тяготами жизни, красоту, скрываемую женщиной для ее возлюбленного мужа.

Поэт, словно тот шутник-парень, подбросивший косы женщины вверх и заставивший их выпасть из-под платка, открывает читателям чистую прелесть, которая скрывается крестьянкой от посторонних глаз.

Есть женщины в русских селеньях

Он пытается показать красоту в естественности и в труде. Некрасов рисует картину прекрасной натуральности, без искусственных и выдуманных ценностей.

Для него нега и праздность не кажутся красивыми, потому что такая красота обязательно будет паразитировать на чьем-то труде. Если один отдыхает и нежится, значит кому-то приходится работать за двоих. Поэтому автор жалеет только о том, что эта женщина не получает сама результатов своего труда. Он не говорит, что было бы хорошо увидеть ее в праздности. Да и сама героиня не любит ее, но прекрасно умеет отдыхать и веселиться.

Рифма в стихотворении перекрестная:

По будням не любит безделья
Зато вам ее не узнать,
Как сгонит улыбка веселья
С лица трудовую печать

Можно составить синквейн (пять строк стихотворения, в котором автор выражает свое отношение к чему-либо) по слову женщина на основании предложенного стихотворения Некрасова:

  • 1 строка – Ключевое слово – женщина
  • 2 строка – терпеливая, гордая – характеристика ключевого слова – два прилагательных.
  • 3 строка – осветит, спасет, не сробеет – три глагола, описывающих ключевое понятие
  • 4 строка – посмотрит – рублем подарит – автор выражает свое отношение к ключевому слову (короткое выражение)
  • 5 строка – гордость – существительное, посредством которого автор выражает свое отношение к ключевому слову.

Средства выразительности

Каждая строчка стихотворения наполнена любовью к русской трудолюбивой женщине, восхищением ее красотой, стойкостью и добротой.

Поэт не понаслышке знает жизнь русского народа и видел все тяготы их существования и все же в этом стихе он не страдает вместе с русской крестьянкой, не сочувствует ей. Поэт восхищается этой женщиной, восторгается не только внешними качествами, но и внутренней силой, ее характером.

Особенности стиха

Эта женщина – созидатель, творец и помощница, соратник в тяжелой борьбе. Она не наблюдатель, а активная помощница. Именно такой женщиной восхищается Некрасов.

В то время, когда его современники – поэты воспевали томную красавицу, страдающую от безделья во дворце, которая не могла быть поддержкой, а только лишь украшением ее мужа, Николай Алексеевич воспел другую красоту, которая ускользала от взгляда его современников.

Есть женщины в русских селеньях

Эта женщина побеждает свою нелегкую долю, остается доброй и отзывчивой, способной радоваться с радующимися и плакать с плачущими.

Анализ стихотворения “Есть женщины в русских селеньях” Некрасова 2 вариант

Некрасов в собственных стихотворениях любит обращаться к образам женщины. В собственных поэмах и стихотворениях Некрасов показывал положительные характеры русских женщин. Например, в одной поэме “Мороз, Красный нос” восхищается крестьянкой Дашей в отрывке “Есть женщины в русских селеньях”. Николай Алексеевич Некрасов — русский поэт и писатель.

Некрасов показывает в стихотворении тяжелую жизнь с сочувствием к сельской женщины, также описывает страдания и моральное унижение. Когда умер муж Дарьи, забота о семье, воспитание детей и труд в поле остались на женщине. Образ женщины крестьянки, чистой сердцем, светлой умом, сильной духом. Героиня при такой тяжкой жизни не теряет веру и остается душевной. Автор считает что такая женщина, как Дарья перенесет голод и холод. Автор описывает женщину как трудолюбивую, положительную хозяйку и опора на которой держится семья. При таких тяжелых испытаниях Дарья находит силы для веселья и смеха.

Главной чертой характера Дарьи поэт называет сострадательную любовь, в испытаниях трудной жизни женщина думает о других и не зацикливается на собственных проблемах. В Стихотворении чувствуется боль и страдания женщины, остальные тяготы, которые Дарье пришлось перенести. Поэт подчеркнул, что несмотря на такую судьбу, Дарья осталась привлекательной внешне и внутренне, соединила мужество с главными нравственными качествами. Мечтает о свадьбе сына и думает не о собственном счастье, а о счастье любимого Прокла, обращается к умершему мужу, радуется радостью мужа.

Некрасов относится с сопереживанием к таким женским судьбам, каждое четверостишие пропитано теплом. В поэзии автора нашла собственное отражение эпоха общественного развития. Поэт сблизил поэзию с народом, и внес в литературу новые темы и образы, произведения, остаются на болеющими и в наше время.

Отзывы

В. Г. Авсеенко

“Между современными русскими поэтами г. Некрасов занимает привилегированное положение.

С. Т. Герц-Виноградский

“Не знаю, кто насвистал г. Некрасову… такие вещи, как “У парадного подъезда”, “Песня Еремушки”… “На Волге”, “Мороз – красный нос”, “Русские женщины” и много других… Конечно, в этих произведениях вы нее найдете того, что находил Белинский у Пушкина, вы не найдете ни античной пластики, ни удивительного акустического богатства, ни сладостной неги, ни ропота волны… но вы найдете в них то нечто, что будит и шевелит вашу мысль, что цивилизует ваши инстинкты, что воспитывает в вас социального человека, что подвигает вас к извековечным идеалам…”

(С. Т. Герц-Виноградский, “Очерки современной журналистики”, “Одесский вестник”, 1873 г., №196)

Ф. М. Достоевский


Особенностью русского женского характера поэт называет сострадательную любовь, даже находясь в крайне трудном положении, человек менее всего думает о себе, о своем личном горе.

Некрасов одновременно и восхищается, и переполнен сопереживания к их нелегким судьбам. Большой нежностью и теплом пропитано каждое четверостишие. И возмущается по поводу их бесправного существования, их горькой судьбы. По мнения автора, русская женщина достойна счастливой и беззаботной жизни.

Для создания более яркого портрета Некрасов применяет в стихотворении:

И нельзя не выделить закрепившийся типичный образ русской женщины-крестьянки:

Поэт в каждой строчке описал настоящую, правдивую судьбу русской крестьянки. Он глубоко прочувствовал ее боль и страдания, все тяготы, которые ей пришлось перенести. И подчеркнул, что несмотря на все это, она осталась красивой внешне и внутренне, смогла сочетать мужество с высокими нравственными качествами.




В современной языковой традиции используется для обозначения сильной, здоровой, исключительно русской женщины с богатырским характером и подчас телосложением, обычно действующей без какого-либо мужчины-помощника.

Текст

Восприятие

В Некрасове есть и горящие избы, и сильные женщины


Здесь жить хорошо…
Попасть просто так в Некрасов не получится — въезд даже для граждан Беларуси по паспортам. Совсем недалеко Украина, потому перед деревней, с которой начинается пограничная зона, пост и шлагбаум. Поднимется он только после проверки документов. Но первоначальная строгость сразу сменяется радушием: в ногах тут же запутываются невесть откуда взявшиеся игривые щенки, а на улицах местные здороваются, будто сто лет с тобой знакомы.



Попасть в поселок можно только по паспорту.

63-летний Виктор Попосемов родом отсюда. После школы переехал в Гомель, всю жизнь проработал строителем. Но от родительского дома не отказался, приспособив его под дачу:

— О малой родине, как сказал Президент, не забываем!

Места здесь чудесные, уверяет Виктор Михайлович:

— Здесь жить хорошо… 20 минут пешком до речки. Грибов в лесу море! Насушиваем по огромному мешку — белые, подосиновики, маслята, лисички, сыроежки. Ягод за заход по два литра берем. Сок березовый будете, кисленький? Я сейчас принесу!

Стихийный медпункт

Пока радушный хозяин бегает за угощением, его невестка Ольга Трофимовна резюмирует:

— В общем, мы тут не лодыри!

Ольга Трофимовна усмехается:

— Коня не останавливали, но сильные!



Дачники Ольга и Виктор Попосемовы.

Однако некрасовские женщины и мужчины, несмотря на силу и трудолюбие, тут же оккупируют заведующую Шарпиловским ФАПом Елену Кононенко: есть тонометр, отчего бы и не провериться. Медик неодобрительно качает головой — у многих давление повышено. Неудивительно: весной работы на участках хватает, физические нагрузки еще те. Но некрасовцы на высокие цифры машут рукой. Елена дотошно выспрашивает у старожила Алексея Заико, пьет ли он все прописанные таблетки. Алексей Ефремович отмахивается:

— Так их столько. Наркоманом сделаете!

— Не сделаем, а за здоровьем надо следить!

— Так тут кладбище недалеко,

— вызывает общий хохот любитель черного юмора.

— У меня уже план в этом году выполнен, умирать запрещено!

— строго парирует заведующая ФАПом.



Вокруг заведующей ФАПом образуется стихийный пункт измерения давления.

Только об истории поселка Алексей Ефремович знает немного. Появились дома здесь в начале 1920-х годов, люди переселялись из соседних деревень.

— Отец мой так сюда и пришел из Шарпиловки — давали землю.

Интереснее всего обстоит вопрос с названием. До 1938 года гордый Некрасов носил менее презентабельное имя — Грязючка. Старожилы вспоминают рассказы родителей: вокруг домов после дождей такая распутица была, что телегу не вытянешь. Получил ли поселок наименование именно в честь великого поэта, доподлинно неизвестно. У Алексея Ефремовича есть своя трактовка событий:

— Грязючка — название хоть и верное, но не соответствующее социализму, идеологически неправильное. Надо было как-то переиначить. Грязное — оно значит некрасивое, вот отсюда и Некрасов. А может, и правда в честь писателя.

— Ну, это слышал.

Есть кому в горящую избу войти

Старожил Олимпиада Щербакова внешне некрасовскую женщину не напоминает вовсе. За миниатюрной хрупкой 79-летней пенсионеркой даже соцработник закреплен. Ирина Лыженкова и сейчас проведывает свою подопечную, хотя считает ее вполне самостоятельным человеком:

— Привожу газеты, лекарства, продукты. А так она все сама!

Сама следит за порядком в большом доме, держит кур, работает на 25 сотках огорода. Часто приезжают дети, внуки, правнуки. С удовольствием играет вместе с малышами, а весной выставляет сделанные родней из подручных средств малые архитектурные формы — машинки, куклы, свинки, чайнички. Так красиво получается, что проезжающие мимо выходят из машин фотографироваться. Разводит цветы, да в таком количестве, что активно предлагает несколько вазонов всем гостям. К автолавке два раза в неделю с удовольствием прогуливается сама:

Некрасова не читала, но, кажется, обманчивая хрупкость не помешает остановить коня на скаку. К труду Олимпиада Сергеевна приучена с детства, да и 32 года проработала дояркой на ферме, а после наводила порядок в расположенном за рекой санатории. Это сейчас перебраться на другой берег можно на пароме, а тогда обходились только лодками.

Вот и сейчас сильная женщина с трудом соглашается измерить давление и тут же заставляет всех поволноваться: цифры зашкаливают за 200. Сама Олимпиада Сергеевна пожимает плечами — хлопотала по хозяйству, все в порядке, но заведующая ФАПом уже достает лекарства.

Председатель сельсовета Дмитрий Ершов, глядя на активную пенсионерку, уверенно заявляет:

— У нас тут вообще край бодрых долгожителей. Смотрите сами: природа шикарная, работа на земле закаляет, да и люди веселые. Прожить по 80—90 лет и оставаться активными — для местных привычное дело.

Истоки словосочетания

оригиналподстрочник
ardentesque intrare casas peditemque volantis sistere quadriiugos.входить в горящие хижины, и пешим останавливать летящие четвёрки коней.



Напомним, что прежде чем стать великим воином, Ахилл был спрятан своею матерью у Ликомеда, царя острова Скироса, где он в женских одеждах жил между царскими дочерьми. Одиссей, которому требовалось рекрутировать героя для Троянской войны, чтобы выяснить, кто из этих прекрасных дев — Ахилл, притворился купцом. Он разложил перед девушками женские украшения и, примешав к ним оружие, приказал неожиданно поднять боевой клич и шум. Переодетый в женскую одежду Ахилл оказался единственным, кто схватился за оружие (в отличие от разбежавшихся в ужасе дев), и таким образом был разоблачён.

Литературные аналогии[ | ]

оригиналподстрочник
ardentesque intrare casas peditemque volantis sistere quadriiugos.входить в горящие хижины и пешим останавливать летящие четвёрки коней.

Примечания

Отрывок, характеризующий Некрасовская женщина

– Видно плетью обуха не пег’ешибешь, – сказал он, отходя от окна и подавая Ростову большой конверт. – Это была просьба на имя государя, составленная аудитором, в которой Денисов, ничего не упоминая о винах провиантского ведомства, просил только о помиловании. – Передай, видно… – Он не договорил и улыбнулся болезненно фальшивой улыбкой. Вернувшись в полк и передав командиру, в каком положении находилось дело Денисова, Ростов с письмом к государю поехал в Тильзит. 13 го июня, французский и русский императоры съехались в Тильзите. Борис Друбецкой просил важное лицо, при котором он состоял, о том, чтобы быть причислену к свите, назначенной состоять в Тильзите. – Je voudrais voir le grand homme, [Я желал бы видеть великого человека,] – сказал он, говоря про Наполеона, которого он до сих пор всегда, как и все, называл Буонапарте. – Vous parlez de Buonaparte? [Вы говорите про Буонапарта?] – сказал ему улыбаясь генерал. Борис вопросительно посмотрел на своего генерала и тотчас же понял, что это было шуточное испытание. – Mon prince, je parle de l’empereur Napoleon, [Князь, я говорю об императоре Наполеоне,] – отвечал он. Генерал с улыбкой потрепал его по плечу. – Ты далеко пойдешь, – сказал он ему и взял с собою. Борис в числе немногих был на Немане в день свидания императоров; он видел плоты с вензелями, проезд Наполеона по тому берегу мимо французской гвардии, видел задумчивое лицо императора Александра, в то время как он молча сидел в корчме на берегу Немана, ожидая прибытия Наполеона; видел, как оба императора сели в лодки и как Наполеон, приставши прежде к плоту, быстрыми шагами пошел вперед и, встречая Александра, подал ему руку, и как оба скрылись в павильоне. Со времени своего вступления в высшие миры, Борис сделал себе привычку внимательно наблюдать то, что происходило вокруг него и записывать. Во время свидания в Тильзите он расспрашивал об именах тех лиц, которые приехали с Наполеоном, о мундирах, которые были на них надеты, и внимательно прислушивался к словам, которые были сказаны важными лицами. В то самое время, как императоры вошли в павильон, он посмотрел на часы и не забыл посмотреть опять в то время, когда Александр вышел из павильона. Свидание продолжалось час и пятьдесят три минуты: он так и записал это в тот вечер в числе других фактов, которые, он полагал, имели историческое значение. Так как свита императора была очень небольшая, то для человека, дорожащего успехом по службе, находиться в Тильзите во время свидания императоров было делом очень важным, и Борис, попав в Тильзит, чувствовал, что с этого времени положение его совершенно утвердилось. Его не только знали, но к нему пригляделись и привыкли. Два раза он исполнял поручения к самому государю, так что государь знал его в лицо, и все приближенные не только не дичились его, как прежде, считая за новое лицо, но удивились бы, ежели бы его не было. Борис жил с другим адъютантом, польским графом Жилинским. Жилинский, воспитанный в Париже поляк, был богат, страстно любил французов, и почти каждый день во время пребывания в Тильзите, к Жилинскому и Борису собирались на обеды и завтраки французские офицеры из гвардии и главного французского штаба. 24 го июня вечером, граф Жилинский, сожитель Бориса, устроил для своих знакомых французов ужин. На ужине этом был почетный гость, один адъютант Наполеона, несколько офицеров французской гвардии и молодой мальчик старой аристократической французской фамилии, паж Наполеона. В этот самый день Ростов, пользуясь темнотой, чтобы не быть узнанным, в статском платье, приехал в Тильзит и вошел в квартиру Жилинского и Бориса. В Ростове, также как и во всей армии, из которой он приехал, еще далеко не совершился в отношении Наполеона и французов, из врагов сделавшихся друзьями, тот переворот, который произошел в главной квартире и в Борисе. Все еще продолжали в армии испытывать прежнее смешанное чувство злобы, презрения и страха к Бонапарте и французам. Еще недавно Ростов, разговаривая с Платовским казачьим офицером, спорил о том, что ежели бы Наполеон был взят в плен, с ним обратились бы не как с государем, а как с преступником. Еще недавно на дороге, встретившись с французским раненым полковником, Ростов разгорячился, доказывая ему, что не может быть мира между законным государем и преступником Бонапарте. Поэтому Ростова странно поразил в квартире Бориса вид французских офицеров в тех самых мундирах, на которые он привык совсем иначе смотреть из фланкерской цепи. Как только он увидал высунувшегося из двери французского офицера, это чувство войны, враждебности, которое он всегда испытывал при виде неприятеля, вдруг обхватило его. Он остановился на пороге и по русски спросил, тут ли живет Друбецкой. Борис, заслышав чужой голос в передней, вышел к нему навстречу. Лицо его в первую минуту, когда он узнал Ростова, выразило досаду. – Ах это ты, очень рад, очень рад тебя видеть, – сказал он однако, улыбаясь и подвигаясь к нему. Но Ростов заметил первое его движение.

На них и сегодня держится всё: дом, семья, дети, работа. И само государство

Недавно побывал я у своих старых знакомых Серегиных из села Ивановского. Раньше рассказывал о них в газете: о том, как Наталья разводит перепелок, фазанов и даже павлинов, о том, как ее муж, Виктор, зарабатывает ремонтом бытовой техники, как освоил древнее гончарное ремесло, а потом и литье фарфора.
Замечательная работящая семья. Виктор на редкость талантливый мастеровой человек. Наталья вроде как на вторых ролях в семье, хотя помогает мужу во всем, в том числе и в гончарном деле. Ведет она себя скромно, что называется, не высовывается, как это издавна было принято в крестьянских семьях.

Но если глубже посмотреть на ситуацию, то на ней ведь держится семья, дом. Она тот самый фундамент, который не виден, скрывается под землей, но без него не будет крепкого дома, ничего не будет.

Всегда терпелива, ровна

Но стоит эти стихи прочитать полностью, чтобы понять: меняется одежда, быт, техника вокруг нас, то есть декорации, а облик русской женщины за полтора минувших века в его глубинной сути, слава Богу, неизменен.

Все так же на ней держится семья, она все так же успевает и работать, не покладая рук, и быть красивой, ухоженной. Может, в городе это и не так заметно, размыто, хотя на самом деле и там наши красавицы тянут на себе воз семейно-бытовых проблем. А в сельской местности все, как по Некрасову.

Всегда у них теплая хата,

Хлеб выпечен, вкусен квасок,

Здоровы и сыты ребята,

На праздник есть лишний кусок.

Так и в доме Серегиных. Ощущение уюта и достатка меня просто обволакивает, когда заезжаю к ним в гости.

У Виктора достаточно серьезная хроническая болезнь — диабет, но держит он себя как обычный здоровый мужик. Думаю, во многом от того, что за ним стоит Наталья, которая вовремя о лекарстве напомнит и о диете, да и просто дает ощущение крепкого тыла, с которым и никакие болячки не страшны.

И все это она делает как-то мягко, вроде как и не командуя. Понятное дело — муж в семье голова. Но, в конце концов, свою линию она ведет твердо. А мужу ничего не остается, как принять ее, тем более, что для своего же блага.

Ко всякой работе ловка

О Наталье я узнал от одного хуторянина, который разводил уникальную домашнюю птицу, скрещивая разные породы. Были у него и павлины на дворе. Их-то он и купил у Серегиной.

Когда я приехал в Ивановку, то павлинов уже не застал, но были фазаны и огромное количество перепелок. Перепела составляли основу Натальиного бизнеса.

— Устаю страшно. С пяти утра вожусь с ними. Ты ж посмотри, какая их пропасть, — сразу стала обращаться ко мне на ты, — все клетки Витя делает, он у меня рукастый. Сам поилки придумал, как сделать, чтоб лишнего не пили. Видишь, чисто в клетках, он придумал систему удаления помета. Это, знаешь, как важно, чтоб чисто было, чтоб птица аммиаком не дышала.

Помет сначала Серегины использовали как удобрение, а потом пошли дальше. Завели себе червей породы старатель, которые стали перерабатывать птичьи экскременты в ценнейший биогумус. Это, кстати, стало и дополнительным доходом для семьи. Опять же, Витя — двигатель прогресса, Наталья — толковый исполнитель задуманного.

Даже тушки перепелок научились очищать от перьев механически. Есть, правда, заводские приспособления для этого. Но это же дорого! Виктор приспособил старые стиральные машины, которые справляются с задачей не хуже заводских. Даже один знаменитый в крае руководитель хозяйства мне потом звонил, спрашивал, нельзя ли купить у Серегина такую машинку.

А потом поменялась экономическая ситуация, наступил тот самый кризис, который подкосил многие семьи. Упал спрос на перепелок, благодаря которым Серегины построили дом своим детям. Кстати, пока у детей не было своего угла, внуки часто жили у дедушки с бабушкой. И с этой ролью Наталья справлялась прекрасно. Бывало, звоню, а в ответ еле слышный голос.

— Ты извини, внуки спят.

Но когда я видел этих самых внуков, то не сказал бы, что бабушка потакала всем их прихотям. Надо и прикрикнет. Должны знать свое место.

Ушли павлины, фазаны, перепела. Чем тогда жить?

Приезжаю снова в гости. А двор Серегиных заставлен горшками, плошками, кувшинами. Витя на круге основу делает, а лощит изделия и расписывает Наталья. Опять тандем семейный!

Потом стали даже из фарфора посуду делать. Сначала неказистая была, а потом — хоть на выставку.

В ней ясно и крепко сознанье

Со временем узнал, что Наталья активная прихожанка местного храма. Она не просто регулярно посещает храм, но и участвует в жизни прихода. То она с детьми украшения на Рождество мастерит, то яички на Пасху красит. К большим праздникам Наташа готовит обеды для паствы. А готовит она замечательно!

И как она все успевает! Дома ведь еще огород и сад имеются.

— Сейчас жарко. Я в пять утра встаю, пока солнце не припекло. К десяти управляюсь, и так почти каждый день, — рассказывает она мне о своем распорядке дня.

Сад и огород у Наташи ухоженные, не в каждом сельском дворе такой порядок. У нее хоть помидоры, хоть огурцы – все не тяп-ляп, а с умом, с чувством, с толком, с расстановкой посажено. Урожай дают отменный. Виноград тоже, как сливы, крупный. На одном дереве по три-четыре разных сортов яблок и груш привито. Ну, не умеет она плохо ничего делать!

— Сейчас у меня целый консервный завод дома. Закруток каких только нет!

— Наверное, остается половина на следующий год?

— Куда там! Родне раздаю. В Питер, например, Витиному брату транспортными компаниями отсылаем. Они, горожане, ничего не смыслят в хороших продуктах. Я им на каждой банке этикетку клею, расписываю, что это и как его есть. Послала, например, молотое сало с черемшой. Они думали — варенье, хотели чай с этим пить. Пришлось растолковать по телефону. У меня хохлячьи корни есть, не могу поэтому, чтоб хоть что-то пропадало. Если яблоки, груши осыпаются, я их режу и сушу потом. Уже несколько мешков заготовлено. Узвар потом какой получается!

А недавно открылась она мне с неожиданной стороны. Оказывается, много лет искала своего пропавшего без вести во время войны деда. Того самого, от которого хохлячьи корни. И нашла!

Куда только не писала, в какие архивы не обращалась! Мощная нравственная энергия этой женщины передавалась и тем людям, с которыми общалась она. И ей помогали. Нашлись поисковики в Карелии, которые и отыскали следы деда. Возможно, даже и его могилка найдена.

— Мне легче стало. А то все время ощущение какой-то вины перед ним, что в молодости мало слушала рассказы бабушки, не интересовалась своими корнями. А человеку важно знать свои корни, чтить предков. Это как фундамент для дома.

Читайте также: