Есть ли смысл жизни у вернувшегося из франции пьера кратко

Обновлено: 16.05.2024

Чтобы достигнуть истины, надо одно:

искать ее постоянным, неперерастающим

духовным усилием…

Л.Н. Толстой.

В русской классической литературе Лев Николаевич Толстой является едва ли не самым ярким и интересным писателем. Все его произведения проникнуты любовью к людям. Родине, своему народу. С явной симпатией и гордостью за свой народ рассказывает нам автор о его горячем патриотизме и беззаветной преданности родной земле. Все его герои по-своему яркие и неординарные личности. Но наиболее близкими и дорогими для Толстого героями становятся лишь те, кто находятся в постоянном нравственном поиске, их жизнь – это проблема выбора между добром и злом, решение извечного вопроса о смысле жизни. Лучшими из таких людей являются, безусловно, Андрей Болконский и Пьер Безухов. Это люди с беспокойной душой и гордым сердцем, они находятся в постоянном движении, в сомнениях и поисках, в непрерывном внутреннем развитии. Желая изобразить становление личности, великий художник ставит своих героев в нелегкие жизненные ситуации, позволяющие показать всю многогранность и неоднозначность их натур.

Жизнь Пьера Безухова — это путь открытий и разочарований, путь кризисный и во многом драматический. Путь особенный, неповторимо личный, и вместе с тем исполненный глубокого исторического значении. Жизненные перипетии и искания Пьера Безухова передают и выражают то явление в русской истории, которое именуется декабристским движением. Он идет по особому жизненному пути, представляющему собой толстовскую версию декабристского пути. Пьер – и будущий декабрист, и любимый персонаж Толстого.

В начале романа Пьер Безухов – скромный, немного неуклюжий, рассеянный молодым человек. Обладая сердцем исключительной доброты, но не имея сильной воли и личной инициативы, он не замечает, как его ловко женят на самой красивой, но скверной женщине.

Пьер – натура эмоциональная и неуспокоенная, он ищет «согласия с самим собой«, ищет жизнь, которая гармонировала бы с потребностями его сердца и приносила бы ему моральное удовлетворение. Семейная жизнь не приносит ему такого удовлетворения. Лучше присматриваясь к Элен, Пьер понимает, что настоящей семьи у него нет, что жена его безнравственная женщина и семейная жизнь их дурна. В нем растет недовольство, но не другими, а самим собой. Все причины он намерен искать в себе. Именно так и бывает с подлинно нравственными людьми, за свою неустроенность они считают возможным казнить только себя самих.

Чуть не убив человека на дуэли, Пьер вновь переживает душевный кризис, вся его жизнь представляется ему бессмысленной и ненужной. Сильное недовольство собою вызывает желание изменить свою жизнь, построить ее на новых, правильных началах.

Порвав с женой, Пьер снова пытается переосмыслить жизненные ценности, найти верные ответы на вопросы:

Эти духовные искания приводят Пьера Безухова к масонам. Здесь, наконец, он находит успокоение в осуществлении масонской идеи нравственного самоусовершенствования. Сейчас ему просто необходимо нравственное очищение и возможность изменить, улучшить свою жизнь и себя. Но идеи масонства скоро перестают удовлетворять Пьера, и он вновь испытывает разочарование.

Решающая веха на пути Пьера — его встреча с Платоном Каратаевым. Встреча ознаменовала приобщение героя к народу, народной правде. В плену Пьер обретает «то спокойствие и довольство собой, к которой он тщетно стремился прежде«. Здесь он «…узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей…«.

В мудрых словах Платона, в пословицах и поговорках, заключена народная философия, помогающая человеку не только жить, но и со смирением принимать испытания.

Приобщение к народной правде, к народному умению жить помогает внутреннему освобождению Пьера. Пьер всегда искал решения вопроса о смысле жизни:

«…он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянности светской житии, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе. Он искал это мысленно, и все эти искания и попытки обманули его”.

И вот теперь он нашел идеал в единственной и постоянной душевной правде. Но верность и неизменность, характерные для Каратаева, не присущи Пьеру, по самой сути своего характера, он не способен принять жизнь без исканий. Познав правду Каратаева, Пьер в эпилоге романа идет дальше этой правды, идет не Каратаевским, а своим путем.

Толстой в эпилоге романа с полной ясностью дает понять читателю, что путь Пьера лежит к декабристам. Он еще не декабрист, но уже один из деятелей тайного общества. Он уже точно знает, что тревожит и возмущает его больше всего. В разговоре с Николаем Ростовым Пьер резко и уверенно критикует власть:

1.Женитьба Пьера на Элен Курагиной. Он прекрасно понимает ее ничтожество, откровенную глупость. Однако чувства Пьера находятся под влиянием ее красоты
и безусловкого женского обаяния, хотя настоящей, глубокой любви он не испытывает. Пройдет время и Пьер возненавидит Элен и всей душой ощутит ее порочность.

2.Дуэль с Долоховым, состоявшаяся после того, как на обеде в честь Багратиона
Пьер получил анонимное письмо о том, что жена изменяет ему с его бывшим приятелем. Для него совершенно очевидно, что теперь он готов навсегда порвать
с нею, а одновременно порвать с тем миром, в котором она жила.

3.Начинается новый этап духовных исканий Пьера, когда он в состоянии глубокого нравственного кризиса встречает на пути из Москвы масона Баздеева.
Стремясь к высокому смыслу жизни, веря в возможность достижения братской любви, Пьер вступает в религиозно-философское общество масонов. Он ищет здесь духовного
и нравственного обновления, надеется на возрождение к новой жизни, жаждет личного совершенствования.

Под влиянием масонских идей, Пьер решает освободить крестьян, принадлежащих
ему, от крепостной зависимости.

Обладая детской чистотой и доверчивостью, Пьер не предполагает, что ему придется столкнуться с подлостью, обманом и дьявольской изворотливостью дельцов.
Он принимает постройки школ, больниц, приютов за коренное улучшение жизни крестьян, в то время как все это было показным и обременительным для них. Начинания Пьера не только не облегчили тяжелой участи мужиков, но и ухудшили их положение.

Ни преобразования в деревне, ни масонство не оправдали надежд, которые Пьер
на них возлагал. Он разочаровывается в целях масонской организации, которая представляется ему теперь лживой, порочной и лицемерной.

4.Герой Толстого проходит через новое нравственное испытание. Им стала настоящая, большая любовь к Наташе Ростовой. И он уходит на время от общественных интересов
в мир личных, интимных переживаний, которые открыла для него Наташа.

5.События войны 1812 года производят крутой перелом в мироощущении Пьера.
Они дали возможность ему выйти из состояния эгоистической замкнутости.
Он подготавливает ополчение, а затем отправляется в Можайск, на поле Бородинского сражения, где перед ним открывается новый, незнакомый для него мир простых людей.
Бородино становится новым этапом в процессе развития Пьера.

6.Под влиянием людей из народа Пьер решает участвовать в защите Москвы. Желая совершить подвиг, он намерен убить Наполеона, чтобы избавить народы Европы от того, кто принес им столько страданий и зла.
Он меняет свое отношение к личности Наполеона, прежняя симпатия сменяется ненавистью к деспоту.

7.Новым этапом в исканиях Пьера стало пребывание во французском плену, куда он попадает после драки с французскими солдатами. Этот новый период жизни героя становится дальнейшим шагом на пути сближения с народом. Здесь, в плену, Пьеру довелось увидеть истинных носителей зла, создателей нового "порядка", почувствовать бесчеловечность нравов наполеоновской Франции, отношения, построенные на господстве и подчинении.
8.И только встреча с Платоном Каратаевым в плену позволила Пьеру обрести душевное равновесие. Пьер сблизился с Каратаевым, попал под его влияние и стал смотреть на жизнь как на стихийный и естественный процесс. Вновь возникает вера в добро и правду.
9.В жизнь Пьера входит личное счастье. Он женится на Наташе, переживает глубокую любовь к ней и своим детям.
Счастье ровным и спокойным светом освещает всю его жизнь.
Основное убеждение, которое вынес Пьер из долгих жизненных исканий и которое близко самому Толстому: "Пока есть жизнь, есть и счастье".

Поиски смысла жизни Пьером Безуховым

Нравственные искания для духовного человека – это поиски ориентиров на понимание того, как жить согласно его собственным принципам. Осознание того что верно, а что нет, меняются у человека в зависимости от многих факторов: от возраста, от окружения, от жизненных обстоятельств. То, что при определенных ситуациях кажется единственно правильным, в других оказывается абсолютно неприемлемым.

Чем старше становится Пьер, тем явственнее проступает его истинное отношение к жизни, к людям.

Пьер, теперь уже граф Безухов, действительно не устоял перед искушением и выбрал в жены хоть и красивую, но глупую и подлую Элен Курагину, которая изменяла ему с Долоховым. Став богатым, и женившись на красивейшей женщине, Пьер вовсе не становится счастливее, чем был до этого.

Встреча с масоном Баздеевым была очередным и очень важным этапом в жизни Пьера. Он впитывает идеи внутреннего очищения, призывы к духовной работе над собой, и, словно заново родившись, находит для себя новый смысл жизни, новую истину.

Воодушевленный, Пьер хочет отпустить своих крестьян на волю, пытается внедрить реформы в своих имениях: облегчить труд женщин с детьми, уничтожить телесные наказания, учредить больницы и школы. И ему кажется, что все это у него получилось. Ведь благодарят же его женщины с детьми, которых он освободил от тяжелых работ, и хорошо одетые крестьяне приходят к нему с благодарственной депутацией.

Как раз после этой поездки, радостный от того, что делает добро людям, Пьер приезжает к князю Болконскому.

Пьер Безухов и Андрей Болконский

С поиска смысла жизни Пьером Безуховым и Андреем Болконским начинается роман Толстого, и этот поиск происходит на протяжении всего повествования. Эти два человека словно дополняют друг друга – восторженный и увлекающийся Пьер и серьезный и практичный князь Андрей. Каждый из них проходит свой путь, полный взлетов и падений, радостей и разочарований, но их объединяет то, что оба они хотят приносить пользу людям, стремятся найти истину и справедливость в жизни.

Андрей Болконский, несмотря на то, что внешне очень недоверчиво отнесся к вступлению Пьера в масоны, со временем сам станет членом масонской ложи. И те преобразования в положении крестьян, которые не удалось сделать Пьеру, князь Андрей вполне успешно внедрит в своем хозяйстве.

Но в своей непрактичности и вечном поиске смысла жизни Пьер оказывается более добрым и мудрым, чем князь Андрей.

Встретив в плену Платона Каратаева, Пьер учится у него естественности, правдивости, умению легко относится к жизненным неурядицам. И это еще один этап в духовном развитии Пьера Безухова. Благодаря простым истинам, о которых рассуждал Каратаев, Пьер понял, что важно ценить жизнь каждого человека и уважать его внутренний мир так же, как свой.

Заключение

Жизненный путь Пьера Безухова, духовный путь исканий, история жизни, этапы биографии в романе "Война и мир"


Пьер является незаконнорожденным сыном богатого графа Кирилла Безухова. У графа имеются и другие неофициальные дети, но Пьер является его любимцем:

С 10-летнего возраста Пьер живет за границей без отца и воспитывается гувернером-аббатом. Теперь, спустя 10 лет, 20-летний Пьер возвращается в Россию к отцу, которого почти не знает. Это происходит в 1805 г.:

". Пьер с десятилетнего возраста был послан с гувернером‑аббатом за границу, где он пробыл до двадцатилетнего возраста. " (том 1 часть 1 глава VI)


Первые месяцы в России

В России Пьер вращается в знакомом ему высшем свете Петербурга и Москвы. Он связывается с дурной компанией Долохова и Анатоля Курагина и ведет разгульную жизнь:

". перестань ты ездить к этим Курагиным, вести эту жизнь. Так это не идет тебе: все эти кутежи, и гусарство, и все…" (том 1 часть 1 глава VI)

". Пьер жил у князя Василия Курагина и участвовал в разгульной жизни его сына Анатоля. " (том 1 часть 1 глава VI)

В свои 20 лет Пьер Безухов ничем не занимается: не служит в армии и не работает чиновником, что было редкостью в высшем обществе. Пьер не знает, кем хочет быть. Его путь исканий только начинается:

"Когда он вернулся в Москву, отец отпустил аббата и сказал молодому человеку: "Теперь ты поезжай в Петербург, осмотрись и выбирай. Я на все согласен. Вот тебе письмо к князю Василью, и вот тебе деньги. Пиши обо всем, я тебе во всем помога". Пьер уже три месяца выбирал карьеру и ничего не делал." (том 1 часть 1 глава V)

20-летний Пьер Безухов является добрым, открытым и доверчивым человеком. Он говорит то, что думает. Этим он отличается от большинства людей высшего света:

"Улыбка у него была не такая, какая у других людей, сливающаяся с неулыбкой. У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг, мгновенно исчезало серьезное и даже несколько угрюмое лицо и являлось другое - детское, доброе, даже глуповатое и как бы просящее прощения." (том 1 часть 1 глава IV)

Получение наследства и женитьба на Элен Курагиной

После смерти отца Пьер получает огромное наследство (том 1 часть 1):

". ты зачислен в дипломатический корпус и сделан камер-юнкером. Теперь дипломатическая дорога тебе открыта. " (чин камер-юнкера относился к высокому, V классу в "Табели о рангах" в то время) (том 1 часть 3 глава I)

Хитрый князь Василий Курагин сводит богатого Пьера со своей дочерью Элен Курагиной. Старик Курагин хочет, чтобы дочь вышла замуж за богатого Пьера. Сам Пьер действительно очаровывается красотой Элен и влюбляется в нее, но в то же время чувствует, что женитьба на ней не принесет ему счастья:

"Пьер смотрел почти испуганными, восторженными глазами на эту красавицу, когда она проходила мимо него." (том 1 часть 1 глава III)

". он решил, что женитьба на Элен была бы несчастие, и что ему нужно избегать ее и уехать. " (том 1 часть 3 глава II)

Красавица Элен не любит Пьера и интересуется лишь его огромным состоянием. Видя, что Пьер не решается сделать предложение, князь Василий подталкивает его к этому шагу. Наконец Пьер и Элен женятся:

". он был обвенчан и поселился, как говорили, счастливым обладателем красавицы жены и миллионов в большом петербургском, заново отделанном доме графов Безуховых. " (том 1 часть 3 глава II)



Разрыв отношений с Элен

Брак Пьера с Элен оказывается несчастливым. Вскоре в обществе начинают ходить слухи о том, что Элен обманывает Пьера с его приятелем Долоховым:

". в нынешнее утро полученное им анонимное письмо, в котором было сказано с той подлой шутливостью, которая свойственна всем анонимным письмам, что он плохо видит сквозь свои очки и что связь его жены с Долоховым есть тайна только для одного него. " (том 2 часть 1 глава IV)

На одном из вечеров наглец Долохов оскорбляет Пьера. Безухов не терпит обиды и вызывает Долохова на дуэль. В ходе дуэли Пьер ранит соперника, а сам остается невредим (см. Дуэль Пьера и Долохова):

"Вы… вы… негодяй. я вас вызываю, – проговорил он и, двинув стул, встал из‑за стола. " (том 2 часть 1 глава IV)

". вся разгадка была в том страшном слове, что она развратная женщина: сказал себе это страшное слово, и все стало ясно. " (том 2 часть 1 глава VI)

Пьер Безухов и масонство

Пьер чувствует себя несчастным из-за своего неудачного брака. Он не верит в Бога и разочарован в жизни:

"Я должен вам сказать, я не верю, не… верю в Бога, – с сожалением и усилием сказал Пьер, чувствуя необходимость высказать всю правду. " (том 2 часть 1 глава XI)

По пути в Петербург Пьер знакомится с масоном Баздеевым. Пьеру кажется, что вступление в общество масонов позволит ему стать счастливее. Он просит Баздеева помочь ему стать масоном:

"Проезжающий был Осип Алексеевич Баздеев. Баздеев был одним из известнейших масонов. " (том 2 часть 2 глава II)

После беседы с Баздеевым Пьер полон надежд на новую, безупречную и добродетельную жизнь. В Петербурге его посвящают в масоны, он вступает в масонскую ложу (см. Пьер Безухов и масонство):

". Пьер. с восторгом обновления представляя себе свое блаженное, безупречное и добродетельное будущее, которое казалось ему так легко. " (том 2 часть 2 глава II)

"Вскоре после своего приема в братство масонов Пьер с полным написанным им для себя руководством о том, что он должен был делать в своих имениях, уехал в Киевскую губернию, где находилась большая часть его крестьян. " (том 2 часть 2 глава X)

Однако на самом деле Пьер лишь делает вид, что занимается имениями. На деле он не улучшает жизнь крестьян, так как его управляющие обманывают его, пользуясь его доверчивостью:

"Все те предприятия по именьям, которые затеял у себя Пьер и не довел ни до какого результата, беспрестанно переходя от одного дела к другому. " (том 2 часть 3 глава I)

В 1808 г. Пьер возвращается из поездки по своим деревням и невольно становится главой петербургского масонства:

"Года два тому назад, в 1808 году, вернувшись в Петербург из своей поездки по имениям, Пьер невольно стал во главе петербургского масонства. " (том 2 часть 3 глава VII)

Пьер чувствует недовольство своей масонской деятельностью. Ему кажется, что русские масоны идут по ложному пути. Поэтому он едет в Европу, где общается с местными масонами. Летом 1809 г. Пьер возвращается в Петербург и выступает на заседании в масонской ложе. Он передает послание от масонов Европы о необходимости создать мировое правительство масонов. Однако эту идею мало кто поддерживает, после чего Пьер на некоторое время отдаляется от братьев-масонов:

"И потому в конце года Пьер поехал за границу для посвящения себя в высшие тайны ордена. Летом еще в 1809 году Пьер вернулся в Петербург. " (том 2 часть 3 глава VII)

После этого Пьер с переменным успехом продолжает масонскую деятельность, но все больше разочаровывается в братьях-масонах.


Возобновление отношений с Элен

Чтобы разобраться в себе, Пьер едет повидать своего благодетеля Баздеева. Тот советует Пьеру занятся саморазвитием, борьбой со своими недостатками. Желая быть добродетельным, как того требует масонство, Пьер соглашается снова жить со своей женой Элен. Супруги живут вместе в одном доме в Петербурге, но как соседи. Элен по-прежнему блистает на балах и нравится мужчинам:

"Я сказал жене, что прошу ее забыть все старое, прошу простить мне то, в чем я мог быть виноват перед нею, а что мне прощать ей нечего. Мне радостно было сказать ей это. Пусть она не знает, как тяжело мне было вновь увидать ее. Устроился в большом доме в верхних покоях и испытываю счастливое чувство обновления. " (том 2 часть 3 глава VIII)

Пьеру не нравится жить с лживой и развратной Элен, но он воспринимает этот брак как свой крест, который должен нести. Душевные страдания заставляют Пьера развиваться внутренне:

"В душе же Пьера происходила за все это время сложная и трудная работа внутреннего развития, открывшая ему многое и приведшая его ко многим духовным сомнениям и радостям. " (том 2 часть 3 глава IX)

"Встал в восемь часов, читал Св. Писание, потом пошел к должности (Пьер по совету благодетеля поступил на службу в один из комитетов).." (том 2 часть 3 глава X)

Судя по всему, Элен изменяет супругу с неким принцем. За это обманутому мужу Пьеру присуждают чин камергера (такие вознаграждения давались обманутым мужьям за "заслуги" их жен). Пьер все понимает, ему стыдно за это повышение, но он смиряется и с этим:

". о времени сближения принца с его женою Пьер неожиданно был пожалован в камергеры, и с этого времени он стал чувствовать тяжесть и стыд в большом обществе. " (том 2 часть 3 глава XXII)

Смерть благодетеля и разгульная жизнь

После продолжительной болезни Иосиф Алексеевич Баздеев, любимый наставник Пьера, умирает. В это же время Наташа Ростова обручается с его другом Андреем Болконским (Пьер влюблен в Наташу, но боится признаться самому себе в этом). Все эти перемены потрясают Пьера. Он снова "опускается" и ведет разгульную жизнь. Жена Элен делает ему замечание, после чего Пьер окончательно оставляет ее и уезжает жить в Москву:

". после помолвки князя Андрея с Наташей и после смерти Иосифа Алексеевича, о которой он получил известие почти в то же время, вся прелесть этой прежней жизни вдруг пропала для него.

Он перестал писать свой дневник, избегал общества братьев, стал опять ездить в клуб, стал опять много пить, опять сблизился с холостыми компаниями и начал вести такую жизнь, что графиня Елена Васильевна сочла нужным сделать ему строгое замечание. Пьер почувствовав, что она была права, и чтобы не компрометировать свою жену, уехал в Москву." (том 2 часть 5 глава I)

". Пьер был тем отставным, добродушно доживающим свой век в Москве камергером, каких были сотни. " (том 2 часть 5 глава I)

Война 1812 года и плен

В 1812 г. Пьер живет в Москве. В этом году начинается война с Наполеоном. Перед Бородинским сражением Пьер приезжает на место битвы и наблюдает за ней своими глазами:

". Пьер объяснил свое намерение участвовать в сражении и осмотреть позицию. " (том 3 часть 2 глава XXII)

Осенью 1812 г. французы занимают Москву. Живущий в Москве Пьер попадает в плен к французам и проводит там несколько недель:

Жизнь в плену меняет взгляды и ценности Пьера. Он становится зрелым, уверенным в себе, мудрым человеком. Он обретает душевное спокойствие, которое пытался достичь с помощью масонства и прочих занятий. Судя по всему, после плена Пьер больше не занимается масонской деятельностью:

"Он долго в своей жизни искал с разных сторон этого успокоения, согласия с самим собою, того, что̀ так поразило его в солдатах в Бородинском сражении — он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянии светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе; он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки обманули его. И он, сам не думая о том, получил это успокоение и это согласие с самим собою только через ужас смерти, через лишения и через то, что он понял в Каратаеве." (том 4 часть 2 глава XII)

"Он сделался какой‑то чистый, гладкий, свежий; точно из бани, ты понимаешь? – морально из бани. Правда. " (Наташа о Пьере) (том 4 часть 4 глава XVII)



Женитьба на Наташе Ростовой

В 1813 г., после смерти Андрея Болконского, Пьер сближается со своей подругой детства Наташей Ростовой. Пьер и Наташа вдруг осознают, что любят друг друга. Вскоре, в том же 1813 г. влюбленные женятся (см. Дружба и любовь Наташи и Пьера):


В 1820 году Пьер является членом и одним из основателей тайного общества, которое готовит переворот в стране. Судя по всему, это "тайное общество" является подобием общества декабристов (восстание декабристов происходит через 5 лет, в 1825 году):

"Общество может быть не тайное, ежели правительство его допустит. Оно не только не враждебное правительству, но это общество настоящих консерваторов. мы только для этого беремся рука с рукой, с одной целью общего блага и общей безопасности. " (эпилог часть 1 глава XIV)

Таков жизненный путь Пьера Безухова в романе "Война и мир", история жизни персонажа, основные этапы его биографии в цитатах, духовный путь исканий Пьера Безухова.

На протяжении всего романа Пьер Безухов пытается найти истинный смысл жизни, ответить на ключевые для себя вопросы, такие как: “Чему посвятить свою жизнь?”, “Каково наше реальное предназначение?” и др. Изменчивость его взглядов и суждений о жизни можно проследить с самого начала произведения.

В салоне у Шерер он представлен как молодая, несформировавшаяся личность, которая подвержена влиянию окружающих. Абсолютно все в этом окружении аристократии ему не нравится: разговоры, нравы, люди. Он осознает, что здешним обществом правит

После получения наследства, он лишний раз в этом убеждается, глядя на изменения отношения к себе. Он наконец осознает, что он не создан для этого общества.

Тем не менее, Пьер женится на Элен, яркой представительницей этого самого общества. Вернее как, Василий Курагин оказывает на него давление, зная о его наследстве и видя назревающую симпатию в его отношении к Элен. Естественно, эти отношения долго не длятся. Они расстаются.

Пьер винит себя в том, что вообще на ней женился. Это, на мой взгляд, один из самых главный шагов к обретению того самого смысла,

Будучи напряженным после объяснения с Элен, Пьер в порыве гнева вызывает Дорохова на дуэль. Не имея опыта, он все же ранит соперника.

Случайная встреча с масоном Баздеевым ознаменовала новую веху в истории жизни Пьера. Имея уже неплохой жизненный опыт (по меркам нормального человека), он принимает масонство, соединяя его с прошлым опытом. Тем не менее, этот период жизни тоже идет в копилку его приобретенного опыта, и Безухов даже перенимает кое-какие моральные постулаты этого мировоззрения.

Но решающей страницей истории Пьера становится Бородинское сражение. Пьер поражен воодушевленностью радостных солдат.

Заключительная, так сказать финальная часть поиска смысла жизни у Пьера – семейная жизнь с Наташей Ростовой. Толстой как бы показывает наглядно: пережив столько моментов, пройдя через столько трудностей и преград, преодолев столько неудач, человек может найти счастье лишь в своей семье или ее создании.

Читайте также: