Есть ли отличия физического воспитания в школе и в вузе

Обновлено: 02.07.2024

В самом деле, в школе была физкультура, а в университете почему-то физвоспитание. Я точно знаю, что разница какая-то есть, но это надо в специальной педагогической литературе искать. Может, кто-то всё-таки знает?

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — часть общего воспитания; направлено на укрепление здоровья, гармоничное развития организма человека. Основными средствами физического воспитания являются физическая культура и спорт.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — это часть общей культуры общества, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человек. Включает в себя навыки гигиены, закаливания, рационального питания и т. п.
Занимаясь физкультурой, вы можете укреплять здоровье, совершенствовать фигуру и развивать физические качества путём осваивания любых видов спорта или физической активности, но при этом вы не можете сказать, что занимаетесь спортом.

Физическая культура в высшем учебном заведении является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности современного специалиста, системы гуманитарного воспитания студентов. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, она является одним из средств формирования всесторонне развитой личности, фактором укрепления здоровья, оптимизации физического и психофизиологического состояния студентов в процессе профессиональной подготовки.

Физическая культура направлена на развитие целостной личности, гармо­низацию ее духовных и физических сил, активизацию готовности полноценно реализовать свои потенциальные возможности в здоровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной деятельности. Физическая культура охватывает такие свойства и ориентации личности, которые позволяют ей развиваться в единстве с культурой общества, достигать гармонии знаний и творческого действия, чувств и общения, физического и духовного, разрешать противоречия между природой и производством, трудом и отдыхом.

Гуманизация образования в сфере физической культуры означает его очеловечивание, выдвижение личности студента в качестве главной ценности пе­дагогического процесса.

В рамках процесса воспитания развитие физических способностей студента рассматривается как развитие элементов культуры, особых личностных качеств. Гуманизация образовательного процесса подчеркивает огромную роль образованности личности, ее самоценность. Лишь при этом она может постигать такого состояния, при котором становятся возможными и необходимыми социальные и индивидуальные процессы саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования, самоуправления, самоопределения.

Массовая оздоровительная, физкультурная и спортивная работа проводится кафедрой и общественными организациями вуза. Медицинское обследование и наблюдение за состоянием здоровья студентов в течение учебного года осуществляется поликлиникой или здравпунктом вуза.

Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности. Основными задачами физического воспитания в вузе являются: совершенствование физического развития, укрепление здоровья студентов, обучение их необходимым двигательным навыкам, овладение научно-практическими основами физической культуры и здорового образа жизни, формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре.

Учебный материал по физическому воспитанию состоит из теоре­тического и практического разделов. Практические занятия по физическому воспитанию со студентами строятся с учетом их физического развития, состояния здоровья и интересов.

Для проведения практических занятий в начале учебного года студенты распределяются в учебные отделения: основное, специальное и спортивное. Распределение студентов по учебным отделениям осуществляется с учетом здоровья, физического развития, спортивной подготовленности и интересов студента.

В основное учебное отделение зачисляются студенты без отклонений или незначительными отклонениями в состоянии здоровья при хорошем или удовлетворительном физическом развитии и подготовленности.

В специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные по данным медицинского обследования к специальной медицинской группе. Учебные группы в этом отделении комплектуются с учетом функциональных возможностей и характера заболеваний студентов.

В спортивное учебное отделение зачисляются студенты основной медицинской группы, выполнившие требования спортивной классификации, обладающие хорошим физическим развитием и подготовленностью, имеющие желание углубленно заниматься одним из видов спорта, культивируемых в вузе. Студенты основного и специального учебных отделений посещают по два занятия физического воспитания в неделю, продолжительностью 90 минут каждое. В спортивном учебном отделении занятия проводятся 3-6 раз в неделю в зависимости от уровня подготовленности.

Программой по физическому воспитанию предусмотрено получение студентами зачетов. При проведении зачета учитывается сдача студентом контрольных нормативов, в ходе собеседования определяется, степень овладения студентом теоретическим материалом. Учитывается также посещаемость учебных занятий.




Физическая культура в высшем учебном заведении является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности современного специалиста, системы гуманитарного воспитания студентов. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, она является одним из средств формирования всесторонне развитой личности, фактором укрепления здоровья, оптимизации физического и психофизиологического состояния студентов в процессе профессиональной подготовки.

Физическая культура направлена на развитие целостной личности, гармо­низацию ее духовных и физических сил, активизацию готовности полноценно реализовать свои потенциальные возможности в здоровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной деятельности. Физическая культура охватывает такие свойства и ориентации личности, которые позволяют ей развиваться в единстве с культурой общества, достигать гармонии знаний и творческого действия, чувств и общения, физического и духовного, разрешать противоречия между природой и производством, трудом и отдыхом.

Гуманизация образования в сфере физической культуры означает его очеловечивание, выдвижение личности студента в качестве главной ценности пе­дагогического процесса.

В рамках процесса воспитания развитие физических способностей студента рассматривается как развитие элементов культуры, особых личностных качеств. Гуманизация образовательного процесса подчеркивает огромную роль образованности личности, ее самоценность. Лишь при этом она может постигать такого состояния, при котором становятся возможными и необходимыми социальные и индивидуальные процессы саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования, самоуправления, самоопределения.

Массовая оздоровительная, физкультурная и спортивная работа проводится кафедрой и общественными организациями вуза. Медицинское обследование и наблюдение за состоянием здоровья студентов в течение учебного года осуществляется поликлиникой или здравпунктом вуза.

Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности. Основными задачами физического воспитания в вузе являются: совершенствование физического развития, укрепление здоровья студентов, обучение их необходимым двигательным навыкам, овладение научно-практическими основами физической культуры и здорового образа жизни, формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре.

Учебный материал по физическому воспитанию состоит из теоре­тического и практического разделов. Практические занятия по физическому воспитанию со студентами строятся с учетом их физического развития, состояния здоровья и интересов.

Для проведения практических занятий в начале учебного года студенты распределяются в учебные отделения: основное, специальное и спортивное. Распределение студентов по учебным отделениям осуществляется с учетом здоровья, физического развития, спортивной подготовленности и интересов студента.

В основное учебное отделение зачисляются студенты без отклонений или незначительными отклонениями в состоянии здоровья при хорошем или удовлетворительном физическом развитии и подготовленности.

В специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные по данным медицинского обследования к специальной медицинской группе. Учебные группы в этом отделении комплектуются с учетом функциональных возможностей и характера заболеваний студентов.

В спортивное учебное отделение зачисляются студенты основной медицинской группы, выполнившие требования спортивной классификации, обладающие хорошим физическим развитием и подготовленностью, имеющие желание углубленно заниматься одним из видов спорта, культивируемых в вузе. Студенты основного и специального учебных отделений посещают по два занятия физического воспитания в неделю, продолжительностью 90 минут каждое. В спортивном учебном отделении занятия проводятся 3-6 раз в неделю в зависимости от уровня подготовленности.

Программой по физическому воспитанию предусмотрено получение студентами зачетов. При проведении зачета учитывается сдача студентом контрольных нормативов, в ходе собеседования определяется, степень овладения студентом теоретическим материалом. Учитывается также посещаемость учебных занятий.

Первое сентября, а про школу и вспомнить нечего. Не любил я её. Делал всё возможное, чтобы в неё не ходить. Притворялся больным. Просто прогуливал. И ждал, когда же она, наконец, закончится, чтобы началась университетская юность. А вот она — не подвела. Лучшие годы мои прошли на журфаке МГУ. Несмотря на Светлану Михайловну. Нашу легендарную физручку.

Нам предстояло плыть на время. Максимально быстро. Всем. Кто как только может. И это ещё один удар под дых в самом начале университетского пути. Помню, что я плыл сразу после Георгия — кандидата в мастера спорта, который овладел бассейном за доли секунд. Я плыл на спине, демонстративно. Это был мой одиночный пикет у Кремля.

Или, например, вот. После водных процедур спортивное руководство факультета поделило наш курс на две группы. Первая, как про неё шутила вторая группа, для полноценных. Вторая, как первая группа шутила про вторую, для недоразвитых. Чуть позже выяснится, что недоразвитыми окажутся умные и прагматичные люди, уважающие своё время и себя. Полноценными — неудачники, не захотевшие заранее узнать у старшекурсников, что в первую группу — к Светлане Михайловне — попадать нельзя.

Полноценные попали в группу настоящей боевой подготовки самой радикальной из возможных спортивных боевых головорезов. Недоразвитые учились правильно дышать, еле-еле ходили кругами по спортзалу и, сдавая зачёт, просто вставали на внутреннюю сторону стопы.

Помню, как в раздевалке кто-то рассказывал, что Светлана Михайловна, проигнорировав жалобы какой-то студентки на сердце, заставила её бежать кросс, студентка упала замертво перед самым финишем. Помню, говорили, что на самом деле Светлана Михайловна нужна факультету, чтобы с её помощью избавляться от неугодных студентов, а угодных, наоборот, опять же с её помощью поднимать по студенческим карьерным лестницам.

Много всякой фигни говорили, но то, что людей — не самых глупых — отчисляли из Университета за несданные нормативы по баскетболу — это медицинский факт.

Я лично был знаком с ребятами, которые не могли выйти на защиту диплома из-за проблем с физкультурой. Ребята эти уже занимали высокие должности на федеральных телеканала страны, публиковались в лучших журналах и газетах одной шестой… но они ничего не могли поделать: без автографа в зачётной книжке Гестаповны ни о какой профессии не может быть и речи. И этот её звонкий, протыкающий спицей ушные перепонки голос, звучал как сирена:

Конечно, мы все злились. Особенно когда шли по коридору из нашего полноценного спортзала в раздевалку, заглядывая в спортзал к недоразвитым (спортзалов было два, нас старались не сталкивать лбами) и видели, как наши сокурсники, ничем не хуже и не лучше нас, просто стояли на внутренней стороне стопы.

Но чёрт возьми. Сейчас-то я понимаю, зачем нужна была Светлана Михайловна. Чтобы объяснить будущим журналистам одну простую вещь. Если ты не забиваешь 10 из 10, ты не лучший, ты не умеешь, ты не справляешься. Значит нужно работать больше и кидать годами. Годами. ГОДАМИ. Чтобы получилось.

Но вот тайный смысл с бассейном в первые дни учёбы я пока так и не расшифровал.

В своем блоге я стараюсь делиться необычными историями простых людей — подписывайтесь, если вам интересно.

Как проходит физра в университете

Независимо от того, на какой специальности учится студент, у него будет несколько обязательных предметов. Один из них — физкультура. Как минимум на протяжении трёх курсов этот предмет будет в расписании, его надо будет посещать, а оценка за него будет влиять на получение стипендии. Поэтому давайте разберёмся, как проходит физра в вузах.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Больше интересного абитуриенты и студенты найдут в нашем информационном телеграм-канале. А в специальной группе мы собрали крутые акции и выгодные предложения.

Как проходит физра в университете

Конечно, в каждом вузе своя специфика, но обычно занятия по физическому воспитанию проходит в спорткомплексе, где студентам предлагают записаться на одну из секций. Самые популярные отделения, которые есть в большинстве учебных заведений:

  • гимнастика;
  • черлидинг;
  • атлетика (занятия на тренажёрах);
  • футбол;
  • баскетбол;
  • волейбол;
  • настольный теннис;
  • единоборства;
  • скалолазание;
  • шахматы и шашки.

В больших универах также бывают секции тенниса и плавания/водного поло: обычно в таких вузах спорткомплекс — это отдельное здание, где могут разместиться бассейн и корты.

Также в любом вузе на физкультуре действует специальная группа ЛФК (лечебная физкультура) с облегчённой программой: в неё включают студентов со слабым здоровьем, которым противопоказаны обычные физические нагрузки.

Секцию студент выбирает в первые месяцы учёбы, но впоследствии может её поменять, если поймёт, что сделал неправильный выбор. Для некоторых отделений требуется особая подготовка и новичков туда не берут (обычно это единоборства и командный спорт).

Главное отличие физкультуры в институте от физкультуры в школе: у неё нет конкретного места в расписании. Студент ориентируется на расписание выбранной секции, так что может приезжать на занятия до пар (если учится во вторую смену) или после занятий, даже под самый вечер, если график тренировок составлен таким образом.

Что касается оценивания, то преподаватели обычно учитывают количество посещений и работу на занятиях. Если студент хорошо себя покажет и войдёт в университетскую сборную по какому-то из видов спорта, это гарантирует не только высокий балл по физкультуре, но и расположение администрации.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы


Физкультура — обязательный элемент высшего образования в государственных вузах

Как проходит дистанционная физкультура в вузе

Теперь разберёмся, как проходит физкультура в университете, если вуз перешёл на дистанционный режим, как это было со многими в 2020 и 2021 году. Это также во многом зависит от выбранной секции.

С некоторыми удалённые занятия вполне возможны:

  1. Играть в шахматы вполне можно с помощью видеосвязи или, даже если нет партнёра, разбирать задачи и этюды.
  2. С гимнастикой тоже не возникает особых проблем: большинство упражнений можно выполнять дома без особого инвентаря, а преподавателю отправлять видео занятий.

Сложнее с командными видами спорта или с теми, где не обойтись без специального оборудования. В таких случаях многие преподаватели предлагали студентам на период дистанционки просто заниматься обычными спортивными упражнениями (общей физ. подготовкой) и готовить учебные работы: например, писать рефераты, на основании которых можно было выставить итоговую оценку.

Теперь вы знаете, как проходит физкультура в вузе в обычном и дистанционном режиме. А если вы хотите повысить оценку по этому предмету, сдав реферат или другую учебную работу, на помощь придёт студенческий сервис. Там работают эксперты по любым дисциплинам.

Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.

Читайте также: