Эссе инновационная деятельность в доу

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Современная российская система образования побуждает претерпевать сегодня целый ряд изменений, выражающихся в использовании новых программ и пособий, применении новых педагогических технологий и других инноваций. Это требует от педагога активности и стремления к творчеству, готовности к нововведениям. И целью инновационной деятельности является развитие педагога как творческой личности, умение переключаться на самостоятельный поиск методических решений. Одним из направлений инновационной деятельности в дошкольном учреждении является работа с родителями. И инновационный характер деятельности педагога заключается в том, как донести до родителей, что их заинтересованное участие в образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а так как это необходимо для развития их собственного ребёнка.

Важно так построить работу с родителями , чтобы каждый чувствовал себя равноправным и заинтересованным партнером.

На своей практике я убедилась, работа с родителями становится более эффективной, если она осуществляется в рамках проектной деятельности. Родители с удовольствием принимают участие в создании семейных проектов. Одной из форм инновационной деятельности с семьей, где они могут активно проявить себя, защищая свои творческие работы, является Круглый стол.

Хочется рассказать еще об одной очень интересной форме инновационной деятельности. Это семейное книгоиздание. Дети вместе с родителями изготавливают дома книги своими руками разными способами и на любую тему. Как потом дети гордятся своими книгами! Они их рассматривают друг у друга, обсуждают, как создавали, рисовали, клеили. По картинкам могут рассказать, как развиваются события в той или иной книге, и что больше всего запомнилось и понравилось.

Конечно же, я читаю нужным упомянуть и про онлайн-общение с родителями посредством интернет-сайта. Это позволяет ближе познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности детей, осуществлять педагогическое просвещение родителей по их запросам.

Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Поиск, инициатива и творчество – вот главные составляющие в моей инновационной деятельности. Избавляться от устаревших стереотипов, больше спрашивать с себя, трудиться с полной отдачей, пополнять и обновлять свои знания и умения — вот мое профессиональное кредо, навеянное требованиями времени.

Что такое инновация? Инновация - это нововведение, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышения их эффективности. Значит, инновации в обучение это внедрение современных образовательных технологий, направленных на проявление внутренней мотивации у воспитанников к обучению.

Ещё одна технология, которая вызывает у детей восторг - это технология детского экспериментирования, она способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность и мыслительную деятельность. Ребёнок может моделировать в своем сознании настоящую картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах. Например, мы с воспитанниками с удовольствием наблюдаем за тем, как растения поглощают воду; формирование сосулек из воды и соды вызывает неподдельный интерес и удивление; зачарованно наблюдаем за процессом выращивания кристаллов из соли. Таким образом, технология детского экспериментирования побуждает воспитанников интересоваться неизвестным в окружающем мире и действовать самостоятельно.

Современный педагог должен идти в ногу со временем. А так как я являюсь современным педагогом, то в своей работе применяю информационно - коммуникационные технологии. Данные технологии позволяют мне существенно повысить мотивацию детей к обучению, воссоздать реальные предметы или явления в цвете, движение и звуки, что способствует наиболее широкому раскрытию способностей воспитанников и активизации умственной деятельности. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей, и повышают у них интерес к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей. Слайд - шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например рост цветка, вращение планет вокруг солнца, движение волн, дождь. С помощью виртуальных экскурсий можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными в зоне недосягаемости и в полной мере увидеть все красоты нашего мира.

Для обеспечения психологической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития образования, охраны и укрепления здоровья детей, я использую инновационные технологии и в работе с семьями воспитанников. Каждое мероприятие с родителями сопровождаю презентациями, фотографиями из жизни группы, практическими занятиями, использую нетрадиционные формы взаимодействия такие как, мастер-класс, квест, гостиные, аукцион, общение в интернет-сообществах. Такое неформальное общение дает возможность высказать свои предположения, пожелания, несогласия по тем или иным вопросам, решить организационные моменты в жизни группы, улучшает обратную связь.

Используя в своей практике инновационные подходы позволяет мне сделать пребывание детей в дошкольном учреждении более интересным и познавательным и помогает выстроить педагогический процесс таким образом, что бы обеспечить непрерывное всестороннее развитие дошкольников с целью максимальной самореализации каждого воспитанника.

Самое главное достижение в работе с детьми - интерес в глазах детей, любознательность, готовность к принятию новых, необычных, удивительных знаний.

…Я буду работать в кузнице,
Только не в той, где молоты…
Возьму я себе в союзницы
Милую, светлую молодость…

…Предметы моей романтики
На солнышке ласково щурятся,
Носят на маковках бантики,
Парами ходят по улицам…

Как добиться активности дошкольников? Как сделать, чтобы детская деятельность на занятиях стала интеллектуальной и эмоционально насыщенной? Что является показателем активной мыслительной деятельности дошкольника? Рассуждая на эту тему, я стала на своих занятиях и в повседневной жизни, использовать следующие методические приемы развивающего обучения, помогающие мне осуществлять творческо – поисковый характер деятельности:

ВложениеРазмер
esse.docx 516.31 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель высшей категории: Никонова Л.И

Работая с методической литературой, применяя все это на практике, я для себя составила свод правил, помогающих в развитии личности ребенка. Ведь, если мы хотим воспитать ребенка всесторонне развитым, так же всесторонне нужно его изучать. А правильно изучать своих детей педагог сможет, лишь глубоко зная общие закономерности развития его способностей, интересов, склонностей и других индивидуальных и личностных особенностей.

Так как же добиться активности дошкольников? Как сделать, чтобы детская деятельность на занятиях стала интеллектуальной и эмоционально насыщенной? Что является показателем активной мыслительной деятельности дошкольника? Рассуждая на эту тему, я стала на своих занятиях и в повседневной жизни, использовать следующие методические приемы развивающего обучения, помогающие мне осуществлять творческо – поисковый характер деятельности:

1. Пробудить у детей потребность в получении новых знаний.

2. Не подгонять ребенка во время ответа, а держать паузу, не мешая включению мыслительных процессов.

3. На занятиях должен царить дух открытий (ничего не сообщать детям в готовом виде).

4. Не оставлять без внимания ни одного ответа детей.

5. Помнить о развитии речи во всех видах деятельности.

6. Самое главное, надо в каждом ребенке поддерживать ощущение успешности.

На занятиях я использую различные педагогические технологии. К основным технологиям, используемым в моей работе относятся:

1. Групповые технологии.

2. Игровая технология.

3. Технология проведения коллективных и творческих дел (КТД).

4. Технология проблемного обучения.

Рассмотрим их по подробнее:

1. Групповые технологии.

2. Игровая технология.

3. Технология проведения коллективных и творческих дел (КТД).

4. Технология проблемного обучения.

Рассмотрим их по подробнее:

2. Игровая технология (дидактическая игра) направлена на освоение новых знаний на основе уже имеющихся знаний, умений, навыков на практике, в сотрудничестве, в игре.

- приобщение дошкольников через деловые и ролевые (дидактические) игры к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды развитие навыков сотрудничества, работы в коллективе, в команде, по предварительной договоренности. (Не сама назначаю командира в игре, а предлагаю детям назвать, кого бы они хотели выбрать. Если один обидел другого, вначале предлагаю им вместе разобраться, а потом когда померились разбираем эту ситуацию вместе).

4. Технология проблемного обучения направленно на приобретение дошкольниками знаний, умений и навыков, освоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей:

- Обучение способам решения проблем, находить способы решения учебных задач.

- Создание условий для самореализации. Формирование креативного мышления дошкольников. Создание условий, способствующих проявлению самостоятельности.

- Создание условий для самостоятельного выбора разрешения проблемной ситуации.

Что же включает в себя проблемная ситуация? Я на своих занятиях выделяю 3 основных компонента:

- Неизвестное, то есть усваиваемое ребенком новое знание или способ деятельности;

- Творческие возможности и достигнутый уровень знаний.

Буратино нашел 2 четырехугольника. Кто – то из детей увидел 4, кто – 6. Дети обменивались мнениями, спорили, высказывали свои точки зрения, доказывали кто прав. В процессе обсуждения выяснилось. Что правы те, кто увидел 6 четырехугольников.

5. Здоровьесберегающие технологии – это:

-Принятие личности ребенка, его индивидуальности и неповторимости.

-Создание позитивной, поддерживающей доброжелательной атмосферы на занятиях и в свободной деятельности.

- Упражнения на релаксацию, снятие умственного напряжения.

- Обучение в режиме использования динамических поз: стоя, в движении, с привлечением наибольшего числа анализаторов: слуховых, зрительных, осязательных, использование гимнастики для глаз, шеи и мышц лица, позвоночника.

- Работа над формированием потребности у ребенка в здоровом образе жизни.

- Физкультурно – оздоровительные мероприятия: зарядка, динамические минутки и спортивные часы, прогулки, подвижные игры, закаливание, корректирующая гимнастика. Питьевой режим и т.д.

- Работа с родителями: изучение семьи, информирование и просвещение родителей, взаимодействие с родителями в решении проблемы формирования потребности в здоровом образе жизни у дошкольников.

Все это мы применяем на практике. Наши дети с удовольствием познают новое, чувствуют себя открывателями, переживают радость творчества и успеха. И тому подтверждение наш девиз:

Преобразования, происходящие во всех сферах российского общества - экономической, социальной, политической, культурной, не могли не затронуть и систему образования, определяющую интеллектуальный потенциал страны в будущем и являющуюся условием ее процветания и развития.

Понимание необходимости введения инноваций в образовательный процесс приводит на практике к неизбежности включения образовательных учреждений в инновационные процессы, постоянного нахождения их в своем "инновационном поле" - поле создания и, самое главное, освоения конкретного новшества.

Это, особенно, актуально для нашего времени, так как является - и условием выживания (как в прямом, там и в переносном смысле), и условием конкурентоспособности образовательного учреждения и педагогического коллектива.

Так что же такое инновация?

- Инновация (нововведение) - в социально-психологическом аспекте - создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике.
- Нововведение (инновация) - комплексный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, метода, концепции и т.д. - новшества для удовлетворения человеческих потребностей.
- Новшество - это именно средство (новый метод, методика, технология, учебная программа и т.п.), а инновация - процесс освоения этого средства.
В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и воспитанника.

Каковы причины нововведений? Нужно ли что-то менять в дошкольных учреждениях?

Ведется много дискуссий на эту тему и педагоги, понимая необходимость в поиске путей решения существующих проблем в дошкольном образовании, стремятся повысить качество предоставляемых услуг в детских садах, сделать более разнообразными эти услуги и тем самым сохранить свои детские сады. Многие молодые педагоги желают реализовывать полученные знания, а некоторые педагоги, неудовлетворенные достигнутыми результатами, хотят их улучшить.
Участники инновационного процесса всегда должны помнить, что новое добивается признания, пробивает себе дорогу с большим трудом; носит конкретно-исторический характер и может быть прогрессивным для определенного отрезка времени, но устареть на более позднем этапе и стать даже тормозом в дальнейшем развитии. К новшествам зачастую относят оригинальность (не лучше, но по-другому), формальную смену названий, изобретательские мелочи. Все инновации должны решать проблемы конкретного образовательного учреждения, т.е. быть средством, а не самоцелью.
Направления развития инновационных процессов можно условно разделить следующим образом на: инновации в управленческой деятельности, инновации в содержании образования, инновации в работе с кадрами, инновации в работе с детьми, инновации в работе с родителями, инновации в технологиях.
К числу современных образовательных технологий можно отнести здоровьесберегающие технологии.

Это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. К ним можно отнести:
1. Ортопедическая гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиков;

Исследование пожеланий и потребностей родителей по организации дополнительных услуг в нашей дошкольной организации показало, что современную семью волнуют проблемы не только физического и психологического здоровья ребенка, а также социокультурного развития. И более того, родители в основном полагаются в вопросах воспитания своих детей на дошкольную образовательную организацию.

  1. Научиться управлять своим телом. Развитие координации, укрепление мышечного корсета, улучшение осанки, профилактика сколиоза и плоскостопия, развитие гибкости, растяжка;
  2. Улучшение работы внутренних органов;
  3. Умение общаться и лично и в группе;
  4. Выравнивание общего тонуса и настроения;
  5. Повышение самооценки;
  6. Уметь справляться со стрессами;

7.Формирование у детей позитивного отношения к миру.

Главным экспертом в оценке физического воспитания, личностного и творческого роста обучающихся, является преподаватель с помощью метода наблюдения.

Оценкой может служить также тот факт, насколько ребенок с удовольствием посещает занятия, принимая участие в групповых играх.

Проведенные исследования показали, что дети, занимающиеся йогой, более спокойны, уравновешенны, дисциплинированы, меньше устают. При личном контакте с родителями и можно выяснить эти факторы, что также будет являться оценочным показателем.

И в заключении. Успешность и действенность инновационной работы, ее влияние на развитие дошкольного образовательного учреждения зависят от актуальности работы, заинтересованности и профессиональной компетентности участников, системы методических и организационных мероприятий.

Технологический подход, то есть новые педагогические технологии направлены на достижения дошкольника и в дальнейшем должны помогать успешному обучению в школе.

Надо, что бы каждый педагог не боялся разрабатывать технологии, даже заимствуя что-то. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Надо творить!

Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Реализация ФГОС позволяет полноценно предусмотреть всю систему воспитания дршкольников,определяет работу ДОУ какобразовательнвх учреждений первого уровня общего образования,ориентирует воспитателей на понимание уникальности и сохранение самоценности дошкольного детства,заботу о здоровье и всестороннем развитии ребенка в этот период. Еще одна важная задача-формирование общей культуры личности детей,в том числе ценностей здорового образа жизни,развитие их социальных,нравственных,эстетических,интеллектуальных,физических качеств,инициативности,самостоятельности и ответственности,формирование предпосылок учебной деятельности.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии являетсяпозиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе,отношения к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения:"Не рядом,не над ним,а вместе!".Его цель-содействовать становлению ребенка как личности.

Для меня моя профессия-это совершенствовать свое мастерство,должна идти вперед,осваивать инновационные технологии.

Моя задача в том,чтобы не просто заполнить сосуд готовыми знаниями и умениями,а привить тягу к саморазвитию. Я хочу научить своих воспитанников идти дорогой познаний,не ждать готовых результатов,а искать и находить самим творческие решения. В своей работе включила метод проектной деятельности ,как средства реализации новых образовательных стандартов.

Данная форма взаимодействия ребенка и взрослого позволяет развивать познавательные способности,личность дошкольника,а также взаимоотношения со сверстниками. Он позволяет мне определить задачи обучения,сформировать предпосылки к познавательной активности,умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации и осуществляется через интегрированный метод обучения и охватывает следующие образовательные области;

Проектная деятельность отражает следующие аспекты социальной ситуации развития ребенка дошколного возраста:

-предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

-характер взаимодействия со сверстниками;

-характер взаимодействия с другими детьми;

-система отношений ребенка к миру,к другим людям,к себе самому.

Особенностью проектной деятельности в дошколной системе является то,что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем,сформулировать проблему,определить цель (замысел).Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества,в котором принимают участие дети и педагоги,работники ДОУ,а также привлекаются родители и другие члены семьи. Взрослым необходима "Наводить"ребенка,помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение,вызывать к ней интерес и включать детей в совместный проект,при этом не переусердствовать с опекой и помощью педагогов и родителей. Воспитатель моделирует цикл творческой,познавательной,практической деятельности.

Все мероприятия проводятся с участием членов семьи:бабушки,дедушки,отца,матери и т. д. У нас в ДОУ появились новые традиции-проведение месячников:"Быйан"(сентябрь,октябрь,"Байанай"(ноябрь,"Остуоруйа ыйа"(декабрь,"Экологический двухмесячник"(апрель,май).

Недели:"Якутской культуры","Русского языка","Здоровья","День отцов","Неделя безопасности","Космонавтики","Семьи","Неделя доброты","Охрана природы".

В ходе проведения месячников, недель внедрены следующие типы проектов:

1. Познавательно-исследовательские проекты:"Юный метеоролог","Зимующие птицы","Вода".

2. Ролево-игровой прект "Семеро козлят и волк",результат-показпостановки сказки по каналу НВК"Биьикчээн"и Саха24.

3. Информационно-практико-ориентированные проекты:"Сунтаар мин торообут дойдум","Декоративно прикладного искусство народа Саха","Саха торут аьа","Азбука здоровья","Украсим наш двор цветами","Массажные дорожки","Куклы народов Мира","Дорожная азбука"."Я и моя семья".

4. Творческие проекты в детском саду:"Елочка-зеленая иголочка"(елка из разных материалов,"Якутские музыкальные инструменты","Космонавтика","Игрушки своими руками",к 70-летию Великой Победы "Военная техника времен Отечественной войны".

В ходе проведения различных мероприятий родители наших воспитанников являются не только участниками,но и инициаторами. С активным участием родителей проведены конкурсы в группе "Туйаарыма Кур-2015","Отец с ребенком","Мать и дочка".

Вовлечение родителей в единое образовательное пространство-"Детский сад-семья" к совместной с детьми исследовательской,проектной и продуктивной деятельности, способствующей возникновению познавательной активности дало позитивные ркзультаты:работы родителейзаняли 1 место в улусном конкурсе"Самодельные национальные музыкальные инструменты",Дети стали лауреатами 1 степенив отборочном туре"Полярная звезда-2015"по номинациям "Разговорный жанр","Студия мод",дипломантами 3-й степенив конкурсе "Ункуулээ,ого саас",номинантами "Сааскы таммахтар","Дьуруьуй,сахам хомуьа","Фольклор".

Таким образом,метод проектов помогает вовлечь ребенка дошкольного возраста в процессе активной познавательной деятельности,позволяющей детям осознать,где,каким образом и для каких целей могут быть применены полученные знания. Эта технология-технология 21 века,предусматривающая умение человека адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни. Использовать в работе проектный метод имеет большое значение для развития современного общества.

Инновационный опыт работы по литературному образованию младших дошкольников Опытно-экспериментальная работа исследования была организована во второй младшей группе на базе МБДОУ № 4 комбинированного вида Рузаевского.

Обобщенный педагогический опыт Обобщенный педагогический опыт педагога муниципального образовательного учреждения МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 82 г. Карталы".

Педагогический опыт Актуальность и перспективность опыта. В настоящее время формирование представлений о воспитании патриотических чувств, становится приоритетным.

Читайте также: